Научная статья на тему 'Духовные поиски главного героя пелевинских произведений'

Духовные поиски главного героя пелевинских произведений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
575
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / ЧИТАТЕЛЬ / ТИП МЫШЛЕНИЯ / В. О. ПЕЛЕВИН / ДЗЭН-БУДДИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нечепуренко Дмитрий Валерьевич

Придерживаясь привычного деления героев В. О. Пелевина на героя-учителя и герояученика, автор статьи утверждает, что целью пелевинской характерологии является интеллектуальное и духовное развитие читателя, коррекция мировоззрения (характера) с позиций дзэн-буддизма. Это утверждение обосновывается анализом произведений разных видов искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные поиски главного героя пелевинских произведений»

УДК 82-313.1

Дмитрий Валерьевич Нечепуренко

Челябинский государственный университет

ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПЕЛЕВИНСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Придерживаясь привычного деления героев В. О. Пелевина на героя-учителя и героя-ученика, автор статьи утверждает, что целью пелевинской характерологии является интеллектуальное и духовное развитие читателя, коррекция мировоззрения (характера) с позиций дзэн-буддизма. Это утверждение обосновывается анализом произведений разных видов искусств.

Ключевые слова: герой, читатель, тип мышления, В. О. Пелевин, дзэн-буддизм.

Используя традиционное деление критиками пелевинских персонажей на два типа -«учитель» и «ученик», мы пытаемся раскрыть особенности этого «учительства»

[4]. Чему же учит герой-гуру? Через него писатель пытается развить у читателя новое восприятие окружающего. Примеры такого «объёмного» восприятия мира в других видах искусства - «Чёрный квадрат» К. Малевича, музыкальное произведение Д. Кейджа «4, 33» (молчание оркестра в течение четырёх минут тридцати трёх секунд). Эта инструментальная пьеса, представляющая собой факт демонстрации тишины, опрокинула все существовавшие до тех пор критерии восприятия музыки. Это манифест абсолютной капитуляции европейского драматургического типа мышления перед другим типом -формально нефиксируемым, но вживую переживаемым [3]. Корни этой концепции можно обнаружить ещё в дзэн-буддизме. Так, известно, что Д. Кейдж, который, кстати, кроме того, что был выдающимся композитором, был ещё и писателем («Молчание», «Год после понедельника») так же, как и В. О. Пелевин, увлекался дзэн-буддизмом [3]. Существует также и определение «постмодернистская музыка» (Д. Кейдж, П. Шеффер,

Э. Варез). Так, на примере формирования гения Д. Кейджа удалось проследить связь дзэн и постмодернизма, схожесть этих двух философий. Эволюция природы, проблемы развития искусства, литературы, её вечные вопросы не могут решаться односторонними, одномерными категориями или вкусовыми пристрастиями. Как видно, это понимает и В. О. Пелевин. Литература, подобно остальным явлениям в природе, должна естественно формироваться путём свободного, случайного или причинного сочетания элементов, их количества, комбинаций. Подобно развитию истории литературы формируется и индивидуальное мышление человека, который пытается каким-либо одним методом, идеей, качеством обосновать и описать всё устройство мироздания в целом. Однако мало какая теория могла выдержать испытания реальной жизнью, и часто вслед за эйфорией доказуемости, убедительности наступало разочарование. Из образовавшегося ничего, пустоты возникала новая система мировидения, которая способна на несравненно большее, чем старые. Литература, в частности изображение человека не могут оставаться прежними в связи с развитием идей, раскрывающих устройство мира и человека, науки, повышением общего интеллектуального уровня людей. Так называемая «пустота» (концепт видения мира) - многомерна, она никогда не выражена полностью только в одном. Если на человека воздействует произведение с концептом «пустоты», оно никогда не будет до конца разгадано, как и самые глубинные тайны бытия, но никогда не будет и обманывать, лишь может постигаться интуитивно. В музыке, к примеру, гениальность такого произведения выразится в том, что, сколько бы ни исполнялось произведение, например, вышеупомя-

© Д. В. Нечепуренко, 2012.

нутое «4,33» Д. Кейджа, оно всё время, в отличие, например, от композиции Баха или песни Джорджа Харрисона, будет звучать по-другому, не так как раньше, хотя бы потому, что сама реальность (жизнь) постоянно меняет условия, в которых находится слушатель. Это находит отражение и в литературе, особенно в современной. Концепт Пустоты бездонный, но всеохватывающий. Отметим, что интерес к исследуемой нами концепции, используемой В. О. Пелевиным, присущ многим видам искусства, а не только музыке или литературе. Всё это подтверждает актуальность и общность проблем в искусстве и в науке, отражение мировых тенденций в творчестве Пелевина.

Художественная ценность книг В. О. Пелевина в том, что они - о постижении самой реальности как таковой в её взаимосвязи с индивидом. Пелевин учит смотреть в корень, то есть в саму тему произведения, а не отвлекаться на частности, отдельные элементы, образы, пункты. По большему счёту, его герои - это функциональные марионетки в умелых и достаточно уверенных руках писателя, часто это даже не люди: полулюди-полунасекомые, оборотни, компьютерные персонажи, неодушевлённые предметы. «У меня в книгах нет героев. Там одни действующие лица» [2]. Для метода Пелевина важна сама тема, сюжет же, в основном, лишь канва темы для духовного пробуждения (читателя). По сути, не важно кем является этот главный герой духовный искатель, ищущий ответы, не важно где, в каком месте и когда состоялся тот или иной диалог с героем-авторитетом, кто именно этот «гуру», весь бытовой слой материала книги, оттеняющий «вечное»: почему Андрей, а не Стёпа или Саша едет в поезде, а не на автомобиле или самолёте, человек ли герой или насекомое, предмет. Главное - их функция, расположение относительно друг друга и иерархия. Более того, не важны даже конкретные ответы персонажа - «гуру», как не важно было бы и то, если бы они носили противоположный имеющемуся в них содержанию смысл. В данной эстетике читателю, как и главному герою пелевинских произведений, не следует пытаться рассуждать, ему нужно не привычно думать (в этом случае не долго и запутаться), а всматриваться в корень. Человеку с линейным интеллектом и с бедным культурным багажом затруднительно понять всю глубину мыслей, подводные течения пелевинских произведений из-за особенностей такой эстетики. Немалое количество критиков изначально находилось в резкой оппозиции к постмодернизму и к творчеству В. О. Пелевина именно по этой причине, так как многие из них, если не большинство, выросли на классической европейской литературе, почти всегда требующей одного и того же линейного типа восприятия. Д. Ланин: «Самое нашумевшее литературное произведение последних лет, роман Виктора Пелевина “Чапаев и Пустота”, представляет собой, помимо всего прочего, злейшую сатиру на российских интеллектуалов. Правда, российские интеллектуалы, в лице многочисленных критиков, этого попросту не поняли»

[5]. Однако можно не согласиться с тем, что это только и главным образом «сатира на российских интеллектуалов», так как не устраивают Пелевина и недалёкие обыватели. Объективной будет констатация существования довольно агрессивной части российской критики, резко обвиняющей писателя во всех мыслимых и немыслимых грехах: низкой культуре, бездарности, хулиганстве, бездуховности, отсутствии патриотизма, потакании массам (П. Басинский, А. Немзер, А. Архангельский) [1]. А Возможно, такой тип характера, как у вышеприведённых критиков и побудил Пелевина писать его произведения, поскольку всё в них сосредоточено на проблеме восприятия человеком окружающего мира, отношения к нему. Именно быть объективным и учит Пелевин всем своим творчеством. В своём творчестве Пелевин ставит проблему характера и восприятия мира, говорит о возможности его исправления, духовном совершенстве. По всей видимости, одними из первых негодуют те критики, которые, в силу своего зрелого возраста, уже сформировались как личности на массовых стереотипах, советских идеалах, классической литературе. Такие критики мыслят стандартно, линейно,

опасаются любого проявления свободы, индивидуализма, вольнодумства, одномерно воспринимают все категории постмодернизма, так как считают, что им уже известны единственно правильные методологические установки для анализа литературы, искусства. Они убеждены в абсолютной правоте своих (стереотипных) убеждений. Также к писателю отрицательно относятся критики, ангажированные теми или иными политическими партиями, утрировано считающие, что писатель очерняет Россию. Об этом, в свою очередь, и писал в «Generation ‘П’» В. Пелевин, когда говорилось о будущем насаждении в России «ложнославянской идеологии», патриотизма на бумаге [8, 40]. Причины этой негативной реакции к творчеству В. О. Пелевина банальны - непонимание творческого метода писателя, иная стратегия восприятия, различие в уровнях интеллекта. Человек с грубой, либо упрощённой интеллектуальной организацией, не в состоянии покинуть пределов одной-единственной наезженной тропы мышления, благодаря въевшимся в него стереотипам, мнению большинства. Сужение интеллекта, его устремлённость только к одному - это то, что препятствует гармоническому развитию личности. Общее мнение критиков, отрицательно настроенных к литературному постмодернизму - В. О. Пелевин и другие современные писатели постмодернисты - всего лишь эксцентричные личности, не знающие и не умеющие ничего кроме плагиата, литературного хулиганства и щёгольства, вроде использования нецензурных слов, интертекста, высмеивания авторитетов, нелепых ответов на бессмысленные вопросы. Но это не подтверждается глубоким анализом творчества Пелевина, мировым признанием писателя, его многочисленными премиями, переводами на другие языки. Возможно, подобное отношение к творчеству Пелевина проявилось ещё и потому, что Россия достаточно консервативная страна в культурном плане, многие достижения культуры доходят до неё после их освоения и усвоения Западом и Европой. «Мировая культура, - подумал Андрей, - доходит до нас с большим опозданием» [9. С. 311]. Из вышеперечисленного можно представить насколько необычен, тонок и сложен главный герой Пелевина, через которого читатель, как правило, и проникает в художественный мир произведения, олицетворяет себя им, познаёт его и в то же время себя. Такой герой очень удобен при оперировании со стереотипами масс, столетиями довлеющими над их умами. О стремлении писателя интеллектуально развить своего читателя свидетельствует и использование им нескольких сюжетных линий в одном произведении («Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «S.N.U.F.F.»). В целом, большинство людей остаются с неразвитым - однолинейным типом мышления, так как только благодаря некоему толчку извне, либо собственному волевому усилию, приняв на себя полную ответственность за себя и мир, можно расширить своё интеллектуальное пространство до «сферического». Без этого люди, обитающие в аквариуме собственных представлений, не в состоянии самостоятельно встать на честный и благородный путь Просветления. «Запись о поиске ветра»: “Мои мысли устремились сразу во все стороны...” [7. С. 477].

Список литературы

1. Басинский, П. Из жизни отечественных кактусов [Текст] / П. Басинский // Литературная газета. - 1996. - 29 мая.

2. Пелевин, В. О. История России - это просто история моды [Электронный ресурс] / В. О. Пелевин. - URL : http://www.gazeta.ru/2003/09/02/viktorpelevi.shtml (дата обращения: 05.01.2011).

3. Джон Кейдж - 4’33» [Электронный ресурс]. - URL : http://viktor-w.ru/2009/09/05/ cage-433/ (дата обращения: 20.01.2012).

4. Кузнецов, С. Василий Иванович Чапаев на пути воина [Текст] / С. Кузнецов // Коммерсантъ-Daily. - 1996. - 27 июня.

5. Ланин, Д. Виктор Пелевин и пустота российского самосознания [Электронный ресурс] / Д. Ланин. - URL : http://pelevin.nov.ru/stati/o-pchp/l.html (дата обращения: 07.04.2012).

6. Маслов, А. А. Афоризмы и тайные речения Бодхидхармы [Текст] / А. А. Маслов. -Ростов н/Д. : Феникс, 2008. -258 с.

7. Пелевин, В. О. Все рассказы [Текст] / В. О. Пелевин. - М. : Эксмо, 2005. -512 с.

8. Пелевин, В. О. Generation «П» [Текст] / В. О. Пелевин. - М.: Вагриус, 2003. - 366 с.

9. Пелевин, В. О. Омон Ра/Жёлтая стрела [Текст] / В. О. Пелевин. - М. : Вагриус, 2003. -319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.