Научная статья на тему 'Е. Н. Шапинская. Культура повседневности как пространство толерантности'

Е. Н. Шапинская. Культура повседневности как пространство толерантности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. Н. Шапинская. Культура повседневности как пространство толерантности»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Е.Н. Шапинская

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК ПРОСТРАНСТВО ТОЛЕРАНТНОСТИ*

В настоящее время существует громадное количество определений культуры. Автор реферируемой статьи считает наиболее приемлемым взгляд на культуру как на «повседневный образ жизни народа или группы в определенный исторический период и как результат деятельности художников и интеллектуалов в определенных обстоятельствах. Такой подход позволяет современным исследователям подойти к проблеме культуры одновременно на уровне ее повседневных проявлений и интеллектуальной рефлексии» (с. 276).

Популярная культура часто пересекается с культурой повседневности; по мнению некоторых исследователей, эти две культуры вовсе не тождественны. Британский культуролог Д. Чейни выделяет четыре вида популярной культуры: доиндустриальная, урбанистическая, массовая и фрагментарная. На практике эти виды культуры действительно часто пересекаются, а «их элементы являются взаимопроникающими» (с. 278).

Доиндустриальная популярная культура была характерна как для сельских, так и для городских сообществ. Культура тогда не была разделена на области, непонятные друг для друга. Так, сказители, актеры, менестрели перемещались из сельской местности в замок или на

* Шапинская Е.Н. Культура повседневности как пространство толерантности // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М.: Гуманитарий, 2010. -С. 273-293. 206

Культура повседневности

городскую площадь, не меняя репертуара. Д. Чейни приравнивает доин-дустриальную популярную культуру к народной («фольклорной») культуре. Городская популярная культура, по мысли Д. Чейни, была основной формой популярной культуры. И это наглядно проявляется в истории кинематографа. Ведь вначале «движущиеся картинки» рассматривались как дешевая форма развлечения для рабочего класса, но успех голливудских фильмов в Европе «был одним из первых признаков глобализации культуры, указывая на то, что популярная культура приобретала характер массовой» (с. 279). Фрагментацией культуры можно называть ее проникновение в разнообразную социальную деятельность.

Культура потребления, по определению Ж. Бодрийяра, представляет собой повседневную жизнь. «Как только культурный текст, будь это произведение искусства или фрагмент древней культуры, вовлекается в сферу повседневного потребления, он теряет свою эксклюзивность» (с. 283). Потребление является той «культурной зоной», где совмещаются повседневная и популярная культуры. Сфера повседневного небывало расширяется. Так, мобильный телефон уже не чудо, а повседневная рутина. Никакая новинка теперь не может удивлять, ведь «повседневность широко открыта для любых технологий» (с. 284). А средства массовой информации помогают включать в повседневность те пласты культуры, которые прежде носили эксклюзивный характер.

Культура повседневности становится сложным полем взаимодействия различных влияний, заимствований, инкорпораций и проч. Автор приводит высказывание Ж.-Ф. Лиотара: «Эклектизм - это нулевая степень общей культуры современности: мы слушаем рэгги, смотрим вестерн, едим пищу из Макдональдса на ланч, и местную кухню на обед, душимся парижскими духами в Токио и одеваемся в стиле ретро в Гонконге» (цит. по: с. 289).

В последние декады ХХ в. начали появляться серьезные исследования современной повседневной жизни, в которых повседневность рассматривается не как пространство толерантности, а как пространство борьбы. «Именно повышенная толерантность повседневной культуры приводит к всплескам протеста, нетерпимости, отрицания ценностей культуры потребления, в которой весь мир предстает как гигантский супермаркет», - заключает автор реферируемой статьи (с. 291).

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.