А.П. Сдобнова (Саратов)
Единицы ядра языкового сознания современного школьника
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 05-04-04142а).
Ядро языкового сознания (ЯС) в современной лингвистике исследуется в различных аспектах. Рассматриваются принципы его выделения, состав входящих в него единиц, метаязыковая функция единиц ядра, семантическая структура ядра, этнокультурные, гендерные, социокультурные, возрастные особенности ядра ЯС и др. (А.А. Залевская, Н.В. Уфимцева, Ю.Н. Караулов, Н.О. Золотова, Н.В. Сабуркина и А.Г. Сонин, С.Г. Незговорова, А.П. Боргоякова, Н.С. Сергиева, А.В. Федченко, Е.Н. Гуц, Н.И. Береснева, И.Г. Овчинникова, Т.В. Соколова и др.).1
В данной работе рассматриваются единицы ядра языкового сознания (ЯЯС) современного русского школьника на материале «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области» (АСШС). АСШС существует как постоянно пополняемая база данных (см.: [Гольдин, Мартьянов, Сдобнова 2004]). К настоящему времени он включает более 400 тысяч реакций, полученных от учащихся 1-11 классов (количественные характеристики материалов АСШС см. в табл. 1).
Ядром языкового сознания принято называть ограниченное количество слов, имеющих наибольшее число связей с другими словами в сознании носителей языка, то есть «обладающих максимальной ассоциативной силой в ассоциативно-вербальной сети» [Золотова 2005: 4]. Ядро ЯС школьников выделено нами по методике А.А. Залевской на базе обратных статей АСШС [Залевская 1981].
Таблица 1
Количественные характеристики АСШС
^\^Характеристики Возрастньге\^^ группы Количество
Анкеты испытуемых Реакции
1-4 кл. 3 956 119 950
5-6 кл. 3 027 92 135
7-8 кл. 3 187 96 625
9-11 кл. 3 516 107 048
Всего 13 686 415 758
дифференцируемые по возрасту испытуемых.
Возрастные варианты ядра ЯС определяются в соответствии со следующими возрастными группами: ЯЯС младших школьников 1-4 кл., ЯЯС двух групп подростков 5-6 кл. и 7-8 кл., ЯЯС старшеклассников 9-11 кл.
Ядро ЯС коллективной личности школьника
(включает 76 единиц2): боль, большой, быстро, вещь, вода, время, говорить, голова, город, гулять, девочка, делать, дело, день, деньги, дерево, добрый, дом, дорога, доска, друг, думать, дурак, животное, жизнь, земля, игра, играть, идти, класс, книга, кот, красивый, лес, любовь, люди, маленький, мальчик, мама, машина, мир, много, мой, мяч, нет, он, папа, писать, плохо, плохой, предмет, работа, радость, ребенок, ручка, сильный, слово, собака, солнце, стол, стул, телевизор, тетрадь, ты, улица, ум, умный, урок, ученик, учитель, хороший, хорошо, цветок, человек, школа, я.
Ядро ЯС школьников 9-11 кл. (78 единиц): боль, большой, быстро, веселье, вещь, вода, время, всё, гулять, делать, дело, день, деньги, дерево, дом, дорога, друг, думать, дурак, его, еда, животное, жизнь, игра, идти, класс, книга, красивый, красота, круто, лес, лето, любовь, люди, маленький, мальчик, мама, машина, мир, много, мой, мяч, небо, нет, одежда, он, отдых, очень, парень, плохо, плохой, праздник, предмет, работа, радость, ребенок, свет, сила, смерть, снег, собака, солнце, спать, стол, страх, счастье, тупой, ужас, ум, умный, урок, учитель, хороший, хорошо, человек, что-то, школа, я.
Ядро ЯС школьников 7-8 кл. (75 единиц):
большой, быстро, вещь, вода, время, говорить город, гулять, делать, дело, день, деньги, дерево добрый, дом, дорога, друг, думать, дурак, еда животное, жизнь, зачем, зверь, игра, играть, идти кино, класс, книга, красивый, лес, лист, любовь люди, маленький, мальчик, мама, машина, мир много, мой, мяч, нет, он, очень, папа, плохо, плохой
Ядро ЯС школьников нельзя рассматривать как нечто однородно-стабильное, поэтому нами выделяются ядро ЯС школьника как коллективной (усредненной) языковой личности и варианты ядра,
1 Перечень работ, посвященных различным аспектам анализа ядра ЯС, см.: [Золотова 2005: 56-57].
2 Единицы ядра даны в алфавитном порядке. Количество единиц в вариантах ядра может колебаться в незначительных пределах (75-78), отличаться от традиционно выделяемого и сопоставляемого количества единиц ядра русского ЯС, английского ЯС и др.- 75 единиц [см.: Залевская 1981; Уфимцева 1996, 2000 и др.]. Увеличение количества единиц ядра связано с тем, что используемая методика выделения ядра не позволяет делать выбор из последних в перечне ассоциатов, вызванных одинаковым числом стимулов [ср.: Караулов 2000: 194-196].
праздник, предмет, работа, радость, разговор, ребенок, свет, сильный, смерть, собака, стол, стул, ты, улица, ум, умный, урок, учебник, ученик, учитель, хороший, хорошо, цветок, человек, школа, я.
Ядро ЯС школьников 5-6 кл. (78 единиц):
большой, быстро, вещь, вода, говорить, голова, город, гулять, девочка, делать, дело, день, деньги, дерево, добрый, дом, дорога, доска, друг, думать, дурак, животное, жизнь, злой, игра, играть, идти, карандаш, кино, класс, книга, кот, красивый, лист, любовь, люди, маленький, мальчик, мама, машина, мир, много, мой, мужчина, мяч, нет, одежда, он, папа, писать, плохо, плохой, предмет, работа, радость, ребенок, ручка, сильный, слово, собака, стол, стул, телевизор, тетрадь, ты, улица, ум, умный, урок, ученик, учитель, хороший, хорошо, цвет, цветок, человек, школа, я.
Ядро ЯС школьников 1-4 кл. (76 единиц): белый, большой, быстро, вода, говорить, голова, город, девочка, делать, дело, день, деньги, дерево, добрый, дом, дорога, доска, друг, думать, животное, жизнь, зверь, земля, игра, играть, игрушка, идти, карандаш, класс, книга, кот, красивый, красный, лес, лист, люди, магазин, маленький, мальчик, мама, машина, много, мой, мяч, нет, он, папа, пенал, писать, плохо, плохой, работа, радость, ребенок, ручка, сильный, слово, собака, солнце, стол, стул, тетрадь, ты, ум, умный, урок, ученик, учитель, хороший, хорошо, цвет, цветок, человек, читать, школа, я.
Сопоставление возрастных вариантов ядра показывает, что наиболее близки между собой по составу единиц варианты ЯЯС подростков 5-6 и 7-8 классов: в них совпадает 68 единиц (около 90 % ядра). Следует отметить, что варианты ядра этих двух групп подростков менее всего отличаются от всех остальных возрастных вариантов: в каждом из них выделяются только три единицы, отсутствующие в вариантах ядре других групп: злой, мужчина, телевизор - в ядре учащихся 5-6 класса; зачем, разговор, учебник - в ядре учащихся 7-8 класса. Поскольку варианты ядра этих двух групп подростков (5-6 и 7-8 классов) совпадают на 90 %, мы считаем возможным рассматривать совокупное ядро ЯС учащихся 5-8 классов как относительно однородное ядро.
Следующими по степени близости выступают варианты ядра школьников 1-4 и 5-6 классов: в них общих - 66 единиц (в среднем 86 % ядра).
Наибольшим своеобразием состава единиц
Ядро языкового сознания
выделяются ядро младших школьников и ядро старшеклассников. В ядре младших школьников имеется 7 единиц, которых нет ни в одном другом возрастном варианте ядра: игрушка, белый, красный, земля, магазин, пенал, читать. Эти единицы в большинстве своем отличаются конкретностью семантики. Подобное наблюдается в ассоциативном словаре пермских младших школьников [см.: Береснева, Дубровская, Овчинникова 1995: 75]. Единицы, имеющиеся и в ядре средних и в ядре старших школьников, но отсутствующие в ядре младших школьников, по большей части характеризуются абстрактной семантикой. Это следующие 15 единиц: вещь, время, гулять, дурак, еда, кино, любовь, мир, одежда, очень, праздник, предмет, свет, смерть, улица.
Единицы, имеющиеся исключительно в ядре старших школьников (9-11 кл.) и отсутствующие в вариантах ядра остальных школьников, носят преимущественно эмоционально-оценочный
характер. Это следующие 18 единиц: боль, веселье, всё, его, красота, круто, лето, небо, отдых, парень, сила, снег, спать, страх, счастье, тупой, ужас, что-то.
При имеющейся вариативности ядра ЯС учащихся в нем выделяется стабильная основа -единицы, которые присутствуют в каждом возрастном варианте и в ядре ЯС коллективной личности школьника (45 единиц):
большой, быстро, вода, делать, дело, день, деньги, дерево, дом, дорога, друг, думать, животное, жизнь, игра, идти, класс, книга, красивый, люди, маленький, мальчик, мама, машина, много, мой, мяч, нет, он, плохо, плохой, работа, радость, ребенок, собака, стол, ум, умный, урок, учитель, хороший, хорошо, человек, школа, я.
Вероятно, их следует рассматривать как базовые единицы ЯЯС школьников. Они составляют в вариантах ЯЯС от 57,7 % до 60 % состава ядра.
Сопоставление коллективного варианта ядра ЯС школьников и ядра ЯС взрослых, выделенного Н.В. Уфимцевой по материалам РАС [Уфимцева 2000: 164-166], показывает, что основная часть единиц ядра ЯС школьников (61,8 %) совпадает с единицами ядра ЯС взрослых (см. табл. 2. Ассоциаты в ней ранжированы по убыванию количества входящих связей. Единицы, общие для ЯЯС школьников и ЯЯС взрослых, выделены полужирным шрифтом).
Таблица 2
школьников и взрослых1
1 В табл. 2 представлены единицы ядра, выделенного Н.В. Уфимцевой по материалам РАС 1-6 [Уфимцева 2000: 164166]. По данным второго, сводного, издания РАС [РАС II 2002], к ядру ЯС, вероятно, могут относиться, кроме выделенных ранее Н.В. Уфимцевой, и такие единицы, как красивый (ассоциат, имеющий связи с 392 стимулами), урок (ассоциат, имеющий связи с 256 стимулами), вечер, вопрос (ассоциаты, имеющие связи с 253 стимулами каждый). Они в табл. 2 отмечены знаком *. Поэтому ассоциаты сделать, война, ночь, земля следует отнести к следующему, второму слою ядра, так как их ранги по данным РАС II меняются: 76, 78, 80, 81 соответственно.
Взрослые (РАС) Школьники (АСШС)
Ранг Ассоциат Ранг Ассоциат
1 человек 1 человек
2 дом 2 дом
3 жизнь 3 машина
4 плохо 4 хорошо
5 хорошо 5 друг
6 большой 6 я
7 нет 7 большой
8 деньги 8 хороший
9 дурак 9 плохо
10 друг 10,5 мальчик
11 лес 10,5 мама
12 хороший 12 умный
13 мужчина 13 школа
14,5 день 14 жизнь
14,5 много 15 люди
16,5 любовь 16 класс
16,5 работа 17 красивый
18 вода 18 урок
19,5 ребенок 19 плохой
19,5 все 20 собака
21 радость 21 книга
22 красивый* 22,5 день
23,5 дело 22,5 мой
23,5 смерть 24 нет
25 плохой 25 деньги
26 быстро 26 любовь
27 стол 27 стул
28 парень 28 стол
29 дорога 29 дорога
30 дерево 30 тетрадь
31 мир 31 мяч
32 есть 32,5 работа
33,5 время 32,5 ручка
33,5 говорить 34,5 вода
35 думать 34,5 цветок
36 жить 36,5 много
37 свет 36,5 папа
38 я 38 игра
Взрослые (РАС) Школьники (АСШС)
Ранг Ассоциат Ранг Ассоциат
39 разговор 39 ум
40 мой 40,5 радость
41 красный 40,5 ребенок
42 женщина 42 учитель
43,5 книга 43 играть
43,5 машина 44 идти
45 грязь 45 дурак
46 идти 46 мир
47 старый 47,5 дело
48 мальчик 47,5 маленький
49 белый 49,5 гулять
50 девушка 49,5 кот
51 мужик 51 дерево
52 страх 52 вещь
53 умный 53 предмет
54 далеко 54 думать
55 сильный 56 город
56 долго 56 животное
58,5 боль 56 лес
58,5 всегда 59 он
58,5 город 59 улица
58,5 черный 59 делать
61 зеленый 61,5 слово
62 море 61,5 добрый
63 счастье 63 ученик
64 муж 64 боль
65,5 собака 65 быстро
65,5 солнце 66 ты
67 кино 67 сильный
68 ум 69 земля
69 маленький 69 солнце
70 урок* 69 телевизор
71,5 он 71,5 голова
71,5 предмет 71,5 время
74 вечер* 73 доска
74 вопрос* 74 девочка
74 очень 75,5 писать
75,5 говорить
Сравнение ЯЯС школьников и взрослых показывает, что центральные единицы ЯЯС взрослых с рангами 1-10 (человек, дом, жизнь, плохо, хорошо, большой, нет, деньги, дурак, друг), имеются в коллективном варианте ядра ЯС школьников. Из первых тридцати единиц ЯЯС взрослых (с рангами 1-30) - в ЯЯС школьников содержится 26 (см. табл.2).
Центральные единицы ядра ЯС коллективного школьника, имеющие ранги 1-10 (человек, дом, машина, хорошо, друг, я, большой, хороший, плохо, мальчик), содержатся в ЯЯС взрослых, а из единиц с рангами 1-30 в ЯЯС школьников - у взрослых имеются 23 единицы. Следовательно, центральные единицы ЯЯС школьника и ЯЯС взрослого совпадают. Самые главные из них человек и дом, обладающие наибольшим количеством ассоциативных связей в ядре ЯС русскоговорящих, совпадают к тому же и по рангам. Вероятно, можно говорить о том, что в основе формирующегося ядра ЯС ребенка в школьный период лежат наиболее значимые, базовые для ЯС русских единицы.
Лексико-грамматические классы в ЯЯС школьников и ЯЯС взрослых представлены одни и те же. Известно, что в ядре ЯС людей, говорящих на разных языках, существительные составляют более половины всего состава, прилагательных и глаголов в ядре в 3-4 раза меньше, еще меньше наречий и омонимичных им предикатных слов; местоимения представлены минимально (см. например: [Золотова 2005: 67; Уфимцева 1996: 144; Караулов 2000: 197; Незговорова 2004: 58]). В целом именно такой представленностью частей речи характеризуется ядро ЯС школьников при незначительной «недостаточности» или «избыточности» той или иной части речи в ЯЯС школьников в сравнении с составом ЯЯС взрослых (см. табл. 3).
Более детальный анализ частеречного состава ядерных единиц в ЯЯС выявляет большую долю существительных во всех возрастных вариантах и коллективном варианте ядра ЯС школьников (от 65,3 % - до 68,42 %) в сравнении с долей этой части речи в ядре взрослых (60 %). Материалы пермского ассоциативного словаря младших школьников
(ПАСМШ) указывают на еще большее «превалирование существительных над другими частями речи» в составе их варианта ядра ЯС (76 %) [Овчинникова, Береснева, Дубровская, Пенягина 2000: 79]. Пермские ученые считают, что «тенденция развития лексикона <...> - пополнение его наречиями и местоимениями за счет уменьшения доли существительных, что отразится и на внутреннем лексиконе» [Там же]. Устойчивое преобладание существительных во всех возрастных вариантах ядра ЯЯС саратовских школьников, превышающее «взрослую норму», вероятно, свидетельствует о доминирующей роли существительных в формировании лексикона и речемыслительной деятельности ребенка в школьный период (ср.: [Золотова 2005: 67, 77-78].1
Таблица 3
Лексико-грамматические классы в ЯЯС школьников и ЯЯС взрослых (%)
Доли глаголов и наречий в возрастных вариантах ядра ЯС саратовских школьников демонстрируют последовательное движение к «взрослой норме»: увеличение наречно-предикативных единиц от одной возрастной группы к другой и уменьшение числа глаголов. Количество прилагательных и местоимений в ядре ЯС школьников отличается от представленности этих частей речи в ядре взрослых, однако их «поведение» в возрастных вариантах ЯЯС школьников сложно оценивать как стремление к «норме». Интерпретация динамики этих частей речи в ассоциативно-вербальной сети и, в частности в ядре ЯС школьников, требует специального исследования. В целом, представленность частей речи в возрастных вариантах ядра ЯС учащихся отражает продолжающееся в школьный период формирование ассоциативно-вербальных связей и становление
1 Заметим, что все исследователи детской речи отмечают подавляющее преобладание существительных на этапах становления речи разноязычных детей. Результаты исследований аграмматизма указывают на большую устойчивость существительных в сравнении с другими частями речи.
ядра ЯС.
Частотные характеристики единиц ЯЯС школьников. В качестве источников информации о частотности слов в современном русском языке использованы нами «Частотный словарь русского языка» С.А. Шарова [Шаров 2002, электронная версия] и «Частотный словарь русского языка» под ред. Л.Н. Засориной [Засорина 1977]. Базой частотного словаря С. А. Шарова являются тексты произведений современной прозы, политических мемуаров, современных газет и научно-популярной литературы с 1970 по 2002 г., большинство из которых относятся к 80-90 годам ХХ века. Словник включает около 16 миллионов словоупотреблений. Лемматизированный словарь содержит около 35 000 лексем с частотой большей 1 1рш (вхождений на миллион слов). Базой словаря под ред. Л.Н. Засориной выступают тексты более раннего периода - 20-60 годов (преимущественно 50-60 гг.) ХХ века. Словник включает 39 268 лексем общим числом 1 056 382 словоупотребления. В качестве основного источника сведений о частотности единиц ядра мы рассматриваем словарь С.А. Шарова, поскольку словарь фиксирует лексический состав русского языка конца ХХ - начала ХХ1 веков, то есть временной интервал материалов этого словаря наиболее близок временным рамкам АСШС.
Выделение зон частотности слов является условным. К высокочастотной и частотной лексике условно относят слова с частотой употребления от 100 слов и выше, к средней зоне частотности - с частотой от 100 до 10 слов на 1 млн. словоупотреблений.
Таблица 4
Частотность единиц ЯЯС школьников
Диапазон связей Частота слова (%)
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова Частотный словарь русского языка Л.Н. Засориной
Более 1000 22,4 23,7
500-999 18,4 18,4
101-499 47,4 39,5
11-100 11,8 18,4
1-10 - -
В ядре ЯС школьников к группам высокочастотной и частотной лексики относятся 67 единиц (88,2 %), к среднечастотной - 9 единиц 11,8 %) (по: Шаров 2002). Низкочастотные слова отсутствуют в ядре ЯС школьников (см. табл. 4). В группу 5000 «наиболее частых слов», выделяемую
Части речи Взрослые Школьники
РАС АСШС ПАСМШ
Возрастные варианты ядра ЯС 6-10 лет
9-11 кл. 5-8 кл. 1-4 кл.
Существительное 60 67,94 65,3 65,8 76
Прилагательное 17,33 10,25 12 14,5 11
Глагол 6,67 6,41 10,7 10,5 8,4
Наречие и предикатив 12 8,97 8 5,3 1
Местоимение 4 6,41 4 4 1
С. А. Шаровым, входят все единицы ядра. 1
Выделение зон частотности, как уже было сказано, является условным, поскольку индекс частотности слова определяется в частотных словарях С.А. Шарова и Л.Н. Засориной на материале текстов преимущественно письменных жанров. Ассоциативные пары слов являют собой (проецируют) предречевую готовность индивида (Ю.Н. Караулов). Однако эту готовность нельзя рассматривать однозначно как возможность реализации только в письменной форме, в письменных жанрах. Несомненно, требуются специальные исследования степени отражения каждой из форм речи (устной и письменной) в ассоциативных экспериментах.2 Несмотря на определенную условность подхода к частотности единиц ядра, можно утверждать, что основу ядра школьников составляет высокочастотная и частотная лексика русского языка современного периода.
Анализ формальной структуры единиц ЯЯС школьников показывает, что почти две трети единиц ядра имеют в своем составе две морфемы, около трети - три морфемы (см. табл. 5).
Таблица 5
Морфемный состав единиц ядра ЯС школьников
Количество
морфем единиц ядра (%) Примеры
1 2,6 я, нет
2 65,8 боль, большой, быстро, город, дело, деньги, друг, книга, лес, человек
3 29,0 думать, делать, играть, любовь, радость, сильный, умный, цветок
Остальные 2,6 учитель
Поскольку у существительного,
прилагательного и глагола в русском языке имеется словоизменительная парадигма, их морфемная структура должна включать, кроме корня, флексию, поэтому минимальная структура существительных и непроизводных прилагательных двуморфемная. Двуморфемные существительные и прилагательные в русском языке, как правило, являются базовыми (исходными) в деривационной системе русского языка, возглавляют словообразовательные гнезда
1 Исключение составляет слово люди, отсутствующее в словаре С.А. Шарова, леммой которого в нем, вероятно, выступает человек. Мы считаем правомерным рассматривать люди как самостоятельную лексическую единицу, хотя допускаем, что наша позиция не бесспорна. Как самостоятельная лексическая единица люди выступает в ТСОШ, МАС, РСС I.
2 Не случайно в работах последних лет обсуждается вопрос о влиянии формы ассоциативного эксперимента на его результаты (см. например: Доценко 1999).
(вода, дом, лес, ум, плохой, хороший и под.). К базовым относятся и трехморфемные глаголы (говорить, думать, делать, писать, играть, гулять), структура которых содержит, кроме корня, словоизменительный аффикс и глагольный суффикс. В ядре ЯС школьников к базовым можно отнести 58 единиц (76,3 %), при этом около 24 % единиц «возглавляют» большие и очень большие словообразовательные гнезда, например говорить, делать, земля, лес, играть, писать, слово (базовые единицы определялись по «Словообразовательному словарю русского языка» А.Н. Тихонова [Тихонов 1985].
23 единицы (30,3 %) содержат самые продуктивные корни русского языка: говорить, делать, гулять, мир и др. (продуктивность корня определялась по «словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Ф. Ефремовой [Кузнецова, Ефремова 1986: 1112].
Таким образом, можно констатировать, что единицы ядра ЯС школьников относятся к высокочастотной и частотной лексике современного русского языка, к базовым единицам словообразовательной системы русского языка.
Анализ единиц ЯЯС школьников показывает, во-первых, что ядро языкового сознания школьников неоднородно, вариативно и динамично; во-вторых, что в школьный период основная часть базовых для русского языкового сознания единиц сформирована, а другая часть единиц ядра находится в стадии активного становления. В целом в развитии ядра языкового сознания школьника прослеживается движение к «взрослой норме».
ЛИТЕРАТУРА
1. Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет. Пермь, 1995.
2. Гольдин В.Е., Мартьянов А.О., Сдобнова А.П. Компьютерная версия Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области // Русский язык сегодня. 3. Проблемы русской лексикографии. М., 2004.
3. Доценко Т.И. Влияние экспериментальной ситуации на ассоциативное поле младшего подростка // Проблемы детской речи - 1999. СПб., 1999.
4. Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981.
5. Засорина 1977 - Частотный словарь русского языка / Под ред. Л.Н. Засориной. М., 1977.
6. Золотова Н.О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык. Тверь, 2005.
7. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира. М., 2000.
8. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986
9. МАС - Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 4 т. М., 1981-1984.
10. Незговорова С.Г. Ядро языкового сознания русских и англичан: содержание и структура. Дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.
11. Овчинникова И.Г., Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника. Пермь, 2000.
12. РАС 1-6 - Русский ассоциативный словарь. Книга 1-6 / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. М., 1994-1998.
13. РАС II - Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. II. От реакции к стимулу / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М., 2002.
14. РСС I - Русский семантический словарь / Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1998. Т. 1.
15. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985.
16. ТСОШ - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
17. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
18. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. 2-е изд. М., 2000.
Шаров С.А. Частотный словарь русского языка. 2002 // Российский НИИ искусственного интеллекта. Информационные технологии 21 века. http://www.artint.ru/projects/frqlist. asp