Научная статья на тему 'ДЖАЗ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА. ЕГО ИСТОКИ'

ДЖАЗ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА. ЕГО ИСТОКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
джаз / спиричуэл / блюз / рэгтайм / импровизация / стиль / жанр / jazz / spiritual / blues / ragtime / improvisation / style / genre

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильясова Доно Дониевна

данная статья посвящена одному из уникальных явлений музыкального искусства – джазу. Основное внимание сконцентрировано на рассмотрении вопросов возникновения данного феномена культуры, появившегося в результате различных стилевых взаимодействий. Представлен аналитический обзор процесса становления джаза в исторической ретроспективе. Обосновывается значение джазовой музыки в воспитании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ AS A PHENOMENON OF MODERN MUSICAL CULTURE OF UZBEKISTAN. ITS ORIGINS

this article is devoted to one of the unique phenomena of musical art – jazz. The main attention is focused on the consideration of the issues of the emergence of this cultural phenomenon, which appeared as a result of various stylistic interactions. An analytical review of the process of jazz formation in historical retrospect is presented. The importance of jazz music in the upbringing of the younger generation is substantiated.

Текст научной работы на тему «ДЖАЗ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА. ЕГО ИСТОКИ»

ДЖАЗ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

УЗБЕКИСТАНА. ЕГО ИСТОКИ Ильясова Д.Д.

Ильясова Доно Дониевна - преподаватель, кафедра эстрадно - инструментальное исполнительство, Институт национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена одному из уникальных явлений музыкального искусства - джазу. Основное внимание сконцентрировано на рассмотрении вопросов возникновения данного феномена культуры, появившегося в результате различных стилевых взаимодействий. Представлен аналитический обзор процесса становления джаза в исторической ретроспективе. Обосновывается значение джазовой музыки в воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: джаз, спиричуэл, блюз, рэгтайм, импровизация, стиль, жанр.

JAZZ AS A PHENOMENON OF MODERN MUSICAL CULTURE OF UZBEKISTAN.

ITS ORIGINS Ilyasova D.D.

Ilyasova Dono Daniyevna - Teacher, DEPARTMENT OF POP AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE,

INSTITUTE OF NATIONAL POP ART NAMED AFTER B. ZAKIROV AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to one of the unique phenomena of musical art - jazz. The main attention is focused on the consideration of the issues of the emergence of this cultural phenomenon, which appeared as a result ofvarious stylistic interactions. An analytical review of the process of jazz formation in historical retrospect is presented. The importance ofjazz music in the upbringing of the younger generation is substantiated. Keywords: jazz, spiritual, blues, ragtime, improvisation, style, genre.

УДК 78.08

Джаз - это уникальное явление в сфере современной музыкальной культуры, которое занимает особое место и в музыкальной культуре Узбекистана. С обретением независимости в Узбекистане несомненно начинается новый этап в развитии джазовой музыки. Перспективы, открывающие новые возможности для расширения творческих контактов, сотрудничества, взаимообмена опытом в области творчества и исполнительства позволили нашим артистам, особенно, молодежи активно проявить себя, раскрывая новые грани своего таланта, способностей. Демонстрируя творческую активность, они, тем самым, способствуют формированию духовной культуры нашего общества.

Важным подспорьем для дальнейшего развития и популяризации джаза в Узбекистане явилось открытие в 1996 году факультета эстрадного исполнительства в ташкентской консерватории, а также направлений соответствующей специализации в колледжах, лицеях и ДШМИ республики. Данный факт свидетельствует об активном приобщении молодого подрастающего поколения к искусству джазового исполнения, как инструментального, так и вокального. Среди студентов, обучающихся в стенах этих заведений, а также среди выпускников немало победителей и лауреатов престижных конкурсов - республиканских и международных. Все это еще раз говорит о том, какое значение занимает джаз в культурном пространстве страны и как важно правильно развивать и обучать искусству джазового исполнения. Важным также представляется знание истории джазовой музыки и различных ее стилей, а также стилистических приемов, что является существенным подспорьем при обучении эстрадного исполнителя, повышении уровня его знаний и поспособствует в дальнейшем формированию высококвалифицированных специалистов.

Как одно из уникальных проявлений музыкального искусства, джаз постоянно притягивал внимание авторитетных ученых и исследователей, интерес которых был сосредоточен на изучении самого феномена, его истоках, жанровом разнообразии, стилевых течениях. Эволюционный процесс развития, который привел к перерастанию и перевоплощению джаза от полупрофессионального исполнительства в бытовой среде до уровня подлинного искусства, осуществился в достаточно непродолжительный временной промежуток, течении которого были пройдены все процессуальные фазы и ступени развития классической европейской музыки.

Этимология термина до сих пор не установлена. Существует множество вариантов его трактовки. Так, по одной версии он происходит от французского слова, которое переводится как болтовня, по другой версии -этот термин английского происхождения и обозначает преследование. Схожее слово употреблялось и в африканском наречии, которое определялось как звучание бубнов. Также существует предположение, что чернокожие невольники использовали его как одобрительный выкрик.

Общепризнано, что истоки стиля коренятся в музыке вокальной по своей природе, поэтому и джаз закономерно базировался на принципах, отшлифованных искусством пения, которые в дальнейшем реализовывались в основном в инструментальном воплощении. Этот факт нашел подтверждение в работах многих исследователей [1, 2, 3], что позволяет заключить следующее. Весь процесс развития джаза связан с оппозиционным превалированием двух начал - либо вокального, особенно на этапе становления жанра, либо инструментального, связанного периодом появления течения - бибопа в 40-х годах прошлого столетия, известного как Новоорлеанский. Укажем, например, на творчество Эллы Фицджеральд, Бобби МакФеррина и других. Следовательно, наблюдается тенденция к сближению, взаимовлиянию вокальных и инструментальных приемов и техник исполнения, показательным становится и использование последних в жанрах иной исполнительской направленности, т.е. приемы, характерные для вокальных жанров вводились в чисто инструментальные и наоборот.

Зарождение джаза как музыкального течения происходит в южных штатах США на рубеже XIX - XX веков. Однако истоки его формирования относятся к XVII веку и связаны с музыкальной культурой африканского континента. Соответственно, джаз как род музыкального искусства сложился в результате переплетения, взаимодействия элементов африканской и европейской музыкальных культур.

Многие музыковеды склоняются к мнению, что возникновение в северной части США этого музыкального направления привело к появлению духовных песнопений негров spirituals. Другая часть исследователей полагает, что появление джаза связано с самобытным фольклором афроамериканцев южной части континента. Дуализм соображений историков не опровергает, однако истинности положения о зарождении джаза в США с центром в Новом Орлеане, где была осуществлена первая студийная грамзапись Original Dixieland Jazz Band.

Для того, чтобы понять специфику джаза, рассмотрим какие собственно музыкальные жанры явились его истоками. Целесообразным представляется проанализировать происхождение и характерные особенности каждого из них для выявления стилевых приемов, техник, выразительных средств, сплав которых в дальнейшим стал предпосылкой для формирования и составил основу вокального джаза. Многие исследователи, посвятившие свои работы изучению этого вида музыкального искусства в качестве таковых выделяют следующие жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в период второй половины XIX столетия в США.

Спиричуэлс (от англ. spiritual - духовный)1 - основной жанр музыкального фольклора афроамериканцев-протестантов, получивший популярность в последней трети XIX века, сформировался на юге США. Данный жанр представляет собой эмоциональные духовные песнопения-гимны в импровизационной манере, основу которых составляют гексахордные попевки, либо попевки на основе звукоряда пентатоники, что создает своеобразный оттенок и колорит звучания. Среди выразительных средств характерными являются следующие: колебания между терциями мажорного и минорного наклонения (блюзовая тональность), частое использование нетемперированных звуков и глиссандирование. Спиричуэлс обычно имел вопросо - ответную структуру: солист - хор.

Госпел сонгс (gospel songs)2 развивался в афроамериканской церковной среде в 1930-е годы и по своим выразительно-языковым средствам во многом схож со спиричуэлсом. Этот жанр характеризуется живой манерой исполнения, нередко с использованием танцевальных ритмов, включением спонтанных реплик, большой ролью импровизационного начала.

Интонационная основа жанров - это протестанский хорал или англо-кельтская народная песня, в которых была велика роль импровизационного начала. Коллективная импровизационная манера исполнения (чаще всего певец - солист в сопровождении хора), особая эмоциональность, глиссандирование, а, соответственно, нетемперированный строй, полиритмия связаны с исполнительскими традициями африканских народностей.

Трудовые песни негров - рабов. Это hollers, shouts, wook songs, coon songs. Hollers, shouts - песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях, скорее даже не песни, а свободные в интонационном отношении омузыкаленные выкрики. Подобная манера пения, импровизационная в своей основе стала с течением времени использоваться многими вокалистами как характерный вокальный эффект или прием. К трудовым песням также относятся wook songs, coon songs - очень эмоциональные, темпераментные песни, сопровождавшиеся интенсивными возгласами и криками. Для ^on songs показательна специфическая, хрипловатая, напористая манера пения, впоследствии ставшая характерной для стиля джазовых, блюзовых певцов. Исполнители coon songs словно состязались в силе крика, устраивая своеобразные соревнования.

Среди еще одной первостепенной составляющей основы джазовой музыки назовем блюз (blues -грустный, меланхоличный), который зарождается примерно в это же время, т.е. 70-е г.г. XIX века. Ранние образцы блюза - это неторопливые сольные народные песни одиночества и отчаяния, характеризующиеся некоторой смысловой недосказанностью. Поэтому, блюз как особая форма афроамериканского народного искусства наиболее точно отразила особенности негритянского мироощущения. Основу композиционной структуры представляет период, делящийся на три четырехтакта: один - следует на тонической гармонии, второй включает двутакты на S и T, D и T. Отличительные черты блюза - его характерный синкопированный

1 Спиричуэлс - негритянские христианские гимны, сюжетная основа которых - Старый Завет.

2 Сюжетная канва госпел связана с текстами из Евангелия.

ритм, полиритмия, скользящие, с включением нефиксированной высоты интонации, использование пониженных ступеней лада. Характерные особенности блюза - 12-тактовость структуры периода, гармоническая основа, блюзовый лад - актуальны и в наши дни. В качестве наиболее ярких представителей данного направления можно выделить Гертруду Ма Рейни и Бесси Смит.

Несмотря на то, что основу джазовой музыки составило афроамериканское народное искусство, многие его формы и жанры, прежде всего, спиричуэлс и госпелс, не знавшие ранее закономерностей гомофонно -гармонического мышления, оказались под влиянием европейской музыки, которое было взаимным, поскольку и сами европейские формы обогатилась в результате подобного взаимодействия.

В 1861 - 1865 г.г. в США формируются минстрел-шоу (minstrel show) - своеобразная разновидность театра, представлявшая комическое действо. Благодаря творчеству менестрелей появляются жанры - кейкуок и рэгтайм. Кейкуок отличает характерный острый синкопированный ритм, краткие паузы на сильной доле в размере 2\4, быстрое движение в темпе жанра марша.

Позже на основе кейкуока формируется рэгтайм - еще один специфический жанр афроамериканского фольклорного музицирования, предшественник джаза. Влияние на его формирование безусловно оказала негритянская инструментальная музыка, менестрельные песни и танцы, в первую очередь кейкуок, но в развитии рэгтайма, его распространении все же велика роль «белых» музыкантов. Рэгтайм (ragtime) - «рваное» или «разорванное время». Основными приметами, отличающими рэгтайм, является сочетание ритмически четкого маршеобразного аккомпанемента (бас - аккорд) и остросинкопированной темы-мелодии импровизационного характера, использование остинатных ритмических моделей, не совпадающих с тактовой организацией, что собственно и было унаследовано джазом. В интерпретации афро - американских исполнителей рэгтайм звучал особенно динамично и эмоционально интенсивно. Этот танцевальный жанр фортепианной музыки был особо популярен в США в 90-е годы XIX века, основоположником которого явился Скотт Джоплин.

Таким образом, рэгтайм является инструментальным жанром, все остальные вышерассмотренные жанры - вокальными. Преджазовые жанры, сложившиеся в среде музыкантов европейского происхождения, были инструментальны по своей природе. Акцентируем, что основная часть инструментария, приемы ансамблевого и оркестрового исполнения, а, следовательно, и соответствующие закономерности гармонического и полифонического мышления обусловлены европейской традицией, что способствовало его профессионализации.

Эмоциональное же вокальное начало, неповторимая мелодика с ее характерным интонационным строем, допускающей отклонения от темперации, неотъемлемые для джазового пения исполнительские приемы и эффекты «shouts» и «hollers», импровизационность, особенности звукоизвлечения пришли в джаз из вокальных жанров, корни которых в негритянской народной традиции. Также отметим особую пульсацию, внутреннее, прирожденное чувство ритма.

Итак, длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, отличающейся импровизационностью, ритмичностью и американской народной музыки, характеризующейся мелодичностью, опорой на гармонические основы привели к возникновению в конце XIX века нового направления в музыкальном искусстве - джаз. Сейчас уже не вызывает сомнения, что джаз - синтез двух культур, имеющий разные корни, что стало возможным благодаря сосуществованию на одном континенте двух культурных феноменов - афроамериканской и европейской социальных групп.

Список литературы /References

1. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. Перев. и общ. ред. А. Медведева. -

М., 1984. - 390 с.

2. Конен В. Дж. Рождение джаза. - М.: Сов. композитор, 1984. - 312 с.

3. Конен В. Дж. Пути американской музыки. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Сов. композитор, 1977. - 445 с.

4. Мысовский В. С., ФейертагВ. Б. Джаз. Краткий очерк. - Л.: Музгиз, 1960. - 49 с.

5. ПанасьеЮ. История подлинного джаза. - Л.: Музыка, 1978. 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.