«Исламский фактор в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе» и «Крайние формы проявления исламского радикализма в Северо-Кавказском регионе и национальные интересы России» наиболее интересны для российского читателя. В пятой главе дан абрис распространения ислама на Северном Кавказе и особенностей этноконфессиональ-ной ситуации в регионе на разных этапах истории русско-кавказских взаимоотношений. Подчеркивается, что радикализация ислама в этот период неоднократно имела место (Кавказская война, абречество, революция и гражданская война, Великая Отечественная война, постсоветский период, в том числе «чеченские кампании» и т.д.).
С началом перестройки в книге связывается выход ислама на политическую арену, возрождение исламских^ институтов и движений в СССР, в том числе разделявших воззрения исламских фундаменталистов и располагавших вполне сложившимися связями с международными радикальными исламскими движениями. Обстоятельно в книге показана политическая институализация исламских движений в Российской Федерации, внутренние противоречия российского ислама, воздействие на эти процессы Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Турции и других стран, а также неправительственных исламских организаций.
Рассмотрение феномена исламского радикализма на Северном Кавказе в контексте общемировых процессов - несомненная удача автора. Он аргументировано анализирует роль «внешнего» для России ислама в исламизации Северного Кавказа и других регионов России, раскрывает механизмы этого влияния. На этом фоне показаны просчеты федеральной и региональной правящей элит, первоначально недооценивших, фактически проигнорировавших угрозы, связанные с негативными последствиями политизации исламского движения, оставившими без внимания предупреждения духовных управлений мусульман и российских исламских традиционалистов.
Последняя глава посвящена региональному «ис-
ламскому» терроризму, в большей степени на примере Чечни. Исторически это уже проявлялось в различных формах: наездничество (набеговая система); похищения людей с целью продажи или получения выкупа; абречество; вооруженный сепаратизм и призывы к джихаду (после завершения Кавказской войны); политический бандитизм (20-30-е гг. XX в.); этнический коллаборационизм, создание и участие на стороне фашистской Германии горских воинских формирований. Аналогичные явления в регионе вновь фиксируются с начала 90-х гг. XX в. вплоть до настоящего времени. Автором делается вывод о том, что «особенность современного терроризма, с которым столкнулась Россия прежде всего на Северном Кавказе, заключается в сращивании на основе идеологии радикального ислама религиозного, этнического и криминального терроризма», поддерживаемого аналогичными международными структурами.
Кроме того, анализируются практические действия по блокированию исламского радикализма как идеологической доктрины и социально-политической практики. Условно эти меры разделены на четыре вида: институционально-правовые, политико-организационные, социально-экономические и администра-тивно-правовые. Каждая из них наполнена конкретным содержанием.
Одновременно И.П. Добаев последовательно отвергает представления о негативной роли ислама в российской истории, раскрывает его значение для возрождения духовности и нравственности коренных народов России.
Рецензируемая монография И.П. Добаева не лишена, как и любая другая, спорных положений, но насыщена фактическим материалом, тонкими наблюдениями и оригинальными выводами, объединенными целостной концепцией и четкой авторской позицией. Будет полезна тем, кого волнуют бурные политические процессы на юге России, Ближнем и Среднем Востоке и роль в них радикальных течений, выступающих под флагом ислама.
Г.С. Денисова
Дзидзоев В.Д. Экономическое и общественно-политическое состояние Северной Осетии в начале XX в. (1900 -1917 гг.). Владикавказ, 2001.160 с.
Для осетинских историков изучение уровня социально-экономического состояния Северной Осетии в начале XX в. никогда не было лишь вопросом отвлеченного научного интереса. Этой проблеме всегда было присуще «бродило актуальности». Сама ее постановка неизменно сопровождалась выдвижением чрезвычайно идеологизированных, зачастую конъюнктурных мотивов.
Перемены, произошедшие в нашем обществе в последнее десятилетие, существенно повлияли на состояние российской исторической науки. Отечественные историки отказались от догматизма и теоретического монизма, изменились исследовательские пара-
дигмы, гораздо шире стала источниковая база. Эти изменения создали пространство для нормальной конструктивной полемики и подтолкнули ученых поднять ряд малоисследованных ранее проблем и по-новому взглянуть на вопросы, которые, казалось бы, уже давно «объективно» изучены.
Представляется, что именно в таком ключе написана рецензируемая монография, посвященная анализу событий очень важного и сложного периода в истории Северной Осетии. Этот хронологически небольшой отрезок времени вместил в себя огромное количество разнообразных событий, во многом определивших последующее направление развития российского обще-
ства. Очень сложно переоценить значимость этого периода. Судить об этом можно хотя бы по тому, что до сих пор историческая наука задает больше вопросов, чем дает аргументированных ответов.,
Во введении автор монографии, разъясняя мотивы, которые побудили его обратиться к изучению экономического и общественно-политического состояния Северной Осетии в начале XX в., отмечает малоисследовательность многих вопросов истории осетинского народа. Среди важнейших из них он указывает проблемы казачье-горского противостояния, участие осетин в русско-японской 1904 - 1905 гг. и первой мировой 1914-1917 гг. войнах, деятельность Государственной думы в разрешении общественно-политических и межнациональных проблем в Северной Осетии и в целом на Кавказе в начале XX в., специфику земельных отношений и др. В монографии затрагиваются практически все «острые» проблемы ее истории.
В первой главе В.Д. Дзидзоев анализирует состояние экономической системы Северной Осетии и условия проникновения и развития капитализма в регионе: Здесь им описывается структура ее экономики рассматриваемого периода и пути проникновения капиталистических отношений и буржуазных порядков.
Переосмысливая существующие и ставшие традиционными в исторической науке интерпретации, ученый пытается проследить, как под влиянием новых отношений происходили принципиальные изменения в промышленности и в сельском хозяйстве, их переход от преимущественно ручного, ремесленного производства к крупному машинному и от натурального сельского хозяйства к ориентированному на рынок и его потребности.
Автор уделяет особое внимание сущности и последствиям экспансионистской политики, проводимой Правительством России. Именно в свете этой политики он анализирует логику инициируемых центром мероприятий, которые стали воплощением геополитических планов Российской империи на Северном Кавказе. Среди таких принципиально важных мероприятий исследователь называет государственную политику переселения русских на Кавказ: «Переселением русских, украинцев, других «верноподданных» народов в Северную Осетию, принявшим большой размах в конце XIX — начале XX в., царские власти рассчитывали решить несколько проблем, вытекающих из задач колониальной политики и геополитических интересов Российской империи. Во-первых, решить или хотя бы ослабить аграрный вопрос...
Во-вторых, заселяя территорию Северной Осетии русскими, украинцами, другим иногородним элементом, царское правительство в первую очередь стремилось приобрести в национальной окраине сторонников реализации своих геополитических планов.
В-третьих, переселенцы, по замыслу организаторов этого процесса, должны были решить задачу обрусения горцев, в том числе осетин» (с. 27-28).
Исторически сложилось так, что аграрный вопрос остро стоял перед жителями Северной Осетии. Его
острота особо проявлялась в том, что он всегда находился в «тесной взаимосвязи с национальной политикой и межнациональными отношениями» (с. 74). В начале XX в. для большинства'жителей Северной Осетии в этом концентрировались все противоречия, которые подспудно накапливались в обществе. Во второй и пятой главах В.Д. Дзидзоев скрупулезно исследует историю аграрного, вопроса и крестьянского движения в Северной Осетии того времени, затрагивает широкий спектр проблем, понимание которых совершенно необходимо для объективного представления о данной проблеме. Земельный голод, дискриминационная, репрессивная социальная и экономическая политика царизма на Северном Кавказе, внутренние противоречия между осетинскими крестьянами и помещиками - все это создавало «высокую степень социально-политической и межнациональной напряженности» (с. 76).
Логическим следствием замельного голода и аграрной антинародной политики в Северной Осетии явились выступления крестьян Дур-Дура и Гизели в 1902 г. Это были не спонтанные выступления, В.Д. Дзидзоев отмечает, что «фактически сама колониальная политика со своими великодержавными, шовинистическими лозунгами провоцировала подъем освободительного движения и революционной борьбы... с существующим режимом» (с. 82).
Одним из объектов исследования ученого стали образование и деятельность социал-демократической организации в Северной Осетии (с. 52 - 58). Автор придерживается мнения, что «в утверждении революционных идей, формировании социал-демократического мировоззрения Северной Осетии решающую роль сыграли антинародная внутренняя политика, направленная на сохранение национального неравенства и колониальной системы, бесправие рабочих и крестьян...» (с. 52). Очевидно, что в Северной Осетии революционные идеи социал-демократии попали на благоприятную почву. Они нашли отклик не только среди рабочих и крестьян, но обрели сторонников среди наиболее активной части осетинской интеллигенции. В рецензируемой монографии прослеживаются этапы распространения и организационного становления социал-демократических групп до начала их активной деятельности в Северной Осетии.
Обстоятельно анализируются в книге революционные события 1905 - 1907 гг. в (с. 91 - 125), справедливо подчеркивается, что «в Северной Осетии, как и по всей Терской области, революционная борьба рабочих, крестьян и интеллигенции сочеталась с освободительным движением» (с. 92). Забастовки шахтеров Задонского рудника в январе 1905 г., майская 1905 г., всеобщая забастовка рабочих г. Владикавказа, июльская политическая стачка на Владикавказской железной дороге, крестьянские выступления в Алагире, как и массовые выступления 1906 - 1907 гг., показали, что Северная Осетия - неотъемлемая часть российского экономического и политического пространства.
Важной частью рецензируемой монографии (с. 113 - 125) является предпринятая В.Д. Дзидзоевым
«серьезная попытка проанализировать деятельность дореволюционной Государственной думы в разрешении общественно-политических, межнациональных проблем в Северной Осетии и в целом на Кавказе в начале XX в.» (с. 6). Опыт 1-й Государственной думы оказался очень показательным для характеристики национальной антинародной политики царского правительства на Северном Кавказе. «Особые правила о выборах в Думу на Кавказе, составленные с изъятиями из Положения о выборах в Империи», привели к тому, что ни в 1-й, ни во 2-й, 3-й и 4-й Думах «ни один из горских народов, в том числе осетины, не имели своего отдельного депутата» (с. 115), Дума оказалась не готова к решению назревших вопросов экономики, общественно-политической, аграрной, национальной, других сфер жизни.
Говоря об участии сынов Осетии в первой мировой войне, автор подробно остановился на истории Кавказской туземной конной дивизии (с. 141 - 146), привел интересные факты участия осетин в боевых операциях этой войсковой части. Многие факты и имена впервые включены в научный оборот, приведены в исторической литературе. В частности, в рецензируемой монографии впервые опубликованы сведения о том, что ротмистр Георгий Кибиров командовал абрекской сотней (с. 144 - 145), и это спустя три года после того, как Кибиров убил абрека Зелимхана. По сути ему поручили командовать теми, с кем он еще недавно боролся. В сотне были и родственники Зелимхана, но все вместе они храбро сражались под командованием Кибирова.
Читатель впервые откроет для себя славные имена таких храбрых офицеров, как ротмистр Дохчико Ку-батиев, подполковник Асланбек Туганов, братья Код-заевы, полный георгиевский кавалер Александр Кай-туков и др.
Монография В.Д. Дзидзоева имеет достаточно
разнообразную источниковую • базу: материалы из центральных и региональных архивов и периодических изданий конца XIX и начала XX в. Некоторые из них впервые вводятся в научный оборот, что лишь подчеркивает ее научную значимость.
Вместе с тем, отмечая несомненные достоинства монохрафии, целесообразно остановиться на отдельных недостатках. Так, если одна из глав книги называется «Северная Осетия в годы Первой мировой войны», то в ней, думается, следовало бы упомянуть об участии в войне не только осетин, но и других народов, проживающих на этой территории.
Однако по большому счету вопросы и замечания, которые появляются в процессе ознакомления с этой работой не принципиальны и имеют частный характер. Например, автор акцентирует внимание на социально-экономических и политических аспектах истории Северной Осетии в начале XX в., и гораздо меньше внимания уделяет цивилизационным, духовным процессам. Некоторые оценки недостаточно аргументированы, в работе присутствует ряд повторов, которые, видимо, неизбежны, когда речь идет о таком сгустке проблем на хронологически достаточно коротком отрезке времени. Исследователь подчас оперирует терминологией, научная корректность которой в современной историографии поставлена под сомнение («годы реакций», «нового революционного подъема» (с. 7), «партия нового типа» (с. 54), «империализм как высшая стадия капитализма» (с. 9, 10, 14). Замечания неизбежны, но позиция автора, который готов «с благодарностью принять все конструктивные замечания.в пожелания» (с. 8), позволяет надеяться, что они будут учтены в дальнейшей работе.
Думается новая книга В.Д. Дзидзоева заинтересует профессиональных историков и политологов, публицистов и журналистов, аспирантов, студентов и всех, кому интересна Северная Осетия.
____________________________Н.С. Абдулов, Г.А. Матвеев
Крикунов В.П. Рабочие кружки и организации XIX века на юге России. Ставрополь, 2002. 220 с.
Публикация сборника статей, объединенных авторством одного исследователя и единой тематикой, представляется весьма своевременной, несмотря на то, что большая часть составивших его работ уже была опубликована в 1960 - 1970-х гг. В научном отношении проблематика истории рабочего класса и рабочего движения продолжает оставаться актуальной уже в силу того, что она неразрывно связана с историей российской модернизации второй половины XIX - начала XX в., с характеристикой ее сущностных процессов и предельно острых противоречий. Развитие последних в эпоху перехода российского общества от традиционного к индустриальному в итоге привело к обрыву модернизации страны в 1917 г. и осуществлению лишь некоторых ее задач (урбанизации, индустриализации) в явно деформированном виде.
Формирование классов и слоев индустриального общества в России второй половины XIX - начала 4 XX в., их социальная консолидация, специфика осознания каждым из них своих особых интересов в обществе, особенности их социального действия в период становления рыночных структур в экономике, степень преодоления ментальных установок традиционного сознания в новых социальных группах и подобные вопросы требуют и определенного обновления системы анализируемых исторических фактов, и, пожалуй, в большей степени - переосмысления их с точки зрения современных интерпретаций исторического развития.
В силу своего тематического единства статьи сборника дают достаточно полное представление о начальном этапе социальной консолидации промыш-