Научная статья на тему 'ДУНЬХУАН И ЮЙЛИНЬ - ПЕЩЕРНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ'

ДУНЬХУАН И ЮЙЛИНЬ - ПЕЩЕРНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ДУНЬХУАН / ПЕЩЕРЫ / МОНАСТЫРЬ / БУДДИЗМ / ДАОСИЗМ / БУДДА / БОДХИСАТТВА / НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ / СКУЛЬПТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елихина Юлия Игоревна

В статье автор рассматривает пещеры Дуньхуана и Юйлинь - всемирно известные будийские комплексы. Традиция пещерных храмов с настенными росписями и скульптурой пришла из Индии. Пещеры Дуньхуана и Юйлинь украшали настенными росписями и скульптурой. Расцвет искусства Дуньхуана приходится на период династии Тан (618-907), именно в это время появляются многочисленные росписи с изображением Чистой земли Будды Амитабхи, владыки запада, где пребывают души праведников Чистой земли, Будды врачевания Бхайшаджьягуру и другие сюжеты. Главным источником произведений искусства Дуньхуана послужил китайский буддизм, который сформировался под влиянием местных культов и верований и нашел свое отражение в сутрах. Определенное влияние на живопись Дуньхуана оказало искусство пещерных комплексов Великого шелкового пути, а позднее художественные и иконографические традиции тангутов и монголов. Коллекция находок из Дуньхуана в собрании Государственного Эрмитажа насчитывает триста предметов. В 1914-1915 гг. там побывала Вторая Русская Туркестанская экспедиция под руководством академика С. Ф. Ольденбурга, которая и привезла эти артефакты. Кроме того, экспедицией было приобретено большое количество рукописей на санскрите, китайском, уйгурском, согдийском, тибетском и тангутском языках. В настоящее время эти бесценные памятники хранятся в Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге. Пещерные комплексы Дунь- хуана и Юйлинь являются памятником мировой культуры по своему размеру, количеству и качеству росписей, а также по разнообразию сюжетов представляют собой буддийскую энциклопедию в живописных и скульптурных образах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DUNHUANG AND YULIN CAVE MUSEUM COMPLEXES

The article examines the caves of Dunhuang and Yulin - world famous Buddhist complexes. The tradition of cave temples with wall paintings and sculpture came from India. The Dunhuang and Yulin caves were decorated in this manner. The highest peak in the development of Dunhuang art falls on the period of the Tang Dynasty (618-907), it was at this time that numerous murals appeared depicting the Pure Land of Buddha Amitabha, the Lord of the West, where the souls of the righteous dwell, the Pure Land of Buddha of healing Bhaishajyaguru and other subjects. The main source for the creation of works of art in Dunhuang was Chinese Buddhism, which was formed under the influence of local cults and beliefs and was reflected in the sutras. A certain influence on the painting of Dunhuang was exerted by the art of the cave complexes of the Great Silk Road, and later by the artistic and iconographic traditions of the Tanguts and Mongols. The findings from Dunhuang in the collection of the State Hermitage Museum includes three hundred items. In 1914-1915, the Second Russian Turkestan Expedition under the leadership of academician S. F. Oldenburg worked there and brought these artifacts back. In addition, the expedition acquired a large number of manuscripts in Sanskrit, Chinese, Uyghur, Sogdian, Tibetan and Tangut. Currently, these priceless monuments are kept at the Institute of Oriental Manuscripts in St. Petersburg. The Dunhuang and Yulin cave complexes are a monument of world culture in terms of their size, quantity and quality of paintings, as well as in the variety of subjects, which constitute an encyclopedia of Buddhism in pictorial and sculptural images.

Текст научной работы на тему «ДУНЬХУАН И ЮЙЛИНЬ - ПЕЩЕРНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»

2021

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 12. Вып. 2

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 94(510)02-06; 24-31; 24-36; 22; 7.06

Дуньхуан и Юйлинь — пещерные музейные комплексы

Ю. И. Елихина

Государственный Эрмитаж,

Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34

Для цитирования: Елихина Ю. И. 2021. Дуньхуан и Юйлинь — пещерные музейные комплексы. Вопросы музеологии 12 (2): 296-309. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.212

В статье автор рассматривает пещеры Дуньхуана и Юйлинь — всемирно известные буддийские комплексы. Традиция пещерных храмов с настенными росписями и скульптурой пришла из Индии. Пещеры Дуньхуана и Юйлинь украшали настенными росписями и скульптурой. Расцвет искусства Дуньхуана приходится на период династии Тан (618-907), именно в это время появляются многочисленные росписи с изображением Чистой земли Будды Амитабхи, владыки запада, где пребывают души праведников Чистой земли, Будды врачевания Бхайшаджьягуру и другие сюжеты. Главным источником произведений искусства Дуньхуана послужил китайский буддизм, который сформировался под влиянием местных культов и верований и нашел свое отражение в сутрах. Определенное влияние на живопись Дуньхуана оказало искусство пещерных комплексов Великого шелкового пути, а позднее художественные и иконографические традиции тангутов и монголов. Коллекция находок из Дуньхуана в собрании Государственного Эрмитажа насчитывает триста предметов. В 1914-1915 гг. там побывала Вторая Русская Туркестанская экспедиция под руководством академика С. Ф. Ольден-бурга, которая и привезла эти артефакты. Кроме того, экспедицией было приобретено большое количество рукописей на санскрите, китайском, уйгурском, согдийском, тибетском и тангутском языках. В настоящее время эти бесценные памятники хранятся в Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге. Пещерные комплексы Дунь-хуана и Юйлинь являются памятником мировой культуры по своему размеру, количеству и качеству росписей, а также по разнообразию сюжетов представляют собой буддийскую энциклопедию в живописных и скульптурных образах. Ключевые слова: Китай, Дуньхуан, пещеры, монастырь, буддизм, даосизм, будда, бодхи-саттва, настенные росписи, скульптура.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

1. Введение. Пещеры Дуньхуана — буддийский комплекс как собрание произведений живописи и скульптуры

Пещеры Дуньхуана — всемирно известный буддийский комплекс, заложенный в IV в., его называют «Пещерами тысячи будд» (рис. 1). Здесь в 366 г. китайский монах Юэцзунь основал первую пещеру для медитации. В настоящее время комплекс насчитывает 735 пещер.

Рис. 1. Пещерный комплекс Дуньхуан, общий вид. Из личного архива Ю. И. Елихиной

1.1. Краткая история

В древности именно в Дуньхуане начинался Великий шелковый путь. С 174 по 121 г. до н. э. этим регионом владели кочевники хунну, потом власть перешла к правителям династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.). Различные китайские государства владели этими землями, с 781 по 848 г. эта территория была захвачена тибетцами, потом она снова перешла под власть китайцев. С 1082 по 1227 гг. Дуньхуаном владели тангуты, основавшие государство Си Ся (1038-1227). Затем их сменили монголы, основатели Великого Монгольского государства (1206-1264), а позднее династия Юань (1279-1368) в Китае. Этот пещерный монастырский комплекс просуществовал до XVI в., когда в 1516 г. он был вновь захвачен тибетцами и сухопутный Великий шелковый путь утратил свое значение.

В настоящее время при комплексе созданы Музей и Институт исследований Дуньхуана (сейчас — Академия), который изучает наследие, сохранившееся в разных музеях и библиотеках мира1.

1 Fan Jinshi, 2006. P. 1-9.

1.2. Техника живописи и скульптуры

Традиция пещерных храмов с настенными росписями и скульптурой пришла из Индии. Подобным образом украшали и пещеры Дуньхуана. В отличие от европейских фресок, которые создавались по сырой штукатурке, китайские художники использовали сухую поверхность. Краски применялись минеральные клеевые.

Скульптуры изготавливали из лёсса. Сначала делали деревянный каркас, детали которого соединяли, вставляя в прорезные отверстия отдельные части конструкции, затем накладывали солому и закрепляли ее веревкой. Только после этого основу покрывали глиной, перемешанной с песком и частичками растительного волокна, формируя необходимый образ будды2 или бодхисаттвы3. Когда глина застывала, поверхность скульптуры полировали и раскрашивали в соответствии с модой того времени. Так, например, у бодхисаттв середины танского времени (781-874) брови и усы выделены зеленой краской, что тогда являлось эталоном красоты (пещера № 194).

2. Описание некоторых пещер: сюжеты и образы

Ранние пещеры (№ 268, 272, 275) династии Северная Лян (421-439) напоминали по своей конструкции индийскую Аджанту4. Благодаря большому количеству пещер с помещенными в них росписями и скульптурами буддийский монастырь «Тысячи будд» превратился в уникальный монастырский комплекс. В живописи воплотились сложнейшие философские буддийские понятия, например Чистой земли Тушита, где пребывает бодхисаттва Майтрея, и сюжеты из джатак5. В росписях можно видеть различных божеств, небесных музыкантов и певцов-гандхарвов, а также танцовщиц-апсар6. Цвет фона настенной живописи — кир-пично-красный.

Еще ряд пещер (№ 254, 257, 259, 288) относится ко времени династии Северная Вэй (439-534). Росписи иллюстрируют Лотосовую сутру7, сцены из джатак, образы Майтреи и Будды Шакьямуни. Цвет фона кирпично-красный или синий.

Две пещеры (№ 249 и 285) датируются периодом Западной Вэй (535-556). В пещерах представлены очень разные сюжеты, включая буддийские: гора Сумеру8,

2 Будда — наиболее высокое состояние духовного совершенствования, либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления.

3 Бодхисаттва — в буддизме существо (или человек), которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти всех живых существ от страданий и выйти из бесконечности перерождений.

4 Аджанта — буддистский храмовый пещерный комплекс в Индии, датируется I-VII вв.

5 Джатаки — древнеиндийские притчи о земных перевоплощениях Будды, создававшиеся с начала I тысячелетия до н. э. Известно 547 джатак.

6 Whitfield, 1995. Р. 272-276.

7 Сутра (санскр. sutra) — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризм, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии.

8 Гора Сумеру — священная гора в космологии индуизма и буддизма, где она рассматривается как центр всех материальных вселенных.

Рис. 2. Пещера № 45. Из личного архива Ю. И. Елихиной

дворец Индры9, диспут Вималакирти и Манджушри10, Будда Амитабха с бодхисат-твами, буддийские монахи, Индра и другие буддийские персонажи, даосские бессмертные, изображения птиц, Фуси11 и Нюйва12, богиня Сиванму13 и другие персонажи, характерные для китайской традиции. В канву повествования вплетено много бытовых и жанровых сценок. Пещера № 285 также по своей конструкции близка пещерам Аджанты, в ней имеются ниши. Эти пещеры являются одними из самых впечатляющих по количеству разнообразных сюжетов, уровню живописи, стилю. Все стены и потолки этих двух пещер имеют белый фон, только алтарные стены окрашены кирпично-красным цветом. Роспись алтаря близка по стилю к живописи Индии, а все остальное выполнено в китайском стиле. Нужно отметить, что произведения буддийского искусства создавались как для интеллектуалов, так и для простолюдинов, часто неграмотных, для них росписи служили бесценным источником информации.

9 Индра — царь богов и повелитель небесного царства в ведизме и индуизме. Он властелин Сварги (Индра-локи), где царит радость ментального и физического бытия и отсутствует смерть. Он также описывается как божество света, молнии, дождя, речных потоков и войны.

10 Диспут Вималакирти и Манджушри — часто повторяющийся сюжет буддийской живописи. Вималакирти — последователь учения Будды, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни

вв. до н. э.), прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нем описана в «Вималакирти-сутре», которая изображает его в образе благочестивого мирянина, превзошедшего всех учеников Будды и даже бодхисаттв и равного по уму лишь Манджушри, бодхисаттве мудрости.

11 Фуси — первый легендарный император Китая, божество-повелитель Востока.

12 Нюйва — одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона, создательница человечества, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака.

13 Сиванму — одна из наиболее почитаемых богинь в даосском пантеоне.

Искусство Дуньхуана менялось на протяжении всего его существования: изменялась планировка пещер, стилистические характеристики, иконография, цветовая гамма. Пик развития искусства Дуньхуана приходится на период династии Тан (618-907), именно в это время появляются многочисленные росписи с изображениями Чистой земли Будды Амитабхи, владыки запада, где пребывают души праведников, Чистой земли Будды врачевания Бхайшаджьягуру и другие сюжеты. Так, например, пещера № 45 включает скульптурные образы Будды Амитабхи со свитой, относящиеся к периоду расцвета искусства династии Тан (705-780) (рис. 2).

Главным источником произведений искусства Дуньхуана послужил китайский буддизм, который сформировался под влиянием местных культов и верований и нашел свое отражение в сутрах. Определенное влияние на живопись Дуньхуана оказало искусство пещерных комплексов Великого шелкового пути, а позднее художественные и иконографические традиции тангутов и монголов. Буддийские сочинения монахи переводили на китайский язык с санскрита. Самыми прославленными переводчиками принято считать Кумарадживу (IV в.) и Сюаньцзана (VII в.), их переводы были найдены среди рукописей в Дуньхуане.

В главном храме монастыря, в пещере № 96, сохранилась скульптура Майтреи высотой 33 м. Она была возведена в 695 г. по приказу императрицы У Цзэтянь. Второй по величине скульптурой является еще одно изваяние Майтреи высотой 26 м, находящееся в пещере № 13014.

Кроме того, в пещерах развешивали различные образы на холсте и на шелке, вотивные знамена. Они имели треугольный верх. На них обычно изображались различные божества, сцены из жизни Будды, сцены из сутр, образы Чистой земли и другие буддийские изображения.

Росписи пещер, как правило, осуществлялись в соответствии с содержанием той или иной буддийской сутры. В Дуньхуане встречаются пещеры, представляющие Чистую землю Будды Амитабхи, Сукхавати, махапаринирвану Будды, грядущего Будду Майтрею; иллюстрирующие «Вималакирти-сутру» и другие сюжеты.

Среди живописных сюжетов в Дуньхуане часто встречаются образы донаторов. Некоторые из них были владельцами определенных пещер, оплачивали сооружение и строительство помещений, росписи и скульптуры, определяли внутреннюю планировку и размер. Другие донаторы могли заказать только часть скульптур или изображений для какой-либо пещеры, большая часть донаторов могли лишь оплатить образы на холсте, шелке или бумаге. Как правило, их образы представлены семьями, где присутствуют и мужчины, и женщины.

Определенный интерес представляют изображения хотанских правителей, монголов и согдийцев.

Большое значение придавалось пейзажу, бытовым сценам и сценам охоты, а также историческим событиям. Так, например, в пещере № 103 показано возвращение знаменитого китайского паломника Сюаньцзана из Индии. В пещере № 61 представлено изображение горного монастыря Утайшань, посвященного бод-хисаттве мудрости Манджушри. Живопись датируется Х в.

14 Whitfield, 1995. Р. 310.

2.1. Находки письменных памятников

В пещере № 17 («Пещера рукописей») в начале XI в. в связи с мусульманским вторжением была замурована монастырская библиотека, в которой хранились свитки на китайском, тангутском, тибетском, уйгурском и согдийском языках (написанные уйгурским письмом). Их датировка начинается с IV в. Библиотека была открыта даосским монахом Ван Юаньлу в 1900 г. В настоящее время часть рукописей находится в крупнейших библиотеках мира: Британской, Национальной библиотеке Франции (Париж), Институте восточных рукописей Санкт-Петербурга, в собраниях Японии.

Среди рукописей встречаются как очень известные сочинения, например «Праджняпарамита-сутра», «Лотосовая сутра», «Вималакирти-сутра», «Буддха-на-ма-сутра», джатаки, даосский текст «Дао дэ цзин», конфуцианская книга «О сыновней почтительности», так и различные хозяйственные документы, библиотечные бирки, стихи, шастры15 и сутры, своды монашеских правил поведения и другие тексты. Перечень сочинений свидетельствует о том, что собрание библиотеки было очень разнообразным. Имена некоторых китайских авторов, например танского поэта Ван Фань-чжи16, были открыты именно благодаря этой библиотеке.

3. Вторая Русская Туркестанская экспедиция под руководством академика С. Ф. Ольденбурга и некоторые находки

В 1914-1915 гг. здесь побывала Вторая Русская Туркестанская экспедиция под руководством академика С. Ф. Ольденбурга. Кроме него в экспедиции приняли участие русский этнограф, художник, фотограф и путешественник Самуил Мартынович Дудин, художник и фотограф Борис Федорович Ромберг, топограф-землемер Николай Арсеньевич Смирнов и архитектор Виктор Сергеевич Биркенберг17.

«.. .29 марта 1914 г. на заседании Комиссии по археологическому изучению Китайского Туркестана С. Ф. Ольденбург доложил проект своей экспедиции, который был одобрен. В докладе С. Ф. Ольденбург указал: "Основная цель экспедиции — исчерпывающее исследование старейших пещер Дуньхуана.. ."»18.

«В задачи экспедиции входило детальное описание пещер и составление их точных планов, включая поэтажные разрезы, фотографирование, снятие копий с наиболее важных объектов. С. Ф. Ольденбург собирал в первую очередь то, чему грозило уничтожение, и этим объясняется почти полное отсутствие среди коллекций экспедиции целых вещей. "Цель экспедиции, — отмечал С. Ф. Ольденбург, — найти твердую основу для хронологического определения памятников буддийского искусства в Китае и Китайском Туркестане и собрать достаточно полный материал для характеристики разных стилей этого искусства"»19.

Находки экспедиции первоначально были переданы в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру), а затем в 1934 г. поступили в Отдел Востока Государственного Эрмитажа, где хранятся и в настоящее время.

15 Шастра (санскр. sastra) — вид пояснительного текста, комментарий к сутре.

16 Попова, 2008c. С. 298.

17 Попова, 2008a. С. 255.

18 Попова, 2008d. С. 164.

19 Там же. С. 166.

Рис. 3. Авалокитешвара, Государственный Эрмитаж, Дуньхуан, инв. № ДХ-58. Из личного архива Ю. И. Елихиной

Коллекция находок из Дуньхуана сравнительно небольшая, она насчитывает всего триста пятьдесят предметов20. Среди них 21 фрагмент скульптуры, 9 целых скульптур, 11 фрагментов настенных росписей, 2 рельефных изображения, а также фрагменты живописи на шелке и холсте, фрагменты вотивных знамен, тканей, глиняные образки, фрагменты рукописей, матрица для штамповки.

В коллекции Эрмитажа хранится вотивное знамя на холсте с изображением бодхисаттвы Авалокитешвары (инв. № ДХ-58, размер 142 х 165,5 см) (рис. 3), в ниж-

20 Рудова, 2008a. С. 260.

Рис. 4. Спинка трона, Государственный Эрмитаж, Дуньхуан, 1Х-Х1 вв., инв. № ДХ-3. Из личного архива Ю. И. Елихиной

ней части которого показана семья донаторов, по китайской надписи М. Л. Рудовой удалось определить, что они являются выходцами из Согда. Кроме того, на образе указана дата — 956 г.21, что позволяет точно датировать находку. Авалокитешвара изображен с одиннадцатью ликами и шестью руками. Его атрибуты: солнце и луна, сосуд-кундика, ивовая ветвь, буддийская драгоценность-ратна и цветок лотоса. Снизу имеются картуши с китайскими надписями.

В коллекции Государственного Эрмитажа имеются разные иконографические образы бодхисаттвы Авалокитешвары из Дуньхуана: с двумя (инв. № ДХ-56), с четырьмя (инв. № ДХ-57) и с шестью руками; с одним и с одиннадцатью ликами. В форме с четырьмя руками он показан сидящим, его атрибутами являются луна и солнце, еще две руки сложены перед грудью в жесте поучения (витарка-мудра).

В пещерах Дуньхуана и Юйлинь встречаются и образы с тысячей (пещеры № 3 и 14), тридцатью (пещера № 28) и восемью руками (пещера № 14).

Скульптуры Будды в коллекции нет, но сохранилась глиняная спинка трона (инв. № ДХ-3, размер 137 х 114 см) (рис. 4), которая окружала трон и изображение Будды (1Х-Х1 вв.). Традиция такой спинки трона восходит к стилю индийской династии Пала (750 г. — конец XII в.). Спинка трона украшена изображениями различных животных, завершается образом мифической птицы Гаруды, прямо под ней — цветок лотоса, а по сторонам — макары, водные чудовища, козлы и слоны.

21 Рудова, 2008Ь. С. 276-277.

Спинка трона по краю обрамлена ажурными языками пламени. Подобный трон мог быть и у Будды Шакьямуни, и у Майтреи.

Находки, поступившие от сотрудников экспедиции С. Ф. Ольденбурга, зачастую представляли собой смятые шелковые и бумажные фрагменты, смешанные с грунтом. Большая работа реставраторов и хранителей позволила собрать из отдельных фрагментов археологически целые композиции или образы.

Каталог всей коллекции вместе с кальками и полным планом монастыря, выполненными экспедицией под руководством С. Ф. Ольденбурга, был издан в 19972002 гг. шанхайским издательством «Древняя книга» на китайском языке22.

Некоторые находки из Дуньхуана представлены на третьем этаже постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа, часть демонстрировалась на выставках «Пещеры тысячи будд» в 2008 г. в Эрмитаже23 и «Экспедиция Шелковый путь. Путешествие на Запад. Сокровища из Эрмитажа»24 в 2014 г. в Амстердаме.

4. Буддийский комплекс Юйлинь

Комплекс Юйлинь также расположен в провинции Ганьсу, в 100 км к востоку от Дуньхуана (рис. 5). В нем насчитывается 42 пещеры, они датируются периодом с VII по XIV в.25

Во время тибетского господства в Дуньхуане была создана пещера № 25 в Юйлинь. Она является одним из самых ранних памятников, связанных с тибетской буддийской традицией, и датируется серединой танского времени. Конечно, росписи

Рис. 5. Пещерный комплекс Юйлинь, общий вид. Из личного архива Ю. И. Елихиной

22 Рудова, 2008a. С. 260.

23 Рудова, 2008a. С. 256-260; Рудова, 2008b. С. 264-286; Попова, 2008a. С. 253-255; Попова, 2008b. C. 261-263; Попова, 2008c. С. 287-311.

24 Menshikova, 2014. P. 128-145.

25 Fan Jinshi, 2006. P. 90-97; 110.

в пещере выполнены в китайском стиле. В ней имеется надпись на тибетском языке с указанием фамилий донаторов. Росписи пещеры посвящены Майтрее, встречаются разные его образы. Бодхисаттва Майтрея представлен в этой пещере в интересной иконографии. Он показан двуруким, с телом белого цвета, в его прическе находится ступа, в левой руке он держит сосуд, в правой — цветок лотоса, под мышкой зажата индийская вина26.

Кроме того, стены украшены росписями, содержащими эпизоды из «Амита-юрдхьяна-сутры» («Сутры созерцания Амитаюса»), посвященной Чистой земле Будды Амитабхи.

Нужно отметить, что иконография божеств в сравнении с более поздними образами является достаточно редкой. Например, очень необычно изображение Будды Шакьямуни с патрой в левой руке и монашеским посохом-кхаккхарой (санскр. кЬаккЬага, тиб. 'кЬаг §б11) в правой. Такое изображение Будды не встречается в Тибете, но его можно видеть в Китае.

Ряд пещер в Юйлинь стали храмами после захвата территории государства Си Ся монголами. При входе в пещеру № 3 на одной стене коридора размещены изображения монгольских женщин в традиционных головных уборах ХШ-Х1У вв. — так называемых бокках27 (рис. 6). Данные образы свидетельствуют о том, что монголы выступали донаторами при создании некоторых пещер.

26 Вина (санскр. vina) — музыкальный щипковый инструмент, напоминающий европейскую лютню.

27 Бокка — женский головной убор в виде высокой трубки, расширяющийся кверху и книзу.

Рис. 6. Пещера № 3, династия Юань (1279-1368). Из личного архива Ю. И. Елихиной

Рис. 7. Пещера № 3, династия Юань. Из личного архива Ю. И. Елихиной

В пещере № 3 скульптуры не сохранились, и в начале ХХ в. китайские чиновники распорядились поместить новую скульптурную композицию Будды Амитабхи со свитой из четырех бодхисаттв и восьми хранителей (рис. 7).

На потолке помещена мандала пяти Татхагат, с двух сторон от входа помещены образы божеств мудрости Манджушри и Самантабхадры.

У дальней стены пещеры находятся два скульптурных и два живописных образа Авалокитешвары, один из них символизирует день, второй — ночь. Скульптурные изображения датируются началом ХХ в., живописные — ХШ-Х1У вв. Скульптурные образы представляют Авалокитешвару с шестью руками, с телом белого цвета и с одной головой. В настенных росписях Авалокитешвара, символизирующий день, имеет одиннадцать ликов и тысячу рук. Его тело также белого цвета. Авалокитеш-вара ночи имеет тысячу рук, он многолик, его тело черного цвета. Среди атрибутов божества в белом и черном облике имеются луна и солнце, что подтверждает его солярный аспект в дуньхуанской иконографии. Эта пещера до настоящего времени не была описана в русскоязычной научной литературе.

Находки из комплекса Юйлинь не представлены ни в одном музее мира.

5. Заключение

Пещерные комплексы Дуньхуана и Юйлинь включены ЮНЕСКО в список памятников мирового культурного наследия.

Российские исследовательские экспедиции под руководством С. Ф. Ольденбур-га отмечали несомненную огромную значимость пещер как буддийских комплексов разного времени, их историческую, художественную и научную ценность.

В настоящее время главной задачей Музея и Академии Дуньхуана является сохранение пещер, для этого они огорожены и входы в них закрыты, возможны только экскурсии в хорошую погоду. Освещение пещер естественное, за счет наружного света, попадающего только через вход, запрещено использование фонарей и фотоаппаратов со вспышками. Фотографировать разрешено только реконструированные помещения нескольких пещер, представленных в музее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реставраторы тщательно следят за сохранностью росписей и скульптур пещер, при необходимости подклеивают красочный слой и тонируют незначительные утраты.

Эти пещерные комплексы являются памятником мировой культуры по своему размеру, количеству и качеству росписей, а также по разнообразию сюжетов представляют собой буддийскую энциклопедию в живописных и скульптурных образах.

Литература

Попова И. Ф. 2008a. Дуньхуан: Вторая Русская Туркестанская экспедиция С. Ф. Ольденбурга (19141915). Пещеры тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа: 253-255. Попова И. Ф. 2008b. Дуньхуан: Рукописи дуньхуанской библиотеки. Пещеры тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа: 261-263. Попова И. Ф. 2008c. Дуньхуан: Памятники письменности. Пещеры тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа: 287-311. Попова И. Ф. 2008d. Вторая Русская Туркестанская экспедиция. Российские экспедиции в Центральную Азию в конце XIX — начале XX века. СПб.: Славия: 158-175. Рудова М. Л. 2008a. Культура и искусство Дуньхуана. Памятники изобразительного искусства. Пещеры тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа: 256-260. Рудова М. Л. 2008b. Памятники изобразительного искусства. Пещеры тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа: 264-286. Fan Jinshi. 2006. China Dunhuang. Dunhuang Research Academy: Phoenix publishing & media group

Jiangsu Fine Arts publishing House. Menshikova M. 2014. The Mogao Caves near Dunhuang. Expedition Silk road. Journey to the West. Treasures

from the Hermitage. Amsterdam: Hermitage Amsterdam: 128-145. Whitfield R. 1995. Dunhuang: Caves of the Singing Sands. London: Textile and art Publications.

Статья поступила в редакцию 24 июня 2021 г.: рекомендована к печати 20 сентября 2021 г.

Контактная информация

Елихина Юлия Игоревна — канд. ист. наук; [email protected]

The Dunhuang and Yulin cave museum complexes

Yu. I. Elikhina

The State Hermitage Museum,

34, Dvortsovaya nab., St. Petersburg, 190000, Russian Federation

For citation: Elikhina Yu. I. 2021. The Dunhuang and Yulin cave museum complexes. The Issues of Museology 12 (2): 296-309. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.212 (In Russian)

The article examines the caves of Dunhuang and Yulin — world famous Buddhist complexes. The tradition of cave temples with wall paintings and sculpture came from India. The Dun-huang and Yulin caves were decorated in this manner. The highest peak in the development of Dunhuang art falls on the period of the Tang Dynasty (618-907), it was at this time that numerous murals appeared depicting the Pure Land of Buddha Amitabha, the Lord of the West, where the souls of the righteous dwell, the Pure Land of Buddha of healing Bhaishajy-aguru and other subjects. The main source for the creation of works of art in Dunhuang was Chinese Buddhism, which was formed under the influence of local cults and beliefs and was reflected in the sutras. A certain influence on the painting of Dunhuang was exerted by the art of the cave complexes of the Great Silk Road, and later by the artistic and iconographic traditions of the Tanguts and Mongols. The findings from Dunhuang in the collection of the State Hermitage Museum includes three hundred items. In 1914-1915, the Second Russian Turkestan Expedition under the leadership of academician S. F. Oldenburg worked there and brought these artifacts back. In addition, the expedition acquired a large number of manuscripts in Sanskrit, Chinese, Uyghur, Sogdian, Tibetan and Tangut. Currently, these priceless monuments are kept at the Institute of Oriental Manuscripts in St. Petersburg. The Dunhuang and Yulin cave complexes are a monument of world culture in terms of their size, quantity and quality of paintings, as well as in the variety of subjects, which constitute an encyclopedia of Buddhism in pictorial and sculptural images.

Keywords: China, Dunhuang, caves, monastery, Buddhism, Taoism, Buddha, Bodhisattva, wall paintings, sculpture.

References

Fan Jinshi. 2006. China Dunhuang. Dunhuang Research Academy: Phoenix publishing & media group

Jiangsu Fine Arts Publishing House. Menshikova M. 2014. The Mogao Caves near Dunhuang. Expedition Silk road. Journey to the West. Treasures

from the Hermitage. Amsterdam: Hermitage Amsterdam: 128-145. Popova I. F. 2008a. Dunhuang: The second Russian Turkestan expedition of S. F. Oldenburg (1914-1915). Dunhuang Library manuscripts. Written monuments. Peshchery tysiachi Budd. Rossiiskie ekspeditsii na Shelkovom puti. K 190-letiiu Aziatskogo muzeia. Katalog vystavki. St. Petersburg: Izdatel'stvo Gosu-darstvennogo Ermitazha Publ.: 253-255. (In Russian) Popova I. F. 2008b. Dunhuang Library manuscripts. Peshchery tysiachi Budd. Rossiiskie ekspeditsii na Shelkovom puti. K 190-letiiu Aziatskogo muzeia. Katalog vystavki. St. Petersburg: Izdatel'stvo Gosudarstven-nogo Ermitazha Publ.: 261-263. (In Russian) Popova I. F. 2008c. Dunhuang: Written monuments. Peshchery tysiachi Budd. Rossiiskie ekspeditsii na Shelkovom puti. K 190-letiiu Aziatskogo muzeia. Katalog vystavki. St. Petersburg: Izdatel'stvo Gosudarstven-nogo Ermitazha Publ.: 287-311. (In Russian) Popova I. F. 2008d. The second Russian Turkestan expedition. Rossiiskie ekspeditsii v Tsentral'nuiu Aziiu

v kontse XIX — nachale XX veka. St. Petersburg: Slavia: 158-175. (In Russian) Rudova M. L. 2008a. Dunhuang: Culture and Art. Peshchery tysiachi Budd. Rossiiskie ekspeditsii na Shelkovom puti. K 190-letiiu Aziatskogo muzeia. Katalog vystavki. St. Petersburg: Izdatel'stvo Gosudarstven-nogo Ermitazha Publ.: 256-260. (In Russian)

Rudova M. L. 2008b. Dunhuang: Works of Fine Arts. Peshchery tysiachi Budd. Rossiiskie ekspeditsii na Shelk-ovom puti. K 190-letiiu Aziatskogo muzeia. Katalog vystavki. St. Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermi-tazha Publ.: 264-286. (In Russian) Whitfield R. 1995. Dunhuang: Caves of the Singing Sands. London: Textile and art Publications.

Received: June 24, 2021 Accepted: September 20, 2021

Author's information:

Yuliia I. Elikhina — PhD in History; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.