Научная статья на тему 'Эффективная оценка как процессуальная проблема реализации стратегии организации'

Эффективная оценка как процессуальная проблема реализации стратегии организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / АНАЛИЗ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кесаев С.А.

Выбор стратегии является тяжелой задачей для менеджера, но более важной ставится задача подбора эффективных методов и инструментов контроля за процессом стратегии и оценки ее итогов. Выбор реальных методов оценки стратегического контроля может уменьшить затраты реализации стратегии и сократить время трудозатрат компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективная оценка как процессуальная проблема реализации стратегии организации»

Литература

1. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент. - Нижний Новгород, 2010. - 192 с.

2. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1, с. 3-14.

3. Кожевина О.В. Управление изменениями. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 286 с.

4. Коттер Дж. Впереди перемен: почему компаниям не удается организационная перестройка // Управление изменениями / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -С. 9-30.

5. Лузин А.Е. Ключевые концепции современного менеджмента: словарь управленческого революционера. - М: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 184 с. - (ЭКО).

6. Мадера А.Г. Метод прогнозирования вероятностей актуализации последствий принятых решений в условиях неопределенности // Менеджмент в России и за рубежом.

2012. № 6, с. 21 -29.

7. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования. - М., 2006. - 240

с.

8. Хичкок Д. От первопроходцев к первым инновациям // Business Excellence.

2013. № 2, с. 14-19.

9. Kanter R. The Change Master: Innovation and Enterpreuneurshipin the American Corporation / by Rosabeth Moss Kanter. - Touchston Books, 1985.

10. http://chumanresources.com (Change Management and Organization Development).

С.А. Кесаев

эффективная оценка как процессуальная проблема реализации стратегии организации

Аннотация. Выбор стратегии является тяжелой задачей для менеджера, но более важной ставится задача подбора эффективных методов и инструментов контроля за процессом стратегии и оценки ее итогов. Выбор реальных методов оценки стратегического контроля может уменьшить затраты реализации стратегии и сократить время трудозатрат компании.

Ключевые слова: реализация стратегии, комплексная оценка, анализ оценки реализации стратегии, эффективность.

Неотъемлемой частью в ходе реализации стратегии является оценка и контроль. Реализация стратегии самый проблемный участок стратегического менеджмента. Все стратегические шаги организации, начиная с выявлением проблем и формулировки миссии организации и кончая выбором стратегии, могут остановиться в ходе ее реализации. В связи с постоянно-изменчивой внешней средой, широкой конкуренцией и недостатком кадрового потенциала оценка и контроль являются одними из ключевых составляющих реализации стратегии.

Эффективная система оценки предполагает наличия нескольких основных элементов (рис.). Исследование показывают, что на эффективную оценку реализации стратегии влияют следующие элементы:

1. Влияние мотивации. Перед тем, как оценка сможет быть возведена, у менеджера организации, возможно, появится желание оценить показатели или саму стратегию, которую он или его группа хотят реализовать. Это стремление обусловлено понимание того, что необходимо достигать соответствия между данной стратегией и организацией.

© С.А. Кесаев, 2013

Рис. Основные элементы влияния на оценку реализации стратегии

2. Влияние информации. Другим влиянием оценки является информация в комфортной для использования форме, позволяющая оценить разработанную стратегию, и выявить последствия в ходе реализации. Применение эффективной системы обработки и сбора управленческой и прочей информации, отчет о возможных результатах их реализации позволит поставить максимально точную и вероятную оценку реализации стратегии.

3. Делегирование оценки. Стратегии оцениваются по определенным критериям:

- Поэтапность осуществления реализации стратегии. Реализация стратегия происходит поэтапно и цель верхнего уровня не должна содержать несогласованность с целью уровнем более низкого уровня.

- Сопоставимость с требованиями внешнего и внутреннего окружения. Стратегия должна соответствовать внешнему окружению и внутренней среде.

- Реальность реализации стратегии. Реализация стратегия не должна ни превышать имеющиеся ресурсы, ни порождать не решаемые задачи в будущем.

- Доступность для стейкхолдеров. Реализация стратегия должна разделяться ожиданиям конкретных, заинтересованных групп.

- Преимущество в конкурентной среде. Стратегия должна создавать или поддерживать конкурентные преимущества в избранной области.

4. Обратная связь. Решения и действия по результатам оценки реализации стратегии. Оценка не является завершающим этапом. Она направляет решения о реализации стратегии и способствует определению ее действенности. Должны быть разработаны и реализованы соответствующие системы корректирующих последствий, основанные на оценке получившей информации.

Как и в любой сфере, оценку реализации стратегии можно разделить на:

- Количественную.

- Качественную.

Количественная оценка - важнейший показатель в реализации стратегии организации. Для количественной оценки финансового и стратегического положения в ходе реализации организации можно изучить два направления:

- достижение или провал компании по сравнению с базовым состоянием;

- соответствие показателей организации средним по отрасли.

Количественные показателям, способные оценить эффективность реализации стратегии:

- показатели характеризующие соответствие со средними темпами отрасли

- увеличение объема продаж по сравнению с ростом объема продаж в своей отрасли;

- преимущество организации в технологиях, качестве продукции, инновациях, быстроте внедрения на рынок новых товаров, стимулируя предпочтение покупателей, скорости исполнения заказов электронной коммерции, уровне цен.

- изменение финансового состояния организации

- динамика таких показателей, окупаемость инвестиций, добавленная экономическая стоимость, как чистая прибыль; их анализ с данными конкурентов;

- изменение внутренних показателей: процент брака, количество возвратов продукции, себестоимость единицы продукции, мотивация персонала и пр.;

- привлечение новых клиентов при сохранении прежних;

- динамика курса акций организаций и соотношение номинальной и рыночной стоимости акций в текущей оценке акционеров

- престиж и имидж компании на рынке;

- изменение прибыли компании по отношению с прибылью конкурирующих участников рынка.

Качественная оценка характеризует полноту реализации стратегии, контроль и мониторинг на всех ее участках, показывает, насколько стратегический разрыв реализации стратегии сопоставим с ее разработкой. Перед наукой встают следующие вопросы, связанные с качественной оценкой:

- Что контролировать и как проверять?

- Какие показатели взять за стандарты при качественной оценке?

- Как дать качественную оценку контролируемого объекта?

- Как определить корректировку стратегии, и в каких случаях она необходима?

Это только малая часть нерешенных вопросов, связанных с качественной оценкой

при реализации стратегии. Из за неточностей расчетов и неопределенности в решениях, стратегический проект может превратиться в пустую идею. Качественная оценка является показателем мониторинга, контроля над всем процессом реализации [1].

В результате исследований наметились следующие пути дальнейшего совершенствования качественной оценки при реализации стратегии организации:

- осуществить нормирование и ввести качественные ориентиры реализации стратегии;

- комплексно исследовать влияние факторов на качественную оценку;

- создать и обосновать программу качественной оценки;

- четко разграничить качественную и количественную оценку реализации стратегии;

- определить эффективность потенциала влияния качественной оценки на реализацию стратегии в организации;

- систематизировать и конкретизировать весь процесс выставления качественной оценки реализации стратегии.

В оценке реализации стратегии существуют потенциальные трудности. Они могут быть раскрыты следующими причинами:

- требуемая для оценки реализации стратегии информация может быть недоступна или доступна в ограниченной форме, а так же несвоевременна. Оценка реализации стратегии не может быть продуктивней информации, на основе которой эта оценка создана.

- явление значительных расхождений о том, какими критериями оценивать реализацию стратегии. Существование расхождений критериев как политизированный процесс.

- выявление количества информации, необходимой для воссоздания реалистических прогнозов доходности.

- отсутствие желания руководства проводить систематическую активность по оценке из-за неэффективности и непроизводительности.

- созданный принцип оценки может быть сложным.

Если проводить анализ отдачи от реализации стратегии то, как уже отмечалось, при строении стратегии следует разработать критерии оценки в виде процесса ее реализации и оценки конечного состояния организации. Данный процесс оценки и есть комплексный анализ отдачи от реализации стратегии. При всем многообразии целей и задач, интересующих организаций в стратегическом менеджменте, и различение видов организаций, необходимо выделить несколько сообществ и технологий анализа, которые позволяют оптимально оценить как количественные, так и качественные изменения, произошедшие в компании. Отдельного внимания требуют финансовые показатели стратегического анализа [2].

1. При оценке реализации стратегии выражение эффективной системы финансовой информации должна обладать следующими характеристиками:

- Система оптимальной информации должна быть взаимосвязана с ключевыми целями и конкретными задачами стратегии.

- Система должна актуально представлять информацию.

- Система должна отображать достоверную картину происходящего. Точечное отображение информации

- Обеспечение действий и направлений тем лицам в компании, которые должны предпринимать основанные действия.

- Способствование развитию здравого смысла и взаимовыручки. Отсутствие разрывов между подразделениями из-за вопросов оценки.

- Предоставление оптимальных финансовых отчетов. Проверка качественной системы является не сложность а ее полезность

- Многогранность эффективных систем финансовой информации.

2. Оценка стратегии выделяет оценку выработанных стратегических аспектов для определения их готовности и сравнение конечных результатов реализации стратегии с достижением целей.

Эффективный метод оценки требует наличия следующих элементов: информации, мотивации, и критериев оценки принятия управленческих решений по результатам оценки реализации стратегии.

Определение следующих критерий оценки реализации стратегии:

- преимущество по отношению к конкурентам

- последовательность реализации стратегии

- осуществимость стратегии

- совместимость с требованиями среды

- положительная оценка групп влияния

В реальности существуют методы оценки стратегии. Самыми продуктивными и эффективными являются следующие методы: матрица МакКинси, анализ заказного портфеля, анализ жизненного цикла, бенчмаркинг.

3. Анализ отдачи от стратегии есть отношение анализа прибыльности и анализ затрат и конечных результатов.

Анализ позволяет определить, перевешивают ли результаты исследуемого варианта стратегии затраты, и определяет возможность управленцам выбрать альтернативу, обеспечивающую максимальный чистый доход.

В случае контроля оценки реализации стратегий данные анализа приобретают вполне определенную форму, обусловленную тем, что стратегическое планирование направлено на выявление того, в каком изменении реализация стратегии достигает поставленной цели фирмы. Данный факт отличает стратегический контроль от оперативного и управленческого контроля, так как его не цель в правильности осуществления стратегии или детальность выполнения конкретных работ, операций и функций. Стратегическая оценка сконцентрирована на выяснении того, возможно ли в будущем реализовывать разработанную стратегию, и насколько будет эффективна ее реализация к выполнению поставленных целей и задач. Корректировка по анализу оценки реализации стратегии и контроля, может касаться как реализуемой стратегии, так и миссии и целям компании.

Литература

1. Официальные периодические издания Маркетинговые услуги и исследования V-RATIO(MCK), 2006-2011, URL : http://www.v-ratio.ru/

2. Таскаева С. Эффективная организация. Изд. юнайтед пресс, 2009. - С. 146.

Т.В. Коренькова А.А. Чекан

проблемы делегирования полномочий в процессе управления персоналом промышленных организаций!

Аннотация. Большинство руководителей признает целесообразность делегирования полномочий в процессе управления персоналом. Однако когда речь идет о конкретной ситуации, многие стремятся доказать, что данный механизм неприменим к их участку работы. Главным аргументом при этом становятся жалобы на недостающую компетентность подчиненных. Делегирование - передача другому лицу задач и полномочий, права принимать решения, а также ответственности за их выполнение. О том, как внедрить в организации эффективную систему делегирования, рассмотрим на примере промышленного предприятия в данной статье.

Ключевые слова: делегирование полномочий, полномочия, ответственность, персонал.

Делегирование полномочий предполагает, что менеджер не является авторитарным руководителем, склонным к единоличному принятию решений, а передает часть своих полномочий подчиненным, одновременно обучая их. Делегирование полномочий основано на четком понимании целей и не менее четком формулировании задач. В проблеме передачи полномочий важна не суть, а форма. Не что мы передаем подчиненному, а как это делаем [3].

Использование механизма делегирования полномочий позволяет [4]:

- освободить руководителя от оперативного управления процессом;

- усилить мотивацию персонала;

- повысить уровень оперативности реагирования компании на внешние факторы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный метод управления накладывает меньше ограничений на персонал компании, предоставляя больше свободы в достижении целей организации.

© Т.В. Коренькова, А.А. Чекан, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.