Научная статья на тему 'ЕАЭС и АСЕАН: вопросы формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере науки и технологий'

ЕАЭС и АСЕАН: вопросы формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере науки и технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право ЕАЭС / АСЕАН / научно-техническое сотрудничество / межрегиональное сотрудничество / торгово-экономическое взаимодействие / law of the EAEU / ASEAN / scientific and technical cooperation / interregional cooperation / trade and economic interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

Введение: внешний трек интеграционных процессов в рамках ЕАЭС представлен не только взаимодействием с третьими государствами, международными межправительственными и неправительственными организациями, но и с интеграционными объединениями из других географических регионов. Сравнительно интенсивное взаимодействие ЕАЭС осуществляет с АСЕАН. В условиях Четвертой промышленной революции, предполагающей переход к новому технологическому укладу, актуализируется развитие научно-технологического сотрудничества двух блоков государств на основе эффективного международно-правового механизма. Цель — раскрыть состояние международно-правового механизма сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН в сфере науки и технологии в контексте специфики взаимодействия двух интеграционных объединений с учетом имеющихся проблем и перспективы его развития. Методологическая основа: общенаучные методы (системный, структурно-функциональный), частнонаучные методы (сравнительно-правовой, догматическо-правовой). Результаты: автором обоснована перспективность научно-технологического сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН и необходимость включения его в перечень официально установленных направлений сотрудничества. Анализ нормативных правовых, организационных и политико-правовых основ сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН показал отсутствие специального международно-правового механизма регулирования их научно-технологического сотрудничества. Выводы: предстоит серьезная работа по формированию специальных правовых и организационных рамок взаимодействия ЕАЭС и АСЕАН в научно-технологической сфере. Большое значение имеет реализация программного метода регулирования сотрудничества, содействующего выстраиванию взаимодействия сторон в формате специальных проектов, направленных на усиление их научно-технологического и производственно-экономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAEU and ASEAN: Issues of Forming an International Legal Mechanism for Cooperation in Science and Technology

Background: the external track of integration processes within the EAEU is represented not only by interaction with third countries, international intergovernmental and non-governmental organizations, but also with integration associations from other geographical regions. The EAEU has a relatively intensive interaction with ASEAN. Under the conditions of the Fourth Industrial Revolution, which implies the transition to a new technological mode, the development of scientific and technological cooperation between the two blocks of states on the basis of an effective international legal mechanism is actualized. Objective — to reveal the state of the international legal mechanism of cooperation between EAEU and ASEAN in the field of science and technology in the context of the specifics of interaction between the two integration associations, taking into account the existing problems and prospects for its development. Methodology: general scientific methods (systemic, structural and functional), private scientific methods (comparative legal, dogmatic legal). Results: the author substantiates the prospect of scientific and technological cooperation between the EAEU and ASEAN and the need to include it in the list of officially established areas of cooperation. The analysis of normative legal, organisational and political-legal bases of cooperation between the EAEU and ASEAN has shown the absence of a special international-national-legal mechanism to regulate their scientific-technological cooperation. Conclusions: there is a lot of work to be done to develop a special legal and organizational framework for cooperation between the EAEU and ASEAN in science and technology. Of great importance is the implementation of the program method of regulating cooperation, which helps to build cooperation between the parties in the format of special projects aimed at strengthening their scientific, technological, industrial and economic potential.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС и АСЕАН: вопросы формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере науки и технологий»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-59-69 УДК 341.176.2

М.В. Шугуров

ЕАЭС И АСЕАН: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Введение: внешний трек интеграционных процессов в рамках ЕАЭС представлен не только взаимодействием с третьими государствами, международными межправительственными и неправительственными организациями, но и с интеграционными объединениями из других географических регионов. Сравнительно интенсивное взаимодействие ЕАЭС осуществляет с АСЕАН. В условиях Четвертой промышленной революции, предполагающей переход к новому технологическому укладу, актуализируется развитие научно-технологического сотрудничества двух блоков государств на основе эффективного международно-правового механизма. Цель — раскрыть состояние международно-правового механизма сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН в сфере науки и технологии в контексте специфики взаимодействия двух интеграционных объединений с учетом имеющихся проблем и перспективы его развития. Методологическая основа: общенаучные методы (системный, структурно-функциональный), частнонаучные методы (сравнительно-правовой, догматическо-правовой). Результаты: автором обоснована перспективность научно-технологического сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН и необходимость включения его в перечень официально установленных направлений сотрудничества. Анализ нормативных правовых, организационных и политико-правовых основ сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН показал отсутствие специального международно-правового механизма регулирования их научно-технологического сотрудничества. Выводы: предстоит серьезная работа по формированию специальных правовых и организационных рамок взаимодействия ЕАЭС и АСЕАН в научно-технологической сфере. Большое значение имеет реализация программного метода регулирования сотрудничества, содействующего выстраиванию взаимодействия сторон в формате специальных проектов, направленных на усиление их научно-технологического и производственно-экономического потенциала.

Ключевые слова: право ЕАЭС, АСЕАН, научно-техническое сотрудничество, межрегиональное сотрудничество, торгово-экономическое взаимодействие.

© Шугуров Марк Владимирович, 2023

Доктор философских наук, профессор кафедры международного права (Саратовская государственная юридическая академия), главный научный сотрудник лаборатории проблем правового регулирования научной и инновационной деятельности (Алтайский государственный университет); e-mail: shugurovs@mail.ru

© Shugurov Mark Vladimirovich, 202з

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of International Law (Saratov State Law Academy), Chief Researcher of Laboratory For Problems of Legal Regulation of Scientific and Innovation Activities (Altai State University) 59

M.V. Shugurov

EAEU AND ASEAN: ISSUES OF FORMING AN INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM FOR COOPERATION IN SCIENCE AND TECHNOLOGY

Background: the external track of integration processes within the EAEU is represented not only by interaction with third countries, international intergovernmental and non-governmental organizations, but also with integration associations from other geographical regions. The EAEU has a relatively intensive interaction with ASEAN. Under the conditions of the Fourth Industrial Revolution, which implies the transition to a new technological mode, the development of scientific and technological cooperation between the two blocks of states on the basis of an effective international legal mechanism is actualized. Objective — to reveal the state of the international legal mechanism of cooperation between EAEU and ASEAN in the field of science and technology in the context of the specifics of interaction between the two integration associations, taking into account the existing problems and prospects for its development. Methodology: general scientific methods (systemic, structural and functional), private scientific methods (comparative legal, dogmatic legal). Results: the author substantiates the prospect of scientific and technological cooperation between the EAEU and ASEAN and the need to include it in the list of officially established areas of cooperation. The analysis of normative legal, organisational and political-legal bases of cooperation between the EAEU and ASEAN has shown the absence of a special international-national-legal mechanism to regulate their scientific-technological cooperation. Conclusions: there is a lot of work to be done to develop a special legal and organizational framework for cooperation m between the EAEU and ASEAN in science and technology. Of great importance is the S implementation of the program method of regulating cooperation, which helps to build Й cooperation between the parties in the format of special projects aimed at strengthening

* their scientific, technological, industrial and economic potential.

01

? Keywords: law of the EAEU, ASEAN, scientific and technical cooperation, interregional

I cooperation, trade and economic interaction.

ш

ч

(0

*

ra 55

0

Отличительной особенностью процессов региональной интеграции современ-

1 ных государств стало повышение степени открытости их интеграционных объ-® единений друг другу. Одним из следствий этих процессов стало возникновение § идеи «интеграции интеграций», например в формате Большого евразийского £ партнерства. Активное межинтеграционное взаимодействие осуществляют Ев-Ц разийский экономический союз (далее — ЕАЭС) и Ассоциация государств Юго-

I Восточной Азии (далее — АСЕАН). Сегодня основная задача — создать форматы | их сотрудничества, которые будут наполняться конкретным содержанием. За! интересованность Союза в развитии взаимодействия с АСЕАН определяется не-<3 сколькими факторами. Во-первых, Ассоциация — это достаточно внушительный | рынок с общей численностью населения около 700 млн человек. Согласно отчету ™ «Перспективы развития АСЕАН»1, Ассоциация стремится стать к 2030 г. четвертой по величине экономикой мира2. В условиях геоэкомической турбулентности

1 См.: ASEAN development trajectories reach new milestone (23.08.2021). URL: https://asean. org/asean-development-trajectories-reach-new-milestone/ (дата обращения: 12.05.2023).

2 См.: ASEAN is poised for post-pandemic inclusive growth and prosperity (18.01.2022). URL: https://www.weforum.org/agenda/2022/01/asean-is-poised-for-post-pandemic-inclusive-growth-

60 and-prosperity-heres-why/ (дата обращения: 14.05.2023).

и санкционного давления этот рынок, насыщенный высокотехнологическои продукцией, чрезвычайно привлекателен для стран Союза.

Во-вторых, в рамках Ассоциации на уровне государств-членов и на региональном уровне проводится активная научно-техническая политика, призванная к усилению глобальной конкурентоспособности данного объединения и преодолению разрыва между государствами-членами в условиях вызовов Четвертой промышленной революции, в том числе путем расширения научно-технологического сотрудничества, тесно связанного с активной кооперацией в производственном секторе. Как отмечает Ф. Нга, «отвечая на вызовы XXI в., страны АСЕАН берут курс на инновационный путь развития. Необходимость такого курса предопределяется стремлением эффективного вхождения в глобальное производство, требующее усиления интеграционного взаимодействия, выработки принципиально новых подходов к производственно технологической кооперации с зарубежными странами, и прежде всего, региональной интеграции» [1, с. 280]. Действительно, некоторые государства АСЕАН, такие как Сингапур, Малайзия, Таиланд и Филиппины, достигли значимых результатов в сфере науки, технологий и инноваций (далее — НТИ), а также в создании наукоемких отраслей промышленности. С учетом указанных характеристик АСЕАН представляет собой перспективного партнера ЕАЭС, тем более оба региональных объединения решают сходные задачи (преодоление экономического и научно-технологического разрывов между государствами-членами; диверсификация экономики; превращение во влиятельное межгосударственное объединение, отличающееся глобальной конкурентоспособностью). Решение сходных задач возможно только на основе технологической модернизации отраслей экономики в русле адаптации к новому технологическому укладу, что одновременно предполагает развитие сектора НИОКР на национальном и региональном уровнях, повышение эффективности его взаимодействия с реальным сектором экономики, а также его интегрированности в международное научно-техническое сотрудничество (далее — МНТС).

В связи с этим цель представленной статьи заключается в том, чтобы раскрыть состояние и перспективы развития международно-правового механизма сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН в сфере науки и технологии в контексте специфики взаимодействия двух интеграционных объединений с учетом имеющихся проблем.

В настоящее время ЕАЭС и АСЕАН не представляют собой конкурирующие объединения. Разумеется, на современном этапе их заинтересованность друг в друге имеет ассиметричный характер: именно ЕАЭС более заинтересован в АСЕАН, чем АСЕАН в ЕАЭС. Как бы то ни было, они стремятся к получению выгод от расширения сотрудничества в самых разных сферах, а не только во взаимной торговле. Как показывает мировой опыт, свойственный заключению и имплементации договоров о свободной торговле ^ТАв), сотрудничающие государства развивают взаимодействие как в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и охраны окружающей среды, так и в научно-технической сфере. Российские авторы отмечают, что «для ЕАЭС как молодого международного актора сотрудничество со столь опытным игроком, как АСЕАН, позволит "обкатать" институциональные и нормативно-правовые механизмы и практики многостороннего взаимодействия» [2, с. 65]. Такой вывод вполне можно отнести к интеграции в рамках ЕАЭС в сфере НТИ.

Сотрудничество государств АСЕАН в целях ускорения экономического роста, содействия повышению отдачи от сельского хозяйства и промышленности, расширения торговли и развития экономической инфраструктуры закреплено в ст. 6 Балийского договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г.1 Инструментом реализации этих целей является использование возможностей, открывающихся в процессе взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, а также с международными и региональными организациями за пределами Юго-Восточной Азии.

Международно-правовой механизм сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН представлен нормативно-правовой и организационно-правовой подсистемами. Международно-договорные отношения между двумя объединениями имеют отраслевой характер. В частности, ЕАЭС заключил несколько международных торговых договоров с государствами — членами АСЕАН, с которыми осуществляются наиболее тесные торгово-экономические связи, а именно с Сингапуром2 и Вьетнамом3. На повестке дня — заключение аналогичных договоров с Индонезией и Таиландом. Важным подкреплением этой части права Союза выступают международно-договорные отношения, характерные для двустороннего формата сотрудничества между странам ЕАЭС и странам АСЕАН, а также между странами ЕАЭС и АСЕАН в целом. Не менее значим организационно-правовой механизм их сотрудничества. Его звенья предусмотрены не только положениями международных договоров, но и положениями документов политико-правового характера. Так, важной вехой институционализации отношений ЕАЭС и АСЕАН стало заключение Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК) и АСЕАН 2018 г.4 Данный документ закрепил направления, формы и организационный механизм сотрудничества.

Полагаем, что в отличие от векторов взаимодействия ЕАЭС с другими интеграционными объединениям, такими, например, как Африканский союз, МЕРКОСУР, Андское сообщество, институционализация отношений с АСЕАН является наиболее продвинутой в силу своей многослойности. Первый слой — это положения только что указанного Меморандума. Второй слой — это положения меморандумов, заключенных ЕЭК с рядом государств — членов Ассоциации (Таиланд, Камбоджа, Индонезия, Сингапур), которые пришли к пониманию возрастающей глобальной роли ЕАЭС. Обращает на себя внимание то, что данные документы содержат идентичные положения, касающиеся целей, направлений, а также форм и характера организационного механизма сотрудничества, ука-

° 1 См.: Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia Indonesia (24 February 1976). URL:

§ https://asean.org/treaty-amity-cooperation-southeast-asia-indonesia-24-february-1976/ (дата об-ч ращения: 31.05.2023).

1 2 См.: Free trade agreement between the Eurasian Economic Union and its Member states,

i of the one part, and the Republic of Singapore, of the other part (Yerevan, October 1 2019). (Примечание: Соглашение в силу еще не вступило). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01223248/ iatc_04102019 (дата обращения: 15.05.2023).

3 См.: Free trade agreement between the Eurasian Economic Union and its Member states, of the one part, and the Socialist Republic of Viet Name, of the other part (Burabay May 29, 2015). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0127918/iatc_02062015 (дата обращения: 15.05.2023).

4 См.: Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в области экономического сотрудничества (Сингапур, 14 ноября 2018 г.). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01219989/ms_22112018

62 (дата обращения: 05.05.2023).

занных в двусторонних меморандумах1. Их формулировки также совпадают с аналогичными формулировками Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН.

С точки зрения предмета нашей статьи укажем следующие направления сотрудничества, встречающиеся в двухсторонних меморандумах, заключенных между ЕЭК и государствами АСЕАН: энергетика, агропромышленный комплекс, конкурентная политика и антимонопольное регулирование, промышленность, интеллектуальная собственность, информационные технологии и цифровая экономика. Все эти направления также перечислены в п. 2 указанного Меморандума. Приверженность многовекторному и многоаспектному диалогу продекларирована со всей очевидностью и недвусмысленностью. Однако, как можно видеть, научно-технологическое сотрудничество в этих документах не указано. Вполне очевидно, что оно выступает составной частью всех перечисленных ранее направлений и не может быть отнесено только к иным направлениям сотрудничества.

Как нам представляется, данное направление нуждается в своем декларировании, так как это, во-первых, будет содействовать усилению имиджевого эффекта от взаимодействия двух объединений, а во-вторых, закрепит соответствующие политические обязательства. Однако вся проблема, также свойственная остальным направлениям, заключается в определении практических шагов по реализации стремления к научно-техническому сотрудничеству на практике. Повышенной актуальностью в данном случае отличается не только проявление инициатив академического и делового сообщества, но и создание правовых и организационных условий как фактора стимулирования и повышения эффективности МНТС.

В свете положений Меморандума достаточно спорным выглядит тезис о том, что «на нынешнем этапе Союз и Ассоциация больше "нащупывают" темы для содержательного диалога, чем имеют предметное и нюансированное представление, чем именно они могут быть полезны друг другу» [2, с. 65]. То, в чем они «полезны» друг другу, достаточно отчетливо отражено в Меморандуме. При этом вполне можно согласиться с тем, что во взаимоотношениях двух интеграционных объединений преобладает позитивная нейтральность и убежденность в том, что перспективы сотрудничества не угрожают интересам ни одной из сторон. Специфика связей двух объединений состоит в динамичном резервировании возможностей сотрудничества. К сожалению, за фасадом активного диалога пока что скрывается инерционный сценарий совместной проектной деятельности при одновременном понимании недостаточной приоритетности и факультативности отношений друг с другом.

1 Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Прави- 2

тельством Королевства Камбоджа (Москва, 17 мая 2016 г.). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ 33 ru-ru/01310258/ms_19052016 (дата обращения: 06.05.2023); Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Сингапур (Москва, 18 мая 2016 г.). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410252/ms_18052016 (дата обращения: 06.05.2023); Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Правительством Королевства Таиланд (Бангкок, 19 октября 2018 г.). URL: https:// docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01419991/ms_23112018 (дата обращения: 07.05.2023); Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Индонезия (Тангеранг, 17 октября 2019 г.). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01423626/ ms_28102019 (дата обращения: 07.05.2023). 63

Рассмотрение направлений сотрудничества двух интеграционных объединений следует предварить указанием на их особенности. Так, ЕАЭС — это достаточно молодое интеграционное объединение, цели которого закреплены в ст. 4 учредительного Договора1. В случае же с АСЕАН, несмотря на сходные с ЕАЭС моменты в системе министерских органов, отвечающих за тематические направления интеграции, перечень целей интеграции гораздо шире. Так, в основе Ассоциации, образованной в 1967 г., находилась идея триединства (Сообщество политики и безопасности, Экономическое сообщество, Социально-культурное сообщество). В литературе можно встретить утверждение о том, что «в ЕАЭС главный упор сделан на экономическое развитие и сотрудничество в рамках работы Евразийской экономической комиссии по обеспечению условий функционирования и развития Союза, а также разработке предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза» [3, ^ 115]. Действительно, дело обстояло таким образом пять лет назад. Сегодня общепризнанно, что для ЕАЭС характерны высокие темпы интеграционных процессов и, что самое главное, расширение их направлений. В соответствии со стратегическими документами ЕАЭС, например Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.2, это не только спорт, туризм и образование, но и НТИ (Направление № 8). Напомним, что в Договоре о ЕАЭС научно-технологическое сотрудничество изначально представлено в качестве сквозного направления, пронизывающего взаимодействие в сфере промышленности, АПК, энергетики и т.д. Необходимо подчеркнуть, что научно-технологическое направление экстраполировано на внешний трек сотрудничества ЕАЭС. Наиболее выпукло это заметно в Соглашении от 17 мая 2018 г. о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами и Китайской Народной Республикой3. Это вполне соответствует современным подходам к международным торговым договорам. В частности, ст. 7.26 «Интеллектуальная собственность и инновации» предусматривает намерение сторон углублять взаимное сотрудничество, в том числе и по созданию совместных проектов в сфере НТИ, а также по распространению научно-технических знаний. Если рассматривать положения договоров ЕАЭС с государствами АСЕАН, то научно-технологическая составляющая представлена достаточно скромно, что, в принципе, отражает невысокую интенсивность указанного сотрудничества. Так, в Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Вьетнамом 2015 г. аналогичные положения отсутствуют. Вместе с тем положения ст. 12.5 «Сотрудничество в области защиты окружающей среды и охраны труда» все же предусматривают обмен знаниями и технологиями в области защиты окружающей среды. В одноименном Соглашении с Сингапуром 2019 г., а именно в п. 1 ст. 8.15 «Трансфер технологий и интеллектуальной собственности», предусматривается, что сто-

1 1 См.: Договор о ЕАЭС (г. Астана 29 мая 2014 г.) (в ред. от 24 марта 2022 г.) (с изм. и доп., вступ.

i в силу с 3 апреля 2023 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 02.05.2023).

2 См.: Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.: утв. решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12 (дата обращения: 02.06.2023).

3 См.: Соглашение от 17 мая 2018 г. о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147817/itia_21052018 (дата обращения:

64 03.06.2023).

роны могут проводить информационные семинары, тренинги, круглые столы, а также иные мероприятия, посвященные совершенствованию сотрудничества между сторонами в сфере трансфера технологий, включая цифровые инновации, предпринимательство и применение передовых технологий. Далее в п. 2 данной статьи определяется, что стороны могут договориться о проведении переговоров между их заинтересованными специализированными учреждениями в области передачи технологий при условии соблюдения законов, нормативных актов и национальной политики сторон, а также наличия ресурсов и готовности каждой стороны.

В связи с тем, что региональная научно-технологическая и инновационная политика АСЕАН и результаты ее реализации выступают предметом специального анализа отечественных и зарубежных исследователей [4; 5], мы лишь укажем на План действий АСЕАН в области науки, технологий и инноваций (АРАБТТ) на 2016-2025 гг.1 В нем предусмотрен обмен и мобильность ученых и исследователей как из государственных научно-технических учреждений, так и из частного сектора. Значительное внимание в Плане уделяется закреплению принципов научной и научно-технической деятельности. Важным событием научно-технической политики АСЕАН стала 18-я встреча на уровне министров по науке, технологиям и инновациям (11.10.2019)2, на которой обсуждались планы сотрудничества в контексте Четвертой промышленной революции, а также развития международного сотрудничества в сфере НТИ. В центре внимания — развитие талантов в сфере НТИ, реформа учебных планов учреждений высшего образования и переквалификация работающего населения. Обратим внимание на то, что помимо решения внутрирегиональных задач (развитие общей инфраструктуры АСЕАН в сфере высокопроизводительных вычислений, развитие Сообщества молодых ученых АСЕАН, повышение готовности работающего населения и частного сектора к вхождению в Четвертую промышленную революцию) на встрече обсуждалась реализация совместного плана действий России и АСЕАН в сфере науки, технологий и инноваций.

В литературе высказывается мнение о том, что на пути развития сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН находятся существенные барьеры в виде неразвитости механизмов регулирования торгово-экономических связей. В свою очередь, «положительный опыт России во взаимодействии с АСЕАН через уже существующие механизмы может придать импульс для более плодотворного сотрудничества» [6, с. 64-65]. Разумеется, в данном случае есть значительный потенциал, который пока далек от своей реализации. Как бы то ни было, инициатором расширения сотрудничества с ЕАЭС, в том числе в сфере НТИ, выступает, конечно же, Россия. Ее роль основана на том, что между Россией и Ассоциацией установлены прочные институциональные отношения, основанные на принципах взаимной выгоды, равенства и общей ответственности. В целом это режим стратегического диалога. Примечательно, что в разделе «Наука, технологии, инновации» Программы работы Россия — АСЕАН в области торговли и инвестиций на 2021-2025 гг.3

1 См.: ASEAN Plan of Action on Science, Technology, and Innovation (APASTI) 2016-2025. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2017/10/01-APASTI-2016-2025-FINAL.pdf (дата обращения: 31.05.2023).

2 См.: АСЕАН развивает сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций (12.10.2019). URL: https://globalcentre.hse.ru/news/311550183.html (дата обращения: 31.05.2023).

3 См.: ASEAN-Russia trade and investment Work Programme, 2021-2025. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoron-nee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/dialogovoe_partnerstvo_rossiya_asean/ (дата обращения: 26.05.2023). 65

намечено проведение консультаций Россия — АСЕАН по науке, технологиям, инновациям, а также «умному» городу. В последнем случае запланирована реализация проекта «Инновации для умных и устойчивых городов в АСЕАН и России». Отметим, что Программа ориентирована на обеспечение широкой экономической интеграции АСЕАН и России. К сожалению, количество запланированных двухсторонних проектов пока не дает основания говорить о научно-технологическом повороте России в направлении стран Юго-Восточной Азии, как об этом утверждают некоторые авторы [7], между тем все необходимые политико-правовые рамки такого поворота налицо. Именно данные рамки создают предпосылки для оформления научно-технологического сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН. В качестве обоснования такого подхода следует рассматривать содержательную направленность дорожной карты сотрудничества России и АСЕАН в сфере торговли и инвестиций1. Ключевое значение в дорожной карте отведено решению проблемы доступности передовых технологий в качестве перспективных инструментов повышения конкурентоспособности и производительности, улучшения качества жизни, обеспечения экономического роста и расширения социальных прав и возможностей и цифровой интеграции. Необходимо специально подчеркнуть, что дорожная карта одновременно нацелена на содействие развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

В целом рынок Юго-Восточной Азии представлен высокотехнологичной продукцией, часть которой производится собственно в АСЕАН, а часть поставляется из государств-партнеров (Китай, Япония, Южная Корея, Австралия). Поэтому в данном случае следует учитывать потребности государств АСЕАН, определяемые возрастанием их экономического и технологического потенциала. Сможет ли Россия, а также другие страны ЕАЭС удовлетворить эти потребности? Как нам представляется, во многом это будет зависеть от темпов технологической модернизации экономики ЕАЭС, намеченных в его стратегических документах. Данная модернизация — это не только условие расширения сотрудничества с АСЕАН, но и пространство для приложения совместных усилий. Все это потребует создания эффективно действующего международно-правового механизма, работающего на перспективу. На наш взгляд, планируемые проекты соглашений о зоне свободной торговли с Таиландом и Индонезией должны включить в себя существенный массив положений, содержащих обязательства применительно к сотрудничеству в сфере НТИ, в частности в сфере трансфера технологий. Таким образом будут заложены договорно-правовые основы механизма научно-технологического взаимодействия, которые в процессе его осуществления вполне могут реализовываться на практике посредством таких «приводных» средств, как программы МНТС.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время происходит реализация Программы сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и АСЕАН на 2020-2025 гг.2 Цель Программы — интенсификация взаимодействия на офи-

1 См.: ASEAN-Russia trade and investment Cooperation Roadmap, 2021-2025. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoron-nee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/dialogovoe_partnerstvo_rossiya_asean/ (дата обращения: 03.06.2023).

2 См.: Программа сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии на 2020-2025 гг. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/ff21b358fa30046f13a5a257a781c914/programma_2020-2025.pdf?ysclid=l7kex77u29188052971

66 (дата обращения: 30.05.2023).

циальном и экспертном уровнях, улучшение бизнес-климата в государствах-членах обоих интеграционных объединений, создание механизмов прямого диалога бизнес-ассоциаций ЕАЭС и АСЕАН, выработка общих позиций на различных международных площадках. Подспорьем в реализации этих намерений выступает практика диалогового партнерства России и АСЕАН, все более эволюционирующего в стартап диалогового партнерства ЕАЭС-АСЕАН.

Сценарий подключения других государств Союза, а также Союза как такового предусмотрен в документах последних саммитов Россия — АСЕАН1 (в целом это правильный ход развития интересующего нас механизма), цель которого укрепить стратегический диалог ЕАЭС и АСЕАН. Однако, на наш взгляд, целесообразно на современном этапе включить в него диалог в сфере НТИ. А это требует внесение дополнений в Программу сотрудничества, согласно которой данный диалог должен реализовываться в качестве конкретных мероприятий. Пока этого не происходит. Конечно, диалог — это еще не само проектное сотрудничество в сфере НТИ, но без него с учетом специфики отношений ЕАЭС и АСЕАН возникновение проектного сотрудничества вряд ли возможно. В случае перехода от резервирования сотрудничества к реальной практике взаимодействия возникнет потребность в институционализации отношений в сфере НТИ. Это может выразиться не только в разработке, утверждении и реализации подпрограммы в рамках указанной Программы сотрудничества ЕЭК и Ассоциации, но в создании Рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству. К сожалению, Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН не предусматривает учреждения Рабочей группы как таковой. И это говорит о недоработке механизма взаимодействия. Впрочем, вполне достаточным будет не создание специальной группы по НТИ, а подгруппы в составе общей Рабочей группы.

Как мы полагаем, не менее важным предметом намеченного отраслевого диалога должна стать выработка повестки сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН в сфере НТИ. Подчеркнем, что эта повестка не должна рассматриваться в качестве автономного образования в отличие от повестки отраслевого экономического сотрудничества. Она может и должна быть сквозной. В формировании этой повестки должен быть задействован механизм горизонтальной интеграции, который заметен на уровне уже функционирующих бизнес-диалогов. Таким образом, не следует взваливать всю ношу по институционализации отношений в форме действующего международно-правового механизма только на ЕЭК. В эту работу должны подключаться субъекты научной, научно-технологической и инновационной деятельности из государств — членов Союза, которые должны активно искать потенциальных контрагентов в рамках дружественного регионального объединения государств. В этом контексте востребована парадигма многосторонности. Это означает, что в диалог в сфере НТИ должны быть вовлечены научные круги из Казахстана, Киргизии и Армении в целях синергии усилий, которая должна нейтрализовать дублирование. Средством решения такой задачи может стать уже проводимая поисковая работа исследователей и научно-технических работников из России и Беларуси по поиску и обнаружению возможных партнеров из других государств ЕАЭС, заинтересованных в сотрудничестве, будь то двустороннее (с конкретными государствами АСЕАН) или многостороннее

1 См.: Диалоговое партнерство Россия — АСЕАН. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnich-estvo/dialogovoe_partnerstvo_rossiya_asean/ (дата обращения: 30.05.2023). 67

(с проектными региональными группами АСЕАН). Разумеется, все это следует дополнить усилиями на уровне вертикальной интеграции по развитию правовых, политических и организационных рамок для успешного сотрудничества в сфере НТИ на благо обеих дружественных группировок государств.

В заключение необходимо подчеркнуть, что сотрудничество ЕАЭС и АСЕАН в научно-технологической сфере во многом зависит от развертывания экономического сопряжения двух объединений, но абсолютным образом не детерминируется данным фактором. Одних только правовых механизмов, уже функционирующих на двустороннем уровне, явно недостаточно, ибо востребованы специальные инструменты, например программы, способные обеспечить проведение различных мероприятий, а также реализацию многосторонних проектов с научно-технологической составляющей. В этом случае актуализируется формирование и дальнейшее функционирование контактов подразделений ЕЭК с профильными комитетами АСЕАН, представляющими собой органы интеграционного управления. Одновременно с этим заключение специального международного договора между ЕАЭС и АСЕАН в сфере НТИ — это достаточно отдаленная перспектива, приближение которой находится в тесной связи со степенью интенсивности контактов субъектов научной и научно-технической деятельности из данных региональных объединений государств.

Библиографический список

1. Нга Ф.Т. Страны АСЕАН: ориентиры инновационного развития // Вестник Института экономики РАН. 2008. № 3. С. 279-287.

2. Канаев Е.А., Королев А.С. ЕАЭС И АСЕАН: результаты и перспективы сотрудничества // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 1. С. 64-72.

3. Зеленева И.В., Концова Е.А. АСЕАН и ЕАЭС: проблемы и перспективы сотрудничества // Управленческое консультирование. 2015. № 11. С. 112-123.

4. Ожигина В.В. Стратегии развития науки, технологий и инноваций в АСЕАН // Научные труды Белорусского государственного экономического ун-та. Минск, 2021. Вып. 14. С. 338-343.

5. Rafikasari A. Challenges and Opportunities in Strengthening ASEAN Space Technology Cooperation // The Indonesian Journal of Southeast Asian Studies. 2020. Vol. 3, no. 2. P. 173-187.

6. Грибанова A.M., Королева Е.В., Чабыкина Е.А. Россия и АСЕАН: инновационно-технологический вектор сотрудничества // Копирайт. 2021. № 4. С. 59-67.

7. Веретехина С.В., Петрова Е.А., Халюкин В.В., Симонов В.Л. Научно-технологический поворот России в сторону стран Юго-Восточной Азии // Восточная Азия: факты и аналитика. 2022. № 3. С. 102-108.

References

1. Nga F.T. ASEAN Countries: Guidelines for Innovative Development // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2008. No. 3. P. 279-287.

2. Kanaev E.A., Korolev A.S. EAEU AND ASEAN: Results and Prospects of Cooperation // World Economy and International Relations. 2020. No. 1. P. 64-72.

3. Zeleneva I.V., Kontsova E.A. ASEAN and EAEU: Problems and Prospects of Cooperation // Management consulting. 2015. No. 11. P. 112-123.

4. Ozhigina V.V. Strategies for the Development of Science, Technology and Innovation in ASEAN // Scientific Works of the Belarusian State Economic University. Minsk, 2021. Issue 14. P. 338-343.

5. Rafikasari A. Challenges and Opportunities in Strengthening ASEAN Space Technology Cooperation // The Indonesian Journal of Southeast Asian Studies. 2020. Vol. 3, no. 2. P. 173-187.

6. Gribanova A.M., Koroleva E.V., Chabykina E.A. Russia and ASEAN: Innovative and Technological Vector of Cooperation // Copyright. 2021. No. 4. P. 59-67.

7. Vertekhina S.V., Petrova E.A., Khalyukin V.V., Simonov V.L. Scientific and Technological Turn of Russia Towards the Countries of Southeast Asia // East Asia: Facts and Analytics. 2022. No. 3. P. 102-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.