ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматриваются вопросы обеспечения единства образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, педагогические условия их реализации при подготовке конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
Целью образования сегодня провозглашена подготовка конкурентоспособных, мобильных, востребованных на рынке труда специалистов. Достижение этой цели невозможно без соединения образования с самообразованием, воспитания с самовоспитанием обучающихся.
Сегодня каждый субъект образовательного процесса, будь то преподаватель или студент, должен осознать, что образование представляет собой не столько взаимодействие обучающегося с обучающим, как это традиционно считалось многие годы, сколько взаимодействие обучающегося с источником информации, в качестве которого может быть не только и не столько преподаватель. Обучение и воспитание, составляющие основу образования, не могут быть эффективными, если не опираются на активность и самостоятельность самих обучающихся, на их самодисциплину.
Сегодня на первый план выдвигается способность человека быть субъектом своего профессионального развития, самосто-
П.Н. Осипов
Ключевые слова:
Ключевые слова: воспитание и самовоспитание, инновационные преобразования, факторы
инновационной среды, педагогическая диагностика, портфолио достижений.
ятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. Поэтому так важно побуждение каждого человека к самовоспитанию и повышение его индивидуальной ответственности за результаты.
Воспитание и самовоспитание - процессы, действующие взаимно, однако, на практике это не всегда учитывается.
Прежде всего необходимо пересмотреть наше устоявшееся представление о воспитании как воздействии одних, пусть даже наилучшим образом подготовленных, на других.
Воспитание - это взаимодействие человека с совокупностью материальных и духовных элементов окружающей его действительности, условий общественной жизни, среды, являющихся средством накопления и поддержания его жизненных сил, необходимых для личностного и профессионального самоопределения, самореализации, становления.
Педагогическая сущность воспитания состоит в сознательном, организованном взаимодействии педагога и студентов, основанном на стимулировании активной деятельности студентов по овладению профессиональным и социальным опытом, ценностями, отношениями.
Психологическая сущность - это перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм и правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение, т.е. в переводе студента из одного состояния в другое (с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации).
Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, в том числе и профессионального, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии со своими интересами и интересами общества. Оно предусматривает:
- анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, самооценки, сравнения себя с другими, с идеалом, в качестве которого может быть модель конкурентоспособного специалиста; видение качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; решение о работе над собой;
- постановку цели и разработку программы деятельности - определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы сформировать или совершенствовать одни (желательные) и устранять другие (нежелательные) качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач;
- собственно деятельность - учебную, познавательную, трудовую, профессиональную, эстетическую, физическую - по решению поставленных задач; совершаемую с помощью волевого усилия над собой;
- саморегуляцию этой деятельности, предусматривающую самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование - уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
В той или иной мере самовоспитанием занимается каждый человек. В соответствии с общественными требованиями каждый выбирает те или иные цели жизни, идеалы и развивает себя как личность, совершенствует свои природные задатки и способности, чтобы нормально жить и работать в обществе. При этом движущими силами самовоспитания выступают определенные противоречия, прежде всего - между требованиями, предъявляемыми к каждому из нас, и нашим реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям, если, конечно, он хочет признания.
К сожалению, у многих обучающихся (школьников, студентов), в силу недостаточного уровня развития самосознания, имеет место не-сформированность регуляторных механизмов поведения, и потому они остаются объектами воспитания и внешних воздействий, не спешат стать субъектами собственной жизни, что значительно затрудняет процесс их личностного и профессионального самоопределения. Это свидетельствует о том, что самовоспитание молодежи не может, не должно быть процессом неуправляемым. Важнейшей задачей педагога становится помочь обучающимся найти, сформировать цель самовоспитания, утвердиться в ней, наметить пути её достижения и реализовать их.
Безусловно, самовоспитание - личное дело каждого, сущность управления этим процессом должна заключаться в его стимулировании, создании определенных условий, обеспечивающих его эффективность. При этом под «педагогическими условиями» понимается совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Каковы они?
Первым наиболее общим педагогическим условием воспитания студентов должно быть наличие в учебном заведении инновационной
образовательно-воспитательной среды, способствующей самовоспитанию студентов.
Инновационные преобразования во всех сферах общества порождают проблему подготовки кадров качественно нового уровня - личности активной, самостоятельной, творческой, способной развивать себя как субъекта профессиональной деятельности. Ориентация на данную тенденцию требует педагогического поиска инновационной модели профессиональной подготовки, обеспечивающей возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным способностям студентов с учётом их интересов в профессиональном самоопределении и саморазвитии.
Одним из важнейших условий эффективности профессионального становления студента является создание в вузе особой инновационной среды, под которой мы имеем в виду совокупность необходимых интеллектуальных, организационно-управленческих, научно-методических, учебно-практических, материально-технических и других ресурсов и взаимосвязей между ними, обеспечивающих целенаправленное развитие учебного заведения как целостной педагогической системы.
К факторам инновационной среды относятся:
- структура межличностных отношений в нём по вертикали и горизонтали;
- инновационная политика руководства;
- благоприятная психологическая атмосфера, располагающая к творчеству и реализации инновационной управленческой политики, способствующая изменению ценностных ориентаций субъектов педагогического процесса (руководителей, педагогов, студентов, родителей, работодателей).
Вторым общим педагогическим условием стимулирования самовоспитания студентов является развитие субъект-субъектных отношений преподавателей и студентов, обеспечивающих взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Это такие отношения, при которых каждый субъект воспитания осознанно включается в совместную деятельность.
В философском смысле субъект - это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний и внутренний мир в идеальной и предметно-практической деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев). Подлинный субъект полностью владеет структурой деятельности, в ко-
торой участвует - от осознания ее мотивов и цели до получения результата и способности его оценить и откорректировать весь ход своих действий на основе рефлексии.
Воспитательные отношения в современной высшей школе в идеале мыслятся как субъект-субъектные, или диалогические. Это равноправные отношения с сохранением свободы и независимости обеих сторон.
Реализация нравственного потенциала любой учебной дисциплины возможна во многом благодаря установлению субъект-субъектных отношений во взаимодействии преподавателя и студентов. Поэтому именно преподаватель призван формировать субъект-субъектные отношения со студентами. Без этого стимулировать их самовоспитание весьма сложно.
Для формирования субъект-субъектных отношений преподаватель призван создать для студентов такие условия, в которых они могли бы проявлять активную позицию, активное отношение к предмету взаимодействия.
Третьим общим педагогическим условием стимулирования самовоспитания студентов мы считаем единство педагогической диагностики самовоспитания и самопознания студентов.
Диагностика самовоспитания студентов - это изучение того, насколько осознанно и целенаправленно, разносторонне и активно, регулярно и успешно сами студенты развивают и совершенствуют свою личность, что побуждает их к этому и, напротив, что мешает этим заниматься. Диагностика самовоспитания позволяет педагогу проследить логику саморазвития каждого студента, определить содержание и способы своей деятельности по его стимулированию. Она позволяет осуществлять личностный подход к студентам, определять и применять по отношению к ним оптимальные стимулы, способствующие успешному индивидуальному саморазвитию каждого.
Однако как бы хорошо педагог ни изучил каждого студента, ни диагностировал процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо, прежде всего, без того, чтобы каждый студент сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других его этапах является стимулирование самопознания студентов. Изучая студентов, важно их самих включать в диагностический процесс.
Стимулирование самопознания - это уже переход от диагностики самовоспитания студентов к его стимулированию. Поэтому очень важ-
но уже в процессе диагностики самовоспитания студентов, которая сама по себе - хотят они того или нет - способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя - стремиться и к тому, чтобы изучение самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.
Стимулированию интереса студентов к своей личности способствуют психологические знания, которые они получают из курса «Психология и педагогика» и путём самообразования. На кураторских часах и в процессе других форм общения со студентами полезно обсуждать такие понятия, как: саморазвитие, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование, самопознание, самосознание, самооценка, идеалы, интересы, мотивы, потребности, привычки, воля, убеждения, характер и т.п. Студентам, проявляющим повышенный интерес к своей личности, своим психологическим особенностям, можно рекомендовать специальную литературу.
Четвертым общим педагогическим условием стимулирования самовоспитания студентов сегодня является наличие у них портфеля достижений (портфолио). В рамках создания инновационной образовательно-воспитательной среды, способствующей самовоспитанию студентов, сегодня в вузах на каждого студента с 1 курса заводится «Портфолио студента», в котором отмечаются индивидуальные достижения, результаты самовоспитания, самосовершенствования и перспективы роста студента.
Портфолио показывает цели и планы студента, становится инструментом обучения, который помогает студентам самостоятельно размышлять над своим интеллектуальным, духовным и профессиональным ростом, брать ответственность за свое обучение, развитие и применение в жизни тех знаний, которые они приобрели в годы учебы.
Помимо «Портфолио студента» в бумажном варианте целесообразно иметь и электронный вариант портфолио. В век информационных технологий и электронной коммуникации особенно важно, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями. Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте учебного заведения.
Практика показывает, что работа над портфолио формирует у студента навыки самопонимания и самооценки, открывая путь к пости-
жению себя. Формирование портфеля достижений в разнообразных областях деятельности по окончании вуза становится основой его резюме, учитывается работодателем как значимый показатель выбора специалиста при приеме на работу.
Таковы некоторые наиболее общие педагогические условия, обеспечивающие единство воспитания и самовоспитания студентов как основу подготовки конкурентоспособных специалистов.