Научная статья на тему 'Духовные смыслы скульптуры и живописи Ф. К. Сушкова. Философско-художественное размышление о судьбе России'

Духовные смыслы скульптуры и живописи Ф. К. Сушкова. Философско-художественное размышление о судьбе России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. К. Сушков / скульптура / живопись / векторы духовно-художественных влияний / верующий разум / православное искусство / F. K. Sushkov / sculpture / painting / vectors of spiritual and artistic influences / the believing mind / Orthodox art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екатерина Александровна Скоробогачева, Мария Александровна Бурова

Изучение современного творчества имеет особую актуальность в связи с необходимостью осмысления историко-религиозных, этических, эстетических процессов, неотделимых от настоящего времени, что в полной мере приложимо к произведениям скульптуры и живописи Ф. К. Сушкова, высокопрофессиональные произведения которого являют философско-художественные размышления о судьбе России. Камертоном их звучания является единая и всеобъемлющая религиозно-философская наполненность содержаний. Именно она раскрывает его мировоззрение, биографические факты, суть образов. Изучая его произведения, обращаемся к понятиям «иеротопия», «верующий разум». Ряд малоизвестных в России живописных картин Сушкова впервые вводится в научный оборот, определяется их стилистическая принадлежность, основные составляющие синтезированного художественного языка. В результате проведенного исследования заключаем, что при всей многогранности произведений Сушков неизменно остается в русле христианского искусства, согласно пониманию его концепций современными исследователями в контексте эволюции мировой культуры. Настоящая статья является пока единственным научным исследованием творчества Сушкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Екатерина Александровна Скоробогачева, Мария Александровна Бурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual Meanings of Sculpture and Painting by F. K. Sushkov. Philosophical and Artistic Reflection on the Fate of Russia

The study of modern creativity is of particular relevance due to the need to comprehend historical, religious, ethical, aesthetic processes inseparable from the present, which is fully applicable to the works of sculpture and painting by F. K. Sushkov, whose highly professional works are philosophical and artistic reflections on the fate of Russia. The tuning fork of their sound is a single and comprehensive religious and philosophical fullness of contents. It reveals his worldview, biographical facts, the essence of images. Studying his works, we turn to the concepts of «hierotopia», «believing mind». A number of little-known paintings by Sushkov in Russia are introduced into scientific circulation for the first time, their stylistic affiliation, the main components of the synthesized artistic language are determined. As a result of the conducted research, we conclude that for all the versatility of the works, Sushkov invariably remains in line with Christian art, according to the understanding of his concepts by modern researchers in the context of the evolution of world culture. This article is so far the only scientific study of Sushkov’s work.

Текст научной работы на тему «Духовные смыслы скульптуры и живописи Ф. К. Сушкова. Философско-художественное размышление о судьбе России»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (23) 2024

Е. А. Скоробогачева, М. А. Бурова

Духовные смыслы скульптуры и живописи Ф. К. Сушкова. Философско-художественное размышление о судьбе России

УДК 73/76.071.1(470+571)(092):929 DOI 10.47132/2541-9587_2024_3_199 EDN YKDAZM

Аннотация: Изучение современного творчества имеет особую актуальность в связи с необходимостью осмысления историко-религиозных, этических, эстетических процессов, неотделимых от настоящего времени, что в полной мере приложимо к произведениям скульптуры и живописи Ф. К. Сушкова, высокопрофессиональные произведения которого являют философско-художественные размышления о судьбе России. Камертоном их звучания является единая и всеобъемлющая религиозно-философская наполненность содержаний. Именно она раскрывает его мировоззрение, биографические факты, суть образов. Изучая его произведения, обращаемся к понятиям «иеротопия», «верующий разум». Ряд малоизвестных в России живописных картин Сушкова впервые вводится в научный оборот, определяется их стилистическая принадлежность, основные составляющие синтезированного художественного языка. В результате проведенного исследования заключаем, что при всей многогранности произведений Сушков неизменно остается в русле христианского искусства, согласно пониманию его концепций современными исследователями в контексте эволюции мировой культуры. Настоящая статья является пока единственным научным исследованием творчества Сушкова.

Ключевые слова: Ф. К. Сушков, скульптура, живопись, векторы духовно-художественных влияний, верующий разум, православное искусство.

Об авторах: Екатерина Александровна Скоробогачева

Доктор искусствоведения, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва).

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4576-2685

Мария Александровна Бурова

Аспирант, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва).

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0009-0009-7743-7327

Для цитирования: Скоробогачева Е.А., Бурова М.А. Духовные смыслы скульптуры и живописи Ф. К. Сушкова. Философско-художественное размышление о судьбе России // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. №3 (23). С. 199-213.

Статья поступила в редакцию 19.04.2024; одобрена после рецензирования 06.05.2024; принята к публикации 07.05.2024.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (23) 2024

Ekaterina A. Skorobogacheva, Maria A. Burova

Spiritual Meanings of Sculpture and Painting by F. K. Sushkov. Philosophical and Artistic Reflection on the Fate of Russia

UDC 73/76.071.1(470+571)(092):929 DOI 10.47132/2541-9587_2024_3_199 EDN YKDAZM

Abstract: The study of modern creativity is of particular relevance due to the need to comprehend historical, religious, ethical, aesthetic processes inseparable from the present, which is fully applicable to the works of sculpture and painting by F. K. Sushkov, whose highly professional works are philosophical and artistic reflections on the fate of Russia. The tuning fork of their sound is a single and comprehensive religious and philosophical fullness of contents. It reveals his worldview, biographical facts, the essence of images. Studying his works, we turn to the concepts of «hierotopia», «believing mind». A number of little-known paintings by Sushkov in Russia are introduced into scientific circulation for the first time, their stylistic affiliation, the main components of the synthesized artistic language are determined. As a result of the conducted research, we conclude that for all the versatility of the works, Sushkov invariably remains in line with Christian art, according to the understanding of his concepts by modern researchers in the context of the evolution of world culture. This article is so far the only scientific study of Sushkov's work.

Keywords: F. K. Sushkov, sculpture, painting, vectors of spiritual and artistic influences, the believing mind, Orthodox art.

About the authors: Ekaterina Aleksandrovna Skorobogacheva

Doct. Sc. in Art Studies at the Ilya Glazunov Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture (Moscow).

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4576-2685

Maria Alexandrovna Burova

Postgraduate student in Art Studies at the Ilya Glazunov Russian Academy of Painting, Sculpture

and Architecture (Moscow).

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0009-0009-7743-7327

For citation: Skorobogacheva E. A., Burova M. A. Spiritual Meanings of Sculpture and Painting by F. K. Sushkov. Philosophical and Artistic Reflection on the Fate of Russia. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 3 (23), pp. 199-213.

The article was submitted 19.04.2024; approved after reviewing 06.05.2024; accepted for publication 07.05.2024.

Творчество большого художника всегда связано с актуализацией вечных ценностей, выраженных в онтологии тем, значимых для национального менталитета — Жизнь, Смерть, Материнство, Судьба человека, Война, Созидание, осмыслением Истории, поиски Бога... Актуализация вневременных содержаний, возвращение к национальным устоям, к понятиям «патриотизм», «духовная идентификация народа» исключительны важны сегодня. Обращаясь к творчеству такого масштабного и многопланового скульптора и живописца как Фёдор Кузьмич Сушков (1923-2006), важно сразу же выявить основной камертон звучания — направленность произведений, определяющую их эмоционально-идейное восприятие. Для мировоззрения Фёдора Сушкова, художника и просветителя, солдата и гражданина, этим камертоном является единая и всеобъемлющая религиозно-философская наполненность содержаний. Именно она раскрывает его мировоззрение, биографические факты, суть образов; именно в таком ракурсе обратимся к исследованию его творчества.

Федор Кузьмич Сушков является верующим и православным художником, в условиях советской действительности не имевшим возможности прямо следовать традициям православного искусства. Он выражал их иносказательно, — через многоплановое прочтение форм находил аутентичные воплощения христианских содержаний. Таковы идеи его творчества: смиренное принятие скорбей и страданий, готовность к самопожертвованию, трактовка образов Великой Отечественной войны как неизбежности противостояния, в том числе духовного сопротивления ради освобождения Отечества, что звучит напоминанием слов Спасителя: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34), т.е. автор утверждает, что в мире, где столь сильно зло, неизбежна борьба во имя России. Отчасти в подобных интерпретациях художник обращается к некоей «наивной вере», свойственной многим деятелям искусства, — через культуру примирить конфессиональные различия, вернуться к теории «всеединства», зародившейся еще в Серебряном веке.

В драматургии его искусства, в философии творчества обозначенные идеи нашли многообразные и глубинные интерпретации. Следует также отметить общность его заключений, явленных языком скульптуры и живописи, с положениями философов И. А. Ильина, В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, а также близость его творческого метода ряду ведущих русских художников XIX — начала ХХ вв.: А. А. Иванова, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова. Они выражали православное мировоззрение через многообразные построения художественной формы и пространства, часто через корреляцию религиозных образов с исторической, аллегорической, фольклорной тематикой; именно так достигали профессиональных высот мастерства в русле отечественного православного искусства. Их опыт продолжил в своем творчестве Сушков, несмотря на все исторические смуты и духовные противоречия смятенного ХХ в. Так, подтверждается, что в творческой лаборатории художника присутствуют особые утопические проекты, «мифологемы» интеллектуального творчества, далекие от живой практики Православия, отражающие характерные для творческой интеллигенции устремления, например, Л. Н. Толстого, соединить несоединимое, явить определенную «ревность не по разуму» (по Исааку Сирину), попытку человеческим умом проникнуть в Божественный Промысл.

Религиозно-философский подход к постижению истории и современности, к их отображению языком скульптуры и живописи далеко не случаен для Сушкова, — он во многом связан с происхождением его семьи, той духовной атмосферой, которая сопутствовала началу его жизненному пути. Фёдор Сушков — выходец из народа, из русской глубинки. Он родился четвертым ребенком и единственным мальчиком в семье Кузьмы и Татьяны, крестьян села Ново-солдатка Воронежской области. В детские годы родной край привлекал его ширью и лиричностью пейзажей, тем величественно-задушевным образом простора, который издавна и поныне столь свойственен России. Многие выдающиеся отечественные художники и скульпторы были выходцами из крестьянской среды: А. Архипов, Ап. и В. Васнецовы, С. Конёнков, И. Крамской, Ф. Малявин, А. Пластов, И. Репин, А. Рылов, А. Рябушкин, В. Суриков, С. Эрьзя и многие другие. К их числу принадлежит и художник Ф. Сушков.

При всей насыщенности жизни и творчества, их наполненности событиями и свершениями, выковывающими и оттачивающими его личность, Фёдор Кузьмич является прежде всего художником, в наиболее широком и многозначном значении этого термина: живописцем, мастером создания формы в пространстве, — скульптором, художником слова и художником-творцом собственной жизни. Изучая его произведения, сле-ф.К. Сушков. Шашка ГурдаЛ"^ гг. дует обратиться к понятию «ие-

ротопия». Оно, согласно определению А. М. Лидова1 и заключению Г. В. Скот" 2

никовой , понимается как «творчество по созданию сакральных пространств».

1 Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006 // URL: http://www.hierotopy.ru/ru/?page_id=182 (дата обращения: 20.07.2024).

2 Скотникова Г.В. Созвучие вечным смыслам бытия. СПб., 2012.

Ф. К. Сушков. Троица Новозаветная. Рельеф

Каждая из многообразных граней личности Ф. К. Сушкова окрашена особыми оттенками религиозно-философских воззрений, пониманием христианских смыслов и концепций искусства, о чём пишет М. Н. Цветаева3, многовекторно-стью художественных влияний4 и самобытностью их воплощений. Особо важно, что при всей многогранности звучания произведений Сушков неизменно остается в русле христианского искусства, согласно пониманию его концепций современными исследователями в контексте эволюции мировой культуры.

Их исток следует искать в годах его детства, отрочества и юности, подобных чистым родникам, неустанно питающих поток мыслей, чувств, образов художника на протяжении всей жизни. Её начало, переходя на языке искусства, можно охарактеризовать не через живописную полихромию, а через лаконично суровые контрасты графики, через черно-белые тона скорбей и радостей, утрат и их преодоления, щедро наполнивших его рассветные годы.

Родители Фёдора были репрессированы и трагически погибли. В 19301940-е гг. он воспитывался дедушкой, очень набожным и исключительно образованным для крестьянской среды того времени человеком. Переживания детских лет уже в 1990-е гг. Фёдор Сушков выразил в живописной композиции «Шашка Гурда»5, пространство которой построено сегментарно, причём каждая его составляющая обращена к разновременным событиям, образующим единую хронологическую цепь, подобно решению клейм в житийных иконах. Его дедушка знал математику, литературу, историю, географию, арабский, греческий, латинский языки. Любимому внуку он читал Библию, стремясь с детских лет приобщить его к великой мудрости христианского учения, и это удалось в полной мере. Вероятно, уже тогда будущий художник впервые постигал азы православного искусства, знакомился с иконописью, храмовой стенописью, гравюрами, что не могло не сказаться в дальнейшем на его живописном языке. Годы спустя детские воспоминания и переживания он выразил в композиции «Детство. Гражданская война».

Сушков хорошо и с удовольствием учился, быстро взрослел, но ясный рассвет его жизни вновь оборвался неумолимо и быстро 22 июня 1941 г., в день и час начала Великой Отечественной войны, о чем юноша узнал почти сразу же после выпускного бала. В 1941 г. 18-летний Фёдор Сушков решил идти на фронт, вступил в ряды Красной армии. После участия в первых боях был

3 Цветаева М.Н. Христианский взгляд на русское искусство. СПб., 2012.

4 Скоробогачева Е.А. Многовекторность как одна из ключевых характеристик искусства Русского Севера // Искусство и образование. М., 2018. № 2. С. 47.

5 Гурда (чечен. Г1орда, Г1урда) — чеченское холодное оружие, клинки с клеймом в форме челюсти.

отправлен на курсы ротных командиров, затем назначен командиром штрафного батальона6 8-й Панфиловской дивизии, где под его командованием находилось более 470 человек. Они (Сушков в первую очередь) отвечали за обеспечение прорывов при наступлении на фашистов. Об этом через многие годы, как о немеркнущем воспоминании, художник рассказал в живописном полотне «Штрафбат», лаконичном в своем построении, ярком по колориту. Многофигурная композиция со стаффажным решением фигур отчасти напоминает произведения Брейгеля и Босха, не только в композиционном плане, но и по тому напряженному насыщенному содержанию, которое они в себе заключают, и отчасти обращена к традициям древнерусской живописи. Картина написана на сопоставлении ярких контрастных и несколько выбеленных оттенков, словно озаренных трагическим напряжением войны, вспышкой того боя, который едва не стоил Сушкову жизни.

Он получил тяжелое ранение, был госпитализирован. Как впоследствии рассказывал Фёдор Кузьмич, теряя сознание, испытал мистическое видение, словно увидел всю свою жизнь, и произнес вслух, что не умрёт. Врач, майор по званию, помогавший раненому Сушкову, вспоминал те его слова: «Я не умру, я ещё буду строить храм». Действительно, ему было суждено построить такой символичный храм — храм веры, искусства, своей жизни.

«Строительство» началось в конце 1940-х — первой половине 1950-х гг. После испытаний военных лет, когда еще так живы были скорби и трагедии утрат, жизненный и творческий путь художника окрасили светлые события и начинания. Именно тогда происходило и его становление как профессионального скульптора, и создание семьи. Сохранились ранние графические произведения, созданные в годы учебы в школе Александра Бучкури. Фёдор Сушков женился на односельчанке Марии Александровне Кулаковой, студентке Медицинского института. В 1949 г. жена получила диплом об окончании ВУЗа, и в том же году Фёдор Кузьмич поступил в институт искусств в Харькове. После успешного окончания обучения он получил распределение в Воронеж

6 Штрафбат — штрафное подразделение в ранге батальона. Туда направлялись военнослужащие офицерского состава всех родов войск, осужденные за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались в пределах фронтов — от одного до трех на каждом фронте. В штрафбате насчитывалось по 800 человек.

Ф. К. Сушков в мастерской на фоне картины Распятие. 1990-е гг.

в качестве скульптора-монументалиста. В его творчестве рождались новые и новые произведения, а в его семье родились две дочери: Алла в 1947-м и Татьяна в 1956-м гг.

Фёдор Кузьмич продолжал работать много и плодотворно как скульптор-монументалист, получая государственные заказы, преображая новыми и новыми скульптурными композициями образ Воронежа. Он не был приверженцем коммунизма, но и не вступал в открытое противостояние с властью. Несмотря на трагизм детских переживаний — потерю репрессированных родителей, — в нем никогда не было озлобленности. Напротив, он сумел сохранить расположение к людям, всей своей жизнью и творчеством подтверждая действенность христианских истин о всепрощении, смирении и человеколюбия.

Его скульптурные образы воспевали великую Россию, героизм нашего ФЖ■ Сушко& Р°ждение Авраама. 1994 народа, победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Сушков, живя и работая при советской власти, при доминировании соцреализма, отчасти вынужденно следовал официальным стилистическим требованиям времени, отчасти преодолевал эти рамки. Ему удавалось находить некоторые созвучия своего искусства с «суровым стилем», а также расширять диапазон содержаний через обращение к общечеловеческим вневременным темам и иносказательным интерпретациям образов Нового Завета. Таковы уподобление 12-ти фигур в скульптурной группе «Победа» 12-ти апостолам, крестообразная композиция стелы «Победа», созвучие образов Матери и Ребёнка Богоматери с Младенцем. Он визуализировал положения православного мировоззрения — идеи соборности и жертвенной любви, которые пронизывают все образы Великой Отечественной войны в его произведениях. Именно поэтому в скульптурных группах «Победа» и «Шиловский плацдарм» воины предстают как единое целое, как образ Воинства Небесного, сплоченные одними и теми же помыслами и стремлениями — через жертвенную любовь к Родине, соборно, в самоотверженном служении ей, добиться победы над фашизмом. Нередко Фёдор Сушков располагал фигуры в ряд во фризообразных композициях, что уподоблено предстоянию Святых перед Спасителем в иконографических решениях «Деисус», «Радость праведных о Господе», «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Его солдаты шествуют друг за другом подобно святым в композициях древнерусской живописи «Страшный суд», «Церковь воинствующая»,

«Шествие на Голгофу» и др. Так в ХХ столетии в нашем Отечестве свершалось это шествие во имя торжества Светлых Сил, так свершается оно и ныне.

Вопреки советской идеологии, все более крепла вера художника в Господа, а вместе с ней и уверенность в необходимости реализовать себя как религиозного живописца: через рисунок, цвет, иносказательным языком, восходящим к канонам искусства Византии и Древней Руси, к классике отечественного и мирового искусства, выразить свою философию творчества, художественные концепции, мировоззрение. Его живописный язык во многом опирается на древнерусскую иконопись, отчасти созвучен иконописной традиции XVIII столетия, когда было найдено сочетание «языка» искусства Древности и Нового времени, прежде всего в иконах-картинах, в парсунах. Таковы трактовки образов Спасителя, свт. Николая Чудотворца, исторического персонажа Боброка-Волынского, которым свойственен лаконизм, обобщенность форм и силуэтов, резкость контуров, контрасты локальных цветов, отчасти плоскостность тональных и декоративность колористических решений. Вместе с тем Сушков отражал требования академизма: классическое построение в произведениях трёхмерных форм, пространства, световоздушной среды, фактуры материалов. Таким образом был достигнут сложный синтез традиций и стилей в индивидуальном художественном языке.

В скульптуре советского времени он иносказательно обращался к сюжетам Нового Завета: к образам 12-ти апостолов (скульптурная группа «Победа»), к темам «Рождество Христово» и «Оплакивание» («Пьета» в искусстве Ренессанса). Такова композиция «Памятник славы» (1974 г.), построенная на диагональных ритмах, на контрастах образов, сопоставлений начала и конца земной жизни, гибели солдата и рождении младенца. В прочтении смыслов данного монумента не менее важна ступенчатая конструкция, символизирующая последовательное движение снизу вверх, уподобление «лестнице жизни», библейской лестнице Иакова, восхождения человека ко Господу. Такое прочтение темы во многом основано на живописных и скульптурных трактовках византийского, древнерусского искусства, имеет определенные созвучия в культуре классицизма и реализма, как России, так и Европы. Раскрывая батальные сцены, он словно видел в них духовную битву Добра и зла, Света и тьмы, Бога и сатаны, — выражал одну из важнейших идей христианства, что четко соотносится с символичным пространством иконы «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство Небесного Царя» (1550-е гг., ГТГ).

Ф. К. Сушков. Привели ему грешницу. 1995

Ярким, значимым периодом в жизни Фёдора Кузьмича стали 1960-1970-е гг., время, когда пришла заслуженная известность, когда он продолжал работать много и плодотворно, прежде всего как скульптор. Многие его скульптурные произведения получили первое признание и были установлены на воронежской земле. Не может не поражать масштаб сделанного. Им созданы такие монументы и скульптурные композиции, как горельефы девяти писателей: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Островский, Толстой, Чехов, Горький, Маяковский (1964 г.) на Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И. С. Никитина, «Гимн жизни» (1967 г.) на Задонском шоссе в Воронеже, стела «Победа», композиционный центр которой составляет орден ВОВ, в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне — мемориальный комплекс на площади Победы в Воронеже, открытие которого состоялось 9 мая 1975 г.7, «Шиловский плацдарм» (1980-гг.) в поселке Шилово8 Воронежской области, звучащий напоминанием о кровопролитных боях в этом селении за правый берег реки Воронеж, «Летящая конница» (2005 г.) в Воронежской области, мемориал «Пьедестал» (1975 г.) — памятник лётчикам, отстоявшим воронежское небо в военные годы, «Монумент погибшим во время гражданской войны» (1987-1988) в городе Россошь близ Воронежа, квадрига «Наездница и фанфаристы» (1957 г., в соавторстве) на фасаде здания Ростовского цирка, «Материнство» (1967 г.), скульптура «Бесконечность» и «Памятник космонавтам» в Нововоронеже (1990-е гг.), «Прорыв» в Новом Мамоне (1983 г.). Кроме того, им созданы декоративные скульптурные композиции для нескольких зданий в Воронеже, в том числе горельеф «Адам и Ева» для фасада Дворца культуры. Фёдор Сушков является автором более 50-ти монументов по всей стране: в Смоленске, Ростове-на-Дону, Кемерово, Семилуках, Россоши, и, конечно же, в Воронеже — городе, с которым теперь была связана вся его жизнь, зарождение многих творческих замыслов и их реализация. Заслуженно Фёдор Кузьмич является почётным гражданином Воронежа. В городе его именем названа улица, а на фасаде выставочного зала

7 Мемориальный комплекс — скульптурная композиция, вечный огонь перед ней и стела, на вершине которой находится орден Отечественной войны I степени — создан в честь защитников Воронежа, сражавшихся за город в 1942-1943 гг. Авторами являются скульптор Фёдор Сушков и архитекторы Николай Гуненков и Петр Даниленко.

8 Микрорайон в Воронеже. Административно подчинён администрации Советского района. Расположен в правобережной части города на левом берегу Дона, при впадении в него реки Воронеж. Население микрорайона — 7,8 тыс. жителей (2010). Статус посёлка городского типа имел с 1986 по 2011гг., после чего вошёл в состав города Воронеж и получил статус микрорайона.

Ф. К. Сушков. Засадный полк. Волынский-Боброк. 2004

Воронежского отделения Союза художников (ул. Пушкинская, 7), где творил мастер, установлена мемориальная доска. И, несомненно, важно, что в июле 2023 г. в Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского состоялась персональная выставка произведений Ф. К. Сушкова.

Плодотворным стало сотрудничество, а точнее, творческое содружество с архитекторами Н. Ф. Гуненковым, Ю. В. Львовым и А. Г. Бузовым, что может напомнить о православном понятии «соборность» и о «художниках-соборянах», вместе, в едином стремлении создающих величественные храмовые образы. В советское время по идеологическим причинам Фёдор Кузьмич и его единомышленники не имели возможности работать над храмостроительством и благоукрашением церквей, но они, в первую очередь Сушков, создавали символичный храм — зримый образ славы Отечества, звучащий напоминанием о полных трагизма и противоречий событиях ХХ в. Вместе с тем, в монументальных скульптурных композициях, многосоставных и многоплановых в своем содержании, как и всегда в творчестве Сушкова, отражена многовековая слава Отечества, его вневременные духовные основы, которые невозможно раскрыть без обращения к православному учению.

В этот же период, находясь на вершине известности, Фёдор Кузьмич получил приглашение от Министерства культуры и скульптора Е. В. Вучетича в Москве на должность руководителя творческой мастерской. Сушкову предложили возглавить и курировать все скульптурные работы Советского Союза, но он ответил отказом. Следует предположить, что политическая и идеологическая составляющие сыграли в этом решении далеко не последнюю роль. Не вступая в конфликт с официальной идеологией, скульптор, прошедший Великую Отечественную войну, стоявший на патриотических позициях, все же оставался чужд ей. Его мировоззрение и философия творчества были основаны на многовековых исторических и религиозных устоях России. Они были впитаны им, отчасти интуитивно, отчасти осознанно, еще в детские и юношеские годы, укреплены и приумножены в зрелом возрасте, а потому невозможно понять его жизненный и творческий путь вне их. Фёдор Сушков, будучи религиозным художником-мыслителем, умел «плыть против течения».

Начиная с 1989 г. всё более значимое место в его творчестве занимала живопись, прежде всего религиозная. Именно в этой сфере он продолжал столь же много и целеустремленно работать вплоть до начала 2000-х гг. В новых творческих устремлениях и экспериментах его поддерживала семья, в том числе внуки Лариса, Анна и Александр. В этот же период Фёдор Кузьмич стал задумываться о создании коллекции собственных работ, на что получил благословение при личной встрече от Армянского патриарха Вазгена I.

Культуру Россию, ее составляющую — изобразительное искусство, всегда определяли два важнейших фактора: приверженность православию и сохранение классических традиций: от древнерусского искусства до высокого реализма, духовно-стилистических направлений, столь по-разному воплощающих единое религиозно-философское понятие «верующий разум»9,

9 Казин А. Л. Событие искусства: классика, модерн, постмодерн в пространстве русской культуры. СПб., 2020. С. 7.

изображение человека как образа и подобия Божия. Именно такая направленность, неотрывная от развития национальной отечественной культуры, свойственна живописи Сушкова.

Среди сотен написанных им картин особое место занимает обращение к древнерусской тематике, а именно к сложнейшим переломным событиям отечественной истории, произошедшим 8 сентября 1380 г., — Куликовской битве. Художник говорил об этом со свойственным ему лаконизмом живописного языка, с сопоставлением контрастных плоскостей цвета и тона. Таковы его картины «Засадный полк» и «Боброк». Память ратных подвигов стародавней Руси воскресает в этих произведениях: мы видим землю, объятую пламенем — сражающуюся и непокоренную. Уже более 150-ти лет длилось тогда господство татаро-монгол, но Русь поднялась на борьбу, смогла выстоять.

Живописные композиции дают историко-философские заключения о далеких событиях. Через острый рисунок, насыщенные цветовые сочетания, контрастные ритмы художником передан наивысший накал сечи. К решающему моменту битвы обращено произведение «Засадный полк». Во главе с князем Владимиром Андреевичем и славным воеводой Дмитрием Михайловичем Волынским-Боброком засадный полк не дал татаро-монголам одолеть наших воинов, во многом предрешив победу. Русь снова поверила в свои силы, в стародавние заветы предков. Выдающийся историк В. О. Ключевский писал: «Событие состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ... Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: "Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь"»10.

На первый план в живописном искусстве Сушкова выходят религиозные сюжеты и образы, решенные как философские мирообъемлющие обобщения, как визуальные воплощения верующего разума. С одной стороны, Фёдор Кузьмич обращался в них к православным традициям Древней Руси и Византии в отношении иконографических трактовок, иконологии, иносказательности, многоаспектности решения содержаний. Как подобие иконописного пространства построена композиция картины «Штрафбат». Образы икон напоминают его произведения: «Иисус», «Энергия Христа» — подобия иконографических решений «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель». К иконописной иконографии, к колористике храмового искусства обращены его образы свт. Николая Чудотворца и Богородицы: «Богоматерь с Младенцем», «Покров». В композиции «Распятие» интерпретирована композиционная схема решения одного из важнейших сюжетов Нового Завета, широко известного в искусстве Ренессанса, Северного Возрождения, Византии и Древней Руси, Нового времени. Обращение к подобной тематике особенно сложно, поскольку ее решения известны в тысячах вариантов в мировом искусстве. Тем сложнее избежать компиляции, найти собственное прочтение, что, несомненно, удалось Фёдору Сушкову.

10 Ключевский В. О. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства // Lib.ru. URL: http://az.lib.rU/k/kljuchewskij_w_o/text_1892_radonezhsky_oldorfo. shtml (дата обращения: 20.07.2024).

Ф.К. Сушков. Иисус в терновом венце. 1994

Другие живописные холсты художника имеют ярко выраженные индивидуальные, именно им найденные построения, которым свойственно синтезированное прочтение. В них то доминирует реалистический художественный язык («Рождество Христово», «Вход в Иерусалим», «Моление о Чаше», «Явление Пилату и сотнику до суда», «Снова копьё судьбы», «При распятии», «Так быстро скончался?» — образ Понтия Пилата), то они приближены к символизму. Таковы картины «Приближение духа Христа сынам человеческим», «Копьё, которым проткнули Иисуса», «Кровь Нового Завета», «Снятие с креста». Исходя из общего обзора многих произведений Ф. К. Суш-кова, заключаем, что символистские трактовки в его живописи доминируют, что вновь подчеркивает значимость выражения именно идеи, мировоззрения, а не внешней характеристики.

Следует отметить такую значимую черту творчества Ф. К. Сушкова, как многовариантность композиционных решений, которые, в свою очередь, обуславливают многовариантность в передаче движений, силуэтов, портретных характеристик, деталей. Как примеры, можно обозначить живописные композиции «При распятии» и «Снятие с креста». Меняя трактовки, художник ищет всё более и более выразительные решения, остро раскрывающие идеи, передающие оттенки смыслов. Важно отметить и то, что найденные одни и те же композиционные трактовки он воплощал и в живописи, и в скульптуре, отчасти меняя их, развивая решения замыслов. Таковы скульптурная «Стела» и живописные композиции «Медный змий», «И как Моисей вознес Медного Змия в пустыне, так и должно быть вознесено Сыну Человеческому» (в двух вариантах).

Выразителен «Автопортрет» Фёдора Кузьмича, написанный в 1990-е гг., также известный в нескольких вариантах. Отметим глубину образа, трактованного строго фронтально, на напряженном по звучанию красно-охристом фоне. Суровые черты лица, подчеркнутые лаконизмом решений, передают характер самого художника, и в то же время обобщены, уподоблены трактовкам ликов.

При превалировании христианской тематики в его мировоззрении и искусстве всегда была важна тема пересечений, идейного единства мировых религий: христианства, иудаизма, буддизма, ислама, как выражения вневременной мудрости мира, общечеловеческих светлых начал. Об этом позволяют судить его живописные композиции: «Просто образ Мухаммеда», «Пророк Мухаммед», «Явление Мухаммеду», «Когда же придет он, Дух Истины?», «Родился Сын Божий». Один из невоплощенных проектов Сушкова, свидетельство глобальных масштабов замыслов — «Храм всех религий», что отчасти

Ф.К. Сушков. Николай Чудотворец. 1994

перекликается и с идеинои направленностью, и с колористическими решениями произведении Н. К. Рериха. Важно, что, не имея возможности реализовать многие из своих эскизов, Фёдор Кузьмич в деталях воплощал их в жизнь, умел скульптурные образы переносить в живопись и наоборот.

О сложности, длительности композиционных поисков и смысловых оттенков звучания свидетельствуют произведения, обращенные к идеям космогонии. В них зритель находит трактованные как детали вплетения в живопись шифров, сочетании букв и цифр. Можно вспомнить об интерпретации в искусстве тех же тем и идей С. Т. Конёнковым, выдающимся скульптором ХХ в., наследие которого по сей день недостаточно изучено. Глубинное символичное прочтение образов раскрыто Сушковым в его полотнах «Лик Христа», «Медный змей», «Пророк Мухаммед», «Свет истины», «Бесконечность». При всем многообразии решений, перечисленные композиции объединяет доминанта вертикалей: форматов, построений, ритмов, деталей.

Перечисление этих названий уже позволяет судить о склонности Фёдора Кузьмича к религиозно-философским изысканиям, во многом предопределенным еще в детские годы и затем в тяжелую военную пору, а также о его принадлежности к особому типу художника-мыслителя, столь характерного для России. Обозначенные образные характеристики отчасти ассоциируются с религиозными сюжетами в литературных сочинениях А. А. Блока, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева, И. С. Шмелева и других выдающихся писателей-философов России, с обобщенным, вневременным и вместе с тем жизненным восприятием образа народа философами С. Н. Булгаковым, И. А. Ильиным, П. А. Флоренским, современным философом А. Г. Дугиным.

Так, картина «Челн на реке», панорамный пейзаж, в котором применен ракурс панорамного обзора сверху, с высоты птичьего полета, не может не напомнить об эпохе Серебряного века, о символизме, о строках А. А. Блока в стихотворении «Осенняя любовь»:

«Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой — будет ли причален К моей распятой высоте?»

В 2005 г. Фёдор Кузьмич тяжело заболел, — сказывались фронтовые ранения. Испытывая сильные боли в спине и ногах, он уже не мог ходить, не мог

держать кисть. Его жизненный путь оборвался 12 июля 2006 г. Все свои произведения он подарил внучке Анне Александровне Сушковой-Назаровой, которая ныне ведет работу по популяризации его творческого наследия и в России, и за рубежом.

Отметим тот факт, что особенно широкое признание произведения Суш-кова получили сначала у итальянских зрителей и критиков, т.к. после кончины Фёдора Кузьмича А. А. Сушкова-Назарова отвезла всю коллекцию картин именно в Италию. В период с 2010 по 2014 гг. под высоким патронатом министерства культуры Италии и посольства России, при содействии администраций итальянских городов выставки, представляющие искусство Ф. К. Сушкова, с успехом состоялись в Милане, Болонье, Флоренции, Падуе, Венеции, в республике Сан Марино и т.д.

В 2019 г. его творчество было удостоено престижной премии Каналетто при патронате министерства культуры Италии и ЮНЕСКО, а также премии на Биеннале «Канарские острова» за вклад в развитие искусства. В мае 2019 г. научный комитет ПроБиеннале «Венеция» под председательством известного критика итальянского искусства Витторио Сгарби отметил живописное полотно Ф. К. Сушкова «Рождение Иисуса». В 2020 г. его произведения удостоены премии Якопо да Понте — премии посла интернационального искусства в странах Азии, а в следующем году, по решению внучки художника А. А. Сушковой-Назаровой, вся коллекция его картин была возвращена в Россию.

В 2023 г. исполнилось сто лет со дня рождения Фёдора Кузьмича Сушкова. Его произведения, отражающие личность художника, гражданина, православного философа, просветителя, ныне как нельзя более актуальны. Образы, отраженные в его скульптуре и живописи, обращены к национальным и общечеловеческим темам, к памятникам старины, к изучению культурно-исторического и религиозно-философского наследия. Так раскрывается возможность диалога культур Древней Руси и Нового времени, обретения синтеза традиций. Мотивы, художественный язык, символизм трактовок, фундаментальные духовные содержания творчества (строение мира, господство светлых созидательных начал, мудрость Божьего Промысла) ярко, самобытно интерпретированы в искусстве Ф. К. Сушкова, в произведениях, принадлежащих к различным видам творчества (скульптуре, живописи, графике) и различным жанрам (историко-религиозная композиция, портрет, пейзаж). Философско-этическое содержание его произведений экстраполируется на процессы общественной жизни, мировоззренческие позиции, постулированные в трудах Ф. И. Буслаева, Ф. М. Достоевского, С. Н. Дурылина, И. А. Ильина, Н. Н. Страхова, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, И. С. Шмелева и др., обращенных к самосознанию народа.

В творчестве Фёдора Кузьмича Сушкова переплелись тысячи впечатлений, событий жизни автора, его семьи, многовековой истории Отечества. Подобно корням, питающим дерево, они наполнили его образы исключительной силой, глубиной, достоверностью. Будто из самой русской земли поднялись эти образы, из горечи потерь и величия побед нашего народа, из протяжности, неизъяснимой задушевности русских песен, стародавних, веками хранимых традиций. И возникли картины, воплощение титанического труда

художника, всей его жизни, его дум, скорбей и радостей, боли и гордости за нашу Русь и великой надежды на ее светлое воскресение. Каждый персонаж и деталь его композиций — это иносказание о его жизни на родной земле, о России: многоликая, разноголосая, с бесконечностью ее бед и светом негасимой веры, с взлетами и падениями ее истории, с богатством и скудостью ее земель, с бездной ее испытаний и высотой возрождения.

Вневременные идеи, в русской традиции нерасторжимо связанные с православием, столь необходимые сегодня, отражены во всем творчестве и деятельности Фёдора Сушкова, заслуженно нередко называемого «современным русским Микеланджело». Так же в начале ХХ столетия именовали выдающихся отечественных скульпторов Сергея Конёнкова и Степана Эрьзю. В заключение вспомним слова философа Ивана Ильина: «Нельзя любить Родину и не верить в нее. Но верить в нее может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею истоки своей творческой мысли и своего духовного самочувствия»11. Так искусство художника, отражающее вечную борьбу света и тьмы и торжество светлых начал, помогает выстоять в смуте событий, создает одухотворенный образ, неотделимый от истории страны и жизни каждого.

Источники и литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Грядущая Россия. Минск: Харвест, 2009. С. 2-213.

2. Казин А. Л. Событие искусства: классика, модерн, постмодерн в пространстве русской культуры. СПб., 2020. 243 с.

3. Ключевский В. О. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства // Lib.ru. URL: http://az.lib.rU/k/kljuchewskij_w_o/text_1892_ radonezhsky_oldorfo.shtml (дата обращения: 20.07.2024).

4. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006 // URL: http://www.hierotopy.ru/ru/?page_ id=182 (дата обращения: 20.07.2024).

5. Скоробогачева Е.А. Многовекторность как одна из ключевых характеристик искусства Русского Севера // Искусство и образование. М., 2018. № 2. С. 47-58.

6. Скотникова Г.В. Созвучие вечным смыслам бытия. СПб.: Альфарет, 2012. 197 с.

7. Цветаева М. Н. Христианский взгляд на русское искусство. СПб.: Изд-во РХГА, 2012. 303 с.

11 Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Грядущая Россия. Минск, 2009. С. 2. Теория и история культуры, искусства 213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.