Научная статья на тему 'Е. В. Спекторский о трех смыслах демократии'

Е. В. Спекторский о трех смыслах демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
429
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.В. СПЕКТОРСКИЙ / ДЕМОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗМ / НАРОДОВЛАСТИЕ / СИНДИКАЛИЗМ / E.V. SPEKTORSKY / DEMOCRACY / STATE AUTHORITY / LIBERALISM / SYNDICALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рутман Владимир Геннадьевич

Статья посвящена взглядам известного российского правоведа, социолога, культуролога и философа Евгения Васильевича Спекторского (1875 1951 гг.) на демократию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E.V. Spektorsky about three meanings of democracy

The article is dedicated to famous Russian law scientist, sociologist, culturologist and philosopher Evgeny Vasilievich Spektorsky (1875 1951) and his standpoints on democracy.

Текст научной работы на тему «Е. В. Спекторский о трех смыслах демократии»

9.7. Е.В. СПЕКТОРСКИЙ О ТРЕХ СМЫСЛАХ ДЕМОКРАТИИ

Рутман Владимир Геннадьевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Белгородский государственный университет.

Аннотация: Статья посвящена взглядам известного российского правоведа, социолога, культуролога и философа Евгения Васильевича Спекторского (1875 - 1951 гг.) на демократию.

Ключевые слова: Е.В. Спекторский; демократия; государственная власть; либерализм; народовластие; синдикализм.

E.V. SPEKTORSKYABOUT THREE MEANINGS OF DEMOCRACY

Rutman Vladimir Gennadievich, postgraduate student at theory and history of state and law chair. Place of study: Belgorod State University.

Annotation: The article is dedicated to famous Russian law scientist, sociologist, culturologist and philosopher Evgeny Vasilievich Spektorsky (1875 - 1951) and his standpoints on democracy.

Keywords: E.V. Spektorsky; democracy, state authority, liberalism, syndicalism.

В современной политологии, социологии и юриспруденции категория «демократия» выступает системообразующей. О сути демократии спорили и продолжают спорить. Ее рассматривают и как политическую систему общества, и как форму государства, и как систему правления, и как политический режим. Значительный вклад в теорию демократии внесли Аристотель, Джон Локк, Шарль Луи де Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Дэвид Юм, Алексис де Токвиль, Джон Дьюи, Юрген Хабермас, Джон Ролз и мн. др., но дискуссии о демократии не прекращаются и сегодня. В современной науке сложились целый ряд концепций демократии (агрегативная*, институциальная*, минималистская*, экономическая* и другие1). Несмотря на такую палитру мнений, большинство ученых видели и видят в демократии позитивный смысл, панацею от многих болезней общества, средство для достижения социальной стабильности и справедливости.

Не прекращающиеся дискуссии, позитивная смысловая нагрузка, стремление общества к достижению идеалов демократии свидетельствуют об актуальности и неразрешенности проблемы. В этой связи особый интерес представляют взгляды Евгения Васильевича Спекторского (1875 - 1951 гг.) - крупного российского правоведа, социолога, культуролога и философа.

* Агрегативная концепция определяет демократию как совокупность правовых механизмов, обеспечивающих социальную стабильность за счёт достижения компромисса между интересами различных групп.

* Институциальная теория видит демократию как организацию государственной власти, где реализуются и охраняются общественные представления о политических и гражданских правах человека.

* Минималистская доктрина рассматривает демократию как систему управления обществом, в которой граждане делегируют свои права на осуществление политической власти выборным должностным лицам.

* Теория экономической демократии базируется на идее, что для участия широких масс в принятии политических решений необходимо распределить частную и государственную собственность среди общественных пайщиков.

1 См.: Концепции и определения демократии // Фененко А. В. -М.: КомКнига, 2006.

Знакомство российской интеллектуальной элиты с жизнью и творчеством Е.В. Спекторского произошло совсем недавно. При этом широта его творческого наследия привлекает и историков, и социологов, и философов2. Государственно-правовое наследие Евгения Васильевича пока остается практически не изученным.

Е.В. Спекторский жил и творил в переломную, кризисную эпоху - эпоху разрушения традиционных основ великой империи. В 1917-1930 гг. ученый размышлял о сущности государства, демократии, об идеальной модели организации государственной власти, о роли конституции в государственном строительстве3. Итогом его размышлений стала концепция кризиса государства, протекающая на фоне кризиса современной ему цивилизации. Главную причину кризиса государства Спекторский увидел в том, что принцип государственности (суверенного господства власти над обществом) постепенно вытесняется принципом общественности (гражданского общества). Мыслитель

отмечал, что заметной тенденцией времени становилось не только падение авторитета государства, но и активизация общественности, стремление ее достижению призрачных идеалов демократии.

Взгляды Е.В. Спекторского на демократию отличаются значительным своеобразием. В этой связи, учитывая непрекращающийся интерес к данной проблеме и неоднозначность подходов, считаем необходимым специально остановиться на анализе его воззрений.

Рассуждая о проблемах демократии, Е.В. Спекторский пришел к весьма интересному и оригинальному выводу, что «демократия из политического понятия превращается в юридический институт, что ставит перед правоведением задачу создания юриспруденции демократии»4.

Однако трудность задачи, отмечал ученый, состоит в том, что демократия имеет несколько смыслов, которые не только не согласованы друг с другом, но даже взаимно исключаются. Спекторский был близок к мнению К.П. Победоносцева, отмечавшего что «демократическая форма правления - самая сложная и самая затруднительная в истории человечества»5. И Победоносцев и Спекторский подчеркивали, что идеалы демократии всегда извращаются на практике.

Е.В. Спекторский рассматривал демократию в трех смыслах: гражданском, политическом и социальном. «Гражданская демократия, - отмечал ученый, - это либерализм, признание за каждым гражданином частноправовой и экономической свободы. Политическая демократия - это народоправство, предоставление всей полноты публичной власти массе, которая всегда может посягнуть на свободу личности. Наконец, социальная демократия - это социализм, подчинение и ча-

2 Михальченко С.И. и Ткаченко Е.В. Евгений Васильевич Спекторский // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920-1940 - е годы). Брянск, 2010. - С. 37-86; Ткаченко Е.В. Научно-образовательная деятельность и общественно-

политические взгляды Е.В. Спекторского: Дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2008. 226 с.; В.В. Щеглов, Л.В. Щеглова Философский портрет В.Е. Спекторского // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия1997. №4. С. 5-14.

3 Спекторский Е.В. Государство.- Петроград, 1918.- 99 с.; Спекторский Е.В. Кризис современного государства // Русские сборники.- София, 1921. Вып. 1.- С. 40-56.; Спекторский Е.В. Учредительное Собрание и конституция.- Киев, 1917.- 24 с.; Спекторский Е.В. Что такое конституция.- М., 1917.- 16 с.

4 Спекторский Е.В. Пособие к лекциям по истории философии права.- Прага, 1925. Вып. II.- С. 428.

5 Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени // Антоло-

гия мировой правовой мысли. В 5 т.- Т.5. Россия конец XIX - на-

чала XX в. - М., 1999. - С. 37.

О ТРЕХ СМЫСЛАХ ДЕМОКРАТИИ

Рутман В.Г.

стного и публичного права обобществлению народного хозяйства и всей вообще совместной жизни людей»6.

Гражданская демократия, отмечал Спекторский, рождена Великой французской революцией и получила закрепление в Гражданском кодексе Наполеона 1804 г., установившего, что все граждане равно свободны в устройстве своей личной, имущественной и семейной жизни. А их благосостояние - это не забота государственной власти, а личное дело каждого в отдельности. Гражданская демократия, считал он, не устраняет социальной напряженности, напротив, либерализм приводит к обострению «борьбы между индивидами за частноправные блага»7.

Политический демократизм, по мнению мыслителя, состоял в уравнении политических прав всех граждан и предоставлении им равной политической свободы. При этом политическая свобода, отмечал он, предполагает не только, свободу от государства, свободу слова, собраний и союзов, но и свободу влиять на состав и деятельность государственной власти. «Вступая на путь политического демократизма,- писал ученый, - государственная власть не только отказывается от руководительства политической жизнью страны, но еще и меняет свой собственный организационный принцип», «начинается переход от управляемому государству к самоуправляющемуся обществу». Политический демократизм, по мнению Спекторского, чреват кризисом государственной власти - «государственная надобщественная личность начинает исчезать», а государство «растворяться в обществе и разделять его судьбу»8.

При этом политическое равноправие также отнюдь не способствует устранению социального неравенства, а значит и упразднению классовой борьбы. Напротив, ее предметом, - подчеркивал ученый, - становится сама государственная власть. Равноправные граждане объединяются в политические партии, ведущие между собою борьбу за власть, а сами «партии различаются не столько различным пониманием политической сущности и задач объединяющего их государства, сколько различием религиозных, национальных и особенно экономических интересов тех или иных разъединенных социальных групп»9.

Многим панацеей от социальных столкновений представлялась социальная демократия. Спекторский отмечал, что социальная демократия «уравнивает людей уже не в качестве соучастников в отправлении политической власти, а в качестве сотрудников общественной, преимущественно хозяйственной кооперации». Однако общественная борьба не исчезает и здесь, т.к. пропасть между классами, объединенными общностью своих профессиональных интересов, еще глубже, чем между политическими партиями. Есть только два выхода из этой ситуации, считал Е.В. Спекторский: «или принудительное, насильственное проведение равенства еще дальше, до конца,до полного, не только принципиального, но и фактического уравнения людей, т. е. до коммунизма» или же синдикализм - «дальнейшее углубление профессиональной

6 Спекторский Е.В. Пособие к лекциям по истории философии права.- Прага, 1925. Вып. II.- С. 428-429.

7 Спекторский Е.В. Кризис современного государства // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920-1940 -е годы). - Брянск, 2010.- С. 95.

8 Спекторский Е.В. Кризис современного государства // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920-1940 -е годы). - Брянск, 2010.- С. 96.

9 Там же.

солидарности и профессиональных требований отдельных групп»10.

Синдикализм, отмечал Спекторский, «в одно и тоже время сентиментален и беспощаден», «сентиментален к своим, беспощаден к чужим». «Каждую социальную группу он превращает в микрокосм, члены которого друг другу братья или, по крайней мере, товарищи. Получается братство или, вернее, целый ряд братств. И каждая группа ничего не желает признавать, кроме своих собственных, по-преимуществу материальных, интересов». Во имя защиты своих интересов такие социальные группы бастуют, выходят на демонстрации, стремятся увеличить свою силу, нанося удар по авторитету государственной власти. «Политические партии все более и более эволюционируют в сторону представительства профессиональных интересов». Чиновничество из слуг государства, из органов управления, также превращаются в профессиональные и ведомственные группы, из которых каждая отстаивает свои собственные материальные интересы. «Единственно, что может связывать такие группы, - отмечал Е.В. Спекторский, - это общность их материальных интересов. И тогда они федерируются, вступают в союз. Таким образом, в программу синдикализма входит и федерализм, но не политический федерализм всякого, рода союзов государств или союзных государств, а социальный, преимущественно экономический федерализм капитала, или труда, или профессий»11.

Спекторский пришел к выводу, что государственное управление заменяется союзом советов профессиональных организаций. При этом проблема самоуправляющегося общества остается открытой. Кризисные явления в государстве и социальное разобщение ученый считал главными чертами современной эпохи, отмечая при этом, что демократизация не приводит к ожидаемым от нее результатам.

Социальное разобщение, отмечал он, вызывается принципами (свобода, равенство и братство), лежащими в основе современной общественности. В частности, главным принципом либерализма - принципом свободы. В соответствии с ним «каждый для себя», «каждый самоопределяется, т. е. буквально каждый сам устанавливает предел, границу своему эгоизму», и «если его предел заходит в предел другого, тоже самоопределяющегося индивида», то «борьба индивидов неизбежна»12.

Другой «принцип демократизма - равенство», предполагающий «формальное, правовое, искусственное равенство гражданского и политического демократизма», привел «к восстановлению естественного неравенства людей». А стремление социальной демократии - переходу «от формального равенства к реальному с перенесением центра тяжести из права и политики в экономику привело только к борьбе клас-сов»13.

Наконец, принцип синдикализма - братство, возможен лишь «в пределах эгоистических профессиональ-

10 Спекторский Е.В. Кризис современного государства // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920-1940 -е годы). - Брянск, 2010.- С. 96.

11 Там же. С. 97.

12 Спекторский Е.В. Кризис современного государства // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920-1940 -е годы). - Брянск, 2010.- С. 98.

13 Спекторский Е.В. Кризис современного государства // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920-1940 -е годы). - Брянск, 2010.- С. 98-99.

ных групп, враждебных или в лучшем случае равнодушных к домогательствам других групп»14.

По мнению Е.В. Спекторского, население современных государств далеко от самоуправляющегося гражданского общества, а попытки воплощения идеала общественности, выраженного в известной формуле французской революции: свобода, равенство, братство, отнюдь не приводят общество к достижению идеалов социальной справедливости.

Список литературы:

Концепции и определения демократии // Фененко А. В. - М.: КомКнига, 2006.- 386 с.

Михальченко С.И. и Ткаченко Е.В. Евгений Васильевич Спекторский // Государственно-правовые воззрения русской эмиграции (1920-1940 - е годы). Брянск, 2010. - С. 37-86.

Ткаченко Е.В. Научно-образовательная деятельность и общественно-политические взгляды Е.В. Спекторского: Дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2008. 226 с.

Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени // Антология мировой правовой мысли. В 5 т.- Т.5. Россия конец XIX - начала XX в. - М., 1999. - С. 33-40.

Спекторский Е.В. Государство.- Петроград, 1918.- 99

с.

Спекторский Е.В. Кризис современного государства // Русские сборники.- София, 1921. Вып. 1.- С. 40-56.

Спекторский Е.В. Пособие к лекциям по энциклопедии права.- Киев,1917. Вып. II.- С. 132.

Спекторский Е.В. Учредительное Собрание и конституция.- Киев, 1917.- 24 с.

Спекторский Е.В. Что такое конституция.- М., 1917.16 с.

В.В. Щеглов, Л.В. Щеглова Философский портрет В.Е. Спекторского // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия1997. №4. С. 5-14.

Literature list:

Fenenko A.V. Concept and definition of democracy. -M.: KomKniga, 2006. - 386 p.

Mikhalchenko S.I. and Tkachenko E.V. Evgeny Va-silievich Spektorsky // Views of Russian emigrants (19201940) on the state and the law. Bryansk, 2010. - P. 37-86

Tkachenko E.V. Science, educational activities and socio-political views of E.V. Spektorsky: History Ph.D.'s dissertation. Bryansk, 2008. 226 p.

Pobedonostsev K.P. A great nowadays' lie // Anthology of world law thought. Vol. 5. Russia (end of XIX - beginning of XX century. Moscow, 1999. P. 33-40.

Spektorsky E.V. The State. Petrograd, 1918. 99 p.

Spektorsky E.V. Crisis of the modern state // Russian Articles. Sofia, 1921. Issue 1. P. 40-56

Spektorsky E.V. Manual on Law Encyclopedia. Kiev, 1917. Issue II. P. 132.

Spektorsky E.V. Constituent Assembly and Constitution. Kiev, 1917. 24 p.

Spektorsky E.V. What the constitution is. Moscow, 1917. 16 p.

Scheglov V.V., Scheglov L.V. Philosophical portrayal of E.V. Spektorsky // Vestnik of Moscow State University. Series 7. Philosophy. 1997. №4. P. 5-14.

Отзыв

доктора юридических наук, профессора Е.В. Сафроновой на статью Рутмана Владимира Геннадьевича на тему: «Е.В. Спекторский о трех смыслах демократии»

Статья Рутмана В.Г. посвящена исследованию взглядов известного российского правоведа, социолога, культуролога и философа Евгения Васильевича Спекторского (1875 - 1951 гг.) на государство и процессы его эволюции. Работа призвана восполнить историографический пробел, т.к. в отечественной историко-правовой науке отсутствуют публикации, посвященные анализу государственно-правовых воззрений Е.В. Спекторского.

В условиях кризисных явлений современной цивилизации и непрекращающихся дискуссий о смысле и идеалах демократии выбранный аспирантом аспект представляется особенно актуальным.

Автору статьи удалось проанализировать оригинальные взгляды Е.В. Спекторского на демократию и проблемы практического воплощения демократических ценностей.

Текст работы свидетельствует о владении автором понятийно-категориальным аппаратом историко-

правовой науки, об умении аспиранта анализировать правовые доктрины, определять специфику взглядов их отдельных представителей.

На основе вышеизложенного считаю, что статья Рутмана В.Г. соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в ведущих рецензируемых журналах.

Рецензент - д.ю.н., профессор Е.В. Сафронова

14 Там же. - 99 272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.