Научная статья на тему 'Двусторонние встречи на саммите «Группы восьми» 2008 г'

Двусторонние встречи на саммите «Группы восьми» 2008 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА ВОСЬМИ / САММИТ / ДВУСТОРОННИЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GROUP OF EIGHT / G8 / SUMMIT / BILATERAL NEGOTIATIONS / GLOBAL GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рахмангулов Марк Ринадович

В статье представлен обзор двусторонних встреч глав государств и правительств «Группы восьми» состоявшихся во время саммита в Японии. Всего их было проведено более пятидесяти, что еще раз подтверждает значение саммитов для двустороннего общения. При этом около 40% всех переговоров пришлось на встречи с восемью экономически значимыми странами, приглашенными на саммит, что указывает на значимость этих государств для выработки более ответственных и эффективных подходов к решению глобальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bilateral Meetings at the G8 Hokkaido Toyako Summit

The paper reviews bilateral meetings of the G8 leaders during the Hokkaido Toyako summit. The number of meetings (more than 50) indicates the importance of the summit as an opportunity for bilateral talks. «Outreach 5» and 3 other major economies account for about 40% of all meetings, which underscores their importance in developing effective responses to global challenges.

Текст научной работы на тему «Двусторонние встречи на саммите «Группы восьми» 2008 г»

Двусторонние встречи на саммите «Группы восьми» 2008 г.

М.Р. Рахмангулов*

В статье представлен обзор двусторонних встреч глав государств и правительств «Группы восьми», состоявшихся во время саммита в Японии. Всего их было проведено более пятидесяти, что еще раз подтверждает значение саммитов для двустороннего общения. При этом около 40% всех переговоров пришлось на встречи с восемью экономически значимыми странами, приглашенными на саммит, что указывает на значимость этих государств для выработки более ответственных и эффективных подходов к решению глобальных проблем.

Саммиты «Группы восьми» предоставляют удобную возможность их участникам провести ряд двусторонних встреч, некоторые из которых по значимости могут не уступать обсуждению в рамках привычных форматов саммитов.

Всего за время саммита на Хоккайдо лидеры стран «Группы восьми» провели 51 двустороннюю встречу, как со своими коллегами по «Восьмерке», так и с представителями других приглашенных стран. Первые переговоры прошли 6 июля, т.е. еще до формального начала саммита. Хозяин саммита премьер-министр Японии Ясуо Фукуда принял первых прибывших на Хоккайдо лидеров: президента США Джорджа Буша и премьер-министра Канады Стивена Харпера. Большее количество встреч между лидерами стран «Восьмерки» состоялось 7 июля, за день до начала рабочей сессии «Группы восьми». Из-за плотного графика некоторые из них были перенесены на следующий день. В тот же день состоялись двусторонние переговоры с лидерами некоторых африканских государств, а 9 июля - с участием представителей стран - участниц расширенного диалога.

Двусторонние встречи с лидерами стран Африки были немногочисленными. Хозяин саммита премьер-министр Японии Ясуо Фу-куда провел переговоры с представителями лишь трех африканских стран: ЮАР1, Алжира и Нигерии. Президент Франции Николя Саркози встретился со своим алжирским коллегой. Алжир, долгое время бывший французской колонией, в настоящее время активно сотрудничает с Францией, что особенно важно для президен-

та Саркози в преддверии саммита Союза для Средиземноморья (СДС) в Париже - организации, призванной объединить страны южного и восточного побережий Средиземного моря и страны, входящие в Европейский союз.

В отличие от других лидеров «Восьмерки» президент США и премьер-министр Великобритании проявили большую активность в обсуждении проблем африканского континента. В значительной мере это было связано с необходимостью преодоления политического кризиса в Зимбабве, возникшего после проведения президентских выборов. И Джордж Буш, и Гордон Браун встречались с президентом Танзании, являющимся одновременно председателем Африканского союза - организации, от которой они ожидали более резкого осуждения действий зимбабвийских властей. Также Гордон Браун встретился с президентом ЮАР -страны, обладающей значительным политическим влиянием в Африке южнее Сахары.

Следует отметить, что ранее эта проблема обсуждалась в ходе встречи министров иностранных дел «Группы восьми» 27 июня в Киото. Тогда помимо заявления по ситуации в Зимбабве было также принято заявление по положению дел в Афганистане. Тем не менее на уровне лидеров проблема Афганистана была затронута лишь в Заявлении по противодействию терроризму, в то время как по ситуации в Зимбабве было принято отдельное заявление лидеров, зафиксировавшее необходимость принятия финансовых и других мер в отношении лиц, ответственных за насилие. Очевидно, что задача формирования позиции по ситуации, сложившейся в Зимбабве, на данный момент имеет приоритетное значение в силу необходимости экстренно реагировать на происходящие там события. Но немаловажны и усилия Великобритании и США, благодаря которым осуждение режима Роберта Мугабе и принятие коллективных мер по разрешению конфликта стали одними из основных вопросов повестки саммита.

Этот сюжет получил продолжение после окончания саммита во время дебатов в Совете Безопасности ООН по поводу принятия резо-

* Марк Ринадович Рахмангулов - стажер-исследователь Исследовательской группы «Группы восьми» ИМОМС ГУ ВШЭ.

1 Южно-Африканская Республика одновременно является участником расширенного диалога (иногда называемого «Группой пяти») и была приглашена на сессию, посвященную проблемам Африки.

люции по Зимбабве. США и Великобритания особенно настаивали на введении санкций против зимбабвийских властей, но Россия и Китай, а также непостоянные члены Совета Безопасности Ливия, ЮАР и Вьетнам проголосовали против принятия соответствующей резолюции (Индонезия воздержалась)2.

Всего между представителями африканских стран и лидерами стран «Восьмерки» было проведено 7 встреч, что составило около 14% всех двусторонних переговоров с участием лидеров стран «Восьмерки». Для сравнения, доля встреч с пятью странами - участницами расширенного диалога3 составила почти 30%. Но это не означает снижения значимости проблем развития Африки на саммите. В процессе подготовки к встрече на Хоккайдо был проведен ряд важных мероприятий: 2-й саммит ЕС - Африка в декабре 2007 г. и 4-я Международная конференция по развитию Африки (Токио). Активную подготовительную работу провели специальные представители глав государств и правительств «Группы восьми» по Африке. Более того, общению с африканскими лидерами был целиком посвящен первый день работы саммита. Таким образом, при отсутствии серьезных двусторонних отношений, необходимость в переговорах «с глазу на глаз» была невелика.

Наибольшее количество двусторонних встреч провел лидер страны, председательствующей в «Восьмерке», премьер-министр Японии Ясуо Фукуда. Хозяин саммита традиционно устанавливает контакты со своими партнерами заранее. Фукуда впервые принимал участие в подобном мероприятии и был ограничен во времени для подготовки, так как занял пост премьера лишь в конце сентября 2007 г. Несмотря на это, он провел значительную подготовительную работу, встретившись с некоторыми лидерами «Восьмерки» в течение нескольких месяцев до начала саммита, что можно отнести к числу его достижений. Японский лидер посетил канцлера Германии, председателя Совета министров Италии, премьер-министра Великобритании и президента России. Противостояние с оппозицией и другие проблемы внутри страны помешали ему совершить визиты во все страны «Группы восьми».

В этих условиях Ясуо Фукуде было особенно важно встретиться с лидерами «Восьмерки»

на Хоккайдо. Хозяину саммита необходимо было еще раз уточнить позиции участников и найти возможности для достижения конкретных договоренностей. По всей видимости, премьер Фукуда добился при этом некоторого успеха. Например, предложение о необходимости переговоров в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата о сокращении выбросов в атмосферу было поддержано даже таким традиционным противником ограничений на выбросы, как США.

Примечательно, что отсутствует официальная информация о двусторонней встрече Ясуо Фукуды с президентом Франции Николя Саркози. Тем не менее пресс-секретарь Министерства иностранных дел Японии сообщил, что во время рабочей встречи лидеров «Восьмерки» 8 июля один из участников высказался за расширение «Группы восьми» путем включения новых членов, а трое других лидеров возразили ему, выступив против4. Ранее именно Нико-ля Саркози выдвигал предложение о расширении «Восьмерки». До начала саммита Япония и США заявляли, что они против изменения текущего формата организации5. Не исключено, что отсутствие двусторонней встречи между Фукудой и Саркози может объясняться их противоположными позициями по такому острому, но не включенному в повестку саммита вопросу, как расширение «Группы восьми».

Помимо вопросов, имевших непосредственное отношение к главным темам саммита, Ясуо Фукуда обсуждал со своими партнерами вопросы двусторонних взаимоотношений и проблемы, волнующие Японию. В частности, премьеру Японии было важно заручиться поддержкой «Восьмерки» не только по проблеме ядерной программы КНДР, в которой в последнее время наметился определенный прогресс, но и по проблеме похищенных северокорейскими властями японских граждан. Этот вопрос подробно рассматривался во время переговоров премьер-министра Фукуды с президентом Бушем. На встрече лидеров США и Японии также обсуждалось укрепление и дальнейшее развитие сотрудничества двух стран в военной сфере и в области поддержания мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На встрече с президентом России Дмитрием Медведевым Ясуо Фукуда поднял самый

2 UN Security Council Meeting on Peace and Security in Africa (Zimbabwe) record, 11/07/2008, http://daccessdds. un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/419/47/PDF/N0841947.pdf.

3 Бразилия, Индия, Китай, Мексика, ЮАР.

4 The Fourth Press Conference by the Press Secretary, 08/07/2008, http://www.mofa.go.jp/announce/ press/2008/7/0708-4.html.

5 U.S. against expansion of G-8 summit membership. Kyodo News, 07/07/2008.

больной вопрос российско-японских взаимоотношений - проблему так называемых «северных территорий». Можно предположить, что желание японцев активизировать разрешение этого спора с новым российским президентом до определенной степени повлияло на выбор места проведения саммита. Хоккайдо является самым северным японским островом и находится в непосредственной близости от проблемных территорий. Более того, японское правительство считает «северные территории» административным округом префектуры Хоккайдо6. Никакого прорыва по этому вопросу не ожидалось, стороны объявили о своих позициях задолго до начала саммита. Еще раз была подчеркнута необходимость дальнейших переговоров.

Интересно проанализировать состав встреч второго новичка саммита - президента России Дмитрия Медведева7. Понятно, что новый российский президент привлекает к себе внимание зарубежных лидеров и прессы. Это связано и со специфической конфигурацией власти в стране (имеющий значительное политическое влияние и популярность премьер), и с желанием понять, как может в дальнейшем измениться внешняя политика России. Примечательно, что первый для Владимира Путина саммит «Группы восьми» также проходил в Японии и также был последним для президента США.

Ранее Дмитрий Медведев встречался с канцлером Германии (в ходе своего официального визита в эту страну), президентом США (в Сочи), премьер-министром Японии (в ходе его визита в Россию в апреле) и председателем Комиссии европейских сообществ (на саммите Россия - Евросоюз в Ханты-Мансийске)8. На Хоккайдо Дмитрий Медведев впервые в статусе президента РФ встретился с Гордоном Брауном, Николя Саркози и Сильвио Берлускони. С премьер-министром Канады Стивеном Хар-пером и председателем Комиссии европейских сообществ Жозе Мануэлом Баррозу отдельных переговоров проведено не было.

Естественно, что значительная часть времени на таких встречах была посвящена дву-

сторонним отношениям России с партнерами по «Группе восьми». В частности, с США обсуждались такие проблемные вопросы, как размещение элементов противоракетной обороны в Восточной Европе, необходимость отмены поправки Джексона-Вэника, напряженность в российско-грузинских отношениях. На встрече с канцлером Германии обсуждались в том числе вопросы энергетического сотрудничества двух стран. Встреча с президентом Франции Николя Саркози, который с 1 июля занял пост председателя Совета Европейского союза, имела для президента Медведева особую значимость в свете начала переговоров по заключению нового базового соглашения между Россией и ЕС. Встреча с Сильвио Берлускони, хорошие отношения с которым достались Медведеву «по наследству» от его предшественника, также была очень важной. Ведь именно в Италии пройдет следующий саммит «Группы восьми», корме того, с этой страной, так же как и с Германией, у России установились активные экономические взаимоотношения, и существует ряд совместных проектов.

Одна из самых сложных встреч Дмитрия Медведева - с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном - проходила на неблагоприятном информационном фоне нового витка российско-британского шпионского противостояния, который начался в минувшие выходные. Некоторые британские газеты, в частности The Times, без ссылки на конкретные источники сообщили, что разведсообщес-тво Соединенного Королевства считает российские спецслужбы одной из главных угроз безопасности своей страны9. Уже после встречи 8 июля в эфире ночной аналитической программы Newsnight на канале BBC1 были приведены слова анонимного высокопоставленного сотрудника британской разведслужбы о том, что за убийством политэмигранта Александра Литвиненко стоит государство, а не простые злоумышленники. Во время переговоров были подняты самые острые проблемы двусторонних отношений: «Дело Литвиненко», закрытие филиалов Британского совета, проблемы компании ТНК-BP. Также обсуждались проблемы

6 The Hokkaido government's views on the Northern Territories issue, http://www.pref.hokkaido.lg.jp/sm/hrt/hp-en/polic-en.htm.

7 Гордон Браун, ставший премьер-министром Великобритании в июне 2007 г., уже после встречи в Хайлиген-дамме, с 1997 г. участвовал в саммитах в качестве министра финансов и имеет значительный опыт экономической дипломатии.

8 На момент встреч с Бушем и Фукудой Дмитрий Медведев имел статус вновь избранного, но не вступившего в должность президента Российской Федерации.

9 Russia rated UK's biggest threat after al-Qaeda and Iran. The Times, 04/07/2008.

ближневосточного урегулирования и иранская ядерная программа. Несмотря на то что обе стороны назвали прошедшую встречу «конструктивной», ни одна из проблем не была решена, а ухудшение отношений продолжилось. Уже 10 июля появилась информация об обвинениях в шпионаже в адрес сотрудника британского посольства в Москве.

Еще одним пунктом переговоров президента Медведева с лидерами стран «Восьмерки» стал Договор о европейской безопасности, идею разработки которого он предложил во время своего визита в Германию в начале июня. Этот вопрос обсуждался не только с европейскими партнерами, но также и с президентом США.

Дмитрий Медведев не ограничился встречами с лидерами стран «Группы восьми». Он провел переговоры с руководителями стран -участниц расширенного диалога - Индией и Китаем, а также с президентом Южной Кореи. Обсуждалось большое количество вопросов экономического и политического сотрудничества. С президентом Южной Кореи Ли Мен Баком Дмитрий Медведев также обсудил проблему ядерной программы КНДР.

На двусторонних переговорах были зафиксированы будущие официальные встречи лидеров. В частности, Дмитрий Медведев договорился с Ясуо Фукудой о новой встрече в рамках саммита АТЭС, обсудил с Ангелой Мер-кель график предстоящих политических контактов и подтвердил приглашение премьер-министра Индии Манмохана Сингха посетить Индию с визитом для участия в торжественной церемонии закрытия Года России в Индии, с председателем КНР Ху Цзиньтао обсуждались предстоящие встречи на очередной сессии ШОС и в рамках саммита АТЭС, а с президентом Южной Кореи вопросы подготовки его визита в Россию.

«На полях» саммита впервые прошли переговоры лидеров Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК). Главы государств решили, что на встрече министров иностранных дел в Нью-Йорке будет определена дата следующего саммита БРИК, и договорились о продолжении сотрудничества по наиболее важным экономическим проблемам современности, включая взаимодействие в финансовой сфере и решение продовольственной проблемы.

Зарубежных политиков и наблюдателей больше всего интересовало изменится ли российская внешняя политика при новом президенте. Медведев в очередной раз продемонстрировал, что его подход к развитию международных отношений России принципиально не отличается от подхода Владимира Путина. Иностранные журналисты отметили преемственность во внешнеполитических позициях Дмитрия Медведева и одновременно некоторое изменение в стилистике ведения переговоров по сравнению с его предшественником10.

Таким образом, впервые участвовавший в подобном мероприятии Дмитрий Медведев активно использовал возможности саммита для проведения важных двусторонних встреч. Несмотря на то что не все из них были одинаково продуктивными, установление контактов нового президента с лидерами ведущих стран мира является существенным фактором развития внешней политики России.

Президент США Джордж Буш в конце года покинет свой пост, и прошедший саммит стал для него последним. Этим можно объяснить его сравнительно невысокую активность и небольшое количество проведенных двусторонних встреч. С другой стороны, уходящий президент, подвергаемый серьезной критике, в том числе за внешнюю политику, старается напоследок добиться успеха хотя бы по некоторым международным проектам. Вероятно, именно это заставляет его быть непреклонным в вопросе развертывания элементов противоракетной обороны США (ПРО) в Восточной Европе. В прессе появилась информация о том, что на переговорах с Медведевым Буш заявил, что вопрос размещения ПРО уже решен и не имеет смысла его обсуждать11. Действительно, уже на следующий день в ходе визита госсекретаря США Кондолизы Райс в Чехию был подписан договор о размещении на территории этой страны американского радара (правда, этот договор еще должен быть ратифицирован парламентом Чехии).

Помимо лидеров «Восьмерки» президент Буш провел встречи с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и председателем КНР Ху Цзиньтао. С китайским коллегой Джордж Буш обсудил развитие двусторонних торгово-экономических отношений, а также ряд международных проблем, имеющих важ-

10 Ein neuer Sound, die alte Leier. Der Spiegel, 07/07/2008. Le premier G8 du nouveau président russe, Dmitri Medvedev. Le Monde, 09/07/2008.

11 Дмитрий Медведев посадил Британию на место // Коммерсантъ. 8 июля 2008 г.

ное значение для обеих стран (в частности, положение дел в таких регионах, как Судан, Иран и КНДР). С премьер-министром Сингхом он обсудил американо-индийское сотрудничество в космической и оборонной сферах.

Практически во всех двусторонних переговорах Джордж Буш заявлял о необходимости противостоять проведению протекционистской политики и активизировать переговоры в рамках Дохийского раунда ВТО. Эти призывы нашли свое отражение сразу в нескольких документах, принятых по итогам саммита.

Участие в саммите британского премьер-министр Гордона Брауна проходило в условиях неблагоприятного для него положения дел во внутренней политике Великобритании. Это и массовые протесты населения против повышения цен на топливо, и неудачное выступление его партии на последних муниципальных выборах, в том числе потеря лейбористами контроля над Лондоном. Помимо встречи с хозяином саммита и знакомством с Дмитрием Медведевым, британский премьер-министр провел переговоры с президентом Бразилии, во время которых была отмечена необходимость активизации переговоров в рамках Дохийского раунда ВТО. Гордон Браун отметил ключевую роль этой страны как активного участника интеграционного объединения МЕРКОСУР в преодолении протекционистских настроений в Латинской Америке и заявил о том, что Великобритания и Бразилия подпишут совместное заявления о поддержке переговоров по свободной торговле12.

Многие лидеры стран «Группы восьми» не упустили возможность в последний день саммита встретиться с руководителем Китая Ху Цзиньтао. Помимо двусторонних экономических отношений с ним обсуждался и вопрос скорого проведения Олимпийских игр в Пекине. Почти все лидеры подтвердили свой приезд

на церемонию открытия Игр. Премьер-министр Фукуда впервые официально заявил о том, что он будет присутствовать на открытии13.

Председатель Комиссии европейских сообществ Жозе Мануэл Баррозу имеет особый статус. Он участвует в саммите как представитель Еврокомиссии, наднационального института ЕС, одного из ключевых органов его управления. Вопросы безопасности и внешней политики не входят в сферу его компетенции. Председатель Еврокомиссии представляет в «Группе восьми» Европейский союз вместе с лидером страны, председательствующей в Совете ЕС (на данный момент им является президент Франции Саркози). Поэтому Баррозу, будучи достаточно активным на заседаниях в ходе саммита и выступив с рядом заявлений, двусторонних встреч не провел.

Прошедший саммит «Группы восьми» имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, семь африканских стран были приглашены на отдельную рабочую встречу, которой был целиком посвящен первый день саммита. Во-вторых, впервые в истории в переговорах участвовали не только пять стран - участниц расширенного диалога, но и три другие стра-ны14, таким образом, на встрече представителей наиболее экономически значимых стран присутствовали 16 лидеров. Всего главами государств и правительств «Восьмерки» было проведено 20 раундов двусторонних переговоров (40% всех встреч) с восемью приглашенными неафриканскими странами. Подобная активность объясняется как наличием важных сфер межгосударственного сотрудничества, так и усилением влияния этих стран на мировую экономику и политику, а также показывает необходимость их включения в совместную работу с «Группой восьми» для выработки более ответственных и эффективных подходов к решению глобальных проблем.

12 PM hails progress of "unique summit", 09/07/2008, http://japang8.number10.gov.uk/?p=21.

13 President Bush Participates in Joint Press Availability with Prime Minister Fukuda of Japan, 06/07/2008, http:// www.whitehouse.gov/news/releases/2008/07/20080706.html.

14 Австралия, Индонезия, Республика Корея.

Приложение 1

Двусторонние встречи лидеров стран - участниц «Группы восьми» на саммите в Хоккайдо, 6-9 июля 2008 г.15

Лидер

Перечень встреч

Количество встреч

Премьер-министр Японии Ясуо Фукуда

США Канада

Великобритания

Германия

Россия

Италия

Австралия

Индонезия

Бразилия

Мексика

Индия

Китай

ЮАР

Алжир

Нигерия

15

Президент России

Дмитрий Анатольевич Медведев

США

Германия

Франция

Великобритания

Япония

Италия

Республика Корея

Китай

Индия

Президент США Джордж Буш

Япония

Россия

Германия

Китай

Индия

Танзания

Бразилия

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун

Япония

Россия

Бразилия

Танзания

ЮАР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель

Россия США Италия Япония

Председатель Совета министров Италии Сильвио Берлускони

Россия Германия Япония Бразилия

Премьер-министр Канады Стивен Харпер

Япония Китай Индия Бразилия

Президент Франции Николя Саркози

Россия

Китай

Алжир

9

7

5

4

4

4

3

15 Таблица составлена на основе данных официальных сайтов министерств иностранных дел и глав государств и правительств стран «Группы восьми».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.