Научная статья на тему 'Двигательная подготовленность и физическое развитие школьников 5-6 классов с повышенным режимом двигательной активности на уроках физической культуры'

Двигательная подготовленность и физическое развитие школьников 5-6 классов с повышенным режимом двигательной активности на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
693
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурухин Сергей Фёдорович, Горбачёв Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двигательная подготовленность и физическое развитие школьников 5-6 классов с повышенным режимом двигательной активности на уроках физической культуры»

Итак, кратко представленный про- мационной деятельности, но и развитию ектно-рефлексивный подход к формиро- способностей (рефлексировать, предвос-ванию информационной культуры педаго- хищать, обеспечивать понимание инфор-га обладает, на наш взгляд, свойством мации и др.), необходимых для эффектив-усиливать педагогическую и психологиче- ного использования информационных скую основу процесса профессиональной технологий в проектной деятельности пе-подготовки, что способствует развитию не дагога. только знаний и умений в области инфор-

Библиографический список

1. Фроловская М.Н. Понимание в работе учителя-практика. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. Барнаул, 2003. 22 с.

2. http://www.rsci.ru/client/MoreInfo.html?MessageID=71&Language=0

3. Краснова О. В. Развитие информационной культуры личности как комплексная профессиональнопедагогическая проблема ttp://www.oim.ru/reader.asp?whichpage-=4&mytip=1&word=&pagesize=-15&Nomer=207.

4. Циттель С.А. Рефлексия как средство профессионально-педагогической подготовки будущих учителей http://masu.ru/masu/science/sbornik/32.htm.

5. Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского. К идее мыследеятельностной антропологии. М.: Пайдея, 1996. 236 с.

6. Скворцова Г.И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук. М.: РГБ, 2003.

С.Ф. Бурухин, М.С. Горбачёв

Двигательная подготовленность и физическое развитие школьников 5-6 классов с повышенным режимом двигательной активности на уроках физической культуры

Особое значение для развития двигательных качеств у школьников за период обучения в школе приобретают уроки и занятия физической культурой.

Включение метода круговой тренировки в урок физической культуры позволяет значительно расширить круг средств, обеспечивающих разностороннее развитие физических качеств [1-5 и др.].

В связи с этим нами была предпринята попытка экспериментально подтвердить преимущества использования метода круговой тренировки, а также введения дополнительных упражнений на гибкость на уроках гимнастики, спортивных игр и легкой атлетики в общеобразовательной школе.

Задачи исследования предполагали:

- ввести в учебный процесс на уроках

гимнастики, спортивных игр, лёгкой атлетики круговую тренировку и упражнения на гибкость;

- с помощью средств круговой тренировки развивать физические качества школьников: быстроту, силу, гибкость, ловкость и выносливость.

Для реализации поставленных задач было проведено специальное исследование с учащимися общеобразовательной школы № 52 г. Ярославля с октября 2002 года по апрель 2004 года.

В исследованиях приняли участие школьники 1992 года рождения в количестве 48 человек (24 мальчика, 24 девочки), отнесённые по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Школьники 5-х классов были разделены на две группы (экспериментальную

и контрольную), по 12 мальчиков и 12 девочек в каждой, примерно одинакового уровня физического развития и физической подготовленности. В группы не включались школьники, занимающиеся в ДЮСШ и спортивных секциях.

Уроки физической культуры проводились по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-Х1 классов». Занятия в экспериментальной группе проходили два раза в неделю. На одном уроке проводились комплексы упражнений по типу круговой тренировки, на другом уроке, в конец основной части, включались упражнения корригирующей гимнастики и упражнения на развитие гибкости, с использованием фронтального способа проведения. В контрольном классе занятия проходили по обычной методике.

Физические упражнения имели определённую направленность (гимнастические, лёгкоатлетические и с элементами из спортивных игр), которые проводились в конце основной части урока и подбирались таким образом, чтобы физическая нагрузка распределялась на все мышечные группы.

Уроки по типу круговой тренировки проходили с интервальным методом, который базировался на 30-40-секундном выполнении простых по технике упражнений школьниками на каждой станции с 30 сек. перерывом.

Дозировка упражнений зависела от пола, возраста, подготовленности учеников, характера предложенных движений и определялась для каждого ученика индивидуально, путём определения максимального теста (МТ) - испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включённому в комплекс круговой тренировки. После определения МТ для каждого ученика устанавливалась индивидуальная нагрузка: половина МТ (МТ/2) или четверть (МТ/4) - в зависимости от подготовленности.

Пульс у занимающихся подсчитывали до выполнения комплекса упражнений и сразу же после прохождения очередного

со станциями круга, что давало возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку.

Упражнения на развитие гибкости с предметами и без предметов проводились в конце основной части урока, фронтальным способом, продолжительность комплекса составляла 7-8 мин.

Для контроля за физическим развитием и функциональной подготовленностью школьников использовались показатели роста; веса; окружности грудной клетки в покое, на вдохе, выдохе и экскурсии грудной клетки; динамометрии кистей рук; ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких; ЧСС - частота сердечных сокращений в покое и после нагрузки; пробы Штанге (время задержки дыхания на вдохе).

Двигательную подготовленность определяли с помощью тестов, направленных на развитие определённых двигательных качеств [6].

Для оценки быстроты - бег 60 м

(сек).

Оценку скоростно-силовых качеств испытуемых определяли прыжком в длину с места (см) и броском набивного мяча весом 1 кг, из положения сед ноги врозь.

Силовой выносливости - подтягиванием в висе хватом сверху на перекладине

- мальчики и подтягиванием в висе лёжа хватом сверху - девочки (кол-во); висом на согнутых руках (сек); подниманием ног до Z 90° на гимнастической стенке (кол-во).

Гибкости - подниманием рук вверх из положения лёжа на животе (см); наклоном туловища вперёд из положения сидя (см).

Координационных способностей:

- для оценки статического равновесия -стойкой на одной ноге (сек);

- для оценки способности к целостным двигательным действиям - временем выполнения трёх кувырков вперёд слитно (сек);

- для определения способности к комплексной реакции - тест;

- отпускание палки - реакция (см).

Для повышения объективности тестирования были соблюдены стандартные условия проведения тестов.

В результате проведённого исследования удалось установить следующее.

Полученные средние данные показателей роста и веса существенных различий в исследуемых группах не имели.

В экспериментальной группе по всем показателям окружность грудной клетки у школьников имела достоверный прирост результата: у мальчиков - в покое 10,1%, на вдохе 9,3%, на выдохе 9,6%, экскурсия грудной клетки 8,2%; у девочек соответственно 10,8%, 9,0%, 9,2% и 6,8%. В контрольной группе отмечены более низкие показатели прироста окружности грудной клетки по сравнению с экспериментальной группой: у мальчиков - в покое 7,9%, на вдохе 6,6%, на выдохе 4,3%, экскурсия грудной клетки 3,3%; у девочек соответственно 8,2%, 6,7%, 7,5% и 5,3%. Показатели экскурсии грудной клетки в контрольной группе не имели статистически достоверного прироста результата (Р > 0,05).

Значительные сдвиги в показателях кистевой динамометрии были отмечены в экспериментальной группе, их прирост составил у мальчиков 20,8%, в контрольной группе 14,6%; у девочек 23,2% и 13,8% - соответственно.

В экспериментальной группе процесс снижения показателя ЧСС в покое

был значительно больше: у мальчиков 3,9%, у девочек 4,7%, в контрольной группе соответственно 2,4% и 2,3%.

Как показывают результаты цифровых данных, величина прироста частоты пульса после нагрузки как до, так и после эксперимента в контрольной группе практически не изменилась. Восстановительный период после нагрузки в обеих группах в начале исследования был более растянут, но в экспериментальной группе в конце исследования он заметно сократился. Изменения в цифровых показателях связаны с ростом тренированности школьников за счёт применения элементов круговой тренировки и специальных упражнений корригирующей гимнастики.

В экспериментальной группе прирост ЖЕЛ составил у мальчиков 11,6%, у девочек 11,9%. В контрольной группе показатели ЖЕЛ не имели статистически достоверного прироста результата (Р>0,05).

В пробе Штанге наибольшие сдвиги были отмечены у школьников экспериментальной группы: у мальчиков прирост времени задержки дыхания на вдохе составил 34,2%, у девочек 34,0%, в контрольной группе прирост составил у мальчиков и девочек по 19,8%.

Показатели двигательной подготовленности школьников оценивали по процентному показателю выше представленных тестов (см. табл. № 1).

Таблица 1

Процент прироста показателей физической подготовленности к исходным данным

Тест Экспериментальная (п=24) Контрольная (п=24)

мальчики девочки мальчики девочки

Бег 60 м 5,2 4,8 3,4 2,8

Прыжок в длину с места 10,3 10,6 7,5 7,7

Бросок мяча 23,1 23,7 17,7 18,4

Подтягивание 68,4 30,3 62,5 20,5

Вис на согнутых руках 32,3 53,3 22,1 27,4

Поднимание ног до Z90o 37,3 55,7 20,7 34,9

Поднимание рук 24,7 22,8 14,2 13,8

Наклон вперёд 37,8 35,6 20,0 22,6

Стойка на одной ноге 39,1 32,3 19,7 17,1

Три кувырка вперёд 11,5 10,4 5,5 4,5

Отпускание палки 7,6 7,7 7,3 4,2

Достоверность различий (Р<0,05) между исходными и конечными данными тестирования в экспериментальной группе была установлена во всех тестах, как у мальчиков, так и у девочек. В контрольной группе достоверность различий не была обнаружена в следующих тестах

- поднимание ног до Z90° (1 =1,77; Р>0,05), отпускание палки - (1 =1,50; Р>0,05) у мальчиков; в подтягивании (1 =2,00; Р>0,05) у девочек и в тесте - три кувырка вперёд (1 =1,21, 1 =1,34; Р>0,05) как у мальчиков, так и у девочек.

В результате проведённого исследования и анализа цифровых данных можно констатировать, что:

- у школьников на уроках физической культуры применяемый метод круговой тренировки выявил существенное улучшение показателей физического-развития и физической подготовленности по сравнению с другими школьниками, занимающимися по обычной

программе;

- наибольшие отличия в проценте прироста результатов физической подготовленности у учащихся 5-6 классов выявлены в следующих тестах: в броске мяча из-за головы; в висе на согнутых руках; в поднимании прямых ног в висе; в поднимании рук и в наклоне туловища вперёд; в координационных способностях;

- использование круговой тренировки в процессе обучения подтверждает, что её содержание доступно для занимающихся и эффективно для развития у них физических качеств;

- полученные результаты могут быть использованы учителями физической культуры для управления учебновоспитательным процессом школьников и его совершенствования на уроках физической культуры.

Библиографический список

1. Шолих М. Круговая тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1966. 175 с.

2. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд. Минск: Высшая школа, 1985. 256 с.

3. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1986. 143 с.

4. Семеренский В.И. Круговая тренировка на тренажёрной дорожке // Физическая культура в школе. 1992. №2. С. 19-21.

5. Половцева И.В. Комплексы для станционных заданий в начальной школе // Физическая культура в школе. 1992. №2. С. 16-19.

6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Физкультура и спорт, 1998. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.