Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 15-21. УДК 37(470.57)+7(470.57)
Г. С. Калимуллина, Р. З. хизбуллина, Э. в. Бакиева, о. в. Воробьёва
Дворянские усадьбы как объект природно-культурного наследия и средство развития экологического и эстетического воспитания
В статье рассматриваются дворянские усадьбы России как объект природно-культурного наследия, а также их роль в развитии туризма, экологическом и эстетическом воспитании. Судьбы дворянских усадеб уникальны, интересны и поучительны для жителей страны, они способствуют воспитанию любви к родному краю, уважению к таланту наших предков, к памятникам истории, архитектуры и культуры. Неотъемлемой чертой любой усадьбы является память о прошлом, живое присутствие традиций, отражённое в портретах и могилах предков, старой мебели, парках, семейных преданиях. В истории культуры России особое место занимает русская "усадебная" литература - явление уникальное, наполненное особыми нравственно-эстетическими чувствами, среди которых и чувство патриотизма, и память о прошлом, и стремление осознать своё место в ряду поколений. В статье авторами представлен реестр дворянских усадеб по г.Уфа с описанием архитектурных и исторических особенностей каждой из них.
Ключевые слова: дворянская усадьба, историко-культурное наследие, патриотизм, нравственно-эстетическое воспитание, культурные ценности, усадебная литература, музей-заповедник
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018
Published: 1 August 2018 G. S. Kalimullina, R. Z. Khizbullina,
No. 3 (33). pp. 15-21.
E. v. Bakiyeva, o. v. Vorobyeva
Nobiliary homesteads as the object of natural and cultural heritage and means of ecological and esthetic education
This article considers Russian nobiliary homesteads as the object of natural and cultural heritage, as well as their role in developing tourism, in ecological and esthetic education. Destiny of any homestead is unique, captivating and exemplary for the citizens of our country. It can bring out love for motherland, respect for the talent of our ancestors, for historic, architectural and cultural monuments. The integral trait of any homestead is past memory, vivid presence of traditions, reflected in ancestors' portraits and tombs, old furniture, parks, family stories. Russian "homestead" literature holds a special place in the cultural history of our country. This phenomenon is unique, filled with special moral and esthetic feelings, including patriotism, memories about past, and aspiration to realize one's place in a row of generations. A list of nobiliary homesteads of Ufa city has been compiled by the authors, along with describing their architectural and historical features.
Keywords: nobiliary homestead, historical and cultural heritage, patriotism, moral and esthetic education, cultural values, homestead literature, musum-preserve
11а современном этапе развития циви-/ / лизации комплексный подход к ох___' V ране окружающей среды включает
историко-культурное наследие, как составляющий элемент, а потому архитектурные памятники, исторические места, историко-культурные заповедники целесообразнее рассматривать вместе с природной основой, которую включают в состав культурных ценностей.
В данной статье предпринята попытка изучения роли и места дворянских усадеб в развитии туризма в регионах России, а также использование их территорий в экологическом и эстетическом воспитании.
Художественный мир русской усадьбы в последние годы привлекает внимание многих исследователей. Для русской усадебной литературы, явления поистине уникального в истории культуры России, характерны особые нравственно-эстетические чувства: восхищение удивительным даром человеческого бытия, реализующегося в будничном, повседневном жизнелюбии, любовь к родному очагу. Определяли же названные менталитетные особенности органическое чувство патриотизма, память о прошлом и стремление осознать своё место в цепочке поколений дворянского рода. В 19 веке в произведениях русских писателей и поэтов феномен русской усадьбы тесно связывается с её образом.
Усадьбой является тип жилища, призванный обеспечить хозяину и его семье особую, полную довольствия, жизнь на лоне природы. Усадьба строилась в расчёте на столетия, предполагалось, что она будет переходить по наследству, оставаясь собственностью одной семьи, члены которой принадлежали к одной социальной сфере и говорили на одностильном языке. Одноголосию благоприятствовала и пространственно-временная организация. Самой важной в социальном плане чертой усадьбы была её замкнутость, отгороженность искусственно созданного идиллического «Рая» от невзгод внешнего мира [2].
Время в усадьбе текло размеренно, но ритм его зависел не столько от естественной смены времён года и аграрного календаря, сколько от логики жизни в условиях досуга - от праздника к празднику. Важной особенностью усадебного «хроноса» была постоянная память о прошлом, живое присутствие традиций, о чём напоминали портреты и могилы предков, старая мебель, парк, семейные предания. Далее рассмотрим примеры разных усадебных мест, используемых в туризме.
Памятник садово-паркового искусства «Усадьба Архангельское-Тюриково" находится в районе «Северный» Северо-Восточного округа столицы, около церкви Успения Пресвятой Богородицы. Площадь - 10,17 га. Южнее и севернее расположены изолированные участки природ-
ного заказника "Северный". Весь памятник расположен в пределах южного пологого склона Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны плоские приподнятые водораздельные поверхности со сфагновыми болотами, быстрые мелководные непересыхающие реки с летним родниковым питанием, сильное расчленение рельефа вблизи рек (преимущественно лощинами и V-образными ложбинами временного стока), суглинистые почвы и смешанные леса с безусловным господством ели.
Когда-то здесь стояло село, и его основателем, вероятно, был боярин первой четверти XV в. Фёдор Дмитриевич Всеволожский, по прозвищу Турик. В селе находилась церковь Михаила Архангела, чем объясняется второе название местности - Архангельское. Эта церковь уничтожена в Смутное время. Современная Успенская церковь построена в 1758 г. (по другим данным - в 1775 г.) в стиле барокко, колокольня - в середине XIX в [5].
К настоящему времени здесь сохранились примечательные старовозрастные деревья, в том числе мощный экземпляр серебристого клёна из Северной Америки диаметром ствола 160 см и высотой чуть менее 30 м. Такое мощное дерево удалось получить сращением нескольких деревьев, посаженных близко друг к другу (характерный приём старого паркового искусства) [1]. Посажены также лиственницы. Наши местные старые сосны, дубы, липы и клёны окружают живописный пруд с островом и заливами. Берега пруда местами заболоченные, с широколистным рогозом, представляют укрытия для водоплавающих птиц.
Блестящие на солнце купола бывшего усадебного храма и шелковая гладь пруда с искусственным островом посередине, подчеркивают красоту Архангельского-Тюриково. Парк "Усадьба Архангельское-Тюриково" является уникальным памятником садово-паркового искусства XVIII в., который был создан на базе естественной дубравы генеральным судьей Василием Кочубеем. Уникальность усадьбы заключается в том, что с помощью нее можно представить планировочную структуру дворянства XVII-XIX вв.
Следующим объектом нашего исследования была усадьба, где провел свои детские годы, часть юношеских и взрослых лет великий русский писатель С.Т.Аксаков (20 сентября 1791 года - 30 апреля 1859 года). Усадьба находится в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. По своему значению она стоит в ряду таких известных усадеб и сел России, как Михайловское, Большое Болдино, Ясная Поляна, Тарханы, Константиново и др. Аксаково располагается в живописном месте, в северной части области в 35 километрах от г.Бугуруслана, недалеко от трассы Бугульма-Бузулук. На территории родовой усадьбы писателя действует музей его имени, восстановленный и функци-
онирующий с августа 1998 года. К сожалению, в 30-е годы прошлого столетия усадьба Аксаковых была разрушена. В 2003-2007 годах проводились колоссальные работы по восстановлению и воссозданию целостного образа усадьбы и ландшафта прилегающих к дому территорий.
В 2010 году нам посчастливилось увидеть Тарханы - российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII - начала XIX века, одно из наиболее известных Лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в селе Лер-монтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.
На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. Тарханы - уникальное туристическое место России. Здесь очень уютно, чисто, ухоженно, персонал всегда гостеприимен и доброжелателен, а природа необыкновенно красива в любое время года.
Еще не заходя на основную территорию музея-заповедника, мы встречаем первые постройки: дом мельника и настоящую мельницу. Прогулявшись среди березовой аллеи вдоль первого пруда, мы попадаем к барскому дому.
По левую руку от барского дома располагается небольшая церковь, покрытая желтой краской. Построена была эта церковь бабушкой Лермонтова в память о его матери. Строение сохранилось в первозданном виде. Над его входом можно увидеть иконы святых Марии и Елизаветы.
Еще одно строение, напоминающее о неразрывности в тот период жизни помещиков и их крестьян - дом ключника - находится совсем недалеко от барского дома. Внутри обстановка и предметы обихода крестьянского дома.
В Тарханах имеется небольшая система прудов, соединенных между собой дорожками и мостами (см. рисунок 1). Летом здесь плавают утиные семейки, весной же водная гладь просто тиха и спокойна. В музее-заповеднике также отличный парк, в котором есть красивый яблоневый сад, дубовые и березовые аллеи, беседки и лавочки.
Интересные исторические факты и сведения обнаружены об усадьбе Топорниных в с. Кушнаренково Кушнаренковского района Республики Башкортостан. Степан Егорович То-порнин был из помещиков Сызранского уезда. Топорнины - русский дворянский род, внесённый в родословные книги Симбирской и Оренбургской губернии (в те далекие времена эти земли принадлежали Оренбургской губернии). Часть земель, где расположено современное село Кушнаревское, были отданы Степану Егоровичу за верную службу царю и Отечеству. Он построил на холме небольшой деревянный дом. К главному дому примыкал двор, образованный конюшнями и другими хозяйственны-
Рис.1 Зимняя сказка по Лермонтову (фото авторов)
ми постройками. Всё было обнесено высоким каменным забором. Одновременно с усадьбой была возведена церковь Покрова Божьей Матери. Она стояла на том же холме и составляла единый комплекс с домом. Семья у Андрея Степановича была большая и многоголосая: жена Анна Петровна и 10 детей (5 сыновей и 5 дочерей), также в усадьбе жила мать Андрея Степановича, Афимия Алексеевна. Ей очень нравился этот каменный особняк, построенный сыном. Нравился и фруктовый сад, и березовая аллея.
После революции на основе этого фруктового сада был создан опытный фруктовый сад (1926 г.), и открыт плодовоовощной техникум (1931 г.). Были выведены сорта яблок «Башкирская красавица» и «Саянец Титовой», а сегодня в этом саду в с. Кушнаренково выращивают отличный виноград.
К сожалению, сегодня сама усадьба Топор-ниных находится в плачевном состоянии, хотя место, выбранное Андреем Степановичем То-порниным красивое.
"Река Белая бежит вокруг горы, а скорее холма под названием Девичий. Удачное хозяин выбрал место для своего дома. Река в этом месте петляет и делает крутой поворот, и тем, кто по реке плывет, усадьба является во всей своей красе. Когда-то являлась (см. рисунок 2).
Рис. 2 Усадьба Топорниных в с. Кушнаренково Кушнаренковского района Республики Башкортостан
"Уникальная" судьба каждой из тысяч разбросанных и заброшенных по России дворянских усадеб, конечно, была бы интересна и поучительна, но где найти силы и средства на их восстановление. Каждая из таких усадеб помогает воспитывать у посетителей любовь к родному краю, уважение к таланту наших предков, уважение к памятникам истории, архитектуры, культуры. Нами был составлен список-реестр дворянских усадеб по г. Уфа (см. таблицу 1).
Таблица 1
Реестр дворянских усадеб по г. Уфа (составлено авторами)
Название дома-усадьбы Адрес Историческая справка о хозяине
Усадьба Першиных г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 117 Источник: http://www. mytravelbook.org И по сей день усадьба Першиных в Уфе представляет собой хорошо сохранившийся историко-архитектурно-художественный комплекс, состоящий из пяти зданий различного назначения, включающих в себя разновременные жилые (в том числе доходные), промышленно-хозяйственные, торгово-складские помещения. Все здания выстроены в различных стилевых решениях, от русского провинциального классицизма до элементов «кирпичного стиля» и деревянного зодчества. Каждое здание и все в комплексе представляют собою яркий образец уфимской купеческой эклектики. На карте Уфы 1852 г. дом усадьбы изображен как существующий. Но его внешний вид можно реконструировать только по указанным образцовым проектам. На той же карте за домом показана, вероятно, конюшня, длинная, стоящая поперек двора. За ней - маленькая хозяйственная постройка, дальше - огород.
Усадьба Набатовых г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 45 Источник: http://ufagen.ru/ufa Во второй половине XIX в. на этой усадьбе квартала № 24 Второй Городской части складывается характерное для того времени подворье, в котором присутствуют: главный господский дом с воротами, жилье для работников, хозяйственные постройки, склады во дворе и проч. Главный дом усадьбы, выходящий на красную линию Александровской, относится к немногочисленным представителям так называемого "лепнинного стиля" и причислен к особо ценным зданиям-памятникам архитектуры Уфы. Хотя особняк создает впечатление каменного дома, он выстроен из лиственницы, а лепнина нанесена на оштукатуренный фасад. Он расчленен лопатками, которые, переходя в цоколь, выступают в виде легких контрфорсов. Весь двор купеческой усадьбы был вымощен красивым "вечным белым камнем", поставленным на ребро, единственный известный нам пример такого замощения в Уфе.
Усадьба Е. К. Ушковой г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 25/1, Источник: https://www.rutveller.ru Усадьба имеет каменный цоколь и один этаж. Главный фасад усадьбы выходит на улицу Октябрьская Революция, а красивые деревянные окна, обрамлённые в резные наличники, - на улицу другой. Построенный на совесть, он является украшением города до сих пор. Приятно посмотреть на его парапеты и чугунные решетки, вызывающие изумление. Невзирая на неухоженность, он является архитектурным достоянием Уфы и сегодня
Усадьба Кузякиных г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 50 Источник: https://kudago.com/ Здание находится в историко-архитектурном комплексе с соседними зданиями-памятниками яркого"кирпичного стиля" № 50 и № 52, стоящими в единую строчку по красной линии улицы. Самый старший здесь - дом № 52. Нижний этаж его имеет фасадную плоскость с узорной кладкой и расшивкой «под руст». Вход расположен в северо-западной части здания. На уровне 2-го этажа выделяются рельефные наличники в «кирпичном стиле», переходящие во фризовое поле. В дворовом доме № 52/2 в объеме здания выделяется главный фасад с кирпично-стильным членением плоскости и убранством: лопатки, междуэтажный пояс с подоконными филенками, рельефные наличники окон, фигурные консоли карниза и т. д. Кроме того, за домом № 50 находится 2-этажная каменная служба, бывшая ранее сеновалом и дровяником.
Усадьба Гурылева г. Уфа, ул. Гоголя, 22 Источник: http://ufacity.info/press/news/ Деревянный двухэтажный доходный дом с антресолями и большой открытой террасой второго этажа на заднем фасаде. Усадьба включает одноэтажный и двухэтажный деревянные дома, как образцы самобытного деревянного зодчества. Боковые фасады имеют спаренные окна, объединенные общим наличником. Окна западного фасада главного дома украшены резными наличниками, в орнаменте которых использованы плетёночные узоры вятских мотивов, а также треугольными фронтонами и подоконными досками. Здание украшает аттик над входом и на крыше, элемент модерна. Тёс, пилястры, наличники окон, аттик над входом имеют «каменный» декор.
Усадьба Рябининых г. Уфа, Гоголя, 24, 26 Источник: http://ufagen.ru/ufa Выстроенное ещё в первой половине позапрошлого века кирпичное двухэтажное здание №26 является одним из немногих жилых домов эпохи классицизма в Уфе. В нём сохранились элементы внешнего декора - карнизы, филёнки.
Дом усадьбы Гиневских г. Уфа, ул. Гоголя, 28 Источник: https://www. rutraveller.ru/place/ Деревянный одноэтажный особняк постройки приблизительно 1860-х годов признан памятником истории и архитектуры республиканского значения. После окончательного установления советской власти в Уфе дом у семьи Гиневских отобрали, чтобы передать в пользование детскому диспансеру. В дальнейшем здесь поселился видный башкирский поэт Мажит Гафури. Сейчас в бывшем особняке Гиневских работает музей, посвящённый его жизни и творчеству.
Дом усадьбы Поповых г. Уфа, Коммунистическая, 49 и 49/1, Мустая Карима, 4 Источник: http://posredi.ru/enc К 1867 году по красной линии улицы Б. Успенской уже стояли два кирпичных двухэтажных дома, соединённых аркой. К 1884 году на усадьбе имелось три дома, флигель, амбары, склады для товаров, конюшни, каретник, баня и погреб. Усадьба застраивалась каменными домами с 1875 г., а к началу XX в. она состояла из многочисленных жилых и доходных домов с магазинами на первом этаже и многочисленными внутриквартальными хозяйственными пристройками - складами, амбарами, флигелями, конюшнями, каретниками и банями.
Усадьба Пискуновых г. Уфа, улица Гоголя, 21 (во дворе) Источник: http://www.bp01.ru На приобретённой усадьбе, в дополнение к старому дому Пискунов выстроил ещё два: один - доходный двухэтажный, украшенный редким для Уфы типом аттика, и в глубине усадьбы - второй, с мезонином, в который проектировавший его неизвестный зодчий внёс элементы неорусского стиля - шатры, кровля под «рыбью чешую» и проч.
Усадьба Ф. Х. Ахтямова г. Уфа, ул. Чернышевского, 73-73/1 Источник: https://www.rutraveller.ru Это старинная городская усадьба. Она состоит из двух каменных домов, построенных в разное время. Правый дом усадьбы был возведён в конце XIХ века, левый - в начале ХX века. Хотя оба дома и объединяет общий «кирпичный стиль», но в плане архитектуры они совершенно разные. Левый дом двухэтажный, построенный по типовому проекту. Он имеет достаточно скромное убранство. Правый дом уникальный для Уфы, не имеющий в городе аналогов. Он построен одноэтажным с полуподвалом. В отличие от своего более позднего собрата, правый дом богато украшен всевозможными кирпичными декоративными элементами. Неизвестный архитектор умудрился на небольшом усадебном участке Ахтямова втиснуть два полноценных дома, между которыми еще и были большие красивые ворота.
Усадьба И.А. Чижовой г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 10, Источник: https://www.rutraveller.ru/ place Выстроенный в конце XIX века Чижовский дом с эркерами всегда был ярким, ни на что не похожим, не только на улице, но и в Уфе, объектом. Расположенные по осям эркеров и увенчанные шлемовидными куполами башенки с люкарнами (круглыми окнами) - также уникальная для города деталь. Лепные наличники окон - как эркеров, так и остальной части главного фасада здания, аналогов в Уфе не имеет. Эклектичный стиль здания, несмотря на строгие пропорции, уже имеет склонность к модерну, точнее, неорусскому модерну. Симпатичные башенки по бокам главного фасада венчают выступающие скругленные углы особняка, которые еще не стали эркерами, как принято в модерне, но уже приблизились к ним. Однако сам фасад еще строго симметричен, а красивые арочные окна на нём одинаковы по размеру. Симметрия подчеркнута и устроенным по центру ризалитом с небольшим аттиком. Фасад выполнен под руст, при этом выступающие части «камней» отделаны мелкой крошкой темного гранита.
Изучение сохранившихся памятников дворянства в г. Уфа позволяет нам сделать вывод о том, что Уфа 19 в. была похожа на города центральной России и Поволжья. Усадьбы богатых уфим-цев достигали огромных размеров. Усадебная территория делилась на «двор» и «сады». В своих исследованиях С.Ю. Семенова отмечает, что на территории тех усадеб «пышно росли сирень, жасмины, георгины» [7].
По описаниям, сделанным в 1899 Д. Ивановым, «усадьба была мала, но со всеми барскими фантазиями бывалого времени. На возвышенном месте располагались небольшой дом с мезонином, зимний сад, веранда, цветник с
солнечными часами, широкая лестница, ведущая в маленький парк с тропинками, холмами, старыми воронками, куда поступала вода по канавам, через которые были перекинуты крутые мостики. На этих прудах плавали лодочки и па-ромчики». Словом, барщина «создала под Уфой Петергоф».
На территории России еще сохранились дворянские усадьбы, история которых интересна и полезна для любого жителя нашей страны. Отрадно, что в последние годы в каждом российском регионе ведется огромнейшая работа по восстановлению, охране российского культурного наследия в целом и дворянских усадеб в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянов К.А.. История московских районов: энциклопедия. М., Астрель, АСТ, 2005. 478 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. т. 4. - Л., 1982. 567 с.
3. Коробко М. Ю. Источники по истории русской усадебной культуры. - М.: Ясная поляна, 1997. 202 с.
4. Михайлова М. Б. Усадьба как ключевой элемент градостроительной композиции (XVIII - первая треть XIX века) // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. № 2(18) / Науч. ред. Л. В. Иванова. М.: «АИРО- ХХ», 1996. 35 с.
5. Нащокина М. В. (ред.) Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. М.: Жираф, 2000. 203 с.
6. Памятники усадебного искусства. Вып.1. Московский уезд. М., 1928. 125 с.
7. Семенов С.Ю. Как строилась и жила губернская Уфа (конец XVI - начало XX вв.): Очерки. Уфа: Восточный университет, 2004. 100 с.
8. Хейден П. Русские парки и сады. М.: Мартин, 2000. 167 с.
9. Усадьба Топориниых [сайт] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 03.03.2018).
10. Усадьба И.А. Чижовой [сайт] URL: https://www.rutraveller.ru/place (дата обращения: 04.03.2018).
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
s. б. 7.
s.
9.
1G.
Averyanov K.A. History of Moscow regions: encyclopedia. Moscow, Astrel Publ., AST Publ., 2005. 478 p. (in Russian) Dahl V.I. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language. V. 4. Leningrad., 1982. 567 p. (in Russian) Korobko M.Yu. Sources on the history of Russian manor culture. Moscow, Yasnaya Polyana Publ., 1997. 202 p. (in Russian) Mikhailova M.B. Homestead as a key element of town-planning composition (XVIII - first third of the XIX century) // Russian Manor: Collection of the Society for the Study of Russian Manor. No. 2 (18) / Sci. Ed. L.V. Ivanova. Moscow, Airo-Khan Publ., 1996. 35 p. (in Russian)
Nashchokina M.V. (ed.) Noble nests of Russia. History, culture, architecture. Moscow, Giraffe Publ., 2000. 203 p. (in Russian) Monuments of the manor art. Issue 1. Moscow county. Moscow, , 1928. 125 pp. (in Russian)
Semenov S.Yu. How the provincial Ufa was built and lived (late XVI - early XX centuries): Essays. Ufa, Eastern University, 2004. 100 p. (in Russian)
Hayden P. Russian parks and gardens. Moscow: Martin, 2000. 167 pp. (in Russian)
The homestead Toporinih [site] Available: https://en.wikipedia.org/wiki/ (accessed 3 May 2018). (in Russian)
The homestead of I.A. Chizhova [site] Available: https://www.rutraveller.ru/place (accessed 3 May 2018). (in Russian)
Информация об авторах: Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна
(Россия, Башкортостан, Уфа) Доцент, к. пед. наук Кафедра физической географии, картографии и геодезии
Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]
Калимуллина Гульнара Сиреневна
(Россия, Башкортостан, Уфа) Студент 3 курса бакалавриата Кафедра физической географии, картографии и геодезии
Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]
Бакиева Эльвира Валерьевна
(Россия, Башкортостан, Уфа) Доцент, к. пед. наук Кафедра физической географии, картографии и геодезии
Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]
Воробьёва Ольга Владимировна
(Россия, Башкортостан, Уфа) Старший преподаватель, Кафедра иностранных языков гуманитарных
факультетов Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the authors: Khizbullina Rezeda Ziyazetdinovna
(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences Department of Physical Geography, Cartography and Geodesy Bashkir State University E-mail: [email protected]
Kalimullina Gulnara Sirrenevna
(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City) 3nd year student Department of Physical Geography, Cartography and Geodesy Bashkir State University E-mail: [email protected]
Bakiyeva Elvira Valeryevna
(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences Department of Physical Geography, Cartography and Geodesy Bashkir State University E-mail: [email protected]
Vorobyeva Olga Vladimirovna
(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City) Senior lecturer Department of Foreign Languages of Humanities Faculties Bashkir State University E-mail: [email protected]