Научная статья на тему 'Две трактовки многокритериальной оценки уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры'

Две трактовки многокритериальной оценки уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЯЗВИМОСТЬ / VULNERABILITY / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Носков Сергей Иванович, Протопопов Валерий Александрович

В статье вводятся понятия допустимой и недопустимой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Предлагается способ их численной оценки с использованием агрегированного абстрактного показателя уязвимости, представленного в виде линейной свертки частных наблюдаемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Носков Сергей Иванович, Протопопов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO INTERPRETATIONS OF A MULTI-CRITERIA ASSESSMENT OF OBJECT VULNERABILITY LEVEL OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The article introduces the concept of acceptable and unacceptable vulnerability of transport infrastructure. It offers a way to their numerical evaluation using the aggregate of the abstract of a vulnerability index, presented in the form of a linear convolution of private observed indicators.

Текст научной работы на тему «Две трактовки многокритериальной оценки уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры»

УДК 618.501 Носков Сергей Иванович,

д. т. н., профессор, директор Института информационных технологий и моделирования ИрГУПС Протопопов Валерий Александрович,

заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

ДВЕ ТРАКТОВКИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

S.I. Noskov, V.A. Protopopov

TWO INTERPRETATIONS OF A MULTI-CRITERIA ASSESSMENT OF OBJECT VULNERABILITY LEVEL OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация. В статье вводятся понятия допустимой и недопустимой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Предлагается способ их численной оценки с использованием агрегированного абстрактного показателя уязвимости, представленного в виде линейной свертки частных наблюдаемых показателей.

Ключевые слова: уязвимость, транспортная инфраструктура, модель.

Abstract. The article introduces the concept of acceptable and unacceptable vulnerability of transport infrastructure. It offers a way to their numerical evaluation using the aggregate of the abstract of a vulnerability index, presented in the form of a linear convolution of private observed indicators.

Keywords: vulnerability, transport infrastructure, model.

В предыдущей своей работе [1] авторами предложен формализованный способ оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Он предполагает построение агрегированного (обобщенного) критерия уровня уязвимости в виде линейной свертки ее локальных критериев (показателей) с применением методов теории принятия решений. При этом задача определения коэффициентов свертки сводится к поиску решения или квазирешения задачи линейного программирования.

В качестве таких частных показателей могут выступать, например, количество постов охраны, технические характеристики ОТИ, пассажиро-и грузопоток, характеристики технических средств физической защиты и т. д.

Обозначим числовые значения этих показателей через xi, i=1, g. В [1] предлагается для при-

дания информации однородного характера и обеспечения положительности коэффициентов свертки перейти от х к ~ по следующему правилу

если 1-й показатель увеличивает уязвимость', 1/

x.

в противном случае.

Тогда агрегированный критерий оценки уязвимости ОТИ приобретает вид:

R = Уа,- ~ а> 0 .

^^ г г г

(1)

Будем считать, что в силу наличия технических, технологических, организационных, географических, сейсмологических и других факторов для значения каждого xi могут (должны) быть указаны допустимые пределы: X е[х;, х+ ]. При переходе от х к ~ эти пределы в соот-

ветствиЬ с правилами интервальной математики [2] примут вид:

= XГ, ~ + = X+ , если X = х ,

x =

-1, ~ •= -1

+ ' г -

x, X,

если x =

г

г

Зададим множество M(x) следующим образом:

M(x)= {х = (хх, х2х^ ) | ~ е [~ ", ], I = 1, g}

Сделаем одно важное замечание. Алгоритм расчета параметров свертки (1) построен таким образом, что максимальная возможная уязвимость ОТИ может составить 100 %, то есть R имеет от-

X. = <

г =1

и

1

x

Современные технологии. Математика. Механика и машиностроение

«ь

R(z) = £

«л

(2)

t=1

У =

z. — zесли z. < z.

Таким образом, у представляет собой расстояние от ~ до отрезка , ~+ ].

ш

носительный характер. Значит, для любых двух ОТИ k и s из равенств, например, R(k) = 70 и R(s) = 40 следует, что уязвимость объекта s на 30 пунктов ниже, чем объекта k.

Итак, пусть после обработки исходной информации на основе использования этого алгоритма построена свертка (1), то есть определены частные показатели xt и рассчитаны значения коэффициентов at, i = 1, g. Будем считать, что существует вся информация о пределах допустимых значений xi, то есть сформировано множество M,

представляющее собой g-мерный параллелепипед в вещественном пространстве.

Пусть необходимо произвести комплексную оценку уязвимости некоего ОТИ со значениями

частных показателей, равными zi, i = 1, g.

Определение 1. Будем говорить, что объект транспортной инфраструктуры обладает допустимой уязвимостью, если

z = z2,..., zg) еM(z).

И в этом случае уровень такой уязвимости Я^равен числу

После этого указанный уровень можно рассчитать по формуле

■ «5

R(z) = £atyt .

(3)

t=i

Определение 2. Будем говорить, что объект транспортной инфраструктуры обладает недопустимой уязвимости, если г = (^, ,..., ^ ) £ М(z). Для определения уровня недопустимой уязвимости Я (z) введем в рассмотрение числа у,

/ = 1, % следующим образом:

О, если г. е гТ,

' г \_ 1 1 \

г. — , если г. > г+

Проиллюстрируем изложенное примером. Пусть для некоторого обследуемого на уязвимость ОТИ g = 3, ^ = 50, ^ = 17, ^ = 0,4, а коэффициенты свертки (2) имеют значения « = 0,8, а2 = 1, а3 = 12 . Пусть, далее, характер частных показателей уязвимости таков, что вектор г примет вид: г = (50; 17; 2,5) .

Пусть вектора предельных значений частных показателей имеют вид:

г" = (40; 12; 0,3), = (200; 50; 0,6) , Г = (40; 12; 1,67), Г = (200; 50; 3,33) . Таким образом, z е М(z), то есть уязвимость данного ОТИ является допустимой, и ее уровень составляет Я(е)=0,8х50+1х 17+12x2,5 = = 87.

Изменим предельно допустимые значения третьего показателя, сохранив их для двух первых:

Zз= 0,8, Zз+= 1,2 .

Тогда их скорректированные значения примут вид: ¿3 =0,83, ¿з =1,25.

В этом случае z £ М(z), то есть объект обладает недопустимой уязвимостью, и в соответствии с (3), ее уровень составляет ад = 0,8x0 + 1x0 + 12x1,25 = 15 .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Носков С. И., Протопопов В. А. Оценка уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: формализованный подход // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. №4. С. 241-244.

2. Алефельд Г., Херцбергер Ю. Введение в интервальные вычисления. М. : Мир, 1987. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.