Научная статья на тему 'ДЖ. МЕЙДЖОР В ОЦЕНКАХ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ'

ДЖ. МЕЙДЖОР В ОЦЕНКАХ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
475
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН МЕЙДЖОР / МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР / ЕС / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОЛЬСТЕРСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Менщикова Юлия Валерьевна

Анализируется восприятие британским обществом личности премьер-министра Великобритании Джона Мейджора (1990-1997). Этот сюжет стал актуальным в связи с выходом Великобритании из ЕС и уточнением причин несформированности европейской идентичности среди британского населения и истеблишмента. Сделан вывод, что сегодня британцы позитивно оценивают Дж. Мейджора, однако его политика в отношении ЕС до сих пор вызывает несогласие британского общества, что снижает его положительный рейтинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

J. MAJOR IN ASSESSMENTS OF BRITISH SOCIETY: YESTERDAY AND TODAY

In the article highlights British public opinion on John Major, the 72nd Prime Minister of Great Britain (1990 to 1997). During his administration the UK joined the European Union; several steps were taken to resolve the conflict in Northern Ireland, etc. Today J. Major is an influential British politician. Seldom do Russian scientists conduct research on him. However, it has become relevant to address J. Major’s policy in connection with Brexit and the identification of the reasons for the lack of formation of the European identity among the British society and the establishment. The purpose of the study is to create an image of the politician based on British public opinion. The main sources to be applied are speeches, comments, articles and the autobiography of J. Major, materials of the UK Parliament and government, British media, public opinion polls, election results, and studies. The article focuses on some aspects of Major’s policy: the conditions of his becoming prime minister, the main directions of domestic policy, the measures regarding the European Exchange Rate Mechanism and the EU, the opposition represented by T. Blair, and steps taken to resolve the conflict in Northern Ireland. Research on J. Major’s policy was accompanied by the assessment of his actions by British society and establishment. From November 1990 to September 1992, the majority of British people were satisfied with both the work of J. Major and the Conservative Party. However, some politicians expressed disappointment at the involvement of the pound in the European Mechanism, and M. Thatcher publicly accused the successor of his rapprochement with the EU and the conclusion of the Maastricht Treaty. After September 16, 1992, when a sharp drop in the value of the pound sterling occurred, the rating of J. Major and the Conservative Party fell drastically. From September 1994 to November 1996, more than 60% of the British surveyed believed that the Conservatives were not trustworthy, and Major was being called “ineffective”. The conservative’s policy on the EU was not approved by British majority. J. Major sought to oppose the emergence of a European identity in the UK, but insisted on the need for European unification. It negatively affected public opinion on him. The political opponent T. Blair looked more determined and authoritative under the circumstances. Ultimately, it is concluded that today J. Major has a high rating among the British. The “Black Wednesday” of 1992 and the Tories’ policy towards the EU played a fatal role in his political image. The British saw a threat to their country in the integration and refused to be part of the EU. Nevertheless, during Major’s premiership, the economy began to recover, the Conservative Party was preserved, and positive results in resolving the Ulster Problem were achieved. However, the fruits of J. Major’s work in these areas appeared and were recognized by the British much later.

Текст научной работы на тему «ДЖ. МЕЙДЖОР В ОЦЕНКАХ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 74

УДК 321, 321.8, 327, 327.7, 329 Б01: 10.17223/19988613/74/15

Ю.В. Менщикова

ДЖ. МЕЙДЖОР В ОЦЕНКАХ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Анализируется восприятие британским обществом личности премьер-министра Великобритании Джона Мейджора (1990-1997). Этот сюжет стал актуальным в связи с выходом Великобритании из ЕС и уточнением причин несформированности европейской идентичности среди британского населения и истеблишмента. Сделан вывод, что сегодня британцы позитивно оценивают Дж. Мейджора, однако его политика в отношении ЕС до сих пор вызывает несогласие британского общества, что снижает его положительный рейтинг. Ключевые слова: Джон Мейджор, Маргарет Тэтчер, ЕС, европейская идентичность, Ольстерская проблема.

Джон Мейджор, член Консервативной партии и 72-й премьер-министр Соединенного Королевства, возглавлял британские правительства с 1990 по 1997 г. С его именем связаны важные события и процессы в истории Великобритании, например начало переговорного процесса в Северной Ирландии, подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза (ЕС) и др. Сегодня, спустя более 20 лет после отставки, консерватор остается влиятельным британским политиком.

Однако, несмотря на важность событий и процессов периода премьерства Дж. Мейджора, отечественные исследователи редко посвящают ему работы. Деятельность консерватора называют «тэтчеризмом с человеческим лицом», указывая на продолжение им курса М. Тэтчер. Политическое урегулирование конфликта в Северной Ирландии, а именно заключение Белфастского соглашения, состоялось в 1998 г. в период премьерства Т. Блэра, однако фундамент этого процесса был заложен консервативным правительством ранее и Дж. Мейджором в частности. Отсутствие большого интереса к личности тори и его премьерству в отечественной науке создает противоречие в восприятии образа консерватора и впечатление о нем как о политике, чья деятельность не имела высокой значимости. Подтверждают ли это сами британцы? В раскрытии поставленного вопроса важными являются англоязычные ресурсы - британские СМИ, опросы общественного мнения, результаты выборов, исследования, материалы парламента и правительства Великобритании.

Образ Дж. Мейджора складывался из комплекса факторов, которые объясняют позитивное и негативное отношение британцев к политику. Один из этих факторов - приход к власти после М. Тэтчер.

27 ноября 1990 г. Дж. Мейджор стал премьер-министром. «Он унаследовал все эти великие достижения последних одиннадцати с половиной лет, которые коренным образом изменили Великобританию, избавив ее от изнурительного, негативного влияния социализма», - высказалась М. Тэтчер о премьерстве Дж. Мейджора [1]. Этими словами баронесса подчеркивала высокую значимость личных заслуг в политическом наследии, которым обладал ее преемник. На начальном этапе пути к посту премьер-министра «же-

лезная леди» оказывала протекцию Дж. Мейджору. Однако затем поддержку сменила жесткая критика, обусловленная главным образом расхождением во взглядах на место Соединенного Королевства в европейской интеграции.

«Мое наследство было многообещающим. Ближайшая перспектива со всех сторон представляла собой море неприятностей» [2], - так охарактеризовал Дж. Мейджор свои первые дни в должности главы правительства. Действительно, в начале своего премьерства тори столкнулся с совокупностью проблем в области внутренней и внешней политики, решение которых требовалось незамедлительно: экономический спад, углубление разногласий внутри партии, «европейский» вопрос, последствия тэтчеризма, обострение Ольстерской проблемы.

Дж. Мейджор возглавил правительство тори, которое находилось у власти с 1979 г. Именем предыдущего лидера было названо целое направление в политике консервативного правительства Великобритании. «Миф и легенда уже вытесняли реальность», - говорил о тэт-черизме Дж. Мейджор, подразумевая стремление к преувеличению значимости роли М. Тэтчер и ее политики [1]. Консерватор подчеркивал, что каждый из них (и Тэтчер, и он сам) был продуктом своего времени, со своими характером и парламентскими позициями. Дж. Мейджор видел свою задачу в новой должности в исправлении ошибок предыдущего правительства, действуя при этом с минимумом суеты [2]. Таким образом, требовалась преемственность наследия М. Тэтчер, и вместе с тем были необходимы перемены.

Консерватор признавал, что с 1979 г. страна изменилась к лучшему [Ibid.]. Например, экономические изменения повысили гибкость и благосостояние экономики. Приватизация разрушила монолит государственной собственности, а госслужбы превратились в конкурентоспособные частные компании. Предпринимательство выиграло битву с социализмом. Личное богатство быстро росло, а собственность на дома, акции и сбережения значительно возросла [Ibid.]. Все это было благоприятной почвой для продолжения курса предыдущего правительства. В частности, Дж. Мейджор усилил политику ограничения государственного регулирования и отказа от контроля над ценами и заработ-

ной платой [3]. Продолжилась приватизация государственного сектора [4].

Дж. Мейджор при этом подчеркивал, что изменения в политике были неизбежными [2]. Некоторые непопулярные меры кабинета М. Тэтчер ему пришлось отменить, в частности «коммунальный», или «подушный», налог, который был введен в 1989 г. в Шотландии и в 1990 г. в Англии и Уэльсе. «Подушный налог был глубоко непопулярен и не мог продолжать действовать, хотя никакого альтернативного источника местного налогообложения не было. Эта мера оказалась катастрофой: несправедливой, неосуществимой и неприемлемой», - говорил о подушном налоге Дж. Мейджор [Ibid].

«Европейский вопрос» стал тяжелым бременем политического наследия М. Тэтчер для нового главы правительства. В качестве главного партнера на мировой арене «железная леди» видела США и подвергала критике курс на создание Европейского союза. В этих условиях внутри Консервативной партии обострилось противостояние евроскептиков и евроэнтузиастов. Большинство политиков считали, что дальнейшая изоляция от европейских государств губительна для Великобритании. Несмотря на то, что Дж. Мейджор был сторонником интеграции, он стремился проводить политику в этом направлении согласно концепции «Великобритания - сердце Европы» [5]. В 1992 г., в период премьерства тори, Великобритания вступила в Евросоюз. Действия консерватора в этой области сохранили целостность партии и открыли для Великобритании новые возможности.

Тем не менее многие политики и граждане продолжали поддерживать М. Тэтчер. Сторонники баронессы называли Дж. Мейджора предателем консерватизма, а сама «железная леди» публично обвиняла его в сближении с ЕС и заключении Маастрихтского договора [6. P. 16, 96, 98].

В начале 1990-х гг. партия тори не желала отказываться от политики тэтчеризма, но хотела, чтобы она осуществлялась не-тэтчеритскими средствами [1]. Жесткий лидер не всегда находит крепкую и продолжительную поддержку и среди граждан. После долгого пребывания во главе правительства «железной» М. Тэтчер Дж. Мейджор предстал перед избирателями более мягким и гибким политиком.

С одной стороны, приход к власти после М. Тэтчер увеличил политические очки Дж. Мейджора, поскольку новый премьер-министр олицетворял надежду на перемены и смягчение политического курса. С другой стороны, это не исключало критики его методов со стороны коллег и сравнения с предыдущим лидером, что, как правило, было не в его пользу.

Оппозиция в лице Т. Блэра - один из факторов, повлиявших на представления британцев о Дж. Мейджоре. В 1994 г. Т. Блэр был избран новым главой Лейбористской партии. Политик стал самым молодым лидером партии лейбористов за всю ее историю, на тот момент ему был 41 год. Его описывают целеустремленным, амбициозным, ярким и харизматичным политиком, карьерный рост которого был быстрым и не отягощенным разочарованиями [7. С. 5-6]. Главной целью

Т. Блэра было привести партию к власти. Ее достижению уже способствовало одно обстоятельство - кризис Европейского механизма регулирования валютных курсов в сентябре 1992 г., к которому Великобритания присоединилась в октябре 1990 г. Пост главы правительства в тот период занимала М. Тэтчер, должность канцлера казначейства - Дж. Мейджор.

Необходимость вступления Соединенного Королевства в механизм была обусловлена экономическими и политическими причинами. Во-первых, в стране замедлился экономический подъем 1980-х гг. В 1990 г. стала расти безработица, увеличилась инфляция, прекратился потребительский бум [8. С. 244-245]. Вступление островного государства в механизм должно было способствовать стабилизации британской экономики, а именно сокращению инфляции и снижению процентных ставок.

М. Тэтчер изначально выступала против присоединения к механизму, поскольку видела в этом угрозу национальному суверенитету. Однако «железная леди» изменила свою позицию на противоположную, так как оздоровление экономики могло оказать положительное влияние на ее рейтинги в период борьбы за пост председателя Консервативной партии и главы правительства. В этом заключалась политическая причина присоединения Великобритании к механизму.

В октябре 1990 г. на заседании Палаты общин Дж. Мейджор заявил о вступлении фунта стерлингов в Европейский механизм [9]. Канцлер казначейства утверждал, что этот шаг восстановит экономику уже в предстоящем году, создаст значительные преимущества для британской промышленности и сделает Великобританию еще более привлекательной для иностранных инвестиций [9].

Не дождавшись итогов выборов, М. Тэтчер сняла свою кандидатуру. В ноябре 1990 г. главой Консервативной партии и новым премьер-министром Соединенного Королевства стал Дж. Мейджор.

Уже в начале 1991 г. некоторые политики выражали разочарование в участии фунта в механизме [10]. В июле 1992 г. на заседании Палаты лордов лейбористом Д. Стоддартом был озвучен тезис о том, что внутри системы «британская экономика не только не растет, как утверждает правительство, но и балансирует на грани спада» [11].

До кризиса (с ноября 1990 г. по сентябрь 1992 г.) большинство британцев были довольны работой Дж. Мейджора, а Консервативная партия удерживала лидерство в вопросах экономики [6. Р. 205-206]. Сам политик так охарактеризовал это время: «Восемнадцать месяцев, предшествовавшие всеобщим выборам в апреле 1992 г., были для меня самым многообещающим временем в правительстве» [2].

События 16 сентября 1992 г. изменили позитивную тенденцию. Этот день вошел в историю Великобритании как «Черная среда», когда произошло резкое падение курса фунта стерлингов. По этой причине Соединенное Королевство покинуло европейскую валютную систему. В таких условиях правительство Дж. Мейджора решило защитить фунт валютными резервами, повышением процентных ставок и уста-

новлением жесткого контроля над государственными расходами [12].

Спустя несколько дней после этих событий Дж. Мейджор обратил внимание членов парламента на то, что за время членства Великобритании в механизме процентные ставки упали с 15 до 10%, экспорт вырос до рекордного уровня, производительность резко возросла, а инфляция снизилась с 11 почти до 3,5%. Тем не менее, по словам тори, покинуть систему было необходимо, поскольку она была неспособна выдержать такое масштабное давление спекулятивных атак [Ibid.].

Несмотря на утверждения премьер-министра о позитивных результатах участия страны в механизме, в ходе парламентских дебатов 24 сентября 1992 г. его обвиняли в том, что правительство не имело экономической стратегии [Ibid.]. В адрес Дж. Мейджора прозвучало: «...вместо того, чтобы добраться до сердца Европы, правительству удалось перевести Великобританию во второй дивизион» [Ibid.].

Провал участия Великобритании в механизме обменного курса показал неспособность островного государства оказывать значительное влияние на этот механизм. Экономика страны оказалась в зависимости от внешних факторов и других стран - участниц системы.

После кризиса рейтинг Дж. Мейджора и Консервативной партии значительно упал [6. P. 206]. События «Черной среды» выглядели противоречиво на фоне ранних заявлений тори о необходимости устранения классового неравенства в стране к 2000 г. [13. С. 155]. Кроме того, в 1993 г. произошло повышение налогов, несмотря на обещания (в ходе предвыборной кампании 1992 г.) их снизить [1]. В период с сентября 1994 г. по ноябрь 1996 г. более 60% опрошенных британцев считали, что консерваторы не заслуживают доверия [6. P. 208], а Дж. Мейджора называли «неэффективным», «неудачником», «нерешительным» и «не в состоянии объединить нацию» [Ibid. P. 204].

В марте 1997 г. британский журнал The Economist обозначил главной задачей Дж. Мейджора восстановление доверия к себе и своей партии. Автор статьи видел проблему тори в том, что его противник Т. Блэр выглядел решительным, авторитетным лидером, твердо отвечающим за свою партию, за которым люди хотели идти, даже если они не совсем знали, куда это приведет. В статье говорилось о том, что «мистер Мейджор не выглядел ни решительным, ни авторитетным, а его партия больше не способна к объединению». Изменить это представление перед выборами, по мнению автора, казалось невозможным [14]. Исход голосования подтвердил эти предположения. В 1997 г. Лейбористская партия получили самое большое в истории число мест в палате общин (419), а абсолютное большинство представителей партии в 179 человек стало самым крупным для любого правительства с 1935 г. Доля Консервативной партии в голосовании упала до чуть более 30%, это был их худший результат. Представительство Консервативной партии в палате общин составляло всего 165 мест - самый низкий показатель с 1906 г. Это подчеркивало упадок консерваторов как национальной политической силы, во главе которой стоял Дж. Мейджор [6. P. 199].

Спустя несколько лет после поражения на выборах 1997 г. тори заявил, что новые лейбористы перед ним в долгу [2]. По словам Дж. Мейджора, многие идеи, выдвинутые против консерваторов в ходе избирательной кампании 1997 г., были выдвинуты им самим в 1992 г., например выбор, собственность, ответственность и возможность. Тори также утверждал, что акцент на образование, здравоохранение и приоритеты государственных расходов, который делал Т. Блэр в 1997 г., был сделан консерватором ранее, в 1992 г. Дж. Мейджор сказал о риторике оппозиции следующее: «Язык новых лейбористов мог быть первоклассным, но он был вторичным» [Ibid.].

Обращаясь к событиям 1992 г., также стоит отметить, что Британия восстановилась после кризиса «Черной среды», и при Дж. Мейджоре начался самый длительный период непрерывного экономического роста. Однако в момент экономической катастрофы представление о способности консерваторов проводить эффективную экономическую политику изменилось и имело силу до всеобщих выборов 1997 г., когда Т. Блэр одержал победу.

Несмотря на экономическую катастрофу 1992 г., политика Дж. Мейджора продолжала разворачиваться в европейском направлении. Сразу после кризиса премьер-министр заявил о невозможности отказа от дальнейшей интеграции с ЕС, что, по его мнению, отвечало долгосрочным национальным интересам [12]. При этом политик не разделял мнения о неизбежности централизованной Европы. Он полагал, что национальные интересы стран - участниц ЕС всегда будут для них на первом месте. Дж. Мейджор продолжал настаивать на том, что Великобритания должна быть не просто членом, а играть лидирующую роль в Европейском сообществе [Ibid.].

Тори видел в объединенной Европе свои цели, в частности продвижение британских интересов в региональной и мировой политике. Их осуществление было несовместимо с «мягкой силой» ЕС, которая выражалась в целенаправленном формировании у граждан стран - участниц объединения европейской идентичности. В июне 1992 г. 71% британцев говорили, что не чувствуют себя европейцами, предпочитая национальную идентичность [15]. Дж. Мейджор четко понимал, что у граждан Великобритании существуют опасения потерять национальную самоидентификацию. В своей риторике политик поддерживал такой настрой британцев в отношении союза. Он утверждал, что национальные интересы не должны быть сметены риторикой о единстве [16].

К середине 1990-х гг. по всей стране распространились антиевропейские настроения. Это отразилось в опросах общественного мнения и транслировалось газетами -от Daily Telegraph до The Sun [17]. Данные Евробаро-метра также подтверждают эту тенденцию. Осенью 1995 г. 44% опрошенных британцев (большинство) не видели преимуществ от участия в ЕС [18]. В 19961997 гг. Великобритания оставалась среди лидеров по числу граждан, выступающих против интеграции [19, 20].

С одной стороны, можно говорить о том, что в 1990-х гг. государственная власть в Британии в лице

премьер-министра Дж. Мейджора оказывала сопротивление проникновению «мягкой силы» Евросоюза в страну. Обостренное чувство британцев своей национальной идентичности было опорой в этом противостоянии и поэтому целенаправленно укреплялось, подчеркивалось. С другой стороны, Дж. Мейджор продолжал настаивать на необходимости сближения со странами ЕС, что негативно влияло на мнение о нем граждан Соединенного Королевства.

К положительным результатам политики Дж. Мейджора можно отнести его шаги по урегулированию конфликта в Северной Ирландии. Работа премьер-министра в этом направлении положила начало Соглашению Страстной пятницы в 1998 г. [21].

Дж. Мейджор утверждал, что, когда он стал премьер-министром, решение Ольстерской проблемы было в числе основных приоритетов его политики [2]. «Ненависть и вражда в Северной Ирландии вырвались на первый план моего сознания», - писал тори [Ibid.]. Свои задачи он видел в достижении урегулирования, прекращении насилия и сохранении Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства [Ibid.]. Для этого британское правительство во главе с Дж. Мейджором провело серию переговоров с противоборствующими сторонами. Также в 1993 г. была обнародована «Объединенная декларация», основные принципы которой -самоопределение, компромисс, мирные и демократические методы как единственная стратегия для разрешения конфликта. С целью достижения консенсуса правительствами Республики Ирландия и Великобритании также была разработана «Новая основа для соглашения», где были определены новые межгосударственные институты, которые должны были соединять Северную Ирландию с Республикой Ирландия и Республику Ирландия с Великобританией [22. C. 125].

В этих условиях Дж. Мейджор проявил большое терпение, умение вести переговоры и выступил в качестве миротворца. «Новые лейбористы» во главе с Т. Блэром продолжили работу в области урегулирования Ольстерской проблемы, в основу которой легли результаты действий предыдущих правительств, в частности Дж. Мейджора.

Сегодня Дж. Мейджор обладает высоким рейтингом среди британцев. Он является седьмым по популярности политиком Великобритании и третьим по популярности консервативным политиком [23]. В феврале 2015 г. граждане Соединенного Королевства отдали ему большинство голосов в вопросе о том, поддержка

со стороны каких политиков будет преимуществом для сегодняшних кандидатов [24]. Высокая оценка авторитета Дж. Мейджора после его отставки сближает консерватора с М. Тэтчер и значительно отдаляет от Т. Блэра, поскольку последний набрал наименьшее число голосов поддержки. Это свидетельствует об определенной переоценке британцами политиков своей страны.

Дж. Мейджора описывают хорошим оратором, настойчивым и решительным политиком, способным находить компромисс. Его отличали скромность и рачительное отношение к государственным средствам [13. С. 150]. В решении проблем он стремился сузить фокус обсуждения до одного конкретного вопроса, что выражало прагматичность его подхода [1].

Роковую роль для политического образа тори сыграли «Черная среда» 1992 г. и его политика в отношении Евросоюза. При этом эффект «Черной среды» отразился на рейтинге Дж. Мейджора незамедлительно. Экономическая катастрофа стала основанием для обвинений политика в некомпетентности в вопросах экономики [6. Р. 102]. Ухудшение личного экономического благосостояния в 1992 г. стало аспектом, определившим отношение британцев к действовавшей власти и не позволившим консерватору одержать победу в 1997 г.

Последствия вступления Великобритании в ЕС проявились значительно позже. Британцы стали видеть в интеграции угрозу для своей страны и выразили несогласие с дальнейшим нахождением в Евросоюзе выходом из него. Негативное отношение к политике Дж. Мейджора в отношении ЕС граждане Великобритании подтвердили в мае 2019 г., когда их спросили: «Если бы вы могли выбрать одного британского премьер-министра из последних тридцати лет для ведения переговоров по Брекзиту, кто бы это был?» Большинство голосов, 44%, было отдано М. Тэтчер. Дж. Мей-джор оказался на пятом месте из семи в рейтинге, набрав лишь 4% голосов [25].

Тем не менее еще в период премьерства тори началось оздоровление экономики, что в перспективе благоприятно отразилось на состоянии страны. Дж. Мейджору также удалось сохранить целостность Консервативной партии и достичь положительных результатов в области урегулирования Ольстерской проблемы. Однако плоды его работы в этих направлениях проявились и были признаны британцами значительно позже.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kavanagh D. John Major's political legacy // OpenEdition Journals. 2009. URL: https://journals.openedition.org/osb/717?lang=en (accessed:

20.04.2020).

2. Major J. The Autobiography // ЛитРес : библиотека. М., 2020. URL: https://www.litres.ru/john-major/john-major-the-autobiography/ (дата обра-

щения: 10.12.2020).

3. Бунькова Л.А. Опыт социального реформирования консервативных правительств Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора в Великобритании //

Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3. С. 46-54.

4. Past Prime Ministers : Baroness Margaret Thatcher // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/history/past-prime-ministers/margaret-

thatcher (accessed: 29.09.2020).

5. Prime Minister's Comments on the Maastricht Treaty : Press Release, 19 June 1992 // Sir John Major KG CH Prime Minister of Great Britain and

Northern Ireland 1990-1997. 2020. URL: http://www.johnmajorarchive.org.uk/1990-1997/press-release-prime-ministers-comments-on-the-maastricht-treaty- 19-june-1992/ (accessed: 16.11.2020).

6. Major premiership. Politics and Policies under John Major / еd. P. Dorey London : Palgrave Macmillan, 1999. 293 p.

7. Громыко Ал.А. Тони Блэр: десять лет во главе Британии // Современная Европа. 2007. N° 2 (30). С. 5-21.

8. Великобритания: эпоха реформ / А.А. Громыко [и др.]; под ред. А.А. Громыко. М. : Весь Мир, 2007. 536 с.

9. Exchange Rate Mechanism (15 October 1990) / Commons Sitting // UK Parliament. 2020. URL: https://api.parliament.uk/historic-

hansard/commons/1990/oct/15/exchange-rate-mechanism (accessed: 27.08.2020).

10. Exchange Rate Mechanism (13 February 1991) / Commons Sitting // UK Parliament. 2020. URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/lords/1991/feb/13/exchange-rate-mechanism (accessed: 27.08.2020).

11. Exchange Rate Mechanism (06 July 1992) / Commons Sitting // UK Parliament. 2020. URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/lords/1992/jul/06/exchange-rate-mechanism (accessed: 27.08.2020).

12. The Parliamentary Debates (24 September 1992) // UK Parliament. 2020. URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm199293/cmhansrd/1992-09-24/Debate-2.html (accessed: 28.08.2020).

13. Капитонова Н.К. Последний британский премьер-консерватор ХХ века: по страницам его мемуаров // Новая и новейшая история. 2009. № 4. С. 150-162.

14. Can he win? // The Economist Newspaper. 1997. 20 March. URL: https://www.economist.com/leaders/1997/03/20/can-he-win (accessed: 03.05.2020).

15. Eurobarometer 37. Public Opinion in the European on the European community. June 1992. URL: https://ec.europa.eu/commirontoffice/publicopinion/ archives/eb/eb37/eb37_en.htm (accessed: 22.11.2019).

16. Mr Major's "Europe and the World Speech" 7 September 1992 // Sir John Major KG CH Prime Minister of Great Britain and Northern Ireland 19901997. URL: http://www.johnmajorarchive.org.uk/1990-1997/mr-majors-europe-and-the-world-speech-7-september-1992/ (accessed: 11.02.2020).

17. The end is nigh // The Economist Newspaper. 1997. 20 March. URL: https://www.economist.com/britain/1997/03/20/the-end-is-nigh (accessed: 03.05.2020).

18. Eurobarometer 43. Public Opinion in the European on the European community. April-May 1992. URL: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/ publicopinion/archives/eb/eb43/eb43_en.pdf (accessed: 18.11.2019).

19. Eurobarometer 44. Public Opinion in the European on the European community. April 1996. URL: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/ publicopinion/archives/eb/eb44/eb44_en.pdf (accessed: 18.11.2019).

20. Eurobarometer 47. Public Opinion in the European on the European community. November 1997. URL: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/ publicopinion/archives/eb/eb47/eb47_en.pdf (accessed: 18.11.2019).

21. The Rt Hon Sir John Major KG CH / Past Prime Ministers / History // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/history/past-prime-ministers/john-major (accessed: 27.08.2020).

22. Волков Т.А. Процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии и консервативная партия Великобритании (1988-1996 гг.) // Вестник ВятГУ. 2012. № 4. С. 123-127.

23. The most popular politicians & political figures in the UK // YouGov. 2018. URL: https://yougov.co.uk/ratings/politics/popularity/politicians-political-figures/all (accessed: 17.03.2020).

24. Shakespeare S. Blair an election liability and Major an asset, say voters // YouGov. 2018. URL: https://yougov.co.uk/topics/politics/articles-reports/2015/02/18/blair-election-liability-and-major-asset-say-voter (accessed: 25.08.2019).

25. If you could choose one British Prime Minister from the last thirty years to be leading Brexit negotiations, who would it be? // YouGov. 2018. URL: https://yougov.co.uk/topics/politics/survey-results/daily/2019/05/20/62e84/2 (accessed: 12.02.2021).

Yulia V. Menshchikova, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: menshchikova.yu@mail.ru J. MAJOR IN ASSESSMENTS OF BRITISH SOCIETY: YESTERDAY AND TODAY

Keywords: John Major, Maastricht Treaty, European Union, European identity, Ulster problem.

In the article highlights British public opinion on John Major, the 72nd Prime Minister of Great Britain (1990 to 1997). During his administration the UK joined the European Union; several steps were taken to resolve the conflict in Northern Ireland, etc. Today J. Major is an influential British politician.

Seldom do Russian scientists conduct research on him. However, it has become relevant to address J. Major's policy in connection with Brexit and the identification of the reasons for the lack of formation of the European identity among the British society and the establishment. The purpose of the study is to create an image of the politician based on British public opinion. The main sources to be applied are speeches, comments, articles and the autobiography of J. Major, materials of the UK Parliament and government, British media, public opinion polls, election results, and studies.

The article focuses on some aspects of Major's policy: the conditions of his becoming prime minister, the main directions of domestic policy, the measures regarding the European Exchange Rate Mechanism and the EU, the opposition represented by T. Blair, and steps taken to resolve the conflict in Northern Ireland.

Research on J. Major's policy was accompanied by the assessment of his actions by British society and establishment. From November 1990 to September 1992, the majority of British people were satisfied with both the work of J. Major and the Conservative Party. However, some politicians expressed disappointment at the involvement of the pound in the European Mechanism, and M. Thatcher publicly accused the successor of his rapprochement with the EU and the conclusion of the Maastricht Treaty.

After September 16, 1992, when a sharp drop in the value of the pound sterling occurred, the rating of J. Major and the Conservative Party fell drastically. From September 1994 to November 1996, more than 60% of the British surveyed believed that the Conservatives were not trustworthy, and Major was being called "ineffective". The conservative's policy on the EU was not approved by British majority. J. Major sought to oppose the emergence of a European identity in the UK, but insisted on the need for European unification. It negatively affected public opinion on him. The political opponent T. Blair looked more determined and authoritative under the circumstances.

Ultimately, it is concluded that today J. Major has a high rating among the British. The "Black Wednesday" of 1992 and the Tories' policy towards the EU played a fatal role in his political image. The British saw a threat to their country in the integration and refused to be part of the EU. Nevertheless, during Major's premiership, the economy began to recover, the Conservative Party was preserved, and positive results in resolving the Ulster Problem were achieved. However, the fruits of J. Major's work in these areas appeared and were recognized by the British much later.

REFERENCES

1. Kavanagh, D. (2009) John Major's political legacy. [Online] Available from: https://journals.openedition.org/osb/717?lang=en (Accessed: 20th April

2020).

2. Major, J. (2020) The Autobiography. [Online] Available from: https://www.litres.ru/john-major/john-major-the-autobiography/ (Accessed: 10th De-

cember 2020).

3. Bunkova, L.A. (2008) Opyt sotsial'nogo reformirovaniya konservativnykh pravitel'stv Margaret Tetcher i Dzhona Meydzhora v Velikobritanii [The

experience of social reform of the conservative governments of Margaret Thatcher and John Major in Great Britain]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 3. pp. 46-54.

4. The UK Government. (n.d.) Past Prime Ministers: Baroness Margaret Thatcher. [Online] Available from: https://www.gov.uk/government/history/

past-prime-ministers/margaret-thatcher (Accessed: 29th September 2020).

5. Johnmajorarchive.org.uk. (1992) Prime Minister's Comments on the Maastricht Treaty: Press Release, 19 June 1992. [Online] Available from:

http://www.johnmajorarchive.org.uk/1990-1997/press-release-prime-ministers-comments-on-the-maastricht-treaty-19-june-1992/ (Accessed: 16th November 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dorey, P. (ed.) (1999) Major Premiership. Politics and Policies under John Major. London: Palgrave Macmillan.

7. Gromyko, Al.A. (2007) Tony Blair: ten years at the head of Britain. Sovremennaya Evropa — Contemporary Europe. 2(30). pp. 5-21. (In Russian).

8. Gromyko, A.A. (ed.) (2007) Velikobritaniya: epokha reform [Great Britain: the era of reforms]. Moscow: Ves' Mir.

9. UK Parliament. (2020a) Exchange Rate Mechanism (15th October 1990). [Online] Available from: https://api.parliament.uk/historic-

hansard/commons/1990/oct/15/exchange-rate-mechanism (Accessed: 27th August 2020).

10. UK Parliament. (2020b) Exchange Rate Mechanism (13rg February 1991). [Online] Available from: https://api.parliament.uk/historic-hansard/lords/1991/feb/13/exchange-rate-mechanism (Accessed: 27th August 2020).

11. UK Parliament. (2020c) Exchange Rate Mechanism (6th July 1992). [Online] Available from: https://api.parliament.uk/historic-hansard/lords/1992/jul/06/exchange-rate-mechanism (Accessed: 27th August 2020).

12. UK Parliament. (2020d) The Parliamentary Debates (24th September 1992). [Online] Available from: https://publications.parliament.uk/ pa/cm199293/cmhansrd/1992-09-24/Debate-2.html (Accessed: 28th August 2020).

13. Kapitonova, N.K. (2009) John Major: the last British Prime Minister-Conservative in the 20th century. Based on his memoirs. Novaya i noveyshaya istoriya—Modern and Contemporary Histroy. 4. pp. 150-162. (In Russian).

14. The Economist Newspaper. (1997) Can he win? 20th March. [Online] Available from: https://www.economist.com/leaders/1997/03/20/can-he-win (Accessed: 3rd May 2020).

15. Eurobarometer 37. (1992) Public Opinion in the European on the European community. June. [Online] Available from: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/ archives/eb/eb37/eb37_en.htm (Accessed: 22.11.2019).

16. Johnmajorarchive.org.uk. (1992) Mr Major's "Europe and the World Speech" 7 September 1992. [Online] Available from: http://www.johnmajorarchive.org.uk/1990-1997/mr-majors-europe-and-the-world-speech-7-september-1992/ (Accessed: 11th February 2020).

17. The Economist Newspaper. (1997) The end is nigh. 20th March. [Online] Available from: https://www.economist.com/britain/1997/03/20/the-end-is-nigh (Accessed: 3rd May 2020).

18. Eurobarometer 43. (1992) Public Opinion in the European on the European Community. April-May. [Online] Available from: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/ publicopinion/archives/eb/eb43/eb43_en.pdf (Accessed: 18th November 2019).

19. Eurobarometer 44. (1996) Public Opinion in the European on the European Community. April. [Online] Available from: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/eb/eb44/eb44_en.pdf (Accessed: 18th November 2019).

20. Eurobarometer 47. (1997) Public Opinion in the European on the European Ccommunity. November. [Online] Available from: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/eb/eb47/eb47_en.pdf (Accessed: 18th November 2019).

21. The UK Gobernment. (n.d.) The Rt Hon Sir John Major KG CH. [Online] Available from: https://www.gov.uk/government/history/past-prime-ministers/john-major (Accessed: 27th August 2020).

22. Volkov, T.A. (2012) Protsess mirnogo uregulirovaniya v Severnoy Irlandii i konservativnaya partiya Velikobritanii (1988-1996 gg.) [Peace Process in Northern Ireland and the Conservative Party of Great Britain (1988-1996)]. Vestnik VyatGU- Herald of Vyatka State University. 4. pp. 123-127.

23. YouGov. (2018a) The most popular politicians & political figures in the UK. [Online] Available from: https://yougov.co.uk/ratings/politics/popularity/politicians-political-figures/all (Accessed: 17th March 2020).

24. Shakespeare, S. (2018) Blair an election liability and Major an asset, say voters. [Online] Available from: https://yougov.co.uk/topics/politics/articles-reports/2015/02/18/blair-election-liability-and-major-asset-say-voter (Accessed: 25th August 2019).

25. YouGov. (2018b). If you could choose one British Prime Minister from the last thirty years to be leading Brexit negotiations, who would it be? [Online] Available from: https://yougov.co.uk/topics/politics/survey-results/daily/2019/05/20/62e84/2 (Accessed: 12.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.