Научная статья на тему 'ДВОЕМИРИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. УЭЛЛСА «МИСТЕР БЛЕТСУОРСИ НА ОСТРОВЕ РЭМПОЛЬ»)'

ДВОЕМИРИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. УЭЛЛСА «МИСТЕР БЛЕТСУОРСИ НА ОСТРОВЕ РЭМПОЛЬ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ДВОЕМИРИЕ / КОНФЛИКТ / ОСТРОВ / РЕАЛЬНОСТЬ / ИЛЛЮЗИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Луговской А.В.

Статья посвящена проблеме двоемирия художественного произведения как основе создания конфликта. Цель исследования - определить влияние двоемирия художественного произведения на специфику развития конфликта. Объектом исследования выступает двоемирие как основа создания конфликта. Предмет исследования составляют лингвостилистические средства выражения двоемирия. В результате исследования было установлено, что двоемирие в исследуемом романе является основой внутреннего конфликта героя, пребывающего в пограничном состоянии между реальностью и воображением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TWO WORLD OF WORK OF ART AS A BASIS FOR CREATING A CONFLICT (ON THE MATERIAL OF THE ROMAN G. WELLES "MISTER BLETZUORSY ON REMPOLE ISLAND")

The article studies the ‘dual world’ concept as a ground for conflict in a literary work. The main research objective is to determine the influence of the dual world on conflict development. The object is the ‘dual world’ concept as a ground for conflict. The subject under study is the linguo-stylistic means of the dual world representation. The research findings made it possible to conclude that the dual world serves as a ground for the inner conflict of the main character, who exists in a borderline state between reality and dream.

Текст научной работы на тему «ДВОЕМИРИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. УЭЛЛСА «МИСТЕР БЛЕТСУОРСИ НА ОСТРОВЕ РЭМПОЛЬ»)»

ДВОЕМИРИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. УЭЛЛСА «МИСТЕР БЛЕТСУОРСИ НА ОСТРОВЕ РЭМПОЛЬ»)

А.В. Луговской, магистр, старший преподаватель Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-55-58

Аннотация. Статья посвящена проблеме двоемирия художественного произведения как основе создания конфликта. Цель исследования - определить влияние двоемирия художественного произведения на специфику развития конфликта. Объектом исследования выступает двоемирие как основа создания конфликта. Предмет исследования составляют лингвостилистические средства выражения двоемирия. В результате исследования было установлено, что двоемирие в исследуемом романе является основой внутреннего конфликта героя, пребывающего в пограничном состоянии между реальностью и воображением.

Ключевые слова: художественный мир, двоемирие, конфликт, остров, реальность, иллюзия.

Проблема изучения художественного мира произведения является одной из наиболее актуальных исследовательских проблем, так как любое литературное произведение включает в себя определенный набор характеристик, которые конструируют художественную реальность. Мир произведения в этом смысле - «это «художественно освоенная и преображенная реальность» [1, с. 114], так как он организуется (моделируется) в соответствии с параметрами реального мира, среди которых ведущими параметрами выступают пространство и время [2, с. 162]. Художественный мир произведения - это «художественная модель реального мира, воображаемый мир, созданный писателем» [3, с. 47].

При этом пространственно-временные параметры художественного произведения отличается от физических величин, изучаемых в русле классических естественных и точных наук [2, с. 162]. Жизнеподо-бие образов, обобщенно отображенных в художественном произведении, носит относительный характер [4, с. 129]. Поэтому при изучении произведения ценность представляет не подобие мира произведения миру реальному, но в какой степени создаваемый автором мир, как утверждает Д. Лихачев, целостен и целенаправлен, то

есть отвечает идейному содержанию самого произведения [5, с. 76].

Двоемирие - литературоведческий термин, применяемый в первую очередь для исследования литературы романтизма. Под двоемирием традиционно понимается «тяготение к мистико-романтической поэтической фантастике, воплотившей трансцендентный идеал» [6, с. 343].

И.П. Карпов трактует двоемирие как соотношение феноменального (реально-чувственного) и ноуменального (мыслимого) миров в произведении [7, с. 85].

Двоемирие как принцип организации художественной реальности произведения может выступать средством создания конфликта. Под конфликтом понимается «противоположность, противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения» [8, с. 165].

Понятие конфликта получило теоретическое осмысление в трудах Гегеля. Конфликт возникает в результате нарушения гармонии, когда некоторая определенность начинает обнаруживать себя как противоположность к чему-то другому. В результате этого нарушения рождается коллизия, изменение гармонического состояния. Разрешить конфликт означает вернуться в изначальную гармонию [9, с. 213].

Конфликт представляет собой основную движущую силу произведения [10, с. 62], определяя его композицию и сюжет [11, с. 22].

В основе главного конфликта романа Герберта Уэллса «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь» лежит противопоставление реального и воображаемого миров. Реальный мир - это мир, в котором живет главный герой, Арнольд Блетсуорси. По сути, это наш мир, включающий привычную всем географию и т.п. В этом мире герой живет большую часть жизни, получает образование и даже открывает собственное дело. Но после ряда драматических событий Блетсуорси покидает родной город и отправляется в путешествие, во время которого его судно терпит кораблекрушение. Арнольд оказывается на острове Рэмполь, населенном дикарями. Герой пребывает на острове некоторое время, но в какой-то момент ему приходит осознание, что остров Рэмполь - лишь плод его воображения.

Спецификой изображения конфликта между двумя мирами произведения является то, что, пребывая на острове Рэмполь, герой сомневается в реальности острова. Когда же Блетсуорси, наоборот, возвращается к здравомыслию, он ставит под сомнение уже саму реальную действительность. Рассмотрим эти особенности на конкретных примерах.

В книге так описываются сомнения героя, оказавшегося на острове: <...> I could not believe I was dreaming, and yet I could not imagine this was indeed the same world with London from which I had come [12, p. 103]. / Я не мог поверить, что мне грезилось, но в то же время я не мог представить, что это был тот же мир, в котором находился Лондон, мир, откуда я прибыл (здесь и далее перевод выполнен автором статьи. - А.Л.).

На стилистическом уровне удивление героя подчеркивается использованием параллельной конструкции с отрицательной формой модального глагола can (I could not believe... I could not imagine). Главной фигурой в представленном отрывке является антитеза - прием противопоставления

понятий, образов, состояний и т.п. [13, с. 34].

Пребывая в помутненном сознании на острове Рэмполь, Блетсуорси дает понять дикарям, что существует другой большой мир, из которого он прибыл: "The lands of the world I come from spread wide and open under the sun" [12, p. 116]. / Земли моего мира широко простираются под солнцем. Мир Блетсуорси - это просторный, открытый мир, в котором светит солнце. Поэтом он не понимает, почему дикари предпочли тому большому миру узкое ущелье острова: For it was a part of the strangeness of these people that in a land where sunshine was pleasing and grateful they were content to live in a gorge <...> [12, p. 106]. / Это было одной из странностей этих людей, которые были счастливы жить в ущелье, в то время как окружающая их земля радовалась солнцу.

Но для островитян не существует иной реальности, помимо той, что окружает их, о чем они говорят герою: "The real world is about you here and now, the only real world" [12, p. 118]. / Настоящий мир находится вокруг тебя здесь и сейчас, единственный настоящий мир. Реальность острова для дикарей выстраивается в пространственно-временных рамках «здесь и сейчас» (here and now), для них реальность связана с настоящим временем и пространственной близостью, выраженными соответствующими наречиями.

В какой-то момент Блетсуорси начинает верить, что остров Рэмполь и есть сама реальность, а мысли о другом мире вызывают у него лишь мучения: Such phases of confusion were bathed in the distress of an acute nostalgia. I would thrust these doubts from me, bracing myself up to the fact that I was still on Rampole Island. "This is Rampole Island, " I would say; "This is Rampole Island. Do not torment me with dreams" [12, p. 134]. / Такие моменты душевного смятения подпитывались ностальгическими терзаниями. Я отбрасывал от себя эти сомнения, примиряясь с мыслью, что все еще был на острове Рэмполь. «Это остров Рэмполь, - не раз повторял я. - Это остров Рэмполь. Хватит мучить себя иллюзиями»!

Состояние душевного смятения героя, непонимание происходящего передаются существительными confusion («душевное смятение»), distress («страдание»), nostalgia («ностальгия»), doubts («сомнения»). Данные существительные выражают смешанный комплекс чувств, по большей части отрицательного характера, что следует из их определений: confusion - «a feeling that you do not understand something or cannot decide what to do»; distress - «a feeling that you have when you are very unhappy, worried, or upset»; nostalgia - «thoughts about happy times in your past»; doubt - «a feeling of not being certain about some-thing» [14, p. 309, 427, 1018, 442].

В дальнейшем, когда герой приходит в себя, он осознает, что остров Рэмполь не был реальным. Блетсуорси спрашивает у окружающих, не продолжает ли он пребывать на острове, на что получает отрицательный ответ: "You are certain this is not Rampole Island?" "No, no," said Rowena, "this is the real world. Hard reality" [12, p. 156]. / «Ты уверена, что это не остров Рэмполь? «Это не он, - сказала Ровена, -это настоящий мир. Суровая реальность».

Герой не может до конца принять, что Рэмполь был всего лишь плодом его фантазии, в чем его пытаются убедить окружающие. Они называют его состояние «иллюзией острова Рэмполь» (Rampole Island dream). Со временем Блетсуорси еще больше погружается в состояние душевного замешательства, так как не находит былого спокойствия и радости в мире, тер-

скими пороками. Сама реальность становится для него островом Рэмполь, а его собственная цивилизация - фикцией, что передано в следующей антитезе: The world was Rampole Island, yes, and civilisation a dream <...> [12, p. 191]. /Мир был островом Рэмполь, а цивилизация - иллюзией.

Таким образом, можно заключить, что двоемирие исследуемого романа - это, с одной стороны, конфликт реального и воображаемого миров, которые то существуют параллельно, то накладываются друг на друга. С другой стороны, это отражение внутреннего конфликта самого Блетсуор-си, пребывающего в пограничном состоянии. В центре художественного мира романа - размышляющий над собой и миром герой, безуспешно пытающий примирить возникшие противоречия между двумя мирами, граница между которыми проходит по нему самому.

На лингвостилистическом уровне двое-мирие, положенное в основу главного конфликта произведения, выражено, прежде всего, антитезой, включающей в себя синтактический параллелизм, цветовой и пространственный контраст, а также словами, входящими в лексико-семантическую группу «психическое расстройство».

В дальнейшем исследовании следует более тщательно рассмотреть языковое выражение двоемирия как основу создания внутреннего либо внешнего конфликта произведения с широким охватом лин-гвостилистических средств различных уровней.

заемом воинами, жестокостью, человече-

Библиографический список

1. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2005. - 405 с.

2. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедия в двух томах. -Т. 2: К-Я / Под ред. С.А. Токарева. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - С. 161-164.

3. Вишнякова Е.П. Категория перцептивности как основа языкового моделирования возможных миров в новелле Г. Уэллса «The Country of the Blind»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.П. Вишнякова. - Волгоград, 2016. - 231 с.

4. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.

5. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - №8. - С. 74-87.

6. Мотылева Т.Л. Русская литература // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -С. 339-365.

7. Карпов И.П. Авторское двоемирие (Обоснование терминологического статуса понятия) // Вестник Марийского государственного университета. - 2016. - Т. 10. - № 4 (24). -С. 85-88.

8. Эпштейн М.Н. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 165-166.

9. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. - Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

10. Федотов О.Н. Основы теории литературы. Уч. пособие для студ. ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

11. Вершинина Н.Л. Введение в литературоведение: Учебник для вузов / Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин [и др.] / Под ред. Л.М. Крупчанова. - М.: Оникс, 2007. - 416 с.

12. Wells H. G. Mr. Blettsworthy on Rampole Island / H. G. Wells. - London: MCM XXXIII. - 206 p.

13. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр. и доп. / Т.В. Жеребило. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.

14. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners / Ed. by M. Rundell: 2nd edition. International Student Edition. - Oxford: Macmillan Publishers Limited, 2007. - 1750 p.

THE TWO WORLD OF WORK OF ART AS A BASIS FOR CREATING A CONFLICT (ON THE MATERIAL OF THE ROMAN G. WELLES "MISTER BLETZUORSY ON

REMPOLE ISLAND")

A.V. Lugovskoy, Master, Senior Lecturer Pacific State University (Russia, Khabarovsk)

Abstract. The article studies the 'dual world' concept as a ground for conflict in a literary work. The main research objective is to determine the influence of the dual world on conflict development. The object is the 'dual world' concept as a ground for conflict. The subject under study is the linguo-stylistic means of the dual world representation. The research findings made it possible to conclude that the dual world serves as a ground for the inner conflict of the main character, who exists in a borderline state between reality and dream.

Keywords: artistic world, dual world, conflict, island, reality, dream.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.