УДК 37.013.42:94«18/19'»
Саттарова З.М.
ДЖАДИДИСТСКАЯ РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И. ГАСПРИНСКОГО
Аннотация. В статье рассматривается джадидитская реформа образования И. Гаспринского. Анализируются и сравниваются методы «усул джадид» - «новый метод», «усул кадим» - «старый метод», «усул саутия» - «звуковой метод». Описывается учебный процесс новометодных мектебе - сроки обучения, методические пособия для учащихся и преподавателей.
Ключевые слова: джадидизм, реформа образования, новометодные школы, звуковой метод, мектебе, И. Гаспринский.
Sattarova Z.M.
JADID REFORM OF EDUCATION BY I. GASPRINSKY
Summary. The article discusses the Jadid reform of Ismail Gasprinsky. It analyzes and compares the methods of "Usul Jadid" - "the new method", and "Usul Kadim" - "the old method", and "Usul South" - "the sound method". The article also describes the learning process in mekte-be using new methods - terms of education, training manuals for students and teachers.
Keywords: jadidism, reform of education, new method schools, sound method, mektebe, I. Gasprinsky.
Постановка проблемы. Одной из наиболее ярких страниц в истории национальной педагогики Российской Империи явилась джадидистская реформа народного образования крымских татар. Это не было узко региональное движение. Оно стало интернациональным и охватило мусульманские регионы не только Российского государства, но и многие сопредельные территории, населённые тюркоязычными народами. В нём наиболее ярко отразилась та глубоко гуманная цель, которую преследовали крымскотатарские педагоги стремившиеся вывести свой народ и всё мусульманство на качественно новый уровень развития [1].
Анализ литературы. Джадидизм в переводе с арабского языка означает «новый метод». На ранних стадиях развития джадидизм возглавляется плеядой интеллектуалов поволжских татар, включая Шиабуддина Марджани (1818-1889), Абдул-Коюма Насыри (1824-1902), Хусаина Фаизхани (1828-1866) и др. [2], а также А.О. Чернявского (18401897), автора первого учебного пособия по азербайджанскому языку, составленного в соот-
ветствии с фонетическими принципами. В 1882 году А.О. Чернявский напечатал в Тифлисе первый учебник для азербайджанских учащихся под названием «Ватан тили» («Родная речь») [3]. Он неоднократно перерабатывался и, что показательно, выдержал семь изданий. После их блистательного начала руководство движением постепенно перешло в основном к крымским татарам. А именно - самому известному пропагандисту звукового (фонетического) метода, общепризнанного лидеру джадидизма, авторитетному методисту, автору нескольких учебных пособий и иной педагогической литературы, выдающемуся просветителю и гуманисту И. Гаспринскому (1851-1914).
Цель исследования - изучить и проанализировать джадидистскую реформу образования И. Гаспринского в Крыму.
Изложение основного материала. И. Гаспринским были разработаны основы преобразования крымскотатарского начального образования, ставшего на несколько порядков выше национально-конфессиональных методов и педагогической практики так называемых «русско-туземных» начальных училищ. Широко используя современные ему достижения отечественной и зарубежной педагогической мысли, он создал методику, приспособленную для начальных школ крымских татар и других тюркоязычных народов Российской Империи. Джадидизм явился альтернативой для господствующего долгое время в системе мусульманского образования «усул кадим» - то есть «старого метода». Методы между собой значительно различались. И. Гаспринский выделил несколько главных недостатков в ста-рометодных мектебах: старый схоластический порядок ведения занятий; учение только механическому чтению арабских, религиозных текстов, которых совершенно не понимали учащиеся; применение так называемой системы слогового преподавания, когда отдельные буквы сливались в слоги, а потом слоги в слова; и, наконец, полное отсутствие контроля за уровнем успеваемости. В противовес этим замечаниям И. Гаспринский составил новый метод «усуль саутия» - «звуковой метод», когда каждой букве алфавита соответствовал определённый звук. Применявшийся в то время в тюркских языках арабский алфавит был крайне неудобен, так как он не имел букв, отражающих все звуки, которые существовали в тюркских языках. Например, согласные звуки [п], [г], [ж] не имели буквенного эквивалента, а восемь гласных звуков крымскотатарского языка в арабской графике выделялись тремя буквами. Но с другой стороны, оказалась лишней «сложная» буква «ла», которую без труда можно было разложить по звукам с использованием уже имеющихся в алфавите «л» и «а».
И. Гаспринский о своём новом методе подробно описывает в брошюре «Что такое мектеб и новый метод?». Например, в параграфе «Что такое новый метод?» автор пишет: «Самые главные и важные правила так называемого нового метода заключаются в следующем: приём бывает только два раза в год и в определённые сроки... По новому методу, ново поступившему или новому отделению вся азбука сразу не показывается; например, показывается только а-б-н-т; они произносятся и называются и сейчас же пишутся. После показываются и пишутся другие начертания этих четырёх букв, (в тюркской азбуке иные буквы имеют два, иные три, а иные и четыре начертания). По усвоению указанного урока, начинаются упражнения, то есть из этих букв составляются некоторые слоги и слова, затем пишут их ... Таким образом, показывая каждый день одну или две новые буквы и упражнения детям в чтении и письме, нужно продолжать до конца азбуки; дети в состоянии будут читать, и писать всякие слова и выражения по-татарски. После этого можно перейти уже и к арабскому чтению, но только не начинать с Корана, а предварительно упражнять на примерах в чтении лёгких арабских слов. В 30-40 дней мектеб дойдёт до этой степени. Мектеб не станет противным детям, напротив, у них появится охота и любовь к занятиям. Бить и наказывать не придётся, ибо они каждый день будут понимать, и усваивать свои уроки. И с удовольствием будут ходить в мектеб. Когда же дети уже с умением читать и писать приступят к арабскому чтению, то можно будет начать с ними ильм - ухал, счисление и позже чистописание ... Один раз в год в присутствии общества нужно устроить экзамен, где будет показан годовой успех ... Главное в новом методе - начав с лёгкого, постепенно переходить к сложному» [4].
Из этих строк можно сделать вывод, что новометодные мектебы во многом превосходили старые.
Наглядным примером можно привести автобиографический рассказ Н. Челебиджихана (1885-1918) «Къарылгъачлар дуасы» («Молитва ласточек»), где показываются отрицательные черты «кадимий» мектебов, такие, как заучивание наизусть Корана и других религиозных текстов, что считалось религиозными наставниками достаточным для достижения знаний. Заучивание наизусть, таким образом, подменяло понимание приобретённых всесторонних знаний. Более того, зубрёжка велась с текста на арабском языке, что было особенно сложным для крымскотатарских детей, которые зачастую не имели навыка разговора на этом языке. При не исполнении данного задания учителя наказывали детей. Положительные черты новометодных мектебов: оформление классов (парты, доска и др.), введение в программу таких дисциплин, как география, арифметика, литература и др. Которые заинтересовывают детей к познанию окружающего мира, а через детей родители тоже начинают интересоваться разными науками.
В январе 1884 г. И. Гаспринский открыл первое учебное заведение в Крыму, где преподавание велось с использованием нового метода. На страницах своей газеты он писал о том, что в бахчисарайском приходе Кайтаз ага открылся мектебе, где будет преподаваться «турецкая и арабская грамота, письмо, чтение, арифметика и правила веры» [5]. Курс обучения был рассчитан на два года. В мектебе принимались дети семилетнего возраста. Учебное заведение находилось под наблюдением муэдзина Мапхмуда эфенди. Преподавать в школе стал сам И. Гаспринский, который в качестве учебного пособия начал использовать свой учебник «Ходжа-и-субъян» («Учитель детей»). Была установлена плата за обучение в размере одного рубля в месяц [6]. Именно с этого события началась история распространения джадидизма в Крыму и в России.
И. Гаспринский ставил вопрос о том, что выигранное «время школьного возраста детей не следует даром растрачивать». Учитель высказывал реально осуществимую идею о продолжении обучения, в процессе которого давать именно те знания, которые могли бы пригодиться «и в практической жизни» [7]. После того, как учащиеся изучили основы родной грамоты и необходимый комплекс богословских предметов, просветитель предложил включить в программу дальнейшего обучения те предметы, которые способствовали бы решению проблемы профориентации, то есть изучению того или иного ремесла. И. Гаспринский писал: «Подумайте, разве это не хорошо? Бахчисарай первый дал пример и ход звуковому методу преподавания дадим теперь первый пример и образ профессиональной школы, приноровленный к нашему быту и местным потребностям» [7].
Вместе с обучением ремеслу он предлагал ввести в программы мектебов - преподавание русского языка. В нём И. Гаспринский видел источник более глубоких знаний и широкие возможности дальнейшего продолжения обучения для крымскотатарских детей, вплоть до студенческой скамьи в одном из университетов страны.
Для преподавателей И. Гаспринским была подготовлена методическая рекомендация «Рехбер муаллимин яни муалимлер ёлдаши», знакомившая их с основами джадидистских принципов обучения. Методические рекомендации были направлены на то, чтобы развивать в крымскотатарских детях пытливость ума, будить живой интерес и жажду приобретения подлинно научных знаний, а главное было то, что обучение и воспитание рассматривались как единое целое, способное растить гармонически и всесторонне развитых людей.
Подготовка учительского корпуса в Бахчисарае осуществлялась следующим образом: мулла-учитель, который проявил такое желание, на протяжении нескольких недель или месяцев посещал лучшие в городе новометодные мектебы. На показательных занятиях и практике знакомился с основами джадидизма. Некоторые учителя заканчивали симферопольскую учительскую семинарию. Были случаи, когда учителя новометодных школ приобретали образование за границей, в частности, в Стамбуле. Все эти сведения показывают многообразие путей внедрение джадидизма в Крыму.
После затяжной борьбы за реформирование системы конфессионального обучения мусульман между джадидистами и учебной администрацией края Таврическое магометанское
духовное правление опубликовало принципиально важный документ: «Программа и общие правила для крымскотатарских духовных татарских мектебе». Согласно этой программе, наиболее значимым достижением джадидистов было введение пункта, по которому преподавание во всех мектебе губернии должно вестись «по новому способу и новейшим учебникам».
Достижением джадидистов было привнесение пункта программы, согласно которому всякий дурной поступок или плохое поведение ученика наказывались более гуманными способами. Было не допустимо, наказание розгами или иным физическим способом. В программу обучения входили следующие предметы: вероучения и религиозные догматы, правильное чтение Корона, история ислама, правописание, чистописание, начальная арифметика и толкование персидских слов. Тактическим поражением джадидистов было положение, которое не предусматривало изучения русского языка в мектебе. Необходимым было и упорядочение учебного процесса. Учебный процесс продолжался восемь месяцев в году. После экзаменов дети отпускались на лето домой. После окончания ученику выдавалось специальное свидетельство об окончании учебного заведения. Согласно «Программе и общим правилам для крымских духовных мектебе» помещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам. С опубликованием в 1909 году этого документа в типографии И. Гаспринского можно говорить о том, что все мектебе Крыма одновременно превратились в новометодные. Джадидисты Крыма одержали убедительную победу в деле реформирования начальных национальных учебных заведений (несмотря на ряд важных уступок).
Для успешного распространения новых методов понадобилась принципиально новая учебная и методическая литература. Это была большая проблема. Учебные пособия, составленные И.И. Казасом для русско-татарских училищ, хоть и выдержали несколько изданий, но уже устарели и не во всём отвечали потребностям мусульманских мектебов [8; 9]. И. Гаспринским были написаны и изданы в типографии его газеты популярные учебные пособия, существенно облегчившие применение звуковых принципов обучения в национальных школах. Среди них необходимо отметить выдержавшие несколько изданий четыре выпуска учебника «Ходжа-и-субъян» - первый светский учебник для татарских учебных заведений; «Тарих Ислям» - священная история; «Течвид» - предназначенной для правильного чтения сур Корана; «Сарф» - родная грамматика и др. Методы И. Гаспринского с успехом применялись не только в Крыму. С их использованием обучались дети в Волжской Татарии, Казахстане, Башкирии, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Сибири и Турции.
Для обучения правильному и красивому почерку И. Гаспринский предлагал наборы дешёвых каллиграфических тетрадей - прописей, которые широко использовались в печатных новометодных школах. «Способом наведения» они помогали учиться правильно писать арабской вязью. Для обучения крупному письму рекомендовали тетрадь «Слюс», а для мелкого «Рик-а». Совершенствовать своё умение в написании персидских текстов помогала тетрадь «Тамек».
Составленный учебник русского языка для татар со сравнительной грамматикой Али-Чилеби Боданинского и Ходжи Ахмед-эфенди, «Полный русско-татарский словарь крымскотатарского наречия» Османа Заатова, изданный в Симферополе в 1906 году (словарь заключает в себе наиболее употребительные слова и состоит из 120 страниц), статьи А. С. Айвазова посвящённые проблемам орфографии крымскотатарского языка, культуре и литературе русского народа, переводы О. Акчокраклы («Переводы из Крылова» - «Крыловдан он къыссе») и др. работы внесли большой вклад в развитие крымскотатарской педагогики.
Выводы. Методы И. Гаспринского относятся к золотому фонду педагогики. Без сомнения, они с полным правом могут быть поставлены в один ряд с трудами выдающихся педагогов эпохи. Его педагогические идеи во многом помогут более объёмно отразить проблемы развития многонациональной культуры Крыма конца XIX - начала ХХ века. Заслуги И. Гаспринского как лидера и пропагандиста прогрессивного педагогического движения, вошедшего в историю науки под названием «джадидизм», известны не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
В заключение приведём пример из хадиса, передающий слова пророка, но по содержанию близкий народной мудрости, к которой не раз обращался И. Гаспринский в своей
творческой деятельности: «Один день, проведённый на страже народного интереса, угоднее Аллаху, чем сорок дней поста и сорок ночей молитвы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования (реформирование эт-ноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в конце XIX начала XX века) / В.Ю. Ганкевич. - Симферополь: Таврия, 1995. - С. 110-122.
2. Гаспринский И. Россия и Восток / И. Гаспринский. - Казань: Фонд Жиен Татарское кн. изд-во, 1993.- С. 79-98.
3. Библиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период / подготовил А.Н. Кононов. - изд. 2-е, переработанное. - М.: Наука, 1989. - 251 с.
4. Гаспринский И. Что такое мектеб и новый метод? / И. Гаспринский // Голос Крыма. - 1999. - 10 сентября.
5. Новый мектеб // Переводчик - Терджиман. - 1891. - № 1. - 10 января.
6. Гаспринский И. 1851-1914: сб. документов и материалов / сост. В.Ю. Ганкевич. - Херсон, 1994. -С.86-97.
7. Бахчисарай // Переводчик - Терджиман. - 1895. - № 27. - 23 июня.
8. Казас И.И. Русский букварь для татарских народных училищ / И.И. Казас. - Одесса, 1870. - 30 с.
9. Краткий практический учебник русского языка, составленный для начальных татарских школ Таврической губернии бывшим инспектором Симферопольской татарской учительской школы И. Казасом / пер. на казан. наречие Максудов. - Казань: тип. Б.Л. Домбровского, 1900. - 60 с.