Научная статья на тему 'ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ'

ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ / МОЗГ / МЕДИТАЦИЯ / МИСТИЧЕСКОЕ ОЗАРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковшов Евгений Михайлович

В статье рассматриваются два направления к пониманию сущности сознания и его измененных состояний. С позиций первого - сознание имеет локальную природу и целью исследования является поиск коррелятов между явлениями сознания и соответствующими нейронными структурами мозга. С позиций второго индивидуальное сознание имеет нелокальную природу и неразрывно связано с информационными полями Вселенной, социума и групп, что порождает «расширенные» состояния сознания высокого уровня (медитативные, трансовые, мистические и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TWO TRENDS OF CONSCIOUSNESS AND ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS RESEARCH IN MODERN PHILOSOPHY AND SCIENCE

The two approaches of understanding of the nature of consciousness and its altered states are considered in this article. The first one is that consciousness has local nature and the main objective of research is to find correlates between the phenomena of consciousness and the corresponding neuronal structures of brain. From the point of view of the second approach the individual consciousness has the non-local nature and is connected with the informational fields of the Universe, society and separate social groups inseparably which generates “extended” consciousness states of high level (such as meditation, trans, and etc. ones).

Текст научной работы на тему «ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ»

7. Официальный сайт Национального Центра трансплантации Министерства здравоохранения Италии. [Электронный ресурс] http://www .trapianti.salute.gov.it/

8. Роек П. София и проблема универсалий // под ред. В.Н.Порус, Софиология (Сергия "Богословие и наука"). М., 2010, - С.178

9. Сгречча Э. Католическая церковь и профессия врача. - Медицина и права человека. М., 1992 - С.38

10. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., "Гранть" 2001, - С.167

11. Трансплантология. Руководство // под ред. В.И.Шумакова - М., 1995 - С.14

12.Яремин Б. Святые покровители трансплантации. [Электронный ресурс] http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/svyatyie-pokroviteli-transplantatsii/

13. Discorso del Santo Padre Giovanni Paolo II al 18° Congresso Internazionale della societa dei trapianti. Martedl 29 Agosto 2000. La Santa Sede [Электронный

ресурс] http://w2.vatican.va/content/john-paul-

ii/it/speeches/2000/jul-sep/documents/hfJp-

ii_spe_20000829_transplants.html

14. Giovanni Paolo II, "I trapianti sono una grande conquista della scienza a servizio dell'uomo. Discorso al Congresso internazionale sui Trapianti, 29 Agosto 2000", Medicina e Morale 50 (2000) - P.757-758.

15. International figures on donation and transplantation

- 2011. Newsletter transplant. 17 (1); September 2012: - P.33-64.

16. Maritain J. De Bergson a Thomas d'Aquin. - P., 1947, chap. IV («Spontaneite et Independence»). - P., 1964.

- P.273

17. Conferenza stampa di presentazione del nuovo documento della Pontificia Accademia per la vita "La prospettiva degli xenotrapianti. aspetti scientifici e considerazioni etiche", 26.09.2001 [Электронный ресурс] http://press.vatican.va/content/ salastampa/ it/bollettino/pubblico/2001/09/26/0528

ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ _В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Ковшов Евгений Михайлович

доктор философских наук, профессор, Самарский государственный технический университет, г.Самара

THE TWO TRENDS OF CONSCIOUSNESS AND ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS RESEARCH IN MODERN PHILOSOPHY AND SCIENCE

Kovshov Evgeni, Doctor of science, professor, Samara State Technical University, Samara АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются два направления к пониманию сущности сознания и его измененных состояний. С позиций первого - сознание имеет локальную природу и целью исследования является поиск коррелятов между явлениями сознания и соответствующими нейронными структурами мозга. С позиций второго индивидуальное сознание имеет нелокальную природу и неразрывно связано с информационными полями Вселенной, социума и групп, что порождает «расширенные» состояния сознания высокого уровня (медитативные, трансовые, мистические и др.).

ABSTRACT

The two approaches of understanding of the nature of consciousness and its altered states are considered in this article. The first one is that consciousness has local nature and the main objective of research is to find correlates between the phenomena of consciousness and the corresponding neuronal structures of brain. From the point of view of the second approach the individual consciousness has the non-local nature and is connected with the informational fields of the Universe, society and separate social groups inseparably which generates "extended" consciousness states of high level (such as meditation, trans, and etc. ones).

Ключевые слова: сознание, измененные состояния сознания, мозг, медитация, мистическое озарение, информационное поле, нейронные структуры

Key words: consciousness, altered states of consciousness, meditation, mystical insight, information field, the brain, neutron structure.

Проблема сознания является одной из центральных и важнейших проблем философии. Она постоянно воспроизводится на протяжении истории философии или как проблема соотношения души и тела, или сознания и материи, или психического и физиологического, или сознания и мозга. Чрезвычайная сложность и многогранность этой проблемы породила широкий спектр разнообразных философских концепций. Если ограничиться философскими теориями сознания 20-21 в.в., то следует указать теории материалистического и идеалистического мо-

низма, дуализма, функционализма и др. Следует заметить, что само понимание, интерпретация сознания и его состояний в науке зависит от принятых субъектами исследования философских позиций. Множество философских и научных теорий сознания можно весьма условно разделить на две группы.

К первой относятся теории, которые, как правило, считают сознание локальным явлением и стремятся вывести явления сознания из сочетания нейронных процессов, происходящих в различных разделах мозга. Как отмечает

В.В.Васильев, здесь исследования концентрируется вокруг вопроса: каким образом мозг может быть основой субъективного опыта? [1, с. 23]. В первую очередь к этой группе относятся теории аналитической философии и концепции диалектического материализма. Аналитическая философия сознания представлена в наиболее значимых концепциях: Д. Деннета (теория множественных проектов), А. Ревонсуо (эмерджентный материализм), биологического натурализма Дж. Серла, натуралистического дуализма Д. Чалмерса, сенсомоторной теории А. Ное и др. К сожалению, размеры статьи не позволяет обрисовать отличия данных концепций друг от друга.

В концепции диалектического материализма сознание также считается свойством высокоорганизованной материи - человеческого мозга, сформировавшимся в процессе трудовой деятельности. По словам Маркса, идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Идеальность сознания сформировалась как отношения представленности, в которых одни предметы (слова, предложения и т.д.) представляют другие предметы (например, стол, небо и др.), с которыми они по своей материальной природе не имеют ничего общего. Известный советский философ Э.В.Ильенков, развивающий марксистскую теорию сознания, доказывал на примере воспитания слепоглухонемых детей в интернате г. Загорска под Москвой, что сознание как идеальный феномен рождается не в генетически-обу-словленных процессах организма, пусть даже актуализированных внешними причинами (например, трудом), а в процессе общественной предметно-практической деятельности, находящей свое отражение в индивиде, в т. ч. его мозге [См.: 2, с. 6-62]. Подчеркивание общественно-деятельной природы сознания является характерной чертой диалектико-материалистической теории сознания, отличающей ее от концепций сознания аналитической философии. Данная концепция убедительно объясняет причины отсутствия сознания у детей, выросших вне общества (например, в стае животных), о чем ничего не говорится в теориях сознания аналитической философии.

Помимо философских существует множество теорий сознания, выработанных в самой науке. Вот некоторые из них: теория глобального рабочего пространства (Б.Баарс); нейробиологическая теория (Ф.Крик, К.Кох), теория динамического ядра (Д.Тонони, Дж.Эдельман), теория таламокортикальной связи (Р.Льинас), теория рекуррентной обработки (В.Ламме), теория микросознания (С.Зеки), теория соматических маркеров (А.Дамасио). Их авторы психологи, невропатологи, нейрологи, т.е. люди непосредственно занимающиеся научной деятельностью. Современный исследователь проблемы сознания А. Ревонсуо отмечает, что, в отличие от философских, эмпирические теории сознания «согласны в том, что сознание находится в голове, в том или ином смысле. Тем не менее их авторы не согласны друг с другом по поводу базовой формы сознания, нейрональных механизмов сознания и отношений между сознанием и когнитивными функциями высокого порядка» [3. с. 254]. Общая задача их исследований состоит в нахождении коррелятов различных явлений сознания с нейронными структурами мозга.

Переходя к рассмотрению измененных состояний сознания (ИСС), следует заметить, что о них, как правило, ничего не говорится ни в аналитической, ни в диалектико-

материалистической философии сознания, которые ограничиваются анализом общей проблемы соотношения материи и сознания, сознания и мозга. Исключение составляют исследования А.Ревонсуо, в которых он пытается объяснить их с позиций эмерджентного материализма, согласно которому различные феномены сознания зависят от степени электрической активности мозга, но данной зависимости противоречат внетелесные переживания (ВТП) и околосмертные переживания (ОСП), существование которых нельзя понять с позиций материализма [См.: 3, с. 311].

Понятие обыденного состояния сознания, жестко связанного с состоянием бодрствования и активностью сознания, необратимые изменения осознаваемого переживания (например, нейропсихологические расстройства, вызванные травмой головного мозга) обычно не относятся к ИСС. [4. С.281]. Последние представляют собой пеструю совокупность самых различных субъективных переживаний, среди которых можно назвать следующие: гипноз, необычные сновидения, медитация, молитва, трансовые состояния и др. Среди указанных ИСС выделяют необычные состояния сознания как состояния более высокого уровня, называемых иногда «расширенными состояниями сознания» [Там же, с.279]. В них человек достигает необычных или высоких степеней внимания, или эмоций, или когнитивных способностей Они связаны с положительными, значимыми и важными для человека переживаниями, нередко приводящими к глубоким изменениям мировоззрения и психологии личности. Данные состояния могут возникать и как естественные физиологические и психологические феномены, и как связанные с чувством глубокого понимания, единения с миром, внезапного открытия или проникновения в природу вещей, проблесками высшего знания об устройстве Вселенной и т.п. К таким состояниям сознания относят медитацию, оптимальное эмоциональное переживание как состояния «потока», состояние «самадхи» в индийской йоге, внетелес-ное переживание (ВТП) как выхода души из тела, околосмертное переживание, мистическое переживание. Из приведенных выше популярных в западном сообществе философских и научных (эмпирических) теорий ни одна не дает объяснения причин возникновения этих состояний. Высказываются предположения, согласно которым некоторые ИСС, например, ВТП, можно вызвать «простой стимуляцией мозга в соответствующих точках в височно-теменной области» [3. с.305], но при этом не дается объяснения тому, чем же они вызваны в самой действительности без вмешательства человека.

Ко второй группе теорий сознания, в российской и зарубежной науке относятся взгляды и концепции, которые рассматривают проблему соотношения сознания, материи и мозга в системе иных мировоззренческих координат с учетом достижений современной науки. Профессором физики Стенфордского университета Э. Тиллером предложена модель Вселенной как многомерной голо-графической сете-полевой структуры, заполняющей мировое пространство, в узловых точках которой мысли и намерения людей накапливает «потенциалы» (создают кластеры), на которые воздействует мировое духовное начало, Абсолют, определяющее энергетику нашего физического мира и формирующее события нашей жизни. Английский физик Д.Бом при исследовании плазмы обна-

ружил удивительную согласованность поведения всех частиц относительно друг друга. Для объяснения этого феномена он постулировал существование некоего гипотетического поля, действие которого не ослабевает с расстоянием, а сила распределена равномерно по всему пространству. Это поле он назвал квантовым потенциалом; оно обеспечивает электроны необходимой информацией обо всем, что происходит вокруг [См.: 6].

Независимо от гипотезы Д. Бома российский ученый, академик Г.И.Шипов в конце XX века сформулировал теорию волнового информационного поля Вселенной, носителем которого является физический вакуум [См.: 7]. На протяжении ХХ столетия в физике были известны 4 фундаментальных взаимодействия, такие как электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое поля; Г.И. Шиповым было открыто пятое фундаментальное взаимодействие — информационное как продукт вращательного движения, сопровождающего абсолютно все - от атома до Вселенной, поля кручения, переносящие информацию. Эти поля существуют двух видов: как первичное торсионное поле, порождаемое кручением пространства и как вторичные торсионные поля, связанные с вращением материальных объектов и искажением структуры физического вакуума. В модели мироздания, предложенной Г.И.Шиповым, присутствует семь иерархически связанных уровней реальности, существующих в неразрывном единстве. Венчает иерархию седьмой высший уровень реальности - это «Абсолютное Ничто», которое не поддается определениям и является источником, организующее началом всего того, что лежит на нижележащих уровнях. Следующим, по нисходящей, уровнем реальности является первичное торсионное поле, или информационное поле Вселенной, которое по его свойствам можно назвать полем Сознания Вселенной. Оно представляет собой пространственно-временные вихри, насыщенные не энергией, а бесконечно большим объемом информации. Первичные торсионные поля, в свою очередь, воздействуют на физический вакуум, из которого рождаются плазма, газы, жидкости и твердые тела.

Исследования новосибирских ученых под руководством академика В.П.Казначеева экспериментально доказывают восприятие и управление клетками живых организмов космическими информационными потоками информации [7].

Торсионные поля создаются также при любом искажении физического вакуума, в том числе и под воздействием мыслей и слов человека. Доктор биологических наук, академик А.П.Дубров отмечает дистантный характер взаимодействия мысли человека с живой и неживой материей на всех уровнях ее структурной организации. В этой связи он пишет: «...экстрасенсы, создающие четки из разных бусинок, украшения из металлов и минералов, .ускоряя в тысячи раз инкубационное развитие разбитых куриных яиц прямо на глазах у присутствующих. То есть во всех случаях они ментально создавали живую и неживую материю! Подчеркнем для тех читателей, которые не знакомы с фундаментальными исследованиями в парапсихологии, что в них иллюзионистские трюки полностью исключены» [8, с. 21].

В течение последних десятилетий нашли опытное подтверждение представления о том, что человек окружен многочисленными энергетическими и информационными полями, о существовании помимо физического тела

еще шести тонких тел человека, которые по своей природе являются электромагнитными и торсионными. Свечение эфирного, астрального и ментального тел можно наблюдать на фотографиях с помощью аппаратуры Кир-лиан. На фотографиях можно наблюдать ровное свечение указанных тел в форме сплошных колец вокруг пальцев испытуемых во время молитвы и благословений и разрыв этих колец, прекращение свечения, появление негативных структур в виде химер после ругательств и проклятий, идущих как от самих испытуемых, так и при воздействии извне от других людей [См.: 9, с.140-141]. Многие ученые полагают, что все явления психической жизни человека детерминированы функционированием биокомпьютера сознания по принципу полевых информационных взаимодействий. Директор международного института теоретической и прикладной физики А.Е. Акимов в этой связи утверждает: «индивидуальное сознание как функциональная структура включает в себя не только собственный мозг, но и структурированный в виде вычислительной машины физический вакуум в пространстве около мозга, то есть является своеобразным биокомпьютером» [10, с.127]. Согласно исследованиям А.В.Боброва, «между корой мозга и физическим вакуумом происходит обмен неискаженной информацией - перевод ее с уровня структур мозга на уровень физического вакуума и обратно - от спиновых структур физического вакуума (торсионных полей) к созданию мозаики возбужденных нейронов» [11, с.47].

Американские ученые Э.Ньюберг и Ю.д Акили объясняют, как в функционирующем мозге возникает целый спектр таких состояний как медитация, растворение в бесконечном Пространстве и др. Работая в больнице при университете штата Пенсильвания, они методом томографии сканировали мозг тибетских буддистов во время медитации и францисканских монахинь во время молитв в течение многих лет [12, с. 50]. При исследовании томограмм мозга медитирующих они установили, что ощущение спокойствия, единения с миром сопровождается состоянием активности в передних долях мозга и ее снижением в теменных задних долях. Выяснилось, что участок левой теменной доли мозга, названный ими ориентационно-ассо-циативным полем, блокирует правое полушарие и отвечает за проведение черты, отделяющей индивидуальное «Я» от окружающего мира. Анализ томограмм показал, что на пике медитации или молитвы приток крови к мозгу резко уменьшается; вследствие этого информационное поле лишается информации, необходимой для проведения разделяющей черты между «Я» и миром, активизируется правое полушарие и человек может испытывать различные измененные состояния сознания вплоть до высших. Результаты исследований позволяют ученым выдвинуть гипотезу, что источником таких состояний являются не эмоции и намерения, а генетически запрограммированные связи мозга. В этой связи Э.Ньюберг замечает: «Вот почему религия продолжает процветать в век разума. Вы не можете вычеркнуть Бога из своей жизни при помощи мысли, потому что религиозные чувства - в большей степени продукт ощущений, а не разума» [Там же].

Аналогичные исследования по воздействию молитвы на состояние мозга проводили российские ученые. Так, сотрудниками лаборатории нейро- и психофизиологии в Психоневрологическом НИИ им. В.М.Бехтерева были записаны энцефалограммы семи воспитанников Духовной академии в Петербурге. Установилено, что во

время молитвы произошло постепенное урежение ритма биотоков мозга и у взрослого человека возникло состояние сознания, которое бывает лишь во время так называемого «медленного» сна, а во время бодрствования наблюдается лишь у младенцев до двух месяцев. То есть данные ЭЭГ у усердно молившихся воспитанников семинарии показывали выключение коры головного мозга, которая вновь включилась после окончания молитвы [ См.: 13]. Результаты исследований российских и американских ученых приводят к одному и тому же выводу, что состояния сознания, которые возникают во время молитвы и медитации, свойственны и необходимы человеку так же, как и состояния бодрствования и сна.

Резюмируя изложенное авторами второй группы теорий, можно сказать, что здесь принципиально иначе понимается природа и сущность сознания, его взаимосвязь с мозгом и материей. Проведенные исследования показывают, что сознание имеет нелокальную природу (не является функцией только мозга), связано со всей Вселенной, обладает сложной многомерной структурой, порожденной как космическими, так и социально-духовными, и индивидуально-психическими процессами. В данной парадигме сознание каждого человека встроено и участвует в иерархии сознаний групп, социума, информационных полей Земли и Космоса. Такое понимание позволяет, в отличие от теорий первой группы, объяснить причины возникновения хотя бы некоторых измененных состояний сознания (медитации, молитвы, ОСП).

Результаты рассмотрения обоих направлений исследования сознания приводят к выводу, что для теорий сознания современной аналитической философии и науки измененные состояния сознания представляют большие трудности, в связи с тем (как отмечает А.Ревонсуо), что они очень субъективны по своему содержанию, их свойства иногда невозможно эмпирически описать и эти состояния трудно или невозможно контролировать в экспериментах [3. С.304]. Позиции второго направления исследования сознания представляются методологически более ценными, поскольку не только объясняют причины

возникновения хотя бы некоторых измененных состояний сознания, но и нацелены на перспективу развития всего комплекса естественных и социально-гуманитарных наук, в контексте которого проблема сознания будет получать все более глубокое всестороннее разрешение.

Список литературы

1. Васильев В.В. «Трудная проблема сознания»: Прогресс-Традиция; Москва; 2009.

2. Ильенков Э.В. Диалектика идеального / «Логос», №1(2009).

3. Ревонсуо А. Психология сознания. Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2013.

4. Козлов В.В. Трансперсональная психология. М., 2010.

5. Талбот М. Голографическая Вселенная. Новая теория реальности. К.: София, 2004.

6. Теория физического вакуума. — М.: фирма "НТ— Центр", 1993.

7. Казначеев В.П., Трофимов А.В.Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. Новосибирск: Наука, 2004.

8. Дубров А.П. Сверхслабое ментальное взаимодействие как основа когнитивной психофизики // Сознание и физическая реальность. 2004. Т. 9. № 5.

9. Мизун Ю. Г., Мизун Ю. В. Бог, душа, бессмертие. Мурманск: Север, 1992.).

10. Акимов А.Е., Бинги В.Н. Компьютеры, мозг и Вселенная как физическая проблема // Сознание и физический мир. М.: Яхтсмен, 1995.В.1.

11. Бобров А.В. Полевая концепция механизма сознания // Сознание и физическая реальность. 1999. Т.4.№3.

12. Хроника // Наука и религия. 1999, № 7.

13. Голубев Е. Как измерить силу веры // Аргументы и факты. 2001, № 1.

СВОБОДА СОВЕСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ФОРМАТЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Лобазова Ольга Федоровна

д.ф.н., профессор кафедры социальной философии, религиоведения и теологии, Российского

государственного социального университета (Москва)

FREEDOM OF CONSCIENCE AND TOLERANCE: DAILY FORMATS

Lobazova Olga Fedorovna, Ph.D., professor of social philosophy, religious studies and theology of the Russian State Social University (Moscow) АННОТАЦИЯ

Свобода совести диалектически связана с толерантностью - они являются условием и следствием друг друга. Достижение уровня подлинной толерантности - это длительный и сложный процесс расширения свобод. В современных условиях толерантность живет в нескольких форматах, обусловленных социальными и культурными причинами.

ABSTRACT

Freedom of conscience is dialectically linked to tolerance - they are a prerequisite and a consequence of each other. Achieving the level of genuine tolerance - is a long and complex process of expanding freedoms. In modern conditions, tolerance lives in several formats, due to social and cultural reasons.

Ключевые слова: свобода совести, толерантность, повседневность. Keywords: freedom of conscience, tolerance, everyday.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.