Научная статья на тему 'Эффективная коррупция как инструмент обеспечения стабильного положения российских компаний на рынке'

Эффективная коррупция как инструмент обеспечения стабильного положения российских компаний на рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЯ / CORRUPTION / POWER AND THE STATE / ECONOMIC ACTIVITY / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доля В. Е.

В статье институт коррупции рассматривается как неизбежный в условиях высоких трансакционных издержек легитимного ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective corruption as a tool to ensure a stable position of Russian companies on the market

In article Institute for corruption is regarded as inevitable in the context of high transaction costs of legitimate business.

Текст научной работы на тему «Эффективная коррупция как инструмент обеспечения стабильного положения российских компаний на рынке»

ЭФФЕКТИВНАЯ КОРРУПЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ

ДОЛЯ В.Е.

аспирант, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88

В статье институт коррупции рассматривается как неизбежный в условиях высоких трансакционных издержек легитимного ведения бизнеса.

Ключевые слова: коррупция; власть и государство; экономическая активность; ограничения.

In article Institute for corruption is regarded as inevitable in the context of high transaction costs of legitimate business.

Keywords: corruption; power and the state; economic activity; restrictions.

Коды классификатора JEL: P37.

Коррупция представляет собой устойчивую систему взаимовыгодных отношений бизнеса и представителей государственной власти, мотивированных на получение личных материальных выгод. Исторически корни коррупции восходят к обычаю делать подарки с целью добиться к себе доброго расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. В то же время экономически ношение подарков представляет собой своего рода плату за оказываемую услугу. По мере развития и совершенствования системы государственного управления, усиления роли исполнительной власти (министерств, ведомств и др.) появились профессиональные чиновники (госуправленцы), которые должны за фиксированное жалованье служить на благо своему народу, развивать общественный сектор экономики. На практике чиновники наоборот стремятся воспользоваться своим «особым» положением и выстроить систему взаимоотношений таким образом, чтобы наращивать личные доходы и получать социальные выгоды (статус, властные полномочия).

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нем он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом» [6, c. 89].

Начиная с конца XVIII века на Западе в обществе начало формироваться негативное отношение к ищущим выгоду чиновникам. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. Но во второй половине XX века коррупция все больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что процветающая коррупция в одной стране стала негативно сказываться на экономическом развитии других стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своем выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции» [20].

В настоящее время рассматриваемая система отношений, выстроена таким образом, что позволяет при минимальных затратах извлекать максимальную полезность, формировать рентоориентированное поведение заинтересованных субъектов экономических отношений. Руководствуясь примерами из социально-экономической практики, наблюдениями, анализом экономической ситуации в современной России, рассмотрим социально-экономический феномен эффективной коррупции как инструмент обеспечения устойчивости российских компаний.

© В.Е. Доля, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

Традиционно в России много говорят о борьбе с коррупцией, о том, что это негативное явление, которое наносит колоссальный ущерб всем экономическим субъектам и государству в целом. Данная проблема остается актуальной независимо от этапа экономического развития и типа экономической системы. Если в условиях административной системы коррумпированность приобретала завуалированные формы, была менее открыта, то в рыночной экономике подкуп чиновников и должностных лиц стал необходимой частью экономической деятельности (трансакционными издержками) представителей крупного и среднего бизнеса.

Несмотря на исследовательский интерес к данной проблеме, ее отдельные аспекты недостаточно разработаны, в частности, эффективно организованная система взаимовыгодных отношений бизнеса и власти может выступать инструментом повышения устойчивости компаний в рыночных условиях. Так, например Аминов Д.И. рассматривал систему коррупции как социально-правовой феномен, выделял направления ее преодоления. Аспекты институционализации коррупционных отношений нашли отражение в работах Тимофеева Л.М. Румянцева Е.Е. рассматривала коррупцию как противоположность демократии Козонов Э.Ю. поднимал вопросы об истоках коррупции и путях ее преодоления. Это свидетельствует о том, что коррупционный вопрос является, пожалуй, одним из самых популярных в настоящее время в России [17, с. 9]. Но, в большинстве своем, в современных исследованиях феномен коррупции рассматривается с позиции негативного проявления в обществе, выраженного в низкой эффективности функционирования экономики общественного сетктора, в снижении доверия населения представителям власти и государства в целом. В этой связи актуальными являются вопросы экономической целесообразности сохранения данной системы отношений как инструмента активизации бизнеса, обеспечения его стабильности в условиях рыночной экономики.

Согласно данным исследований [18], в государствах со стабильной ситуацией и эффективным законодательством негативные последствия от коррупции могут превышать позитивные в 50-100 раз. Однако в том случае, если в стране нет отлаженной системы управления и плохо развито законодательство о защите собственности, коррупция может дать неожиданно сильный положительный эффект.

Негативное отношение к коррупционной деятельности зачастую обосновывается утилитарными соображениями: считается, что коррупция, подрывая законность в стране, приводит к увеличению экономических издержек при ведении бизнеса, а значит, ограничивает продуктивную деятельность и инвестиции, что оборачивается отрицательными последствиями с точки зрения экономического роста и развития человека.

Если речь идет о ситуации, когда права личности и собственности эффективно защищаются законом, эти аргументы представляются логичными, но они не относятся к тем странам, где прочное верховенство закона не установлено и не соблюдается последовательно. Другими словами, выгоды от коррупционной деятельности — стоимость, создаваемая в результате дополнительных продуктивных трансакций, которые она позволяет осуществить, — могут превышать издержки. Такая ситуация наиболее вероятна, когда законные возможности для занятия бизнесом сильно ограничиваются. Часто коррупция представляет собой «присвоение ренты», действия, ограничивающие экономическую активность — например, когда частные компании защищают себя от конкурентов с помощью государства. Но коррупция может приводить и к расширению масштабов экономической деятельности — в частности, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов. Именно на этой основе базируется институт эффективной коррупции.

Таким образом, когда защита прав собственности слаба, коррупция может существенным образом способствовать расширению экономической деятельности. Там же, где собственность защищается эффективно, главный экономический эффект коррупции носит ограничительный характер.

В странах с неэффективной системой управления проявляются значительные позитивные эффекты коррупции. Многие виды коррупционной деятельности служат заменителем отсутствующих или неудачных законов. Подобные результаты позволяют предположить: когда коррупция в масштабах страны способствует росту, прямые кампании против нее могут встретить ожесточенное сопротивление и обернуться дорогостоящим противоборством. В этих обстоятельствах более уместной представляется задача фундаментального улучшения государственных институтов.

Когда реальный диапазон легальных возможностей, открывающихся перед экономическими агентами, ограничен, коррупционные отношения являются импульсом для активизации механизма коммерции. Коррупционная система способствует созданию стоимости, росту продуктивных инвестиций. Так во многих государствах Латинской Америки лицензионные ограничения на многие виды бизнеса активизируют теневую экономику, при этом ключевым инструментом ее поддержания является система взяточничества.

В данном аспекте коррупция не просто оправдывает себя, но и создает реальные предпосылки для формирования неформального института эффективной коррупции.

Здесь мы рассматриваем область взаимовыгодной коррупционной активности, где инициатива исходит, как правило, от бизнес-структуры, либо иной заинтересованной стороны, а отношения строятся на принципах экономической целесообразности и рентабельности коррупционной сделки. Таким образом,

в рассматриваемой нами сфере коррупционных отношений стороны, между которыми возникают отношения по поводу реализации определенных интересов конкретных экономических агентов путем вступления в коррупционный сговор по системе «принципал — агент», выступают по отношению друг к другу скорее как бизнес-партнеры, нежели как представители власти, с одной стороны, и бизнеса — с другой. В этой связи мы можем говорить о коррупции как о системе взаимоотношений, повышающей благосостояние и эффективность взаимодействующих субъектов, то есть об институте эффективной коррупции в рамках системы «принципал — агент».

Вступление в неформальные отношения представителей бизнеса и власти обусловлено необходимостью решения организационно-экономических вопросов в рамках производственной, коммерческой и других видов предпринимательской деятельности. В условиях рыночной экономики любая фирма независимо от масштабов предпринимательской деятельности (малая, средняя, крупная) ориентирована, прежде всего, на получение прибыли и ее максимизацию в процессе своей деятельности, в меньшей степени на достижение социальной справедливости в контексте концепции социально ответственного поведения [16, с. 37]. Кроме того, в процессе своей деятельности фирмы вступают друг с другом в конкурентную борьбу, которая является неотъемлемой частью рыночного экономического взаимодействия. Успех каждого рыночного агента зависит от степени его эффективности, мобильности, конкурентоспособности, доли, занимаемой его бизнесом на рынке, и устойчивости к различного рода негативным явлениям, например, к условиям экономического кризиса. Экономическая обусловленность хозяйственной (коммерческой) деятельности организаций определяется успешностью, эффективностью, или недостаточной результативностью экономической деятельности в условиях рынка, но не ограничена только экономическими причинами успеха или неудачи каждой конкретной фирмы. В этой связи исследовательский интерес представляют проблемы формирования выгоды от социального взаимодействия, то, благодаря чему отдельный рыночный агент достигает того или иного уровня конкурентной устойчивости, какую стратегию выбирает и какие факторы оказывают наибольшее, решающее воздействие на конечный результат экономической деятельности.

Российская институционально-нормативная среда предполагает сращивание представителей бизнеса с государственными чиновниками по многим вопросам, таким как лицензирование, всевозможные разрешения, госзаказы и многое другое [13, с. 356]. Оперативность взаимодействия с государством, лоббирование интересов конкретных рыночных агентов зачастую оказывают решающее воздействие на успешное ведение деятельности данными агентами. Теоретическим примером может служить рентоориентированное поведение — деятельность индивидуумов, организаций или фирм, направленная на получение выгод путем манипулирования законодательными или экономическими условиями, а не путем производства и продажи товаров или услу г. Рентоориентированное поведение в области экономического регулирования часто возникает в форме лоббирования. Концепция рентоориентированного поведения применяется к описанию коррупции чиновников, требующих и получающих откаты за положительное решение вопроса. Примером являются чиновники налоговой службы, получающие взятки за снижение налоговой нагрузки на своих клиентов [9, с. 126]. Рентоориентированное поведение может приводить к возникновению значительного риска недобросовестного поведения. Если «покупка» благоприятного экономического окружения оказывается дешевле, нежели построение более эффективного производства, агенты будут выбирать первую возможность, получая доходы, не связанные с их вкладом в общественное благосостояние. Это приводит к неоптимальному распределению ресурсов, — затратам средств на лоббирование и контр-лоббирование, вместо вложений в исследования и разработки, улучшение бизнес-процессов, профессиональное развитие или дополнительные капитальные блага, — что, в конечном счете, тормозит экономический рост. Что касается российской практики, то тут можно привести следующую статистику: средний размер бытовой взятки в России составляет около 5 тыс. рублей. В деловой сфере этот показатель исчисляется сотнями тысяч долларов [15, с. 20].

27 октября 2010 г. заместитель начальника департамента экономической безопасности МВД Александр Назаров констатировал, что средний размер взятки в России по сравнению с прошлым годом вырос почти в 1,5 раза. «За девять месяцев 2010 г. средняя сумма взятки превысила 42,5 тыс. руб., а коммерческого подкупа — приблизилась к 90 тыс. руб.», — заявил Назаров. Ранее Генпрокуратура сообщила, что средний размер взятки в России вырос до 30,5 тыс. рублей. По оценке надзорного ведомства, в 2009 г. этот показатель составлял 23,1 тыс. руб. [15, с. 12].

Масштабы коррумпированности экономики увеличиваются вследствие роста чиновничьего аппарата. Положительная динамика численности госчиновников, представленная на рисунке 1, свидетельствует о несоответствии провозглашаемом в верхах сокращении госаппарата и реальным ростом масштабов чиновников различного ранга. Так, по данным федеральной службы госстатистики численность работников государственных органов и органов местного самоуправления по ветвям власти и уровням управления в 2009 г. составила 1674,8 тыс. чел., что на 57,7% больше по сравнению с 1995 г. [12, с. 56].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

ТЕІІІІА ЕСОІХІОМІСІІБ ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

Рис. 1. Алгоритм реформы системы госуправления1

Таким образом, в виду того, что государственный аппарат в лице чиновников различного ранга имеет абсолютно легитимные полномочия, связанные с воздействием на деятельность организаций практически во всех сферах экономики, то уже не экономические показатели эффективности, производительности и т.д. оказываются в центре внимания последних, а процесс налаживания связей и взаимовыгодных отношений в государственных структурах, процесс накопления социального капитала в сфере государственного управления рассматривается как необходимое условие успеха и обеспечения стабильности на рынке. Однако в общенациональном масштабе такая система ведения бизнеса является тормозом экономического прогресса и препятствует повышению благосостояния населения, потому что обладание технологиями или любыми другими экономическими преимуществами оказывается бессмысленным обременением при наличии вполне легальных, установленных законом, блокирующих преград со стороны государства.

Возможность обойти установленные законом рамки, ускорить процесс рассмотрения и принятия решений, а так же лоббировать свои интересы в кругах чиновников может оказать позитивное воздействие на общие экономические показатели деятельности, например, позволяет сократить издержки и, тем самым, увеличить прибыль. При этом представители чиновничества так же, руководствуясь личной выгодой, идут навстречу бизнесу, создают временные благоприятные условия [14, с. 60-62].

Рассматривая коррупцию как партнерство бизнеса и власти в сфере экономических интересов, отметим, что данное взаимодействие строится на основе обоюдной выгоды. В широком смысле в России рассматриваемый коррупционный рынок принимает форму факторного рынка, на котором власть обладает ресурсом, необходимым представителям бизнеса для создания наиболее выгодных условий ведения деятельности. Тем самым бизнес имеет возможность сокращать свои издержки и приобретать дополнительные бонусы, получая выгодные заказы, экономя время и финансовые ресурсы, занимая привилегированное положение по отношению к конкурентам или попросту имея возможность заниматься определенной деятельностью в обход нормам, установленным законом [3, с. 89-90].

Таким образом, коррупционные схемы в данном аспекте имеют в основе чистые экономические обоснования и побудительные мотивы. Каждая из сторон, совершающих сделку, обладает ресурсом, имеющим ценность для контрагента. Вступая в кооперацию, «партнеры» повышают степень своего благосостояния.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что коррупционная активность имеет в своей основе здоровый рыночный интерес к обогащению. В настоящее время создаются предпосылки к становлению «рынка коррупционных услуг» в масштабе государства [8, с. 57].

Социально-экономические неформальные связи и взаимоотношения по своей сути стали негласным институтом, своеобразным заменителем «неудобных» официально действующих норм и правил, прочно укоренившимся в российском обществе. Не получая от государства адекватных экономико-правовых институтов, российский бизнес решил данную проблему наиболее просто и эффективно.

На наш взгляд, борьба со всякого рода незаконными действиями в сфере бизнеса путем жесткого контроля, наказания и «закручивания гаек» не является эффективной. Если рассматривать данную проблему как болезнь, то эти меры сопоставимы с устранением ее симптомов. Единственно верным путем решения данной проблемы мы считаем формирование реально адекватных институтов экономики и права, обеспечивающих нормальную и, главное, спокойную деятельность российского бизнеса. Это и будет именно тем «лекарством», которое вылечит саму болезнь, устранив ее причины, а не последствия. Другими словами, если у бизнеса появится возможность выгодно осуществлять свою деятельность на легитимных началах, отпадет необходимость поиска «иных путей» деловой активности. А пока корруп-1 Составлено автором по материалам: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat.

ция превратилась во вполне устоявшийся, а главное выгодный и эффективный с экономической точки зрения инструмент ведения бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбац Е.М. «Бюрократия: Борьба за выживание». М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. АминовД.И. «Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления» / Д.И. Аминов, В.И. Гладких К.С. Соловьев; Моск. акад. предпринимательства при правительстве г. Москвы. М.: Юрист, 2002.

3. Богданов И.Я. «Коррупция в России: Соц.-экон. и правовые аспекты» / И. Я. Богданов, А. П. Калинин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. М., 2001.

4. Волженкин Б.В. «Коррупция». СПб.: СПбЮИ, 1998.

5. ГевелингЛ.В. «Клептократия». М.: Гуманитарий, 2001.

6. Козонов Э.Ю. «Коррупция: истоки и пути преодоления» / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. М.: МАКС Пресс, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.

7. КрасновМ.А. «Коррупция на дорогах». М.: Фонд ИНДЕМ, 2004.

8. КузьминовЯ.И. «Тезисы о коррупции». М.: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000.

9. Макаров А.А. «Коррупция в системе органов внутренних дел». М.: Nota Bene, 2009.

10. Максимов С. В. «Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения)». М.: 1999.

11. Мирошниченко Д.В. «Уголовно-правовое воздействие на коррупцию». М.: Юрлитинформ, 2010.

12. Россия в цифрах. 2010: Стат. Сб. / Росстат. М., 2010.

13. Роуз-Аккерман С. «Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы» / Сьюзан Роуз-Аккерман; пер. с англ. О.А. Алякринского. М.: Логос, 2003.

14. Румянцева Е.Е. «Коррупция как противоположность демократии» // Научный эксперт, 2008. № 12.

15. СатаровГ.О. «Информатика для демократии», доклад главы фонда политических исследований «Индем» по итогам завершаемого исследования уровня «бытовой» коррупции в России.

16. Тимофеев Л.М. «Институциональная коррупция: Очерки теории» / Лев Тимофеев; [Рос. гос. гуманитар. ун-т]. М.: Изд. центр РГГУ, 2000.

17. Фонд ИНДЕМ. «Россия и коррупция: кто кого» / Текст подгот. Регион. обществ. фондом «Информатика для демократии». М.: Независимая Газета, 2009.

18. Houston D.A. Can Corruption Ever Improve an Economy // Cato Journal. 2007. Vol. 27. № 3.

19. Росстат // Интернет ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat.

20. Иностранная пресса о России и не только // Интернет ресурс: http://www.inopressa.ru/edition/ft.

ТЕ1ЖА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.