Научная статья на тему 'Два пешеходных моста в Москве. Опыт инновации'

Два пешеходных моста в Москве. Опыт инновации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ РЕНОВАЦИИ / ПЕШЕХОДНЫЕ МОСТЫ / ПРИЛЕГАЮЩИЕ ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / HISTORICAL MONUMENTS / INNOVATION / CONCEPT OF RENOVATION / PEDESTRIAN BRIDGES / ADJACENT URBAN AREAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова-Клокова Инна Владимировна, Метаньев Дмитрий Анатольевич

В статье приведены материалы по созданию двух крытых пешеходных мостов через реку Москву и освоению их прибрежных территорий; приводятся сведения об их инновационном перемещении на новые створы. Оба моста были построены в 1905-1907 годы в составе Московской Кольцевой Железной Дороги; пешеходные мосты созданы на их основе. Как и прототипы, они заняли симметричное положение относительно оси «Кремль-Воробьевы Горы» и излучины реки. Показаны различные инновационные подходы к реновации исторических объектов, освещаются концептуальные положения по проблемам соотношения старого и нового. Для Андреевского моста со старого створа были перемещены металлическое пролетное строение и исторический гранит береговых устоев. В архитектурное решение моста у Киевского вокзала включен только один исторический стальной арочный пролет, ставший основой композиции и уникальным экспонатом в интерьере нового крытого общественного пространства. Рассматриваются вопросы взаимодействия создаваемых объектов, окружающих ситуаций и формирования прилегающих территорий. Новая крупная городская эспланада между Ленинским и Комсомольским проспектами в створе Андреевского моста связала районы Якиманки и Хамовников, а новая пониженная пешеходная набережная с причалом ротонду арх. М.Казакова и низкую набережную арх. А.Власова. Другой мост связал районы Плющихи и Дорогомилова; благоустроена площадь перед вокзалом, создан ансамбль фонтана «Похищение Европы». Новые мосты стали основой формирования городского пешеходного маршрута «Нескучный сад Москва-Сити». За проектирование и архитектуру новых пешеходных мостов авторские коллективы удостоены премий Москвы и «Хрустальный Дедал». Статью иллюстрируют авторские рисунки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pedestrian Bridges in Moscow. Innovation Experience

The article presents materials on the creation of two covered pedestrian bridges across the Moscow river and the development of their coastal areas; provides information on their innovative movement to the new alignment. Both bridges were built in 1905-1907 as part of the Moscow Ring Railway; pedestrian bridges were created on their basis. Like the prototypes, they took a symmetrical position relative to the axis of the "Kremlin-Vorobyewy Gory" and the river bend. Various innovative approaches to the renovation of historical objects are shown, some conceptual provisions on the problems of the relationship between the old and the new are highlighted. For Andreevsky bridge historical metal superstructure and granite facing of supports were displaced from the old shot. The architectural design of the bridge at the Kievsky railway station includes only one historical steel arch span, which became the basis of the composition and a unique exhibit in the interior of the new covered public space... The article presents materials on the creation of two covered pedestrian bridges across the Moscow river and the development of their coastal areas; provides information on their innovative movement to the new alignment. Both bridges were built in 1905-1907 as part of the Moscow Ring Railway; pedestrian bridges were created on their basis. Like the prototypes, they took a symmetrical position relative to the axis of the "Kremlin-Vorobyewy Gory" and the river bend. Various innovative approaches to the renovation of historical objects are shown, some conceptual provisions on the problems of the relationship between the old and the new are highlighted. For Andreevsky bridge historical metal superstructure and granite facing of supports were displaced from the old shot. The architectural design of the bridge at the Kievsky railway station includes only one historical steel arch span, which became the basis of the composition and a unique exhibit in the interior of the new covered public space. The questions of interaction of the created objects, surrounding situations and formation of adjacent territories are considered. New large urban Esplanade between Lenin and the Komsomol prospectus in the alignment of the Andreevsky bridge connected the areas of Yakimanka and Khamovniki, a new lower pedestrian promenade with a jetty connected rotunda (by architect M. Kazakov) andlow embankment (by architect A. Vlasov). Another bridge connected the areas of Plyushchikha and Dorogomilovo; the square in front of the station was landscaped with the creation of the fountain "Abduction of Europe" ensemble. New bridges served as the basis for the formation of the city pedestrian route "Neskuchny sad Moscow-city". For the design and architecture of new pedestrian bridges teams of authors were awarded prizes of Moscow and "Crystal Daedalus". The article is illustrated by the author's drawings. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Два пешеходных моста в Москве. Опыт инновации»

АРХИТЕКТУРА

DOI 10.22337/2077-9038-2018-4-51-58

Два пешеходных моста в Москве. Опыт инновации

И.В.Дианова-Клокова, ОНИР ГИПРОНИИ РАН, Москва Д.А.Метаньев, ОНИР ГИПРОНИИ РАН, Москва

В статье приведены материалы по созданию двух крытых пешеходных мостов через реку Москву и освоению их прибрежных территорий; приводятся сведения об их инновационном перемещении на новые створы. Оба моста были построены в 1905-1907 годы в составе Московской Кольцевой Железной Дороги; пешеходные мосты созданы на их основе. Как и прототипы, они заняли симметричное положение относительно оси «Кремль-Воробьевы Горы» и излучины реки.

Показаны различные инновационные подходы к реновации исторических объектов, освещаются концептуальные положения по проблемам соотношения старого и нового. Для Андреевского моста со старого створа были перемещены металлическое пролетное строение и исторический гранит береговых устоев. В архитектурное решение моста у Киевского вокзала включен только один исторический стальной арочный пролет, ставший основой композиции и уникальным экспонатом в интерьере нового крытого общественного пространства.

Рассматриваются вопросы взаимодействия создаваемых объектов, окружающих ситуаций и формирования прилегающих территорий. Новая крупная городская эспланада между Ленинским и Комсомольским проспектами в створе Андреевского моста связала районы Якиманки и Хамовников, а новая пониженная пешеходная набережная с причалом - ротонду арх. М.Казакова и низкую набережную арх. А.Власова. Другой мост связал районы Плющихи и Дорогомилова; благоустроена площадь перед вокзалом, создан ансамбль фонтана «Похищение Европы».

Новые мосты стали основой формирования городского пешеходного маршрута «Нескучный сад - Москва-Сити».

За проектирование и архитектуру новых пешеходных мостов авторские коллективы удостоены премий Москвы и «Хрустальный Дедал». Статью иллюстрируют авторские рисунки.

Ключевые слова: исторические памятники, инновации, концепция реновации, пешеходные мосты, прилегающие городские территории.

The Pedestrian Bridges in Moscow. Innovation Experience

I.V.Dianova-Klokova, ONIR GIPRONII RAN, Moscow

D.A.Metanyev, ONIR GIPRONII RAN, Moscow

The article presents materials on the creation of two covered pedestrian bridges across the Moscow river and the development of their coastal areas; provides information on their innovative movement to the new alignment. Both

bridges were built in 1905-1907 as part of the Moscow Ring Railway; pedestrian bridges were created on their basis. Like the prototypes, they took a symmetrical position relative to the axis of the "Kremlin-Vorobyewy Gory" and the river bend.

Various innovative approaches to the renovation of historical objects are shown, some conceptual provisions on the problems of the relationship between the old and the new are highlighted. For Andreevsky bridge historical metal superstructure and granite facing of supports were displaced from the old shot. The architectural design of the bridge at the Kievsky railway station includes only one historical steel arch span, which became the basis of the composition and a unique exhibit in the interior of the new covered public space.

The questions of interaction of the created objects, surrounding situations and formation of adjacent territories are considered. Newlarge urban Esplanade between Lenin and the Komsomol prospectus in the alignment of the Andreevsky bridge connected the areas of Yakimanka and Khamovniki, a newlower pedestrian promenade with a jetty connected rotunda (by architect M. Kazakov) andlow embankment (by architect A. Vlasov). Another bridge connected the areas of Plyushchikha and Dorogomilovo; the square in front of the station was landscaped with the creation of the fountain "Abduction of Europe" ensemble.

New bridges served as the basis for the formation of the city pedestrian route "Neskuchny sad - Moscow-city".

For the design and architecture of new pedestrian bridges teams of authors were awarded prizes of Moscow and "Crystal Daedalus". The article is illustrated by the author's drawings.

Keyword: historical monuments, innovation, concept of renovation, pedestrian bridges, adjacent urban areas.

В 2014 году был проведён международный конкурс на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, в результате которого вырабатывалась концепция их градостроительного развития.

Этой теме посвящена и настоящая статья.

Архитектурная судьба подарила авторам возможность участвовать в масштабных работах, связанных с созданием крытых столичных пешеходных мостов через Москву-реку -Андреевского и Богдана Хмельницкого (рис. 1-4). В ходе работ мы в полной мере смогли оценить сложность и многогранность таких извечных проблем архитектурного творчества, как:

- инновационные подходы к реновации;

Рис. 1. Мосты: Андреевский пешеходный, Крымский, Большой Каменный. Вид со здания Академии наук на Воробьёвых горах1

Рис. 2. Андреевский пешеходный мост и здание Академии наук на Воробьёвых горах. Вид с Крымского моста

52 4 2018

Рис. 3. Пешеходный мост Богдана Хмельницкого. Вид с Бережковской набережной

Рис. 4. Пешеходный мост Богдана Хмельницкого и площадь Европы с фонтаном «Похищение Европы». Вид с Ростовской набережной

4 2018 53

- соотношение старого и нового при работе с историческими объектами;

- взаимодействие создаваемого объекта и его окружения.

История перемещённых мостов-близнецов в своём роде

уникальна. Исторически оба они были построены по одному проекту в 1905-1907 годах инженерами Л.Д. Проскуряковым и П.Я. Каменцевым и архитектором А.Н. Померанцевым в составе Московской кольцевой железной дороги.

Андреевский мост был расположен на 35-ом её километре и «наименован Сергиевским в Память Великого Князя Сергея Александровича, бывшего московским Генерал-Губернатором» [1]. После 1917 года мост был назван Андреевским. Изначально мост был трёхпролётным (18,44 м + 135,0 м + 18,44 м). Центральный русловой пролёт шириной около 10 м - две стальные параллельные клёпаные серповидные двухшарнирные арочные фермы - настоящий шедевр русского инженерного искусства; боковые пролёты - арочные, из каменной кладки с гранитной облицовкой. В 1956 году к мосту со стороны Лужников был пристроен еще один 18-метровый облицованный гранитом пролёт. Краснолужский мост-близнец, парно расположенный в излучине Москвы-реки на 38-ом километре, у поста Потылиха, с 1906 по 1917 год назывался Николаевским. Сохранились великолепные старинные проектные чертежи мостов.

Прослужив почти сто лет, оба моста утратили прочностные характеристики, необходимые для новых условий эксплуатации железных дорог. Встал вопрос об утилизации старых металлоконструкций.

Давно известно, что количество мостов в Москве недостаточно. И несколько необычное предложение об использовании исторических конструкций в новом качестве было услышано. У города появилась неожиданная возможность обрести два новых моста. Учитывались также историческая и культурная ценность объектов. Так, все без исключения материалы для пролётных строений были русского производства, удостоверены клеймами и накладными поставляющих их русских заводов, всё железо, включая и заклепки, литое. Металлоконструкции для Андреевского моста были изготовлены и собраны казённым Камско-Воткинским заводом. Цемент для опор моста поставлялся отечественными заводами: «Товарищество Эмиль Липгард и Ко», «Московское акционерное общество», «АО Мальцевского портланд-цемента», «Правление Черноморского цементного производства». Весь камень для строительства моста (облицовочный, для подферменников, для бутовой кладки) испытывался на прочность и морозостойкость в лабораториях Института инженеров путей сообщения Московского инженерного училища [см. 1].

Рис. 5. Интерьеры центрального зала моста Богдана Хмельницкого - при вечернем и дневном освещении

54 4 2018

В 1998 году правительство Москвы приняло решение о сохранении конструкций Андреевского железнодорожного моста, инновационном перемещении их на новый створ, реновации и использовании в качестве пешеходных. Позднее, после успешного завершения в 2000 году работ по созданию пешеходного Андреевского моста, сходное решение было принято относительно Краснолужского железнодорожного моста. Симметричное расположение обоих железнодорожных мостов относительно оси «Воробьевы горы - Кремль» - приём, в целом характерный для русского градостроительства, - был повторен и парой новых пешеходных мостов, сохранивших симметрию своего положения в излучине реки. Новые мосты были призваны решить ряд важных градостроительных вопросов.

Работы велись коллективом архитекторов под руководством академика архитектуры Ю.П. Платонова, а также силами многих крупных инженерных и строительных организаций2.

Местоположение пешеходного Андреевского моста определено на пересечении визуальных осей «Шуховская телебашня - ансамбль Хамовнических казарм (архитекторы Л.И. Руска и М.М. Казаков) - комплекс "Москва-Сити"» и «храм Христа Спасителя - здание РАН» Новое расположение моста было выбрано так, чтобы оно продолжало 1-ую Фрунзенскую улицу - там, где генеральными планами развития Москвы ещё в 1924 и 1935 годах предусматривалось трасса транспортного кольца. Позднее от строительства этой автомагистрали отказались, и мост-памятник своими опорами стал в русло реки. Сплав арки моста весом 1390 тонн на полтора километра вниз по течению реки занял всего полтора часа, после чего арка, а позднее и все облицовочные гранитные плиты (предварительно снятые с исторических устоев и пронумерованные) были установлены на новых опорах. Андреевский мост встал там, где ширина русла Москвы-реки составляет 225 м - на 85 м шире, чем в месте его изначального положения. Это повлияло на общую конфигурацию моста. Основное пролётное строение и береговые устои установлены в русле реки, а мост продлён новыми береговыми пролётами [2].

Осуществлённые двумя годами позже работы по Крас-нолужскому железнодорожному мосту были проведены несколько иначе. Старые облицованные гранитом устои остались на прежних местах и послужили опорами для новой

1 Статья иллюстрирована авторскими рисунками И.В. Диановой-Клоковой. Рисунки 1, 2, 3 и 4 получили второе место в номинации «Москва: архитектура и вода» на международном конкурсе архитектурного рисунка «Архиграфика 3». 2015 год

2 Авторские коллективы:

Андреевский мост. Архитекторы: Ю. Платонов, А. Кузьмин, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова; Инженеры: Е. Гапонцев, Б. Монов. Мост Богдана Хмельницкого. Архитекторы: Ю.Платонов, А.Кузьмин, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова, А.Тасалов. Инженеры: Е. Гапонцев, А.Колчин, Д.Лабузов. Генеральный проектировщик «Мосинжпроект». Строительство осуществили: ООО «Организатор», ОАО «Корпорация «Трансстрой», ОАО «Гипротрансмост», ОАО «Гипростроймост», ЦНИИИСК им. Мельникова, ОАО «Мостотрест»,«Гипроречтранс» и др.

арки железнодорожного моста. А 135-метровое историческое главное пролётное строение было перемещено на 2,2 км вверх по течению реки на новый створ, визуально определённый положением башни Киевского вокзала (архитектор И.И. Рерберг) и обусловленный удобными связями центрального жилого района Плющихи с вокзалом и станцией метро. По разным соображениям (в том числе и потому, что русло реки в этом месте составило менее 135 м) створ моста несколько отклонён от перпендикуляра к руслу. Новому пешеходному мосту присвоено имя Богдана Хмельницкого.

В обоих случаях отметка пешеходного уровня мостов совпадала с высокими отметками берегов: для моста Богдана Хмельницкого - со стороны Плющихи, для Андреевского - со стороны парка, в некотором удалении от берега эта высокая отметка совпадает с уровнем Ленинского проспекта. С противоположных сторон, где берега реки низкие, через проезжие части набережных переброшены крытые мостовые переходы, оканчивающиеся эскалаторами и лестницами.

На Андреевском мосту главной архитектурно-художественной задачей было органичное сочетание старого и нового - архитектуры начала и конца ХХ века, новых элементов стеклянной двускатной галереи с романтическим обликом гранитно-металлической аркады моста. Поэтому формы галереи спокойны и лаконичны, подчинены историческому окружению и не мешают его восприятию. Очертания све-топрозрачного покрытия реагируют на историческую архитектуру. Золочёный конек, венчающий стеклянную кровлю, имеет свой особый ритм, он то опускается, чтобы пройти ниже поперечных металлических связей, то, следуя арочным очертаниям, образует приближенную к параболе линию.

Там, где пешеходный ход покидает исторические пределы моста, гребень галереи поднимается над парком тремя вершинами, отвечая вершинам окружающих могучих голубых елей. Остроконечным шатром поднимается он и над входным вестибюлем со стороны Фрунзенской улицы. Насыщенный жёлтый цвет нового металла и тёплые тона розового гранитного пола в интерьере галереи в пасмурную погоду напоминают о днях солнечных. Исторические металлоконструкции - спокойного серо-голубого цвета.

Интерьеры галереи моста освещены люстрой длиной более 300 м с системой шаров-светильников, скреплённых стержневой конструкцией «Миро». Такие же светильники применены в полуциркульных вестибюлях береговых опор. Архитектурно-художественная подсветка фасадов моста и функциональное освещение его галереи и вестибюлей - неразделимые части единого светового решения. Интерьерное освещение, видимое снаружи через стекло галереи, - лейтмотив, объединяющий всю протяжённую светоцветовую композицию. Организована декоративная подсветка исторических металлоконструкций моста [3].

В архитектурное решение моста Богдана Хмельницкого был включён только один старый стальной арочный пролёт. Однако некоторые мотивы каменных башен и арок

явно навеяны образами исторического Краснолужского железнодорожного моста. Пешеходный уровень трактован как анфилада различных по своим пластическим решениям залов и галерей, объединённых общим светопрозрачным покрытием длиной 260 м. Центральный зал главного пролётного строения решён как музей стального шедевра русского инженерного искусства начала ХХ века [см. 3]. Исторические клёпаные вручную арки - главная несущая конструкция моста - стали уникальным экспонатом крытого пешеходного общественного пространства. Формы остекления энергичны и создают запоминающийся архитектурный облик. Параболический свод галереи объемлет историческую арку, создавая уникальный трёхнефный зал (длиной 80 м, шириной 16 м). Металлические опоры поддерживают стеклянное покрытие зала. Опорам придан образ рук, которые держат стекло свода, их «пальцы», бережно проходя сквозь раскосы арок, не касаются столетнего исторического металла. Размещение шаров-светильников подчёркивает архитектуру центрального пролёта, повторяя контуры исторической металлоконструкции (рис. 5). Двойную световую параболу - главную тему освещения центрального нефа - с торцов замыкают квадраты люстр из таких же шаров [4]. Пол центрального зала - двухцветный паркет из клеёной лиственницы, отделанный латунной полосой. Применённое в целях уменьшения веса настила, дерево сыграло также большую роль при создании интерьера зала, уютного и комфортного для людей в любое время года.

Мосты вошли в общую систему коммуникационных связей прилегающих территорий. Они обеспечили удобную связь между центральными районами Москвы - Хамовниками и Якиманкой, Комсомольским и Ленинским проспектами, Плющихой и Киевским вокзалом. Мосты стали важными элементами градостроительного развития прибрежных территорий на соответствующих участках Москвы-реки [5]. Так, в едином комплексе с Андреевским мостом был построен участок низкой набережной ЦПКиО и Нескучного сада. Он имеет длину 400 м и доходит до Пушкинской набережной (1937 год, архитектор А.В. Власов). Здесь образовалось отличное прогулочное пространство, где нашли себе место новый причал речного пароходства, небольшой амфитеатр, площадки для отдыха, выступлений и развлечений, места для аттракционов и празднеств. К первой московской каменной набережной и ротонде работы архитектора М.Ф. Казакова деликатно примыкает галечный пологий бережок низкой набережной. Летом на деревянных участках набережной, выполненных из сибирской лиственницы, можно загорать у воды. Со стороны парка мост продлён эстакадой в одном уровне вплоть до Ленинского проспекта. Со стороны Фрунзенской набережной комфортное пешеходное движение продлено до Комсомольского проспекта. Участок 1-й Фрунзенской улицы благоустроен, проложены аллеи и площадки, построены декоративные ворота. Так

организована пешеходная эспланада длиной 1200 м между Ленинским и Комсомольским проспектами. Мост Богдана Хмельницкого продолжен пешеходной аллеей вплоть до Киевского вокзала. Здесь в 2001-2002 годах тем же коллективом архитекторов спроектирован ансамбль площади Европы со сквером и фонтаном «Похищение Европы» и благоустроен прилегающий зелёный сквер. Благоустроена площадка со стороны 7-го Ростовского переулка. К сожалению, не завершены работы по спроектированному здесь фонтану-каскаду. На противоположном берегу в силу ряда причин не построен полностью спроектированный нижний участок Бородинской набережной от мостовой опоры до причала речного пароходства.

О панорамах, отрывающихся с мостов, стоит сказать особо. Оба моста - прекрасные видовые площадки, с которых открылись новые захватывающие виды Москвы. С Андреевского моста открываются: вниз по течению реки - башни и соборы Кремля, купола храма Христа Спасителя, шпили столичных «высоток», Крымский мост; вверх по течению - колокольня Андреевского монастыря, здание РАН, Воробьёвы горы с венчающим их комплексом МГУ... Хорошо обозревается парк с его густой зеленью, старинными Голицынскими лебедиными прудами, беседками-ротондами. Красив вид с моста на низкую Пушкинскую набережную, протянувшуюся от ЦПКиО до Нескучного сада. Здесь образовано отличное прогулочное и рекреационное пространство с причалом речного пароходства, амфитеатром, площадками для отдыха, выступлений, развлечений, празднеств. С моста Богдана Хмельницкого открываются виды на Бородинский мост, Белый дом, знаменитые московские «высотки» 50-х годов - гостиницу «Украина», здание МИД на Смоленской площади; вниз по течению золотятся купола Новодевичьего монастыря, за ними высится шпиль Московского государственного университета на Воробьёвых горах. В створе моста - часовая башня Киевского вокзала. Напротив неё - партеры и розовая раковина фонтана площади Европы. Красивые городские панорамы являются неотъемлемой частью интерьеров мостов; зимой прозрачность стекла галереи и графика металлических несущих конструкций словно специально обрамляет прекрасные картины. Летом ими можно любоваться с открытых галерей и балконов.

Оба моста стали важными звеньями в системе визуальных акцентов города. Золотящаяся под лучами солнца галерея Андреевского моста вторит куполам храма Христа Спасителя и мощному золотому антаблементу - «короне», венчающей здание Российской Академии наук. Активный силуэт моста Богдана Хмельницкого украшает городские виды на Киевский вокзал с башней и завершает ансамбль, образованный Бородинским мостом, жилым домом-экседрой архитектора А. Щусева, фонтанным комплексом «Похищение Европы».

На мостах и прилегающих территориях созданы общественные пространства. Анфилады крытых залов круглогодично

служат местами проведения разных общественных мероприятий, выставок, показов мод, вернисажей. Сюда постоянно приезжают свадебные процессии. Пушкинская набережная -излюбленное место отдыха, где жители и гости Москвы танцуют, загорают, отдыхают в парке. На мосту Богдана Хмельницкого в 2002 году был зарегистрирован новый рекорд, занесённый в книгу Гиннеса, - под сводами центрального пролёта тысячи пар одновременно обменялись поцелуями. Мосты часто используются в качестве естественных декораций при съёмках фильмов, сериалов, клипов. К сожалению, в настоящее время использование общественных пространств обоих мостов ограничивается для обеспечения безопасности.

В процессе работы мы руководствовались такими концептуальными положениями, как:

- необходимость поиска рационального баланса между старым и новым при наполнении исторических форм современным функциональным содержанием с сохранением при этом максимально бережного отношения к прошлому;

- необходимость поиска всестороннего взаимодействия новых объектов и окружающей среды путём включения их в качестве элементов открытых градостроительных систем - коммуникационных, общественных, визуальных - и формирования комфортного для человека городского интерфейса.

Воспоминания о проделанной работе согревают нас и сейчас. Мы дополнили сложившуюся историческую градостроительную ситуацию, создали новую среду с её гармонией и контрастами, старались принимать во внимание масштаб и значимость исторических объектов, проявлять уважение к предшественникам и соседям, гармонизировать приёмы архитектуры. Надеемся, что пешеходные мосты, созданию которых посвящена данная статья, способствовали украшению нашего города, дружелюбию, комфорту и открытости его пространства.

Мы верим, что после себя мы оставили архитектурную среду в лучшем положении, чем она была ранее.

За реализованный проект Комплекса Андреевского пешеходного моста, эспланады и набережной Нескучного сада и пешеходного моста через Москву-реку у Киевского вокзала архитекторы Ю. Платонов, А. Кузьмин, Д. Метаньев, И. Диа-нова-Клокова удостоены Российской национальной премии в области архитектуры «Хрустальный Дедал» и Премии Москвы в области литературы и искусства.

Литература

1. Андреевский мост: буклет - М.: Изд. Правительство Москвы, ООО «Организатор», ОАО «Трансмост», 1999.

2. Пешеходный мост через реку Москва - важнейшее звено в новой градостроительной оси Москвы / Ю.П. Платонов, А.В. Кузьмин, Д.А. Метаньев, И.В. Дианова-Клокова // Наука и жизнь. - 1999. - № 7. - С. 38-48.

3. Платонов, Ю.П. Интерьеры пешеходных мостов Москвы / Ю.П. Платонов, Д.А Метаньев, И.В. Дианова-Клокова // Вести Союза архитекторов РФ. - 2003. - № 2 (17). - С. 24-31

4. Архитектурное освещение нового пешеходного моста у Киевского вокзала в Москве / И.В. Дианова-Клокова, Т.О. Лукина, Д.А. Метаньев, В.Н. Пятигорский // Светотехника. -2002. - № 3. - С.5-9.

5. От Нескучного сада до Москва-Сити через площадь Европы / Ю.П. Платонов, А.В. Кузьмин, Д.А. Метаньев, И.В. Дианова-Клокова // Наука и жизнь. - 2002. - № 2. - С.22-28.

6. Петров, С. Похищенная Европа. Оливье Стребель / С. Петров // Европа. Журнал Европейского Союза. - 2002. - № 4 (22). - С. 34-35.

7. Надеждин, Б. Мосты Москвы / Б. Надеждин. - М.: Московский рабочий, 1979.

8. Чобан, С. Выбор архитектора / С. Чобан // Ежегодное издание Московского Отделения Международной Академии Архитектуры. Годы 2004-2006. - М., 2007. - С.68-70.

9. Дёмин, Н.М. Проблемы гуманизации городской среды / Н.М. Дёмин // Ежегодное издание Московского отделения Международной академии архитектуры. Год 2003. - М.: Жираф, 2004. - С. 24-28.

10. Лепский, В.И. Проблемы реконструкции исторической городской среды / В.И. Лепский, Т.А. Вайнштейн // Ежегодное издание Московского отделения Международной академии архитектуры. Год 2003. - М.: Жираф, 2004. - С. 42-52.

11. Ахмедов, А.Р. Архитектура - искусство созидания / А.Р. Ахмедов // Ежегодное издание Московского отделения Международной академии архитектуры. Год 2002. - М., 2002.

- С. 22-28.

12. Стоилов, Г. О ценностях в архитектуре / Г. Стоилов // Ежегодное издание Московского отделения Международной академии архитектуры. Год 2002. - М., 2002. - С.40-42.

13. Кузьмин, А.В. Несколько реплик к проекту нового генерального плана / А.В. Кузьмин // Ежегодное издание Московского отделения Международной академии архитектуры. Год 2002. - М., 2002. - С. 30-32.

Literatura

1. Andreevskij most: buklet - M.: Izd. Pravitel'stvo Moskvy, OOO «Organizator», OAO «Transmost», 1999.

2. Peshehodnyj most cherez reku Moskva - vazhnejshee zveno v novoj gradostroitel'noj osi Moskvy / Yu.P. Platonov, A.V. Kuz'min, D.A. Metan'ev, I.V. Dianova-Klokova // Nauka i zhizn'. -1999. - № 7. - S. 38-48.

3. Platonov Yu.P. Inter'ery peshehodnyh mostov Moskvy / Yu.P. Platonov, D.A Metan'ev, I.V. Dianova-Klokova // Vesti Soyuza arhitektorov RF. - 2003. - № 2 (17). - S. 24-31.

4. Arhitekturnoe osveshhenie novogo peshehodnogo mosta u Kievskogo vokzala v Moskve / I.V. Dianova-Klokova, T.O. Lukina, D.A. Metan'ev, V.N. Pyatigorskij // Svetotehnika.

- 2002. - № 3. - S.5-9.

5. Ot Neskuchnogo sada do Moskva-Siti cherez ploshhad' Evropy / Yu.P. Platonov, A.V. Kuz'min, D.A. Metan'ev, I.V. Dianova-Klokova // Nauka i zhizn'. - 2002. - № 2. - S.22-28.

6. PetrovS. Pohishhennaya Evropa. Oliv'e Strebel'/ S. Petrov // Evropa. Zhurnal Evropejskogo Soyuza. - 2002. - № 4 (22). -S. 34-35.

7. Nadezhdin B. Mosty Moskvy / B. Nadezhdin. - M.: Moskovskij rabochij, 1979.

8. Choban S. Vybor arhitektora / S. Choban // Ezhegodnoe izdanie Moskovskogo Otdeleniya Mezhdunarodnoj Akademii Arhitektury. Gody 2004-2006. - M., 2007. - S.68-70.

9. Demin N.M. Problemy gumanizatsii gorodskoj sredy / N.M. Demin // Ezhegodnoe izdanie Moskovskogo otdeleniya Mezhdunarodnoj akademii arhitektury. God 2003. - M.: Zhiraf 2004. - S. 24-28.

10. Lepskij V.I. Problemy rekonstruktsii istoricheskoj gorodskoj sredy / V.I. Lepskij, T.A. Vajnshtejn // Ezhegodnoe

izdanie Moskovskogo otdeleniya Mezhdunarodnoj akademii arhitektury. God 2003. - M.: Zhiraf 2004. - S. 42-52.

11. Ahmedov A.R. Arhitektura - iskusstvo sozidaniya / A.R. Ahmedov // Ezhegodnoe izdanie Moskovskogo otdeleniya Mezhdunarodnoj akademii arhitektury. God 2002. - M., 2002. - S. 22-28.

12. Stoilov G. O tsennostyah v arhitekture / G. Stoilov // Ezhegodnoe izdanieMoskovskogo otdeleniya Mezhdunarodnoj akademii arhitektury. God 2002. - M., 2002. - S.40-42.

13. Kuz'min A.V. Neskol'ko replik k proektu novogo general'nogo plana / A.V. Kuz'min // Ezhegodnoe izdanie Moskovskogo otdeleniya Mezhdunarodnoj akademii arhitektury. God 2002. - M., 2002. - S. 30-32.

Дианова-Клокова Инна Владимировна (MocKBa). Кaндидaт aрхитектуры, прoфессoр МААМ (Отделение в MocKBe). Ведущий Hay4Hbrn гатрудник Отделения нaучнo-исследoвaтельских paôoT ГИПРОНИИ РАН (117971, MocKBa, ул. Tyô^Ha, д. 3. ОНИР ГИ-ПРОНИИ РАН). Сферa Hay4Hbix интереcoв: иннoвaциoнные нaучные, нaучнo-прoизвoдcтвенные и oбщеcтвенные кoмплекcы. Автoр бoлее 130 публикaций, в тoм числе 3 мoнoгрaфий, рядa прoектoв и пocтрoек в Mocкве и Mockobc^ oблacти. Тел.: +7 (910) 467-24-38. E-mail: indianova@mail.ru.

Метаньев Дмитрий Анатольевич (MocKBa). Кaндидaт aрхитектуры, действительный член МААМ (Отделение в Moc^). Ведущий Hay4Hbrn coтрудник Отделения нaучнo-иccледoвaтельcких рaбoт ГИПРОНИИ РАН (117971, Mocквa, ул. Губкинa, д. 3. ОНИР ГИПРОНИИ РАН). Сферa нaучных интерегав: иннoвaциoнные нaучные, нaучнo-прoизвoдcтвенные и oбщеcтвенные кoмплекcы. Автoр бoлее 120 публигаций, в тoм числе 3 мoнoгрaфии и 3 нoрмaтивных дoкументoв, мнoгих прoектoв и пocтрoек в Mocкве и других гoрoдaх Рoccии. Тел. +7 (916) 909-84-79.

Dianova-Klokova Inna Vladimirovna (Moscow). Candidate of Architecture, Professor of the Moscow branch of the International Academy of Architecture. Senior researcher of the Department of research works of the GIPRONII RAN (117971, Moscow, Gubkina st., 3. GIPRONII RAN). Sphere of scientific interests: innovative scientific, research and production and public complexes. The author of more than 100 publications, including 3 monographs, a number of projects and buildings in Moscow and the Moscow region. Tel.: +7 (910) 467-24-38. E-mail: indianova@mail.ru.

Metaniev Dmitriy Anatolievich (Moscow). Candidate of Architecture, Full-Fledged Member of the Moscow branch of the International Academy of Architecture. Leading researcher of the Department of research works of the GIPRONII RAN (117971, Moscow, Gubkina st., 3. GIPRONII RAN). The author of many projects and buildings in Moscow and other Russian cities. Sphere of scientific interests: innovative scientific, research, production and public complexes. The author of more than 100 publications, including 3 monographs and 3 normative documents Tel.: +7 (916) 909-84-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.