Научная статья на тему 'ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1707
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ / ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизова Алина Витальевна

Проблема возрастных особенностей развития детей не теряет свою актуальность на протяжении всего периода существования возрастной психологии. Даже человек, обладающий бытовым мировоззрением, в общих чертах понимает, что каждому возрасту, свойственен свой набор характеристик и особенностей. Целью данного исследования является определение главных движущих сил психического развития ребенка и описание роли в становлении человека каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сизова Алина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIVING FORCES OF MENTAL DEVELOPMENT

The problem of age-related features of children's development does not lose its relevance throughout the entire period of the existence of age psychology. Even a person with a household worldview understands in general terms that each age has its own set of characteristics and features. The purpose of this study is to identify the main driving forces of a child's mental development and to describe the role of each of them in the formation of a person.

Текст научной работы на тему «ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№4 / 2021

Исходя из данной системы оценок, мы определили пороговые значения в баллах для уровня сформированности навыков словообразования и словоизменения имен прилагательных. Значения представлены ниже:

От 48 до 64 баллов - навыки сформированы на высоком уровне От 32 до 47 баллов - навыки сформированы на достаточном уровне От 16 до 31 баллов - навыки сформированы на низком уровне От 0 до 15 баллов - навыки не сформированы

Констатирующий эксперимент, проведенный в МБДОУ комбинированного вида №4 г. Мурома, показал, что среди 10 детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня 90% владеют навыками словоизменения и словообразования имён прилагательных на низком уровне, и только 10% детей владеют указанными навыками на достаточном уровне. Высоких результатов, среди детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня не выявлено. Дети затруднялись или не выполняли задания, совершали большое количество ошибок как в словообразовании, так и в словоизменении прилагательных. Примеры ошибок: «подушка из пуха - пухлая», «рога оленя - оленевые», «банка из стекла- стекольная» и т.п. Такие прилагательные, как «высокий- низкий», «толстый- тонкий», «широкий- узкий», дети заменяли на сравнение по величине, то есть использовали лишь прилагательные: «большой- маленький». Мы отмечали, что во время проведения эксперимента, дети, практически, не использовали прилагательные в самостоятельной речи, признаки предметов дошкольники называли лишь в случае повторной инструкции.

Таким образом, определив незначительный уровень сформированности навыков

словообразования и словоизменения имён прилагательных у детей экспериментальной группы, мы планируем в дальнейшем, опираясь на труды отечественных учёных, а также, на игровую терапию, создать специальную систему заданий и упражнений по усовершенствованию развития навыков словоизменения и словообразования имён прилагательных в речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Список использованной литературы:

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 77 с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Астрель, 2007. - 224 с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

© Савельева Н.Г., Гусева У.М., 2021

УДК 37.03

Сизова Алина Витальевна

г. Ростов-на-Дону, Россия

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация

Проблема возрастных особенностей развития детей не теряет свою актуальность на протяжении

всего периода существования возрастной психологии. Даже человек, обладающий бытовым мировоззрением, в общих чертах понимает, что каждому возрасту, свойственен свой набор характеристик и особенностей. Целью данного исследования является определение главных движущих сил психического развития ребенка и описание роли в становлении человека каждой из них.

Ключевые слова

психическое развитие, возрастная психология, социальные факторы, биологические факторы, теория конвергенции, психогенетический подход.

Sizova Alina V.

Rostov-on-Don, Russia

DRIVING FORCES OF MENTAL DEVELOPMENT

Abstract

The problem of age-related features of children's development does not lose its relevance throughout the entire period of the existence of age psychology. Even a person with a household worldview understands in general terms that each age has its own set of characteristics and features. The purpose of this study is to identify the main driving forces of a child's mental development and to describe the role of each of them in the formation of a person.

Keywords

mental development, age psychology, social factors, biological factors, convergence theory, psychogenetic approach

Вопрос о том, что определяет развитие психики, поднимается многими учеными в области возрастной психологии на протяжение многих лет. Под движущими силами понимают те факторы, которые являются причинами поступательного развития ребенка. Представление о движущих силах и источниках психического развития ребенка определяет многие позиции психологического исследования.

Например, признание закономерности и необходимости кризисов в психическом развитии ребенка обосновано только в том случае, если мы считаем психическое развитие диалектическим процессом, происходящим за счет внутренних противоречий, в результате разрешения которых субъект претерпевает качественные изменения. Для концепций, рассматривающих психическое развитие лишь как процесс приспособления индивида к среде, никакие качественные метаморфозы в этом процессе не существенны, а следовательно, развитие вполне может обойтись без кризисов.

Сторонники мнения о том, что наибольшее влияние оказывает внешняя среда, считают человека продуктом внешнего влияния. Данное направление в психологию называется социогенетическим - у его истоков стоял английский философ Дж. Локк. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Обучению и воспитанию отводилась решающая роль в психическом развитии человека [17]. Социальные факторы включают в себя: социальную среду, воспитание, обучение и социализацию. Сторонники социогенетического направления игнорируют качественные изменения в процессе психического развития субъекта, рассматривая весь этот процесс как постепенное поступательное, эволюционное изменение. Кризисы в этих теориях рассматриваются как уклонение от нормального пути развития.

Противоположных взглядов придерживались французские философы. Основная идея

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№4 / 2021

биологического направления состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Биологические факторы включает в себя: наследственные свойства, врожденные свойства организма.

В первую очередь, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности, характерные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца.

Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека.

Современные психологи утверждают, что психологическое развития нужно рассматривать, опираясь на комплекс социального и биологического подходов. Сближение двух факторов представляет собой концепция конвергенции двух факторов. Основоположник концепции конвергенции немецкий психолог Вильям Штерн полагал невозможным отделить, что в психике человека связано с наследственностью, а что служит продуктом среды. В конечном итоге психика человека есть результат взаимодействия этих двух факторов - так заложенные от рождения особенности может преломлять и изменять влияние среды [26].

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием Х-элементов наследственности и Y- элементов среды. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Так, например, английский психолог Г. Айзенк считает, что интеллект на 80 % определяется влиянием среды и лишь на 20 % - влиянием наследственности [1, с. 256].

Современная отечественная психология о соотношении биологического и социального базируются на положениях Л.С. Выготского. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Так, элементарные функции обусловлены наследственно больше, чем высшие. А высшие функции - продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда оказывает роль на развитие биологических предпосылок [7, с. 247].

Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды. Под основополагающими факторами формирования личности понимаются психические явления, подчинённые своим внутренним законам.

В рамках психоанализа впервые зародилось представление о возможности субъекта влиять на свое психическое развитие, выраженное представлением о "Я", регулирующем взаимоотношения биологических потребностей и желаний ("Оно") и социальных норм и запретов ("Сверх-Я"). Это дало основание говорить о Зигмунде Фрейде как о родоначальнике особого психогенетического подхода к психическому развитию, согласно которому последнее происходит за счет борьбы движущих его внутренних противоречий и в исход этой борьбы может вмешиваться воля самого субъекта развития.

З. Фрейд считал, что развитие личности может быть понято, исходя из изучения двух принципов - принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. В соответствии с принципом реальности поведение человека диктуется теми отношениями, которые сложились в мире. Благодаря воспитанию удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия [27, с. 345].

Таким образом, конфронтация двух факторов предстаёт как конфликт между обществом и

влечениями личности, а во внутреннем плане выражается изначальным конфликтом между различными инстанциями самой личности - «Сверх-Я» и «Оно».

Для того, чтобы иметь полное представление о личности, о её развитии и формировании нужно брать во внимание все факторы в совокупности, чем и занимается современная психология. Список использованной литературы:

1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта - битва за разум: Как формируются умственные способности. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 256 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - М.: Педагогика, 1990. - Т.4. - С.124.

3. Милованов К.Ю. Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона Локка. [Электронный ресурс]:Исследовано в России: научный журнал «Проблемы современного образования». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofsk.. vzglyady-dzhona-lokka (дата обращения 02.06.2020).

4. Туракулова Ф.А, Хушназарова М.Ш. Биологические и социальные факторы развития ребенка. [Электронный ресурс]: Исследовано в России: научный журнал «Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biologicheskie-i-so..rebenka (дата обращения 22. 11. 2021).

5. Фрейд З. Я и Оно. - М.: Эксмо, 2015. - 345 с. Дата отправки статьи: 23. 11. 2021

© Сизова А.В., 2021

УДК: 37.042

Хайров Расим Золимхон углы

г. Гулистан, РУз.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК МОЩНЫЙ РЫЧАГ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Анотация

В этой статье проанализирована научная значимость создании ситуации успеха при индивидуальном подходе к ученикам. Научно обоснованна технология создании ситуации успеха к ученикам и поурочные разработки для уроков изобразительного искусства.

Ключевые слова:

успех, индивидуальный подход, интерес, знание, педагог, группы, учитель, ученики, умение, продукт творчества, метод, развитие, поурочная разработка, результат.

Khayrov Rasim Z.

Gulistan, Uzbekistan

INDIVIDUAL APPROACH AS A POWERFUL LEVER TO CREATE A SUCCESS SITUATION IN FINE ARTS LESSONS

Abstract

This article analyzes the scientific significance of creating a situation of success with an individual approach to students. Scientifically grounded technology for creating a situation of success for students and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.