Научная статья на тему 'Двигатель инноваций - "Русэлпром"'

Двигатель инноваций - "Русэлпром" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экспозиция Нефть Газ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Концерну «Русэлпром» 25 лет. Это событие отмечено не громкими торжествами, а успешным завершением ряда важных проектов и рождением новых значимых идей по развитию концерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двигатель инноваций - "Русэлпром"»

ОБОРУДОВАНИЕ

Двигатель инноваций — «Русэлпром»

Концерну «Русэлпром» — 25 лет. Это событие отмечено не громкими торжествами, а успешным завершением ряда важных проектов и рождением новых значимых идей по развитию концерна.

25 лет — тот возраст, когда жить только воспоминаниями рано, но опираться на свою историю, разумеется, важно и должно. Концерн был создан в 1991 году, когда советская экономическая эпоха уходила в небытие. После развала СССР были расформированы все союзные министерства, в том числе Министерство электротехнической промышленности и приборостроения, в подчинении которого находилось 800 заводов, жестко специализированных по номенклатуре. Хозяйственные связи между республиками, получившими самостоятельность, резко оборвались. И раздел некогда об-щегоимуществатакжеоказался очень болезненным. Гарантированное государством плановое будущее было отдано на откуп рыночной стихии.

Перспектива «пропасть поодиночке» была для предприятий, оставшихся в границах России, вполне реальной. Для их спасения потребовалась роль «собирателя активов». Какие преимущества сулило создание объединенной структуры? Прежде всего, в разы возрастал уровень капитализации, что, в свою очередь, помогало привлечению инвесторов и способствовало получению приемлемых кредитов.

Более гибкое и устойчивое интегрированное производство позволяло снизить издержки, сосредоточить средства на прорывных направлениях, повысить эффективность обновления основных фондов, внедрения новых технологий, расширения номенклатуры и активизации сбыта.

По решению директоров предприятий и организаций электротехнической отрасли было оформлено добровольное объединение — Российский электротехнический концерн «Русэлпром». Его возглавил Анатолий Гловацкий — авторитетный руководитель, опытный производственник, который в последнюю советскую пятилетку занимал пост первого заместителя министра электротехнической промышленности и приборостроения СССР.

— Нужно было учиться работать в условиях рыночной экономики, в отсутствии Госплана и Госснаба, - вспоминает Анатолий Васильевич. - Я лично ездил по России в поисках заказов, договаривался с директорами нефтедобывающих компаний о поставках всего, что можно отнести к электротехнике: от лампочек и кабеля до электродвигателей, насосов и

трансформаторов. Предприятия сырьевых отраслей были самыми платежеспособными, но тогда существовал дефицит денежной массы, и с нами порой расплачивались нефтью.

Посредническая деятельность, осложненная бартером, тяготила руководителей концерна. У профессионалов отечественной электротехники росло стремление заняться реальным научно-техническим развитием и современным производством. К разработке новой системы управления Анатолий Гло-вацкий и бизнесмен Владимир Дорохин, уже имевшие опыт сотрудничества, привлекли лучших специалистов и известных ученых.

За основу приняли программно-целевой подход. Эксперты рабочей группы провели анализ структуры управления и всех видов процессов внутри концерна. В результате удалось выявить слабые места, несовершенства и с учетом этого разработать оптимальную управленческую модель, создать стратегию развития и программу реструктуризации для отдельных предприятий и «Русэлпрома» в целом.

Темпы роста «Русэлпрома» выше роста отечественного рынка

Фото 1. Укладка катушек стыковой зоны статора гидрогенератора «Русэлпром» (для ГЭС «Новая Аврора», Бразилия)

58

Под эгидой концерна удалось объединить ряд ведущих производителей отрасли. Основными активами стали: Владимирский электромоторный завод, Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения, Сафоновский и Ленинградский электромашиностроительные заводы. К 2003 году концерн «Русэлпром» завершил процесс формирования своей производственной и научной базы.

Экспозиция НЕфть газ октябрь 6 (59) 2017

Фото 2. Современный комплекс для изоляции элементов электромашин по технологии VPI (вакуумно-нагнетательная пропитка)

Фото 3. Сафоновский электромашиностроительный завод входит в структуру концерна

— В то время мы ясно осознавали необходимость масштабной модернизации производства и провели ее первоначальный этап с максимальной отдачей, - рассказывает генеральный директор концерна Владимир Дорохин. - Именно тогда мы сформировали комплексные подходы в программе непрерывного технического перевооружения и развития производственных мощностей. Появление на наших производственных площадках новейшего западного оборудования, внедрение новых рычагов управления концерном дали нам значительные преимущества. Существенно возросла производительность труда, снизились издержки. Как следствие, повысилось качество готовой продукции, расширился ассортимент выпускаемых электрических машин, а с этим и география продаж. Доля экспортных контрактов достигла 30%.

Темпы роста концерна стали превышать темпы роста отечественного рынка. Этому способствовало, в том числе, расширение номенклатуры за счет собственных инновационных разработок.

На усиление своих исследовательских и конструкторских служб «Русэлпром» привлек ведущих ученых и инженеров из Москвы, Санкт-Петербурга и Уральского региона — «выпускников» таких центров машиностроения, как «Уралэлектротяжмаш», ВНИИ «Элек-тромаш», ВНИИ «Электропривод». Внедрение современных средств проектирования, создание собственной исследовательской и испытательной базы позволило концерну выйти в лидеры разработки и внедрения современного электротехнического оборудования в России.

Приоритет отдан наукоемкой технике, адаптированной под индивидуальные требования заказчиков. В отличие от массового

«общепрома», такие системы имеют сложную интеллектуальную составляющую и практически не поддаются копированию. Это позволяет концерну развивать электротехнический сегмент рынка как среди очень сильных конкурентов, так и в условиях экспансии дешевого ширпотреба.

Инновации важны качеством, а не количеством

— Продукция «Русэлпрома» — это электрические машины, востребованные практически во всех отраслях, - говорит заместитель генерального директора концерна Иван Го-родницкий. - Каждая из этих отраслей развивается циклично, и мы должны учитывать периоды спадов и подъемов для своевременной диверсификации. Кроме того, необходимо следить за мировыми тенденциями, чтобы оперативно внедрять современные технические решения, и даже работать с опережением, формируя спрос. Сегодня надо активнее взаимодействовать с теми, кто «делает технологии». Например, на многих предприятиях идет внедрение систем управления технологическими процессами. Поэтому мы адаптируем свою продукцию для работы в составе именно этих систем.

Разработки «Русэлпрома», как правило, не имеют аналогов на постсоветском пространстве и достойно конкурируют с

продукцией мировых лидеров электротехники. Концерн нацелен не только на создание отдельных инновационных продуктов. Здесь предлагают комплексные энергосберегающие инжиниринговые решения, способные кардинально улучшить качество работы во многих отраслях отечественной экономики.

Предприятия концерна освоили производство целой линейки импортозамещающего оборудования, в том числе безредуктор-ный лифтовый привод, энергоэффективные асинхронные электродвигатели, современные электротрансмиссии для пропашных тракторов, самосвалов, спецтехники, городского общественного транспорта. Активно развивается новое направление — судовая электромеханика.

— Сейчас у машиностроения открывается второе дыхание, - убежден исполнительный директор концерна Станислав Щербаков. -Появляются новые конструктивные подходы и методы управления электрической машиной и связанные с этим возможности в технологических решениях. Возникают новые рынки. Один из основных рынков формирует идея электродвижения — как в морском исполнении, так и в сухопутном. Думаю, не позднее, чем через десяток лет такие виды транспорта станут для нас привычными.

В сотрудничестве с отраслевыми ассоциациями, такими, как «Интерэлектромаш», и профильными органами государственного управления мы наращиваем участие в повышении энергоэффективности, создании и защите ее стандартов в России. Потенциал «Русэлпрома» соответствует нашим большим планам. Поэтому мы уверенно смотрим на будущее отрасли и свои перспективы с обоснованным профессиональным оптимизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.