УДК 336.1
Панферова Марина Олеговна, канд.эконом.наук, доцент, Тульского государственного университета, Россия, г. Тула Антонова Юлия Сергеевна, магистрант, Тульского государственного университета, Россия, г. Тула
«ЕДИНЫЙ» ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ ПРИ КАЗНАЧЕЙСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ КАК НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ НЕУЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация: В данной статье рассматриваются перспективы развития механизма казначейского сопровождения. Его возможность и принципы работы с «Единым» 71 лицевым счетом, как одного из направлений, позволяющего сделать работу эффективнее и быстрее. Механизм казначейского сопровождения выступает формой государственного (бюджетного) контроля направленного на достижение рационального и эффективного использования средств бюджета. Осуществляет защиту финансовых средств государства от посягательств недобросовестных исполнителей государственных контрактов.
Ключевые слова: казначейское сопровождение, «Единый» лицевой счет, ГИИС ЭБ, государственный заказчик, исполнитель, финансовый контроль, финансовая безопасность государства.
Panferova Marina O., Ph. D, associate Professor, Tula state University, Tula state University, Russia, Tula
Antonova Julia S., master's degree student, Tula state University, Russia, Tula
"SINGLE" PERSONAL ACCOUNT AT TREASURY SUPPORT OF TARGET FUNDS AS A NEW MECHANISM FOR ACCOUNTING OF TRANSACTIONS OF NON-PARTICIPANTS OF THE BUDGET PROCESS
Abstract: This article discusses the prospects for the development of the mechanism of Treasury support. Its ability and principles of working with a "Single" 71
personal account, as one of the areas that allows you to do the work more efficiently and faster. The mechanism of Treasury support is a form of state (budget) control aimed at achieving rational and effective use of budget funds. Protects the financial resources of the state from the encroachments of unscrupulous executors of public contracts.
Keywords: Treasury support, the "one" account, GIES AB, national customer, contractor, financial control, financial security.
В настоящее время одной из важнейших задач бюджетного законодательства, стоящих перед государством, является обеспечение эффективного и рационального расходования бюджетных средств. На ее реализацию направлен большой массив специально разрабатываемых механизмов и инструментов, призванных обеспечить баланс между потребностями государства и имеющимися в его распоряжении денежными средствами. Одним из таких механизмов, направленным на снижение рисков потерь бюджетных средств при оплате по государственным контрактам, является казначейское сопровождение государственных контрактов.
Механизм направлен для достижения социально значимых целей от реализации проектов, на которые выделены деньги из бюджета государства Казначейское сопровождение, особенно востребовано для жизненно важных общегражданских и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, таких как строительство космодрома Восточный, реализация национальных проектов, строительство объектов к чемпионату мира по футболу. Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечение большого количество участников из коммерческой среды и поэтому очень важно не разорвать цепочку контроля использования выделенных денежных средств именно нате цели, для которых они были предназначены.
При этом казначейское сопровождение позволяет застраховать не только риски государственного заказчика в связи с невыполнением обязательств исполнителями после получения ими аванса, но и риски самих исполнителей, соисполнителей, связанные с неполучением или несвоевременностью оплаты после выполнения работ.
Казначейское сопровождение интенсивно развивается, и с каждым годом количество клиентов в Федеральном казначействе неуклонно растет особенно юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Несомненно, нынешнее функционирование Казначейства России не ограничивается кассовым обслуживанием, а активно модифицируется, выходя за пределы системы исполнения бюджетов (контрольные и учетные функции, оператор государственных информационных систем). В настоящее время перспективы развития Федерального казначейства мы можем представить по четырем основным направлениям, изображенным на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные направления развития деятельности Федерального казначейства и механизмы, обеспечивающие их взаимосвязь (круг - направление, стрелки - механизм)
Эти направления тесно взаимосвязаны между собой с помощью целого комплекса подсистем и механизмов, и, следовательно, продвижение по одному из них будет воздействовать на функционирование всей системы. Однако здесь
необходимо заметить, что исполнение платежных функций - первоначальная цель создания казначейской системы, без которой вспомогательные меры контроля, учета и информационной поддержки теряют свою актуальность. По этой причине разработка идей в данном направлении представляется более важной и значимой.
Необходимо отметить, что основная задача центров специализации и компетенции выполнять отдельные функции Федерального казначейства по всей стране, а именно при обеспечении казначейского сопровождения: открытие лицевых счетов, обработка документов, санкционирование расходов и исполнение платежей. Глобальные изменения ожидаются в ближайшее время - возможность казначейского сопровождения операций на «Едином» 71 лицевом счете.
Казначейское сопровождение государственных контрактов, урегулировано рядом законов и подзаконных актов на 2019 год, и плановый период рассмотренных на Рисунке 2.
Часть Часть 1 статьи 5 федерального закона от 29 ноября 2018 г. №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
Приказ Федерального казначейства от 24 декабря 2018 г. №
42н «Об утверждении Порядка открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
Рисунок 2 - Нормативно правовое регулирование «Единого» лицевого счета [4]
Приказ Федерального казначейства от 24 декабря 2018 года № 42н устанавливает новые правила открытия территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) лицевых счетов [3]. Федеральные средства, предназначенные для учета операций в соответствии с указанными в части 2 статьи 5 Федерального закона, а также средствами, указанными в части 7 статьи 5 Федерального закона (далее - целевые средства, лицевой счет), предоставляемыми, юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса и
НОРМАТИВНО
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
индивидуальным предпринимателям [1]. Клиентам будет даваться возможность формирования документов, которые необходимы для резервирования, открытия, закрытия лицевого счета. Более детальные возможности представлены на Рисунке 3.
Казначейское сопровождение на "едином" лицевом счете
• Использование государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС ЭБ) доступ к которой будет осуществляться через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
• Использование Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ГИИС ЭБ) в случае резервирования и открытия лицевого счета на основании государственного (муниципального) контракта, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов,заключенных заказчиками.
• Бумажный носитель остается возможен при отсутствии технической возможности. В случае формирования документов, содержащих сведения составляющих государственную тайну.
Рисунок 3 - Список правил казначейского сопровождения «единого» лицевого счета в ГИИС ЭБ
В настоящее время юридическому лицу открывается лицевой счет под каждый государственный контракт (контракт, договор, соглашение). По новому порядку клиенту на его лицевой счет, являющегося получателем субсидии или бюджетной инвестиции одновременно по соглашению о предоставлении субсидии, взноса (вклада), исполнителем по государственному контракту, а также договору о капитальных вложениях и проведению капитального ремонта, договору в разрезе указанных документов будут открываться разделы (далее - разделы на лицевом счете). Органом Федерального казначейства в каждом разделе данного 71 «Единого» лицевого счета будет присвоен свой уникальный аналитический код. В данном направлении планируется модифицировать работой специализированные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК), для исключения разногласий нормативно-правовой базы. Будут созданы личные кабинеты на новой банковской платформе, позволяющие исполнителям работать с ТОФК. Новая банковская платформа с интеграцией таких ресурсов как Единая информационная система (далее - ЕИС), электронный бюджет, банковская платформа, поможет работать намного эффективнее и быстрее.
Если разобрать принцип работы с «Единым» лицевым счетом, то его резервирование осуществляется автоматически - на основании информации, полученной из ЕИС (при определении победителя на закупке), а также по инициативе клиента - на основании Заявления на резервирование (единая форма). Открытие «Единого» лицевого счета происходит на основании Заявления открытие (единая форма), карточки образцов подписей (по форме в соответствии с Приложением № 2 к приказу Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н) [2] и документа - основания. Открытие раздела на данном счете осуществляется с помощью ТОФК (Центра специализации), если представлен документ основания в реестре контактов (ЕИС) либо реестре соглашений (ПУР ЭБ), а также по инициативе клиента - на основании документа-основания. Исключение составляет документ - основания, который ранее предоставлялся в реестр контактов (ЕИС) либо реестр соглашений (ПУР ЭБ).
Закрытие «Единого» лицевого счета (раздела на лицевом счете) изображено на Рисунке 4.
Закрытие лицевого счета осуществляется
• По инициативе клиента - на основании Заявления на закрытие (единая форма).
• ТОФК - при отсутствии учтенных показателей и остатка денежных средств на лицевом счете в течении 3-х лет.
Закрытие раздела на лицевом счете осуществляется
• ТОФК - при исполенеии документа-основания, при, остсутствии учтенных показателей и остатка денежных средств на разделе лицевого счета.
Рисунок 4 - Принцип работы (Закрытие) с «Единым» 71 лицевым счетом[4]
Применение казначейского сопровождения на данный момент времени дает положительный эффект, но новый институт требует дальнейшей детальной разработки и совершенствования. Необходимо повысить качество и удобство в обслуживании исполнителей, а также сокращение сроков обработки документов. Казначейское сопровождение служит для повышения открытости процедур и взаимодействует с юридическими лицами - исполнителями (неучастниками
бюджетного процесса), что позволяет данному институту в дальнейшем снизить риск неисполнения по государственным контрактам и эффективнее использовать целевые средства, выделяемые из бюджета.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ«О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ (Дата обращения: 27.08.2019);
2. Приказ Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208093/(Дата обращения: 28.08.2019);
3. Приказ Федерального казначейства от 24 декабря 2018 г. № 42н «Об утверждении Порядка открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт.- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317125/ (Дата обращения: 28.08.2019);
4. Официальный сайт «Федерального казначейства» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.roskazna.ru/(Дата обращения: 29.08.2019).