Научная статья на тему 'Духовные ценности наших предков как основа воспитания гражданственности и патриотизма молодежи'

Духовные ценности наших предков как основа воспитания гражданственности и патриотизма молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2936
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БАЗИСНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРИОРИТЕТЫ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучалаев Салимсултан Тучалаевич, Вайланматова Якут Забитовна

Статья посвящена актуальной проблеме выбора и усвоения аксиологических ориентиров, приоритетов в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Анализируются комплексы базисных ценностей у различных народов и общечеловеческие заповеди, известные издревле. Показана необходимость принятия коренных мер по исправлению существующего положения в сфере воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности наших предков как основа воспитания гражданственности и патриотизма молодежи»

28

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

процессов, физических и нравствен- | ных качеств детей 7-10 лет. Примечания

1. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-41. 2. Воробьева О. Я. Педагогические технологии толерантности учащихся. М., 2007. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1985. 97 с. 4. Гасанова Д. И., Маллаев Д. М. Теория и практика психотехнических игр. М., 2008. 5. Игры, обучение, тренинг и досуг/ под ред. В. В. Петрусинекого. М., 1994. 6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль : Академия развития, 1996. 240 с. 7. Маллаев Д. М. Теоретические проблемы игровой деятельности // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. 1999. № 1. С. 16-25. 8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. 529 с. 9. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. : Новая школа, 1995. 144 с. 10. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1985. 160 с. 11. Шишкина В. А. Движения плюс движения. М.: Просвещение, 1992. 96 с.

Статья поступила в редакцию 05.09.2010 г.

УДК 371.2

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ НАШИХ ПРЕДКОВ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

И ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ

©гоюТучалаев С.Т., Вайланматова Я.З.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена актуальной проблеме выбора и усвоения аксиологических ориентиров, приоритетов в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Анализируются комплексы базисных ценностей у различных народов и общечеловеческие заповеди, известные издревле. Показана необходимость принятия коренных мер по исправлению существующего положения в сфере воспитания.

The article is devoted to an actual problem of the choice and mastering the axiological rorientations, priorities in young people’s civil and patriotic education. The authors analyze complexes of various peoples’ basic values and universal precepts known since the ancient time. They show the necessity of taking the radical measures on the correction of the existing position in the educational sphere.

Ключевые слова: ценностные ориентации, базисные установки, приоритеты, гражданственность, патриотизм, духовность молодежи.

Keywords: value orientations, fundamental directives, priority, patriotism, spirituality in young people.

В воспитании патриотизма и гражданственности молодежи большое значение имеет осознание ею приоритетов и духовных ценностей, выработанных и накопленных старшим поколением за многие века. Первоосновой же такого осознания служат

знания об этих ценностях и приоритетах. В данной статье предпринята попытка сделать акцент на их роль в формировании духовных ориентиров современной молодежи.

Современная социокультурная ситуация характеризуется рядом факто-

Психолого-педагогические науки

29

• • •

ров, отрицательно влияющих на жизненные цели молодежи. Начавшиеся в «застойный период и продолжившиеся в перестроечные годы негативные явления в сфере воспитания сейчас начинают проявлять свои последствия в масштабе семьи, школы, микрорайона, города, республики в форме непрекращающегося терроризма, вандализма, экстремизма, национализма, ксенофобии. Подтверждением этому являются события, происходящие в некоторых городах нашей страны, где обострение межнациональных отношений приводит к насилию.

Оценку подобным событиям в своих выступлениях давал Патриарх Кирилл, который отмечал, что «для всякого человека, неравнодушного к проблеме моральной атмосферы в обществе, сегодня очевидно, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные, нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. Показателем этого становятся чудовищные преступления, регулярно происходящие в наше время и потрясающие общественное сознание. В качестве знаковых событий этого ряда нужно упомянуть о произошедших на протяжении двух прошлых месяцев жестоких убийствах православных священников: иерея Даниила Сысоева и протоиерея Александра Филиппова...» [4. С. 4].

Опасность переживаемого момента заключается еще в том, что заметно снизился общий уровень культуры и нравственности молодежи, в ее рядах идет специфическое расслоение на социальные группы, «тусовки» и неформальные объединения, угрожающих размеров достигает детская и юношеская преступность, беспризорность, неграмотность, наркомания, алкоголизм.

Происходящее духовное перерождение страны создает угрозу ее будущему. По данным статистики за последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50% до 18%. В стране зарегистрированы де-

сятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом; алкогольные напитки употребляют более 80% молодежи и почти 40% школьников. Доля курящих подростков за 15 лет утроилась. Среди наркоманов (около 3 млн чел.) более 80% - дети и молодежь. Средний возраст, впервые пробующих наркотики, снизился с 17 до 14 лет [2. С. 17].

Известно, что социализация молодежи определяется семьей, системой образования, компанией сверстников и СМИ. Задача воспитания возложена фактически только на систему образования. Это подтверждается другими показателями жизнеустройства детей. Около 30% детей рождаются в незарегистрированных браках, число детей-сирот возросло более чем на 75%. Если в 1995 году на 21 млн школьников приходилось 450 тыс. детей-сирот, то в 2008 году на 13,3 млн школьников приходится уже более 900 тыс. детей-сирот. Критически высок уровень насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе семейного насилия. В 2007 году совершено 70380 преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних [6. С. 4].

К этому остается добавить, что в Дагестане - республике, где испокон веков за оружие брались лишь в целях защиты чести, свободы, домашнего очага, Родины, теперь участились случаи чудовищных террористических актов, убийства светских и духовных лидеров, лучших сынов Отчизны по заказу, за деньги и для навязывания народу чуждых идей и реакционной идеологии.

Педагогическое диагностирование нынешнего состояния уровня воспитанности современной дагестанской молодежи показывает, что ее духовный уровень очень низок, особенно это касается проживающей в низменных районах, поселках и городах республики. Анализ публикаций в периодической печати подтверждает эти результаты.

«Не секрет, что среди дагестанской молодежи растет число потребляющих алкоголь и наркотики (часто это происходит в местах отдыха молодежи) - в РД около 10 тысяч наркоманов. Растет число ВИЧ-

30

Известия ДГПУ, №4, 2010

инфицированных» [3. С. 2]. «В республике, особенно в городах, массовый характер приобретает проституция. В одной только Махачкале выявлено 50 точек, где продают женщин. Наших женщин вывозят на про-ституцкий промысел в Турцию» [5. С.

3]. «Самое страшное то, что детская проституция приобретает массовый характер» [1. С. 31-32].

Вышеуказанное свидетельствует о том, что по воспитанию подрастающего поколения у нас ведется работа не на должном уровне, следствием чего является падение нравственности и духовности, а также деградация части общества. Значит, в существующих условиях произошла девальвация традиционных общественных ценностей, базисных установок, на которые была ориентирована образовательная сфера. Обострились противоречия:

- между декларируемыми личностными идеалами свободы, равенства, справедливости и симптомами бездуховности и снижения нравственности молодежи;

- между все нарастающими обновляющимися задачами воспитания целостной личности и действительным уровнем духовно-нравственной воспитанности, гражданско-правового становления и воспитания патриота страны.

Создавшаяся ситуация в молодежной среде нашей страны, существующее положение в сфере воспитания еще больше актуализирует проблему формирования личности с высокими нравственными, граждан-ско-патриотичес-кими качествами, предъявляет высокие требования к психологическим и духовнонравственным ресурсам человека как субъекта жизнедеятельности. В этой связи, несомненно, негативной является складывающаяся в последние годы тенденция снижения роли и значения использования примера старшего поколения в духовнонравственном, гражданско-

патриотическом воспитании учащейся молодежи в новой образовательной политике России.

Возникший вакуум заставляет нас пересмотреть и оценить весь духовный потенциал, созданный в прошлые

столетия. Подобный ретроспективный анализ ценностей и приоритетов, накопленных в опыте старших поколений и отраженных в жизни и деятельности выдающихся людей и в облике того или иного народа, необходим еще потому, что в настоящее время в разных странах, в России в частности, с тревогой отмечают, что молодежь начала отдавать предпочтение материальным ценностям и пренебрегать ради них культурными и моральными ценностями.

Таким образом, формирование целостной личности с высокими человеческими качествами всегда являлось самой важной проблемой развития человеческой цивилизации. Поэтому современные требования в части системы образования касаются таких параметров, как достижение соответствия его содержания новым образовательным стандартам, обеспечение такого образования, которое позволяет человеку раскрыть способности, готовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

Конечной целью учебно-воспитательного процесса становится развитие творческого потенциала личности, ее социальная интеграция путем полного включения индивида в общество, в существующую систему межличностных отношений. При этом уровень их сформированности детерминирует не только социальное и экономическое положение личности, но и степень ее влияния на само общество, на его прогресс, поскольку именно всестороннее развитие детей, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков, личностный рост позволят растущему субъекту занять достойное место в обществе.

Нами разработана интегральная модель духовного развития личности школьника и намечены пути формирования указанных личностных качеств и показателей путем освоения знаний об общечеловеческих базисных и религиозных ценностях, культурных достижений народов Дагестана.

В интегральной модели воспитания патриотизма, гражданственности и выработки ценностных ориентаций

Психолого-педагогические науки

31

• • •

личности старшеклассника отражены качества, критерии свободной, гуманной, духовной и творческой личности (рис.). Методологической составляющей являются обновленные цели, приоритеты, ценностные ориентации, вытекающие из социального заказа, основных директивных проектов, принятых в последние годы на государственном уровне.

Вслед за методологическим модулем важным компонентом данной модели являются «Педагогические условия преобразования существующей ситуации» с использованием общечеловеческих духовных ценностей, этнокультурного потенциала, исламских традиций дагестанских народов в патриотическом и гражданском воспитании старшеклассников. «Педагогические условия...» включают такие компоненты, как закономерные связи, принципы, содержание, методы, формы, средства и механизмы реализации, управления, мониторинга взаимодействия всех процессов, создающих конечный результат. Чтобы раскрыть тот духовный потенциал дагестанских народов, религиозные ценности мусульман и христиан, явившиеся базовыми для выработки общечелове-

ческих духовных ценностей и способствующие формированию целостной личности - человека культуры, патриота страны - проанализирован весь аксиологический арсенал культуры народов Дагестана, рассмотрены примеры из жизни дагестанцев по беззаветному служению Родине, бесценный опыт дагестанской семьи и национальной школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на примере жизни выдающихся людей. При этом убедились, что если опираться на систему принципов: приоритетность исторического прошлого народа, его традиций, религии; преемственность; учет культурного наследия; гуманизм; духовность; системность; научность; опора на пройденный героический жизненный путь; личностная ориентированность и другие, строить работу на основе ценностного отношения к патриотическому воспитанию, осознания сущностных смыслов духовных ценностей, накопленных народом веками по крупицам, проявленных в виде реальных героических поступков, то это обеспечит функционирование целостной системы патриотического воспитания школьников.

Новая методология, общечеловеческие базисные ценности, приоритеты, этнопедагогический идеал человека, обновленные цели воспитания

32

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

Социальный заказ Российская национальная доктрина Приоритетный национальный проект «Образование» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

+

Национально-региональная система образования Дагестана

Анализ реальной ситуации в сфере воспитания

Интегральная модель целостной личности современного школьника

Качества, показатели, критерии

Свободная лич- Гуманная Духовная личность: Творческая

ность: автономность личность: лю- высокий уровень самосоз- личность:

внутреннего мира; бовь к живому; нания, самодисциплины, культура со-

развитие потребно- признание не- саморегуляции, независи- мнения, разви-

сти в самопознании; прикосновенно- мость суждений, ориента- тое чувство

рефлексивная куль- сти человече- ция в мире духовных цен- нового; соче-

тура; высокий уро- ской жизни; ее ностей и жизненных си- тание интуи-

вень личностной неповторимости туациях; развитое чувство тивного и ана-

рефлексии; поиск и ценности, собственного достоинст- литического

идеала и смысла здоровья, се- ва, чувство личной и со- (вариативного)

жизни; историческая мейного благо- циальной ответственно- мышления;

память и националь- получия; мило- сти, культура самоуваже- позитивная

ное самосознание; сердие, доброта, ния, самоутверждения; мера неудов-

способность к куль- доброжелатель- выбор стиля жизнедея- летворенно-

турной идентифика- ность, отзывчи- тельности, линии поведе- сти, способ-

ции; потребность в вость, сопере- ния, способа своего разви- ность и стрем-

прекрасном; комму- живание и аль- тия, культура жизненного ление к жизне-

никативная культу- труизм самоопределения, ответ- творчеству,

ра, компетентность и ственное принятие реше- созиданию

т.д ний

►е*

о

о

Д

тз

*

р

Л

Н я

1 ^

S к

м О

В Й о 2 й а Сг1 о я « Э о п 1-1

о °

И я р

I

«

о

•-J

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общечеловеческие, базисные ценности

Религиозные ценности

Культурные ценности народов Дагестана

Результат - достаточно высокий уровень воспитанности учащейся молодежи, ее патриотизм, гражданственность

Рис. Интегральная модель воспитания патриотизма, гражданственности и ценностных ориентаций личности старшеклассника

Приоритеты, обновленные цели, задачи, методы, средства,

Психолого-педагогические науки

33

• • •

В этой связи, при организации конкретной работы по реализации вышеуказанной модели и педагогических условий, при выборе принципов, методов и форм подобной деятельности мы за основу взяли два подхода: традиционный, подразумевающий устойчивость, надежность, эффективность, повторяемость, и инновационный, исходящий из новых современных реалий, больше подпитанный вариативностью, системностью, гуманизацией, человеческим (личностным) фактором, т.е. осознанием адресованности любого мероприятия именно человеку с его уникальными индивидуальными характеристиками.

Работа по формированию гражданских, патриотических чувств и ценностных ориентаций и тех качеств целостной личности, указанных в интегральной модели, осуществлялась в несколько этапов, на каждом из которых моделировались те или иные условия, выявленные в процессе эксперимента. На первом диагностическом этапе проведен констатирующий эксперимент, цели которого: выявление степеней знаний

старшеклассников об этнокультурных ценностях народов Дагестана, о духовных ценностях исламской религии, о базисных общечеловеческих ценностях; изучение отношения к семье, родному краю, Родине, старшему поколению, духовному наследию предков; определение уровня познавательной активности в процессе проведения воспитательных мероприятий по конкретной теме.

Как видно, эти заявленные цели соответствуют тем критериальным показателям и ценностным ориентациям, которые нами вводились в процессе моделирования диагностической и формирующей работы по патриотическому воспитанию старшеклассников.

На диагностическом (констатирующем) этапе педагогического эксперимента проведены анкетные опросы старшеклассников, обучающихся в сельских национальных школах с мононациональным составом учащихся и городских школах со смешанным составом учащихся. В ре-

зультате зафиксирован исходный уровень сформированное™ у старшеклассников ценностного отношения к патриотическому воспитанию. Интерпретация результатов анкетирования позволила определить сформированность знаний и представлений о таких понятиях и категориях, как: «быть мужественным», «чтить и любить свой народ», «любить свою Отчизну», «защищать честь семьи, тухума», «защищать Родину», «почитать, уважать и любить отца и мать», «хранить культуру своих предков», «порядочность, чувство долга перед младшими братьями», «потребность в честном, мирном, созидательном труде», «ощущение своей причастности к великому народному целому», «наследник национального богатства», «творец истории Отечества» и другие. Кроме вопросов, включались задания, требующие привести примеры из жизни, придумать и назвать ситуации, поясняющие суть и значение обозначенных в задании понятий. Оказалось, что у большинства старшеклассников нет четких представлений о том, какой смысл вкладывается в эти понятия, проявились слабые умения оценить события и ситуации, в которых использовались вышеуказанные ключевые понятия и категории. Если в сельских национальных школах старшеклассники проявили интерес к анкетированию, сущностным сторонам ключевых понятий, включенных в содержание вопросов и заданий, то школьников городских школ подобное анкетирование не заинтересовало. Часть из них, будучи больше информированными, коммуникабельными, умышленно «отходили» от ответов, считали для себя это как бы пройденным этапом. Было заметно, что у них утрачиваются этническое, национальное самосознание, интерес и чувства к Высокому, Моральному, Патриотическому. Они, как было видно из ответов, больше ориентированы на западный образ жизни, на то, что происходит сейчас в молодежной среде, на так называемую массовую культуру.

Результаты констатирующего этапа эксперимента подводят к мысли о

34

Известия ДГПУ, №4, 2010

том, что необходимо коренным образом перестроить систему работы по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Первоочередной задачей, на наш взгляд, выступает обновление и повышение занимательности самого содержания воспитания путем насыщения, включения свежих фактов и событий из жизни, компетентное оценивание и комментирование их. Необходимо максимально обеспечить инновационность содержания, методов, форм, средств патриотического и гражданского воспитания. Если же воспитательные мероприятия посвящаются традиционным темам, при этом используются проверенные эффективные, но старые методы и формы, всегда имеется возможность для внесения элементов нового, интересного, занимательного, современного. Например, при проведении таких традиционных воспитательных мероприятий, как лекции, беседы, конференции, семинары, встречи с ветеранами войн, героями России, знаменитыми людьми сфер деятельности, ветеранами труда, сотрудниками музеев, клубов, центров; вечера, посвященные знаменательным датам (День Победы, День Конституции, День защиты детей и другие международные и государственные праздники) и т.д., можно с успехом использовать информационные коммуникативные технологии, компьютерную технику, электронные ресурсы Интернета, а помочь в этом могут сами старшеклассники. Они с успехом могут выступать с концертными номерами, подготовить и оформить стенды, доклады, рефераты, плакаты и другие работы. В современных условиях целесообразным мы считаем создание в городах, в районных центрах, в крупных школах центров, клубов по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников с целью сосредоточения всех ресурсов и участников и повышения эффективности работы в данной области.

Вполне естественно, что чем глубже молодые люди будут осознавать сущность и значимость вышеуказанных базисных ценностей, установок и приоритетов, тем лучше и успешнее формируются их оценоч-

ные суждения, взгляды, убеждения и установки поведения, развивается их моральное сознание.

Испокон веков российский патриотизм воспитывался на примерах беззаветной преданности Родине и служения ей лучших представителей науки, искусства, культуры, промышленного и сельскохозяйственного производства, военной и других сфер. В настоящее время в учебных средствах, учебниках мало материала о жизни и достижениях ученых, педагогов, а на классных часах и других мероприятиях больше внимания уделяется достижениям артистов, спортсменов, бизнесменов, руководителей крупных коммерческих фирм.

В этом плане насущной задачей становится усиление в содержании образования биографического материала о выдающихся личностях, героях, ученых, чья жизнь является примером большой силы воли, упорства, настойчивости и героизма, образцом идейной убежденности и любви к Отечеству.

Большим и очень действенным потенциалом в усвоении молодым человеком ценностей, традиций, стереотипов, норм национальной культуры, в приобщении его к народным истокам, в осознании им долга перед Отечеством, четкой фиксации и осмыслении установки «Я - гражданин России», на наш взгляд, является пример старшего поколения, изучение и осмысление жизни и деятельности выдающихся людей, реализация в своих индивидуальных моделях поведения модели жизни и деятельности человека-патриота, гражданина Отечества. Знание биографии своего народа, его выдающихся представителей не только воспитывает патриотические чувства - любовь к своей земле, Родине, но и рождает в человеке чувство национальной гордости и гражданственности.

Придерживаться этих вышеуказанных ценностей, заповедей, следовать им, творить добро и избегать зла молодежь будет тем больше, чем успешнее будут создаваться условия для приобщения к ним в сфере образования. При этом следует признать,

Психолого-педагогические науки

• • •

35

что сформированный в нашей стране тип социально-экономической системы, сложившаяся система государственного управления, основными чертами которой являются коррупция, бессистемность, антинаучность, опора на личный корыстный интерес граждан и чиновников, пренебрежение духовно-нравственными факторами развития несовместимы с тра-

Примечания

диционными понятиями совести, справедливости, нравственности, морали, с ценностями и идеалами мировых религий, следовательно, несовместимы со всем ходом мирового культурного развития. Нужны коренные стратегические меры на общегосударственном уровне по исправлению существующего положения дел.

1. Асиятилов С. X. Материальное благополучие общества зависит от нравственного уровня его граждан // Народы Дагестана. 1999. № 3. С. 31-32. 2. Бондаревская Е. В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: Материалы докладов XXVIII Международных психолого-педагогических чтений. Ростов н/Д. : ИПО ПН ЮФУ, 2009. Ч. 1. С. 17. 3. Бученко Н. Н. На острие иглы // Махачкалинские известия. 2001. 13 апреля. С. 2. 4. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений // Педагогика. 2010. № 3. С. 4. 5. Гусаев М. М. Значит, мы где-то недорабатываем // Молодежь Дагестана. 2001. 8 июня. С. 3. 6. Запесоцкий А. С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики // Педагогика. 2010. № 2. С. 4.

Статья поступила в редакцию 30.09.2010 г.

УДК 3 78.032:378.4:03

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА ВУЗА

© гою цепляева С.А.

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматривается профессиональное саморазвитие студентов вуза как целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма. Предлагается педагогическая модель профессионального саморазвития студентов и структурные компоненты профессиональной подготовки в вузе, способствующие эффективности процесса.

The author of the article considers high school students’ professional selfdevelopment to be a purposeful process of the professional improvement. She offers the pedagogical model of the professional students’ self-development and structural components of the professional training at the high school, promoting the efficiency of the process.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, педагогическое проектирование, педагогическая модель.

Keywords: professional self-development, pedagogical projecting, pedagogical model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.