Е.Г. Боронина
ДУХОВНЫЕ СТИХИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИЗ ЗАПИСЕЙ 1990-х)
Основным музыкально-фольклорным жанром современных похоронно-поминальных обрядов в деревне Епихино Шатурского района Московской области, как и во многих регионах России, являются духовные стихи. Они поются поочередно с чтением Псалтири до похорон («пакойника аднаво не аставляли, всё эта вот и читали»), на «девятинки» (девятый день), «сороковой день», «полгода» и на «годину» (год) со дня кончины.
Проведем краткий анализ духовных стихов, записанных в 1997 году фольклорно-этнографической экспедицией Московского педагогического колледжа №12 (руководитель Е.Г. Боронина) в деревне Епихино от Одевалиной М.В. (1924 г.р.). Всего 14 записей. Важно то, что исполнительница пела стихи, помнила мелодию или подбирала ее из имеющегося у нее перечня напевов непосредственно во время записи. Таким образом, были записаны напевы духовных стихов, прежде практически, не фиксированные в Восточном Подмосковье.
Поэтический текст практически каждого весьма объемен — до ста строф. Исполнялись стихи Марией Васильевной по рукописным тетрадям, составленным ею самой. В течение многих лет она пополняла свои записи. Ко многим текстам давались устные комментарии — так исполнительница высказывала свое отношение к происходящему, сопереживала.
Как же характеризуют духовные стихи жители деревни Епихино? Часть из них определяется ими как «поминальные», таковы стихи: «Ходила царица» («пели ва время паминак»), «Незаметно век проходит» («пают, сидя за сталом, када паминают») и другие. Причем некоторые их них закреплены за определенным днем/днями поминального периода: «Пришли душу посетить» («эт на сороковой денек вечером, када пришли памянуть»). Показателен комментарий исполнительницы к духовному стиху «Скоро праздник мой настанет»: «паёца на паминки, када чилавек памрёт, и на 6 недель, и на девятинки, хто год стаит, хто полгода..., на паминках, када время астаницца, што все сидят — вот и пают.».
Хранителями духовных стихов похоронно-поминальной обрядности были женщины старшего возраста (свыше 60 лет). Исполнительниц называли «чтеи», «читалки» или «духовные» («кагда саберутца духовныя, ани не абсуждают, што там в мире тварицца, а всё пра Бога пают», а сами стихи — «Божественные песни» или «Божественное» («весь пост пают Бажественнае, а песни и скаромнае — эт нельзя»), иногда коротко скажут — «стишок».
Кроме собственно поминальных выделяется группа духовных стихов, более универсальных относительно ситуации возможного исполнения. Условно их можно назвать «наставительными». Это стихи: «Уж вы, голуби», «Не унывай, душе моя», «Христос выходит с учениками своими» и другие. Звучат они не только в поминальной обрядности, их сфера достаточно широка: на собрании верующих (вне стен храма), во время и после совместных трапез (в праздничные дни, во время поста). Сами «чтеи» определяют это так: «када хошь» («Вот бывала сидели где-та, саберёмся. Ну, давайте спаём. Вот и пели»). Граница между двумя группами духовных стихов условна; определяется традициями, сложившимися в «кусте» деревень, нередко относящихся к одному приходу или прикрепленностью стихов к конкретной ситуации.
Какова же музыкально-стилистическая характеристика духовных стихов деревни Епихино? Мелосторофы чаще всего состоят их двух строк (а, в), которые нередко объединяются в четырехстрочные построения (а, в, а, в1): «Пресветлый ангел мой
Хасподний, / Хранитель ты души маей, / Души маей единароднай, / Будь миластив к душе маей». Стихи с повторяющимся рефреном в деревне Епихино экспедицией 1997 г. не зафиксированы.
Поэтика стиха — в рамках традиции. Часто встречается «былинное» окончание, когда ударение падает на третий от конца слог: «си-за-и», «со-лны-шкым». Тексты окрашены местным диалектным произношением: к примеру, «Видишь, Го-а-спади, пичал(и) маю».
Как уже говорилось, духовные записаны, о которых идет речь, были записаны от Одевалиной Марии Васильевны (1924 г.р., рождена в д. Епихино). Марию Васильевну в деревне называли «Христовой невестой». Она не была замужем, всю жизнь служила при церкви. Со слов односельчан была восприемницей монашки из Вологодского монастыря. Много лет «читала по покойникам» в своей и близлежащих деревнях, считала это своим долгом.
Но, как оказалось, были у Марии Васильевны и другие обязанности: ухаживала она за святым источником Иоанна Предтечи, что находится подле деревни. Круглый год к источнику приходили паломники. Они совершали своеобразное омовение: трижды обливались из ведра святой водой, а тряпицы, которыми вытирались, привязывали к стоящим рядом деревцам. Верили, что так уйдут хвори, печали. В устной форме в деревне передаются предания о чудесах, происходивших после такого омовения.
Сказывала/напевала Мария Васильевна тихим, ровным, спокойным голосом. Метроном — от 82 до 112 (умеренный и умеренно скорый темпы). Некоторые из стихов пела уверенно, без ошибок, видимо исполнялись они достаточно часто («Пре -светлый ангел мой Господний», «Уж вы, голуби»), другие разбирала по тетради, припоминала. Помнила, от кого переняла текст и иные подробности: «Ана йиво читала, ни тянула». Свое исполнение Мария Васильевна называла пением: «как йиво пели, так и я».
Мелодическую основу духовных стихов М.В. Одевалиной можно свести к трем основным напевам. Первый — наиболее мелодичный. Распеваемые на него стихи «Уж вы, голуби» и «Не унывай, душа моя» наиболее архаичны, с чертами эпичности. Мелодическая строфа образуется повтором двух сцепленных звеньев. Первое мелодическое звено устремлено вниз, содержит оппозицию опорных тонов c-g, второе звено устремлено к финалису (а) и является, по сути, его опеванием сверху и снизу.
Вторую, самую многочисленную группу духовных стихов можно назвать речи-тативно-напевной («Христос выходит с учениками своими», «Пресветлый ангел мой Господний», «Здесь узкий, тесный путь тяжелый» и др.). Неширокий волнообразный напев сочетается с элементами речитатива, характерен ход на субсекунду, четкое соотношение звук-слог, минимальные распевы. Мелострофа двусоставная Ь), одно построение является продолжением и завершением другого.
Третий тип напева — короткая, однотактовая фраза поступенного нисходящего движения (малая терция с субсекундой) («Свет наш тихий и преславный»). Постоянен пунктирный ритм — четверть с точкой на первую долю.
Список духовных стихов и напевов в исполнении М.В. Одевалиной (д. Епихино):
01 На всех светит солнце. Кант. Напев 1.
02 Родился я в городе Риме. (Алексий — Божий человек). Духовный стих. Напев 1. Во второй половине текста переходит на чтение.
03 Незаметно век проходит. Духовный стих. Пели, когда поминали. Напев 3.
04 Крест тяжелый. Духовный стих. Напев 3.
05 Уж вы, голуби. Духовный стих. Пели на поминках. Напев 1.
06 Не унывай, не унывай, душа моя. Духовный стих. Пели на помин. Напев 1.
07 Христос выходит с учениками своими. Духовный стих. Пели, когда собирались на поминки. Напев 2.
08 Восстань, что спишь? Духовный стих. Чтение.
09 Не ропщи на суровую долю. Духовный стих. Чтение.
10 Свет наш тихий и преславный. Духовный стих. Напев 3.
11 Пресветлый ангел мой Господний. Духовный поминальный стих. Напев 2.
12 Сходила Царица, сходила Владычица. Кант жизни. Напев 2.
13 Скоро праздник мой настанет. Духовный стих. Поется на поминках. Напев 3.
14 Пришли душу посетить. Духовный поминальный стих. Чтение.
Интересно, как исполнительница находит нужный мотив? Она пробует, пропевая-проговаривая текст на наиболее подходящий, с ее точки зрения, напев. Поиск напева духовного стиха «Свет наш тихий и преславный» происходил следующим образом: вначале Мария Васильевна пыталась распеть текст на мотив более широкого построения (напев 2), но через несколько строф отказывается: «Нет, не так», — и находит иную мелодическую форму: «Вот на этам мы пели, вот так падайдет». На найденный мотив (третий тип) пытается петь следующий духовный стих «Пресветлый ангел мой», но также отказывается и останавливается на напеве второго типа.
В некоторых стихах напев звучит лишь в начальных строфах, затем исполнительница переходит на мелодизированный речитатив, где узнаваемы контуры прежнего напева. Иногда, как пояснение, излагает свое отношение к происходящему: «Счас вот скорби та какия, чё тварится на земле? Эт веть Бох знаит што такоя!». В конце стиха исполнительница позволяет себе замедление, своеобразное итоговое укрупнение текста.
Итак, музыкальная стилистика духовных стихов в исполнении М.В. Одевалиной сформировалась на основе трех составляющих: восточнославянская эпическая традиция, культура церковного пения и околоцерковное элементарное речепение, широко распространенное в наши дни. Соединение этих составляющих с личным опытом исполнительницы позволяет получить те узнаваемые на слух напевы, которые можно назвать современными формами бытования духовных стихов, формами, несомненно, укорененными в традиции.
БИБЛИОГРАФИЯ
Духовные стихи. Канты (Сборник духовных стихов Нижегородской области) / Составление, вступительная статья, подготовка текстов, исследования и комментарии Е.А. Бучулиной. М.: Наследие, 1999.
Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Вступ. ст. Н.И. Толстого; послесловие С.Е. Никитиной; Подготовка текста и коммент. А.Л. Топоркова. М.: Прогресс, Гнозис, 1991 (Традиционная духовная культура славян / Из истории изучения).
Щуров В.М. Манера пения вполголоса в русской народной традиции // Звук в традиционной народной культуре. Сборник научных статей. М., 2004.