УДК 338.43
С. Ю. ПЕТРОВА
ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
Ключевые слова: государственная поддержка, методика, сельское хозяйство, сельскохозяйственное страхование, сельскохозяйственная культура, страховая стоимость, эффективность.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы российского сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Автором усовершенствована методика определения страховой стоимости сельскохозяйственных культур.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой является важным инструментом государственного регулирования сельского хозяйства в странах-членах ВТО. Г осударственная поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей - это мера государственной поддержки, объемы которой правилами ВТО не ограничиваются.
Проблемам сельскохозяйственного страхования в России уделяется много научных работ. Ведь правильно сформированная единая система сельскохозяйственного страхования - это один из важнейших инструментов государственного регулирования сельского хозяйства.
На сегодняшний день в России действует Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [1], в котором устанавливается порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, требования к договору сельскохозяйственного страхования, план сельскохозяйственного страхования, объекты сельскохозяйственного страхования (в том числе сельскохозяйственные животные), сельскохозяйственные риски, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, компенсационные выплаты при сельскохозяйственном страховании.
Также разработана Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования на период до 2020 года (далее - Концепция) [7], в которой выделяются следующие основные проблемы сельскохозяй-
© Петрова С. Ю., 2014
ственного страхования с государственной поддержкой в России на современном этапе:
• сельскохозяйственное страхование не распространяется на имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей, составляющее основные средства производства, то есть отсутствует комплексная отраслевая защита от возможных рисков в сельскохозяйственном производстве;
• часто прямые и косвенные затраты на страхование сельскохозяйственного товаропроизводителя, даже при учете государственной поддержки, оказываются неприемлемыми для многих товаропроизводителей;
• отсутствие единых для всех правил регулирования ущерба и убытков, осуществляемого независимыми профессиональными оценщиками, способствует развитию непредусмотренных схем в страховании;
• дублирование источников компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба от рисков катастрофического характера, нерационального использования механизмов сельскохозяйственного страхования в качестве основного инструмента компенсации ущерба от катастрофических рисков;
• отсутствие единого подхода к осуществлению страхования с государственной поддержкой в сельском хозяйстве, а также комплексной системы отраслевого перестрахования;
• низкая информированность товаропроизводителей сельского хозяйства о возможностях страховой защиты, низкий уровень информационной поддержки сельскохозяйственного страхования со стороны государства.
Реализация Концепции предполагает рост застрахованных посевных площадей и поэтапное увеличение сельскохозяйственных товаропроизводителей, охваченных сельскохозяйственным страхованием с государственной поддержкой.
Сопоставление фактических и плановых, ожидаемых от реализации Концепции, показателей эффективности сельскохозяйственного страхования в России показывает, что ожидаемого развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в стране не наблюдается. Фактический удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади в 2011 году составил 20,1 %, что в два раза меньше планового (пессимистичного) показателя. А фактический удельный вес числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, охваченных сельскохозяйственным страхованием, к общему чис-
лу сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2011 году оказался в 4,5 раза меньше ожидаемого от реализации Концепции.
Единых правил страхования с субсидированием в сельском хозяйстве не существует.
Правила сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в Российской Федерации определяются Единым объединением страховщиков агропромышленного комплекса - Национальным союзом агростраховщиков (далее - НСА), который был создан в 2007 году при активной поддержке Министерства сельского хозяйства России, Министерства финансов России, Федеральной службы страхового надзора и Всероссийского союза страховщиков. Союз является центром развития современного страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой, отвечает интересам аграриев и страховщиков России. Г лавные задачи НСА - это формирование цивилизованного рынка сельскохозяйственного страхования, пропагандирование страховой культуры сельскохозяйственным товаропроизводителям, содействие эффективному использованию средств, выделяемых государством на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных рисков.
Соответствующие принципы (правила) сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России осуществляет также Ассоциация агропромышленных страховщиков - «Агропром-страх», основанная в 1995 году и обеспечивающая защиту аграрного бизнеса от природных рисков.
В статье 11 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [1] указано, что одним из возможных условий предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере сельскохозяйственного производства предусматривается наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
Согласно «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [2] государственная поддержка предоставляется в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета для возме-
щения части расходов сельскохозяйственных организаций и товаропроизводителей по оплате страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, которые осуществляют сельскохозяйственное страхование и являются членами объединения страховщиков.
Субсидии для возмещения части расходов сельскохозяйственных организаций и товаропроизводителей по оплате страховых премий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в размере 50 % начисленной страховой премии на расчетный счет страховой организации.
В статье 8 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [1] определяются следующие виды сельскохозяйственных рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки:
1. Оказание государственной поддержки при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и утраты (гибели) посадок многолетних насаждений.
2. Оказание государственной поддержки при страховании рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных.
То есть при субсидировании страхования в сельском хозяйстве учитываются только утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры, утрата (гибель) посадок многолетних насаждений, утрата (гибель) сельскохозяйственных животных.
По данным таблицы 1 [6], удельный вес государственной поддержки страхования в общей государственной поддержке сельскохозяйственных организаций в Нижегородской области в 2012 году уменьшился на 6,2 %.
Таким образом, система сельскохозяйственного страхования еще недостаточно развита в нашей стране, в частности в Нижегородской области, необходимо ее совершенствование.
Сельскохозяйственное производство имеет высокую степень риска. Особое внимание в области страхования уделяется страхованию урожая сельскохозяйственных культур, так как именно растениеводство занимает наибольший удельный вес в сельскохозяйственном производстве, по сравнению с другими отраслями, и в большей мере подвержено воздействию природно-климатических рисков.
Для успешной работы сельскохозяйственной организации необходимо определить все возможные потери от рисков, которые возможны в процессе производства и реализации продукции.
Риск - это опасность потенциально возможной (вероятной) потери ресурсов, опасность не получить какую-то часть доходов, угроза того, что предприниматель может понести потери в виде дополнительных, не предусмотренных проектом или программой действий расходов, либо получить доход ниже того, на который предприниматель рассчитывал [5, с. 432].
В агропромышленном производстве потери (утраты) от риска в предпринимательской деятельности принято делить на материальные, финансовые, трудовые, временные и специальные.
Таблица 1 - Государственная поддержка сельскохозяйственного страхования в Нижегородской области
Показатель Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Совокупная государственная поддержка сельско-
хозяйственного страхования, млн рублей Общая государственная поддержка 142,1 89,4 72,7 59,8 99,8 109,6 138,7
(из областного и федерального бюджетов), млн рублей Удельный вес государственной поддержки страхования в 1 638,4 2 613,8 3 816,6 3 549,7 4 851,0 5 623,5 5 627,2
общей государственной поддержке сельскохозяйственных организаций, % 8,7 3,4 1,9 1,7 2 1,9 2,5
К важнейшим финансовым и материальным потерям сельскохозяйственной организации относятся утрата (гибель) урожая сельскохо-
зяйственной культуры, утрата (гибель) посадок многолетних насаждений, утрата (гибель) сельскохозяйственных животных.
Также необходимо отметить, что финансовые потери - это и следствие финансовых рисков предпринимательской деятельности в условиях рынка:
• рисков, связанных с покупательной способностью денег (инфляционные, дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности);
• рисков, связанных с организацией хозяйственной деятельности (риски коммерческого кредита, оборотные риски);
• рисков, связанных с вложением капитала (инвестиционные риски).
Законодательство Российской Федерации утверждает методику определения страховой стоимости сельскохозяйственных животных и методику определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений [3; 4].
Страховая стоимость урожая конкретной сельскохозяйственной культуры определяется как произведение:
1) средней цены производителей соответствующего основного вида продукции растениеводства по конкретной сельскохозяйственной культуре, сложившейся по субъекту Российской Федерации за предшествующий страхованию год;
2) размера посевной (посадочной) площади под конкретной сельскохозяйственной культурой в текущем году;
3) средней урожайности конкретной сельскохозяйственной культуры с посевной (посадочной) площади, сложившейся за пять предшествующих лет.
Использование средней цены, по мнению автора, не совсем корректно, так как цена реализации зависит от многих факторов - инфляции, спроса, предложения, затрат, мировых цен, и может значительно колебаться в течение года, то есть существующая методика не учитывает финансовые потери сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для устранения этого недостатка предлагается вместо средней цены производителей за год, предшествующий году страхования, использовать гарантированную цену на год страхования, которая рассчитывается по формуле:
Цг = Сс,- (100 + Нр.)%, (1)
где Цг - гарантированная цена на год страхования;
С - средняя себестоимость вида продукции растениеводства по
ср.
конкретной сельскохозяйственной культуре, сложившейся по субъекту Российской Федерации за предшествующий страхованию год;
Нр - норма рентабельности сельского хозяйства (20-30 %).
Согласно российскому законодательству гарантированная цена должна обеспечивать нормальные условия сельскохозяйственным товаропроизводителям для получения доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены должны устанавливаться органами государственной власти субъекта.
В случае, если гарантированная цена оказывается меньше средней цены производителей за предшествующий страхованию год, при расчете страховой стоимости использование гарантированной цены необязательно.
Апробация усовершенствованной методики расчета страховой стоимости урожая зерновых на примере ЗАО «Покровская слобода» Княгининского района Нижегородской области показала ее эффективность, так как при наступлении страхового случая объем страховой выплаты увеличивается в 1,05 раза (таблица 2).
По мнению автора, сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой должно стать обязательным для всех сельскохозяйственных организаций и товаропроизводителей.
Таблица 2 - Расчет страховой выплаты при ущербе зерновых культур в ЗАО «Покровская слобода»
Княгининского района Нижегородской области в 2013 году
Показатель Значения показателей (по усовер-шенство-ванной методике) Значения показателей (по су-щест-вующей методике) Абсолютные отклонения показателей
Средняя урожайность за 5 лет, ц/га Посевная площадь, га Г арантированная цена, руб./ц Средняя цена производителя за год, руб./ц Страховая стоимость, руб. 27,46 4 760 646,2 84 464 543,52 27,46 4 760 612,7 80 085 771,92 0 0 4 378 771,6
Продолжение таблицы 2
Страховая сумма (80 % от страховой стоимости), руб. 67 571 634,82 64 068 617,54 3 503 017,28
Фактическая урожайность, ц/га 24 24 0
Стоимость выращенного урожая, руб. 73 821 888 69 994 848 3 827 040
Ущерб (разность страховой стоимости и стоимости выращенного урожая), руб. 10 642 655,52 10 090 923,92 551 731,6
Страховая выплата (ущерб х страховая сумма / страховая стоимость), руб. 8 514 124,416 8 072 739,136 441 385,28
Также необходимо расширить ряд объектов, подлежащих страхованию с государственной поддержкой, включить сельскохозяйственную технику, которая важна для производства продукции растениеводства, оказывать государственную поддержку при утрате (потери) сельскохозяйственной техники товаропроизводителей или организаций в результате воздействия, например, следующих событий:
1) стихийные бедствия (землетрясение, ураганный ветер, наводнение);
2) пожар.
Усовершенствованная методика расчета страховой стоимости сельскохозяйственных культур будет способствовать оказанию всесторонней помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в случае различных потерь.
Когда система страхования с государственной поддержкой в сельском хозяйстве станет ясной и понятной, с существованием единого союза страховщиков, утверждающим единые правила для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда отпадет необходимость в осуществлении некоторых видов государственной поддержки, которые не отвечают требованиям ВТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. Система Консультант Плюс. иКЬ: www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] Система Консультант Плюс. иКЬ: www.consultant.ru.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1371 (ред. от 26.08.2013) «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» [Электронный ресурс]. Система Консультант Плюс. иКЬ: www.consultant.ru.
4. Приказ Минсельхоза России от 14.03.2013 № 133 «Об утверждении методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных» [Электронный ресурс]. Система Консультант Плюс. иКЬ: www.consultant.ru.
5. Нечаев В. И. Организация производства и предпринимательской деятельности в АПК: Учебник / В. И. Нечаев, П. Ф. Парамонов / КубГАУ. Краснодар, 2007. 466 с.
6. Статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой в 2007-2011 гг. и состоянию однолетних культур и многолетних насаждений в Российской Федерации в 2007-2010 гг.: Информационно-практическая брошюра М.: Минсельхоз России, ФГБУ «ФАГПССАП». 2012 г. 123 с.: ил.
7. Официальный сайт ФГБУ «ФАГПССАП» иКЬ: http://www.fagps.ru/index.php/deyatelnost/kontseptsiya/kontseptsiya-sovershenstvovaniya-selskokhozyajstvennogo-strakhovaniya
EFFECTIVE SYSTEM OF AGRICULTURAL INSURANCE WITH STATE SUPPORT
Keywords: government support, method, agriculture, agricultural insurance , insurance value , efficiency.
Annotation. The article deals with problems of Russian agricultural insurance with state support as well as presents the improved method of determining the cost of insurance of crops.
ПЕТРОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
PETROVA SVETLANA URIEVNA - lecturer of the chair «Information Systems and Technologies», Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).