Научная статья на тему 'Е. И. Чигарева Моцарт в движении времени'

Е. И. Чигарева Моцарт в движении времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каплан А. Б.

Чигарева Е.И. Моцарт в движении времени // Мир романтизма. Тверь, 2006. Т. 11(35): К 45-летию научной деятельности профессора И.В. Карташевой. С. 162-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. И. Чигарева Моцарт в движении времени»

Е.И. Чигарева МОЦАРТ В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ*

Жизнь Моцарта, отмечает автор, до сих пор во многом кажется загадкой, несмотря на то, что количество работ о нем по самым скромным подсчетам превышает 12 тыс. За свою короткую жизнь он создал 626 сочинений (зарегистрированных Кёхелем), не считая тех, которые утеряны или авторство которых не доказано. Конечно, в профессиональном развитии гениального ребенка была велика роль отца. Леопольд Моцарт не только музыкант и композитор, но и бакалавр философии, известный педагог. Безусловно, гастроли вундеркинда приносили Леопольду Моцарту большой доход. Но он, составляя маршрут путешествий своего сына, стремился знакомить его с лучшими музыкантами своего времени. Особенно важно пребывание юного Моцарта в Италии. В XVIII в. считалось, что эта страна может дать истинную оценку любому композитору. Именно этим обстоятельством объясняется временное забвение творчества Баха (с. 164). Моцарт быстро завоевал Италию, он стал самым молодым членом Болонской академии. Затем мальчик-композитор получил заказ на оперу. Опера «Митридат царь Понта», написанная за два месяца, имела грандиозный успех. В то время обычные оперы очень редко ставились два раза подряд, опера 14-летнего Моцарта выдержала 20 представлений (164). Чем более взрослел, чем более мужал его гений, тем менее он становился интересным для любителей зрелищ. В Париже, где в музыкальных кругах шла ожесточенная борьба между поклонниками оперных реформ Глюка и при-

* Чигарева Е.И. Моцарт в движении времени // Мир романтизма. - Тверь, 2006. - Т. 11(35): К 45-летию научной деятельности профессора И.В. Карташе-вой. - С. 162-172. 58

Моцарт в движении времени

верженцами итальянской оперы, Моцарта просто не заметили. Он не смог получить заказ на оперу. Разорвав отношения с архиепископом Зальцбурга, Моцарт получил желанную свободу, но лишился постоянного жалованья. Последнее десятилетие в жизни великого композитора в Вене самое творчески плодотворное, но не самое счастливое в бытовом плане.

В «венский период» создано 250 произведений. Среди них его самые великие шедевры, такие как оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан». В последней опере Моцарт достиг удивительного синтеза комического и трагического. Последние симфонии, фортепьянные концерты свидетельствуют о постоянном нарастании гения Моцарта. Наконец, два предсмертных творения композитора «Волшебная флейта» и «Реквием» могут считаться вершинами его творчества.

Подлинная слава пришла к композитору после его смерти. «Универсальность Моцарта привела к тому, что каждая эпоха, каждое поколение воспринимает его по-новому, открывает в нем новые грани» (с. 168). Романтики и первый из них Э.Т.А. Гофман обнаружили в музыке Моцарта недоступный для современников трагизм. Но во второй половине Х1Х в. историки музыки в своем большинстве стали воспринимать Моцарта как композитора, конечно гениального, но в основном творцом радостных мелодий. Особенно романтическая идеализация Моцарта проявилась в работах О. Яна и русского исследователя Улыбышева. Основная идея работ этого периода выражена в словах А.Г. Рубинштейна: «Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт!» (цит. по: с. 169). Это восхищение порой вызывало определенную реакцию у некоторых композиторов. Ярый поклонник Вагнера А. Серов считал Моцарта символом галантной культуры рококо, представителем легкомысленного века. Но в России такое мнение было скорее исключением, чем правилом. Достаточно вспомнить трагедию Пушкина, чтобы понять как в Х1Х в. в России могли понимать глубину музыки Моцарта.

В ХХ в. наступило время более объективной оценки творчества Моцарта, более всеохватного его осмысления, восстановления реальной картины прошлого, очищенной от позднейших наслоений. Это проявляется в стремлении к аутентичному исполнению старинной музыки. «Возрождаются инструменты и исполнительские составы того времени, используются темповые, тембровые, динамические особенности, характерные для музыки ХУП-

59

Е.И. Чигарева

XVIII вв.» (с. 170). Ведь симфонии Моцарта не звучали в залах, подобных Большому залу консерватории. Оркестр Моцарта был гораздо ближе к тому, что сейчас принято называть камерным, и диктовался теми условиями, какие представляли конкретные исполнительские составы, для которых писались данные сочинения. Например, капелла архиепископа зальцбургского, у которого придворным композитором был Леопольд Моцарт, состояла из 33 человек. Порядок исполнения музыкальных произведений был иной. Симфония могла исполняться не целиком сразу. Между отдельными частями могли играть концертные арии из других произведений. Отдельные части симфонии, а не только финал могли немедленно исполняться на бис. Было много и других отличий от современной культуры исполнения музыкальных произведений.

Сейчас усилилась потребность ощутить музыку вместе с духом ее времени. «Антиромантический бунт XX века» оказался невечным. В последней трети этого века наметились неоромантические тенденции. Примером этого может быть «Романтическое послание для фагота, флейты и фортепиано» В.А. Шутя (1979), в музыкальную ткань которого вплетена тема 40 соль-минорной симфонии Моцарта или моцартовские аллюзии на «Лакримоза» из великого «Реквиема» Моцарта во второй симфонии А. Шнитке. Также нечто подобное можно проследить в произведениях Э. Денисова, Ф. Караева, Д. Смирнова.

В XXI в, времени весьма тревожном, бытует много подходов к творчеству Моцарта, - от романтического возвеличивания до демифологизации. Но основное впечатление о Моцарте остается постоянным: даже на самой глубине трагических элементов своей музыки он остается ясным, ничем не замутненным, сохранившим нравственную чистоту светлого детства, творцом прекрасного.

А.Б. Катан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.