Научная статья на тему 'Эдип в трагедии Софокла "Царь Эдип"'

Эдип в трагедии Софокла "Царь Эдип" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3461
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛЛОГИЯ / ЭДИП / СОФОКЛ / ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ТРАГЕДИЯ СОФОКЛА / MYTHOLOGY / OEDIPUS / SOPHOCLES / ANCIENT GREECE / THE TRAGEDY OF SOPHOCLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суслонова Валерия Эдуардовна

Значение древнегреческой мифологии трудно переоценить, ведь недаром древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. Основываясь на этом, изучение древнегреческой мифологии обретает особое значение, в первую очередь изучение истоков европейской культуры, но при этом остается очевидным, что она имела огромное влияние на всю мировую культуру в целом. При этом древнегреческая мифология получила не только широкое распространение, а и подверглась глубокому изучению и осмыслению. В данной статье прорводится изучение древнегреческой мифологии, а точнее анализ образа Эдипа в трагедии Софокла "Царь Эдип".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oedipus in the tragedy of Sophocles "Oedipus Rex"

The value of ancient Greek mythology can hardly be overestimated, because it is not without reason that ancient Greece is called the cradle of all European culture. Based on this, the study of ancient Greek mythology acquires special significance, primarily the study of the origins of European culture, but it remains obvious that it had a huge impact on world culture as a whole. At the same time, ancient Greek mythology was not only widespread, but also underwent deep study and comprehension. This article explores the study of ancient Greek mythology, or rather, the analysis of the image of Oedipus in the tragedy of Sophocles "Oedipus Rex".

Текст научной работы на тему «Эдип в трагедии Софокла "Царь Эдип"»

Эдип в трагедии Софокла "Царь Эдип" Oedipus in the tragedy of Sophocles "Oedipus Rex"

Суслонова Валерия Эдуардовна

Факультет Педагогическое образование

САФУ

набережная Северной Двины, 17 e-mail: suslonovalera@yandex. ru

Suslonova Valeria Eduardovna

Student 4 term Faculty of Pedagogical education NARFU

embankment of Northern Dvina, 17 e-mail: suslonovalera@yandex. ru

Аннотация

Значение древнегреческой мифологии трудно переоценить, ведь недаром древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. Основываясь на этом, изучение древнегреческой мифологии обретает особое значение, в первую очередь изучение истоков европейской культуры, но при этом остается очевидным, что она имела огромное влияние на всю мировую культуру в целом. При этом древнегреческая мифология получила не только широкое распространение, а и подверглась глубокому изучению и осмыслению. В данной статье прорводится изучение древнегреческой мифологии, а точнее анализ образа Эдипа в трагедии Софокла "Царь Эдип".

Annotation

The value of ancient Greek mythology can hardly be overestimated, because it is not without reason that ancient Greece is called the cradle of all European culture. Based on this, the study of ancient Greek mythology acquires special significance, primarily the study of the origins of European culture, but it remains obvious that it had a huge impact on world culture as a whole. At the same time, ancient Greek mythology was not only widespread, but also underwent deep study and comprehension. This article explores the study of ancient Greek mythology, or rather, the analysis of the image of Oedipus in the tragedy of Sophocles "Oedipus Rex".

Ключевые слова: Мифоллогия, Эдип, Софокл, Древняя Греция, трагедия Софокла .

Key words: Mythology, Oedipus, Sophocles, Ancient Greece, the tragedy of Sophocles.

Если в трагедии «Антигона» Софокл поет гимн человеческому разуму, то в трагедии «Царь Эдип» он поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед - характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его - главное противоречие в трагедии «Царь Эдип».

Софокл - великий греческий драматург, который подарил нам одно из самых важных произведений за всю историю человеческой цивилизации - «Царь Эдип». В центре трагедии стоит человек по имени Эдип, который определяет тему трагедии, а точнее - тему нравственного самоопределения личности.

Эдип - в греческой мифологии упоминается в роли сына Лая и Иокасты. Так, как Лаю было предсказанно умереть от рук своего собственного сына, он велел своей жене бросить новорожденного Эдипа на горе Киферон, проколов булавкой его сухожилия у лодыжек. Однако пастух, который получил ребенка от Иокасты и не знавший истинного мотива такого решения сжалился над ребенком и отдал его коринфскому пастуху. Тот в свою очередь отнес ребенка бездетному царю Полибу. Который в свою очередь и дал ему имя Эдип («с опухшими ногами»).

Софокл в своей трагедии «Царь Эдип» раскрывает перед нами вопрос вселенского масштаба: кто все -таки вершит судьбу человека - боги или же он сам? В поисках ответа на этот вселенский вопрос главный герой

трагедии ушел из своего родного города практически обрекая самого себя на верную гибель. Боги пророчили ему то, что он убьет своего собственного отца и женится на своей матери. Самым правильным решением на тот момент ему показалось уйти из родного дома. Но к сожалению Эдип не понял самого главного: боги определяют лишь облик судьбы человека, ее направление, одну из возможных гипотетических версий развития событий, а все остальное зависит лишь от самого человека, от его личности и что в нем сокрыто.

С психологической точки зрения, именно у Софокла его образ наиболее разработан. В его поэме, в отличии от других Эдип - это прежде всего мудрый царь, который однажды уже сумел спасти государство от страшной беды, и сумевший заслужить любовь своего народа. Именно поэтому, когда на его народ начала наступать новая беда - мор, за помощью граждане обратились именно к Эдипу, с надеждой, как к отцу. Но он уже принял меры, отправив Креонта в Дельфы для того, чтобы тот пригласил Тиресия. Когда Эдип получает ответ оракула, он тут же приступает к поискам убийцы, проклиная его и засылая проклятие всякому, кто хотя бы посмеет вступить с ним в общение, не исключая даже самого себя. Более того, молчание Тиресия показывается ему странным, по мнению Эдипа, ему достаточно произнести всего лишь одно слово, чтобы спасти все государство, а он не хочет этого сделать!

Все эти приемы как - бы подготавливают зрителя к вспышке ярости Эдипа, так, как-то что потом скажет Тиресий, Эдип сочтет лишь за клевету, так, что истинна высказанная им не находит доступа к сознанию Эдипа. Вскипая гневом, Эдип бросает богохульное обвинение против всех Жрецов и прорицателей, он не верит объяснениям Креонта в котором, он видит всего лишь тайного политического врага и готов осудить его на смерть. Но в это вмешивается Иокаста и успокаивает пыл обоих. После чего пыл Эдипа стихает. Он внимательно выслушивает рассказ жены - тайную историю царского дома, которая вроде как не имеет к нему ни единого отношения. Но вдруг, к его удивлению он слышит то, что Лаий был убит на перепутье трех дорог, это навевает Эдипу воспоминания об убийстве, которое совершил он сам, на том же месте. Он начинает задумываться о том, что, а вдруг это и был фиванский царь Лаий, все внешние приметы, внешность царя, время, совпадало все.

Таким образом, Софокл стремительно поворачивает действие трагедии и направляет его к развязке. Затем приходит вестник из Корнифа, который окончательно развевает все его сомнения. Иокаста, осознав все, пытается остановить Эдипа, но он не хочет останавливаться, и хочет до конца знать всю истину, какой бы она не была [1]. Затем он с такой же страстью казнит самого себя, выкалывая себе глаза в качестве наказания. Софокл показывает нам этот акт, как результат психического состояния Эдипа.

Таким образом мы видим то, что своим пророчеством боги олимпа указали Эдипу на то, что он способен убить своего собственного отца и женится на своей матери и именно по этой причине он должен постоянно быть начеку, не давая вырваться наружу тем страшнейшим способностям, которые в нем заключены. Но он принял буквально все и так и не заметил той самой истинны. И только в самый последний момент, в момент своего духовного прозрения он понимает, каким слепцом он был тогда, в знак чего выкалывает себе глаза. Именно этим он выражает главную идею всей трагедии: боги не вершат судьбу человека, а он сам определяет ход событий. Рок, неотвратимость - это ничто по сравнению с самим человеком, понимающим и осознающим свою нравственную и духовную сущность

В свою очередь, во второй части трагедии, Эдип имеет сходство с Филоктетом (древнегреческий герой, сын Пеанта и Демонассы) в том, что в самом начале они оба являются безвинными страдальцами, жалкими и несчастными по своей натуре, но впоследствии события поворачиваются так, что они оказываются возвеличенными носителями высшей божией благодати. Софокл показывает нам, что Эдип уже никакой не преступник, а всего лишь несчастный страдалец, который вызывает лишь сочувствие.

Весьма правдивыми чертами обрисован и Филоктет - больной и беспомощный, лечащий людей почти десять лет. Естественно то, что у него накопилось много обид в отношении виновника всех его страданий -Одиссея. Простой и бесхитростный, он поддался на обман Неоптолема, а когда тот рассказал о его мнимых обидах, нанесенных ему будто бы ему самому Одисеем, он без сомнений доверил ему самое дорогое, что у него есть - лук и стрелы. Но когда Неоптолем раскаялся в своем обмане и открыл ему все положение дел, он решительно отказался ехать под Трою, более того ему потребовалось участие воли богов, чтобы заставить Филоктета изменить свое решение [2].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в изначальном содержание мифа об Эдипе был широко распространен фольклорный мотив битвы отца с сыном. А женитьба Эдипа на собственной матери является лишь разновидностью сюжетного хода богатырской сказки, которая гласит: спасителю царства вручается рука царевны или незамужней царицы.

История о царе Эдипе, это, прежде всего история, которая рассказывает нам о роке и свободе, она повествует о том, что свобода человека заключается не в том, чтобы делать, что он захочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего не хотел.

Мифология, которая послужила почвой для античной поэзии, а точнее для трагедии, у каждого трагика имела свое истолкование. К примеру Софокл в своих сюжетах использовал древний миф о несчастном царе Эдипе в целях показать столкновение воли бога и человека. В сравнении с другими трагедиями Софокла такими, как «Антигона» где Софокл в своей трагедии поет гимн человеческому разуму, в трагедии «Царь Эдип» он поднимает человека еще на большую высоту.

Он показывает нам силу характер, а также стремление человека направить жизнь в том направлении в котором он сам хочет и пусть сам человек не может избежать бед, которые предначертаны богами, следует понимать, что причина этих самых бед это характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. А свободная воля человека и его обреченность - это его главное противоречие в трагедии «Царь Эдип»

Боги предрекли ему совершить убийство своего собственного отца, и женится на своей матери, но Эдип так и не понял самого главного: боги способны лишь на определение общего облика судьбы человека, а также на направление на одну из возможных гипотетических версий будущей реальности. А уже все остальное зависит только от самого человека, его личности, того, что в нем скрыто.

Но он так и не увидел этой простой истины, и лишь в самый последний момент, он осознает, каким же слепцом был тогда, в знак чего выкалывает себе глаза. Этим действием, он выражает главную идею всей трагедии: не богами вершатся судьбы людей, а сами люди вершат свою судьбу. А рок, неотвратимость ничто по сравнению с человеком, который понимает и осознает свою нравственную и духовную сущность.

Список используемой литературы:

1. Софокл. Царь Эдип. В переводе Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо. Издание подготовили М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо Серия "Литературные памятники". Москва, "Наука", 1990. 1065 ст. 50

2. С.И. Радциг История древнегреческой литературы Учебник. — 5-е изд. — Москва: Высш. школа, 1982, 238-240 с.

3. Тронский И.М. История античной литературы. 3-е изд. — Москва, 1997. - 133-134с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.