Научная статья на тему 'Джордж Баланчин и его роль в развитии хореографического искусства ХХ века'

Джордж Баланчин и его роль в развитии хореографического искусства ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1042
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореограф / классический танец / балет / движения и мимика / танец / драматургии движений. / choreographer / classical dance / ballet / movements and facial expressions / dance / dramaturgy of movements.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лю Чухань

Статья посвящена изучению специфики творческой деятельности Джорджа Баланчина как хореографа и балетмейстера. Определены основные исторические предпосылки формирования неоклассического стиля, проанализированы ключевые особенности постановок Дж. Баланчина в контексте взаимодействия с творчеством Игоря Стравинского и «Русским балетом» С. Дягилева. Охарактеризованы жанры и наиболее известные балетные постановки хореографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

George Balanchine and his role in the development of the choreographic art of the twentieth century

The article is devoted to the study of the specifics of the creative activity of George Balanchine as a choreographer and ballet master. The main historical prerequisites for the formation of the neoclassical style are studied, the key features of the performances of J. Balanchine in the context of interaction with Igor Stravinsky and S. Diaghilev's “Russian Ballet” are analyzed. The genres and the most famous ballet performances of the choreographer are characterized.

Текст научной работы на тему «Джордж Баланчин и его роль в развитии хореографического искусства ХХ века»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-7-906-911

Джордж Баланчин и его роль в развитии хореографического искусства ХХ века

Лю Чухань

Институт музыки, театра и хореографии Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена

199155, г. Санкт-Петербург, переулок Каховского, д. 2

Institute of Music, Theater and Choreography of the Herzen State Pedagogical University of Russia

Kakhovskogo side-str., 2, Saint Petersburg 199155 Russia

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: хореограф, классический танец, балет, движения и мимика, танец, драматургии движений.

Key words: choreographer, classical dance, ballet, movements and facial expressions, dance, dramaturgy of movements.

Резюме: Статья посвящена изучению специфики творческой деятельности Джорджа Баланчина как хореографа и балетмейстера. Определены основные исторические предпосылки формирования неоклассического стиля, проанализированы ключевые особенности постановок Дж. Баланчина в контексте взаимодействия с творчеством Игоря Стравинского и «Русским балетом» С. Дягилева. Охарактеризованы жанры и наиболее известные балетные постановки хореографа.

Abstract: The article is devoted to the study of the specifics of the creative activity of George Balanchine as a choreographer and ballet master. The main historical prerequisites for the formation of the neoclassical style are studied, the key features of the performances of J. Balanchine in the context of interaction with Igor Stravinsky and S. Diaghilev's “Russian Ballet” are analyzed. The genres and the most famous ballet performances of the choreographer are characterized.

[Liu Chuhan George Balanchine and his role in the development of the choreographic art of the twentieth century]

В ХХ веке хореографическое искусство находилось на пике своего развития и популярности, особенно в Европе и США. Во многом это было обусловлено влиянием на танец разных течений и стилей, характерных для музыкального и художественного искусства. Особый интерес у западной публики вызывали русские танцевальные традиции - синтез классики, фольклорных элементов и модерна. Это, к примеру, «Русские сезоны» Дягилева, который вывел балет на новый уровень и благодаря своему новаторству получил признание за рубежом.

Одним из хореографов, преобразовавших классический танец в ХХ столетии, стал Джордж Баланчин. Ему отводится роль основателя американского балета и современного неоклассического балетного искусства в целом.

Баланчина можно охарактеризовать как универсального балетмейстера и хореографа. Вплоть до 1934 года он был постановщиком балетов с незамысловатыми сюжетами - комедийными, фарсовыми, драматическими. Долгое время его внимание привлекали эти направления в хореографии; но вскоре он кардинально изменил концепцию своих танцевальных постановок. Баланчин обновил классический танец, придав пластике больше музыкальной образности и драматургии движений.

Балеты Баланчина примечательны тем, что в них зачастую отсутствует сюжет. Если хореограф использовал сюжет, то он не отличался сложностью или наличием нескольких повествовательных линий. Хореограф выбирал короткие сюжеты, стремясь к большей выразительности одноактного представления.

Специфика балетов Баланчина заключалась и в музыкальной составляющей спектакля. Это, в частности, симфоническая музыка, которая концептуально не подходила к жанру классического балета. Можно сказать, что танец в его постановках раскрывал сущность музыки не через синтез эмоций, а через взаимодействие.

По мнению Баланчина, в танце важно, в первую очередь, самовыражение танцора, а не технический аспект хореографии: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика - его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций - смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки» (Волков, 2002: 162).

Ученый В.М. Гаевский, анализируя особенности балета Баланчина, отмечает: «Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключённые в этой системе, развил и обогатил её» (Гаевский, 1981: 292).

Следует отметить, что Баланчин имел музыкальное образование, которое получил в Петроградской консерватории. Профессиональное обучение по классу фортепиано и композиции позволило хореографу чувствовать музыку, определять ее роль в постановке. С.В. Лаврова писала: «Баланчин-«мелодист» проявляется в его неизменном стремлении к красоте, трансформирующейся в иронию эстетики кэмпа (под «кэмпом» в данном случае подразумевается способ видеть мир как эстетическое явление). С другой стороны, он - математик, для которого красота и плавность линий - все же тонкая постмодернистская игра на грани утонченного вкуса и чрезмерной вычурности. Детальный аналитический подход к музыке, ощущение специфики музыкальной композиции и звукового пространства позволяли Баланчину виртуозно превращать даже произведения не первого плана (такие, например, как ранняя «Симфония До-мажор» Жоржа Бизе) в подлинные музыкально-хореографические шедевры, где возможные композиторские просчеты трансформировались в оригинальные балетмейстерские идеи» (Лаврова, 2015: 4).

Несмотря на то, что Баланчин расставлял акценты не на технике, а на ритме и эмоциональности танцоров, он требовал от них высокого профессионализма и умения тонко передавать сюжет при помощи простых движений. Он писал: «Техника и искусство - одно и то же. Техника - это умение, и только тогда вы можете выразить и вашу индивидуальность, и красоту, и форму» (Баланчин, 1985: 25).

Баланчин был одним из величайших реформаторов в мире балетного искусства. Многие исследователи, посвятившие свои труды его творческой деятельности, называют Баланчина основателем неоклассического направления в танце. На становление данного стиля повлияла, безусловно, эпоха, а также царивший повсюду авангард и антиромантизм.

Балеты Дж. Баланчина отличались эксцентричностью, обилием эпатажных элементов, зрелищностью. Хореограф мог представить публике постановку, где танец являлся совокупностью варьете, театра, эстрады, и обладал чертами мюзик-холльного балета. Многие креативные решения сегодня можно было бы назвать проявлением сюрреализма, однако в то время данный феномен назывался авангардом.

В 30-е годы ХХ века Баланчин находился в поисках своего стиля. В результате он начал реформирование классической парадигмы балета, добавляя в него различные акробатические элементы и непривычную танцевальную лексику. Например, в кульминационной сцене постановки «Блудный сын» главный персонаж выполняет многочисленные движения на полу: перекаты тела, раскачивания, падения, ползание и пр. Критики, в частности, С. Волконский (1913), отмечали характерные черты гротеска в этих движениях, называя их неприродными.

Тем не менее, по замыслу автора, отход от традиционной эстетики в танце - это именно то решение, которое отражает духовное падение героя и его дальнейшее возвышение (в прямом смысле - над сценой).

Отказываясь от традиционной балетной лексики, Баланчин реализовал концептуально новый подход в танце. Он открыл возможности пластики тела танцора, разработал технику «партерного» танца, которая сегодня широко применяется в contemporary dance.

В середине 20-хх гг. Баланчин получил приглашение к сотрудничеству от Сергея Дягилева. Находясь на должности хореографа, Баланчин состоялся как хореограф и балетмейстер. Он осуществил девять крупных постановок для Русского балета в течение 1924-1929 гг. За годы плодотворного сотрудничества было создано большое количество балетных миниатюр, отличавшихся тонким психологизмом, что было характерно для балета той эпохи.

О.Р. Левенков, изучавший творческий путь Баланчина, отмечает, как изменилась жизнь балетмейстера после смерти его коллеги и вдохновителя по балетным постановкам: «После смерти С. Дягилева и распада его антрепризы для двадцатипятилетнего хореографа наступили трудные годы, бывшие уже не первыми и оказавшиеся не последними, но ставшие самыми драматичными в его жизни. Внутренний драматизм этих лет и ретроспективно обнаруживаемая логика поступков Баланчина определены тем, что его балетмейстерское совершеннолетие уже состоялось, о чём свидетельствовали такие балеты как «Аполлон Мусагет» и «Блудный сын»; отсутствовал художественный диктат Дягилева, но отсутствовало и обеспечение условий для создания собственного, авторского театра» (Левенков, 1996: 2).

Укрепление позиции Баланчина как новатора в области хореографического искусства тесно связано с композиторской деятельностью Игоря Стравинского. Их объединяли общие взгляды на классический балет и его роль в современном танце (Баланчин, 1985: 57). Так, благодаря почти сорокалетнему сотрудничеству двух гениев появились такие постановки, как «Аполлон Мусагет» (1928), «Орфей» (1948), «Агон» (1957). Наибольший интерес с точки зрения новаторства представляет постановка «Аполлона Мусагета». В первую очередь, это классический пример бессюжетного балета, который увлекает нетрадиционной эстетикой, рафинированностью, изяществом каждого движения. В данном балете музыка - это основа для формирования танцевального образа, который по своему стилю соответствует мелодии.

Неоклассический танец, родоначальником которого стал Баланчин, представляет собой отход от классических канонов хореографии. На первом месте оказывается танец, все остальные компоненты, включая драматургию, костюмы, декорации, могут быть минимизированы.

Бессюжетный балет стал основной творческой деятельности Баланчина. Он, являясь профессиональным музыкантом, обращался к жанрам инструментально-симфонической музыки и перекладывал ее в соответствии с танцевальной лексикой и пластикой (Лаврова, 2015). Хореограф учитывал не только специфику формообразования, но и детали музыкальной композиции. В результате он создавал уникальные постановки, в которых музыка и движения образовывались в гармоничную архитектонику.

Можно сказать, что ключевой фигурой балетных постановок в неоклассическом стиле являлся даже не танцор, а драматический актер, движения и мимика которого гиперболизировано отражают эмоциональный образ героя. В целом, благодаря непрерывным творческим поискам Баланчина, неоклассическая эстетика в балете находит свое применение и сегодня. Современная хореография - это «продукт» фундаментальных реформ в принципах и концепциях классического танца.

Баланчин - видная личность в мире танцевального искусства. Воспитанный на принципах классической хореографии и музыки, он создал условия для полноценного формирования неоклассического стиля в балете. Его новаторские взгляды и стремление к авангардной эстетике сыграли большую роль в дальнейшем развитии балета. Сегодня многие неоклассические основы танца, заложенные хореографом, активно применяются в танцах разных жанров и стилей, что наглядно доказывает их актуальность и востребованность.

ЛИТЕРАТУРА

Баланчин Дж. 1985. Танцевальный элемент в музыке Стравинского: Статьи. Воспоминания. М.: Советский композитор. 376 с.

Волков С. 2002. Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Эксмо, 320 с.

Волконский С. 1913. Русский балет в Париже. - Аполлон. 6: 70-74.

Гаевский В.М. 1981. Дивертисмент. 231 с.

Лаврова С.В. 2015. Дж. Баланчин - композитор и творческий партнер композитора // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 1 (36): 31-44.

Левенков О.Р. 1996. Джордж Баланчин на рубеже 1920-1920 годов. Автореф. дисс. … канд. искусствовед. наук: 17.90.01. Москва. 16 с.

Получена / Received: 14.06.2021

Принята / Accepted: 30.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.