Научная статья на тему 'Единый показатель чистоты воды'

Единый показатель чистоты воды Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
178
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ЧИСТОТЫ ВОДЫ / ИНДЕКС ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОДЫ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ВОДО-ОХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЛИМИТИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ВРЕДНОСТИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Черников Н. А., Мусаев О. М.

Предложен единый показатель для обобщенной оценки качества сточных вод и воды водного объекта индекс чистоты воды (ИЧВ). Показано, что при использовании теоретических основ соответствия объема финансирования водоохранных мероприятий нормативным требованиям к качеству сбрасываемой в водный объект сточной воды применение показателя ИЧВ наиболее целесообразно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Черников Н. А., Мусаев О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unified Indicator of Water Purity

The authors offer the unified indicator for the generalised evaluation of the quality of wastewaters and the water of water objects the index of water purity (IWP). It is shown that using the theoretical bases of the agreement between the volume of financing the water protection measures and standard requirements to the quality of the sewage disposed into a water object, the use of IWP index is the most appropriate.

Текст научной работы на тему «Единый показатель чистоты воды»

Н. А. Черников, О. М. Мусаев

ЕДИНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЧИСТОТЫ ВОДЫ

Предложен единый показатель для обобщенной оценки качества сточных вод и воды водного объекта - индекс чистоты воды (ИЧВ). Показано, что при использовании теоретических основ соответствия объема финансирования водоохранных мероприятий нормативным требованиям к качеству сбрасываемой в водный объект сточной воды применение показателя ИЧВ наиболее целесообразно.

индекс чистоты воды, индекс загрязненности воды, нормативные требования, водоохранные мероприятия, лимитирующий признак вредности.

Введение

В последнее время в России и некоторых других странах сложилась ситуация, когда нормативные требования, предъявляемые к качеству сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, не подтверждаются финансовыми затратами на водоохранные мероприятия. Подобная ситуация сложилась отчасти потому, что не существует утвержденной методики определения финансовых затрат в зависимости от качества сточных вод, которые водопользователи сбрасывают в городские сети и в водный объект.

Отсутствие обоснованной методики определения допустимых сбросов загрязняющих веществ в зависимости от их предельно допустимых концентраций (ПДК) часто приводит к парадоксальной ситуации: во многих случаях требования к сточной воде, сбрасываемой водопользователями в городские сети водоотведения, в десятки раз более жесткие, чем к питьевой воде или предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в воде водных объектов (рис. 1) [1, 2, 3, 4]. Введение региональных нормативов, как правило, позволяет частично уменьшить остроту ситуации, но не снимает всех противоречий нормативных требований и технико-эконо-мических возможностей водопользователей.

1 Индекс чистоты воды

Теоретические основы соответствия объема финансирования водоохранных мероприятий нормативным требованиям к качеству сбрасываемой в водный объект сточной воды сводятся к следующему.

Допустим, что для группы водопользователей одного водного бассейна нужно выбрать рациональный способ распределения финансовых средств и при этом получить максимально высокое качество воды водного объекта, которое при определенном фоновом загрязнении зависит от качества сточных вод водопользователей [4]. Таким образом водопользователи стремятся найти максимум качества воды водного объекта U(N), где N -

качество сточных вод водопользователей. Вместе с тем, как правило, водопользователи ограничены в средствах. Они могут потратить часть денег для того, чтобы вложить их в улучшение качества сточных вод одного водопользователя, а другую - в улучшение качества сточных вод другого водопользователя и т. д. Предположим также, что Pi - цена улучшения «единицы качества» сточных вод i-го водопользователя.

(Al3+) (сумма) (сумма) (Cr3+) (Zn2+) (SO42+)

Рис. 1. Допустимая концентрация загрязняющих веществ:

1 - в сточных водах водопользователей Санкт-Петербурга, в собственности или оперативном управлении которых находится жилой фонд; 2 - в питьевой воде;

3 - в водных объектах хозяйственно-питьевого назначения; 4 - в питьевой воде согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения

2 Формулировка и решение задачи

В общем виде задача, которая стоит перед водопользователями водного бассейна, может быть сформулирована следующим образом:

и{Щ —> max; (1)

ад) < к- (2)

N > о, (3)

где K - финансовые ресурсы водопользователей.

Для того чтобы наглядно представить условие задачи, допустим, что нужно выбрать качество воды водного объекта при двух водопользователях. Обозначим качество сточных вод одного водопользователя как Ni, другого - как N2. За улучшение качества сточных

вод первого водопользователя необходимо платить Р\ (т. е. Pi - цена улучшения «единицы качества» сточных вод первого водопользователя), а за улучшение качества сточных вод второго водопользователя необходимо платить Р2. На рис. 2 представлена графическая интерпретация решения задачи (1) - (3).

Линия функции полезности U(N1, N2) включает все точки N1 и N2, для которых выполняется соотношение U(N1, N2) = const (т. е. для данных точек значение критерия одинаково). Если мы возьмем некую промежуточную точку, например (U(N1,1, N21)), на этой кривой, то значение критерия не изменится, т. е. U(N1^1, N2j1) = U(N1,o, N2,0), это говорит о том, что обеспечение состояния N1,1, N21 обойдется водопользователям дороже.

Изменение величины K приводит к параллельному переносу линии бюджетного ограничения. Изменение соотношения цен изменяет угол наклона линии бюджетного ограничения (рис. 2).

Качество сточных вод 2-го водопользователя

Рис. 2. Графическая интерпретация решения задачи выбора состояния водного объекта:

1 - кривая функции полезности U(N1, N2) = const 1;

2 - новая кривая функции U(N1, N2) = const 2 при возможности увеличения финансирования; 3 - прежняя линия бюджетного ограничения P1N1 + P2N2 = K; 4 - новая линия бюджетного ограничения при сохранении соотношения цен на N1 и N2; 5 - новая линия бюджетного ограничения при изменении соотношения цен на N1 и N2

Эта задача имеет решение только в том случае, если Р\а + Р2Ь < К. Иными словами, в первую очередь необходимо обеспечить качество сточных вод на минимально допустимом уровне, а затем расходовать оставшиеся средства на дополнительное улучшение качества воды. Если показатель K превышает минимально допустимое значение, то оставшаяся часть делится сообразно зависимости U(N\, N2) (1). Если же у водопользователей хватило средств только на обеспечение качества сточных вод на минимально допустимом уровне, т. е. P\a + P2b = = K, им ничего не остается, как выбрать именно данный вариант. Соотношения затрат на обеспечение качества сточных вод водопользователей, определяющие угол наклона прямых 4 и 5, не влияют на этот выбор.

Таким образом, область выбора качества воды водного объекта, которое зависит от качества сточных вод водопользователей, можно разделить на три составляющие (см. рис. 2):

качество сточных вод водопользователей выше предельно

допустимых значений (линий а и b) - область действия рыночных механизмов;

качество сточных вод водопользователей равно предельно

допустимым значениям (линии а и b) - линии административного регулирования;

качество сточных вод водопользователей не может быть обеспечено по тем или иным причинам (например, по условиям финансирования) -область неопределенности.

В этой методике кривая функции полезности не имеет однозначного физического смысла, что мешает ее практическому применению.

Заключение

Авторами данной статьи была проанализирована возможность использования в качестве функции полезности индекса загрязненности воды (ИЗВ), применяемого в настоящее время в России для интегральной оценки качества вод.

ИЗВ определяется для каждого лимитирующего признака вредности (ЛПВ) по формуле

п

изв=£

7=1

Q

ПДК/

где Ci - фактическая концентрация i-го загрязнения, мг/л;

ПДКг- - предельно допустимая концентрация этого же вещества, мг/л; n - количество учитываемых загрязняющих веществ.

В Узбекистане также применяется критерий ИЗВ, предполагающий использование шести гидрохимических показателей, - содержание растворенного кислорода, биологическая потребность в кислороде и четыре загрязняющих вещества, имеющих самые высокие концентрации по отношению к норме. Согласно классификации, принятой в республике,

поверхностные водные объекты делятся на семь классов:

I - очень чистые (ИЗВ 0,3 и менее);

II - чистые (ИЗВ 0,31-1,0);

III - умеренно загрязненные (ИЗВ 1,1-2,5);

IV - загрязненные (ИЗВ 2,51-4,0);

V - грязные (ИЗВ 4,1-6,0);

VI - очень грязные (ИЗВ 6,1-10,0);

VII - чрезвычайно грязные (ИЗВ - более 10,0).

Применять функцию изменения ИЗВ в качестве кривой функции полезности нельзя, так как в соответствии с графиком, приведенным на рис. 2, увеличение значений функции полезности соответствует улучшению качества воды в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, и соответственно в водном объекте, а увеличение значений ИЗВ соответствует ухудшению качества воды.

При анализе загрязненности воды водного объекта в зависимости от загрязненности сточных вод, сбрасываемых в этот водный объект, удобнее использовать величину, обратную ИЗВ, а именно индекс чистоты воды (ИЧВ), предложенный авторами, который определяется по формуле

ичв = Х

/■=1

пдк.

Q

В этом случае кривая функции полезности U(N\, N2) (см. рис. 2) приобретает смысл ИЧВ.

В соответствии с зависимостями (1) - (3):

N - ИЧВ на выпусках водопользователей;

Pi - цена увеличения ИЧВ на выпусках.

Таким образом, используя ИЧВ в теории применения рыночных механизмов в области водопользования, можно значительно повысить возможность его практического применения.

Библиографический список

1. Нормативно-правовые документы по взиманию платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга / С. Гумен. - СПб. : Экология и право, 1997. - 56 с.

2. СанПиН 2.1.4.559-96. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест.

Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: утв. и введ. Постановлением

Госкомсанэпиднадзора России 24.10.96 № 26. - М. : Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996. - 111 с. - ISBN 5-7508-0064-4.

3. Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственнопитьевого и культурно-бытового водопользования: введ. Постановлением гл. гос. сан. врача РФ от 30.04.о3 № 78 с 15.06.03: утв. 27.04.03. - М. : Минздрав РФ, 2003. - 30 с.

4. Проблемы нормирования в области водоотведения : учеб. пособие для слушателей факультета повышения квалификации по специальности «Водоснабжение и водоотведение» / Н. А. Черников. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2008. - 44 с.

Статья поступила в редакцию 21.07.2010;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.