Научная статья на тему 'ДВА ПОУЧЕНИЯ В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ: НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДРУЖБЫ ПО СВЯТИТЕЛЯМ ИУСТИНУ (ПОЛЯНСКОМУ) И ИННОКЕНТИЮ ХЕРСОНСКОМУ'

ДВА ПОУЧЕНИЯ В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ: НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДРУЖБЫ ПО СВЯТИТЕЛЯМ ИУСТИНУ (ПОЛЯНСКОМУ) И ИННОКЕНТИЮ ХЕРСОНСКОМУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРАВОСЛАВИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / ДРУЖБА / РУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ / СВЯТИТЕЛЬ ИУСТИН (ПОЛЯНСКИЙ) / СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ХЕРСОНСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенова Елена Сергеевна

Введение. Статья посвящена понятию дружбы в христианской этике. Рассматривается представление о дружбе в словах святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского в Лазареву субботу с целью выявления его нравственного аспекта, который до сих пор не изучен отечественными учеными. Теоретический анализ. Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы. В понимании святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского, дружба представляет собой дружескую любовь Господа Иисуса Христа к Его друзьям, идеал дружбы, к которому христианин призван стремиться в отношениях с ближними, дружескую любовь человека к Богу (искренность и откровенность, служение), которая невозможна без содействия Божественной благодати и имеет своей наградой Божественную дружбу по отношению к человеку (спасение), дружбу между человеком и Богом, характеризующуюся взаимными искренностью и откровенностью, взаимным служением; человеческую дружбу, которой свойственны взаимная искренность и откровенность (исповедание прегрешений друг другу), взаимное служение любви, терпение недостатков и сострадание. Заключение. Согласно святителям Иустину и Иннокентию дружба является частью христианской нравственности, ее целью и обретается в ней, т. е. имеет нравственное измерение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO PREACHINGS ON LAZARUS SATURDAY: THE MORAL DIMENSION OF FRIENDSHIP ACCORDING TO SAINT JUSTIN (POLYANSKY) AND SAINT INNOCENT OF KHERSON

Introduction. The article is devoted to the concept of friendship in Christian ethics. The author analyses the idea of friendship and its moral aspect in two previously underexamined in Russian theology sermons of Saint Justin (Polyansky) and Saint Innocent of Kherson on Lazarus Saturday. Theoretical analysis. The research allows us to make the following conclusions. According to Saint Justin (Polyansky) and Saint Innocent of Kherson, friendship represents: the friendly love of the Lord Jesus Christ for His friends, the ideal of friendship for every Christian in the terms of one’s relations with neighbours; the friendly love of a human for God (sincerity and openness, service), which is impossible without the assistance of Divine grace, and which is rewarded by achieving the Divine friendship in relation to a human (salvation); friendship between a human and God, which is characterized by mutual sincerity and openness, and mutual service; human friendship, which is characterized by mutual sincerity and openness (confession of sins to each other), mutual service of love, patience with shortcomings, and compassion. Conclusion. According to Saint Justin and Saint Innocent, friendship has a moral dimension; it is a part of Christian morality, and the telos of the Christian moral life.

Текст научной работы на тему «ДВА ПОУЧЕНИЯ В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ: НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДРУЖБЫ ПО СВЯТИТЕЛЯМ ИУСТИНУ (ПОЛЯНСКОМУ) И ИННОКЕНТИЮ ХЕРСОНСКОМУ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 159-163 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 159-163

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-159-163, EDN: WYTLVY

Научная статья УДК 1.17. 241

Два поучения в Лазареву субботу: нравственное измерение дружбы по святителям Иустину (Полянскому) и Иннокентию Херсонскому

Е. С. Семенова

Московская духовная академия, Россия, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра Семенова Елена Сергеевна, аспирант кафедры богословия, semenova_elena95@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-2154-1849

Аннотация. Введение. Статья посвящена понятию дружбы в христианской этике. Рассматривается представление о дружбе в словах святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского в Лазареву субботу с целью выявления его нравственного аспекта, который до сих пор не изучен отечественными учеными. Теоретический анализ. Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы. В понимании святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского, дружба представляет собой дружескую любовь Господа Иисуса Христа к Его друзьям, идеал дружбы, к которому христианин призван стремиться в отношениях с ближними, дружескую любовь человека к Богу (искренность и откровенность, служение), которая невозможна без содействия Божественной благодати и имеет своей наградой Божественную дружбу по отношению к человеку (спасение), дружбу между человеком и Богом, характеризующуюся взаимными искренностью и откровенностью, взаимным служением; человеческую дружбу, которой свойственны взаимная искренность и откровенность (исповедание прегрешений друг другу), взаимное служение любви, терпение недостатков и сострадание. Заключение. Согласно святителям Иустину и Иннокентию дружба является частью христианской нравственности, ее целью и обретается в ней, т. е. имеет нравственное измерение.

Ключевые слова: этика, Православие, христианская нравственность, дружба, русское богословие, святитель Иустин (Полянский), святитель Иннокентий Херсонский

Для цитирования: Семенова Е. С. Два поучения в Лазареву субботу: нравственное измерение дружбы по святителям Иустину (Полянскому) и Иннокентию Херсонскому // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 159-163. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-159-163, EDN: WYTLVY Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Two preachings on Lazarus Saturday: The moral dimension of friendship according to Saint Justin (Polyansky) and Saint Innocent of Kherson

E. S. Semenova

Moscow Theological Academy, The Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, Moscow region 141300, Russia Elena S. Semenova, semenova_elena95@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-2154-1849

Abstract. Introduction. The article is devoted to the concept of friendship in Christian ethics. The author analyses the idea of friendship and its moral aspect in two previously underexamined in Russian theology sermons of Saint Justin (Polyansky) and Saint Innocent of Kherson on Lazarus Saturday. Theoretical analysis. The research allows us to make the following conclusions. According to Saint Justin (Polyansky) and Saint Innocent of Kherson, friendship represents: the friendly love of the Lord Jesus Christ for His friends, the ideal of friendship for every Christian in the terms of one's relations with neighbours; the friendly love of a human for God (sincerity and openness, service), which is impossible without the assistance of Divine grace, and which is rewarded by achieving the Divine friendship in relation to a human (salvation); friendship between a human and God, which is characterized by mutual sincerity and openness, and mutual service; human friendship, which is characterized by mutual sincerity and openness (confession of sins to each other), mutual service of love, patience with shortcomings, and compassion. Conclusion. According to Saint Justin and Saint Innocent, friendship has a moral dimension; it is a part of Christian morality, and the telos of the Christian moral life. Keywords: ethics, Orthodoxy, Christian morality, friendship, Russian theology, Saint Justin (Polyansky), Saint Innocent of Kherson For citation: Semenova E. S. Two preachings on Lazarus Saturday: The moral dimension of friendship according to Saint Justin (Polyansky) and Saint Innocent of Kherson. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 159-163 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-159-163, EDN: WYTLVY

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Семенова Е. С., 2023

Введение

Христианство несет в себе возвышенную идею дружеской любви, которая не ограничивается антропологическим уровнем и наполняет понятие дружбы религиозно-нравственным смыслом. Так, в Евангелии от Иоанна говорится о дружбе между человеком и Богом как награде за добродетельную жизнь, согласную с Божественными заповедями (Ин. 15, 15) [1; 2, с. 247]. По святителю Григорию Богослову дружба представляет собой единение между людьми, которое открывается в совместной подвижнической жизни: «Когда называю кого друзьями, разумею людей прекрасных, добрых, соединённых со мной узами добродетели, потому что и сам стремлюсь к добродетели» [3, с. 67]. Таким образом, исследуя тему дружбы в Библии и церковной письменности, богослужебных текстах Православной Церкви, возможно говорить о понятии дружбы в христианской этике, о нравственно-христианском измерении дружеской любви. В данной статье мы рассмотрим представление о дружбе в «Поучении в Лазареву субботу» святителя Иустина (Полянского) (1830-1903) и «Слове в субботу Лазареву» святителя Иннокентия Херсонского (1800-1857) с целью выявления его нравственного аспекта, который до сих пор не изучен в русском богословии. Прежде чем перейти к основной части исследования, необходимо раскрыть такое основополагающее понятие православной этики, как христианская нравственность.

Согласно святителю Феофану Затворнику христианская нравственность - это свободное исполнение воли Божией, объявленной в заповедях, с верой в Господа Иисуса Христа и при содействии Божественной благодати, через которое христианин пребывает в общении с Богом в Господе Иисусе Христе по обещанию, данному им при Крещении или в Таинстве Покаяния [4, с. 51, 82, 139-140]. Соответственно, целью христианской нравственной жизни является спасение или богообщение, обожение, Царство Божие [4, с. 4, 39-45].

Теоретический анализ

Переходя к основному содержанию статьи, рассмотрим, во-первых, понимание дружбы в «Поучении в Лазареву субботу» святителя Иу-стина (Полянского). В начале «Поучения...» святой Иустин говорит, что Господь Иисус Христос одинаково любил всех людей и что Его любовь

к ним, выражением которой явилась Голгофская Жертва, сочеталась с особой любовью-дружбой по отношению к Вифанскому семейству -святым праведным Марфе, Марии и Лазарю [5, с. 155]. Эта дружеская любовь Господа Иисуса к ним выражалась в том, что Он часто посещал их дом, «. отдыхал у них и сладко беседовал с ними», т. е. наслаждался общением с членами Вифанского семейства и удостаивал их такого общения с Собою, которого не удостаивал иных людей [5, с. 155]. Святитель учит далее, что в этом дружеском общении со Христом было счастье Марфы, Марии и Лазаря, которого они, несомненно, заслуживали [5, с. 155]. И что таковое счастье быть дружески любимыми Богом принадлежит не только современникам Господа Иисуса Христа, но и всем, кто сам дружески любит Его, т. е. являет свою особенную любовь по отношению к Нему [5, с. 155-156].

Особенная любовь к Богу возможна благодаря решимости всегда и во всем творить волю Господню. Она выражается в желании благоу-гождать Ему особыми подвигами любви и в принесении самой жертвы любви, т. е. исполнении воли Божией [5, с. 156]. Первыми признаками «истинного дружества», «дружества Божественного», соединяющего человека и Бога, по святому Иустину, являются взаимная искренность и откровенность. Подражая Господу Иисусу Христу, Который «ничего не скрыл и не утаил от нас: "Вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам" (Иоан. 15, 15)» и «открыл нам всю глубину Своего сердца и все небесныя сокровища Свои» [5, с. 156], христианин должен, по заповедям Господним, «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26) и «открый ко Господу путь твой» (Пс. 36, 5), быть искренним и откровенным с Ним. Искренность и откровенность по отношению к Богу заключаются, во-первых, в том, чтобы постоянно жить - думать, желать, радоваться и печалиться - с памятью о Нем, высказывать Ему свою печаль [5, с. 156-157]; во-вторых, в том, чтобы если на сердце человека взошла какая-либо нечистая мысль или оно взволновалось каким-либо нечистым чувством (например, гнева или зависти и т.д.), он немедленно исповедовал это перед Господом «в сокрушенной и покаянной молитве» [5, с. 157]. Открывая свое сердце Богу, христианин входит в союз взаимной откровенности с Ним. В понимании святителя Иустина искренность и откровенность, т. е. исповедание грехов, должны присутствовать и в человеческой дружбе, так как затаенные недобрые мысли и чувства могут разрушить ее. «Так же поступайте

и в отношении к вашим земным друзьям. Всякая затаенная недобрая мысль или чувство может укорениться в вашей душе и сердце и сделать вас недостойными дружества Божественнаго, как может разорвать и обыкновенную дружбу человеческую» [5, с. 157]. Возможно, святой отец понимает здесь под исповеданием частную исповедь перед священником, покаяние в грехах, допущенных против друзей, или же, выражаясь словами епископа Михаила (Лузина), «не Таинство Покаяния, а простое взаимное признание в проступках, например для взаимного примирения, для утешения, для облегчения, для совета и т. п.», не исключающее участие в Таинстве Исповеди [6, с. 167], между друзьями. А, быть может, то и другое вместе. Эти слова святителя Иустина, как можно предположить, раскрывают один из смыслов апостольской заповеди: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иак. 5, 16).

Второй признак дружбы между человеком и Богом - это взаимное служение. Богочеловек принес всю Свою земную жизнь в служение человечеству ради его спасения, принял страдания и смерть, чтобы искупить людей. Человеку должно посвятить всю жизнь, все силы души и тела на служение Богу [5, с. 157] - предпочесть любовь к Нему всем иным видам любви. Очевидно, что эти слова святого Иустина о служении отсылают читателя к заповеди « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим...» (Лк. 10, 27). Согласно святителю таковое посвящение себя Богу и иные проявления дружбы по отношению к Нему возможны только с помощью Божественной благодати [5, с. 158-159]. Награда за него и за особую любовь к Богу в целом - спасение, блаженство в Царствии Небесном, духовное воскресение от греховной смерти, подобное воскресению праведного Лазаря [5, с. 157-159]. Именно об этом спасении, общении с Богом святой Иу-стин говорил в начале «Поучения», внушая читателю, что счастье быть дружески любимыми Господом Иисусом Христом подобно членам Вифанского семейства принадлежит всем Его друзьям во все времена. Добродетель жертвенного служения согласно проповеди святителя свойственна также истинной человеческой дружбе: «.Друг мира и своих по-хотей есть враг Божий; не друг он людям: его самолюбие не может служить ближним, - оно требует, чтобы ему одному все служили» [5, с. 158]. Должно в ней присутствовать и взаимное терпение недостатков, ношение тягот

друг друга, т. е. оберегание от греха и помощь в нравственном исправлении [7, с. 808; 8, с. 275], по заповеди Господа Иисуса Христа, переданной апостолом Павлом: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) [5, с. 159].

Рассмотрев «Поучение в Лазареву субботу» святителя Иустина (Полянского), перейдем к выявлению нравственного аспекта представления о дружбе в «Слове в субботу Лазареву» святителя Иннокентия Херсонского. Святой Иннокентий начинает свою проповедь следующими словами: «Настоящий праздник можно назвать праздником дружества» [9, с. 260]. Подобно святителю Иустину он с самого начала «Слова.» уделяет внимание отношению Господа Иисуса Христа к Его друзьям - праведным Лазарю, Марфе и Марии. Далее тема дружеской любви Бога к тем, кто принадлежит к числу Его друзей, проходит через все поучение. По святому Иннокентию в Лазареву субботу для верующих удобнее всего наблюдать, как Господь поступает со Своими друзьями [9, с. 261]. Любовь Господа Иисуса Христа к святым Лазарю, Марфе и Марии является предпочтительной, особой любовью. Вифанское семейство было самым близким ко Христу. Господь оказывал им Свое внимание и, будучи в Вифании, всегда останавливался именно в их доме, пользуясь гостеприимством Своих друзей. Он множество раз проявлял к ним благорасположенность, и потому Вифан-ское семейство надеялось на помощь Господа Иисуса Христа во всех случаях. И как только праведный Лазарь заболел, Ему сообщили об этом - в уверенности, что Христос, явившись без промедления, исцелит Своего друга [9, с. 261]. Господь не плакал, когда Его распяли на Кресте, а у гроба Лазаря прослезился и через четыре дня после смерти праведника совершил чудо его воскрешения, которое не совершал ни для кого из людей [9, с. 261].

Дружба Господа Иисуса Христа по отношению к праведному Лазарю проявлялась в жертвеннойлюбви. Ради того, чтобы возвратить к жизни Своего друга, Он спешил в Вифанию, невзирая на опасность для Собственной жизни от иудеев. Также она выражается и в сострадании: «А при гробе Лазаря - тут Иисус даже прослезился, - и, конечно, не от уныния и печали, ибо сейчас скажет: Лазаре, гряди вон (Ин. 11, 43), а от любви и дружбы, для коих тяжело видеть и на одну минуту возлюбленного своего в гробе, среди праха и тления. - Посему-то самые иудеи заговорят: виждь, каколюбляше его (Ин. 11,36)!» [9, с. 260-261].

Святой Иннокентий учит, что любовь, которая свойственна Божественной дружбе по отношению к человеку, не делает друзей Господа «неприкосновенными ни для какой скорби и искушений» [9, с. 261]. Напротив, она мудро ведет их к совершенству путем испытаний, взирая на их истинную, духовную пользу. Так, через великое искушение и скорбь, постигшие Вифанское семейство, когда умер праведный Лазарь, через саму его болезнь и смерть, через сострадательную печаль Богочеловека, святые Лазарь, Марфа и Мария послужили прославлению Сына Божия и делу спасения человечества [9, с. 261-262]. Подобным образом Господь поступал с иными Своими друзьями: праотцем Авраамом, святыми Апостолами [9, с. 262-263].

С нравственной точки зрения, в данном поучении особенно важно, что, говоря о дружбе между Богом и человеком, святитель Иннокентий изображает в своей проповеди тот идеал дружеской любви, к осуществлению которого христианин призван стремиться в его отношениях с друзьями, подражая Господу Иисусу Христу. Следуя примеру Божественного Учителя, православному христианину надлежит не только проводить время в общении с друзьями, которое приносит радость и удовольствие, не только помогать им в земном, житейском смысле и принимать помощь от них, но жертвенно любить своих друзей, проявлять к ним сострадание и заботиться, прежде всего, об их духовной пользе.

Также в «Слове.» звучит тема человеческой дружбы. По святому Иннокентию ученики, подобно Господу, не страшатся смертной опасности и следуют за Ним в Вифанию, потому что имеют подлинную дружескую любовь к Лазарю: «Ученики говорят также: идем и мы, да умрем с Ним (Ин. 11, 16), то есть говорят то, что могла внушать токмо самая пламенная дружба к Лазарю» [9, с. 260]. Возможно, здесь святитель подразумевает силу сострадания и жертвенную любовь, которые имели святые Апостолы по отношению к своему другу. Ради того, чтобы в его смертный час не оставлять Лазаря в одиночестве, они были готовы идти в Вифанию, рискуя собственной жизнью. Сестры святого Лазаря Марфа и Мария проявляют дружбу к нему, сострадая брату в его смерти: «.Их душа и сердце как бы погребены вместе с братом и другом». Фарисеи поступают дружески-сострадательно, утешая Марфу и Марию: «Самые фарисеи, забыв свои лицемерные виды и расчеты, пришли в Вифанию не для чего другого, как да утешать сестер о смерти брата» [9, с. 260].

Заключение

Согласно поучениям в Лазареву субботу святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского дружба представляет собой, во-первых, дружескую любовь Господа Иисуса Христа к Его друзьям, идеал дружбы, к которому христианин призван стремиться в отношениях с ближними, подражая Божественному Учителю. Во-вторых, дружескую любовь человека к Богу (искренность и откровенность, служение), заповеданную примером и учением Господа Иисуса Христа, которая невозможна без содействия Божественной благодати и имеет своей наградой особую, дружескую любовь Бога к человеку (спасение). В-третьих, дружество, которое соединяет человека и Бога, характеризуется взаимными искренностью и откровенностью, взаимным служением. В-четвертых, человеческую дружбу, которой свойственны взаимная искренность и откровенность (исповедание прегрешений друг другу), взаимное жертвенное служение любви, терпение недостатков, а также сострадание. Таким образом, дружба является частью христианской нравственной жизни и одновременно ее целью, а также представляет собой взаимность проявления отдельных христианских добродетелей между людьми, которая обретается в христианской нравственности. Следовательно, в понимании святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского дружба имеет нравственно-христианское измерение.

Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Российское Библейское общество, 2012. 1296, XXXII с.

2. Григорий Великий Двоеслов, свт. Избранные Творения. М. : Паломник, 1999. 734, [1] с.

3. Мудрые мысли о дружбе / сост. А. Логунов. М. : Никея, 2014. 224 с.

4. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М. : Отчий дом, 2010. 624 с.

5. Иустин, епископ Рязанский и Зарайский. Сочинения: в 12 т. Т. X. М. : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерева и К°, 1895. 356 с.

6. Михаил (Лузин), еп. Толковый Апостол: Соборные Послания святых Апостолов, изъясненные епископом Михаилом (Лузиным). М. : Правило веры, 2009. 764 с.

7. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Галатам // Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 12 т. Т. 10, кн. 2. СПб. : Издательство С.-Петербургской Духовной Академии, 1904. С. 729-816.

8. Василий Великий, свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. Т. 2. М. : Сибирская Благозвонница, 2009. С. 223-319.

9. Иннокентий Херсонский, свт. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. М. : Отчий дом, 2011. 448 с.

References

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta [The Holy Bible. The Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments]. Moscow, Rossiyskoe Bibleyskoe obshchestvo Publ., 2012. 1296, XXXII p. (in Russian).

2. Grigoriy Velikiy Dvoeslov, svt. Izbrannye Tvoreniya [Selected Сreations]. Moscow, Palomnik Publ., 1999. 734, [1] p. (in Russian).

3. Logunov A., comp. Mudrye mysli o druzhbe [Wise Thoughts on Friendship]. Moscow, Nikeya Publ., 2014. 224 p. (in Russian).

4. Feofan Zatvornik, svt. Nachertanie khristianskogo nra-voucheniya [The Outline of Christian Ethics]. Moscow, Otchiy dom Publ., 2010. 624 p. (in Russian).

5. Iustin, episkop Ryazanskiy i Zarayskiy. Sochineniya: v 12 t. T. X [Writings: in 12 vols. Vol. X]. Moscow, Tipo-lit. T-va I. N. Kushnereva i K° Publ., 1895. 356 p. (in Russian).

6. Mikhail (Luzin), ep. Tolkovyy Apostol: Sobornye Poslaniya svyatykh Apostolov, izyasnennye episko-pom Mikhailom (Luzinym) [Interpreted Apostle: The Conciliar Epistles of the Saint Apostles, explained by Bishop Michael (Luzin)]. Moscow, Pravilo very Publ., 2009. 764 p. (in Russian).

7. Ioann Zlatoust, svt. Tolkovanie na Poslanie k Galatam [Exegesis of the Epistle to the Galatians]. Ioann Zlatoust, svt. Tvoreniya: v 12 t. T. 10, kn. 2 [Creations: in 12 vols. Vol. 10, book 2]. St. Petersburg, Izdatel'st-vo St.-Peterburgskoy Dukhovnoy Akademii, 1904, pp. 729-816 (in Russian).

8. Vasiliy Velikiy, svt. Rules summarized in questions and answers. Vasiliy Velikiy, svt. Tvoreniya: v 2 t. T. 2 [Creations: in 2 vols. Vol. 2]. Moscow, Sibir-skaya Blagozvonnitsa Publ., 2009, pp. 223-319 (in Russian).

9. Innokentiy Khersonskiy, svt. Velikiy post. Molitva svya-togo Efrema Sirina [Great Lent. Prayer of Saint Ephrem the Syrian]. Moscow, Otchiy dom Publ., 2011. 448 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 08.03.2023; одобрена после рецензирования 17.03.2023; принята к публикации 27.03.2023 The article was submitted 08.03.2023; approved after reviewing 17.03.2023; accepted for publication 27.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.