Koverza Elena Anatol'evna, competitor of the Kyiv National University of Culture and the Arts, soloist of the Deserved folk brass band of Center Culture and Arts National Aviation University, teacher of higher category Child's musical school № 3 V. Kosenka On the class of accordion, Ukraine, Kyiv E-mail: [email protected]
Jazz art in Ukraine (40th ХХ of century) and creative activity of Leonida Utjosova
Аbstract: the Article is sacred to research of creative activity of the known jazz singer Leonida Utjosova in the context of historically-cultural realities 40th of ХХ of item in Ukraine.
Keywords: jazz carrying out, concerto activity, Ukrainian jazz.
Коверза Елена Анатольевна, соискатель Киевского национального университета культуры и искусств, солистка Заслуженного народного духового оркестра Центра Культуры и Искусств Национального Авиационного Университета, преподаватель высшей категории ДМШ № 3 им. В. Косенко по классу аккордеона, Украина, Киев E-mail: [email protected]
Джазовое искусство в украине (40-е гг. ХХ в.) и творческая деятельность Леонида Утёсова
Аннотация: Статья посвящена исследованию творческой деятельности известного джазового певца Леонида Утёсова в контексте исторически-культурных реалий 40-х гг. ХХ ст. в Украине.
Ключевые слова: джазовое исполнительство, концертная деятельность, украинский джаз.
Актуальность темы. В начале ХХ ст. весь советский с массовой песней и эстрадным искусством. Джазовые
джаз ориентировался на лучшие американские и евро- оркестры начинают заниматься разнообразной концерт-
пейские достижения в разных стилевых направлениях. В ной деятельностью в сложных условиях на передовой
Украине не было еще ни настоящих джаз-бендов, тем более фронтов, на линиях обороны, а также давая концерты
своей оригинальной джазовой музыки (если не учитывая и для тружеников тыла. Среди них следует вспомнить
попыток В. Парнаха и Л. Варпаховского). Но выходили Л. Утёсова, К. Шульженко, И. Феличева и др.
статьи В. Парнаха, Н. Малько, М. Кузмина, А. Цукера, Объявление о начале войны застает Л. Утёсова во вре-
книга Ивана Мацы и сборник С. Гинзбурга, где сообща- мя репетиции новой программы «Напевая, шутя и играя»
лись последние сведения в области джазового искусства. в московском «Эрмитаже». Желая поддержать солдат,
Жизнь и творчество выдающихся джазменов начала ХХ ст. оркестр за короткий срок создает первую военную про-
всегда привлекает внимание искусствоведов, научных ра- грамму «Бей врага!», в которой вместе с уже известными
ботников, педагогов, творческой молодежи. Это касается песнями звучат новые произведения: «И не раз, и не два!»
и Л. Утёсова, одного из самых выдающихся музыкантов-ис- (Б. Фомин — сл. Г. Гридова) [5, 91], «Партизан Мороз-
полнителей ХХ в. Актуальность исследования заключается ко», «Приветморскому ветру» (М. Сидрер — В. Лозин).
в первую очередь в освещении пути становления и разви- За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на
тия творческой деятельности Леонида Утёсова в 40-х гг. заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском
ХХ ст. в Украине. Этот период характеризуется тем, что фронте, постоянно включая в программу новые песни:
украинский джаз формировался в период Советского Со- «Ждименя» (Н. Горбенко — К. Симонов), «В землянке»
юза, согласно реалиям того времени. (К. Листов — А. Сурков), «Темная ночь» (Н. Богослов-
Цель исследования статьи: проанализировать харак- ский — В. Агатов), «ОдесситМишка» (М. Табачников — терные черты творческой деятельности Леонида Утёсова В. Диховичный), сатирические антифашистские частушки в контексте общественно-исторических и культурно-худо- «Гадамнет пощады!» (А. Островский — С. Михалков) [1]. жественных реалий 40-х гг. ХХ ст. в Украине. На всех грампластинках, начиная с самой первой (ЛеВ военный период (40-е гг. ХХ ст.) джаз постепенно нинград, 1942), и компакт-дисках композитором песни отделяется от инструментальных форм и ассимилируется «Одессит Мишка» значится Михаил Петрович Воловац,
Бес^оп 2. БШСу of аг1
но «Музыкальная энциклопедия» [7] впервые официально назвала автором музыки этой песни Модеста Табачникова, который еще в 50-х гг. во время творческих вечеров выполнял ее как свою. В 1988 г. «Одессита Мишку» включили и в нотный сборник его песен (издательство «Музыка»). По свидетельству вдовы композитора, М. Воловац в 1942 г. лишь оркестровал мелодию совсем молодого тогда М. Табачникова, присвоив ее авторство [1].
Вторая программа военных лет «Напевая, шутя и играя» стала отзывом на начало серьезных успехов Советской армии. К ней были включены песни: «Прощание» (Т. Хренников — Ф. Кравченко) [5, 124], «Пароход» (Н. Минх — А. ДАктиль), «Десять дочерей» (Е. Жарков-ский — Л. Квитко), «Два друга» (С. Германов — В. Гусев).
В 1944 г. оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирических и сатирических интермедий. 9 мая в 1945 г. Леонид Утёсов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади им. Свердлова в Москве [1].
После войны в джазовой музыке постепенно происходит переход от песенных к разносторонним инструментальным формам. Такой поворот способствовал заинтересованности этим видом искусства молодой одаренности и повлек появление во многих городах и селах Украины большого количества как профессиональных так и самодеятельных коллективов, которые исполняли джаз. Их репертуар состоял как из произведений зарубежных классиков джаза, так и из обработок украинских народных песен в джазовом стиле. В Киеве в 1946 г. на берегу клуба «Днепр» был создан джазовый оркестр, который возглавил Петр Кеслер [4].
К 800-летию Москвы (1947) утёсовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня И. Дунаевского «Дорогие мои москвичи!» (И. Дунаевский — В. Масс, М. Червинский). В 1952 г. появилась программа «Музыка толстых», центральное место в которой заняла сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебрянная свадьба», в которой Леонид Утёсов выполнил одно из последних произведений И. Дунаевского «Я песне отдал все сполна». Песня вошла в фильм «Веселые звезды». В марте 1960 г. в московском театре эстрады была представлена программа «Тридцатьлет спустя» [1].
Выдающийся мастер советской эстрады Леонид Утёсов заложил основы нового жанра, сформированного на отечественном музыкальном и поэтическом материале, что синтезировало отдельные элементы зарубежных театрализованных представлений, эстрады и джаза. Этот жанр, который назывался сначала «театрализующим джазом», потом «песенным джазом», а впоследствии, уже после войны, просто «эстрадной музыкой», с годами все более развивался и жил по своим собственным законам. Именно из утёсовских музыкантов вышли известные
композиторы Аркадий Островский, Владимир Шаинский, Владимир Терлецкий, Вадим Людвиковский; выдающиеся руководители джаз-оркестров — Яков Скоморовский и Николай Минх; первоклассные аранжировщики — Николай Игнатьев, Леонид Дидерихс, Михаил Воловац [2, 29].
Если рассмотреть деятельность Валентина Парнаха в театре В. Мейерхольда, то первым за театрализацию джаза взялся именно он. Его номер «Жирафовидный истукан» был по существу театральным шоу, которое просто шокировало публику артистизмом и хореографическим талантом исполнителя — взаимодействие руководителя с исполнителями оркестра. Причем это были авангардистские постановления французского театра [3, 108]. В силу этого можно говорить о том, что театрализующий джаз Леонида Утёсова был не совсем новым явлением, как утверждает сам Утёсов. Именно Валентин Парнах привнес эту идею в художественно-тетральное искусство СССР. Что касается А. Цфасмана, то у Леонида Утёсова с ним были разные взгляды на культуру и искусство. Александр Цфасман был космополитом, который считал, что культура и искусство — приобретение всего человечества, независимое от границ, то, которое объединяет людей всех рас и национальностей [6, 36]. Леонид Утёсов мечтал поставить западное искусство на службу советскому, приспособить джаз к советской тематике, что ему успешно удалось, и это стало в известной степени залогом его успеха [6, 36]. Леонид Утёсов утверждал, что собственно джазовая музыка, продемонстрированная негритянскими музыкантами, вызывала серьезный разговор о сути джаза и положила начало многолетней полемике, обусловив ее характер, ее напряжение на долгие годы вперед.
Подытоживая творческий путь Л. Утёсова хотелось бы отметить, что известный певец ХХ ст., является ярким представителем современного джазового искусства, творчество которого открыло возможности для приобретения отечественной национальной музыкальной культуры на широкую орбиту международного пространства, от которого начало развиваться джазовое искусство в Украине. Он работал в жанре одесского эстрадного стиля. Музыканты-академисты категорически отрицали возможность присутствия джаза на украинской эстраде, считая его порождением буржуазной культуры. С другой стороны, молодые джазовые музыканты, его сторонники утверждали, что будущее только за ней. Инструментальное или театрально-эксцентрическое направление исполняло роль прикладной музыки. Джазовое искусство критиковали — за развлечение, и за безыдейность, — но не принимая во внимание это он становился все более и более популярным.
С деятельностью Леонида Утёсова связано развитие советской песни. Действительно, из-за многочисленных граней таланта артиста выкристаллизовался главный — песенное творчество, а уже оно повлияло на него с помощью родного города с его спецификой, его контрастами, его внешним видом, запахом моря и всегда звучной музыкой. Он замечательный исполнитель новых произведений
И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Блантера, К. Листова, Л. Книппера, Т. Хренникова и других. Невзирая на большое количество публикаций посвященных
Л. Утёсову, нужно отметить, что биография маэстро, его жизненный путь и творчество нуждаются в дальнейшем исследовании.
Список литературы:
1. Биография Леонида Утёсова//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.c-cafe.ru/days/bio/6/067.php
2. Железный А. Как Леонид Утесов создал оркестр Теа-джаз/Анатолий Железный//Джаз. - К., 2006. - № 1(1). -40 с. - С. 28-31.
3. Музыка и незвучащее//Литературное обозрение. - 1998. - Вып. 1-12. - С. 108.
4. Розвиток музикальних жанрiв в Америц та СНГ. Сучасш тенденцп розвитку джазу в Украшь Фестивале, конкурси. Екскурс у минуле//[Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/culture/00028249_1.html
5. Священная война. Песни Победы/сост. В. А. Костров, Г. Н. Красников. - М.: Олимп, 2005. - 345 с.
6. Фролова Е. Джаз в Советском Союзе?/Е. Фролова//БЕУ0и'Т1. - 2009. - № 9. - С. 36.
7. Музыкальная энциклопедия. Т. 6. - М.: «Советская энциклопедия», 1982.