Е. Проскурина
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ ГАЙТО ГАЗДАНОВА*
В последнее время новым именем в литературном ряду эмигрантов стало имя Гайто (Георгия) Газданова (1903-1971). Вошедший в литературу эмиграции как автор романа «Вечер у Клэр» (1930), Газданов оказался практически забыт, хотя к этому времени был уже автором девяти романов и множества рассказов, а по уровню дарования современники считали его главным соперником В. Набокова. Его творчество вновь было открыто в начале 1980-х годов американским славистом Ласло Диенешем, написавшем о нем первое монографическое исследование.
Осетин по национальности, выходец из семьи с древними корнями, Газданов всю жизнь считал себя русским писателем. Он родился в Петербурге, самом литературном городе России. Однако после окончания его отцом Лесного института семье пришлось уехать в Сибирь. Это был короткий фрагмент в биографии будущего писателя, оставивший в его детской памяти поэтический след, запечатленный в рассказе «Железный Лорд». Дальше начинается время кочевий семьи. В 1911 г. умирает отец, эта трагедия стала самой страшной в жизни Гайто, разрушившей рай его детства.
В 1919 г. Газданов, которому не исполнилось еще и шестнадцати, решает участвовать в Гражданской войне на стороне Добровольческой армии, о чем напишет в своем первом романе «Вечер у Клэр». Участие Газданова в Белом движении не было обусловлено идеологической позицией. Словами своего автобиогра-
* Проскурина Е. Автобиографическая одиссея Гайто Газданова. - Режим доступа: www.sibogni.ru/archive/150/1906/
Автобиографическая одиссея Гайто Газданова
фического героя Николая Седова он скажет: «Я хотел знать, что такое война, это было все тем же стремлением к новому и неизвестному. Я поступал в Белую армию потому, что так было принято; и если бы в те времена Кисловодск был занят красными, я поступил бы, наверное, в Красную армию». Однако у этого решения помимо юношеского любопытства есть и нравственная мотивация: «Я... все-таки пойду воевать за белых, потому что они побеждаемые», - объясняет Николай свой выбор. Этим открывается одиссея романного героя Газданова, стремящегося в своем жизненном путешествии обрести основы внутреннего самостояния.
После поражения в ноябре 1920 г. Газданов вместе с остатками врангелевских войск отправляется из Крыма в эмиграцию. Пробыв почти год в Галлиполи, в военном лагере, организованном генералом Кутеповым, не выдержав муштры и голода, Газданов бежит в Константинополь, где встречается со своей двоюродной сестрой, балериной Авророй Газдановой, которая помогла брату устроиться в русскую гимназию. После окончания гимназии он перебирается в Париж, работает там портовым грузчиком, мойщиком паровозов, рабочим на автозаводе «Рено», ночным таксистом, в деталях постигая жизнь парижского дна. Этому периоду Газданов посвятил большую часть своей романной прозы, изображающей драму русских эмигрантов.
От своей главной темы Газданов отходит лишь в двух из девяти романов. Это поздние романы «Пилигримы» и «Пробуждение», написанные на французском материале. Однако смена тематики не меняет в них типа героя: в них по-прежнему остается человек с обостренным стремлением к созиданию своей внутренней вселенной.
Если в «русских» романах Газданов выстраивает сюжет из множества впечатлений, размышлений, воспоминаний героя, что сближает их с типом романа потока сознания (не случайно современники отмечали сходство газдановского письма с повествованием М. Пруста), то во «французских» полностью отсутствует автобиографическое начало. Это романы-притчи, написанные в нравоучительном ключе. Их задача - дать читателям пример для подражания. В период их создания Газданова приглашают на работу на радио «Свобода», он занимает пост главного редактора русской редакции. Вместе с этим приходит материальная стабильность и главное - возможность возобновить контакты с Россией, что произошло в 1964 г.
Е. Проскурина
В поздний период у Газданова формируется необходимость активизировать созидательные основания своего письма, что подогревалось его многолетним опытом масонства, базирующегося на универсальных моделях духовных практик. «... Огромное большинство людей надо жалеть. На этом должен строиться мир» - так герой «Пилигримов» проговаривает одну из сокровенных авторских мыслей.
Умер Газданов 5 декабря 1971 г. в Мюнхене, но отпевали его в русской церкви при кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, где он и похоронен.
Т.А. Фетисова