Научная статья на тему 'Шри Ауробиндо о духовной трансформации и ее необходимости для духовного возрождения человечества'

Шри Ауробиндо о духовной трансформации и ее необходимости для духовного возрождения человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
393
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / HUMAN'S NATURE / SPIRITUAL TRANSFORMATION / SPIRITUAL REBIRTH OF MANKIND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крючкова Елена Семеновна

В статье рассматривается духовная трансформация как назревший путь в развитии человечества, путь духовного возрождения и расширения сознания, способный привести человека к божественному состоянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHRI AUROBINDO ABOUT SPIRITUAL TRANSFORMATION AND ITS NECESSITY FOR SPIRITUAL REBIRTH OF MANKIND

The article describes the spiritual transformation as long overdue way in development of mankind, the spiritual way of rebirth and extension of consciousness which can lead a human to the godlike condition.

Текст научной работы на тему «Шри Ауробиндо о духовной трансформации и ее необходимости для духовного возрождения человечества»

УДК 008

ШРИ АУРОБИНДО О ДУХОВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

© Елена Семеновна КРЮЧКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, начальник отдела информатизации образовательного процесса учебно-методического управления, e-mail: kreles@mail.ru

В статье рассматривается духовная трансформация как назревший путь в развитии человечества, путь духовного возрождения и расширения сознания, способный привести человека к божественному состоянию.

Ключевые слова: духовная трансформация; природа человека; духовное возрождение человечества.

Образ действий каждого человека в индивидуальной или социальной жизни на самом деле определяется равновесием двух взаимодополняющих сил. С одной стороны -это безусловная воля, главная движущая сила жизни, и с другой - преобразующая воля, которая порождается мыслями человека и действует через несовершенный разум, придавая этой жизненной силе сознательную почву. Обычно Жизнь человека концентрируется на его желаниях и нуждах, на потребности продолжать существование, расти, развиваться и получать наслаждение, в его стремлении к различным видам власти, обладания, деятельности, признания. Первоначальные усилия этой Жизненной Силы являются инстинктивными и в большей части подсознательными. При этом нужно признать, что жизнь подавляющего большинства людей направлена на удовлетворение в первую очередь физических желаний и нужд, таких как естественная потребность в продолжении существования, потребность роста и дальнейшего развития, а также потребность в получении различного рода наслаждений. На примере растительного и животного мира мы замечаем, насколько спонтанно и инстинктивно проявляет себя неисчерпаемая витальная энергия различных форм жизни Природы, насколько она подчинена этому автоматическому импульсу. С этой позиции наиболее понятна причина, заставившая не одного мыслителя устремиться на поиски истины, раскрывающей закон такой жизни в изначальной сути человека. Их старания породили различные теории, на основе которых выросли многие концепции развития отдельной личности и общества в целом. Но Шри

Ауробиндо верно подметил, что недостатком таких концепций является отсутствие в них понимания истинной природы человека. Примером является виталистическая философия Ницше, по идее которого задача состоит в развитии сверхчеловека из нынешнего совсем неудовлетворительного человеческого состояния, который не обрел еще свое истинное «я».

При анализе того, что есть истинное «я» и подлинная природа человека Шри Ауробиндо дает ответ, что это есть нечто Божественное. Предположим, что это так, только как найти в человеке зерно божественности и что служит тем прочным основанием, на котором сверхчеловек может надежно утвердиться, не опасаясь снова скатиться к этому низшему и несовершенному человеческому состоянию? [1, с. 245]. Уже стало ясно, что интеллектуальный разум и воля не могут стать этим основанием, потому как их деятельность слишком неустойчивая и при этом настолько подвластная и подчиненная низшей нашей природе, что даже если в ней и сокрыто некое зерно совершенной божественности, сама она едва ли может быть этим зерном и во всяком случае не обеспечивает нам того устойчивого и божественного равновесия, какого мы ищем. Поэтому мы говорим, что не интеллект и воля, но то высшее начало в нас, превосходящее Разум, - дух, сокрытый за оболочками нашей низшей природы, является сокровенным зерном божественности и превратится, когда его откроют и освободят, в светоносную силу, царящую над умом, в широкое основание, на котором сможет надежно утвердиться божественная жизнь человеческого существа [1, с. 247].

Конечно, для любого нормального человека сама мысль о сверхчеловеке становится пугающей и отталкивающей. Современному человеку едва удается удержаться в бешеном круговороте обычной жизни, поэтому новый уровень для него будет просто недосягаемо высоким. Шри Ауробиндо отмечает, что еще меньше ему нравится перспектива быть превзойденным, оставленным позади и оказаться в подчиненном положении - хотя смысл истинного сверхчеловечества заключается не в том, чтобы превзойти и господствовать как самоцели, но в том, чтобы раскрыть нашу нормальную человеческую природу чему-то, что ныне пребывает за ее пределами и все же является ее собственным идеальным предназначением [2, с. 233]. При этом мы понимаем, что само явление обыкновенной и нормальной человеческой природы уже можно признать некой аномалией в Природе. Следовательно, не совсем верно считать недостатком аномалию, обнаруженную в Природе. С известной осторожностью аномальные способности человека можно рассматривать как фактор более высокого его совершенствования, но это совершенство не обрело еще устойчивого порядка, не получило верную организацию своей жизни с учетом своей природы и своих способностей и на своем собственном уровне [1, с. 281], поэтому, хотя человек в своем развитии ушел бесконечно далеко по сравнению с растением или животным, он не достиг той полноты совершенства с точки зрения возможностей своей собственной природы, как растение или животное. Трудно не согласиться с мнением Шри Ауробиндо о том, что несовершенство - это наша отличительная особенность и потенциал для саморазвития, и возможность превзойти себя.

Объясняя причину несовершенства человека, можно сформулировать и признать, что человек обладает двоякой природой: животной природой, живущего своими инстинктами и желаниями, с целью увеличивать витальное обладание и витальное наслаждение, и разумностью существа, которая способна сознательно совершенствовать его, приближаясь к полубожественному состоянию, направленному на развитие не столько внешней жизни, сколько вовнутрь, в истину, благо и красоту. В этом заключается особен-

ная природа человека, его отличие от бессознательной материальной Природы.

Человек развил новую силу своего существа, которую Шри Ауробиндо предлагает называть новой силой души, и существо, сделавшее это, испытывает внутреннюю потребность не только смотреть на мир и все переоценивать в нем с этого нового, более высокого уровня развития, но и заставить всю свою природу подчиняться этой силе и в некотором смысле преобразовывать себя по ее подобию и даже преобразовывать, насколько это возможно, всю окружающую жизнь в некое подобие этой более великой истины и более великого закона. Именно в этом заключается истинный закон человека, его образ жизни, его способ совершенствования и подлинное его счастье [1, с. 290]. Поэтому для осуществления главной цели своей природы людям предстоит отыскать верный путь для трансформации, к которой еще не разу не подходил.

Первопричиной неудач человека, по мнению Шри Ауробиндо, является то, что основная воля направлена на удовлетворение и непреобразована и не устремлена на более высшее проявление. Воля как главный (наряду с любовью) духовный инструмент преобразования личности, выступает совершенной силой преобразования и способствует восхождению к высшим сферам бытия [3, с. 287]. Хотя у некоторых личностей получилось преобладание жизни высших частей, а низшая жизнь по-прежнему также протекала как и раньше под более или менее строгим надзором высшей силы, но в данном случае назвать транформацией этот процесс нельзя. Скорее, это преобладание одного над другим.

Целые эпохи опирались на человеческий разум, который изучил жизнь и материю для того, чтобы признать ум орудием этой жизни и материи. Примером такой эпохи был недавний век материализма. Прав Шри Ауробиндо, указывая, что таким «был характер материалистического, коммерческого, экономического века человечества - эпохи, когда этический ум все еще мучительно цеплялся за существование, но все больше теряя уверенность в себе, все больше сомневаясь в себе и подспудно готовясь сдать крепость морального закона жизненному инстинкту; эстетический инстинкт и интеллект пышно цвели наподобие некого довольно яркого эк-

зотического цветка, вроде редкой орхидеи, украшающей петлицу витального человека; а ум превратился в великолепного слугу Жизни и Материи. Титанически развившаяся в итоге витальная Жизнь заканчивается тем, чем всегда кончают Титаны: она сама разожгла свой собственный погребальный костер, пожар мировой войны - естественный результат, к которому привели борьба между наиболее «эффективными» и «цивилизованными» нациями за обладание и наслаждение миром, его богатством, рынками и доступными жизненными пространствами, гипертрофированное и избыточное развитие торговли, расширение имперских масштабов и имперской власти [1, с. 233]. Это стало причиной Первой мировой войны, т. к. являлось целью всей довоенной дипломатии и международной политики. Решение этой проблемы заключается в осознании божественного в нас, которое является нашим духовным «я», которое будет использовать наше ментальное существо и преобразовывать нашу витальную и физическую природу.

Для того чтобы осознать божественное в нас, понять духовное, Шри Ауробиндо рассматривает одним из этапов преобразования человека очищение эмоциональной части человеческого существа. Этот этап проходит только тогда, когда происходит освобождение от подчинения жаждам и чувствам, от привычек эмоциональной натуры реагировать на те или иные события. Но неизменной основой для человека должна быть любовь, которая свойственна сердцу, но эта любовь должна быть ровной и спокойной. Эта основа тоже должна проходить этапы очищения. Ведь в своей сущности любовь есть радость в единении со Всевышним

В Йоге вся любовь должна быть обращена ко Всевышнему, а при обращении ее к человеку или к другим существам, она должна проявляться только как чувство к сосудам Всевышнего. Эгоистические претензии не должны иметь в ней место.

Любовь в своей эссенции есть абсолютно чистая, кристальная, совершенная вещь, но в человеческом сознании она смешивается с более или менее значительным количеством грязи. Качество любви находится в соразмерности к преобразованию вашего сознания.

Инстинкт обладания есть основа витали-ческой любви [2, с. 195].

В трудах Вивеканады великий учитель раскрывает любовь как один из видов бхак-ти-йоги, ведущий к Богу. Бхакти-йога - самое естественное и действительное искание Бога, начинающееся, продолжающееся и кончающееся в любви. Одно мгновение безумия пламенной любви к Богу приносит вечную свободу. «Бхакти, - говорит Нарада в своем объяснении ее афоризмов, - это напряженная любовь к Богу. Когда человек обретает ее, он любит все, он не знает ненависти, он постоянно удовлетворен... Такая любовь не может быть низведена до устремленности к земным целям. Когда человек проникается ею, он любит все, всегда чувствует себя довольным» [3, с. 302].

По мнению Шри Ауробиндо, самый сильный способ очищения человеческого сердца это внутреннее полное обожание Всевышнего.

Любовь есть очиститель сердца, и путем приведения и превращения всех наших эмоций в выражения святой любви сердце очищают и совершенствуют. Однако и сама святая любовь нуждается в прояснении через святое знание. Сердечная любовь к Богу может быть слепой, узкой, несведущей и вести к фанатизму и обскурантизму. Она может даже, будучи чистой, ограничить наше совершенство путем отказа видеть Его иначе, чем только в ограниченной плоскости и этим отвратиться от подлинного и неограниченного видения. Сердечная любовь человека может равно вести к искажению и преувеличению в чувствах, действиях и знании и должна быть исправлена и предохранена от ошибок с помощью очищенного понимания [4, с. 562].

Затем правильная активность сердца может быть выведена на поверхность, ибо мы находим тогда, что за этой освобожденной от эмоций душой желаний была ждавшая пока душа любви, ясной радости и восторга, чистая душа, которая была покрыта искажениями гнева, страха, ненависти, отвращения, и не могла принять мир с беспристрастной любовью и радостью. Но очищенное сердце избавлено от гнева, избавлено от страха, от ненависти, ото всех шараханий и отталкиваний. Оно имеет всеобщую любовь, оно может принять с неволнуемым наслаждением и ясностью все разнообразия восхищений, которые Бог дает ему в миру [2, с. 387].

Отсюда следует утверждение Шри Ауробиндо, что существуют два метода очищения различных частей человеческого существа. Первый отрицающий - заставить выполнять части человеческого существа только свои функции, второй позитивный - выравнивание и успокоение действий всех частей человеческого существа.

Шри Ауробиндо утверждает, что для того, чтобы стать истинным йогом, выполнять работу Всевышнего, необходимо иметь огромное терпение и выносливость, преисполненными верой в правильности выбранного решения, полного веры в него, пройти без раздражения и утомления, несмотря на все препятствия на вашем пути.

Следовательно, мы должны следовать зову духа до конца в большей мере, чем любым другим требованиям. Но это высокое восхождение человечеству предстоит только совершить. Эта трансформация духа представляет собой перенесение центра нашей жизни в более высокое сознание и движущей силой нашей жизни должен стать не низший витальный импульс Природы, но та духовная сила, которую мы должны постичь. Эту трудную задачу человек должен выполнить.

Для выполнения этой задачи не подойдет ментальная идея, которая обращается с Духом, как с Жизнью, а также конкретная мен-

тальная идея или система религиозных ритуалов, соответствующая интеллектуальной истине, эстетическому критерию, этической норме и т. д. Из-за этого произошла остановка в развитии, упадок в Азии. Поэтому человек обретает истинную свободу и совершенство, когда заключенный в нем дух вырвется наружу сквозь формы ума и проявления жизни.

В заключении можно сказать, что путь человека к духовному сверхчеловечеству откроется тогда, когда, по словам Шри Ауро-биндо, человек признает во всеуслышание, что все, что развито в нем, его не удовлетворяет и что целью его будет стремление извлечь, раскрыть и выпустить на свободу великий Свет, заключенный в нем.

1. Шри Ауробиндо Гхош. Человеческий цикл / пер. с англ. Казань, 1992.

2. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез Йоги / пер. с англ. М., 2007.

3. Ромах О.В. Теория культуры. М., 2006.

4. Свами Вивекананда. Карма-Йога. Бхахти-Йога. Харвест, 2001.

Поступила в редакцию 3.1Q.2Q11 г.

UDC 008

SHRI AUROBINDO ABOUT SPIRITUAL TRANSFORMATION AND ITS NECESSITY FOR SPIRITUAL REBIRTH OF MANKIND

Elena Semyonovna KRYUCHKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Head of Informatization of Educational Process of Teaching and Methodics Department, e-mail: kreles@mail.ru

The article describes the spiritual transformation as long overdue way in development of mankind, the spiritual way of rebirth and extension of consciousness which can lead a human to the godlike condition.

Key words: spiritual transformation; human’s nature; spiritual rebirth of mankind.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.