УДК 37.03
Духовность современной личности и пути ее формирования
С. Н. Лифинцева
Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова (г. Егорьевск)
Дано сущностное определение понятия духовности с точки зрения общекультурного и психолого-педагогического подходов. Проанализировано состояние и уровень духовности молодого человека в современном обществе с использованием результатов социологического опроса студентов г. Егорьевска, а также вторичной информации из открытых сетевых источников. Рассмотрен потенциал музыкального искусства, в частности музыкального восприятия как отдельного вида деятельности, как средства влияния на процесс духовного формирования личности.
Ключевые слова: духовность; восприятие музыки; воспитательная ценность искусства; духовно-эстетическое становление; молодежь.
Понятие «духовность», образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесенность с супранатуралистическим трансцендентным началом. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству: соответственно, одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу.
В психологии духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной (познавать) и социальной (жить, действовать «для других»). Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью — вторая. С категорией «духовность» соотносится потребность в познании — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить ответ на них. Объективная полезность духовной деятельности человека сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга, наказанием — угрызения совести и чувство вины. Один из самых значительных русских писателей и мыслителей, Л. Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самым худшим — человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не объективной истине, а выгодным для него взглядам.
Образование в России было неотделимо от духовного формирования личности — это относится и к христианской педагогике дореволюционных времен, и к советской эпохе. Не случайно В. В. Зеньковский усматривал большую близость советской педагогики к религиозной, чем к позитивизму и кантианским увлечениям, например, С. И. Гессена [1]. Разумеется, русскую школу, как всякую другую,
© Лифинцева С. Н.
Лифинцева С. Н.
занимали вопросы и творчества, и методики развития интеллекта, но в ней выделялась доминанта духовности как стержень образования. Духовность — это проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному. Она преодолевает утилитаризм, чисто практическое, точнее прагматическое, бытие человека. Духовность рассматривалась в русской религиозной философии как метафизическое ядро человека.
Взгляды современной молодежи на духовность и ее место в жизни и системе их ценностей анализировались в ходе опроса студентов педагогического факультета Егорьевского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова. Приведем несколько цитат, характеризующих позицию большинства (почти 60 %) респондентов:
— «Духовность в современном мире... По-моему, люди забыли про это»;
— «Духовность в современном мире отсутствует. Ну, или большая редкость»;
— «Духовность в современном мире. Можно сказать, что это понятие стоит далеко не на первом месте».
В самом молодежном источнике информации — Интернете — сформулированы правила духовного человека [2] (лексика и орфография подлинника сохранены):
«.2. Заведите в машине несколько иконок, подходящих к случаю. Они могут помочь, когда вы будете выезжать на встречную, пользуясь купленными по случаю мигалкой и крякалкой, а заодно создадут вам имидж духовного человека.
Пример в любой маршрутке, описывать глупо.
3. Любите Пушкина, Толстого и Достоевского. Читать не обязательно, просто помните, что они — ваши любимые писатели. А если спросят о Лескове, Пастернаке или Набокове, презрительно морщитесь. Набоков вообще жил в Америке и написал "Лолиту" — откуда там духовность?!
4. Говорите на бессмысленные темы. Полезно бывает, например, обсудить с друзьями исконную русскую соборность русской же души. Если получится выпить при этом по полбутылки водки на каждую присутствующую душу, наверняка удастся даже
поспорить.
<...>
6. Приучайте к духовности детей. Заставляйте их читать стихи и беспрекословно вас слушаться (послушание — главный признак духовности кого угодно). Не захотят — придется бить линейкой по голове. Как бы вам ни было неприятно, вы духовный человек и выдержите такое испытание!
7. Всегда подавайте милостыню, получив крупную взятку или откат. Давайте рублей сто, не меньше — так вы поможете перераспределить неправедно нажитые богатства в пользу бедных. Ведь те, кто вас подкупает наверняка наживались неверно.
<...>
10. Презирайте Запад — весь разом. И бурную Францию, и расслабленную Голландию, и консервативную Финляндию. И уж конечно, Америку, где и культуры-то своей никогда не было. Кстати, как это скажете, сразу уходите, а то всякие умники начнут донимать вас Хемингуэем, Марком Твеном, О'Генри, Драйзером, Фолкнером и прочей чушью.».
В этих советах (во всех или хотя бы некоторых) большинство из нас узнает себя.
Духовно-нравственные проблемы бытия
Но вместе с тем часть опрошенных студентов — примерно 40 % — более осознанно и рефлексивно относится к духовности и смыслу собственной жизни:
— «Духовность — это понимание того, что мир находится в согласии с внешними проявлениями личности. Ответственность за честность перед самим собой в своих мыслях и поступках»;
— «Духовность — это тончайшая энергия, связывающая человека с Высшим миром. Духовность трудно определить. Осознать это понятие можно путем поиска элементов духа во всем. Духовность — это не высшее образование, это не масса всевозможных знаний. Духовность — это умение принять чужую боль как свою»;
— «Духовность — совокупность проявлений духа в мире и человеке, выражение моральных ценностей. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям и миру. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов»;
— «Смысл моей жизни в том, чтобы не изменять своим принципам, развивать и воплощать свои идеи, дорожить, ценить и уважать своих близких».
Последние высказывания свидетельствуют о неиссякаемости духовных традиций и «врожденности» духовных предпосылок в личности.
В современной психологической литературе четко различают понятия душевности и духовности: «душевное» — это мир чувств, а «духовное» — мир идей [3]. Душевный опыт признается замкнутым, непосредственным, объективированным и единичным. Кроме того, выделяется позитивная и негативная душевность: доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию и отсутствие таковых. В последнем случае, как нам кажется, проявляется не негативная душевность, а ее неразвитость: трудно представить себе злобу, жестокость, подлость под именем душевности, пусть даже негативной, и негативную духовность. «Позитивная духовность не самодостаточна, это — наличие в психике индивида и черт духовности, и черт позитивной душевности: он должен быть не только духовным, но и просто "хорошим человеком", что не всем духовным удается» [4]. Нам представляется неоднозначным вопрос о негативной духовности и возможности отнести ее «симптомы» к духовности.
Средством, способным возродить и развить высшие нравственные и художественные задатки, является, на наш взгляд, музыкальное искусство, проникающее непосредственно в душу, в бессознательное, не требующее «разъяснений» и интеллектуальных обоснований. В частности, наибольшие возможности имеет такая музыкальная деятельность, как восприятие музыки, предполагающее лишь минимальные специальные способности и подготовленность. Вместе с тем именно оно наиболее доступно молодежи и подросткам и даже модно среди них, а значит, может стать именно тем каналом, который позволит достучаться до души и духа будущих поколений.
Воздействие искусства на человека не ограничивается одной лишь эстетической функцией, а связано со всеми видами его жизнедеятельности и духовным миром личности в целом, поэтому проблемы духовно-эстетического становления особенно актуальны и должны решаться наряду с задачами формирования духовно и нравственно развитой личности.
Лифинцева С. Н.
Известный ученый Г. Г. Шпет считал, что искусство является специфическим видом знания, особенности которого связаны с его эмоциональной первичностью. Передача в искусстве определенного переживания позволяет сформировать новое понятие, основанное на сотворчестве с автором, вызывающем на основе внешних экспрессивных форм произведения сопереживание, сочувствие.
Воспитательная ценность искусства, по мнению Шпета, проявляется и в том, что эти переживания бессознательные и потому вызывают эмоции слушателей тогда, когда разум мог бы отвергнуть данные идеалы [5]. Это особенно важно в детской психологии, так как маленькие дети зачастую еще не могут полностью осознать идеалы и ценностные ориентации, которые хотят воспитать в них взрослые. Подростки же, наоборот, нередко рационально отвергают многие значимые для окружающих взрослых ценности. Таким образом, искусство может помочь в формировании нового самосознания, так как, переживая эстетическое наслаждение, человек бессознательно и непроизвольно преображается, у него формируются новые мировоззрения и идеалы [6].
Музыка в силу своей природы способна проникнуть в самые дальние уголки детской души, недоступные и неизвестные подчас самому ребенку. Известные свойства и возможности музыкального искусства позволяют ему разрешать многие проблемы личностного роста ребенка. Именно музыка своей «неконкретностью и чувственностью» будит отроческие откровения.
Музыкальное восприятие, наряду с другими видами музыкальной деятельности, в контексте общего образования способно выполнять психодиагностическую, кор-рекционную и психопрофилактическую функции. Отклики детей на услышанное музыкальное произведение уже являются своего рода проективными монологами, где явственно проступает активная эмоциональная работа личности ребенка. В подтверждение сказанного приведем фрагменты сочинений, написанных детьми подросткового возраста под воздействием «Токкаты ре минор» И.-С. Баха.
«Эта музыка наводит на возвышенные и тревожные мысли. Такое ощущение, как будто душа мечется. Сначала будто тяжелые, мрачные мысли. Затем, постепенно — просветление, мысли о хорошем: "Вдруг все будет благополучно, хорошо?". Затем снова закрадываются сомнения. Создается такое впечатление будто умирает тяжело больной человек. Он в горячке и он боится смерти, боится той неизвестности, что ждет его там. И вот наступила минута смерти, и он понимает, что успокаивается, что ему наконец хорошо».
«Я представляю себя в замкнутом пространстве. И там много-много зеркал. Я блуждаю и не могу выбраться: кажется, вот она дверь, но это очередное отражение меня. Я разбиваю одно зеркало, потом другое. Но они появляются снова и снова. И в каждом я вижу себя».
«Когда я слышу эту музыку, мне представляются те далекие времена. Огромные расписанные узорами стены храма, чарующие своей красотой. Множество горящих свечей, пьянящий запах ладана. Где-то в углу за органом сидит человек. И музыка, которую он играет, настолько пропитала его, эти стены, воздух, что все кажется каким-то невесомым. Краски, лица на изображениях будто ожили. Воздух стал физически ощущаемым. И все это: краски, пламя свечей, лица — все слилось в бешеном танце, порождая яркий свет и звуки, ласкающие слух. Такое впечатление, что человек, играющий на органе, сам есть музыка. И эта музыка манипулирует, движет
Духовно-нравственные проблемы бытия всем. Она переполняет все. Она настолько сильна и могущественна, что прошла сквозь столетия, оставляя те же неповторимые чувства и переживания в сердцах своих слушателей. Она чарует, волнует, вселяет мужество, вдохновляет, в каждом дыхании рождая жизнь, побуждает жить, творить, любить и верить».
Юным слушателям было предложено отнюдь не простое и совсем не современное музыкальное произведение. Однако текст их сочинений свидетельствует о значительной эмоциональной работе, вызываемой в детской душе звуками музыки.
«...Чувство само по себе, — говорил В. Г. Белинский, — еще не составляет поэзии: надо, чтобы чувство было рождено идеею и выражало идею» [7, с. 170].
Зеньковский писал, что образы сказок, рассказов, стихи, рисунки, музыка — все это является как бы центром для оседания наших чувств, для их оформления в сознании [1]. Человек ищет уяснения своих чувств и достигает этого с помощью художественных образов, которые питают и пробуждают их.
Литература
1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. 271 с.
2. 18 правил духовного человека // ВКонтакте [социальная сеть]: [Электронный ресурс]. 2009. 27 сентября. URL: http://vk.com/topic-11797333_21838270 (дата обращения: 2010.2014).
3. Бондырева С. К., КолесовД. В. Матрица духовности. М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. 188 с.
4. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Духовность (психология, социология, семантика). М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2007. 141 с. (Б-ка студента / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн).
5. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: П. Э. Т.: Алетейя, 1996. 154 с.
6. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Мартин, 2006. 256 с. (Скрижали мысли).
7. Белинский В. Г. Собрание сочинений в девяти томах / Ред. М. Я. Поляков. Т. 5. М.: Худож. лит., 1979. 631 с.
Лифинцева Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и логопедии Московского государственного гуманитарного университета (филиал в г. Егорьевске). E-mail: [email protected]