Научная статья на тему 'ДВИЖЕНИЕ ХАМАС В ПАЛЕСТИНСКОМ СОПРОТИВЛЕНИИ: ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА'

ДВИЖЕНИЕ ХАМАС В ПАЛЕСТИНСКОМ СОПРОТИВЛЕНИИ: ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ХАМАС» / Палестина / Израиль / исламизм / терроризм. / Hamas / Palestine / Israel / Islamism / terrorism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.Г. Евстратов

В данной статье раскрываются идеологические основы и дается анализ политической практики ведущего на данный момент движения палестинского сопротивления «ХАМАС». Нами затрагивается период от образования группировки и до последних дней, что позволяет рассмотреть тему в максимально возможной исторической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HAMAS MOVEMENT IN THE PALESTINIAN RESISTANCE: IDEOLOGY AND POLITICAL PRACTICE

The article reveals the ideological foundations and provides an analysis of the political practice of the currently leading Palestinian resistance movement – Hamas. The author touches on the period from the formation of the group to the last days, which allows us to consider the topic from the greatest possible historical perspective.

Текст научной работы на тему «ДВИЖЕНИЕ ХАМАС В ПАЛЕСТИНСКОМ СОПРОТИВЛЕНИИ: ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

БО! 10.24412/с1-37233-2024-2-357-367

ДВИЖЕНИЕ ХАМАС В ПАЛЕСТИНСКОМ СОПРОТИВЛЕНИИ: ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

А.Г. Евстратов*

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООПН)

anton_nastoyashiy@mail.ru АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрываются идеологические основы и дается анализ политической практики ведущего на данный момент движения палестинского сопротивления «ХАМАС». Нами затрагивается период от образования группировки и до последних дней, что позволяет рассмотреть тему в максимально возможной исторической перспективе.

Ключевые слова: «ХАМАС», Палестина, Израиль, исламизм, терроризм.

Введение

Начавшийся осенью атакой палестинских боевиков движения «ХАМАС» на территорию Израиля и продолжающийся до сих пор кровавый конфликт в Секторе Газа немедленно привлек к указанной группировке внимание как общественности, так и научных и экспертных кругов, сделав по-новому актуальным целый ряд вопросов ее идеологии, практических аспектов политики, а также конкретных целей и методов их достижения. Идеологии «ХАМАС» касался в своих публикациях ряд исследователей, в

* Антон Геннадьевич Евстратов ного регионоведения РАУ.

- к.и.н., доцент кафедры Всемирной истории и зарубеж-

частности, А. А. Керимов, А.В. Баранов и др. Вместе с тем, конкретно вопросы идеологии в их связи с политической практикой до сих пор в русскоязычном научном пространстве не рассматривались. В некотором смысле данное исследование устраняет пробелы в такого рода знаниях. Пользуясь ретроспективным и историко-генетическим методами, мы вычленяем основные идеологические постулаты «ХАМАС» в их становлении и развитии, а также применительно к конкретным мерам и практической деятельности данной группировки. В качестве источников исследования использовались материалы СМИ, программные документы «ХАМАС», в частности, «Хартия» группировки.

Основное содержание работы

Первой вехой складывания наиболее крупной, известной и сильной в военном и политическом отношении группировки палестинского сопротивления «ХАМАС», можно считать 1977 год, когда в Секторе Газа шейхом Ахмадом Ясином была зарегистрирована организация «Мусульманская ассоциация». В то время группа представляла собой местный филиал крупной египетской группировки «Братья-мусульмане», уже идеологически вышедшей за пределы границ Египта и стремившейся обрасти филиалами в ближних и дальних странах, дабы влиять на политические процессы в них. Именно «Братья-мусульмане» еще в середине XX столетия наиболее емко сформулировали одну из ключевых идей политического ислама - создание транснациональной мусульманской общины (уммы) не только в религиозном, но и в политическом отношении, и в противопоставлении этого конструкта традиционному национальному государству [1].

Таким образом, и Палестина для членов только что возникшей на ее территории организации виделась не более, чем одним из уголков всеобщей и наднациональной «земли ислама», который ведет перманентную войну с «землей неверия».

Корни идеологии «Братьев-мусульман» имеет смысл искать в работах его лидеров - Хасана аль-Баны и Саида Кутба. Еще в 1936 году Аль-Бана выдвинул свой знаменитый лозунг: «Аллах - наш идеал. Пророк - наш вождь. Коран - наша конституция», вскоре ставший общий для всех групп, движений и партий политического ислама. Хасан аль-Бана намеревался

возродить изначальный ислам - тот, который исповедовали сам пророк Мухаммад и его сподвижники. Для этого необходимо было устранить ряд вредных, по мнению идеолога, нововведений. К примеру, одной из главных своих задач на первых порах «братья» видели в устранении разделения религии и политики, светского и духовного. «Ислам - это вера и общество, мечеть и государства», - заявлял Аль-Бана.

По его мнению, необходимо было создать и общее мусульманское государство, представляющее собой мусульманскую общину, действующую на основе солидарности и сотрудничества и обеспечивающую защиту каждого отдельного верующего от несправедливостей и притеснений. Именно ислам, по мнению идеолога, давал все необходимые принципы правильного поведения и существования - как в формате личности и общества, так и в реалиях государства. Таким образом, и главной целью «Братьев-мусульман» постулировалось достижение свободы и независимости всех мусульманских народов, освобождение от колонизаторов и последующее объединение в непременно единое государственное образование.

Важную роль в концепции Хасана аль-Банна играло насилие, которое следовало употреблять как последний, исключительный, но допустимый метод достижения целей. Так, Аль-Банна разрабатывал теорию священной войны, Джихада, а также ввел понятие «искусства смерти» как возможного исхода такого рода борьбы [2, 125].

Саид Кутб пошел дальше своего учителя и наставника и выступил против всей парадигмы современной ему цивилизации, включая политику, экономику, культуру и т. д., считая ее «джахилией», то есть «невежеством», «беззаконием», противостоящим исламскому закону, миропорядку и взгляду на окружающую действительность.

Против такого рода «джахилийи», по мнению Кутба, необходимо было вести Джихад. С этой целью необходимым ему виделось создание спаянного единой идеологией и строжайшей дисциплиной законспирированного общества, которым и представлялись ему «Братья-мусульмане». Саид Кутб делил Джихад на 4 стадии, причем только последняя носила ярко выраженный насильственный характер и предполагала борьбу с неверными, невзирая на их отношение к исламской религии.

Джихад для Кутба носил вневременной и наднациональный характер, а сам ислам и его священная книга «Коран» были даны всем людям на все

времена. Эти тезисы предопределили агрессивный, наступательный характер идей египетского мыслителя и «Братьев-мусульман» в целом. Мир делился Кутбом на две части - мир ислама (Дар аль-ислам), где соблюдаются законы Шариата, и мир Куфра, неверия, язычества (Дар аль-куфр), где руководствуются неисламскими, светскими законами. Большинство современных ему мусульманских государств Саид Кутб, таким образом, считал кяфирскими, антиисламскими. Именно в целях исправления, прежде всего, мусульман и мусульманских обществ, должен был вестись Джихад, прежде всего.

Примечательно, что Кутб заявлял о том, что ислам не должен заставлять окружающих принимать свои постулаты насильно, а, напротив, предполагать свободу выбора веры. Вместе с тем, все неисламские государственные образования, по его мысли, должны быть разрушены, либо признать власть мусульман, выплачивая тем джизью - подушную подать за сохранение религии, безопасности, а, в итоге, и жизни.

Что касается установления на земле исламского правления и исламского порядка, то его он воспринимал как революцию против узурпации божественной власти человеком. Такая революция, по мысли идеолога, восстанавливает подлинно легитимную божественную власть, реализуемую через божественный же религиозный закон - Шариат, неся настоящее освобождение человеку, который таким образом перестанет подчиняться себе подобным.

Уделяет некоторое внимание Кутб в своих сочинениях и социальной справедливости, выступая за ее достижение при исламском правлении. Тем не менее, он не говорит ничего конкретного, как о социально-экономических, так и о политических институтах будущего общеисламского государства, ограничиваясь рядом общих постулатов и формулировок.

Крайне симптоматично отношение Кутба к человеческой жизни, которую он признавал высшей ценностью, но считал возможным отдать во имя торжества ислама, на пути Джихада. Причем, если этот выбор является свободным для конкретного мусульманина, пасть в бою с врагами Аллаха для него - наивысшее достоинство [3, 27].

Помимо политической и идеологических частей, у «Братьев-мусульман» имелось и военное крыло - фаланги Аль-Катаиб, дисциплинированные

и хорошо подготовленные подразделения. «ХАМАС» впоследствии полностью заимствует структуру «братьев». У группировки, наряду с политическим, также появится военное крыло - «Бригады Изаддина аль-Кассама».

Примечательно, что вначале «Мусульманская ассоциация» занималась исключительно гуманитарными вопросами - строительством новых мечетей, образованием и здравоохранением. Стоит отметить, что данная практика типична для движений политического ислама на ранней стадии их зарождения и формирования.

Кроме того, в 1977 году Сектор Газа находился под прямой оккупацией Израиля и контролировался израильской военной администрацией. На первых порах деятельность ассоциации, как минимум, не противоречила интересам последней. Более того, израильские власти достаточно быстро рассмотрели перспективы новой группировки. Исламисты шейха Ясина, помимо «неверных», видели своими противниками и светские группы сопротивления, в частности, мелкобуржуазную «ФАТХ» Ясира Арафата и марксистский «Национальный фронт освобождения Палестины», игравшие в те годы ключевую роль в сопротивлении еврейскому государству и сформированной специально для консолидированных усилий в данном вопросе «Организации освобождения Палестины». Таким образом, появлялась возможность создать исламистский противовес данным движениям. Этим можно объяснить относительно безоблачное существование и развитие детища шейха Ясина на первых порах.

Ряд представителей израильского военно-политического руководства, а также высших офицеров спецслужб Израиля тех лет не скрывают причастность еврейского государства к образованию «ХАМАС». Так, Дани Ятом, будущий лидер Моссада, заявит позже, что Тель-Авив, хотя и не способствовал появлению исламистской организации в Секторе Газа, не мешал ее деятельности, наивно и ошибочно полагая, что группировка так и будет заниматься больницами и мечетями [1].

Свое нынешнее название - «ХАМАС» (араб. аббревиатура «Исламское движение сопротивления») группировка получила в 1987 году. В следующем году был опубликован программный документ движения «Исламская хартия», провозглашавший как глобальную цель (на тот момент движение - все еще филиал «Братьев-мусульман») - создание единого мусульманского государства на всем пространстве проживания мусульман,

так и локальную - освобождение Палестины от реки Иордан до Средиземного моря [Там же]. Очевидно, что обе цели предполагали прекращение существования государства Израиль. В том же документе светские группировки ООП назывались «братьями».

Более того, прямо в преамбуле хартии цитируются слова упомянутого выше Х. Аль-Банны: «По воле Аллаха всемилостивого и великого, Израиль будет существовать, пока Ислам не уничтожит его, как и все, что было до него». Чуть ниже «ХАМАС» определяется как филиал «Братьев-мусульман».

Примечательно, что уже тогда, помимо политического ислама, идеология «ХАМАС» стала приобретать черты и территориального национализма, постулируя необходимость изгнанным палестинцам вернуться на их исконные земли.

Надо сказать, что «ХАМАС» - не первая военная франшиза «братьев-мусульман» в Палестине. Еще в 1981 году в качестве таковой было основана организация «Палестинский исламский джихад», с которым у детища шейха Ясина на первых порах были столкновения - как идеологические и политические, так и вполне себе вооруженные. На данный момент группировки, впрочем, являются союзниками, и обе крайне пристально опекаются и финансируются Ираном.

Все это спутывало израильские планы по расколу палестинского сопротивления на религиозное и светское. Однако вскоре ситуация снова изменилась. В 1988 году Палестинский парламент, работавший в то время в изгнании, на территории Алжира, принял декларацию независимости Палестины, признав Израиль, а также отказавшись от террористических методов борьбы с ним. В будущем это приведет к прямым переговорам Ясира Арафата и главы израильского правительства Исхака Рабина, соглашениям «Осло-1» и «Осло-2» [4, 98], появлению Палестинской автономии и ее администрации на территориях Западного берега реки Иордан и Сектора Газа с выводом оттуда израильских войск. По сравнению с изначальными планами палестинского сопротивления по уничтожению Израиля, реализация подобной конструкции представляла собой серьезную уступку, которую «ХАМАС» не принял.

Уже в следующих своих программных документах исламистская группировка открыто бросает вызов не только Израилю, но и ООП, активно

участвует в уличных акциях первой интифады, приобретая популярность среди сотен тысяч палестинцев - в основном молодых. Уже к начале 90-х гг. «ХАМАС» - вторая по популярности после ФАТХ группа палестинского сопротивления.

1992 год ознаменовал переход группировки к террористическим методам. Триггером стала депортация из Израиля 415 активистов «ХАМАС» и «Исламского джихада». В итоге по еврейскому государству прокатилась серия акций с начиненными взрывчаткой автомобилями, террористами-смертниками, похищением граждан - как мирных, так и военнослужащих.

Подписание в 1993 году израильско-палестинской Декларации несколько снизило накал насилия, приостановило распространение идеологии и практики движения «ХАМАС» и, фактически, увенчало собой первую интифаду.

Популярность исламистов в Палестине, однако, продолжала расти по мере накапливания неудач ФАТХ и ООП, в целом в решении как внешнеполитических (ликвидация израильских военных поселений на Западном берегу реки Иордан, дальнейшее продвижение к созданию независимого и международно признанного Палестинского государства, судьба палестинцев на приграничных с Израилем территориях и т.д.), так и внутренних (прежде всего, социальных и гуманитарных) проблем. В частности, «ХАМАС» демонстрировала бескомпромиссность в борьбе с коррупцией, в которой буквально погрязли к 90-м гг., принадлежащие к ФАТХ чиновники и должностные лица Палестинской автономии [там же, 96].

В отличие от последних, члены «ХАМАС» подчеркивали свою неподкупность и аскетизм, а значительные суммы из бюджета движения шли и идут до сих пор на социальные нужды - строительство школ, больниц, детских садов, библиотек, спортивных секций и других учреждений. В настоящее время такого рода траты составляют около 85% бюджета группировки [там же], что привлекает к ней симпатии значительных масс палестинцев, находящихся в большинстве своем в тяжелом социально-экономическом положении. Особенно это актуально в контрасте с ситуацией на управляемых ООП территориях Западного берега р. Иордан, где, помимо упомянутой коррупции, процветала и практика расхищения средств международных организаций.

Настоящей вехой в становлении «ХАМАС» стал провал в 2000 году израильско-палестинских переговоров в Кемп-Девиде. Это событие усилило радикализм еврейских масс, предопределило избрание радикального премьера Ариеля Шарона и отвратило тысячи палестинцев от и без того все менее популярных светских националистов ФАТХ, стремившихся с Израилем к компромиссу. Итогом стала победа «ХАМАС» на парламентских выборах в Палестинской автономии в 2006 году.

«ХАМАС» никогда последовательно не придерживалось своих политических заявлений. В частности, несмотря на строгий доктринальный документ 1988г., группировка неоднократно заявляла о возможности сосуществования с Израилем. Например, еще в 1993 г. духовный лидер и основатель движения шейх Ясин огласил возможность заключения долгого перемирия с Израилем. В последующие годы руководители «ХАМАС» неоднократно упоминали эту инициативу. В январе 2004г. один из лидеров движения, А.А. Арманти, также выступил с реалистичной позицией, признав, что «на данном этапе трудно освободить всю нашу землю - историческую Палестину, поэтому мы принимаем поэтапное освобождение» [5,7] с созданием палестинского государства в границах 1967г.

Согласно мнению целого ряда специалистов, причиной такой лояльности исламистов стали достаточно простые и очевидные расчеты руководства «ХАМАС», касаемые региональных демографических процессов. Согласно им, если в начале 2000-х гг. количество евреев и арабов на территории исторической Палестины было примерно равным - по 5,4 млн. чел., то, учитывая гораздо больший коэффициент рождаемости в арабском сегменте, вскоре последний значительно превзойдет еврейский количественно. Такая тенденция будет сохраняться ближайшие несколько десятилетий и не только приведет к изменению демографического соотношения противостоящих народов, но и поставит под вопрос еврейский характер самого Израиля, где уже сейчас проживает около 1,5 млн. арабов, не считая населения Западного берега и Сектора Газы [6].

Кроме того, особые надежды с начала 2000-х гг. движение «ХАМАС» стало возлагать на ассиметричные боевые действия, успешно опробованные к тому времени ливанской шиитской группировкой «Хезболла». Вслед за последней, палестинские исламисты стали создавать и пополнять свой ракетный потенциал.

Примечательно, что если раньше, в 90-е гг., комплиментарные заявления членов «ХАМАС» касаемо Израиля и «границ 1967 года», на которые те, якобы, были согласны, носили эпизодический и тактический характер, то со второй половины 2000-х гг. и особенно после победы исламистов на выборах в ПНА в 2006 году, они стали непременной частью политики движения. Это можно объяснить постепенным изменением статуса «ХАМАС» из маргинальной, пусть и очень популярной группировки, ориентированной в основном на «арабскую улицу», в системную, официальную, политическую силу, имеющую неплохие шансы взять власть в свои руки. Ввиду незначительности перевеса «ХАМАС» над ФАТХ на упомянутых выше выборах, на протяжении нескольких первых месяцев после них был актуален дискурс о создании коалиционного правительства всей Палестины, для чего исламистам необходим был имидж гибких, договороспособ-ных и адекватных политиков.

Впрочем, в том же году между двумя главными группировками палестинского сопротивления наметились сначала непреодолимые политические расхождения, а затем и прямой вооруженный конфликт. Последний закончился выведением членов ХАМАС из всех структур на Западном берегу Иордана, с одной стороны, и изгнанием активистов ФАТХ из Сектора Газа - с другой. Стоит отметить, что данный конфликт имел своей причиной исключительно вопрос о распределении властных полномочий на фоне ухудшения экономического положения автономии, что так и не было определено. В итоге, сложилась ситуация, которая так или иначе продолжается до последнего времени - ФАТХ сохранила позиции на Западном берегу, а Сектор Газа остался за «ХАМАС».

Огромное влияние на движение «ХАМАС» оказала «Арабская весна». С одной стороны, она привела к власти в Египте связанный с братьями-мусульманами режим президента Мурси. С другой, начала гражданскую войну в Сирии, где позиции «ХАМАС» были наиболее сильны зарубежом. В итоге, ХАМАС поддержала в сирийском противостоянии исламистскую оппозицию.

Как итог, с 2011г. движение «ХАМАС» дистанцировалось от Ирана, основного своего спонсора, из-за поддержки Тегераном сирийского прези-

дента Б. Асада. По этому поводу СМИ сообщали, что Иран сократил финансирование «ХАМАС» и пытается укрепить свои связи с другими группами сопротивления в регионе, такими, как «Исламский джихад» [7].

Также в значительной степени сократилась и финансовая поддержка движения со стороны Катара, избранного на роль альтернативного спонсора (именно в Дохе проживал тогдашний лидер движения Х. Машааль), поскольку связь с «ХАМАС» стала сопутствующим ущербом усилиям страны по установлению связей с соседями, которые дистанцировались от «Братьев-мусульман» в Египте [4, 100].

После переворота 2013-2014гг. официальный Каир к движению «ХАМАС» относится враждебно, поскольку, по мнению египетских официальных лиц, оно является приверженцем идей организации «Братьев-мусульман». ВС Египта закрыли большую часть туннелей, связывающих Газу с арабской республикой, в рамках борьбы с террористами на Синайском полуострове.

Именно этим обстоятельством можно объяснить появление у движения «ХАМАС» в мае 2017г. новой программы, а также нового лидера: про-катарского Халеда Машааля сменил Исмаил Хания. В соответствии с новыми руководящими принципами, организация решила отказаться от призывов к немедленному уничтожению Израиля, а также от сотрудничества с движением «Братья-мусульмане». Тем не менее, ХАМАС по-прежнему не признает право Израиля на существование и продолжает поддерживать борьбу с ним, но уже готово пойти на признание границ Палестины, образовавшиеся в результате Шестидневной войны 1967г.

Годом ранее ХАМАС «помирилось» с Ираном, вывело свои войска из Сирии и стало получать от него необходимые финансовые вливания, что подготовило движение к новой Интифаде 2017 года, а также восстановило потенциал движения после этих событий - вплоть до последнего времени.

Реалии интифады и бескомпромиссная позиция Израиля и демарши его лидеров в сочетании с региональными переменами - окончанием активной фазы сирийской войны, ирано-американской и ирано-израильской напряженностью, улучшением отношений между ИРИ и Саудовской Аравией, а также рост военного потенциала и оперативно-стратегических умений военного крыла «ХАМАС» во многом предопределили ситуацию последних дней. Даже в случае военного поражения группировка гарантированно

расширит свою популярность в Палестине и арабском мире вообще, и руками проживающих в эмиграции лидеров, а также низовых активистов на местах быстро восстановит свой потенциал и останется важнейшей угрозой для современного Израиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сулейманов С. Хамас. Полная история движения // URL: https://novayagazeta.eu/articles/2023/11/13/khamas-polnaia-istoriia-dvizheniia

2. Степанянц М. Т. «Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока Х1Х-ХХвв.» М.: «Наука», 1974,190с.

3. Евстратов А.Г. Политический ислам. Ер. Изд-во РАУ. 172с.

4. Керимов А.А., Рабайа Ф.М. Роль движения ХАМАС в создании Палестинского государства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. с. 95-101.

5. KhaledH. A "New Hamas" through Its New Documents // Journal of Palestine Studies. 2006. Vol 35, № 4. PP. 6-27. https://doi.org/10.1525/jps.2006.35.4.6.

6. Мирский Г.И. Палестинский узел: ни развязать, ни разрубить // URL: https://globalaffairs.ru/articles/palestinskij-uzel-ni-razvyazat-ni-razrubit/?ysclid=ltfzqqdrks251542096

7. The Legality of the Israeli Naval Blockade of the Gaza Strip // European Journal of Current Legal Issues. URL: http://webjcli.org/article/view/207/277

HAMAS MOVEMENT IN THE PALESTINIAN RESISTANCE: IDEOLOGY AND POLITICAL PRACTICE

A. Evstratov

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

The article reveals the ideological foundations and provides an analysis of the political practice of the currently leading Palestinian resistance movement - Hamas. The author touches on the period from the formation of the group to the last days, which allows us to consider the topic from the greatest possible historical perspective.

Keywords: Hamas, Palestine, Israel, Islamism, terrorism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.