Научная статья на тему 'Динамические процессы в ассоциативном поле «Жизнь»'

Динамические процессы в ассоциативном поле «Жизнь» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / ВОЗРАСТ / ГЕНДЕР / LEXICAL ASSOCIATIONS OF SCHOOLCHILDREN / ASSOCIATION FIELD / AGE / GENDER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сдобнова Алевтина Петровна

В статье рассматривается возрастная динамика ассоциативного поля стимула «жизнь» в языковом сознании школьников. Доказывается, что процесс постепенного приближения к взрослой ассоциативной «норме» совершается неравномерно, проходит через кризисные точки и существенно осложняется гендерной принадлежностью школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic processes in the associative field “life”

The article deals with age dynamic processes in the associative field of the stimulus “life” in language consciousness of schoolchildren. The author proves that the process of progressive approaching to the adult associative “norm” goes on with an uneven pace, passing through crisis points, and is strongly influenced by the gender of a schoolchild.

Текст научной работы на тему «Динамические процессы в ассоциативном поле «Жизнь»»

УДК 81.23.37

А.П. Сдобнова

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В АССОЦИАТИВНОМ ПОЛЕ «ЖИЗНЬ»

В статье рассматривается возрастная динамика ассоциативного поля стимула «жизнь» в языковом сознании школьников. Доказывается, что процесс постепенного приближения к взрослой ассоциативной «норме» совершается неравномерно, проходит через кризисные точки и существенно осложняется гендерной принадлежностью школьников.

Ключевые слова: лексические ассоциации школьников, ассоциативное поле, возраст, гендер.

Alevtina P. Sdobnova DYNAMIC PROCESSES IN THE ASSOCIATIVE FIELD "LIFE"

The article deals with age dynamic processes in the associative field of the stimulus "life" in language consciousness of schoolchildren. The author proves that the process of progressive approaching to the adult associative "norm" goes on with an uneven pace, passing through crisis points, and is strongly influenced by the gender of a schoolchild.

Key worlds, lexical associations of schoolchildren, association field, age, gender.

Жи

изнь относится к главным общечеловеческим ценностям, и представления о ней — важный объект не только философских, культурологических, лингвофи-лософских, лингвокультурологических, но и психолингвистических исследований (см., например: [Арутюнова 1999; Уфимце-ва 1996, 2000а, 2000б; Караулов 2000; Чер-нейко, Хо Сон Тэ 2001; Сабуркина, Сонин 2005; Ипанова 2005; Федченко 2006; Кор-неев 2007; Лоскутова 2009; Сергиева 2009а, 2009б; Гирнык 2011 и др.]). "

По данным Н.В. Уфимцевой, рассмотревшей языковое сознание (ЯС) русских по материалам РАС, жизнь входит в ядро русского языкового сознания и занимает в нем 3-ю ранговую позицию, следуя за единицами человек и дом [Уфимцева 2000а: 164].1 При этом жизнь не только входит в ядро языкового сознания, но и формирует в нем особую семантическую зону. В ряду выделенных Ю.Н. Карауловым восьми семантических зон ядра русского языкового сознания (ЧЕЛОВЕК, ЖИЗНЬ, ХОРОШО - ПЛОХО, ДЕНЬГИ, РАДОСТЬ, ДУМАТЬ, ЛЕС, КРАСНЫЙ) первое место по «весомости ранговых показателей» принадлежит зонам ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ [Караулов 2000: 199]. Н.С. Сергиева в результате межъязыкового сопоставительного исследования отнесла жизнь к числу центральных универсальных составляющих языкового сознания [Сергиева 2009б: 24]. Н.В. Сабуркина и А.Г.Сонин рассматривают жизнь в составе функционально-семантической зоны «Ценности» [Сабуркина, Сонин 2005: 233, 235]. Как одну из наиболее устойчивых «базовых ценностей», которых не коснулись изменения, произошедшие в ядре языкового сознания русских в последнее десятилетие XX века (1988-1997), определяет жизнь и Н.В. Уфимцева [2000 : 163].

Понятно, что сложное базовое представление о жизни складывается у индивида не сразу и является результатом ряда динамических процессов в его развивающемся сознании. Часть из них, относящаяся к школьному периоду формирования языковой личности, рассматривается нами ниже на материалах Ассоциативного словаря школьников 1-11 классов г. Саратова и Саратовской области (АСШС), полученных в ходе свободных ассоциативных экспериментов в 1998-2008 гг. Для сопоставления привлекаются материалы РАС и электронного варианта РАС [РАС Э].

В «совокупном» ядре языкового сознания школьников жизнь занимает более низкую ранговую позицию, чем в ядре ЯС взрослых испытуемых (напомним: по материалам РАС единица жизнь имеет 3-й ранг), но материал обнаруживает заметную возрастную динамику ранговых позиций ядерной единицы жизнь, свидетельствуя о протекающих в школьный период глубинных сдвигах в представлении ребенка о жизни: от младшей возрастной группы к старшей ранг этой единицы повышается и всё более сближается с той позицией, какую жизнь занимает в языковом сознании взрослых. Так, в ядре ЯС младшей возрастной группы (1-4 кл.) жизнь имеет ранг 36,5; в ядре ЯС младших подростков (5-6 кл.) - 22-й; у старших подростков (7-8 кл.) - 9-й; в ядре ЯС старшеклассников (9-11 кл.) - 6-й ранг.

При значительной устойчивости ядра лексикона в целом, конкретные звенья, единицы этой системы, несомненно, подвержены изменениям, в том числе изменениям динамического характера, имеющим определенную направленность. Изменения касаются не только отношений между единицами ядра ЯС и их ассоциативными связями, но и самой семантической структуры этих единиц.2 Динамическим изменениям

1 К ядру языкового сознания мы относим по методике А.А. Залевской единицы, которые имеют наибольшее количество ассоциативных связей с другими единицами лексикона в ассоциативно-вербальной сети [Залевская 1981].

2 Возрастной динамике развития значения слова в школьный период посвящены работы [Уфимцева 1981, 1983; Рогожникова 2000; Гольдин 2005, 2007; Гольдин, Сдобнова 2006: Абабкова 2007; Плотникова 2011].

подвержена в языковом сознании школьников и структура ассоциативного поля (АП) стимула жизнь.

1. Анализ ассоциативных полей стимула жизнь у школьников четырех возрастных групп (старших школьников (9-11 кл., количество реакций в АП - 240), старших подростков (7-8 кл., количество реакций в АП - 253), младших подростков (5-6 кл., количество реакций в АП - 292), младших школьников (1-4 кл., количество реакций в АП - 237)) и ассоциативного поля возрастной группы «взрослые» (студентов 18-24 лет по РАС, количество реакций в АП -538) показывает, что в сознании всех групп испытуемых представление о жизни предстает в первую очередь не как научное знание, а как обыденное живое знание.

2. Жизнь выступает как предельное понятие, коррелят которого — смерть. Смерть - самая частая словесная реакция в АП рассматриваемых возрастных групп. Исключением оказывается лишь ассоциативное поле школьников младшей возрастной группы (1-4 кл.), где реакция смерть имеет третий ранг (после реакций человека и жить). Ср. с заключением Н.С. Сергие-вой по результатам ее исследования ассоциативных полей стимулов жизнь и смерть в РАС, САС и САНРЯ: «Единственной ''постоянной'' реакцией в АП жизнь является смерть. < ... > Соответственно единственной ''постоянной'' реакцией в АП смерть является жизнь < ... > В обратных словарях та же картина» [Сергиева 2009 : 201].

Изменение силы ассоциативной связи реакции смерть со стимулом жизнь коррелирует с изменением социального, жизненного опыта испытуемых и с их возрастными психофизиологическими особенностями: от младшего возрасту к старшему наблюдается усиление ассоциативной связи коррелятов жизнь ^ смерть. Ср. доли реакции смерть в ассоциативных полях стимула жизнь у разных групп школьников: 1-4 кл. - 6,33 %, 5-6 кл. - 7,19 %, 7-8 кл. - 15,81 %, 9-11 кл. - 17,08 %.

Заметный скачок в усилении этой связи наблюдается при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому. По распределению реакции смерть в АП жизнь две младшие группы школьников (1-4 и 5-6 кл.) противопоставлены двум старшим (7-8 и 9-11 кл.). У старшеклассников частотность связи жизнь ^ смерть настолько высока (17,08 %), что оказывается выше, чем у взрослых испытуемых (11,4 %) по материалам РАС (заметим: у омских подростков [АСП] эта связь также оказывается сильнее - 19,6 %, чем у взрослых). Сильная ассоциативная связь жизнь ^ смерть в языковом сознании старшего подростка и старшеклассника - отражение состояния психологического кризиса этого возрастного периода [Мухина 2007: 413]. Не случайно, что суицидальное поведение наиболее характерно для подростково-юношеского периода.

Рис. 1. Доля реакции смерть в ассоциативных полях стимула жизнь у испытуемых разных возрастных и гендерных групп школьников.

Динамика связи коррелятов жизнь ^ смерть имеет свою гендерную особенность (см. рис. 1). У мальчиков всех возрастных групп в ассоциативных полях жизнь доля ассоциата смерть больше, чем его доля в соответствующих АП у девочек. Сходное гендерное распределение долей реакции смерть наблюдается в АП взрослых: у мужчин доля реакции смерть составляет 13,91 %, у женщин она меньше - 10,33 % [РАС Э].

В младшем школьном возрасте (1-4 кл.) разница в силе связи коррелятов жизнь ^ смерть у мальчиков и девочек незначительна (4,5 % и 3,97 %). У младших и старших подростков она увеличивается (см. рис. 1), и в старшем школьном возрасте у мальчиков 9-11 классов доля ассоциата смерть в АП жизнь почти в два раза (в 1,9) больше, чем у девочек той же возрастной группы.

Если обсуждаемый ассоциативный материал детализировать еще больше, представив его не по основным возрастным группам, а в соответствии с классами, в которых учились школьники на момент проведения с ними экспериментов, то выявленные закономерности подтверждаются и в этом случае, но картина выглядит сложнее. У мальчиков доля ассоциата смерть в АП последовательно увеличивается от младшей группы к старшей, и пик напряженности приходится на юношеский возраст - на 9-й класс (см. рис. 2). От 9-го класса к 10-му и 11-му доля реакции смерть в АП мальчиков последовательно сокращается: 27,08 %

30

15 /

10 £ о

7 пл. Знл. 9

> 25 % > 19,35 % (см. рис. 2). У девочек при последовательном усилении связи коррелятов жизнь ^ смерть пик напряженности приходится на более ранний, старший подростковый возраст - на 8-й класс. Некоторая разрядка напряженности связи жизнь ^ смерть у девочек начинается раньше, и доля реакции смерть в их АП жизнь последовательно уменьшается от 8-го к 9-му, 10-му, 11-му классам: 20,51 % > 15,79 % > 12 % > 8,33 % соответственно (см. рис. 2). У девочек 11-го класса ассоциат смерть уступает место другой самой частотной реакции - хороша (ее доля - 10,42 %).

Таким образом, по данным АСШС, существует гендерно-возрастная динамика ассоциативно-вербальной связи жизнь ^ смерть. Действие возрастного фактора в формировании коррелятивности жизнь -смерть проявляется в первую очередь в период перехода из младшего подросткового возраста в старший подростковый; гендер-ная составляющая динамических процессов в связи жизнь ^ смерть проявляется наиболее сильно при переходе от старшего подросткового возраста к юношескому.

3. Реакции ассоциативного поля жизнь репрезентируют в основном два значения слова-стимула. Одно из них - «жизнь как всё живое» («физиологическое существование человека, животного, всего живого» - по ТСОШ): жизнь ^ человека, людей, животных, птицы, зверя, в лесу; мир окружающий; всё, что есть на свете; на Земле, на Марсе, на Луне, планета, Вселенная и др. Второе (о нем свидетельствует

Мллушки

Рис. 2. Гендерно-возрастная динамика доли реакции смерть в ассоциативных полях стимула жизнь школьников подросткового и старшего возраста.

наибольшее число реакций) связывает стимул с человеком как носителем жизни, с его судьбой (человека, людей, детей, мальчика, моя, наша, чужая; от рождения до смерти, это всё, судьба).

Реакции отражают то, чем наполнена жизнь человека, что встречается в жизни; они отражают жизнь со всеми ее сторонами, в том числе — противоположными: жизнь ^ что в ней происходит; это то, что сейчас; дом, семья, опыт, труд, работа, учtба, учение, служба, дела; счастье, любовь, радость, развлечение, тусовка, удовольствие, игра, успех, веселье; веселье и слёзы; сл1зы,, горе, смерть, забота, проблемы, трудности, испытание, с сюрпризами и др. Такое осознание стимула жизнь находит выражение в ассоциативных полях всех групп школьников и взрослых.

4. Реакции содержат качественные характеристики жизни, ее прагматические, эстетические, эмоциональные оценки (положительные и негативные):

жизнь ^ ценность, дороже, дороже всего, главное;

жизнь ^ это хорошо, это замечательно, это прекрасно, это штука, хорошая штука, прекрасна, прекрасна и удивительна, хороша, интересная, замечательная, красивая, веселая, радостная, очаровательная, счастливая, чудо, прекрасный дар, люблю и др.;

жизнь ^ сложная, невыносимая, нелегкая, тяжелая, трудная, трудная штука, несчастная, однообразная, скучная, скука, тоска, страшная, жестокая, ужасная,

ерунда, мука, мучение, дерьмо, кошмар, чушь, бардак, не мёд, так себе и др.

Оценивается продолжительность жизни:

жизнь ^ долгая, длинная, вечная, вечность, бесконечность, всегда, без конца, без края; недолгая, коротка, короткая, мимолетна и др.

Анализ эмоциональных позитивных и негативных оценок жизни в ассоциативных полях школьников выявляет их гендерную дифференциацию и возрастную динамику.

В АП всех групп школьников и АП взрослых доля ассоциатов, выражающих позитивную эмоциональную оценку жизни, выше доли ассоциатов с негативной оценкой (см. рис. 3). У младших школьников доля реакций, содержащих позитивную оценку жизни, наиболее высока (19 %). В АП остальных возрастных групп школьников (5-6, 7-8, 9-11 кл.) доли позитивной оценки меньше и различия между ними незначительны: 15-16 %.

Иной характер имеет динамика негативной оценки жизни. У младших школьников и младших подростков доли негативной оценки в АП почти совпадают (5,48 % и 4,79 %). Усиление негативного восприятия жизни наблюдается в подростковый и юношеский периоды (см. рис. 3). Доля негативной оценки в АП подростков 7-8 классов в полтора раза выше, чем у подростков 5-6 классов, а у старшеклассников (9-11 кл.) почти в два раза выше, чем у старших подростков (7-8 кл.). Наибольшее проявление негативной оценки жизни - у старшеклассников.

20 1& 16 14 ■

1; У

Ю У ПМктнбКЗя йцЁИ)Ц

5 ' — — Нтмвнэя оценив

л"

" ~ - - ^ Рис. 3. Доли позитивных и не-

гативных эмоциональных оценок в АП стимула жизнь у школьников че-■ъ, '-¡-к.-. .-:>>..■,. >..-,. тырех возрастных групп.

Подростковый возраст оценивается в психологии как период эмоциональной напряженности, тревожности, как «возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков», он характеризуется «максимализмом и лабильностью полярных позиций» [Мухина 2007: 480]. Самый высокий уровень тревожности во всех сферах общения, по данным психологов, наблюдается у старших школьников. «Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. В то же время остаются многие черты, характерные для ''подросткового комплекса'' эмоциональности» [Психология подростка 2006: 58]. Старшеклассник стоит перед выбором жизненного пути. От него требуют и он сам от себя требует большей личной ответственности, большей самостоятельности. Это «период значительного развития социальной активности» [Мухина 2007: 495]. Вероятно, именно сложностью перехода к взрослости, трудностью процесса социализации личности обусловлен значительный рост негативной оценки жизни в ассоциациях старшеклассников.

Заметим, что у студентов (по материалам РАС) в АП стимула жизнь частотность негативной оценки ниже, чем в АП старшеклассников. Данное различие, возможно, является отражением того, что жизненный путь и жизненная позиция студентов хотя

и не достигли полной стабильности, но уже вступили в иную фазу, чем у старших школьников. Вместе с тем нельзя не учитывать и тот факт, что ассоциативные материалы РАС и АСШС получены в разные периоды перестройки российского общества: эксперименты со студентами проводились в 1988-1997 гг., со школьниками - в следующее десятилетие - в 1998-2008 гг. Различные в эти периоды экономические, общественно-политические, социальные условия жизни в стране могли обусловить разную оценку жизни у испытуемых двух близких возрастных групп.

Анализ гендерных особенностей оценки жизни показал, что девочки, женщины более эмоциональны в выражении оценки жизни, чем мальчики, мужчины: доля оценочных реакций в коллективном ассоциативном поле девочек 1-11 классов составляет 26,35 %, в коллективном АП мальчиков 1-11 классов - 20,73 %; в АП женщин - 33,64 %; мужчин - 25,23 % [РАС Э]. В распределении позитивных и негативных оценок в АП мальчиков и девочек, мужчин и женщин наблюдается пропорциональность: и у тех и у других доля позитивных оценок существенно выше негативных (см. рис. 4).

В распределении долей оценочных реакций в АП школьников наблюдается одновременное действие и гендерного, и возрастного факторов (см. рис. 5). У мальчиков действие возрастного фактора проявляется в том, что от младшего возраста к старшему позитивные оценки последователь-

| Познтинал оценка

11гГЛI>1(111.1 И Лц<'МК,1

Мальки ни Мужчины Девочки Жеищины

Рис. 4. Доли эмоциональных оценочных реакций в ассоциативных полях.

но сокращаются, а негативные, напротив, увеличиваются. Скачок в росте негативной оценки жизни наблюдается при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому, затем эта тенденция роста негативных оценок сохраняется, и в ассоциативном поле старшеклассников доля негативных оценок уже выше доли оценок позитивных.

У девочек динамика позитивной и негативной оценок жизни иная, чем у мальчиков. Наблюдается относительная стабильность оценки жизни у девочек первых трех возрастных групп, то есть младшего и подростковых возрастов (1-4 кл., 5-6 кл., 7-8 кл.): в этот период колебания долей позитивных и негативных оценок в АП несущественны (различия по возрастным группам составляют от 0,47 % до 1,7 %). Значительными изменениями в оценке характеризуется период перехода от старшего подросткового возраста к юношескому. У девочек-старшеклассниц резко увеличивается доля оценочной лексики - и позитивной и негативной; негативная составляющая оказывается несколько выше, чем у мальчиков-старшеклассников.

Негативные оценки школьников в основном характеризуют жизнь как трудную (трудная, трудна, трудная штука, трудно, трудность, трудности), тяжелую (тяжелая, тяжелое испытание, тяжело).

Показательны гендерные различия в негативной оценке жизни. У девочек жизнь

связана с проблемами, трудностями, заботой; горем, болью, слезами, с тем, что она сложная, мука, жестокая, опасна. Ассоциация жизни с трудностями, проблемами, заботами характерна в первую очередь для девочек старших групп (7-8 и 9-11 кл.). Подобные реакции имеются в АП женщин (трудность, проблема, сложная штука, запутанный лабиринт, мука, слезы и др.) и отсутствуют в АП мужчин [РАС Э].

У мальчиков жизнь связывается с иными понятиями: испытание, тяжелое испытание, страшная штука; и при этом она воспринимается как скучная (скучная, скука, скучно), не представляющая ценности (дерьмо, гадость, фигня, ерунда и под.). У взрослых испытуемых-мужчин подобные реакции отсутствуют [РАС Э].

5. В реакциях школьников динамика темпоральных характеристик жизни (долгая, век, вечность, вечная, недолгая, долго, годы, века, время, прожить долго, короткая, всегда, будущее, один раз в жизни, одна) имеет ту же направленность, что и в рассмотренных выше смысловых блоках. В АП стимула жизнь от одной возрастной группы к другой наблюдается последовательное увеличение доли темпоральных реакций (4,21 % < 4,77 % < 5,96 % < 6,23 %). Однако даже у старшеклассников связь жизни с категорией времени, осознание вечности/мимолетности жизни, по-видимому, еще не настолько актуальны, как для взрослых: если в РАС на «темпораль-

Рис. 5. Динамика долей эмоциональных оценочных реакций в АП школьников Вопросы психолингвистики

ные» ассоциации стимула жизнь приходится 13,4 % (долгая, длинная, огромная, долго, большая, вечность, без конца, без края, вечная и коротка, короткая, одна, мимолетна, один раз), то даже в АП старшеклассников их отмечается еще в два раза меньше - только 6,23 %.

6. Представление о жизни, закрепленное в сентенциях, устойчивых выражениях, социумно-прецедентных, национально-прецедентных текстах, находит отражение в ассоциациях рассматриваемых групп испытуемых и также обнаруживает динамический характер. В ассоциациях взрослых испытуемых отсылки к афоризмам, пословицам, поговоркам, художественным, песенным текстам (Клима Самгина, Людовика, Мопассан, за царя, иль ты приснилась мне!, я люблю тебя; прожить, не поле перейти; моя жестянка, газета и др.), отсылки к устойчивым сочетаниям, в которых закреплен жизненный опыт (есть жизнь, малина, взаймы, на волоске, копейка, отдать, на всю, чистая бумага, опыт, учит и др.), актуализируются в несколько раз чаще, чем в ассоциациях школьников. У младших школьников подобные ассоциации вообще

отсутствуют. Из всего ряда «взрослых» реакций такого типа у школьников встретились четыре: Бекова, газета, жестянка, учит. Различный социальный опыт школьников и взрослых-студентов проявляется не только в том, что у школьников прецедентные тексты составляют существенно меньшую долю ассоциативного поля (в возрастных группах: 0 % < 1,36 % < 2,39 % < 2,51%), но и в наличии у школьников других, в том числе новых ассоциаций: ежик, ежика, на острие ножа, но я буду жить!, один прекрасный миг.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что ассоциативный материал, полученный от школьников разного возраста, несет в себе информацию о динамических линиях возрастного развития языкового сознания, и эта информация может быть из него извлечена; что нельзя представлять себе возрастную динамику ассоциативного поля только как постепенное приближение к взрослой ассоциативной «норме»; что этот процесс совершается неравномерно, проходит через некоторые кризисные точки и существенно осложняется гендерной принадлежностью школьников.

Литература

Абабкова С.Г. Развитие значения слова в индивидуальном сознании в условиях разных типов одаренности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2007. - 22 с.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - I-XV, 896 с.

АСП - Гуц Е.Н. Ассоциативный словарь подростка. - Омск: Вариант-Сибирь, 2004. - 156 с.

ГирныкА.В. Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2011. - 19 с.

Гольдин В.Е. Возрастная динамика словесных ассоциаций школьников // Язык в движении: К 70-летию Л.П. Крысина. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - С. 126-137.

Гольдин В.Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных полей // Язык. Сознание. Культура. - М.-Калуга: Эйдос. 2005. - С. 165-173.

Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. «Дом» в ассоциациях школьников (динамический аспект) // Вестник Пермского университета. Сер. Филология. - 2006. - Вып. 3(3). - С. 43-50.

Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1981. - С. 28-44.

Ипанова О.А. Концепт «жизнь» в русской языковой картине мира (Лингвокультуроло-гический и лексикографический аспекты): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2005.

Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира. - М., 2000. - С. 191-206.

Корнеев П.Г. Динамика концептуальной структуры слов, входящих в ядро языкового сознания русских: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2007. - 18 с.

Лоскутова Т.Н. Концепты «Жизнь - смерть», вербализованные лексемами и фразеологическими единицами русского языка, в лингвокультурологическом аспекте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2009. - 23 с.

МухинаВ.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2007.

- 640 с.

Плотникова С.В. Описание фрагмента детского лексикона на основе анализа ассоциативного поля глаголов движения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - Екатеринбург, 2011. - С. 35-44.

Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

РАС - Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - Т. I. - М., 2002. - 784 с.

РАС Э - Русский ассоциативный словарь. Интернет-версия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php.

Рогожникова Т.М. Психолингвистическое исследование многозначного слова. - Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2000. - 242 с.

Сабуркина Н.В., Сонин А.Г. Общее и различное в языковом сознании славянских народов (некоторые результаты анализа славянского ассоциативного словаря // Язык. Сознание. Культура. - М.; Калуга: Эйдос, 2005. - С. 230-245.

САНРЯ - Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 192 с.

САС - Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н.В. Уфимцева, Г. А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов. - М., 2004. - 792 с.

Сергиева Н.С. Пространство и время жизненного пути в русском языковом сознании.

- СПб.: Наука, 2009а. - 316 с.

Сергиева Н.С. Хронотоп жизненного пути в русском языковом сознании: автореф. дис. ... докт. филол. наук. - М., 2009б. - 42 с.

ТСОШ - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: ИТИ Технологии, 2003. - 944 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1981. - С. 132-144.

Уфимцева Н.В. Развитие стратегий осознания значения слова в онтогенезе // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1983. - С. 154158.

Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996. - С. 139-162.

Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. - М. 2000а. - С. 135-170.

Уфимцева Н.В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира. - М., 2000б. - С. 207-219.

Федченко А.В. Языковое сознание русских и американских подростков (этнокультурный аспект). - М.: Флинта, 2006. - С. 72-76.

Чернейко Л.О., Хо Сон Тэ. Концепты жизнь и смерть как фрагменты русской языковой картины мира // Филологические науки. - 2001. - № 5. - С. 50-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.