Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249).
История. Вып. 48. С. 35-39.
Ч. Х. Муслихова
ДВИЖЕНИЕ ЗА ЭМАНСИПАЦИЮ ЖЕНЩИН В ТАТАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ (КОНЕЦXIX- НАЧАЛОХХВЕКА)
В статье рассматривается одна из актуальнейших проблем современной исторической науки - «женский вопрос». На основе опубликованных и архивных источников раскрывается возникновение и развитие движения за эмансипацию женщин в татарском обществе. Дается характеристика наиболее значимых работ татарских джадидистов, показываются основные пути зарождения татарского феминизма.
Ключевые слова: женский вопрос, джадидизм, татарское реформаторство, эмансипация.
В современных условиях модернизации российского общества вопросы социального характера, истории их изучения имеют особое значение. В связи с этим в отечественной исторической науке складываются все новые подходы в исследовании различных аспектов этих проблем. Среди последних - изучение истории решения женского вопроса, поднятого в татарском обществе со всей остротой на рубеже Х1Х-ХХ вв., на сегодняшний день является не только яркой, но и весьма актуальной темой. Женский вопрос представляет собой комплекс специфических проблем, обусловленных положением и ролью женщины в обществе и семье.
К концу XIX в. в кругах передовой части татарских интеллектуалов начинают обсуждаться проблемы женской эмансипации.
Под термином ‘эмансипация женщин’, в соответствии с определением в «Словаре гендерных терминов», понимаются процессы социальной мобильности женщин, связанные с их социальной дифференциацией, как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей и т. д.), и выходом из приватной сферы в сферу публичную1. Этот термин появился в середине XIX в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в получении образования, в принятие на общественные работы, оплаты труда, важность в праве голоса на выборах и т. д.
Начиная с третьей четверти XIX в., в татарском обществе впервые эти вопросы затронули джадидисты. Свою главную цель они
видели в воспитании нового типа человека, полезного для общества, играющего важную роль в его обустройстве. Для преодоления национальной отсталости, застоя в общественном развитии, прежде всего, необходимо было раскрытие духовной сущности народа; в результате объективно на первый план выходят вопросы воспитания и нравственности, которые, традиционно, в рамках семьи входили в круг обязанностей женщины. Таким образом, в воспитании нового человека женщине отводилась основная роль. И поэтому, исходя из целей национального обновления и духовного прогресса, по вполне понятным причинам представители джадидизма - видные ученые и педагоги И. Гаспринский, М. Джарулла Бигиев, Р. Фахретдин, Г. Буби -во главу угла ставили задачу воспитания женщин - «матерей нации», в своих трудах изложили свое видение решения этой приоритетной проблемы. В своем труде «Знаменитые женщины», изданном в 1903 г., Р. Фахретдин с горечью отмечает: «Если раньше были матери, способные воспитать своих детей великими людьми, то сегодня такие женщины среди мусульман исчезли. Если бы сегодня были такие матери, то среди мусульман появились бы глубоко мыслящие, деятельные, с чистой душой и прекрасной нравственностью ученые, служащие во имя гуманности новаторы и изобретатели»2.
Джадидисты выступили с резкой критикой существующего положения женщины-татарки и пытались показать путь к ее эмансипации. При решении женского вопроса они призывали в первую очередь исходить из глубокого понимания и правильного осмысления сущности Ислама. Это естественно, потому что в XIX - начале XX в. образ жизни мусульман определялся его канонами вообще и
нормами шариата в частности. Как и у других мусульманских народов, в то время Ислам составлял основу личной и общественной жизни, мировосприятия татар. Общественнополитические, нравственные и политические вопросы развития мусульманского мира всегда базировались на канонах Ислама. И поэтому для возрождения жизни татарского народа требовалось реформирование религиозной системы. Религиозное реформаторство берет свое начало еще с конца XVIII в. Идейными столпами раннего периода реформаторства были виднейшие ученые-мыслители своего времени, духовные лидеры татарской нации А. Утыз-Имяни и А. Курсави. Их многогранная подвижническая и новаторская деятельность прокладывала дорогу для реформ во многих других сферах общественной жиз-ни3. Реформаторы сыграли «огромную роль в поднятии уровня элиты татарского общества, подготавливая его умы для принятия нового образа мышления в связи с наступлением эпохи Нового времени»4. В конце XIX - начале XX в. религиозное реформаторство достигло наивысшую фазу. Особо ярко это проявляется в отношении к исламу с культурной и политической позиции. Именно в этот период благодаря усилиям представителей радикального реформаторства в мусульманском обществе происходят кардинальные позитивные изменения. Об этом свидетельствует и то, что на первый план во всей полноте выходит вопрос о месте и роли угнетенной столетиями женщины. Вопрос об эмансипации, правда, в связке с исламом был поставлен и в мусульманских странах. В Турции, Египте, Ираке раскрепощение женщин началось с их избавления от паранджи. Однако в татарском обществе женский вопрос принял несколько иное направление - в качестве первоочередного приоритета выделилось стремление к знаниям. Этот вопрос также впервые был поднят джадидистами. «Отец» джадидизма И. Гаспринский, вслед за ним Р. Фахретдин, Г. Буби и др. подчеркивали, что эмансипация своим началом восходит к образованию, знаниям.
Одним из первых в защиту прав женщин с научно-педагогической и теоретической точки зрения выступил ученый, просветитель, религиозный деятель, педагог-джадидист Риза Фахретдин. В свое время его смелые религиозно-философские взгляды по женскому вопросу вызвали широкий резонанс. Для реше-
ния этой проблемы он призывал обратиться к Корану и Сунне, подверг критике ортодоксально-консервативные каноны. Правильным и верным будет, полагал Р. Фахретдин, возврат в первые столетия ислама, когда женщины и в семье, и в обществе занимали высокое положение5. Женскому вопросу он придавал огромное значение. Стремясь к объективности в констатации и интерпретации отношения ислама к женщине, ученый в своем труде «Жэвамигуль-кэлим шэрехе» (Оренбург, 1916) ей посвятил 50 (из 344) хадисов, в них через призму обязанностей раскрывается суть и значение супруги, матери и т. д.
Действительно, в исламе семья прежде всего рассматривается как необходимый институт для продолжения цепи поколений, основания рода и воспитания детей. Естественно, в ней ключевое место отводиться материнским обязанностям женщины. При этом, что весьма важно, следует помнить
- семья составляет основу общества, являясь его ячейкой. Поэтому джадидист Риза Фахретдин судьбу нации непосредственно связывает с женщиной (женой) и подчеркивает: «Добротная нация та, в которой жены воспитанные; невоспитанная нация - нация, в которой жены невоспитанны» (“Хатыннары тэртипле булган миллэт - тэртипле миллэт, хатыннары тэртипсез булган миллэт -тэртипсез миллэт”)6.
Чтобы стать матерью воспитанной нации, девочка с самого раннего возраста должна расти при правильном воспитании. Однако в период начала распространения джадидиз-ма, хотя вопросы воспитания и нравственности, женский вопрос уже занимали ведущее положение и были поставлены на повестку дня, в издательско-библиографическом плане проблематика оставалась открытой. Иначе говоря, не было изданной специальной литературы по вопросам воспитания. Учитывая это, Р. Фахретдин часть серии «Наука нравственности» («Нэсихэт») посвящает вопросам воспитания девочек. В конце XIX в. он начал публиковать отдельными брошюрами главы этого объемного труда. Так появились «Воспитанная девочка», «Воспитанная мать», «Воспитанная жена», «Только для детей», «Хозяйка», в которых автор стремился изложить свой взгляд на воспитание женщины-татарки. Только воспитанная, нравственная женщина-мать, по мнению Р. Фахретдина, способна возродить нацию. «Поэтому, - под-
черкивает он, - воспитание женщин - одно из самых важных, необходимых дел».
«Мать нации», наряду со своей воспитанностью, должна еще обладать знаниями. В педагогической деятельности ученый призывает религиозное воспитание сочетать с научным воспитанием. Без знаний женщина не вникнет в суть понятия ‘воспитание’, а потому не сможет воспитывать детей, считает ученый.
В художественном плане тема «матери нации» развита в повестях Р. Фахретдина «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Действие и наказание». В центре этих произведений - образ высоконравственной, образованной и воспитанной женщины. Кроме чисто литературных достоинств, повести имеют большое историческое значение, ибо в них отражаются новые для того времени взгляды на роль женщины.
Мысль о важности женской эмансипации для татарского общества заняла центральное место и в сочинениях других просветителей-джадидистов. Последние очень часто излагали свои точки зрения и на страницах периодической печати. В годы расцвета джадидизма в печати женскому вопросу уделялось особое место. Например, в статьях, опубликованных в газетах «Тарджеман», «Вакыт» и т. д., размышляли о человеческом достоинстве женщины, ее праве на образование, на праве участвовать в общественной жизни страны, нации. Через периодическую печать распространялась информация о феминистическом движении за рубежом, особенно в Европе, публиковались материалы с призывом к освобождению женщин от патриархально-религиозного, национального гнета. В то же время усиливалось влияние левых сил. Все это способствовало появлению первых ростков феминизма и в татарском обществе. В итоге в начале XX в. женский вопрос в татарском обществе превратился в открытую социальную проблему. Женщины-татарки сами начинают активно вмешиваться в общественную жизнь, начинают размышлять о судьбе народа, о роли женщины в обществе. Они постепенно втягиваются в противостояние со старыми порядками, устоявшими в виде правил в татарском обществе, осмыслив свое положение, пытаются доказать свое равноправие в реальной жизни. Эти доказательства находят отражения в литературных произведениях и публицистике. Отдельные рубрики
и страницы периодических изданий, посвященные до этого женскому вопросу, уже не удовлетворяют по объему и техническим параметрам. Тем временем все острее стоит вопрос о необходимости учреждения специального периодического издания для женщин.
Уроженец деревни Иж-Бобья и выпускник медресе Буби Якуб Xалили взял инициативу на себя. Он написал казанскому губернатору прошение об «издании журнала на татарском языке под названием «Сююмбике»7. Я. Xалили хотел издать женский журнал, который охватывал бы все вопросы, касающиеся женщин. 16 сентября 1913 г. дал разрешение Я. Xалили на издание этого журнала7.
Первый выпуск журнала вышел 27 октября 1913 г. Для тюркоязычных женщин это был второй, а в истории татарского народа
- первый журнал для женщин. Он выходил вплоть до 8 января 1918 г., всего свет увидел 91 номер журнала. Каждый номер имел подзаголовок: «Литературно-общественный, экономический женский журнал, издающийся один раз в две недели».
Тематика журнала была очень обширной и популярной. Очень много внимания издание уделяло вопросам образования женщин, так как руководство журнала, передовая часть татарского народа и сами женщины были уверены, что главным ключом к эмансипации является образование. Поднимая вопрос об образовании, журнал «Сююмбике» знакомил своих читателей с открывшимися новометод-ными школами для девочек, материалами о методах обучения, учителях, вечерах, которые устраивали эти школы.
Журнал также обращал внимание на программу и методику образования. Например, в 6-м номере, вышедшем в 1914 г., редакция журнала опубликовала свою программу для восьмилетних женских школ. В своей работе А. X. Махмутова дает сравнительную таблицу предметов преподавания в женской школе Буби по программе «Сююмбике» и женской гимназии ведомства Министерства народного просвещения8. По таблице отчетливо видно, что предлагаемая программа журнала очень близка к программе женской школы Буби. Вероятно, именно она взята за основу той программы, которую опубликовала редакция журнала «Сююмбике». Но здесь также нужно помнить, что редактор журнала «Сююмбике» Якуб Xалили продолжил в своей деятельности цели и задачи медресе Буби,
пошел по пути татарских джадидистов, пути воспитания хороших «матерей нации», которые должны быть и хорошо воспитанны, и образованны.
Революция 1905-1907 гг. и периодическая печать вызвали женщин-татарок и на литературный процесс. Одной из первых татарских поэтесс и писательниц явилась Магруй Музаффария9. Начиная с 1905 г., в различных газетах и журналах поэтесса печатает свои статьи и стихотворения. Галимателбанат Биктимирова, Ханифа Гисматуллина, Галима Рахматуллина, Газиза Самитова, Магруй Музаффария, Фатыма Фариди, Зайнаб Сагиди, Гиффэт Туташ (Загида Бурнашева), Накифа Сайфуллина (Абруй Сайфи, Накия, Миляуша) и др. поэтессы и писательницы активно вошли в литературный процесс. Они писали не только литературные произведения, но и научные работы. Например, Хабира Насырия (1882-1912), племянница Каюма Насыри, опубликовала в 1902 г. «Словарь арабского, персидского и тюркского языков», М. Акчурина (1869-1948) написала статью, посвященную литературному наследию прошлого, - «Наша древняя литература». Творчество татарских женщин-писательниц рубежа веков свидетельствуют о росте их самосознания и реализации своих прав.
Если женская эмансипация началась, как уже отмечалось выше, борьбой за право на образование, право на участие в общественной жизни, то в дальнейшем развитии она трансформировалась в борьбу за политические права. Это, в первую очередь, связано с событиями Февральской и Октябрьской революций 1917 г. В этот период женщины впервые приняли массовые участие в политической деятельности, что было выдающимся явлением для того времени и свидетельствовало о росте женского самосознания. Их идеи и путь борьбы мы можем проследить и по материалам журнала «Сююмбике». Редакция журнала очень активно публиковала статьи на эту тему. На страницах журнала помещены разнообразные сведения о работе Всероссийского съезда мусульманок (1917), также о съездах женщин, проходивших в Казани. Пожелтевшие страницы «Сююмбике» свидетельствуют о духовной стойкости, мужестве, нравственной чистоте татарских женщин, что, безусловно, заслуживает уважения и восхищения спустя многие десятилетия. Сам факт выхода журнала гово-
рит о наступлении наивысшей точки эмансипации женщин-татарок.
Революции 1905-1907 и 1917 гг. открыли женщинам-татаркам путь к образованию, получению глубоких знаний. Многие из них посвятили себя педагогической деятельности, самоотверженно на этом поприще трудились не только в родном крае, но и далеко за его пределами, в том числе в Средней Азии, Казахстане, Китае. Именно татарки первыми среди женщин тюркоязычных народов поднялись на театральную сцену. С. Гиззатуллина-Волжская, Сара Байкина, Фатима Ильская, Ашраф Синяева ^алт^а), Фахрениса Самитова, Зейнап Яушева, Фарида Алиева и др. прославились разносторонним талантом, стали звездами сценического искусства. Они внесли большой вклад в становление театров братских народов (в г. Бухара, Гульджа, Xива. Ташкент, Алма-Ата, Фрунзе и т. д.).
Как уже было сказано, в результате роста степени образованности, изменения мировоззренческих основ женщины-татарки вступили в борьбу за политические права. На Всероссийском съезде мусульманок и Всероссийских съездах мусульман женский вопрос самими же женщинами был выдвинут в качестве приоритетной проблемы.
Всероссийский съезд мусульманок работал в Казани с 24 по 27 апреля 1917 г. Делегатки из многих регионов России заседали в здании «Нового клуба». Съезд открыла Xадича Таначева, председатель Центрального временного бюро. В президиум вошли Фатима Алкина, Сара Ахмерова, Зейнап Алиева, Мариам Губайдуллина, Xадича Мустафина, Зухра Салихова, Xадича Таначева10. На съезде рассматривались такие вопросы, как равноправие мужчин и женщин в исламе, равенство политических прав, участие женщин в выборах, вопросы в области семейно-брачных отношений. Съезд работал и завершился успешно. Это был первый форум, который организовали и приняли участие сами женщины. Съезд объединил феминисток в борьбе за свои права, хотя были и разногласия в решении тех или иных задач.
На московском съезде женский вопрос был поднят отдельно 9 мая, делегаты несколько раз возвращались к этой теме. С красивыми и бодрыми речами выступили Захида Бурнашева, Ильгамия Туктарова, Фатима
Кулахметова, Сания Якубова и др. Съезды, проходившие в 1917 г., показали, что и женщины-татарки могут быть политиками, активно бороться не только за общественные, но и за политические права. Начатый курс эмансипации джадидистами плавно переключился на руки самих женщин, зародился татарский феминизм, который успешно и активно развивался.
Октябрьская революция коренным образом изменила социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Содержание движения и направления за эмансипацию женщин изменяется в соответствии с новой ситуацией в обществе и поставленными перед ним задачами, то есть новое государство пыталось воспользоваться активизацией женского движения и хотело повернуть в свою пользу. Были декларированы равные права женщин с мужчинами в области народного образования. В политическом отношении статус женщин тоже поднялся. Женщины уже могли участвовать в выборах и даже быть избранными. Но указанные преобразования проводились не ради конкретной женщины, а на первый план выходили интересы государства. Также не учитывались национальные и религиозные аспекты. В результате, женский вопрос, связанные с ним задачи были решены лишь частично, проблема эмансипации женщин осталась. И каждая эпоха, каждое общество предлагает свои пути решения этого вопроса.
Примечания
1 Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой ; Регион. обществ. организация «Восток-Запад : Женские Инновационные Проекты». М. : Информация - XXI век, 2002. С. 246.
2 Фэхретдин, Р. МэшhYP хатыннар. Оренбург : Кэримов матбагасы, 1903; см. также: Махмутова, А. X. Пора и нам зажечь зарю свободы : (Джадидизм и женское движение). Казань : Татар. книж. изд-во, 2006. С. 16.
3 Тагиров, Э. Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира. Казань : Татар. книж. изд-во, 2007. С. 290.
4 Ибрагим, Т. К. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т. К. Ибрагим, Ф. М. Султанов, А. Н. Юзеев. Казань, 2002. С. 97.
5 Тухватуллина, Л. И. Проблема человека в трудах татарских богословов. Казань : Татар. книж. изд-во, 2003. С. 162.
6 Фэхретдин, Р. Тэрбияле хатын. Оренбург : Гыйльман бине ИбраИим Кэримов матбагасы, 1902. Б. 3.
7 НА РТ. Ф. 420. Оп. 4. Ед. хр. 7404.
8 Махмутова, А. X. Лишь тебе, народ, служе-нье. Казань : Магариф, 2003. С. 228.
9 Гайнуллин, М. Татарская литература и публицистика нач. XX века. Казань : Татар. книж. изд-во, 1966. С. 279.
10 Фаизов, С. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г. : страницы истории. Н. Новгород, 2005. С. 26.