ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
И. Л. НАУМЧЕНКО, проректор МГУ им. Н. П. Огарева, директор РУО, член-коррес-пондент АПСН, профессор, участник Великой Отечественной войны
ЕДИНЕНИЕ ПОКОЛЕНИИ
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. К. ЖУКОВА
Благодарное человечество чествует героического сына России, Маршала Победы, как его уважительно называют в народе, — Георгия Константиновича Жукова. Весьма интересно отметили 100-летие со дня рождения талантливого полководца XX века ветераны войны, ректорат, профессорско-преподавательский коллектив и студенты Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Еще накануне юбилея преподаватели провели многочисленные встречи со студентами всех институтов и факультетов и рассказали им о полководческом гении талантливого русского военачальника, о его героическом прошлом и главной Победе Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. — разгроме Вооруженными Силами Советского Союза гитлеровской Германии, подписании Жуковым в поверженном Берлине*, Акта о безоговорочной капитуляции вермахта.
Кроме многочисленных встреч и бесед бывших фронтовиков со студентами в канун юбилея в университете было проведено два весьма содержательных мероприятия, посвященных Г. К. Жукову. Одно из них — общеуниверситетская на-учно-практическая конференция, проведенная по инициативе совета ветеранов и ректората вуза; другое — торжественное заседание общественного клуба историков в Историко-социологическом
институте университета. При этом если основной акцент в содержании конференции был сделан на вопросах раскрытия военной истории Отечества, полководческого мастерства и роли
Маршала Г. К. Жукова в защите Советского государства от немецких фашистов и японских милитаристов, то встреча в клубе историков отличалась оригинальной организацией, продуманным сценарием и музыкально-художественным оформлением. Чтобы читатель мог более зримо представить содержание и патриотический пафос этих интересных мероп-
бы
риятии,
хотя
кратко
следует
рассказать о каждом из них.
Итак, 28 ноября в Доме культуры университета, зал которого был заполнен приглашенными ветеранами войны и труда , п редста в ител я м и п рофессорс к о- п ре-подавательского коллектива, студентами всех институтов и факультетов вуза, а также гостями — представителями общественных организаций города, открылась научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения великого советского полководца Георгия Констинтиновича Жукова.
В кратком вступительном слове первый проректор университета профессор В. А. Балашов, историк по образованию, сделав небольшой экскурс в историю Отечества, рассказал, как на протяжении
многих веков существования нашей страны в ее пределы вторгались разные иноземные захватчики и как благодаря героизму русского народа, таланту его полководцев они с позором изгонялись из ее пределов. В числе гениев военного искусства и четырежды Герой Советского Союза Маршал Жуков.
Заведующий кафедрой истории Отечества Историко-социологического института университета доцент А. П, Лебедев в докладе „Г. К. Жуков — выдающийся полководец XX века“ рассказал о формировании личности талантливого русского военачальника как человека и гражданина, верного сына и патриота своей Родины.
Дополняя докладчика, начальник цикла тактической подготовки военной кафедры университета подполковник
А. В. Варежников в выступлении на тему „Становление и развитие полководческого мышления Г. К. Жукова“ проанализировал основные этапы боевого пути полководца на фронтах Великой Отечественной войны и обосновал его роль в разгроме немецких фашистов под Москвой и Ленинградом, в Сталинградском котле и на Курской дуге, во взятии Берлина.
С особым интересом участниками конференции был прослушан доклад руководителя координационного центра студенческой молодежи А. А. Ермушева „Жизнедеятельность Г. К. Жукова и патриотическое воспитание студенчества“. Выступая от имени многотысячного коллектива студентов, докладчик подчеркнул, что жизнь Маршала — это прекрасный пример для подражания, особенно в наши дни, в век крушения идеалов. „Опыт талантливого полководца, как и всех ветеранов войны и труда, — подчеркнул докладчик, — хорошая „шпаргалка“ жизни, живой пример умения любить и уважать, страдать и восхищаться!“ Характеризуя интересные факты творческого единения ветеранов войны и студентов университета в вопросах патриотического воспитания, докладчик выделил три его направления:
а) многогранную и весьма насыщенную воспитательную работу (особенно с первокурсниками), осуществляемую на базе университетской комнаты боевой и трудовой славы, возглавляемой Д. К. Ишуниным;
б) публикацию очерков и статей, других материалов о боевых подвигах ветеранов университета;
в) содержательную, целенаправленную патриотическую работу совета ветеранов университета, осуществляемую встеранами-энтузиастами Л. С. Лариным, Г. Д. Терентьевым, М. А. Валюги-ным, В. Д. Костсриным, С. И. Морозовым и многими другими на всех факультетах и во всех институтах вуза.
Докладчик сообщил также о важной встречной работе студентов, направленной на помощь прежде всего инвалидам войны и труда, осуществляемой ими по разработанной в университете программе „Милосердие: студенты и молодежь — старшему поколению“
С особым вниманием были выслушаны воспоминания ветеранов-фронтови-ков, рассказавших о встречах с великим полководцем. Наиболее интересными были воспоминания бывшего командира полка полковника Г. А. Середы и участника Парада Победы в Москве доцента университета Б. А. Панкратова.
В заключение конференции председатель Комитета ветеранов войны Республики Мордовия Н. М. Костин вручил председателю совета ветеранов войны и труда генерал-майору в отставке
В. Н. Ашутову Почетную грамоту, которой Российский комитет войны наградил ветеранскую организацию университета за активную работу по военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи.
Торжества продолжились на следующий день в конференц-зале Историко-социологического института университета. Оригинально выглядело оформление зала, задрапированного маскировочной сеткой. Удачно выполнен фронтовой блиндаж, на передней стенке которого — портрет И. В. Сталина и пла-, кат: „Все — для фронта, все — для победы!“. В углу блиндажа — шинель и полевой планшет; на столе — каска, керосиновая лампа и патефон, задрапированные черным материалом с аппликацией домов военной поры.
Звучат фонограммы песен военных лет: „Синий платочек“, „Землянка“
„Огонек“ „День Победы“ и др.
Ветераны и гости входят в помещение, рассаживаются за столами. Ведущий приветствует всех душевными словами:
Добрый вечер, молодые люди!
Здравствуйте, горячие сердца!
О годах загадывать не будем,
Молодости вашей нет конца!..
Под звуки фронтовых песен открывается встреча, посвященная славному юбилею. Фонограмма имитирует шум боя, ее сменяет фонограмма песни И. Талькова „Россия41.
Ведущий предоставляет слово директору Историко-социологического института профессору Н. М. Арсентьеву (фонограмма: голос Ю. Левитана, сообщающего о начале войны; звучит героико-патриотическая песня „Вставай,
страна огромная!“).
В конце вступительного слова включается фонограмма со стихами, посвя-
щенными Маршалу Г. К. Жукову:
И когда в пламенеющей буре
Вздымалась на танке броня,
Жуков, к смертельной шагнув
амбразуре,
Страну заслонил от огня...
Все паузы между непродолжительными выступлениями докладчиков — преподавателей истории и социологии института заполнялись соответствующими фонограммами: удачно подобранной музыкой, речитативами. Под музыку фронтовых песен были выслушаны и воспоминания ветеранов войны. Звучали их стихи и стихи известных поэтов. Затем выступили студенты — члены институтской художественной самодеятельности.
Д. Е. СОЛОВЬЕВ, преподаватель кафедры философии МГУ им. Н. П. Огарева, координатор Клуба интеллектуального творчества
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
И ШКОЛЬНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА г. САРАНСКА)
Социальная ситуация последних лет, к сожалению, мало благоприятствует развитию духовного и интеллектуального потенциала россиян. Научные и культурные учреждения оказались на периферии финансовых интересов государства и частных лиц, традиционные формы поддержания нормального ритма научных исследований и подготовки интеллигенции деградировали, а новые еще не установились. Низкие доходы при достаточно высоком уровне профессиональных знаний буквально „выдавливают“ перспективную молодежь из научной сферы в предпринимательскую или фи-
скально-управленческую, из малых городов — в центры и за границу. Принципиальный характер имеет смена нравственных ориентиров, когда ученые и работники культуры из „людей будущего“ превратились в рядовых граждан, а их место на страницах книг, газет и журналов, на экранах телевизоров заняли бизнесмены и, что гораздо печальнее, представители криминального мира.
Одним из главных путей преодоления неблагоприятной ситуации является создание развернутой программы поддержки талантливой молодежи, которая имела бы государственный статус. В зару-