ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СБЕРЕЖЕНИЕ НАЦИИ
Дартау Л.А.
к.т.н., в.н.с. Института проблем управления РАН
ЕДИНСТВО ПОДХОДА И УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ключевые слова: феномен здоровья, качество жизни, жизнедеятельность населения, управление здоровьем.
Keywords: health phenomenon, quality of life, vital activities of people, health control process.
Начиная с конца ХХ века, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) стала отчетливо различать две сферы деятельности, связанные непосредственно со здоровьем как таковым, полученным по факту рождения (безотносительно к лечению болезней), и со здоровьем как результатом лечения (излечивания) болезней1.
В Резолюции прошедшей конференции ИНИОН РАН «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире» (2-4 ноября 2015 г., Москва) они обозначены как сферы общественного здоровья и здравоохранения2. Соответственно, под сферой общественного здоровья будем понимать совокупность совместных усилий в треугольнике «Государство - система здравоохранения - гражданин» по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья граждан в течение всей их жизни. Под сферой здравоохранения - традиционную профессиональную деятельность специалистов системы здравоохранения «по снижению распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями», (ВОЗ, 1998).
C учетом биосоциальной сущности человека «Государство» рассматривается как внешний «большой организм» в иерархической цепочке живых организмов на земле, в процессе существования и развития которого появляются отдельные, относительно автономные организмы вида «человек разумный», срок жизни которых значительно короче как теоретически бесконечного срока существования вида, так и большинства процессов социально-экономического и политического характера. Несмотря на то, что основа для перемен и развития «большого организма» создается трудом и интеллектом именно отдельных представителей вида, многие из которых не успевают дождаться признания и увидеть применения результатов их работы в реальной жизни.
Биологическая сущность человека определяет единство подхода в плане профессиональной деятельности (лечения болезней) представителей медицинских специальностей во всех странах мира. Что касается социальной сущности человека, то здесь приходится учитывать разнообразие социальных форм его существования в разных странах и ментальность населения в местах проживания.
Тысячелетиями, пока были предпосылки влиять на продолжительность жизни через лечение (вылечивание) болезней, доверие к медицине и статусу врача было безграничным. Когда же в середине ХХ столетия человечество вышло на средний возраст дожития более 70 лет, связанный уже с генетическим потенциалом конкретного человека, картина стала меняться. Болезни, от наличия которых стал в основном зависеть срок индивидуальной жизни человека, приобрели характер так называемых хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) или болезней старения, или цивилизации. Люди, как правило, перестали умирать во время эпидемий инфекционных заболеваний, голода, лишений и разбойных нападений. Мало того, что эти болезни, в обыденном понимании, не лечатся, а скорее протезируются с помощью дорогостоящих и требующих высокой квалификации медицинских вмешательств, оставшийся в живых пациент осознает принципиально «нездоровый» характер своей предстоящей жизни. В организационном плане это привело к вынужденному принятию законов об эвтаназии во многих развитых странах. Все эти результаты стали достижением мировой научной мысли и являются практически одинаковыми для всех стран.
Что касается здоровья как такового, «в ВОЗ и многих странах произошла смена парадигмы в области общественного здравоохранения: переход основных акцентов с проблем смертности и заболеваемости на задачи улучшения здоровья и повышения уровня благополучия. ... Для того чтобы информация здравоохранения полноценно отражала этот переход, следует уделять больше внимания субъективным и качественным данным, таким как степень удовлетворенности жизнью, и др. особенностям». .Поскольку культурные контексты оказывают существенное влияние
1 Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение // Европейская серия по достижению здоровья для всех. 1998. - № 5. - 40 ^
2 Резолюция // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире. Тр. I Международной научно-практической конференции / ИНИОН РАН. Отдел науч. сотрудничества; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. -М., 2016. - С. 587-589.
на благополучие, их значимость для благополучия и здоровья в общем плане нуждается в более систематическом исследовании»1 .
В данном случае речь идет о работе среди субъективно здоровых граждан, для которой у системы здравоохранения, как у одной из структур исполнительной государственной власти, нет ни административных, ни организационных, ни финансовых ресурсов. Здоровье переходит в социально-экономическую категорию знания как составляющая и мера качества жизни в сфере совместной деятельности государства и гражданина. А здесь требуется учет всего спектра социальных условий существования граждан и учет национальных особенностей менталитета.
«Развитие стран БРИКС и переход к многополярной геополитической модели мира не могут быть успешными без сохранения культурного многообразия и цивилизационных ценностей, сформированных народами стран этого объединения.
...без отбора перспективных проектов по сотрудничеству в области общественного здоровья и здравоохранения, с целью расширения взаимодействия между странами БРИКС и способного предложить миру оптимальную модель мироустройства»2.
Приведем здесь известное высказывание Питера Друкера - специалиста по управлению организациями и основоположника научного менеджмента: «В современном мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства». В отношении здравоохранения устойчивая репутация «лучших из лучших» принадлежит Израилю и Кубе - странам, практически не сравнимым между собой ни по каким параметрам или критериям.
В своей известной работе «Задачи менеджмента на XXI век»3 он отмечал, что здравоохранение, образование и досуг, будучи крупнейшими потребителями материальных благ в виде товаров и услуг, сами при этом не обеспечивают материального удовлетворения чьих-либо экономических потребностей. В то время как результаты их деятельности обеспечивают (в свою очередь) качество и эффективность работы самих производителей продуктов потребления.
В нашем случае речь пойдет о России, о сфере ее муниципального управления, которое только одно и может обеспечить достижение конечного результата (здоровья населения, жизнедеятельность которого обеспечивается администрацией данного муниципалитета) через «подчинение» общей цели большого количества расположенных на его территории предприятий и учреждений любой структуры, видов деятельности, форм собственности и пр.4
Анализ и результаты по исследованию систем (живых, в том числе), их структуры и функционирования как отдельных элементов (клеток, тканей и органов), так и системы (организма) в целом, легли в данной работе в основу осмысления феномена «здоровье», который является результатом управления и поддерживается в течение всей жизни человека как на подсознательном уровне (за счет гомеостаза), так и за счет привычек и навыков повседневной жизни5. В свою очередь, деятельность, направленная на поддержание здоровья (его сохранение и развитие), рассмотренная с общесистемных позиций, исследуется на основе кибернетического подхода, а точнее, - принципов теории управления, базирующихся на общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
ИПУ РАН одним из первых в стране начал использовать информационные технологии для сбора субъективной информации оценочного характера при изучении популяционных процессов в обществе, и сегодня, дополнительно к прописанной в Конституции государственной деятельности по охране здоровья, предлагает технологию государственной деятельности непосредственно по управлению здоровьем и качеством жизни граждан6.
В течение всего, более чем 25-летнего, периода работы по проблеме управления здоровьем, полученные результаты и выводы соотносились с выходившими в свет многочисленными документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
В то же время, практически любое неблагополучие в сфере жизнеобеспечения со стороны государства в итоге может опосредованно повлиять на здоровье конкретного человека. Однако при относительно удовлетворительном функционировании предприятий и учреждений муниципального уровня (что характерно для современного состояния социально-экономической обстановки в развитых странах, включая Россию) основной резерв для реализации потенциала долголетия конкретным человеком оказывается «заключенным» в недоступной для внешнего управления области привычек и навыков повседневной жизни. (Конституция РФ; Статьи 23 и 25 «о неприкосновенности жилища» и «о невмешательстве в личную жизнь»). Что касается смены сформированного уже образа жизни на так называемый «здоровый образ жизни» (с точки зрения современных научных представлений), то в этой ситуации человеку, вслед-
1 Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2015. Целевые ориентиры и более широкая перспектива - новые рубежи в работе с фактическими данными. Основные положения. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ: 2015 (http://www.euro/who.int/ru/data-and-evidence/european-health-report2015, по состоянию на 10 сентября 2015 г.) - С.12.
2 Резолюция // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире. Тр. I Международной научно-практической конференции / ИНИОН РАН. Отдел науч. сотрудничества; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. -М., 2016. - С. 587-589.
Друкер П.Ф. Задачи менеджмента на XXI век. - Киев: Диалектика, 2002. - 272 с.
4 Венедиктов Д.Д., Дартау Л.А. Социальное партнерство в деятельности по сохранению и укреплению здоровья: обоснование с позиций системного анализа и теории управления // Труды 7-й Международной научно-практической конференции «Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития» / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2011. - Ч. 1. - С 460-464.
5 Дартау Л.А. Феномен здоровья. Концепция и прикладные аспекты // Проблемы управления. - М., 2005. - № 5. - С. 92-98.
6 Дартау Л.А., Стефанюк Т.А. Модернизация здравоохранения: Современные проблемы и вызовы // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире. Тр. I Международной научно-практической конференции / ИНИОН РАН. Отдел науч. сотрудничества; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2016. - С. 582-586.
ствие принуждения или убеждения извне, придется «силой воли» создавать у себя дополнительные виртуальные контура управления. Контура управления показателями здоровья, которые ранее никогда не входили в число существенных переменных, например, массой тела, физической активностью и т.д. В этой ситуации конечная цель управления для конкретного человека может звучать так: Прожить как можно дольше, болея как можно меньше! Но не более того, поскольку при условии достижения конкретным человеком своего потенциала здоровья он имеет возможность достижения своего же потенциала долголетия, отпущенного природой для вида «человек разумный», но никак не бессмертия.
И в этом случае полученный результат требует, с одной стороны, признания определяющей роли личности в качестве регулятора собственного здоровья, а с другой стороны, требуется осознание факта отсутствия на индивидуальном уровне знаний и мотиваций для такого управления. Знания о здоровье (а тем более о болезнях) в полном объеме всегда принадлежали, и будут принадлежать, другим людям. В первую очередь, представителям медицинской науки, специалистам системы здравоохранения и других наук и сфер деятельности1. Как следствие, человека нельзя назначить ответственным за его здоровье! Драматизм ограниченности срока жизни человека по-прежнему препятствует, с одной стороны, объективному обсуждению вопросов «жизни и смерти» со здоровой личностью, а с другой стороны, не позволяет привлечь ее к реальной ответственности за утраченное здоровье. Но разделить с ним эту ответственность, можно!
В данной работе предлагается образовать еще одну сферу общественных взаимоотношений на основе создания контура совместного управления здоровьем. Таким условиям удовлетворяет система, состоящая, как минимум, из двух субъектов - конкретного индивида, здоровье которого подлежит управлению, и лица, обладающего по отношению к нему административным ресурсом (властью и средствами). Такими лицами, в первую очередь, являются работодатели, руководители учреждений образования и муниципальная власть. В этой паре возможно формирование таких взаимоотношений, которые позволяют перейти от умозрительных рассуждений по поводу «ответственности» самой личности за свое здоровье к конкретным должностным обязанностям и ответственности сторон за совместный конечный результат. Отметим здесь, что в качестве государства могут выступать любые объединения граждан, в которых существуют законодательно оформленные отношения между людьми. Примерами таких объединений могут быть предприятия, школы, вузы, а также территориальные объединения граждан с муниципальной властью во главе, см. рис. 1.
© Компьютерная технология и система ЭДИФАР Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, РАН
Рисунок 1.
Структурная схема системы управления здоровьем в общем виде
Возвращаясь вновь к П. Друкеру2, можно увидеть очевидное совпадение выводов о том, что в сферу внимания и ответственности менеджмента (в нашем случае сотрудников аппарата муниципальной власти) входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности по критерию «здоровья населения и качеству жизни на местах» - внутри организации или за ее пределами, в подконтрольных организации сферах или в сферах, ею не контролируемых». Разработка ИПУ РАН «Организационно -правовая технология ЭДИФАР», как раз и предполагает создание такого равноправного партнерства путем объединения в систему всех институтов муниципальной власти на местах.
1 Дартау Л.А., Сырцова Л.Е., Абросимова Ю.Е. Проект ЕРБ ВОЗ «Здоровое городское планирование»: особенности социологического сопровождения // Материалы IV социологического конгресса «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие», (23-25 октября 2012, Уфа, Россия), э-издание. - С. 1112-1118.
Друкер П.Ф. Задачи менеджмента на XXI век. - Киев: Диалектика, 2002. - 272 с.
В результате предлагаемых действий прогнозируется синергетический эффект (характерный именно для живых систем), который, с одной стороны, приведет к снижению напряжения и взаимных претензий сторон в здравоохран-ной деятельности государства. А с другой стороны, гармонизирует общественные отношения в целом и повысит общий уровень удовлетворенности граждан услугами по жизнеобеспечению населения, предоставляемыми им со стороны муниципальной власти. Коротко: «Совместное управление здоровьем в системе «Государство-Гражданин» позволит принципиально изменить характер здравоохранной деятельности и гармонизировать отношения в обществе практически во всех сферах».