Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ'

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1714
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / ПРОТЕСТАНИЗМ / ИУДАИЗМ / МУСУЛЬМАНСТВО / БАХАИЗМ / ЗОРОАСТРИЗМ / МИТРАИЗМ / МАНИХЕЙСТВО / БУДДИЗМ / ИНДУИЗМ / ШИВАИЗМ / КОНФУЦИАНСТВО / ДАОСИЗМ / СИНТОИЗМ / ДЗЕН-БУДДИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Королёва Е.Ю.

В данной статье представлен анализ правил и требований, предъявляемых к духовной жизни человека различными религиозными течениями. Показано, к чему должен стремиться человек в своей жизни, являясь представителем определенной религии. Установлено, что большинство религиозных течений определяет главной ценностью духовной жизни человека стремление творить добро и оказывать помощь нуждающимся людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ»

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ

© Королёва Е.Ю.1

Православная служба «Милосердие» Смоленской епархии, г. Смоленск

В данной статье представлен анализ правил и требований, предъявляемых к духовной жизни человека различными религиозными течениями. Показано, к чему должен стремиться человек в своей жизни, являясь представителем определенной религии. Установлено, что большинство религиозных течений определяет главной ценностью духовной жизни человека стремление творить добро и оказывать помощь нуждающимся людям.

Ключевые слова духовные ценности, предназначение человека, религиозные течения, православие, католицизм, протестанизм, иудаизм, мусульманство, бахаизм, зороастризм, митраизм, манихейство, буддизм, индуизм, шиваизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, дзен-буддизм.

Духовный мир составляет неотъемлемую часть существования человека наряду с телом и душой. Именно в духовном мире формируются важнейшие моральные устои жизни человека, определяющие в дальнейшем его поведение, жизненные цели, отношение к другим людям. При детальном рассмотрении можно убедиться, что духовная жизнь человека по своему содержанию богата и разнообразна. Она определяет отношение человека к жизни, смерти, свободе, творчеству, саморазвитию, закладывает культурные ценности. В формировании духовного мира важнейшую роль играет принадлежность человека к определенному виду религии или отдельному религиозному течению. Общение с высшим духовным Абсолютом (или Богом) и соблюдение установленных религиозных догматов всецело определяет нормы поведения человека, его моральные устои, проводит границу между добром и злом. При этом любая религия дает ответ на вопрос, в чем состоит предназначение человека и каких жизненных ценностей он должен придерживаться, реализуя данное ему свыше предназначение. Сравнивая между собой основные догматы различных религий, при кажущихся их различиях, мы можем обнаружить сходства в определении главных ценностей жизни человека.

В настоящее время в мире существует великое множество различных религиозных течений, которые все же можно определенным образом систематизировать. Так В.Н. Лимарев - автор справочника «Религии мира»,- выделяет четыре ветви эволюции, от которых произошли все существующие

1 Доброволец службы «Милосердие».

мировые религии. Египетская ветвь эволюции или иудейская религиозная концепция дала начало таким известным религиям, как христианство (православие и католицизм), протестанизм, иудаизм, а также язычество. Месо-потамская ветвь эволюции или иранская религиозная концепция явилась родоначальницей мусульманства, бахаизма, зороастризма, митраизма и манихейства. Индийской ветви эволюции или индийской религиозной концепции принадлежат такие религиозные течения, как буддизм (вместе с ламаизмом), индуизм, шиваизм. Еще одна ветвь религиозной эволюции - китайская или китайская религиозная концепция породила конфуцианство, даосизм, синтоизм, дзен-буддизм.

Рассмотрим, какие духовные ценности определяют моральный облик человека в различных религиях.

Наиболее распространенной в мире религией является христианство в двух его формах: православие и католицизм. Согласно основной идеи христианства, главной жизненной задачей человека является его преображение, уподобление Господу. Для этого необходимо строить жизнь, следуя основным заповедям, данным свыше. В трудах святых отцов православной Церкви мы можем найти свойства человеческой души, сформированные на основе Божиих заповедей, или добродетели - любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение. Причем большей из всех добродетелей считается любовь. Но при этом следует сказать, что любовь в высшем своем проявлении возникает не сразу Это вершина всех добродетелей. В книге преподобного Иоанна «Лествица» показаны этапы возрастания добродетелей. На основе веры рождается сама добродетель, затем - рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и только после этого - любовь. Такие душевные качества уже по своей сути не могут сформировать самовольную, гордую, лживую и жестокую личность. Высшее проявление добродетели - это безграничная любовь к людям, как к бо-жиим творениям! Чтобы вера без дел не оказалась «мертвой», ее необходимо подкреплять делами. Для этого православная Церковь, широко развивая благотворительную деятельность, призывает людей оказывать помощь тем, кто не в силах помочь себе сам: инвалидам, детям, старикам, бездомным, -и таким образом преобразовывать свою душу на началах добродетели.

Духовная жизнь христиан-католиков во многом сходна с основными правилами жизни православных христиан. Человек также должен преображаться под влиянием Божественной благодати. Для этого христианин должен быть духовно активным - проявлять аскезу в общении с Богом. К важным элементам духовной жизни католика относится молитва, пост и служение ближнему [1]. Такая жизнь требует проявления добродетелей: веры, надежды, любви. В католичестве также распространены различные движения милосердия. Показательным примером может служить жизнь знаменитой святой Матери Терезы - основательницы монашеской общины «Сестры

Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

Самостоятельным религиозным течением в христианстве является про-тестанизм. Его представители отрицают церковную иерархию, таинства, Священное Предание, почитание святых, опыт христианских подвижников-аскетов, монашество, но при этом разделяют основные общехристианские догматы, почитают установленные церковные праздники, соблюдают посты. Духовная жизнь протестантов имеет много сходных черт с жизнью христиан. Протестанты читают Библию, молитвенно общаются с Богом, но делают это не в одиночку, а на специальных собраниях в общине. Протестанты стараются служить друг другу, оказывать помощь [1]. Но при этом следует отметить, что содержание духовной жизни протестантов предполагает также воспитание в себе лидерских качеств, но не в целях самоутверждения, а ради служения Богу. Высоко оценивают привлечение новых людей в свою Церковь.

Еще одним направлением в христианстве является иудаизм - монотеистическая национальная религия, которую исповедуют в основном евреи. Главным содержанием данной религии являются Моисеевы законы, в соответствии с которыми в духовной жизни иудеев устанавливается множество запретов. Так пищевые запреты предписывают не употреблять в пищу мясо отдельных видов животных. Категорически запрещено употреблять кровь. Для новорожденных младенцев мужского пола существует обряд обрезания. Иудеи почитают субботу как священный день [2]. Выражением иудейской религиозности является также молитвенная практика [1]. Указанные требования к духовной жизни иудеев способствуют воспитанию человека, покорного Бо-жиим законам, строящего свою жизнь по правилам, установленным свыше.

Наряду с христианством, широко распространенным в мире религиозным направлением является мусульманство или ислам. Оно имеет несколько течений, таких как суннизм, шиизм, суфизм. Ислам, как и любая другая религия, базируется на определенных основах, приводящих верующего человека к Богу. В исламе такие основы носят название «столпов веры», которые включают в себя: веру в Бога, его имена и атрибуты, веру в ангелов, веру в священные книги, веру в пророков, веру в Судный День и веру в предопределение [1]. Данные «столпы» составляют основу духовной жизни мусульманина. Причем они характерны для каждого из течений ислама, но с некоторыми особенностями их исполнения. Одним из течений ислама является суннизм, что означает «люди сунны». Духовная жизнь суннитов всецело опирается на законы шариата, которые обязан строго соблюдать каждый верующий. Молитву (намаз) сунниты совершают пятикратно, в отличие от других течений. Неотъемлемой частью жизни верующих являются добрые дела в широком смысле слова. Один из видов благотворительных актов, ко-

торый возведен у суннитов в ранг самостоятельного столпа, является закят, что означает пожертвование бедным и нуждающимся [1]. Здесь же отметим, что закят характерен для всех течений ислама, также как и другие столпы практики: шахада (свидетельство веры), салят (молитва), саум (пост), хадж (паломничество). Разновидность ислама -шиизм - означает группу приверженцев, партию, секту, но, в то же время, это не единое целостное учение или сплоченная организация, а верующие, связанные общими историческими корнями и традициями. В духовной жизни шиитов ключевое место отведено почитанию имамов и мудштахидов (исламских богословов). Пожертвования бедным шииты рассматривают как замену поста в случае отсутствия возможности воздержания в месяц рамадан [1]. Представители еще одного течения ислама - суфизма - отличаются строгой духовной практикой. Кроме обязательного совершения пяти ежедневных ритуальных молитв, суфии осуществляют повторение божественных имен (зикр), что является своего рода медитацией. Суфии рассматривают аскетизм как одну из важнейших «стоянок» на пути к Богу. Существует несколько версий описания пути к Богу у суфиев со всеми стоянками. Согласно учению персидского наставника Ша-кик аль-Балхи «Благопристойности поклонения», выделяют четыре стоянки на пути к Богу: аскетизм, страх, томление и любовь [2]. Третья и четвертая «стоянки» означают любовь Бога, которую дано получить не каждому. Она обретается теми, чьи сердца укреплены истинной верой и очищены от греха поведением. Такой путь подобен пути монаха в православном христианстве. Однако у суфиев, в отличие от христиан, не указано на возможность получить любовь Бога через любовь к людям и служение им. Но творение добрых дел здесь также подразумевается.

Бахаизм - это монотеистическая религия, основанная в середине XIX века в Персии мирзой Хусейном-али-и-Нури, известным как Бахаулла (араб. «слава Божья»). Особенностью веры бахаи является отсутствие священства и сведения к минимуму обрядовой жизни. При этом основу духовной практики составляют ежедневное чтение писаний, молитва, участие в религиозных праздниках, соблюдение поста. В число основных принципов вероучения входит самостоятельный поиск истины, равенство мужчин и женщин, отказ от всех видов предрассудков (религиозных, расовых, классовых, политических), необходимость всеобщего вспомогательного языка, устранение крайних форм бедности и богатства, гармония науки и религии, всеобщее образование [1]. Ключевой идеей этики бахаи является построение «нового мирового порядка», основанного на принципах духовности, что предъявляет к верующим высокие моральные требования - от личной гигиены до политической деятельности. Одним из моральных запретов выступает отказ от насилия, что можно, вместе с помощью бедным, рассматривать как акты заботы о человеке.

Основой зороастрийского мировоззрения выступает наличие двух миров: духовного мира (мысленного или мира идей) и земного (телесного и

физического), между которыми существует взаимосвязь и взаимообусловленность. По мнению зороастрийцев, эти оба мира сотворены Ахура Маз-дой и являются благими, материальное дополняет духовное, делает его целостным и совершенным. При этом материальные блага считаются такими же дарами Ахура Мазды, как и духовные [2]. Смысл духовного существования зороастрийцев очень сходен с христианским, поскольку основан на личном спасении человека путем накопления благодеяний. Таких благодеяний можно достичь путем добросовестного исполнения своего долга верующего, семьянина, труженика, гражданина, а также за счет избегания греха. Следует отметить, что зороастрийцы в своей религии ставят решение более глобальной проблемы, чем личное спасение - победы сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире рассматривается как поле сражения, причем для достижения общей цели, его должен вести каждый человек своими усилиями. Каждый праведный человек выступает в качестве представителя верховного божества Ахура Мазды и с одной стороны фактически воплощает его деяния на земле, а с другой - посвящает все свои благодеяния Ахура Мазде [2]. В религии зороастрийцев можно увидеть воплощение идеи творения добра на протяжении всей жизни человека для совершенствования окружающего мира.

Митраизм как религиозное течение получил распространение до нашей эры в эллинистическом мире. Бог Митра почитался воинами-легионерами и считался Богом, приносящим победу в войнах. Согласно митраизму, существование Бога Митры связано с идеей договора, очевидно, о миропорядке. Митра упорядочивает, организует землю и жизнь на ней; гарантирует устойчивость и согласие между людьми; охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней почитают договор, и разрушает страны и наказывает врагов, если они нарушают договор и служат лжи. Митра служит также объединению людей, помещая их на выбранное божественным законом место, защищает страны, занимающие «правильное место» по отношению к Митре, и уничтожает те страны, которые отказываются от этого выбора и бросают Митре вызов. Бог Митра выступает также как «выпрямитель линий (границ)», что говорит не только о его примиряющей роли в спорах за границу между государствами, но и о необходимости следовать универсальному закону, правде, что определяет морально-нравственную границу в поведении людей, помогает различать добро и зло, правду и ложь [2]. Очевидно, что почитатели культа Бога Митры также должны строить свою жизнь на основах добра, что означает мирное сосуществование, заботу о ближнем. Примечательно, что значительную роль в распространении митраизма сыграли рабы и беднота, которых культ привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

Манихейство распространилось в Иране и соседних странах в середине III века. Оно представляло собой сочетание христианства и зороастризма,

но с ярко выраженным дуализмом. Главным в учении манихеев является наличие противопоставления, например, света и тьмы, добра и зла. Манихеи представляли Иисуса Христа воплощенным в прозрачное тело; при этом он учит людей разделять свет и тьму, добро и зло. Однако, в отличие от христиан, манихеи отвергали большую часть Ветхого завета. У манихеев отсутствовало равенство. Их общины были разделены на классы: высший класс -«избранных», «чистейших» - участвовал во всех религиозных обрядах, другие общинники только в некоторых [2]. Манихеи, в отличие от представителей зороастризма, четко противопоставляли дух материи и стремились вырвать свои души или «частицы света», из объятий материи. В постоянной борьбе добра со злом в верованиях манихеев можно также увидеть направленность человека на творение добрых дел.

Далее мы переходим к рассмотрению индийской ветви эволюции или индийской религиозной концепции, в рамках которой были сформированы отдельные религиозные течения: буддизм (вместе с ламаизмом), индуизм, шиваизм. Буддизм как религиозное течение, в свою очередь, имеет несколько направлений: хинаяма, тхеравада (бирманский, лаосский, тайский буддизм), махаяна [2]. Весь буддизм построен на учении Будды, согласно которому любой человек, независимо от происхождения, имеет возможность стать на путь познания истины, проповедованный Буддой. При этом человек обращается к своему внутреннему миру, пребывая в состоянии медитации. Высшей целью служит достижение состояния просветления или нирваны, когда сознание человека освобождается от иллюзий и позволяет увидеть реальный мир. Буддой установлены четыре благородные истины жизни: 1) жизнь есть страдание; 2) есть причины страданий; 3) причины можно устранить; 4) есть путь, позволяющий устранить причины. Следуя указанным истинам, нужно выработать правильное понимание происходящих событий на основе управления своими мыслями. Критерий правильности связан с действиями человека по изменению своей жизни, внутреннему преображению. Кроме всего сказанного, следует отметить, что несмотря на наличие в буддизме постоянной направленности человека внутрь себя, вся религия пронизана стремлением к распространению учения Будды среди большого количества людей, с целью помочь им. Не случайно, среди постулатов буддизма указаны такие, как «совершай добро», «не совершай зла». Одно из 15 изречений Будды звучит: «Любите людей, подобно тому, как мать любит своего ребенка, жертвуйте ради людей своей жизнью» [2]. В тибетском буддизме рассматривается такое состояние человека, как «бодхисаттва», что означает жизнь среди людей, ради желания помочь им. Действие ради помощи другому человеку считается правильным. Поэтому в буддизме мы можем увидеть направленность на доброе отношение к людям и окружающему миру Однако буддисты считают, что они приносят добро людям за счет распространения своей религии, которая помогает избавить от страданий.

Национальной религией Индии является индуизм, благодаря слиянию брахманизма и многочисленных культов, главным образом, в результате противостояния буддизму и джайнизму. Данный вид религии предусматривает деление общества на касты, принадлежность человека к которой фактически определяет его предназначение, вид деятельности, судьбу Пантеон богов возглавляют три верховных бога - Брахма, Вишну и Шива. В индуизме почитают и различные ипостаси богов, то есть их перерождения в виде аватаров, а также обожествленных животных, принадлежащих богам. В индуизме представления о судьбе и смысле человеческой жизни выражены такими понятиями, как карма (причинно-следственная совокупность деяний), пунарджанма (перевоплощение души после смерти), сансара (процесс чередования жизней и перерождений) и мокша (освобождение души от процесса перерождений). Согласно данным представлениям, человеческая жизнь индусов происходит в трех основных областях деятельности: дхарма, артха и кама. Дхарма представляет собой совокупность правил и обязанностей, накладываемых на человека его причастностью к человеческому роду, а также месту в социальной системе. При этом дхарма выступает как этическая система, чьим требованиям человек должен следовать на протяжении своей жизни. Так, например, дхарма работника состоит в трудолюбии и усердии, дхарма семьянина - в создании и поддержании семьи и достойном воспитании детей. Считается, что обстоятельства следующего перерождения напрямую зависят от того, следовал ли человек своей дхарме или пренебрегал ею [1]. Адха отражает сферу общественной деятельности человека (политика, торговля, хозяйствование и др.) Одной из сторон этой деятельности признается стремление человека к общественному успеху и благополучию. Но эти блага следует рассматривать лишь как результат следования человека своей дхарме в социальной деятельности в сочетании с личными качествами и способностями [1]. Кама представляет собой сферу человеческих чувств и желаний, связанных с чувственной любовью и сексуальным взаимоотношением полов [1]. Однако в этой сфере индусы обязаны соблюдать ряд этических требований. Например, не иметь сношений с представителями низших каст. Таким образом, в каждой из сфер своей жизни, человек в индуизме должен следовать целому комплексу предписаний, отраженных в правилах этики. Необходимость следования этим предписанием связана с зависимостью человека от действия закона кармы, под влиянием которого человек стремиться улучшить свою жизнь, как текущую, так и следующую. В силу отсутствия прямого указания в представленном выше описании на необходимость проявлении добродетели в жизни индуса, можно предположить, что, очевидно, такое требование будет присутствовать, исходя из наличия человеколюбия, взаимной поддержки, хотя бы среди представителей одной касты или лиц, имеющих одинаковый социальный статус. Следует отметить, что иудаизм, как религия, в числе одного из своих литературных

источников имеет древний священный текст «Бхагавадгита» или «Махабха-рата». Все священное произведение «Бхагавадгита» построено на противоборстве темных сил (кауравы), которые олицетворяют низменные инстинкты человека, со светлыми силами (пандавы), олицетворяющими высшие идей, предназначение в жизни, к которому человек должен стремиться. Данная борьба происходит под влиянием голоса совести, который олицетворяет бог Кришна, заставляя человека искать свое предназначение. Данная борьба, описанная в «Бхагавадгита», происходит в жизни человека и в его духовном мире постоянно, заставляя человека делать выбор между «головой» и «сердцем». В данном произведении можно предугадать направление движение борьбы в пользу светлых сил, что означает духовное преображение человека, его стремление стать лучше, отказаться от вражды с другими людьми.

Самостоятельное течение среди индийской ветви религии представляет шиваизм. Бог Шива или Руду способен проявлять себя в различных ипостасях, даже противоположных себе по сути, - от безудержной ярости, до бесконечной милости и благожелательности. Одни легенды рассказывают о Шиву, который выясняет отношения с другими богами. Ряд других легенд описывает Шиву, спасающего богов от демонов. Таким образом Шива, воюя с богами и демонами, защищает людей в их обычном повседневном существовании [2]. Индусы верят, что в начале каждого мирового периода Шива исполняет свой танец, пробуждая тем самым миры к жизни и устанавливая ритм существования Вселенной. В этом проявляется созидательная сила бога. Соответственно, в шиваизме поведение людей будет определяться стремлением к совершению добра, находясь в противоборстве со злом.

Рассмотрим особенности еще одной ветви религиозной эволюции - китайской, которая породила конфуцианство, даосизм, синтоизм, дзен-буддизм (последние два вида религиозных течения больше характерны для Японии). Главной отличительной чертой конфуцианства являлся новый взгляд на государство и общество. Конфуций предложил распространить на все общество принцип отношений в большой семье (клане). Согласно идее и Конфуция, отношения государя и подданных строятся по образцу отношений «отца» и «сыновей». В данном случае каждый член общества обязан исполнять положенную ему социальную роль, подобно семейным обязанностям: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном» [3, с. 67]. Большую роль в религии Конфуция играет ритуализированный этикет - собрание правил «Ли». Ли означает понятие ритуала, закона, который придает смысл каждому действию человека. Таким образом, в религии Конфуция происходит совмещение государственности и человечности, что достигается путем действия морального принципа взаимности [3, с. 67]. Патриархальная семейно-клановая мораль является связующей основой всего общества. В религии Конфуция также уделено внимание взаимодействию человека с другими людьми. Человеколюбие, по Конфуцию, можно воспи-

тать тогда, когда человек совершает то, что наиболее трудно - старается понять других людей, проявляя к ним любовь, основанную на тонкости, нежности и любезности. Не случайно у Конфуция понимание других людей является четвертым этапом развития души человека, за которым следует заключительный этап - создание идеального государства. Единение общества достигается именно за счет доброго отношения к другим людям. Про этом, по мнению Конфуция, человек должен учиться у другого человека его лучшим качествам.

Вместе с религией Конфуция, которая предусматривала необходимость человека следовать указаниям множества ритуалов, что ограничивало свободу его души, в Китае возникло новое религиозное течение, направленное на развитие души человека через слияние с бесконечным путем жизни великой природы. Такое религиозное течение получило название «даосизм», что в переводе означает «путь». Согласно учению Лаоцзы и Чжуаньдзы, человек необходимо освободиться от сковывающей его привязанности к материальным вещам, влияния страстей, устремлений сердца, то есть от влияния своего внутреннего «Я», чтобы обрести подлинную гармонию бытия в единении с природой. Гармония содержится в «Дао». Дао - это путь единой жизни, который пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь в бесконечной череде происходящих вещей и состояний [3, с. 68]. В данном случае, ради слияния с дао, мудрец отказывается даже о своей собственной индивидуальности. При этом слияние с дао осуществляется через «недеяние». Недеяние в даосизме означает не пассивность, а полное слияние с естественным ходом вещей при отсутствии необходимости в проявлении активности [3, с. 68]. Это словно покорность высшим силам. Когда недеяние достигает совершенства, исчезает даже страх смерти, который сковывает душу человека. Таким образом, даосизм направлен на воспитание человеческой души изнутри, путем слияния с природой. Но в данной религии ничего не сказано о взаимоотношениях с другими людьми. Очевидно, направленность на совершенствование своей души будет оберегать человека от ненужных конфликтов и обеспечит мирное сосуществование в обществе.

Синтоизм или синто, что в переводе означает «путь богов», представляет собой традиционную религию Японии, основанную на анимистических верованиях древних японцев и поклонении многочисленным божествам и духам умерших. Основа «синто» состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность «ками», которая может существовать на Земле в материальном объекте (дереве, камне, месте, явлении природы), являться духом местности или определенных природных объектов. Особыми проявлениями ками являются духи умерших, как покровителей семьи. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов [4]. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой

и людьми. По представлениям синто, мир представляет собой естественную среду, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Добродетельное отношение к людям и почитание предков признается главным в жизни. При этом добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей», то есть поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество. В качестве пороков порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Считается, что если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками [4]. Следует отметить, что в Японии следование синтоистским традициям не обязательно связано с регулярным посещением храмов и молитвами. Существует понятие «народный синтоизм», что означает совокупность религиозных представлений, обычаев, традиций, сохраняемых непосредственно в народе, без участия официальных синтоистских организаций. Под «домашним синтоизмом» понимают постоянную практику совершения человеком синтоистских обрядов дома, у домашнего алтаря - камидана [4].

Дзен-буддизм является одной из самых распространенных школ буддизма в Японии, Китае и других странах восточной Азии. Данное учение, называемое махаяной или «сердцем Будды», означает глубокое сосредоточение, созерцание, отстраненность или избавление [5]. В «дзен» преобладает иррациональность, необъяснимость. Дзен-буддизм основан на приведении человека в естественное состояние, что позволяет созерцать природу. Дзен является учением, с одной стороны отрицающим логику, с другой стороны не противопоставляющим себя ей. Учение отрицает всё множество вещей, но рассматривает это отрицание в качестве наивысшей формы утверждения. В дзен считается, что лишь духовный опыт может привести к постижению истины [5]. Дзен, подобно даосизму, указывает человеку путь. При этом большое значение предается передаче знаний от учителя к ученику посредством несимволических слов или действий. В дзен-буддизме взаимодействие людей осуществляется лишь посредством передачи основ учения, которое позволяет каждому человеку обрести свой духовный путь.

В данной статье мы рассмотрели основы различных религиозных течений, существующих в настоящее время в мире и сохраняющих свою значимость в жизни людей. Каждая религия формирует определенный свод моральных и нравственных правил поведения, которым должен следовать человек. Вырисовывается некий идеальный образ поведения человека. При этом на протяжении всего анализа духовных ценностей жизни человека, мы

увидели, что в каждой религии уделено внимание взаимоотношению человека с другими людьми. В одних религиозных течениях по этому поводу существуют специальные правила, выраженные в нравственных нормах. В других религиозных течениях необходимость доброжелательного отношения к другим людям угадывается из сути содержания правил человеческой жизни, установленных данными религиями. Подводя итог выше изложенному, следует отметить, что практически каждое религиозное течение, наряду с практикой духовного преображения человека, предусматривает построение доброжелательных отношений с другими людьми, что способствует единению общества под угрозой внешней опасности.

Список литературы:

1. Карты. Религии мира [Электронный ресурс]. - 19.09.15. - Режим доступа: http://relig.info/maps/karty.

2. Лимарев В.Н. Религии мира [Электронный ресурс]. - 06.10.15. - Режим доступа: http://religion.limarevvn.ru/.

3. Культурология: учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

4. Википедия - Синтоизм [Электронный ресурс]. - 03.02.16. - Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/Синтоизм.

5. Дзен-буддизм [Электронный ресурс]. - 04.02.16. - Режим доступа: http://vbuddisme.ru/wiki/Дзен+буддизм.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© Пушкина А.В.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В статье представлены результаты социально-психологического исследования предпочтений в искусстве и ценностных ориентаций современной молодежи г. Санкт-Петербурга. Автором обосновывается актуальность исследования ценностей в контексте их связи с предпочтениями в искусстве в условиях современного общества. На основе результатов эмпирического исследования даются общие характеристики предпочтений в искусстве и ценностных ориентаций молодежи г. Санкт-Петербурга, анализируются связи доминирующих ценностных ориента-ций с наиболее предпочитаемыми видами и жанрами искусства.

Ключевые слова: ценностные ориентации, предпочтения, искусство, молодежь.

В современных условиях заметно обогатившейся и усложнившейся информационной среды, в общественном мнении бытуют взгляды о вытесне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.