Научная статья на тему 'ЕАЭС В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ: ПРИОРИТЕТЫ И ОЖИДАНИЯ'

ЕАЭС В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ: ПРИОРИТЕТЫ И ОЖИДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Амберд
Область наук
Ключевые слова
региональная торговля / санкции / торгово-экономическое с отрудничество / макроэкономическая стабильность / конкурент оспособность / актор / տարածաշրջանային առևտուր / պատժամիջոց / առևտրատնտեսական համագործակցություն / մակրոտնտեսական կայունություն / մրցունակություն / դերակատար

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарине Петросян

Борьба за доминирующее положение среди миро-вых экономических «гигантов», которую мы затрагивали в наших предыдущих статьях, продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых и самых актуальных тем. Стремления получить контроль над отдельными странами и регионами, переходя из региона в регион, не обошли и ЕАЭС. Будучи одним из наиболее противоречивых, но при этом неоднородных и единодушных экономических объединений, ЕАЭС оставляет впечатление структуры, подверженной роспуску в случае несовершенных и сильных потрясений. Оказавшись в центре геополитической борьбы, государства-члены ЕАЭС, независимо от своей воли, «вынуждены» выбрать одну из сторон борьбы, чтобы не отставать от продолжающейся гонки и занять выгодные позиции в этой борьбе перераспределения ролей. Конечно, может показаться, что нейтралитет – лучший и, возможно, самый безопасный вариант. Разумен ли нейтралитет, как получить максимальную выгоду от этой борьбы, смогут ли государства-члены ЕАЭС выйти из ситуации победителями и чего ожидать от дальнейшего развития событий?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ԵԱՏՄ-Ն՝ ՓՈՓՈԽՎՈՂ ԱՇԽԱՐՀԱԿԱՐԳՈՒՄ. ԱՌԱՋՆԱՀԵՐԹՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐ ԵՎ ԱԿՆԿԱԼԻՔՆԵՐ

Համաշխարհային տնտեսական «հսկաների» միջև գերիշխող դիրքի համար պայքարը, որին անդրադարձել էինք մեր նախորդ հոդվածներում, շարունակում է մնալ ամենաքննարկվող և ամենաարդիական թեմաներից մեկը։ Որոշակի երկրների և տարածաշրջանների նկատմամբ վերահսկողություն ձեռք բերելու ձգտումները, անցնելով տարածաշրջանից տարածաշրջան, չեն շրջանցել նաև ԵԱՏՄ-ն։ Լինելով ամենահակասական, դեռևս ոչ միատարր և միակարծիք տնտեսական միավորումներից մեկը` ԵԱՏՄ-ն թողնում է անկատար և ուժեղ ցնցումների պարագայում տարրալուծման ենթակա կառույցի տպավորություն։ Հայտնվելով աշխարհաքաղաքական պայ քարի կիզակետում՝ ԵԱՏՄ անդամ երկրները, իրենց կամքից անկախ, «ստիպված» են ընտրել պայքարի կողմերից մեկին՝ շարունակվող մրցավազքից հետ չմնալու և դերային վերաբաշխումներում շահեկան դիրքեր գրավելու համար։ Իհարկե, կարող է թվալ, թե ընտրության լավագույն և, թերևս, ամենաապահով տարբերակը չեզոքությունն է։ Արդյո՞ք խելամիտ է չեզոքությունը, ինչպե՞ս առավելագույնը քաղել այս պայքարում, արդյո՞ք ԵԱՏՄ անդամ երկրները կկարողանան շահող դուրս գալ ստեղծված իրավիճակից, և ի՞նչ ակնկալել հետագա զարգացումներից։

Текст научной работы на тему «ЕАЭС В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ: ПРИОРИТЕТЫ И ОЖИДАНИЯ»

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

ЕАЭС В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ: ПРИОРИТЕТЫ И ОЖИДАНИЯ

DOI: 10.52174/2579-2989 2023 5 75

Ключевые слова: региональная торговля, санкции, торгово-экономическое сотрудничество, макроэкономическая стабильность, конкурентоспособность, актор

Борьба за доминирующее положение среди мировых экономических «гигантов», которую мы затрагивали в наших предыдущих статьях, продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых и самых актуальных тем. Стремления получить контроль над отдельными странами и регионами, переходя из региона в регион, не обошли и ЕАЭС. Будучи одним из наиболее противоречивых, но при этом неоднородных и единодушных экономических объединений, ЕАЭС оставляет впечатление структуры, подверженной роспуску в случае несовершенных и сильных потрясений. Оказавшись в центре геополитической борьбы, государства-члены ЕАЭС, независимо от своей воли, «вынуждены» выбрать одну из сторон борьбы, чтобы не отставать от продолжающейся гонки и занять выгодные позиции в этой борьбе перераспределения ролей. Конечно, может показаться, что нейтралитет - лучший и, возможно, самый безопасный вариант. Разумен ли нейтралитет, как получить максимальную выгоду от этой борьбы, смогут ли государства-члены ЕАЭС выйти из ситуации победителями и чего ожидать от дальнейшего развития событий?

В условиях геополитических реалий начиная с 2022 года и нового кризиса, охватившего мировую экономику, накалились дискуссии и прогнозы, особенно вокруг интеграционных объединений, которые в той или иной степени были связаны с одной из конфликтующих стран. Для каждой из воюющих стран страна, поддерживающая противоположную сторону или взаимодействующая с последней, находящаяся в одной интеграционной структуре, автоматически становилась ненадеж-

Нарине ПЕТРОСЯН

Аспирант АГЭУ

В 2021 году с отличием окончила бакалавриат АГЭУ по специальности «Экономика», затем магистратуру по образовательной программе «Макроэкономический анализ». С 2020 года является членом-экспертом исследовательских групп исследовательского центра «Амберд». Работает макроэкономистом в министерстве финансов РА.

Является автором и соавтором около 3 десятков научных публикаций и 4 коллективных монографий.

1* https://orcid.org/0000-

** 0003- 0272-5868

LD

о ai л

и <

и

о и

ш

О ш iD

Р

С

JT и

р

с с.

<4

Ез

jr

ZD -D

СО р

(УЗ

V с.

2

ю 3

I

о

О.

X

0

1

о ^

m о

ной, а в некоторых случаях даже одинаково опасной.

В этих обстоятельствах родился вопрос года: как позиционировать...

Кажется, что все просто и легко. В ряде случаев даже теоретически и практически страны-стратегические партнеры в одной интеграционной структуре не должны покидать «тонущий корабль». Однако нужно ли идти на поводу у государственных интересов и двигаться вперед, руководствуясь моральными мотивами, а если нет, то не преждевременно и не рискованно ли искать новых «друзей»?

В условиях создавшейся неопределенности государства-члены ЕАЭС выбрали подход сохранения лояльности к интеграционной структуре, что, однако, является лишь неэкономической стороной проблемы. Возникающая в результате геополитическая неопределенность, в свою очередь, подпитывает продолжающуюся потерю доверия между государствами-членами, подготавливая благодатную почву для разрушения шатких основ и без того нестабильной структуры.

Переходя к экономической стороне проблемы, следует отметить, что с самых первых моментов начала войны в отношении двух стран ЕАЭС - России и Бе-

лоруси, применялись и будут применяться различные пакеты санкций и всякого рода ограничения. Дискуссии об экономическом спаде породили пессимистические ожидания относительно судьбы интеграционных структур и стран-членов союза относительно экономической ситуации.

Не касаясь цепочки применяемых и подлежащих применению санкций, рассмотрим, какие изменения наблюдаются в экономических показателях интеграционной структуры и чего можно ожидать от дальнейшего развития событий в случае, если надежды на окончание военных действий не будет.

Рост геополитической напряженности и применение санкций против отдельных государств-членов привели к падению совокупного ВВП ЕАЭС в 2022 году на 1,6% по сравнению с предыдущим годом.

В случае с отдельными странами ситуация оказалась более выгодной, чем ожидалось. В частности, темпы экономического роста в Армении ускорились с 5,8% в

2021 году до 12,6% в 2022 году', в Кыргызстане - с 5,5% до 6,3%2.

Кроме того, все страны-члены столкнулись с инфляцией в первой половине

2022 года на фоне растущих девальва-ционных ожиданий, растущей геополити-

2 4 6

2022 я 202]

10

12

РИСУНОК 1

Экономический рост государств-членов ЕАЭС в 2021-2022 годах3

1 Economic Growth in Belarus, Focuseconomics, https://www.focus-economics.com/country-indicator/belarus/gdp/

2 Economic Growth in Kyrgizstan, Focuseconomics, https://www.focus-economics.com/countries/kyrgyzstan/ http://www.minenergy.am/ru/page/467

ческой напряженности в регионе и широкомасштабных санкций против Беларуси и России. Средний уровень инфляции в Союзе за рассматриваемый период увеличился с 8,6% до 12,9%4. Во второй половине 2022 года инфляция замедлилась в большинстве государств-членов ЕАЭС. Благоприятные ценовые условия способствовали улучшению внешнего положения текущего счета платежного баланса.

2022 год также ознаменовался активизацией потоков капитала в странах-участницах. В частности, произошел отток капитала из России и Белоруси и приток в остальные страны-члены. В ЕАЭС в целом отток капитала увеличился в 2,7 раза по сравнению с 2021 годом и составил 212,0 млрд долларов США или 8,1% ВВП, а отток инвестиций - 32,2 млрд долларов США (1.4% ВВП).

Разница между странами-членами ЕАЭС по уровню экономического развития сократилась, что произошло за счет роста ВВП на душу населения в Армении и Кыргызстане и снижения в России. По статистическим данным, ВВП на душу населения в Армении в 2022 году составил 58,1% от среднего показателя по ЕАЭС против 50,6% в 2021 году, а в Кыргызстане - 20,0% против 18,6%. ВВП на душу населения в Беларуси составил 73,9 процента по сравнению с 74,9 процентом в 2021 году5. Интересно, что по показателю ВВП на душу населения РА по-прежнему находится на 4-м месте среди стран-членов, но уже вплотную приблизилась к уровню Беларуси. Уровень ВВП на душу населения в Казахстане по сравнению со средним показателем по ЕАЭС составил 100,9% (в 2021 году: 98,6%). В России наблюдается противоположная картина, логичная и приемлемая в условиях создавшихся геополитических реалий: соотношение ВВП на душу населения к среднему по ЕАЭС снизилось со 106,5% до 106,1%.

Интересны также трансформации, наблюдаемые во внешней торговле ЕАЭС, переориентация торговли товарами на перспективные быстрорастущие рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

В ответ на ограничения на экспортно-импортные операции ряда стран с Беларусью и Россией в 2022 году наблюдался рост взаимной торговли между государствами-членами. На динамику торговли повлияли цены на энергоносители и другую продукцию, занимающую большую долю во взаимной торговле, а также рост внутреннего производства. В результате экспорт товаров из Армении в ЕАЭС увеличился в 2,8 раза, из Казахстана - почти на четверть (на 24,3%), из Кыргызстана - на 81,7%. При этом экспорт товаров в страны СНГ из Беларуси увеличился на 9,3%, в том числе в Россию в 1,4 раза. Экспорт товаров из России во все страны мира в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличился на 9,8 процента в текущих ценах6.

Поиск альтернативных рынков сбыта товаров и создание новых способов поставок товаров привели к изменению географической структуры торговли. Введение ряда внешних ограничений на торговые операции с отдельными государствами-членами ЕАЭС, а также принятые в ответ на них в 2022 году специальные экономические меры привели к масштабной реструктуризации транспортно-логистиче-ских цепочек и изменению географической структуры поставок. По данным ЕЭК, во внешней и взаимной торговле государств-членов ЕАЭС увеличилась доля стран Азии (Китай, Турция, Индия).

До 2022 года основным покупателем товаров, экспортируемых странами ЕАЭС, был ЕС. В 2021 году его доля составила 36,8% от общего экспорта государств-членов ЕАЭС. В 2022 году существенно выросли поставки в Китай (с 13,4% до 15,8%), Турцию (с 5,1% до 8,2%), Индию (с 1,9% до 4,6%). Что касается импорта, то

EAEU inflation amounted to 12.9% in 2022, ECE, https://eec.eaeunion.org/en/news/inflyatsiya-v-eaes-v-2022-godu-sostavila-12-9/

Годовой доклад за 2022 год, ЕЭК, https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/95c/Annual_report_2022.pdf

Объем взаимной торговли между странами ЕАЭС за 2015-2022 годы вырос почти в два раза, https://www.interfax.ru/ business/915062

LD

2015-2021 2022

¡Взаимная торговля ■ Европа ■ Китай Индия Азия «Южная Америка ■ Африка ■ Латинская Америка

РИСУНОК 2

Географическая структура экспорта ЕАЭС7

в целом 32,4% импорта ЕАЭС обеспечили страны Европы, 39,4% — страны Азии, 22,3% — Китай8.

Если мы посмотрим на развитие событий 2023 года и попытаемся понять ожидания по основным макроэкономическим показателям государств-членов ЕАЭС, то должны констатировать, что роль факторов, влияющих на экономическую активность, торговлю и финансовые потоки предыдущего года, все еще присутствует. Но интенсивность постепенно снижается.

По прогнозам международных финансовых организаций, в 2023 году темпы роста мировой экономики могут снизится с 3,4 процента в 2022 году до 2-2,8 процента, однако в последующий период ожи-

дается небольшое восстановление тенденции до 2,7-3%. По октябрьским прогнозам ВТО, рост мировой торговли товарами снизится в 2023 году в условиях продолжающегося спада. Теперь ожидается, что объем мировой торговли в 2023 году вырастет на 0,8%, что почти в 2 раза ниже прогнозировавшегося в апреле роста на 1,7%э.

По прогнозам, общие темпы роста ВВП государств-членов ЕАЭС вернутся на положительную территорию по итогам 2023 года и достигнут 3,0 процента, а в 2024-2025 годах достигнут 2,7 процента. Среди стран-членов экономический рост Армении и Кыргызстана продолжает оставаться заметно высоким, хотя последний

ТАБЛИЦА 1

Прогнозы экономического роста стран-членов ЕАЭС"

2022 2023* 2024* 2025*

г Армения 12,6 7,4 7,0 7,0

Белорусь -4,7 3,8 5,4 6,0

Казахстан 3,2 4,7 5,3 5,6

Киргызистан 7,0 4,9 4,4 4,5

Россия -2,1 2,8 2,3 2,3

ЕАЭС 1,6 3,0 2,7 2,7

7 Годовой доклад за 2022 год, ЕЭК, https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/95c/Annual_report_2022.pdf

8 Ход рублем: как в ЕАЭС развивают торговлю вопреки санкциям, 5.09.2023, https://iz.ru/1568928/dmitrii-alekseev/khod-ru-blem-kak-v-eaes-razvivaiut-torgovliu-vopreki-sanktciiam

9 WTO lowers 2023 trade growth forecast amid global manufacturing slowdown, https://www.wto.org/english/news_e/news23_e/ tfore_05oct23_e.htm

10 Прогнозы министерств финансов и экономики государств-членов ЕАЭС, ЕЭК

демонстрирует замедление темпов роста по сравнению с 2022 годом до 4,9 процента в 2023 году и 4,4-4,5 процента в последующие годы.

Подводя итог, следует отметить, что в условиях неопределенности и постоянно новых рисков трансформирующегося мира, возможно, интеграционные структуры, в том числе ЕАЭС, пытаются найти способы сохранить свою жизнеспособность и оправдать свое существование как интеграционной структуры. Опыт показывает, что ограничения, введенные в отношении некоторых стран-членов ЕАЭС, стали новым стимулом для расширения географии партнерства этой структуры, а также оживления торговли внутри нее. Давно доказанный факт: финансовые и торговые отношения с внешним миром даже после крупнейших потрясений претерпевают структурные изменения. При этом ЕАЭС не стал исключением, когда применение

экономических санкций против Беларуси и России сначала ограничило торговые возможности этих стран, а через некоторое время привело к формированию новых партнерских связей. Кроме того, адаптация к существующей ситуации постепенно приводит к восстановлению экономической активности в странах-членах структуры или к замедлению темпов ее спада.

Ответ на вопрос: как позиционировать?, пожалуй, можно интерпретировать следующим образом: разумеется, отдавая предпочтение одной из сторон, следует руководствоваться экономическими интересами, учитывая степень зависимости от стран-партнеров и интеграционную структуру. Получение шанса сделать иной выбор, возможно, требует последовательной и долгосрочной работы - от диверсификации торговли к новым странам-партнерам, а в лучшем случае - и достижения нового интеграционного союза.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистический комитет РА, Национальные счета,

https://armstat.am/file/doc/99537718.xls

Ход рублем: как в ЕАЭС развивают

торговлю вопреки санкциям, 5.09.2023,

https://iz.ru/1568928/dmitrii-alekseev/khod-ru-

blem-kak-v-eaes-razvivaiut-torgovliu-vopreki-sankt-

с^т

Объем взаимной торговли между странами ЕАЭС за 2015-2022 годы вырос почти в два раза,

https://www.interfax.ru/business/915062 Годовой доклад за 2022 год, ЕЭК, https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/95c/ Annual_report_2022.pdf

5.

6.

WTO lowers 2023 trade growth forecast amid global manufacturing slowdown, https://www.wto.org/english/news_e/news23_e/ tfore_05oct23_e.htm

Economic Growth in Kyrgizstan, Focuseco-nomics,

https://www.focus-economics.com/countries/kyr-gyzstan/

Economic Growth in Belarus, Focuseconom-ics,

https://www.focus-economics.com/country-indica-tor/belarus/gdp/

EAEU inflation amounted to 12.9% in 2022, ECE,

https://eec.eaeunion.org/en/news/inflyatsi-ya-v-eaes-v-2022-godu-sostavila-12-9/

in

m bmph^b ^bsmu3U'b

C^ISC Luuyftpwhs

g uc^un<uS"bSbuumii. ^m^hMn^

£ bUSU-' onon^^na UCtoUPCUinUPq-^U.

u

o

b4 UMmULhfbP

<wdw2^iwphwjhb mbrnbuwlwb «hulwbbph» i^U qbph2^nq n-hpfh hwdwp n|wjfwpp, np|hb wbp.pwp.wp5bL thbf ^P tiw^inpp. hnp4w&bbpni.d, 2wpnLbwlnLd t i^wl wi^bwpbbwpl^nq U wi^bwwpp.|hwlwb pbdwbbphg ^lp: flpn2wlh bplpbbph U rnwpw&w2p2wbbbph blwrndwdp i^bpwhulnqnLpjnLti 5bnp pbpbLm fiqmnLiftibpp, wbgbbLn^ mwpw&w2p2wb|hg rnwpw&w2p2wb, ^bb 2p2wbgbLbwU bUSU-b: UhbbLn^ wi^bwhwlwuwlwb, p.bnUu n^ i^iwrnwpp U i^iwlwp&hf sbrnb-uwlwb i^iwi^npnLiftibphg bUSU-b pnqbnLd t wblwswp U rndbq gbgnLiftibph ii|wpwqwjnLd siwppwLnL&dwb bbpwlw IwnnLjgh rn^w^npmpjnb: <wjmb^bLm4_ w2^iwphw£wqw£wlwb n|wj-fwph HhqwlbmnLd' bUSU wbpwd bplpbbpp, hpbbg Iwdfhg wblw^i, «umhu|4w&» bb pbspb

p <=

JT

h

p <=

^wjfwph Inq^phg Lfblhb1 2wpnLbwl^nq dpgwi^wqfhg hbs ^iftiWLni. U p.bpwj|hb ^bpwpw2^nd-bbpnd 2whblwb p.|hp£bp qpwi^bLnL hwdwp: hhwplb, lwpnq_ t P^wl, pb pbmpmpjwb Lwi^wqnLjb U, pbpUu, w^bwwqwhn^ mwppbpwlp ^bqnfmpjmbb t: Uppjnf ^ibLWi^im t jbqnfrnpjrnbp, hbj^bu wnwi^bLwqnLjbp pwqbL wju u|wj£wpnLd, wppjnf bUSU wbpwd bplpbbpp llwpnqwbwb 2whnq_ pmpu qwL umbq&^w& hpw^h^wlhg, U hb wlblwLbL hbswqw qwpqwgnLiftibphg:

US

v

<^№wpwnbp. LpLpLld^p^Llbuijfib LLinbsnLp, LL/Ulsd'Llrfipng, LUnLspWyitiyitiUUlllUlh

huiiJuiqnp&uiLignLpjnLh, iSutlpnyitiyit'Uuiluih Lwjnitinipjniti, iSpgmhuilnLpjnLh, r}bpuiluiyiLip

i

2 Narine PETROSYAN

* PhD student, ASUE

g GEOECONOMICAL CHRONICLE

y EAEU IN THE CHANGING WORLD ORDER: PRIORITIES AND EXPECTATIONS

The struggle for a dominant position among the world's economic "giants", as discussed in our previous papers, continues to be one of the most debated and relevant topics. The desire to gain control over individual countries and regions, moving from region to region, has not bypassed the EAEU. Being one of the most controversial, yet simultaneously heterogeneous and cohesive economic associations, the EAEU leaves the impression of a structure subject to dissolution in the event of imperfect and strong shocks. Finding themselves at the center of a geopolitical struggle, the EAEU member states, regardless of their will, are "forced" to choose one of the sides in the struggle in order to keep up with the ongoing race and take advantageous positions in this struggle of roles. Of course, it may seem that neutrality is the best and, perhaps, the safest option. Is neutrality reasonable, how to get the maximum benefit from this struggle, will the EAEU member states be able to emerge victorious from the situation, and what to expect from further developments?

Keywords: regional trade, sanction, trade and economic cooperation, macroeconomic

stability, competitiveness, actor

8 o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.