Научная статья на тему 'Духовность современной личности и пути ее формирования'

Духовность современной личности и пути ее формирования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
771
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВА / ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / SPIRITUAL QUALITIES / PERCEPTION OF MUSIC / EDUCATIONAL SIGNIFICANCE OF ART / SPIRITUAL AND ESTHETIC FORMATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лифинцева Светлана Николаевна

Дано сущностное определение понятия духовности с точки зрения общекультурного и психолого-педагогического подходов. Проанализировано состояние и уровень духовности молодого человека в современном обществе с использованием результатов социологического опроса студентов г. Егорьевска, а также вторичной информации из открытых сетевых источников. Рассмотрен потенциал музыкального искусства, в частности музыкального восприятия как отдельного вида деятельности, как средства влияния на процесс духовного формирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Personality’s Spiritual Qualities and Their Formation Ways

The essential definition of spirituality notion is given based on common cultural and psychological-pedagogical approaches’ standpoints; state and level of young person’s spirituality in modern society are analyzed based on interviews with Egoryevsk’s students and secondary information from open Internet sources. The potential of musical art, particularly of musical perception as stand-alone kind of activity, in personality’s spiritual formation is considered.

Текст научной работы на тему «Духовность современной личности и пути ее формирования»

УДК 37.03

Духовность современной личности и пути ее формирования

С. Н. Лифинцева

Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова (г. Егорьевск)

Дано сущностное определение понятия духовности с точки зрения общекультурного и психолого-педагогического подходов. Проанализировано состояние и уровень духовности молодого человека в современном обществе с использованием результатов социологического опроса студентов г. Егорьевска, а также вторичной информации из открытых сетевых источников. Рассмотрен потенциал музыкального искусства, в частности музыкального восприятия как отдельного вида деятельности, как средства влияния на процесс духовного формирования личности.

Ключевые слова: духовность; восприятие музыки; воспитательная ценность искусства; духовно-эстетическое становление; молодежь.

Понятие «духовность», образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесенность с супранатуралистическим трансцендентным началом. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству: соответственно, одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу.

В психологии духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной (познавать) и социальной (жить, действовать «для других»). Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью — вторая. С категорией «духовность» соотносится потребность в познании — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить ответ на них. Объективная полезность духовной деятельности человека сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга, наказанием — угрызения совести и чувство вины. Один из самых значительных русских писателей и мыслителей, Л. Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самым худшим — человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не объективной истине, а выгодным для него взглядам.

Образование в России было неотделимо от духовного формирования личности — это относится и к христианской педагогике дореволюционных времен, и к советской эпохе. Не случайно В. В. Зеньковский усматривал большую близость советской педагогики к религиозной, чем к позитивизму и кантианским увлечениям, например, С. И. Гессена [1]. Разумеется, русскую школу, как всякую другую,

© Лифинцева С. Н.

Лифинцева С. Н.

занимали вопросы и творчества, и методики развития интеллекта, но в ней выделялась доминанта духовности как стержень образования. Духовность — это проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному. Она преодолевает утилитаризм, чисто практическое, точнее прагматическое, бытие человека. Духовность рассматривалась в русской религиозной философии как метафизическое ядро человека.

Взгляды современной молодежи на духовность и ее место в жизни и системе их ценностей анализировались в ходе опроса студентов педагогического факультета Егорьевского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова. Приведем несколько цитат, характеризующих позицию большинства (почти 60 %) респондентов:

— «Духовность в современном мире... По-моему, люди забыли про это»;

— «Духовность в современном мире отсутствует. Ну, или большая редкость»;

— «Духовность в современном мире. Можно сказать, что это понятие стоит далеко не на первом месте».

В самом молодежном источнике информации — Интернете — сформулированы правила духовного человека [2] (лексика и орфография подлинника сохранены):

«.2. Заведите в машине несколько иконок, подходящих к случаю. Они могут помочь, когда вы будете выезжать на встречную, пользуясь купленными по случаю мигалкой и крякалкой, а заодно создадут вам имидж духовного человека.

Пример в любой маршрутке, описывать глупо.

3. Любите Пушкина, Толстого и Достоевского. Читать не обязательно, просто помните, что они — ваши любимые писатели. А если спросят о Лескове, Пастернаке или Набокове, презрительно морщитесь. Набоков вообще жил в Америке и написал "Лолиту" — откуда там духовность?!

4. Говорите на бессмысленные темы. Полезно бывает, например, обсудить с друзьями исконную русскую соборность русской же души. Если получится выпить при этом по полбутылки водки на каждую присутствующую душу, наверняка удастся даже

поспорить.

<...>

6. Приучайте к духовности детей. Заставляйте их читать стихи и беспрекословно вас слушаться (послушание — главный признак духовности кого угодно). Не захотят — придется бить линейкой по голове. Как бы вам ни было неприятно, вы духовный человек и выдержите такое испытание!

7. Всегда подавайте милостыню, получив крупную взятку или откат. Давайте рублей сто, не меньше — так вы поможете перераспределить неправедно нажитые богатства в пользу бедных. Ведь те, кто вас подкупает наверняка наживались неверно.

<...>

10. Презирайте Запад — весь разом. И бурную Францию, и расслабленную Голландию, и консервативную Финляндию. И уж конечно, Америку, где и культуры-то своей никогда не было. Кстати, как это скажете, сразу уходите, а то всякие умники начнут донимать вас Хемингуэем, Марком Твеном, О'Генри, Драйзером, Фолкнером и прочей чушью.».

В этих советах (во всех или хотя бы некоторых) большинство из нас узнает себя.

Духовно-нравственные проблемы бытия

Но вместе с тем часть опрошенных студентов — примерно 40 % — более осознанно и рефлексивно относится к духовности и смыслу собственной жизни:

— «Духовность — это понимание того, что мир находится в согласии с внешними проявлениями личности. Ответственность за честность перед самим собой в своих мыслях и поступках»;

— «Духовность — это тончайшая энергия, связывающая человека с Высшим миром. Духовность трудно определить. Осознать это понятие можно путем поиска элементов духа во всем. Духовность — это не высшее образование, это не масса всевозможных знаний. Духовность — это умение принять чужую боль как свою»;

— «Духовность — совокупность проявлений духа в мире и человеке, выражение моральных ценностей. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям и миру. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов»;

— «Смысл моей жизни в том, чтобы не изменять своим принципам, развивать и воплощать свои идеи, дорожить, ценить и уважать своих близких».

Последние высказывания свидетельствуют о неиссякаемости духовных традиций и «врожденности» духовных предпосылок в личности.

В современной психологической литературе четко различают понятия душевности и духовности: «душевное» — это мир чувств, а «духовное» — мир идей [3]. Душевный опыт признается замкнутым, непосредственным, объективированным и единичным. Кроме того, выделяется позитивная и негативная душевность: доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию и отсутствие таковых. В последнем случае, как нам кажется, проявляется не негативная душевность, а ее неразвитость: трудно представить себе злобу, жестокость, подлость под именем душевности, пусть даже негативной, и негативную духовность. «Позитивная духовность не самодостаточна, это — наличие в психике индивида и черт духовности, и черт позитивной душевности: он должен быть не только духовным, но и просто "хорошим человеком", что не всем духовным удается» [4]. Нам представляется неоднозначным вопрос о негативной духовности и возможности отнести ее «симптомы» к духовности.

Средством, способным возродить и развить высшие нравственные и художественные задатки, является, на наш взгляд, музыкальное искусство, проникающее непосредственно в душу, в бессознательное, не требующее «разъяснений» и интеллектуальных обоснований. В частности, наибольшие возможности имеет такая музыкальная деятельность, как восприятие музыки, предполагающее лишь минимальные специальные способности и подготовленность. Вместе с тем именно оно наиболее доступно молодежи и подросткам и даже модно среди них, а значит, может стать именно тем каналом, который позволит достучаться до души и духа будущих поколений.

Воздействие искусства на человека не ограничивается одной лишь эстетической функцией, а связано со всеми видами его жизнедеятельности и духовным миром личности в целом, поэтому проблемы духовно-эстетического становления особенно актуальны и должны решаться наряду с задачами формирования духовно и нравственно развитой личности.

Лифинцева С. Н.

Известный ученый Г. Г. Шпет считал, что искусство является специфическим видом знания, особенности которого связаны с его эмоциональной первичностью. Передача в искусстве определенного переживания позволяет сформировать новое понятие, основанное на сотворчестве с автором, вызывающем на основе внешних экспрессивных форм произведения сопереживание, сочувствие.

Воспитательная ценность искусства, по мнению Шпета, проявляется и в том, что эти переживания бессознательные и потому вызывают эмоции слушателей тогда, когда разум мог бы отвергнуть данные идеалы [5]. Это особенно важно в детской психологии, так как маленькие дети зачастую еще не могут полностью осознать идеалы и ценностные ориентации, которые хотят воспитать в них взрослые. Подростки же, наоборот, нередко рационально отвергают многие значимые для окружающих взрослых ценности. Таким образом, искусство может помочь в формировании нового самосознания, так как, переживая эстетическое наслаждение, человек бессознательно и непроизвольно преображается, у него формируются новые мировоззрения и идеалы [6].

Музыка в силу своей природы способна проникнуть в самые дальние уголки детской души, недоступные и неизвестные подчас самому ребенку. Известные свойства и возможности музыкального искусства позволяют ему разрешать многие проблемы личностного роста ребенка. Именно музыка своей «неконкретностью и чувственностью» будит отроческие откровения.

Музыкальное восприятие, наряду с другими видами музыкальной деятельности, в контексте общего образования способно выполнять психодиагностическую, кор-рекционную и психопрофилактическую функции. Отклики детей на услышанное музыкальное произведение уже являются своего рода проективными монологами, где явственно проступает активная эмоциональная работа личности ребенка. В подтверждение сказанного приведем фрагменты сочинений, написанных детьми подросткового возраста под воздействием «Токкаты ре минор» И.-С. Баха.

«Эта музыка наводит на возвышенные и тревожные мысли. Такое ощущение, как будто душа мечется. Сначала будто тяжелые, мрачные мысли. Затем, постепенно — просветление, мысли о хорошем: "Вдруг все будет благополучно, хорошо?". Затем снова закрадываются сомнения. Создается такое впечатление будто умирает тяжело больной человек. Он в горячке и он боится смерти, боится той неизвестности, что ждет его там. И вот наступила минута смерти, и он понимает, что успокаивается, что ему наконец хорошо».

«Я представляю себя в замкнутом пространстве. И там много-много зеркал. Я блуждаю и не могу выбраться: кажется, вот она дверь, но это очередное отражение меня. Я разбиваю одно зеркало, потом другое. Но они появляются снова и снова. И в каждом я вижу себя».

«Когда я слышу эту музыку, мне представляются те далекие времена. Огромные расписанные узорами стены храма, чарующие своей красотой. Множество горящих свечей, пьянящий запах ладана. Где-то в углу за органом сидит человек. И музыка, которую он играет, настолько пропитала его, эти стены, воздух, что все кажется каким-то невесомым. Краски, лица на изображениях будто ожили. Воздух стал физически ощущаемым. И все это: краски, пламя свечей, лица — все слилось в бешеном танце, порождая яркий свет и звуки, ласкающие слух. Такое впечатление, что человек, играющий на органе, сам есть музыка. И эта музыка манипулирует, движет

Духовно-нравственные проблемы бытия всем. Она переполняет все. Она настолько сильна и могущественна, что прошла сквозь столетия, оставляя те же неповторимые чувства и переживания в сердцах своих слушателей. Она чарует, волнует, вселяет мужество, вдохновляет, в каждом дыхании рождая жизнь, побуждает жить, творить, любить и верить».

Юным слушателям было предложено отнюдь не простое и совсем не современное музыкальное произведение. Однако текст их сочинений свидетельствует о значительной эмоциональной работе, вызываемой в детской душе звуками музыки.

«...Чувство само по себе, — говорил В. Г. Белинский, — еще не составляет поэзии: надо, чтобы чувство было рождено идеею и выражало идею» [7, с. 170].

Зеньковский писал, что образы сказок, рассказов, стихи, рисунки, музыка — все это является как бы центром для оседания наших чувств, для их оформления в сознании [1]. Человек ищет уяснения своих чувств и достигает этого с помощью художественных образов, которые питают и пробуждают их.

Литература

1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. 271 с.

2. 18 правил духовного человека // ВКонтакте [социальная сеть]: [Электронный ресурс]. 2009. 27 сентября. URL: http://vk.com/topic-11797333_21838270 (дата обращения: 2010.2014).

3. Бондырева С. К., КолесовД. В. Матрица духовности. М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. 188 с.

4. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Духовность (психология, социология, семантика). М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2007. 141 с. (Б-ка студента / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн).

5. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: П. Э. Т.: Алетейя, 1996. 154 с.

6. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Мартин, 2006. 256 с. (Скрижали мысли).

7. Белинский В. Г. Собрание сочинений в девяти томах / Ред. М. Я. Поляков. Т. 5. М.: Худож. лит., 1979. 631 с.

Лифинцева Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и логопедии Московского государственного гуманитарного университета (филиал в г. Егорьевске). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.