Научная статья на тему 'Е. В. Петрова. Сохранение культурных традиций в информационном обществе: роль мифотворчества'

Е. В. Петрова. Сохранение культурных традиций в информационном обществе: роль мифотворчества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. В. Петрова. Сохранение культурных традиций в информационном обществе: роль мифотворчества»

Е.В. Петрова

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОЛЬ МИФОТВОРЧЕСТВА*

Среди негативных тенденций глобализации можно назвать процесс всеобщей унификации, нивелирование индивидуальных культурных особенностей, утрату социокультурной идентичности индивидов и социумов. Для преодоления этого процесса нужен некий носитель традиций, первичных идентичностей, позволяющий сохранить их в условиях глобализации. Таким носителем может выступать процесс мифотворчества, являющийся адаптивным механизмом культуры.

Человеческое сообщество, как и любое другое, входящее в биосферу Земли, является саморегулирующейся системой, обладающей способностью к адаптивному поведению в окружающей среде. Специфическим признаком человеческого рода служит то, что свое адаптивное поведение социум осуществляет не столько за счет адаптивных физиологических способностей своих индивидов, сколько за счет построения надындивидуальной адаптивной системы - культуры. Именно культура смягчает удары, наносимые социуму окружающей средой, позволяет обществу сохранять свою целостность, предохраняя входящих в него индивидов от выхода за пределы их физиологических возможностей. В отличие от ак-

* Петрова Е.В. Сохранение культурных традиций в информационном обществе: роль мифотворчества // Россия: многообразие культур и глобализация. -М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 432-445.

тивности животных, человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а адаптивно-адаптирующий процесс, т.е. приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека.

Одной из составляющих адаптивного механизма культуры является мифотворчество. Миф всегда выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Мифология выступает как наиболее ранняя форма восприятия мира и самого себя, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

В первобытных, примитивных обществах миф обозначал подлинное, реальное событие, и, что немаловажно, событие сакральное, значительное и служащее примером для подражания. Основные предпосылки своеобразной мифологической «логики» -нераздельность в сознании первобытного человека себя и окружающей среды, а также нерасчлененность первобытного мышления, не отделившегося еще отчетливо от эмоциональной сферы. Следствием этого являлось очеловечивание окружающей среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных объектов.

Социально-компенсаторная функция мифа заключается в реализации и удовлетворении потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы. Это важнейшая функция в сфере психически-чувственного развития личности, снимающая посредством мифотворчества возникшие из-за многочисленных стрессов и опасностей эмоциональные переживания. Человек как бы символически освобождается от накопившихся трудностей, от груза забот и проблем. Многие ритуалы древности были направлены на такое эмоциональное очищение (катарсис) и примирение с существующим миром, зачастую несущим страдание и смерть. Это -функция утешения и надежды, ухода от реальности в воображение. Освобождая человека от ответственности, миф освобождает его и от чувства вины, от голоса совести, заглушая индивидуальное сопереживание ради безличной сопричастности к коллективу, отождествленному в мифе со всем космосом и природой.

В наши дни развитие просвещения и прогресс науки и техники не являются помехой для развития мифологического сознания. Напротив, постиндустриальное общество создает условия для

Сохранение культурных традиций

возрождения самых примитивных форм сознания. В современных условиях растущей специализации знаний вырабатывается, отмечает А.В. Гулыга, «особый тип мышления, направленный на узкий участок деятельности, не способный и не стремящийся к самостоятельной оценке ситуации в современном мире и поэтому легко принимающий на веру чужие слова. Вот почему работник умственного труда может оказаться во власти мифа, как и всякий обыватель» (с. 439).

Человек, по определению Э. Кассирера, является символическим существом и живет в символическом универсуме, который сегодня создается, в основном, средствами массовой информации и электронной техникой. Сегодня средства массовой коммуникации выступают наиболее эффективными способами формирования человека.

Недавние исследования выявили те мифические структуры образов и поведения, которыми пользуются в своем воздействии на общество и отдельного индивида средства массовой информации. Явление это особенно характерно для высокоразвитых в плане массмедиа стран. Современной версией мифологических или фольклорных героев являются персонажи комиксов и телесериалов. Они до такой степени воплощают идеалы зрительской и читательской аудитории, что различные перипетии их судьбы вызывают настоящий шок у читателей и зрителей. Редакции газет, журналов и телепрограмм оказываются заваленными письмами с просьбами «воскресить» любимого героя в следующих сериях.

То же самое можно сказать и о детективных романах. С одной стороны, мы оказываемся здесь свидетелями борьбы между добром и злом, между героем и преступником. С другой - читатель бессознательно вовлекается в процесс идентификации с тем или иным персонажем, участвует в драме; у него возникает чувство личного приобщения к действу, одновременно и опасному и героическому. Таким образом, с помощью массмедиа происходит мифологизация личностей, их превращение в образ, служащий примером.

Мифологическое поведение прослеживается также в навязчивом стремлении достигнуть успеха, весьма характерном для современного общества и выражающем зачастую темное, идущее из глубин бессознательного, желание выйти за пределы человеческих возможностей.

Мифотворчество - такое явление в культурной истории человечества, в котором положительные и негативные тенденции нераздельны. В современном обществе иррационально-стихийная природа мифа, суживая сферу рационально-логического мышления, притупляет критическую мысль; расширяя область проявления бессознательного и слепых инстинктов, она вырабатывает «стадное сознание», сознание толпы, бездумно принимающей готовое мнение и безотчетно следующей внушаемым ей стандартам поведения. Опасность мифа заключается в его иррационально-стихийной природе, в растворении индивидуального сознания в слепой коллективной воле и в стихийном проявлении энтузиазма, в отсутствии внутренних терзаний и в полной уверенности в своей правоте. Современный социальный миф с помощью средств массовой коммуникации создает широкий простор для манипулятор-ства и злоупотребления сознанием «массового» человека, неспособного к самоконтролю и критическому осмыслению как побудительных мотивов своих поступков, так и их последствий. Но даже в таком проявлении мифотворчество выполняет свою адаптивную функцию.

Процесс мифотворчества является своеобразным «стержнем», обеспечивающим преемственность адаптивных культурных программ в информационную эпоху. Такая преемственность, в свою очередь, закладывает фундамент для сохранения многообразия культурных традиций, противостояния унификации и утрате самобытности культур.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.