Научная статья на тему 'Двадцать лет и сто номеров: интервью с главным редактором международного теоретического журнала "Credo New" Сергеем иваненковым'

Двадцать лет и сто номеров: интервью с главным редактором международного теоретического журнала "Credo New" Сергеем иваненковым Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двадцать лет и сто номеров: интервью с главным редактором международного теоретического журнала "Credo New" Сергеем иваненковым»

глобальными финансовыми рынками. Возвращение к национальным границам не спасет государства от опасностей этого процесса -поэтому необходим шаг к политически дееспособному Союзу Европы.

Таким образом, Хабермас и в нынешнее время остается верен своему представлению о будущем Евросоюза как единого, сверхнационального союза. Однако на нынешнем этапе интеграции подобные мечты находят отзвук лишь в университетских аудиториях, у теоретиков «единой Европы», но не в реальном политическом процессе.

Список литературы

1. Habermas J. Die Krise der Europäischen Union im Lichte einer Konstitutiona-lisierung des Völkerrechts - Ein Essay zur Verfassung Europas. - Berlin: Suhrkamp, 2011. - 140 S.

2. Habermas J. Was das uns Deutsche wieder kostet. Essay // Der Spiegel. - Mode of access: http://www.spiegel.de/spiegel/juergen-habermas-ueber-seinen-hoffnungst raeger-emmanuel-macron-a-1174052.html (Last download: 26.10.2017.)

3. Habermas J. Sind wir noch gute Europäer? // Die Zeit. - Berlin, 2018. - N 28, 5 Juli. - Mode of access: https://www.zeit.de/2018/28/protektionismus-europa-grenzen-rueckzug-herausforderungen (Last download: 26.10.2017.)

2019.01.004. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ И СТО НОМЕРОВ: ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «CREDO NEW» СЕРГЕЕМ ИВАНЕНКОВЫМ.

Д. Ш.: Сергей Петрович, многие знают Вас как ученого и преподавателя. Вы доктор философских наук, профессор, почетный работник сферы молодежной политики, член президиума Российского философского общества, даже проректором госвуза успели поработать. А откуда берется время на журнал?

С. И.: Credo New выходит уже больше 20 лет как бумажное издание и порядка 18 лет имеет электронную версию. Конечно, за эти годы много где приходилось работать. Мы начинали в Оренбурге в 1997 г., затем продолжили издавать журнал в Санкт-Петербурге. При этом журнал никогда не являлся для меня и членов редакции источником дохода. Напротив, мы тратили и продолжаем тратить собственные средства, хотя их, к слову, не так уж и много.

Однако для меня журнал - это проект прежде всего творческий. А на творчество время нужно находить даже в периоды, загруженные работой. За годы труда в различных образовательных и научных организациях мне удалось понять, что философскому сообществу необходимо больше пространства для коммуникации. Конечно, существуют хорошие издания, такие как, например, «Вопросы философии», «Философские науки», «Вестник Российского философского общества», а также реферативные журналы ИНИОН РАН, но этого недостаточно. Поэтому, как в тот момент когда Credo New только создавался, так и сегодня мы отчетливо понимаем надежды, возлагаемые на нас философским сообществом.

Д. Ш.: Но ведь Credo New - не только о философии?

С. И.: Вы правы, не только. Мы публикуем много междисциплинарных материалов. Философия - это такая отрасль знаний, в которой легко уживаются совершенно различные спектры проблематики. Поэтому мы, как и вы в Центре гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН, работаем также с вопросами культурологии, педагогики, литературоведения, языкознания, юриспруденции и других дисциплин. Но все тексты так или иначе апеллируют к общефилософским задачам. Наша редколлегия включает выдающихся ученых, в числе которых преобладают именно философы из России, а также из Молдовы, Азербайджана, Словакии, США, Болгарии, Китая.

Мы постоянно находимся на связи с нашими авторами. Эта переписка позволяет привлекать к сотрудничеству лучшие умы. За более чем 20 лет работы мы опубликовали огромное количество статей на философские темы с авторами из более чем 20 стран мира. И это не считая материалов конференций, которые мы проводили и проводим с завидной регулярностью. Однако мы, как и все общественники в нашей стране, зачастую ограничены в средствах, поэтому тот максимум, который мы демонстрируем, дается порой очень нелегко.

Д. Ш.: Совсем недавно из печати вышла Ваша новая книга «Так закалялась сталь», посвященная столетию комсомола. В этом номере наш РЖ как раз освещает Ваше издание. Расскажите, почему Вы решили написать эту книгу?

С. И.: Я и мой соавтор, по совместительству - мой заместитель в редакции журнала и моя супруга Ажар Кусжанова, сами в

положенное время были комсомольцами. Наша книга посвящена очень сложному, противоречивому и неоднозначному периоду в жизни нашей страны СССР и комсомола, который, к сожалению, им не удалось пройти без трагических потерь, - периоду перестройки. В то время страна преодолевала точку невозврата, но никто еще не предвидел последствий этих изменений. Эти перемены превратили вчерашних комсомольских работников в предпринимателей и чиновников. К счастью, многие из них сохранили честное и открытое отношение к жизни, остались порядочными людьми, но при этом выработали активную гражданскую позицию, креативный и ответственный подход к окружающему. Мы как философы и ученые никогда не занимались бизнесом и политикой, но нам приходилось обучать и растить руководителей, много работать в этих сферах над социологическими исследованиями, консультировать различные компании и органы власти. Тем мы и заслужили свой авторитет в деловых и политических кругах.

А книга - она рассказывает о том, как все происходило. Как трансформации в политике и экономике повлекли за собой фундаментальные изменения в позициях самой яркой и прогрессивной части общества - молодежи. Возможно, именно поэтому мы в дальнейшем посвятили свои академические исследования философии и социологии молодого поколения. Потому и книга, о которой Вы спросили, вышла в значительной мере философской.

Д. Ш.: А что такое философия молодежи?

С. И.: Это очень специфическая отрасль философского осмысления, не сразу открывающаяся интеллектуальному видению, но на самом деле ничего чересчур сложного в ее понимании нет. Мы просто применяем широкий философский инструментарий к вполне земной проблематике. Молодежь как движущая сила общества требует к себе особого внимания, а философия позволяет шире и глубже взглянуть на те проблемы, которые пока не могут быть решены социологами, политологами или психологами. Тем и хороша философия, что способна интегрировать в едином ключе разнообразные подходы и методы к изучению и пониманию жизненных позиций, ценностных мотиваций, духовных ориентиров и даже бытовых предпочтений молодого поколения. Понимать и выявлять основные тренды его социального движения, тем самым предвидеть завтрашний облик сегодняшнего общества. А управ-

ленчески влияя на молодежные процессы сегодня, определять будущее состояние общества завтра. Квинтэссенция же этих исследований лучше всего отображается в социально-философском ракурсе.

Когда мы говорим о философии молодежи, мы прежде всего имеем в виду философию бытия и сознания этого поколения. Вопросы социализации во всех ее аспектах, менталитета, общественно-политического сопровождения процесса взросления - это и многое другое изучает не только философия молодежи, но именно она позволяет комплексно взглянуть на ту динамику, что демонстрирует молодое поколение. А без понимания этой динамики вряд ли можно говорить о хорошем форсайте для общества и государства.

Д. Ш.: Сергей Петрович, а Вы как член Международной академии исследований будущего какой прогноз можете предложить?

С. И.: С прогнозами всегда приходится быть аккуратным. Современное общество настолько быстро изменяется, что вчерашние аксиомы сегодня не играют никакой роли. Мы говорили с Вами о комсомоле - вот хороший пример. Но, разумеется, при всем этом сохраняются некие базовые константы в социальном и моральном смыслах. С ними и необходимо работать, исследовать, вникать в их генезис и пути эволюции, если таковая все-таки происходит.

Я могу совершенно точно сказать, что интерес к молодому поколению как объекту исследований останется одним из приоритетов социальной философии на долгие годы. И вызвано это не только интересом политических кругов. В сущности, всякое исследование стремится соответствовать трендам, значимым тенденциям своего времени. А молодежь - это вечный тренд, поэтому кому как не философам акцентировать на нем свое внимание? Я полагаю, с этим тезисом согласятся представители других социальных и гуманитарных дисциплин, которые тоже вносят свой серьезный вклад в наше общее дело.

Д. Ш.: Большое спасибо за эту беседу. И последний вопрос. Через год ожидается юбилейный, сотый выпуск Вашего журнала. Что в нем будет?

С. И.: То же, что и всегда, - только хорошие и качественные материалы.

Беседовал Д.Г. Шкаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.