Научная статья на тему 'ЭЭГ-ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ЭЭГ-ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
701
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ЭЭГ-ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Панков М.Н., Афанасенкова Н.В., Кожевникова И.С., Старцева Л.Ф.

Проведено исследование ЭЭГ-характеристик у детей с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и эмоциональными расстройствами. В исследования использовались клинико-анамнестический и психофизиологический методы. Обследовано 42 мальчика, средний возраст составил 10,5 лет. По данным электроэнцефалографии отмечено снижение показателей межлобных соотношений (р < 0,05) по сравнению с нормативными показателями у сверстников. Нарушения в эмоциональной сфере у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью сопровождаются функциональным напряжением головного мозга, снижением показателей межлобных соотношений и нарушением межполушарной асимметрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Панков М.Н., Афанасенкова Н.В., Кожевникова И.С., Старцева Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EEG-CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER AND EMOTIONAL DISORDERS

A study of EEG-characteristics of children with symptoms of attention deficit disorder with hyperactivity and emotional disorders. The study used clinicoanamnestic and psychophysiological methods. The study involved 42 boys, mean age was 10.5 years. According electroencephalography marked decline in front of (p <0.05) compared to the standard indicators at peer. Disturbances in the emotional sphere of children with attention deficit hyperactivity disorder are accompanied by functional tension of the brain and breach of asymmetry.

Текст научной работы на тему «ЭЭГ-ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

с признаками барорефлекторной недостаточности. Длительное применение бисопролола у этой категории пациентов сопровождалось изменением спектра сердечного ритма в сторону увеличения высокочастотной составляющей спектра при уменьшении вклада низкочастотного компонента, что свидетельствует об улучшении вегетативной регуляции ритма сердца.

Список литературы

1. Almeida-Santos M. A., Barreto-Filho J. A., Oliveira J. L., et al. (2016). Aging, heart rate variability and patterns of autonomic regulation of the heart. Archives of Gerontology and Geriatrics. 2016; 63:1-8. DOI: 10.1016/j.archger.2015.11.011

2. Chen WW, Xiong XQ, Chen Q, et al. Cardiac sympa-thetic afferent reflex and its implications for sympatheticactivation in chronic heart failure and hypertension. Acta Physiol (Oxf). 2015 Apr; 213(4), 77894. DOI: 10.1111/apha.12447

3. Cleland JG, Swedberg K, Follath F, et al. The EuroHeart Failure survey programme - a survey on the quality of care among patients with heart failure in Europe: Part 1: patient characteristics and diagnosis. Eur Heart J. 2003 Mar; 24(5): 442-63. DOI:10.1016/s0195-668x(02)00823-0

4. De Ferrari GM, Crijns HJ, Borggrefe M, et al. Chronic vagus nerve stimulation: a new and promising therapeutic approach for chronic heart failure. Eur Heart J. 2011 Apr; 32(7):847-55. DOI: 10.1093/eurheartj/ehq391

5. Fonarow GC, Stough WG, Abraham WT, et al. Characteristics, treatments, and outcomes of patients with preserved systolic function hospitalized for heart failure: a report from the OPTIMIZE-HF Registry. Randomized trial to determine the effect of nebivolol on mortality and cardiovascular hospital admission in elderly patients with heart failure (SENIORS). OPTIMIZE-HF Investigators and Hospitals. J Am Coll Cardiol. 2007 Aug 21;50(8): 768-77. DOI: 10.1016/j.jacc.2007.04.064

6. Ghali JK, Pina IL, Gottlieb SS, et al. Metoprolol CR/XL in female patients with heart failure: analysis of

the experience in Metoprolol Extended-Release Randomized Intervention Trial in Heart Failure (MERIT-HF). Circulation. 2002 Apr 2;105(13):1585-91. DOI: 10.1161/01.cir.0000012546.20194.33

7. Katarzynska-Szymanska A., Ochotny R., Oko-Sarnowska Z.,et al.. Shortening baroreflex delay in hypertrophic cardiomyopathy patients - an unknown effect of P-blockers. Br J Clin Pharmacol. 2013 Jun; 75(6): 1516-1524. DOI: 10.1111/bcp.12027

8. Kohara K, Igase M, Maguchi M, et al. Am J Hy-pertens. 1996 Nov;9(11):1084-9. Autonomic nervous function in essential hypertension in the elderly. Evaluation by power spectral analysis of heart rate variability. DOI:10.1016/0895-7061(96)00198-7

9. Krum H, Hill J, Fruhwald F, Sharpe C, et al. Tolerability of beta-blockers in elderly patients with chronic heart failure: the COLA II study. Eur J Heart Fail. 2006 May;8(3):302-7. Epub 2005 Sep 29. DOI:10.1016/j.ejheart.2005.08.002

10. Pomeranz B, Macaulay RJ, Caudill MA, Kutz I, et al. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis. Am J Physiol. 1985 Jan; 248 (1 Pt 2): H151-3. DOI: 10.1152/aj-pheart.1985.248.1.H151.

11. White M, Courtemanche M, Stewart DJ, et al. Age-and gender-related changes in endothelin and catecholamine release, and in autonomic balance in response to head-up tilt. Clinical Science, 1997; 93(4), 309-316. PMID: 9404222

12. Xing CY, Tarumi T, Meijers RL, et al. Arterial Pressure, Heart Rate, and Cerebral Hemodynamics Across the Adult Life Span. Hypertension. 2017 Apr; 69(4):712-720. DOI: 10.1161/ HYPERTENSIONAHA. 116.08986.

13. Zhang DY, Anderson AS. The sympathetic nervous system and heart failure. Cardiol Clin. 2014 Feb; 32(1):33-45, vii. DOI: 10.1016/j.ccl.2013.09.010. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24286577

14. Zhou WJ1, Wang RY, Li Y, et al. A randomized controlled study on the effects of bisoprolol and atenolol on sympathetic nervous activity and central aortic pressure in patients with essential hypertension. PLoS One. 2013 Sep 10; 8(9): e72102. DOI:10.1371/journal.pone.0072102

ЭЭГ- ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Панков М.Н.

Северный государственный медицинский университет, научный сотрудник Центральной научно-

исследовательской лаборатории, доцент Афанасенкова Н.В.

САФУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и

адаптивной физической культуры, доцент Кожевникова И.С.

САФУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем

Старцева Л. Ф.

Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик, ученый секретарь,

доцент

EEG-CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY

DISORDER AND EMOTIONAL DISORDERS

PankovM.

Northern State Medical University, Researcher at the Central Research Laboratory, Associate Professor

Afanasenkova N.

NArFU named after M.V. Lomonosov, Associate Professor Department of theoretical foundations ofphysi-

cal education and adaptive physical culture, Associate Professor

Kozhevnikova I.

NArFU named after M.V. Lomonosov, Associate Professor, Department of Human Biology and Biotechnical Systems Startseva L.

State Institute of Drugs and Good Practices, Scientific Secretary, Associate Professor

Аннотация

Проведено исследование ЭЭГ-характеристик у детей с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и эмоциональными расстройствами. В исследования использовались клинико-анамнестический и психофизиологический методы. Обследовано 42 мальчика, средний возраст составил 10,5 лет. По данным электроэнцефалографии отмечено снижение показателей межлобных соотношений (р < 0,05) по сравнению с нормативными показателями у сверстников. Нарушения в эмоциональной сфере у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью сопровождаются функциональным напряжением головного мозга, снижением показателей межлобных соотношений и нарушением межполушарной асимметрии.

Abstract

A study of EEG-characteristics of children with symptoms of attention deficit disorder with hyperactivity and emotional disorders. The study used clinicoanamnestic and psychophysiological methods. The study involved 42 boys, mean age was 10.5 years. According electroencephalography marked decline in front of (p <0.05) compared to the standard indicators at peer. Disturbances in the emotional sphere of children with attention deficit hyperactivity disorder are accompanied by functional tension of the brain and breach of asymmetry.

Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), эмоциональные расстройства, ЭЭГ-характеристики.

Keywords: children, attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), emotional disorders, EEG-characteristics.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей является актуальной проблемой, требующей глубокого анализа со стороны физиологов, врачей, психологов. Обычно СДВГ сочетается с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, поведенческими и эмоциональными расстройствами [3, 10]. Успешность адаптации ребенка в школе определяется множеством факторов, в ряду которых функциональное состояние ЦНС занимает особое место. Электрофизиологические исследования показали, что реализация существенных для обучения психических функций в значительной степени зависит от особенностей организации электрической активности мозга в покое и в процессе деятельности. При различных эмоциональных нарушениях изменяется функциональная активность головного мозга [6].

Целью нашего исследования явилось изучение ЭЭГ-характеристик у детей с проявлениями СДВГ и эмоциональными расстройствами.

Методика. В исследовании принимали участие дети, родители которых дали информированное согласие на обследование. У всех детей был диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью, отмечалась эмоциональная лабильность. Обследовано 42 мальчика (средний возраст 10,5 лет), обратившихся в центр компетенций развития ребенка «Содействие» по рекоменда-

ции школьных психологов [2]. Исследование проводилось в институте медико-биологических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова в конце второй четверти (декабрь 2017 г.), когда дети были адаптированы к школьной деятельности. Обследование включало анализ амбулаторной карты ребенка и клиническую оценку проявлений СДВГ и эмоциональных расстройств, в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10. Психофизиологическое обследование включало электроэнцефалографию (ЭЭГ) с последующей обработкой результатов с учетом клинико-анамнестических данных.

ЭЭГ регистрировали с применением накладных хлорсеребряных электродов, закрепленных на голове испытуемого специальным мягким резиновым шлемом, монополярно в 16 отведениях, расположенных по системе «10/20» в симметричных точках правого и левого полушарий. Для работы использовали компьютеризированный комплекс «Нейрокартограф-01-МБН». Постоянная времени усилителей составляла 0,3 с, фильтр верхних частот - 70 Гц, частота опроса - 256 Гц. Проведен спектральный анализ ЭЭГ и анализ когерентности ЭЭГ (анализ отрезков ЭЭГ, не имеющих артефактов). Эти показатели рассматриваются как коррелят дифференцированного вовлечения различных структур мозга в интегративную деятельность и специфики

их взаимодействия. Когерентный анализ используется для оценки степени взаимовлияния различных зон головного мозга при регистрации потенциалов как внутриполушарных, так и межполушарных симметричных и диагональных пар отведений. Средние уровни когерентности проявляются в форме определенной устойчивой пространственной структуры связей и в норме отражают оптимальный уровень активации коры. Такой способ оценки ЭЭГ представляет возможность исследования особенностей функционирования мозга как целостной системы и изучения системных механизмов формирования различных состояний ЦНС. Полученные данные были подвергнуты математической обработке с помощью программы «Microsoft Excel MX» и «Statistic 6 Windows».

Результаты и обсуждение. Согласно данным ЭЭГ-исследования, отмечено снижение активности межлобных отношений и повышение уровня внут-риполушарных связей в правом полушарии на частоте доминирующего альфа-ритма. У детей с СДВГ и эмоциональными расстройствами выявлены ЭЭГ-признаки функциональной незрелости фронто-таламических структур, что согласуется с данными Р.И. Мачинской, Е.В. Крупской [4], где указываются еще и признаки дефицита неспецифической активации со стороны ретикулярной формации ствола с признаками гиперсинхронии ритмической электрической активности затылочных и теменных зон в виде высокоамплитудного заостренного а-ритма и/или групп высокоамплитудных билатерально-синхронных волн 6-диапа-зона.

Локализация изменений позволяет предположить, что для данной группы детей определяющими являются нарушения не а-ритмов, а сенсомо-торных ритмов, так как основные изменения проявляются в центрально-лобных зонах коры. По

аналогии с а-ритмом, отражающим состояние функционального торможения в зрительной сфере, можно предположить, что сенсомоторные ритмы отражают процесс функциональной дезактивации в соматосенсорной системе. Следовательно, снижение мощностных характеристик сенсомоторных ритмов а-диапазона в лобно-центральных зонах коры может отражать повышенную активацию сен-сомоторной коры за счет дефицита торможения в сенсомоторной системе [9]. Выявленные изменения количественных характеристик ЭЭГ у детей с гиперактивностью и эмоциональной лабильностью согласуются с современными нейроанатомиче-скими теориями генеза СДВГ и могут объясняться нарушением процессов торможения как на уровне корковых структур, так и на уровне подкорковых образований.

Современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ и коморбидных расстройствах рассматривают лобную долю (прежде всего орбитофронтальную кору и ростральный полюс диффузной аксиальной системы мозга), а также сенсомоторную кору, стриатум и стволовые структуры, причем больше всего изменений обнаруживается в правой гемисфере [9].

Когерентность симметричных зон коры отражает преимущественно состояние срединных образований мозга, а внутриполушарная когерентность - особенности интракортикальных и корково-под-корковых отношений в пределах полушарий.

У детей с СДВГ и эмоциональной лабильностью отмечены более низкие значения внутриполу-шарных когерентных связей в лобно-центральных и лобно-височных парах и более высокие значения центрально-затылочных и теменно-затылочных парах (рис. 1).

ед.

Fp1-Fp2 Fp3-Fp4 Fp7-Fp8 C3-C4 P3-P4 T3-T4 T5-T6 O1-O2

пары

• здоровые дети -^ _ дети с СДВГ

Рис. 1. Показатели средней когерентности по межполушарным парам.

Фоновые значения межполушарной когерентности ЭЭГ менее вариабельны, чем аналогичные показатели внутриполушарной когерентности. Сопоставление изменений средних уровней когерентности ЭЭГ при исследовании межполушарных пар также выявило отличие у детей с СДВГ и эмоциональной лабильностью от нормативных показателей их сверстников.

По данным исследования у детей с СДВГ и эмоциональной лабильностью отмечено снижение показателей межлобных соотношений (р < 0,05) по сравнению с нормативными показателями их сверстников. Причем отмечается асимметрия меж-полушарных отношений со снижением показателей в левом полушарии. В то же время известно, что в обеспечении внимания в норме в младшем школьном возрасте более реактивно правое полушарие головного мозга [8].

Заключение. Таким образом, нарушения в эмоциональной сфере у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью сопровождаются функциональным напряжением головного мозга, снижением показателей межлобных соотношений и нарушением межполушарной асимметрии.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Архангельской области в рамках научного проекта № 18-415-292004.

Список литературы

1. Бадалян Л.О., Мастюкова Е.М., Корабель-никова Е.А. Использование цветового теста Лю-шера для оценки эмоционального состояния детей и подростков с органическим поражением ЦНС и пограничной психопатологией // Журн. невропа-тол. и психиат. 1995. Т. 95. С. 5.

2. Грибанов А.В., Панков М.Н. Центр компетенций развития ребенка «Содействие» как научно-образовательное подразделение университета по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник Северного (Арктического)

федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». 2014. № 1. С. 5-12.

3. Клиникофизиологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) / М.Н. Панков, А.В. Грибанов, И.С. Депутат, Л.Ф. Старцева, А.Н. Нехорош-кова // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20, № 3. С. 91-97.

4. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. ЭЭГ-анализ функционального состояния глубинных регулятор-ных структур мозга у гиперактивных детей 7-8 лет // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 3. С. 122124.

5. Панков М.Н., Беляева А.Ю., Попова О.В. Коррекция агрессии и тревожности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Бюллетень Института развития ребенка. 2008. № 1. С. 15-17.

6. Панков М.Н., Подоплекин А.Н., Сидорова Е.Ю., Антонова И.В. Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга детей 7-11 лет с высоким уровнем агрессивности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. № 1. С. 49-57.

7. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. рук-во. М., 1990. 88 с.

8. Фарбер А.Д., Дубровинская Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека. 1997. Т. 23, № 2. С. 25-32.

9. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности / Н.Л. Горбачевская, Н.Н. Заваденко, Л.П. Якупова и др. // Физиология человека. 1996. Т. 22, № 5. С. 49-55.

10. Klockars M. The many faces of attention def-icit/hyperactivity disorder // The many faces of attention deficit hyperactivity disorder / K. Michelsson, S. Stenman (Eds). Helsinki: Acta Gyllenbergiana II, 2001. P. V-VI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.