ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Е.Н. Шапинская
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК ПРОСТРАНСТВО ТОЛЕРАНТНОСТИ*
В настоящее время существует громадное количество определений культуры. Автор реферируемой статьи считает наиболее приемлемым взгляд на культуру как на «повседневный образ жизни народа или группы в определенный исторический период и как результат деятельности художников и интеллектуалов в определенных обстоятельствах. Такой подход позволяет современным исследователям подойти к проблеме культуры одновременно на уровне ее повседневных проявлений и интеллектуальной рефлексии» (с. 276).
Популярная культура часто пересекается с культурой повседневности; по мнению некоторых исследователей, эти две культуры вовсе не тождественны. Британский культуролог Д. Чейни выделяет четыре вида популярной культуры: доиндустриальная, урбанистическая, массовая и фрагментарная. На практике эти виды культуры действительно часто пересекаются, а «их элементы являются взаимопроникающими» (с. 278).
Доиндустриальная популярная культура была характерна как для сельских, так и для городских сообществ. Культура тогда не была разделена на области, непонятные друг для друга. Так, сказители, актеры, менестрели перемещались из сельской местности в замок или на
* Шапинская Е.Н. Культура повседневности как пространство толерантности // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М.: Гуманитарий, 2010. -С. 273-293. 206
Культура повседневности
городскую площадь, не меняя репертуара. Д. Чейни приравнивает доин-дустриальную популярную культуру к народной («фольклорной») культуре. Городская популярная культура, по мысли Д. Чейни, была основной формой популярной культуры. И это наглядно проявляется в истории кинематографа. Ведь вначале «движущиеся картинки» рассматривались как дешевая форма развлечения для рабочего класса, но успех голливудских фильмов в Европе «был одним из первых признаков глобализации культуры, указывая на то, что популярная культура приобретала характер массовой» (с. 279). Фрагментацией культуры можно называть ее проникновение в разнообразную социальную деятельность.
Культура потребления, по определению Ж. Бодрийяра, представляет собой повседневную жизнь. «Как только культурный текст, будь это произведение искусства или фрагмент древней культуры, вовлекается в сферу повседневного потребления, он теряет свою эксклюзивность» (с. 283). Потребление является той «культурной зоной», где совмещаются повседневная и популярная культуры. Сфера повседневного небывало расширяется. Так, мобильный телефон уже не чудо, а повседневная рутина. Никакая новинка теперь не может удивлять, ведь «повседневность широко открыта для любых технологий» (с. 284). А средства массовой информации помогают включать в повседневность те пласты культуры, которые прежде носили эксклюзивный характер.
Культура повседневности становится сложным полем взаимодействия различных влияний, заимствований, инкорпораций и проч. Автор приводит высказывание Ж.-Ф. Лиотара: «Эклектизм - это нулевая степень общей культуры современности: мы слушаем рэгги, смотрим вестерн, едим пищу из Макдональдса на ланч, и местную кухню на обед, душимся парижскими духами в Токио и одеваемся в стиле ретро в Гонконге» (цит. по: с. 289).
В последние декады ХХ в. начали появляться серьезные исследования современной повседневной жизни, в которых повседневность рассматривается не как пространство толерантности, а как пространство борьбы. «Именно повышенная толерантность повседневной культуры приводит к всплескам протеста, нетерпимости, отрицания ценностей культуры потребления, в которой весь мир предстает как гигантский супермаркет», - заключает автор реферируемой статьи (с. 291).
И.Г.