Научная статья на тему 'Единая командная работа в реабилитации детей с неврологическими нарушениями'

Единая командная работа в реабилитации детей с неврологическими нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командная работа / реабилитация / неврологические нарушения / teamwork / rehabilitation / neurological disorders

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ж.А.Медетбекова, А.М.Раисова, С.М.Сермаганбетова, Г.О.Салыкова, Л.А.Ха

Были обследованы и пролечено за период с января 2013г по сентябрь 2013г 424 детей с неврологическими нарушениями в возрасте от 3 до 5 лет. Специалистами нашего отделения совместно командной работы определен реабилитационный потенциал, составлены цели и задачи на предстояющую реабилитацию (24дня). Были достигнуты следующие результаты командной работы : улучшение у 98 % детей из них со значительным улучшением 86%, средним-8%, незначительным-4%. По двигательным развитиям отмечается следующая динамика: из 76 детей недержавших голову стали держать голову 60 (78,9%) детей; из 129 детей, у которых не было опоры на руки, начали опираться 62(48%); не могли сидеть 130, научились 60(46,1%); не умели ползать 146, научились28(19,1%); не было хвата у 100, появился у 61(61%); не ходили самостоятельно 208, пошли 19 детей. Отмечается положительная динамика в бытовой адаптации: увеличилось количество детей преодолевших или частично преодолевших зависимость от посторонней помощи, дети научились навыкам самообслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ж.А.Медетбекова, А.М.Раисова, С.М.Сермаганбетова, Г.О.Салыкова, Л.А.Ха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT TEAM WORK IN REHABILITATION OF CHILDREN WITH NEUROLOGIC DISTURBANCES

Nowadays neurologic disturbance takes one of the leading places among nervous system diseases of children. During the period from January 2013 till September 2013 424 children (age 3 5) with neurologic disturbances were examined and treated. By specialists of our department (joint team work) was defined rehabilitation potential, goals and objectives were scheduled for further rehabilitation (24 days). Following results of joint team work were achieved: improvement (98% of children) with significant improvement – 86%, average – 8%, limited – 4%. According to locomotor development following dynamics is registered: from 76 children who could not hold head 60 (78.9%) started to hold their heads; from 129 children who could not lean on hands 62 (48%) started to lean on; 130 children could not sit – 60 (46.1%) children learned to sit; 146 children could not crawl – 28 (19.1%) children learned; 100 children did not have grip – 61 (61%) this skill appeared; 208 children could not walk – 19 children started to walk. Positive dynamics in personal adjustment is registered: amount of children increased who overcame or who not fully overcame dependence from assistance, children learned self-service skills.

Текст научной работы на тему «Единая командная работа в реабилитации детей с неврологическими нарушениями»

С.Е. МАДИРОВА

ЖАРАКАТТЫК ГЕНЕЗ1НДЕП ВЕГЕТАТИВТ1К ЖЭНЕ ИНСОМНИЯЛЫК Б¥ЗЫЛЫСТАРДЫИ КАЗ1РГ1 ЗАМАНГЫ ЭД1С1Н1И

ТУЗЕТ1ЛУ1

ТYйiн: Жуйке жYЙесi ауруларыньщ iшiнде жетекшi орын алатын ^урылымы бойынша Бас миыньщ жара^аты.Бас ми жара^атынан кейiн нау^астардьщ квпшiлiгi мугедек немесе ез мамандьи^тарын ауыстырады. Вегетативтiк жэне инсомнияльщ бузылыстардьщ жара^аттьщ генезЫщ эффективт эдiсiнде,бiзге берiлген цераксонньщ ми шЫк электроэлиминация эдiсi усынылган.

ТYйiндi сездер: бас миыньщ жара^аты, цераксон, ми iшiлiк электроэлиминация, вегетативтi бузылыстар.

S.E.MADIROVA

MODERN METHODS OF CORRECTION OF VEGETATIVE AND INSOMNIA DISORDERS OF TRAUMATIC GENESIS.

Resume. A consequence of traumatic brain injury (TBI) is one of the leading places in the structure of the nervous system diseases. More than half of the victims become disabled after TBI or change professions. We have proposed a method of intracerebral elemenation of ceraxon as part of the development of effective methods for correcting vegetative and insomnia disorders of traumatic genesis.

Keywords: traumatic brain injury, intracerebral elemenation, ceraxon, vegetative disorders.

УДК: 616.8-009-036.83-053.2

Ж.А.МЕДЕТБЕКОВА, А.М.РАИСОВА, С.М.СЕРМАГАНБЕТОВА, Г.О.САЛЫКОВА, Л.А.ХА, Б.Х.УСТЕМИРОВА, Г.У.СЕРИКБАЕВА

АО «РДРЦ», г.Астана

ЕДИНАЯ КОМАНДНАЯ РАБОТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Были обследованы и пролечено за период с января 2013г по сентябрь 2013г 424 детей с неврологическими нарушениями в возрасте от 3 до 5 лет. Специалистами нашего отделения совместно командной работы определен реабилитационный потенциал, составлены цели и задачи на предстояющую реабилитацию (24дня). Были достигнуты следующие результаты командной работы : улучшение у 98 % детей из них со значительным улучшением 86%, средним-8%, незначительным-4%. По двигательным развитиям отмечается следующая динамика: из 76 детей недержавших голову стали держать голову 60 (78,9%) детей; из 129 детей, у которых не было опоры на руки, начали опираться 62(48%); не могли сидеть 130, научились 60(46,1%); не умели ползать 146, научились28(19,1%); не было хвата у 100, появился у 61(61%); не ходили самостоятельно 208, пошли 19 детей. Отмечается положительная динамика в бытовой адаптации: увеличилось количество детей преодолевших или частично преодолевших зависимость от посторонней помощи, дети научились навыкам самообслуживания.

Ключевые слова: командная работа, реабилитация, неврологические нарушения

Актуальность

Неврологические нарушения до настоящего времени занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости нервной системы у детей. Неврологические заболевания, такие как: врожденные пороки (ВПР ЦНС), детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психоречевого развития (ЗПРР), последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекций, церебровоскулярных болезней (инсультов) являются сложными по своей структуре и отличаются тяжелым течением, изучение которых является не только актуальным, но и значимым для реабилитации [1,2,3,5]. Лечебные и реабилитационные мероприятия необходимо начинать, как только выявляются неврологические нарушения.

В чем состоит сущность реабилитации? Первоначально в широком смысле реабилитация (лат.геЬ|аП№а^о -восстановление) определялось как комплекс

медицинских, педагогических, профессиональных и социальных мероприятии, направленных на улучшения нарушенных функции организма, а также социальных функций и трудоспособности больных. Следовательно, главная ее цель - повышение качества жизни больных, их социальная интеграция в общество, семью и, в конечном итоге, в трудовую деятельность. Детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с тяжелыми поражениями нервной системы, настойчивая и кропотливая работа специалистов по реабилитации, направленная на восстановление нарушенных функций, нейромоторное перевоспитание позволяют произвести частичную или полную адаптации в обществе детей со специфическими нуждами [2,3].

Целью нашего исследования явилось изучение клиники, психофизического состояния ребенка и определение реабилитационного потенциала специалистами

145

отделения (врачи, специалисты коррекционной педагогики, инструкторы ЛФК, медицинские сестры) у детей с неврологическими нарушениями в возрасте от 2 до 4 лет и разработка индивидуального развивающего плана для комплексной реабилитации. Материалы и методы

Обследовано и пролечено 424 детей с различными неврологическими заболеваниями в возрасте от 2 до 4 лет с января 2013г по сентябрь 2013г в психоневрологическом отделении РДРЦ. Дети распределись по нозологиям: ДЦП - 282 (66,5%) детей, последствие травм головы 3(0,7%) детей, последствие цереброваскулярных болезней 14 (3,3%) детей, 79 (18,6 %) пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведениями, и 5 (1,2%) детей с последствиями воспалительных болезней ЦНС. Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений 7 (1,7%). Врожденные пороки развития головного и спинного мозга 27 (6,3%). Другие поражения головного и спинного мозга 1 (0,2%). Нейросенсорная тугоухость 5 (1,3%). Аутизм 1 (0,2%). Всем детям с неврологическими нарушениями врачами отделения проводились следующие мероприятия: тщательный неврологический осмотр, обследования по показаниям (рентгенография суставов, консультация ортопеда), 100% осмотр детей ортезистом, логопедом, психологом и специалистами коррекционной педагогики, консультация узких специалистов. Медицинскими сестрами отделения проводились, согласно стандартам Ю, оценка состояния по следующим параметрам:

1. Оценка риска падения по шкале Морзе первично и в динамике, с целью принятия профилактических мероприятий по предупреждению случаев падения пациентов.

2. Оценка кожи по шкале Нортона, определяющая риск пролежней.

3. Оценка боли при поступлении и при ее возникновении по возрастным шкалам.

4. При первичном сестринском осмотре определялись функции жизненно важных органов.

5. Пищевой скрининг проводится с целью индивидуального подбора лечебной диеты, особенностей кормления. Питание больного является неотъемлемой частью лечебного процесса. А именно правильное положение при кормлении пациентов с нарушениями акта жевания и глотания.

6. Определения ИМТ (индекс массы тела), с целью выявления признаков дистрофии.

7. Определение потребности обучения пациента и его семьи [4].

Роль медсестры в реабилитации - это не только круглосуточный надзор и выполнение врачебных назначении, а также максимальное участие в реабилитационном процессе (контроль за соблюдением лечения положением, применение вертикализаторов, правильное положение при кормлении пациентов с нарушениями акта жевания и глотания, профилактика пролежней и др).

После осмотра врачей и специалистов устанавливались окончательные клинические диагнозы, выявлялись нарушения в двигательном и психоречевом развитии,

проводились оценка двигательных нарушений по международным шкалам: GMFS, Ашфорта и шкале 100% двигательного и психо-эмоционального развития. Совместно «командой», которая включала врача невролога, медсестру, инструктора ЛФК, коррекционных педагогов, оценив состояние пациента, определены реабилитационный потенциал, составлялись цели и задачи на предстоящую реабилитацию (24дня). Был разработан индивидуальный план реабилитации для каждого ребенка, с учетом нарушенных функций в двигательном и психоречевом развитии, а также составлен план обучения.

Очень важно было индивидуально обучать каждого пациента по выявленным проблемам, так как приобретенные знания необходимы ему для применения в ежедневной жизнедеятельности с целью улучшения качества его жизни. В процессе реабилитации пациент находится под круглосуточным наблюдением медсестры.

Дети получали следующие виды реабилитации:

1. Занятия гидрокинезо- и кинезиотерапией, индивидуально и группами с учетом тяжести неврологического статуса и проявления двигательных нарушений. Также применялись методы ортопедической коррекции (ортезы, ортопедические стельки, корректоры осанки), использование позиционеров, вертикализаторов, которые начинали в «щадящем» режиме с постепенным увеличением нагрузки.

2. Физиотерапевтические методы с использованием грязелечения, парафинные аппликации, электрофорез, амплипульс терапия, солевые ванны.

3. Коррекционно-педагогическая реабилитация (занятия с логопедом, психологом, дефектологом, игротерапевтом, музыкотерапевтом, школа Монтессори).

4. В комплексном реабилитационном лечении использованы препараты различных групп, согласно протоколам лечения: ноотропы, спазмолитики, миорелаксанты, витамины. Детям, имеющим повышенный мышечный тонус, для улучшения навыков самообслуживания был применён препарат Ботулотоксин типа А - Диспорт. За период исследования был проведен 136 детям в общей дозе 33670 ЕД [9,10]. Родители и специалисты нашего отделения работали вместе по индивидуальному плану для каждого ребенка. По ходу реабилитации родителей обучали навыкам физической реабилитации, коррекционной педагогики со сдачей зачетов, чтобы продолжить восстановительные занятия дома.

Результаты обследования

По результатам командной работы отмечалось улучшение у 98 % детей из них со значительным улучшением 87%, средним-9%, незначительным- 4 %. По двигательным развитиям отмечается следующая динамика: из 76 детей, не державших голову стали держать голову 60 детей (78,9%); из 129 детей, у которых не было опоры на руки, начали опираться 62 (48%); не могли сидеть 130, научились 60 (46,1%); не умели ползать 146, научились 28 (19,1%); не было хвата у 100, появился у 61 (61%); не ходили самостоятельно 208, пошли 19 детей (9,1%). Отмечается положительная динамика в бытовой адаптации: увеличилось количество детей преодолевших или частично преодолевших

146

зависимость от посторонней помощи, дети научились навыкам самообслуживания. Улучшение психо-коррекционной педагогики: повышение психоэмоционального фона у всех детей, дети стали более активными, улучшились навыки сенсорного восприятия, зрительно-моторная координация, коммуникативные навыки через игру, когнитивные функции. В результате работы логопеда и дефектолога у детей улучшилась работа артикуляционного аппарата (94,7%), уменьшилась саливация (47,3%). На музыкотерапии у детей улучшилось слуховое восприятие, научились играть на мелких музыкальных инструментах, вокализировать, подпевать (67%). Обучение пациентов и их родителей, а также контроль за соблюдением всех реабилитационных

мероприятий круглосуточно проводились медсестрами

отделения.

Выводы

Таким образом, именно, «командный дух» с обсуждением реабилитационных мероприятий для каждого пациента и совместной работы специалистов нашего отделения дали положительные результаты в реабилитации детей. Разработанная комплексная программа имела положительные результаты по двигательной, психоэмоциональной сфере и коррекционной речевой функции. Обученные нашими специалистами, родители получили хорошую возможность непр

Ж.А МЕДЕТБЕКОВА, А.М. РАИСОВА, С.М. СЕРМАГАНБЕТОВА, Г.О. САЛЫКОВ, Л.А. ХАН, Б.Х.УСТЕМИРОВА, Г.У СЕРИКБАЕВА

НЕВРОЛОГИЯЛЫК; Б¥ЗУШЫЛЫК;ТАРЫМЕН АУЫРАТЫН БАЛАЛАРДЫИ О^АЛТУ Б1РТ¥ТАС ¥ЖЫМДЫК; Ж¥МЫСЫ

Туйш: Балалар жуйке жYЙесi ^урылымыныц бузылысы осы уакыт^а дейiн мацызды орында. 2013 жылдыц ^ацтар жэне ^ыркуйек айлар кезецшде 2-4 жас аралыгында 424 бала тексерiстен втiп, емделдГ Бвлiмше мамандарыныц бiрлескен топтьщ жумысымен оцалту потенциалы аньи^талды, оцалтуга ^атысты ма^саты жэне тапсырмалары ^урылды (24 кунге). Топтьщ жумыстардыц нэтижесiнде келес ма^саттарга ^ол жеткiздiк: жа^сарумен 98%, оныц iшiнде айтаральи^тай жа^сарумен 86%, орташа- 8%, аздаган- 4%. Кимыл- ^озгалыс дамуыныц нэтижесi: 76 баланыц iшiнде 60(78.9%) оц кврсеткiш бай^алды,^олында тiрек болмаган129 баланыц 62(48%) балада ^рек пайда болды; отыра алмаган 130 баланыц iшiнде, 60(46,1%) бала отыруды YЙрендi; ецбектеу билмейтiн 146 баланыц 28(19,1%) ецбектеуд YЙрендi, ^олмен устай алмайтын 100 баланыц 61(61%) оц нэтиже кврсетп; журе алмаган 208баланыц iшiнде 19(9,1%) бала журе бастады.Турмыстьщ бейiмделуде оц нэтиже бай^алады: бвтен адамдардыц квмегiне му^таж балалар саны азайды, балалар взiн-взi кутуд YЙрендi.

ТYйiндi сездер: командальщ жумыс, реабилитация, неврологияльщ бузушыльи^тар.

ZH.MEDETBEKOVA, A.RAISSOVA, S.SERMAGANBETOVA, G.SALYKOVA, B.USTEMIROVA, L.KHAN, G.U.SERIKBAEVA

JOINT TEAM WORK IN REHABILITATION OF CHILDREN WITH NEUROLOGIC DISTURBANCES

Resume: Nowadays neurologic disturbance takes one of the leading places among nervous system diseases of children. During the period from January 2013 till September 2013 424 children (age 3 - 5) with neurologic disturbances were examined and treated. By specialists of our department (joint team work) was defined rehabilitation potential, goals and objectives were scheduled for further rehabilitation (24 days). Following results of joint team work were achieved: improvement (98% of children) with significant improvement - 86%, average - 8%, limited - 4%. According to locomotor development following dynamics is registered: from 76 children who could not hold head 60 (78.9%) started to hold their heads; from 129 children who could not lean on hands 62 (48%) started to lean on; 130 children could not sit - 60 (46.1%) children learned to sit; 146 children could not crawl -28 (19.1%) children learned; 100 children did not have grip - 61 (61%) this skill appeared; 208 children could not walk - 19 children started to walk. Positive dynamics in personal adjustment is registered: amount of children increased who overcame or who not fully overcame dependence from assistance, children learned self-service skills. Keywords: teamwork, rehabilitation, neurological disorders

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.