Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 11 — 14 ЛЕТ И ПОДХОДЫ К ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 11 — 14 ЛЕТ И ПОДХОДЫ К ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А Д. Ваганов, А Г. Сухарев, А А. Александров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 11 — 14 ЛЕТ И ПОДХОДЫ К ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ»



/Сч^ ляс

Сведения о больных, выявленных впервые, пере- Внедрение в работу элементов научной организа-

даются цеховым врачам для проведения диспансерного наблюдения и дальнейшего лечения. Прежде чем окончательно решить вопрос о возможности продолжения работы моряков на судах, их направляют на стационарное лечение, в дома отдыха, санатории и профилактории. По существу основные усилия специалистов медицинских комиссий направлены на сохранение профессиональной пригодности работников плавсостава.

В лечебно-профилактических учреждениях Балтийского водного бассейна большое внимание уделяется подбору и специальной подготовке врачей, проводящих медицинское освидетельствование моряков. Специалисты знакомятся с условиями труда и быта обслуживаемого контингента. Вопросы, связанные с проведением медицинских осмотров, систематически обсуждаются на научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, проводимых лечебными учреждениями Балтийского водного бассейна совместно с Балтийским морским пароходством и Ленинградским бассейновым комитетом профсоюзов рабочих морского и речного флота.

Качество и эффективность медицинских осмотров во многом зависят от организации труда врачей и правильного использования ими своего рабочего времени. Для организации ритмичного и производительного труда специалистов медицинских комиссий работниками лечебно-профилактических учреждений БЦББ совместно со специалистами кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения I ЛМИ им. акад. И. П. Павлова были изучены особенности деятельности, затраты и распределение рабочего времени врачей, осуществляющих медицинское освидетельствование моряков. Проведенные хроно-метражные наблюдения позволили осуществить мероприятия по рациональной организации рабочего дня специалистов медицинских комиссий.

ции труда позволило снизить непроизводительные затраты времени врачей на 5—10 %. За счет полученного резерва времени удалось уделить больше внимания профилактической и, в частности, сани-тарно-просветительной работе среди моряков. В результате более рациональной организации труда врачи медицинских комисий получили возможность выделять на работу, связанную с диспансеризацией, в общей сложности от 30 до 40 мин за рабочую смену. Время, расходуемое на основную деятельность — анамнез, осмотр, диагностические процедуры, удалось увеличить на 5—8 %.

Внедрение комплекса мероприятий по улучшению организации медицинских осмотров и системы восстановительного лечения способствовало снижению числа случаев частичной и полной профессиональной непригодности моряков по состоянию здоровья с 1980 по 1986 г. на 32,7 %. Установлено, что экономическая эффективность осуществления профилактических принципов в работе специалистов, проводящих медицинское освидетельствование, только за счет снижения числа случаев списания с флота моряков по состоянию здоровья составила более 100 тыс. руб.

Важное значение мероприятий, направленных на предупреждение профессиональной непригодности моряков, заключается в повышении трудовой активности и сохранении трудовых ресурсов на флоте.

Положительный опыт работы БЦББ по повышению эффективности и качества медицинских осмотров плавсостава был одобрен Межведомственным координационным советом по медико-санитарному обеспечению плавсостава при Балтийском морском пароходстве. По рекомендации совета внедрены в практику Положения о медицинской комиссии плавсостава и ее председателе, разработанные специалистами БЦББ совместно с сотрудниками I ЛМИ им. акад. И. П. Павлова.

Поступила 19.12.88

Гигиенические основы здорового образа жизни

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 371.7

А. Д. Ваганов, А. Г. Сухарев, А. А. Александров

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 11 — 14 ЛЕТ

И ПОДХОДЫ К ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР, Москва; ЦОЛИУВ, Москва

—* %

О необходимости регулярных занятий физиче- кам оптимальная двигательная активность (ДА) ской культурой высказано много убедительных нужна для нормального роста и развития, аргументов. Общеизвестно, что детям и подрост- Оптимальной ДА считается такая сумма дви-

жений, совершаемая организмом в процессе своей жизнедеятельности, которая способствует наиболее благоприятному росту и развитию растущего организма, функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой системы (ССС) [4, 8].

Однако такие аспекты жизни современного школьника, как высокая учебная нагрузка, нерациональная организация свободного времени, широкое использование транспорта, недостаточная материальная база спортивных учреждений, приводят к снижению естественной ДА. В то же время существующая школьная программа по физическому воспитанию неадекватно обеспечивает биологическую потребность в движении [1]. Решением Минпроса СССР с 1988 г. предусмотрена организация ежедневных занятий всех учащихся физической культурой и спортом на уроках и во внешкольное время.

В рамках программы профилактики атеросклероза среди детей и подростков [2], осуществляемой в Москве, проведена работа по оптимизации ДА школьников 11 —14 лет с целью улучшения здоровья и профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, в первую очередь заболеваний ССС. В задачи настоящего исследования входили получение данных об уровнях артериального давления (АД) и ДА, разработка и применение способа оптимизации ДА, оценка влияния способа оптимизации ДА на уровень АД, показатели острой заболеваемости и успеваемости школьников.

Исследование проведено среди школьников обоего пола 1971 —1972 гг. рождения, проживающих на территории двух районов Москвы, в течение 3 лет с ежегодной оценкой уровней ДА и АД. Один из районов был избран районом вмешательства (район 1), другой — районом сравнения (район 2).

Выборка состояла из школьников 4-х классов 9 школ района 1 и 29 школ района 2. Исходное обследование в районе 1 прошел 1121 школьник, что составило 87,80 % от всей выборки, в районе 2 — 1963 ученика, или 87,63 % выборки.

Последующему ежегодному обследованию в районе 1 подвергнуты на 1-м году 1101 школьник, на 2-м — 914, на 3-м — 989 школьников обоего пола, в районе 2 — 397, 706 и 1403 школьника соответственно.

Обследование осуществляли по анкете профилактического исследования, которая включала паспортные данные, сведения о составе семьи, наличии вредных привычек, количестве часов занятий спортом. Кроме того, в анкету вносили результаты трехкратного измерения АД, пульса за 30 с, длины и массы тела, окружности грудной клетки, толщины кожных складок. Измерения АД и антропометрических параметров проводили в стандартных условиях, согласно методикам ВКНЦ

АМН СССР (1983 г.).

Уровень ДА оценивали по анкете профилактического наблюдения, вопроснику физической ак-

тивности и количественно — методом недельной шагометрии.

Данные анкетирования по вопроснику позволили оценить АД как в учебное, так и в свободное время. Время динамического компонента в течение суток ниже 15% принималось за гипокинезию [5]. Для регистрации числа шагов использовали шагомер «Заря» Пензенского часового завода. Величину суточной ДА определяли как среднее число шагов в день, совершенных за неделю. За гипокинезию принимали суточную ДА в 10 тыс. шагов и менее. Количественно ДА в районе 1 ежегодно определяли у 50 % выборки, в районе 2 — у 20 % случайной выборки. Уровень АД, длина и масса тела школьников, у которых измеряли ДА, достоверно не отличались от таковых во всей популяции.

Для оценки полученных результатов обследования пользовались персентильным методом распределения показателей [3]. Связь уровней систолического АД (САД) и диастолического (ДАД) оценивали по терцилям кривой распределения АД: 1-я группа — 0—33%, 2-я — 34—66 %, 3-я — 67—100 %. Пульсовое давление определяли как разность между САД и ДАД. За избыточную массу тела принимали величину индекса Кетле (отношение массы тела в кг к росту в м) выше 85 %.

Заболеваемость изучали путем выкопировки сведений по справкам нетрудоспособности и пропускам занятий по болезни. Рассчитывали частоту случаев заболеваемости, индекс здоровья [4]. Успеваемость школьников оценивали по результатам выкопировки сведений из классного журнала, рассчитывая показатель качества учебы. Математическая обработка данных проведена в лаборатории биостатистики ВКНЦ АМН СССР.

Комплекс мероприятий по оптимизации ДА включал наряду с традиционными формами (лекции, беседы, кинофильмы, санбюллетени) также метод соревновательной мотивации, направленный на поэтапное формирование устойчивого интереса детей к систематическим занятиям физической культурой. Все мероприятия комплекса проводили в школах при активном участии педагогического персонала. В зависимости от степени участия и сотрудничества, укомплектованности кадрами, доступности и возможностей спортивных сооружений, школы были распределены на три группы. В каждой группе по 3 школы: в I группе школьники выполняли тестирующие упражнения 1 раз в год, во II — 2 раза, в III — 3 раза в год. Таким образом, кратность применения тестирующих упражнений у школьников определяла степень влияния метода соревновательной мотивации, который осуществляли поэтапно.

Первый этап — тестирование двигательных качеств на уроках физической культуры. Тестирующие упражнения соответственно возрасту и полу позволили оценить выносливость, скорость и силу в баллах. Второй этап — оформление экрана физического совершенства (ЭФС). Сумма баллов,

Таблица 1

Динамика показателей (М±т) обследования школьников двух районов

• Район вмешательства Район сравнения

Год наблюдения

Показатель исходный 1-й 2-й 3-й исходный 1-й 2-й 3-й

Число обследованных

612 594 487 551 963 206 331 690

Мальчики

Рост, см Масса тела, кг Индекс Кетле САД, мм рт. ст. ДАД, мм рт. ст. Пульс за 30 с

Рост, см Масса тела, кг Индекс Кетле ТКС трицепс, мм САД, мм рт. ст. ДАД, мм рт. ст. Пульс за 30 с

141,62±0,26 36,36±0,26 17,52±0,13 107,13 ±0,45** 56,50±0,50*** 47,26±0,31 **

509

142,35±0,28 35,34 ±0,31 17,35±0,13 12,61 ±0,27 106,43±0,50** 56,75±0,58** 47,27 ±0,31

146,96±0,26 38,35±0,29 17,74±0,09 110,44 ±0,46 58,55±0,48 44,67±0,25**

507

149,21 ±0,30 39,87±0,37 17.19±0,12 13,68±0,28 111,62±0,54 58,43±0,53 46,28±0,28

153,33±0,32 42,91 ±0,37 18,15±0,12 1 1 1,83±0,48 59,97±0,56 42,42±0,24

160,11 ±0,35 48,72±0,40 18,85±0,10 114,30±0,50 56,68±0,48 41,20±0,25

Число обследованных

427 438

Девочки

159,90±0,27 50,00±0,42 19,49±0,14 13,04±0,23 114,98±0,55 60,25±0,53 42,41 ±0,28

155,84±0,31 45,24±0,42 18,55±0,14 14,04±0,28** 113,10±0,53 61,30±0,61 43,85±0,27

143,45±0,20** 36,45±0,20*** 17,63 ± 0,16 102,59±0,33 54,35±0,41 45,81 ±0,18

1000

144,05±0,21 ** 36,74±0,23** 17,59±0,11 13,59±0,27 103,56±0,35 54,07±0,40 43,13±0,19

147,91 ±0,46 38,47±0,47 17,52±0,16 108,06±0,69 57,77±0,75 43,23±0,37

191

149,75±0,50*** 39,86±0,57*** 17,66±0,19 14,55±0,44 110,06±0,59 59,48±0,82 45,73±0,40

154,11±0,42 43,58±0,47 18,24±0,14 111,29±0,59 58,94±0,62 42,91 ±0,29

375

156,58±0,35 45,34±0,45 18,39±0,14 12,82±0,28 114,06±0,59 60,44±0,65 43,98±0,30

162,18±0,32*** 50,03±0,36** 18,90±0,09 1 Ю,47±0,85 58,55±0,48** 42,02±0,23*

713

161,02±0,22** 51,40±0,33** 19,77±0,11 14,08±0,19*** 113,65±0,48 61,01 ±0,46 43,03±0,24

Примечание. Одна звездочка — р<0,05, две — р<0,01, три — р<0,001.

набранная учеником за выполнение тестов, определяла его физическую подготовленность и соответствующее место на ЭФС. Последний красочно оформляли классные физкультурные активисты (редколлегия) при участии классного руководителя и помещали на видном месте в классной комнате. Естественное для детей и подростков желание не быть в числе отстающих являлось стимулирующим фактором, способствующим оптимизации ДА. На третьем этапе был внедрен весь комплекс профилактических мероприятий по оптимизации ДА и составлен план проведения самостоятельных тренировок для конкретного ученика. «Самоучитель по физической культуре» был вручен каждому ученику. Он рассчитан на постоянное увеличение физических нагрузок до 7 ч в неделю с включением ежедневного 20-минутного бега средней интенсивности и других видов динамических нагрузок, а также подвижных игр.

При исходно больших (р<0,005) длине и массе тела у школьников района 2 уровни АД оказались достоверно ниже (р<0,001). Так, мальчики здесь имели САД 102,59+0,33 мм рт. ст., а в районе 1 — 107,13+0,45 мм рт. ст., ДАД 54,35+0,41 и 56,50+ +0,51 мм рт. ст. соответственно. У девочек САД в районе 2 составило 103,56+0,35, а в районе 1 — 106,43+0,50 мм рт. ст., ДАД 54,07+0,40 и 56,75+ +0,58 мм рт. ст. соответственно (табл. 1). Исходные уровни ДА по районам достоверно не различались (табл. 2); так, гипокинезия в районе 1, у мальчиков составила 50,20 %, в районе 2 — 52,70 %, у девочек — 49,60 и 48,95 % соответственно.

Частота случаев заболеваний по районам также достоверно не различалась и составила 32,79 %

в районе 1 и 31,42 % в районе 2. Индексы здоровья соответственно были равны 6,58 и 9,41 %. В показателях качества учебы школьников двух районов различий не было. В течение трехлетнего наблюдения отмечалось неравномерное повышение АД и ДА (см. табл. 1 и 2). Показатели прироста САД у школьников района 1 составили 7,00+ +0,57 мм рт. ст. у мальчиков и 8,60+ +0,64 мм рт. ст. у девочек, в районе 2 — 8,28+ +0,48 и 10,14+0,54 мм рт. ст., у девочек в районе 2 прирост САД достоверно выше (р<0,05). Прирост уровня ДАД в районе 1 оказался достоверно ниже (р<0,01) и составил —0,21+0,73 мм рт. ст. у мальчиков и 2,91+0,82 мм рт. ст. у девочек, в районе 2 — 4,27+0,62 и 7,34+0,62 мм рт. ст. Следует отметить, что прирост САД и ДАД у школьников района 1 получен за счет прироста у лиц с исходно более низкими уровнями АД. У мальчиков района

1 прирост САД составил —0,50+0,98 мм рт. ст., а в районе 2 — 2,76+0,80 мм рт. ст., что достоверно выше (р<0,05). Прирост ДАД равен —5,50+ + 1,28 в районе 1 и 0,50+0,97 мм рт. ст. в районе 2, что также достоверно выше (р<0,05), чем у мальчиков района 1. Средняя величина пульса за 30 с у мальчиков района 1 за 3 года достоверно (р<0,01) стала меньше — 41,20+0,25, в районе

2 — 42,02+0,23, а девочек — 42,41 +0,28 и 43,03+ +0,24 соответственно, но различия недостоверны. Усредненный прирост пульсового давления у школьников в районе 1 оказался достоверно (р<0,01) большим (3,76 мм рт. ст.), чем у школьников района 2 (—0,17 мм рт. ст.).

Следовательно, школьники района 1 через 3 года наблюдения имеют достоверно большую величину пульсового давления и меньшую частоту сер-

Таблица 2

Распределение уровней ДА у школьников 11 — 14 лет по данным недельной шагометрии

, Возраст, годы

Уровень ДА Район 11 12 • 13 14

абс. 0/ /О абс. % абс. % абс. %

ш Ф Мальчики |

Низкий 1 120 50,20 68 25,37 22 14,86 17 17, 9*

2 39 52,70 28 44,44 36 34,61 18 33,33

Умеренный 1 94 39,93 133 49,62 90 60,81 64 67,37

2 30 40,54 26 41,26 54 51,92 28 51,85

Высокий 1 17 7,11 50 19,02 31 20,95 11 11,58

2 3 4,05 5 7,93 12 11,53 5 9,26

Очень высокий 1 8 3,34 17 6,34 5 3,38 3 3,16

2 2 2,70 4 6,34 2 1,92 3 5,56

Всего. . . 1 239 100 268 100 148 100 95 100

2 74 100 63 100 р' 104 100 54 100

Девочки

Низкий 1 124 49,60 83 33,20 56 29,95 32 30,48*

2 47 48,95 40 53,33 77 58,78 50 47,17

Умеренный 1 95 38,00 111 44,40 99 52,94 60 57,14

2 38 39,58 28 37,33 45 34,35 51 48,11

Высокий 1 17 6,80 35 14,00 23 12,30 6 5,71

2 9 9,37 4 5,33 4 3,05 5 4,72

Очень высокий 1 14 ' 5,60 21 8,40 9 4,81 7 6,67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2 2,08 3 4,00 5 3,82 0 0,00

Всего. . . 1 250 100 250 100 187 100 150 100

2 96 100 75 100 131 100 106 100

Примечание. Звездочка — р<0,05; низкий уровень ДА — менее 10 тыс. шагов, умеренный — 10—20 тыс. шагов, высокий — 20—35 тыс. шагов, очень высокий — 35 тыс. шагов и более.

дечных сокращений (ЧСС), чем школьники райо-. на 2, что служит доказательством благоприятной перестройки функции ССС в сторону экономиза-ции сердечной деятельности.

Результаты влияния метода оптимизации в районе 1 показали (при значимом увеличения ДА по школам), что в III группе школ учащиеся мальчики имеют достоверно (р<0,01) меньший прирост ДАД за 3 года, чем школьники из I группы школ (—2,644=1,48 и 2,77+1,03 мм рт. ст. соответственно), и тенденцию к меньшему приросту САД (5,91 ±1,20 и 8,41 ±0,88 мм рт. ст.; р<0,1). У девочек из III группы школ прирост САД составил 7,10±1,34 мм рт. ст., ДАД —0,12± ±1,66 мм рт. ст., что достоверно (р<0,01) ниже, чем в I группе школ — 10,42±0,97 и 7,48± ±1,18 мм рт. ст. соответственно. Средние величины уровней САД на 3-м году наблюдения независимо от исходного уровня АД равны у мальчиков I группы школ 115,89 мм рт. ст., II группы

I 13,91 мм рт. ст., III 113,12 мм рт. ст., что достоверно (р<0,05) меньше, чем в I группе; уровней ДАД — 59,49, 57,46 и 54,51 мм рт. ст. соответственно группам школ и в III достоверно (р<0,01) ниже, чем в I. Девочки III группы имеют достоверно (/?<0,01) меньшие уровни САД и ДАД, чем школьницы I и II групп школ. Уровни САД составили (в мм рт. ст.) в I группе школ 117,16, во

II — 114,24, в III — 112,54, уровни ДАД —

63,63, 58,58 и 57,20. Прирост длины и массы тела у мальчиков и девочек во всех группах достоверно не различался.

Вышеизложенное подтверждает благоприятное влияние оптимальной суточной ДА на динамику АД в препубертатном и пубертатном возрасте. Из результатов оценки суточной ДА у школьников с 11 до 14 лет следует, что величина суточной ДА у лиц с нормальными показателями АД находится на постоянном уровне и составляет у мальчиков 17 574±981 шаг, у девочек 14 889±928 шагов.

Обращает на себя внимание тот факт, что в течение 3 лет нами не обнаружено влияния организованных занятий спортом на уровень АД школьников.

По данным недельного вопросника по физической активности исходно распорядок дня школьников двух районов достоверно не различался. После 3 лет наблюдения выявлены достоверные (р<0,05) различия во времени прогулок: так, у мальчиков района 1 оно равнялось 155 мин, в районе 2 — 138 и 109 мин соответственно. Нами установлено, что наряду с относительным снижением времени прогулок за 3 года в районе 2 у школьников увеличилось время отдыха дома достоверно по сравнению с исходным годом с 72 до 142 мин. У школьников же в районе 1 этот показатель не увеличился.

Полученные нами данные одновременно указы-

вают на достоверное (р<0,05) снижение частоты случаев заболеваний школьников района 1 до 26,64 % на 3-м году профилактики, а в районе 2 — на 37,48 %, индекс здоровья в районе 1 за этот же период увеличился с 6,58 до 22,81 %, а в районе 2-е 9,41 до 1 1,59 % (р<0,01).

Средний отрицательный прирост показателя качества учебы у школьников района 1 за 3 года составил —5,45 %, в районе 2 —10,84 % (р<0,05).

Полученные данные позволяют заключить, что оптимизация ДА школьников (снижение уровня гипокинезии, динамического компонента, времени суток) в районе 1 позволило достоверно снизить частоту случаев заболеваний школьников, уменьшить число дней пропусков школьных занятий по болезни, и все это способствовало улучшению классной успеваемости.

Как показали результаты работы, ДА у школьников двух районов исходно имеет низкий уровень, но достоверно не различается. (Методические проблемы, присущие определению естественной ДА рассмотрены [6].) Низкий процент организации занимающихся спортом, возможно, обусловлен неудобным расположением спортивных сооружений, особенно в районе профилактики, и это не позволило существенно увеличить этот показатель. У мальчиков и девочек процент занимающихся спортом в 14 лет достоверно снизился в обоих районах одинаково. Р. 51гагги1о и со-авт. [9], исследуя влияние физической активности (методом опроса) на АД, наблюдал, что в возрасте 11,3 года 33 % девочек полностью малоподвижны и только 16 % более или менее регулярно занимаются физической культурой; среди мальчиков полностью малоподвижны 5 и 65 % имеют достаточный уровень ДА. Авторами установлен также более высокий уровень САД у малоподвижных детей в свободное время. Различий в уровне ДАД в работе [9] не обнаружено, но тенденция к более высокому уровню ДАД отмечена. Выявленная нами параболическая зависимость суточной ДА и уровней САД и ДАД у школьников 1 1 лет не совпадает с результатами работы [9], поскольку высокий уровень ДА не всегда связан с более низким АД. Не обнаружено также достоверного влияния организованных занятий спортом на уровень АД в популяции школьников.

Результаты настоящей работы в части оптими-. зации ДА у школьников 11 —14 лет совпадают с данными работ [7, 10, 11], авторы которых исследовали уровень АД и физическое совершенство как предлагаемый критерий обычной ДА. Эти работы демонстрируют также благоприятное влияние тренировочных упражнений на процесс совершенствования ССС и нормализацию АД.

По нашим наблюдениям, занятия физической культурой в школах, являясь обязательными, имеют недостаточный уровень интенсивности физических упражнений. И. ЗЬерЬагс! [8] считает, что ДА с частотой занятий 3 раза в неделю по 20— 30 мин, при ЧСС 80 % от максимальной необ-

ходима для совершенствования ССС. Мы же'реко-мендуем школьникам в свободное время проводить физкультурный час в день по плану, предложенному нами. Проведение комплекса профилактических мероприятий на протяжении 3 лет показало, что именно в свободное время реально улучшить физическую подготовленность учащихся 11 — 14 лет. Оптимизация ДА у школьников района профилактики достоверно снизили уровень гипокинезии. САД и ДАД у лиц с исходно повышенным АД, достоверно уменьшила ЧСС в покое, индекс Кетле у мальчиков по сравнению с перечисленными показателями у школьников контрольного района.

Мероприятия по оптимизации ДА наряду с другими могут служить основой для разработки и создания программы первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний в детском возрасте и улучшения здоровья учащихся.

Выводы. 1. Комплексная профилактическая работа по оптимизации ДА способствует улучшению здоровья школьников, снижает частоту случаев заболеваний, обеспечивает благоприятную динамику уровня АД, повышает адаптацию сердечно-сосудистой системы к школьной нагрузке, улучшает успеваемость учащихся.

2. Наиболее рациональный путь оптимизации ДА — это сочетание уроков по школьной программе физического воспитания и ежедневного физкультурного часа самостоятельных занятий в свободное время.

3. Метод соревновательной мотивации является важным условием для создания устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

4. Оптимальная суточная ДА школьников 11 — 14 лет составляет для мальчиков 17 574+981 шаг, для девочек — 14 889+928 шагов.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой.— М., 1982.

2. Александров А. А., Исакова Г. Л., Шугаева Е. И. и др. // Съезд детских врачей ЭССР. 12-й: Тезисы докладов.— Таллинн. 1985.— Т. 2.— С. 21—22.

3. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии.— М., 1976.

4. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоц-кая Е. М. и др.— М., 1986.

5. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис. ... д-р мед. наук.— М., 1972.

6. Hofman A., Walter H., Connelly P. et al. // Hypertension.— 1987, N 9.— P. 188—191.

7. Montoye И. JTaylor И. ß. // Hum. Biol.— 1984.— Vol. 56.— P. 195—216.

8. Shephard R. /. The Value of Physical Fitness in Preventive Medicine.— London, 1985.— P. 164—182.

9. Strazzulo P., Cappuccio F., Trevisan M. et al. // Amer. J. Epidem.— 1988.— Vol. 127, N 4.— P. 726—733.

10. Tell G., Vellar O. // Prev. Med.— 1988.— Vol. 17.— p. 12—14.

11. Wilson S., Gaffnet F., Pennok L. W. et al.//Hypertension.— 1985.— N 7.— P. 417—422.

Поступила 21.09.89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.