Научная статья на тему 'Единый сельскохозяйственный налог: преимущества и недостатки, проблемы и перспективы'

Единый сельскохозяйственный налог: преимущества и недостатки, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
SINGLE AGRICULTURAL TAX / TAX BASE / TAX PERIOD / CONSOLIDATED BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова Галина, Азыркина Юлия

В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения специального налогового режима, предусматривающего уплату единого сельскохозяйственного налога. Проведен анализ статистических данных по собираемости ЕСХН на территории РФ за период с 2010 по 2014 год, а также по прогнозу на 2015 г. Особое внимание уделено существующим ограничениям в применении ЕСХН и условиям перехода на этот режим. Сделан вывод о недостаточной осведомленности сельскохозяйственных товаропроизводителей об особенностях применения альтернативных режимов налогообложения. Обоснована необходимость введения в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей нулевой ставки по НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единый сельскохозяйственный налог: преимущества и недостатки, проблемы и перспективы»

УДК

Азыркина Галина студентка 4 курса специальности «Экономическая безопасность» МГУ им. Н.П. Огарёва

Сафонова Юлия студентка 4 курса специальности «Экономическая безопасность» МГУ им. Н.П. Огарёва

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения специального налогового режима, предусматривающего уплату единого сельскохозяйственного налога. Проведен анализ статистических данных по собираемости ЕСХН на территории РФ за период с 2010 по 2014 год, а также по прогнозу на 2015 г. Особое внимание уделено существующим ограничениям в применении ЕСХН и условиям перехода на этот режим. Сделан вывод о недостаточной осведомленности сельскохозяйственных товаропроизводителей об особенностях применения альтернативных режимов налогообложения. Обоснована необходимость введения в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей нулевой ставки по НДС.

Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, налоговая база, налоговый период, консолидированный бюджет.

Abstract: The article discusses the advantages and disadvantages of applying a special tax regime providing for the payment of the unified agricultural tax. The analysis of the statistical data collection of the single agricultural tax in the territory of the Russian Federation for the period from 2010 to 2014 and forecast for 2015, special attention is given to existing limitations on the application of the unified agricultural tax and the transition to this mode. The conclusion about the insufficient awareness of agricultural producers about the peculiarities of the application of the alternative tax regimes. The need to introduce in relation to agricultural commodity producers of the zero rate of value added tax.

Keywords: single agricultural tax, tax base, tax period, consolidated budget.

Особенности применения ЕСХН

В Российской системе налогообложения в составе действующих специальных налоговых режимов разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Основной целью организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность, является достижение улучшенных финансовых результатов. Но, к сожалению, большинство налогоплательщиков склоняются к мнению, того, что главный акцент -сокращение налоговых платежей. Снижение налогов может быть целесообразным до того момента, пока это вызывает увеличения чистой прибыли.

Поэтому выбирая режим налогообложения целесообразно дать полный анализ и выявить преимущества и недостатки применения этого режима.

Производители сельскохозяйственной продукции вправе выбрать для себя наиболее оптимальный режим налогообложения, а именно общий режим или специальные налоговые режимы.

Положительным в применении ЕСХН является:

- небольшой объем предельно простых отчетных документов;

- возможность добровольно использовать как ЕСХН, так и УСН;

- возможность уменьшения суммы выплачиваемого налога;

- увеличенный срок налогового периода, в течении которого нужно выплачивать налог (особенно актуально при сезонных видах предпринимательской деятельности);

- довольно понятная и простая система ведения бухгалтерского учета;

- вновь зарегистрированный ИП, перешедший на уплату ЕСХН, не теряет право на применение этого спецрежима, даже если в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы.

Учитывая, что по налогу на прибыль сельскохозяйственные организации имеют льготы, а НДС, ЕСН и налог на имущество составляют основную часть абсолютной налоговой нагрузки предприятия, освобождение от уплаты этих налогов дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии. Кроме того,

для предприятий, перешедших на уплату ЕСХН, предусмотрен льготный порядок включения стоимости приобретенных основных средств в расходы. Он дает возможность предприятиям окупать затраты, связанные с приобретением основных средств, в более короткие сроки.

Одновременно с положительными моментами применения ЕСХН существует и ряд недостатков, которые также учитываются при выборе системы налогообложения:

- обязательным условием при переходе на ЕСХН является доля реализации сельскохозяйственной продукции или улова водных биологических ресурсов не менее 70 % в общей выручки предприятия;

- предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Причем помимо общих требований, организации должны соблюдать и отраслевые рекомендации по ведению учета;

- малое количество расходных статей;

-при несвоевременном заявлении о переходе на ЕСХН предприниматель не имеет право использовать это систему. В случае если соотношение 70:30 в конце года нарушается, налогоплательщик теряет право на применение льготного режима с начала налогового периода, в котором допущены нарушения. Тогда в течение одного месяца после окончания отчётного (налогового) периода, т.е. до 01.02 следует уведомить ИФНС и за весь отчётный (налоговый) период произвести перерасчёт налоговых обязательств (при общем режиме налогообложения). При этом налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним;

- сложность при соблюдении всех требований для предпринимательской деятельности;

- компания, применяющая ЕСХН, не имеет права предъявить к вычету из бюджета НДС. На практике, если сельхозпроизводитель работает на общей системе налогообложения, то большую часть своей продукции он реализует по ставке 10%, а закупают материалы, технику, ГСМ со ставкой НДС 18%. Получается, что сумма НДС, уплаченная поставщикам и подрядчикам, оказывается

выше, чем полученная от его покупателей и подлежащая уплате в бюджет. Поэтому такой плательщик вместо уплаты НДС имеет право на получение возмещения налога из бюджета в сумме этой разницы. При системе ЕСХН компания «скрыто» платит НДС поставщику (НДС включен в цену товара), а согласно НК РФ не имеет права предъявить к вычету из бюджета. Фактически сельхозпроизводитель платит данный налог и находится не в выигрыше, поскольку увеличиваются его затраты.

Вновь зарегистрированный ИП, перешедший на уплату ЕСХН, не теряет право на применение этого спецрежима, даже если в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы.

Если сравнить налоговые ставки на ЕСХН и на УСН Доходы, то она одинакова и составляет 6%, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате. Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Ну а сравнивать ЕСХН с ОСНО даже не стоит -налоговая ставка последней при схожей налоговой базе выше в три с лишним раза, и это без учета необходимости платить НДС.

Таким образом, вывод можно сделать однозначный: ЕСХН - это режим очень выгодный налогоплательщику, если он соответствует установленным законом требованиям.

Динамика поступлений ЕСХН в консолидированные бюджеты РФ

Анализ динамики поступлений ЕСХН в консолидированные бюджеты субъектов РФ, представленный в таблице 1, показал, что в структуре поступлений платежей по результатам применения специальных режимов налогообложения доля ЕСХН составляет в среднем 1,6 %, а в общей сумме налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ 0,08%.

Вес в структуре поступлений не велик и в целом на протяжении периода с 2010 года по 2014 год не изменяется.

Таблица 1 Динамика поступлений ЕСХН в консолидированные бюджеты субъектов РФ тыс. руб._

2010 2011 2012 2013 2014 2015 прогноз

ЕСХН 2680000 3880000 4605199 5499637 6079602 6717960

Вес в структуре 1,29 1,65 1,69 1,65 1,67 1,67

поступлении от

спецрежимов, %

Вес в структуре 0,054 0,07 0,078 0,082 0,082 0,082

поступлений в

консолидированные бюджеты субъектов РФ,%

Сумма поступлений ЕСХН имеет тенденцию к увеличению с 2010 года по настоящее время, в 2013 году она составила 5499637 тыс. руб., что на 894438 тыс. руб. больше, чем в 2012 году или на 19%; в 2014 году она составила 6079602 тыс. руб., что на 579965 тыс. руб. больше, чем в 2013 году или на 10 %. Прогнозы на 2015 год показывают увеличение ЕСХН на 638358 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом или на 10%. Рис.1.

Рис. 1 Прогнозы на 2015 год

Хотя заметно увеличение суммы поступления ЕСХН в бюджет, но все-таки удельный вес в структуре поступлений в консолидированный бюджет остается на прежнем уровне и составляет примерно 0,08%.

Проблемы и пути их решения Несмотря на положительную динамику поступления в бюджет ЕСХН, есть и не очень приятные моменты, касающиеся сферы сельского хозяйства.

В настоящий момент большинство сельскохозяйственных производителей испытывают сложности в партнерских отношениях, а также несут материальные потери.

Для хозяйствующих субъектов, активно ведущих техническое перевооружение, применение ЕСХН оказалось невыгодным вследствие невозможности принятия НДС к зачету. В связи с этим, целесообразно исключить НДС из перечня налогов, от которых освобождаются налогоплательщики ЕСХН, и ввести для них по данному налогу нулевую ставку, что позволит повысить рентабельность сельскохозяйственной деятельности.

Но вероятность того, что при установлении нулевой ставки НДС отпускные цены на сельскохозяйственную продукцию снизятся, невелика. При этом одинаковые условия налогообложения по НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих как специальный налоговый режим, так и общий подход к налогообложению, создадут одинаковые условия реализации сельскохозяйственной продукции, от чего покупатель такой продукции только выиграет.

Итак, возможность использования нулевой ставки НДС сельскохозяйственными производителями, применяющими ЕСХН, повысит привлекательность данного специального налогового режима по сравнению с действующим вариантом ЕСХН. [3]

На законодательном уровне существуют следующие варианты решения этой проблемы:

- путем разрешения добровольной регистрации плательщиков ЕСХН в качестве плательщиков НДС;

- возможность определения НДС, отсутствующего в счетах-фактурах сельхозтоваропроизводителей-плательщиков ЕСХН, расчетным методом исходя из ставок НДС, установленных статьей 164 Налогового кодекса.

- установление равных условий по взиманию НДС для организаций, закупающих сырье, как у физических лиц, так и у сельскохозяйственных организаций, перешедших на уплату ЕСХН. [6]

Наиболее приемлемым является первый вариант, он в большей степени соответствует принципу хозяйственного самоопределения субъекта, расширяет возможности оптимизации его налогового портфеля. Что касается вычисления недостающего в счете-фактуре НДС, такой порядок может увеличить количество правонарушений и финансовых махинаций, по которым НДС и так имеет лидирующие позиции.

Выводы

Поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из приоритетов внутренней экономической политики во многих странах мира. Россия - не исключение. ЕСХН, то есть единый сельскохозяйственный налог - это один из элементов такой политики.

Применяли ЕСХН в 2014 году чуть менее 100 тыс. хозяйствующих субъектов: почти 75 тыс. индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и около 24 тыс. организаций. Учитывая, что почти треть населения РФ проживает в сельской местности, а к плательщикам ЕСХН относят еще и рыболовецкие предприятия, это совсем немного.

Преимуществами являются добровольная возможность применения, небольшой объем предельно простых отчетных документов, простота учета, возможность уменьшения суммы выплачиваемого налога.

Но при этом нужно учитывать и условия, при несоблюдении которых можно утратить право на применение ЕСХН.

Динамика поступления в консолидированные бюджеты дала представление о том, что происходит рост поступлений на протяжении последних 5 лет. Однако при этом почти не изменяется удельный вес налога в общей сумме налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Существует необходимость предоставить сельскохозяйственным товаропроизводителям право выбора обязательств по НДС, а также более полного и подробного информационного сопровождения применения ЕСХН предпринимателями и организациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации: конкретные примеры

// Консультант. - 2012 - №22. - С. 12.

2. Доштаева Е. Д. Перспективы развития налогообложения аграрного сектора в условиях вступления России в ВТО // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса. 2014. № 1

3. Жарова Е.Н. Специальные налоговые режимы/Е.Н. Жарова, Л.П. Королева. Саранск.: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 117 с.

4. Кормишкина Л.А., Семенова Н.Н. Импортозамещение - важнейшая стратегическая задача развития агропромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 8 (293). С. 2-12.

5. Королева Л.П. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Бухучет в сельском хозяйстве. 2011. № 4. С. 19-26.12.

6. Полежайкина К.С., Королева Л. П. Налоговые льготы - эффективный инструмент регулирования экономики. Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 1004-1010.

7. Рагимов С.Н., Волкова М.В. Ещё одни дебют упрощенной системы. -Финансы, 2010. - №1. С. 30-33

8. Сахчинская Н.С., Каменнова Ю.О. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник СамГУПС № 4 (26), 2014. С.75-80.

9. Тришкина Л.В. Льготы по налогообложению сельскохозяйственных предприятий // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. - 2013. - № 4. - С. 202-206

10. Хайруллина О.И. Налогообложение сельхозпредприятий в системе государственного регулирования. Аграрный вестник. 2012. - № 3. С.90-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.