УДК 7.033.3
м. А. кошелева
Дворцы североафриканских династий XII века в испании
В истории мусульманской Испании XII век отмечен завоеванием аль-Андалус берберскими династиями Северной Африки - Альморавидов и Альмохадов. В рамках этих военно-теократических империй формируется оригинальный испано-магрибинский художественный язык, характеризующийся предельной аскетичностью и ясностью. Это проявляется, в частности, и в дворцовой архитектуре, примеры которой сохранились в алькасаре города севилья и рассмотрению которых посвящена данная статья.
Ключевые слова: мусульманское искусство; дворцовая архитектура; Аль-моравиды; Альмохады; Севильский алькасар; Гипсовый двор.
Mania Kosheleva Palaces of the North African Dynasties of the 12th Century in Spain
The 12th century in the history of Muslim Spain was marked by the conquest of Al-Andalus by North African Berber dynasties - the Almoravids and the Almohads. These theocratic-military Empires came up with a unique Spanish-Maghreb artistic language, austere and explicit. Their palace architecture in particular makes it evident, and this study focuses on the architectural remains which are preserved in the Alcazar of Seville.
Keywords: Islamic art; palace architecture; Almoravids; Almohads; Alcazar of Seville; Patio del Yeso.
Значимый этап в истории ислама на Пиренейском полуострове связан с завоеванием этих земель североафриканскими
берберскими династиями Альморавидов (1090-1145) [12, р. 15] и Альмохадов (1145-1248) [11, р. 7], объединивших под своей властью обширные территории Магриба и Южной Испании.
Государства Альморавидов и Альмохадов имели военно-теократический характер, что очевидно оставило свой отпечаток на их искусстве: архитектура берберов отличалась строгой аскетич-ностью, в ней превалировали сооружения фортификационного или же религиозного характера. Дворцовых памятников той поры известно значительно меньше.
Альморавиды, кочевники Сахары, получили свое название от арабского - «аль-мурабитун», что означает «людирибата».
Рибатами в исламском мире назывались военные укрепления, преимущественно вдоль границ с немусульманами; жившие в рибатах посвящали себя священной войне за веру, джихаду. Когда Реконкиста в Испании ко второй половине XI в. начала набирать силу и местные удельные эмиры сопротивлялись ей уже с трудом, они обратились за военной помощью к Альморавидам. Их главнокомандующий, Юсуф ибн Ташфин (1006-1106), принявший титул ^ь"'1 «амир аль-
муслимин») - «повелитель мусульман», совершил несколько походов на Испанию (1086, 1089, 1090) и под предлогом того, что местные правители изменили «правому» исламу (сами Альморавиды являлись ортодоксальными маликитами), постепенно подчинил своей власти весь юг полуострова [11, р. 75-76].
Присутствие Альморавидов в аль-Андалус исчерпывалось регулярными военным кампаниями. Столицей и главным культурным центром являлся Марракеш, там же сохранились и основные памятники: мечеть в Тлемсене (Алжир), а также несколько мечетей на территории современного Марокко (в Фесе и Марракеше), крайне строгие по внешнему виду. Юсуф ибн ташфин, человек военный и крайне религиозный, не поощрял развитие искусства: при нем архитектурные сооружения отличались максимальной функциональностью и суровым обликом, практически не допускавшим никаких декоративных мотивов.
На Пиренейском полуострове едва ли сохранились памятники архитектуры Альморавидов. Отчасти и оттого, что многие из них
впоследствии были намеренно уничтожены при Альмохадах, сместивших Альморавидов в Испании и Магрибе в середине XII в. [9, р. 102]. Один из редких примеров зодчества той поры - крепость («Кастильехо») Монтеагудо в Мурсии. Замок приобрел свой облик при местном эмире ибн Марданише (1124/5-1172) после 1140-х, когда влияние Альморавидов в Испании уже ослабевало и стали вновь выделяться независимые эмираты [8, S. 146]. Крепость Монтеагудо представляла собой хорошо укрепленную компактную цитадель прямоугольного плана, окруженную фортификационными башнями. В ее внутреннем дворе, вокруг которого группировались основные помещения, был разбит небольшой сад, разделенный надвое дорожкой, украшенный водоемом и портиками, связывавшими двор с главными залами дворца. Подобная планировка, равно как сохранившиеся фрагменты декоративного убранства замка, свидетельствуют, что архитектура в мусульманской Испании еще продолжала следовать приемам предшествующей эпохи и не несла принципиальных новшеств (достаточно сравнить «кастилье-хо» с одним из лучших дворцов периода тайфы второй половины
XI в. - Альхаферией в Сарагосе).
Следом за кризисом государства Альморавидов, в середине
XII столетия происходит второе объединение Испании под властью североафриканских правителей, на этот раз Альмохадов. Новая династия не только принесла с собой в аль-Андалус новую власть, но и новую эстетику, религиозную и художественную.
Название «альмохады» происходит от («аль-муваххи-
дин») - «исповедующие единство». опора идеологии Альмохадов состояла в утверждении единобожия («таухид»), борьбе против проявлений политеизма и антропоморфизма. Первоначально Аль-мохады возникли в качестве религиозной секты в горах Атлас. Ее основатель, ибн Тумарт (1078-1130), провозгласил себя махди, последним преемником Пророка [16, р. 235], и призвал к очищению мусульманской религии: отказу от роскоши и излишеств в пользу простоты и строгости, возврату к основным догматам ислама и их соблюдению. Другой важной составляющей идеологии Альмохадов стала нетерпимость к иноверцам и очевидное противопоставление
своего государства, объединенных земель западного ислама, христианской Европе [6, р. 303-304].
Идея единства перед лицом внешнего врага и внутренних конфликтов стала принципиальной для новой династии и выражалась, в частности, посредством художественного языка. При Альмохадах сформировалось единое испано-магрибинское искусство, объединявшее художественные традиции северной Африки и земель аль-Андалус. сила и мощь нового халифата, истинность и праведность его пути стали выражаться в архитектуре не через обилие декоративного убранства, но через монументальность построек, строгий лаконизм объемов, ясность линий, гармоничность пропорций в ключе эстетических взглядов новой правящей династии.
Периодом расцвета государства Альмохадов становится вторая половина XII столетия, когда оно представляло действительно колоссальную державу, объединившую земли от современной Ливии до Кастилии под знаменем «истинного» ислама. Ученик Ибн Тумарта Абд Аль-Мумин П 101 -11631 провозгласил себя халифом и «амир аль-мумииии» ( - «повелителем правовер-
ных» в 1130 г., основав, таким образом, новое независимое государство и династию [9, р. 115]. Его успехи развили преемники - сын, Абу Якуб Юсуф (1135-1184), и внук, Абу Юсуф Якуб аль-Мансур (1160-1199). Однако вслед за поражением мусульманских войск от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса, случившейся в 1212 г., империя Альмохадов начнет клониться к упадку [9, р. 115].
В 1145 г. Альмохады включают аль-Андалус в состав своей империи, а в 1172-м халиф Абу Якуб Юсуф делает ее столицей Севилью и располагает там свой двор [9, р. 115]. Если Кордова являлась научным центром региона, то севилья превратилась в центр политический и художественный: именно там развивалась основная строительная деятельность Альмохадов в Испании и претворялись в жизнь их художественные задумки.
Главной резиденцией Альмохадов в Испании стал Севильский алькасар. Основа ему была положена еще при кордовском халифе Абд ар-Рахмане III в Х в., а после распада халифата во время
тайфы XI в. в замке проживали эмиры из династии Аббадитов [5, р. 165-166]. В XII в. новые североафриканские правители подвергли старую крепость масштабной перестройке, расширив ее стены и возведя целый ряд новых дворцовых покоев. И хотя определить точную датировку строительных работ, проведенных Альмохадами в Севильском алькасаре, представляется проблематичным, вероятнее всего, основные сооружения относятся к эпохе наибольшего процветания государства, т. е. второй половине XII в.
Алькасар представлял собой достаточно обширный ансамбль дворцовых помещений, сгруппированных вокруг нескольких патио и окруженных кольцом крепостных стен. Архитектурный комплекс создавался без генерального плана, не единовременно и постоянно обновлялся в соответствии с нуждами владельцев. Как Альмоха-ды возводили свои дворцы на месте более ранних построек, так и впоследствии уже их сооружения стали жертвами дальнейших перепланировок, например, проведенных кастильскими монархами в XШ-XIV вв. В результате на сегодняшний день большинство пространств, относившихся к мусульманским дворцам, либо более не существуют, либо почти до неузнаваемости изменены. Подлинных фрагментов архитектуры Альмохадов в Алькасаре осталось не так много. Однако ценно то, что они имеют разную типологию и планировку, что позволяет судить о разнообразии архитектурного языка того времени.
В 1886 г. испанский писатель и археолог Франсиско Мария Тубино (1833-1888) открыл на территории Севильского алькасара одно из старейших его сооружений - так называемый Гипсовый двор [7, р. 199], представляющий собой прямоугольной формы патио, в которое с южной и северной сторон обращены два зала. Южный фасад украшен трехчастной подковообразной аркадой, типичной для кордовского искусства X в. Обращение Альмохадов к архаизирующим мотивам могло быть неслучайным: на протяжении всей истории мусульманской Испании Кордовский халифат воспринимался идеалом мощной и, что было для Альмохадов особенно важно, единой исламской державы, которой стремились подражать и к традициям которой апеллировали.
Сохранился также и северный фасад Гипсового патио, с неглубоким портиком, датированным XII в. [3, р. 80]. Аркада портика состоит из семи проемов, центральный из которых выше и шире остальных - прием, предвосхищающий архитектуру насридов XIV в. и, в частности, знаменитой Альгамбры. Арки эпохи североафриканских династий имеют характерное фигурное оформление верхней части свода, называемое «с ламбрекеном» [9, р. 103]. Но наиболее узнаваемым элементом испано-магрибинской архитектуры является декоративный мотив себки, в котором выполнена и аркада Гипсового патио (ил. 1). Себка представляет собой традиционный альмохадский узор, составленный из небольших арок, образующих ромбообразный орнамент наподобие сетки [14, р. 247]. Тончайшие сквозные узоры себки придают ей видимость легкой ажурной материи, и, по одной из версий [6, р. 320], активное использование в архитектурном декоре этого мотива, напоминающего внешним видом ткань, при Альмохадах было связано с их берберскими корнями и кочевнической культурой, в которой основным типом жилища являлись шатры и палатки.
Несмотря на общую склонность испано-магрибинского искусства к геометризации орнамента, в узорах себки Гипсового двора очевидно прослеживаются растительные мотивы, преимущественно в виде пальметт. Пропуская редкие солнечные лучи, себка создает эффект плотно сомкнутой листвы крон деревьев, стволами которых являются фусты колонн. Вместе это воскрешает коранические описания тенистых и «темно-зеленых» густых [2, с. 822] садов мусульманского рая: представление о дворце как о земном парадизе крайне распространено в исламской культуре.
Архитектурное решение Гипсового двора Севильского алькасара, безусловно, наследует традициям испано-мусульманского зодчества. Однако под влиянием религиозного аскетизма, который проповедовала правящая династия и который являлся краеугольным камнем ее мировоззрения, многие приемы оказались переосмыслены в более строгом, аскетичном ключе. Так, в отличие от искусства тайфы, изощренного и эстетского, архитектура Альмоха-дов предельно строга, основана на ясно читаемых планировочных
и конструктивных решениях и минимальном использовании декоративных приемов. Любопытно, что искусство тайфы подчас сравнивают с эстетикой барокко [14, р. 248], а искусство Альмохадов, в таком случае, могут назвать «классицистическим» [13, р. 101].
Помимо Гипсового двора, на территории Севильского алькасара были также обнаружены еще два патио, относящихся к периоду правления Альмохадов, - патио Торговой палаты и патио Крусеро.
В патио Торговой палаты был разбит сад персидского типа чахар-баг: две пересекающиеся перпендикулярно дорожки с водными каналами образуют четыре партера для растений, а на пересечении размещен круглой формы фонтан (ил. 2). Традиционно сады такой планировки связывались с идеей райского сада, откуда проистекают четыре райские реки [1, с. 29]. Наиболее оригинальной чертой садов Альмохадов стало широкое использование приема «опущенных грядок» [1, с. 50], при котором растительные грядки утапливались на несколько метров ниже основного уровня дорожек сада. Среди растений, которые выращивались в патио, были и плодовые деревья, например, апельсиновые [15, р. 167]: при таком устройстве сада, с «опущенными грядками», стоящий на дорожке человек мог с легкостью, лишь протянув руку, срывать с ветвей фрукты. Любопытно сравнить облик двора Торговой палаты с историческими изображениями мусульманских садов той эпохи: например, на иллюстрациях к поэме «Байяд и Рийяд» из Ватиканской библиотеки (Севилья, начало XIII в.) [3, р. 313]. На одной из миниатюр можно увидеть изображение сада, практически аналогичное патио Торговой палаты: с беседками и аркадами, водоемом и источниками, низкими цветочными клумбами и высокими деревьями; изображены на миниатюре и «опущенные грядки» (ил. 3).
Наконец, третий сохранившийся от эпохи Альмохадов двор Севильского алькасара называется Крусеро (или Крестовый). Время изменило облик этого сада практически до неузнаваемости, однако сохранилось его описание, относящееся в XVII в., авторства Родриго Каро (1573-1647), испанского ученого и поэта: «Двор
называется Крусеро из-за его крестообразного плана. И хотя вход в него расположен на том же уровне [что и предыдущие помещения], там внизу разбит сад из апельсиновых деревьев, и он разделен на четыре части. Он так глубок, что верхушки деревьев едва достигают высоты верхнего уровня. <.. .> [Внизу] по сторонам коридоры, и на них сверху также проходы. <.> Много воздуха и виды сада внизу делают это место радостным и величественным, а потому, что нижняя часть [двора] крытая, самым тенистым и свежим, какое только можно представить» [10, p. 56]. Так, уникальность планировки патио крусеро заключалась в глубине использованных «опущенных грядок», которая достигала 4,7 м и позволила создать во дворце два полноценных уровня [4, p. 334]: на нижнем - парк, на верхнем - дворец, откуда поверхность сада напоминала яркий орнаментальный ковер.
Поскольку целостные дворцовые ансамбли Альмохадов не сохранились, комплексно судить о характере дворцовой архитектуры Испании периода правления североафриканских династий представляется сложным. Тем не менее, уцелевшие фрагменты показывают, что искусство Альмохадов, развивая традиционные приемы испано-мусульманского зодчества и обогатившись приемами, привнесенными культурой Магриба, превратилась в оригинальное художественное явление, многие черты которого в дальнейшем найдут продолжение в архитектуре Гранадского эмирата, а также повлияют на сложение стиля мудехар.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Кларк Э. Искусство исламского сада / Пер. с англ. Г. Н. Пирогова. М. : Ниола-Пресс, 2008.
2. Коран / Пер. с араб. и коммент. М.-Н. О. Османовой. М. ; СПб. : Диля, 2014.
3. Al-Andalus : The Art of Islamic Spain / Ed. by J. D. Dodds. New York : The Metropolitan Museum of Art, 1992.
4. Almagro [Gorbea]A. El patio del Crucero de los Reales Alcázares de Sevilla // Al-Qantara. Vol. XX, fasc. 2. Madrid, 1999. P. 331-376.
5. Almagro [Gorbea] A. Los Reales Alcázares de Sevilla // Artigrama. 2007. № 22. P. 155-185.
6. Almagro Vidal A. El concepto de espacio en arquitectura palatine an-dalisí: an análisis perceptivo a través de la infografía : tesis doctoral. Granada : Editorial de la Universidad de Granada, 2005.
7. Arnold F. Islamic Palace Architecture in the Western Mediterranean: a History. Oxford : Oxford University Press, 2017.
8. BarrucandM., BednorzA. Architecture maure en Andalousie. Köln : Taschen, 2007.
9. Borrás Gualis G. M. El Islam : De Córdoba al mudéjar. Madrid : Sílex, 2003.
10. CaroR. Antiguedades y Principado de la ilustrísima ciudad de Sevilla y Chorographia de su convento juridico o antigua chancilleria. Sevilla : Anres Grande Empressor de Libros, 1634.
11. Casamar Pérez M. The Almoravids and Almohads : An Introduction // Al-Andalus : The Art of Islamic Spain / Ed. by J. D. Dodds. New York : The Metropolitan Museum of Art, 1992. P. 75-83.
12. Escudero Aranda J., Baena Alcántara M. D. Notas sobre al-Andalus y su cultura material: de los omeyas a los almohades // Awraq. 2013. № 7. P. 105-120.
13. Hoag J. D. Islamic architecture. New York : Rizzoli, 1987.
14. Porras Gil C. Arte islámico. Madrid : Creaciones Vincent Gabrielle,
2010.
15. Ruggles D. F. The Gardens of the Alhambra and the Concept of the Garden in Islamic Spain // Al-Andalus : The Art of Islamic Spain / Ed. by J. D. Dodds. New York : The Metropolitan Museum of Art, 1992. P. 163-171.
16. Yarza J. Arte y arquitectura en España 500-1250. Madrid : Catedra,
1979.
1. Себка. Гипсовый двор. 2-я пол. XII в. Алькасар Севильи
2. Двор Торговой палаты. 2-я пол. XII в. Алькасар Севильи
3. Миниатюра к поэме «Байяд и Рийяд». Севилья, нач. XIII в. Библиотека Ватикана